Анализ романа "мы". В чем философский смысл "Мы" Е. Замятина

Писатели нашей страны — талантливые люди, в чем убеждаешься, когда читаешь их произведения, что входят в школьную программу. Среди обязательных к изучению писателей находится и Замятин, что написал прекрасную работу Мы.

Замятин «Мы» краткое содержание по главам

Как раз сегодня вашему вниманию предлагаем книгу Замятина Мы в кратком содержании по главам, благодаря которому вы быстро познакомитесь с сюжетом. Изучив Роман Замятина Мы по главам в кратком содержании, вы сможете ответить на поставленные вопросы и сделать анализ произведения. Сама работа о далеком будущем, где талантливый инженер делает записи, чтобы потом их могли почитать потомки.

Пишет, чтобы потомки могли узнать о Едином государстве и идеальном правителе — Благодетеле, почитать о жизни, где есть Мы и это от Бога, а вот Я — идет от дьявола.

Глава 1

Из записки первой главы мы узнаем о том, что земля покорилась Единому государству и правителю Благодетелю. Люди не имеют имен, лишь номера. Они здесь счастливы. И вот завершается строительство Интеграла. Этот космический корабль должен проинтегрировать вселенную, уничтожить дикую кривую и выпрямить ее. Ведь линией идеального единого государства является прямая, мудрая и точная. Благодаря Интегралу, всем остальным существам планеты можно будет принести математическое счастье. Над строительством корабля работает великий математик Единого государства Д-503, он же ведет записи, где записывает все мысли счастливых жителей.

Глава 2

Однажды весенним днем в послеобеденное время к Д-503 заглянула его любимая О-90 и они пошли прогуляться. Это было дополнительное время, во время которого под Марш государства гуляли такие же номера. Гуляя, герой встретил незнакомку, что звали I-330. Каким-то образом ей удавалось читать мысли нашего строителя. Герой заинтересовался дамой, которая пригласила его в аудиторию 112. Д-503 сказал, что придет, если будет наряд. Дальше, оставшись с О наедине, девушка сказала возлюбленному, что хотела бы к нему прийти ночью. Но он сказал, что их встреча назначена на послезавтра. Герой попрощался с девушкой, три раза ее поцеловав на прощание.

Глава 3

В 3 главе автор решил познакомить будущего читателя с такими понятиями цивилизации как Скрижаль, Материнская и Отцовская нормы, Зеленая стена. Д говорит о том, что после войны никто не переступал черту Зеленой стены, что отделяет город от леса. При этом Скрижаль, как та икона, которой хочется читать молитвы. Благодаря этим часам, проходит спланированная жизнь населения, которое одновременно просыпается, ест, работает, гуляет, ложится спать. Каждый день два раза в день у людей есть личное время, во время которого могут гулять, встречаются со своими половинками или же творить и писать, как это делает автор записок.

Д непонятно, как раньше люди могли жить не по часам, не по научной этике, без урегулирования времени. Он не может подобное осмыслить. Абсурдно было и то, что не урегулировалась и сексуальная жизнь, где люди, как животные рожали вслепую. Автор пишет, что в такое сложно поверить, но были времена, когда жил народ в состоянии диких зверей или стада, и даже сейчас такие личности можно повстречать. Д пишет, что такое редко встречается и это быстро устраняется. За всем следят Хранители.

Глава 4

Д и правда получил наряд в аудиторию 112. По громкоговорителю говорили о музыке прошлого. Один из примеров был исполнен той незнакомкой по имени I. Сегодня Д был в настроениии и все время искал глазами О, которая вечером должна была прийти к нему. Вообще все их помещения были стеклянными, чтобы можно было следить за их жизнью. Это облегчало и функции Хранителей и только в сексуальные дни разрешалось закрывать шторы. И вот в 21 пришла О с розовым талоном.

Глава 5

В этой части Д знакомит будущего читателя со своим миром, который для него понятен, хотя многие зададутся вопросом, например о том, что такое розовый талон. Автор пишет, как государство в двухсотлетней войне победило голод, пишет о том как изобрели нефтяную еду, как победили такое чувство, как Любовь. Теперь живут по формуле, где номер может выбрать любой. Сделав заявление, к вам приставят нужный номер и в сексуальные дни можете пользоваться указанным номером, получив розовую книгу с талонами. Такие отношения намного приятнее и полезнее для организма.

Глава 6

В шестой главе упоминается о том, что пока их жизнь не идеальна. Д пишет о том, что на площади будет Правосудие, так как кто-то из номеров нарушил правила. Да что далеко ходить, когда и с ним приключилось нечто непонятное, пусть и в его личное время. Он пишет, как ему позвонила I и назначила встречу в Древнем доме. И вот уже через пять минут Д и I-330 были в аэро. Они приехали к дому, где сидела странная старуха. Она пустила приехавших. Герой стал рассматривать помещение, где вокруг царил хаос. I-330 переоделась в странное платье. Заметив, что уже пора, математик предложил ехать, чтобы не опоздать. Однако женщина отказывается и предлагает остаться, нарушая все правила. Автор записки отказывается, принимая решение доложить Хранителям по поводу выявленных нарушений.

Глава 7

Нашему герою снится сон. Проснувшись, он понимает, что заболел, ведь сны считаются психической болезнью. Далее автор говорит, насколько гениальным был Тэйлор, что сумел проинтегрировать жизнь. Д, позавтракав, отправился к Интегралу. По пути он встретил Хранителя S, которого уже видел. Хотел было рассказать об I и ее нарушении, но передумал, так как оказалось, что Хранитель очень хорошо знал женщину. Позже он встретился с О, которая предположила, что герой болен. И вот автор записок решает пойти к доктору, а вечером Д с О решали задачки, которые помогают расслабиться и очистить мысли.

Глава 8

В данной записи Д вспоминает, как в детстве его страшило иррациональное число. Математик идет в Бюро Хранителей, но по дороге встретил О и писателя R-13. Разговорившись с ними, писатель предлагает всем вместе пойти к нему в гости, несмотря на то, что к нему сегодня записана О. Все идут к писателю, где разговаривают о поэтах и об их творчестве. Далее Д идет домой, а R-13 опускает шторы. Автор записей делает вывод, что писатель он и О, как семья, некий не равнобедренный треугольник.

Глава 9

Глава 9 переносит нас на площадь Кубу, где собрался народ. Был там и Д. Взоры все обращены на Благодетеля. Он стоял возле Машины на площади, где ожидается казнь преступника, что написал кощунственные стихи. На сцене стали зачитывать стихотворения поэта, среди них был и знакомый нам поэт, друг Д. Преступник поднялся к Машине. Нажав на рычаг, Благодетель убил поэта, послав на него сотни тысяч вольт электрического тока. Произошло расщепление атомов, поэт превратился в воду.

Глава 10

Д получает письмо, в котором говорится о том, что его к себе записала I. Так как в этот вечер к нему должна прийти О, то он отсылает ей копию извещения, сам же идет к женщине. О не понимал, почему она его позвала. Он же дал ей понять, что она ему не нравится. Сама же I сказала, что он в ее власти, ведь тот не пошел к Хранителям. Женщина курила, да еще и пила ликер. Это запрещалось, но ей было все равно. Алкоголь она предложила и Д, вот только тот отказался. Тогда женщина, набрав ликер в рот, во время поцелуя, залила жидкость в рот автору записок. И тут герой, как с ума сошел, чуть было не признался в любви, но не успел. Нужно было попасть домой, ведь после половины одиннадцатого на улицу нельзя было выходить. Дома он уснуть не смог.

Глава 11

Теперь Д не понимает, кто он на самом деле, он разуверился в себе. Далее к мужчине приходит поэт. Они разговаривают. В разговоре R говорит о том, что на послезавтра к Д записана О, а дальше наш герой узнает, что и поэт знаком и с I. Вот тут проснулась в мужчине ревность. Поэт уходит, а математик понимает, что теперь нет у них треугольника, всплывшие чувства все развалили.

Глава 12

Д надеется выздороветь. Он верит, что все пройдет и будет, как раньше. Он ждет встречи с О. Направляясь на работу, он читает стихи поэта, а вместе с ним их читает и Хранитель.

Глава 13

Математик выспался, посчитав себя выздоровевшим. Он в ожидании вечера, когда к нему должна прийти О. Но тут звонок от I, которая просила его выйти. Он хотел поставить все точки, сказав, что им управляет государство, но не тут-то было. Встретившись с I, Д опаздывает на работу. Знакомый доктор пишет справку, после чего герои отправляются в Древний дом. Там они любили друг друга. После I исчезает.

Глава 14

К Д приходит О, которая сразу замечает, что математик иной, не ее. Д стал ее целовать, но не смог дальше отдаться любви. Девушка убегает, а герой понимает, что I разбила отношения его не только с поэтом, но и с О.

Глава 15

Д приходит на место, где строится Интеграл. Там ему второй строитель сообщает о шпионе, которого отправили в Операционное бюро, где его будут пытать. Второй помощник говорит, что вокруг строительства много нарушителей, однако Д советует ему сделать операцию, чтобы умерить фантазию.

Глава 16

Д тоскует по I, которую давно не видел. Лишь пару раз она промелькнула в окружении мужчин. К Д у нее был розовый талон, но она не явилась. Герой начинает ее ревновать, и тут еще ему кажется, что за ним следит Хранитель.

Д приходит к дому I из-за чего опаздывает. Он идет к доктору, дабы получить освобождение от работы, и доктор ставит диагноз — болен, у Д появилась душа. Но, переживать не стоит, ведь душа не только у него одного. Вылечить его могут прогулки пешком. Он говорит, что ему нужно пройтись до Древнего дома, как бы намекая на то, что там его ждет I.

Глава 17

Д отправляется к Дому в надежде увидеть женщину. Старуха сообщает, что I в доме, но герой не может ее отыскать. Тут он видит, как идет хранитель S. Математик прячется в шкаф и куда-то проваливается. Как оказалось, там был лифт. В подземном коридоре Д встретил знакомого доктора, который провел его к I. Та в своем желтом платье. Они выходят из дома, I назначает свидание на послезавтра.

Глава 18

Продолжая читать произведение Евгения Замятина Мы в кратком содержании, вновь видим нашего героя. Ему снится I и тут он вспоминает все то страшное иррационально число. Вечером Д решил пройтись, как советовал доктор. Наблюдая за лекциями, математик понимает, что не хочет находиться среди остальных. Возвратившись с прогулки, ему вручают письмо от О-90, которая написала, что отпускает его, хоть и очень любит. Она понимает, что он любит другую.

Глава 19

Проходит первый запуск двигателя Интеграла, во время которого погибло несколько человек. Но, это ничего, такую потерю даже не заметили. Д ждет встречи с I, но она не пришла. Зато прислала письмо, где просит математика опустить шторы, создавая иллюзию, будто она у него. Герой разозлился, но просьбу выполнил. Д идет на лекцию о детоводстве, где ему встретилась О. После лекции он идет домой. Там его ждет О. Она признается, что вопреки всему, хочет от Д ребенка. Они совокупляются.

Глава 20

Герой размышляет о произошедшем, в случае чего, он готов к смерти.

Глава 21

Несмотря на то, что I вновь записана к математику, она не приходит. Д опускает шторы, как прежде, сам же пишет записки. Дальше герой направляется в Древнему дому, чтобы найти там девушку, но встречает Хранителя S, который просит Д быть аккуратнее. Вечером к Д приходит контролерша Ю рассказывая о том, что дети в школе нарисовали карикатуру на нее из-за чего та сдала их Хранителям.

Глава 22

Идет шествие. Ведут преступников на казнь. И вот к одному из преступников бросилась женщина из толпы. Математику показалось, что это его пропавшая девушка. Он бросился к ней на защиту и его схватили, как соучастника. Но его защитил Хранитель S, сказав, что тот болен.

Глава 23

Наконец I пришла к герою. Она любит его и хочет быть уверенной, что и он ее любит. Хочет знать, что он готов ради нее на все. Д чувствует, что женщина что-то скрывает. I обещает все рассказать, но после Единогласия.

Глава 24

Д думает о дне Единогласия, во время которого выбирают одного и того же правителя. Математик звонит I и предлагает идти в этот день на площадь вместе. Но женщина отказывается.

Глава 25

Вот день настал. Благодетель со своими речами за трибуной. Рядом I, поэт и хранитель. Герой ревнует, а дальше происходит немыслимое. Во время голосования тысячи людей взбунтовались проголосовав против Благодетеля. Вокруг паника. I — ранена, ее несет на руках R. Математик отбирает у него женщину и несет ее на верхнюю трибуну. Они договариваются о встрече в подземном коридоре. Д размышляет о произошедшем, не понимает, как такое случилось и люди взбунтовались.

Глава 26

Как ни странно, но мир не изменился, все как и раньше. В газете сообщалось, что Благодетель избран, хоть и пытались сорвать выборы. По улице были расклеены листовки Мефи, одну из них Д помог сорвать номеру S.

Глава 27

Д и I встретились. Женщина повела математика туда, где он никогда не был. Они оказались за зеленой стеной. Там герой увидел многих людей, обросших шерстью. I призывает собравшихся разрушить стену, захватить Интеграл, чтобы полететь на иные планеты с единомышленниками. Нужно менять установившиеся порядки и законы. Кто-то сказал, что это безумие, но Д подхватил свою спутницу, сказав, что именно без этого безумия не обойтись. После сборов, все пили какое-то содержание чаши, и тут Д в толпе увидел знакомое лицо. Он сказал, что видел Хранителя, но I утверждала, что об этом месте никому не известно.

Глава 28

К Д приходит I, за ней вламывается Ю, но Ю выставляют за дверь. Сама же I говорит, что математик может сдать ее Хранителям, но Д говорит, что он уже другой и не сдаст ее. Дальше женщина рассказывает, что государство что-то готовит, ведь отменены все аудитории, где готовятся медицинские столы. Еще женщина предположила, что герой потомок смешанного рода, от женщины с города и мужчины, что жил за стеной. Рассказала она и о Мефи, что борется за свободу и движение, в отличие от государства, которое стоит за порядок и стабильность. Она уходит. Позже Д получает письмо, что к нему направляются Хранители. Он прячет опасные записи. Хранитель ничего не найдя уходит.

Глава 29

Д в очередной раз идет в Древний дом, где ему назначена встреча с I. Направляясь в дом, он видит беременную О. Она счастлива, однако Д понимает, что ей грозит опасность. Он хочет попросить I, чтобы та перевела ее за стену, но О, услышав имя соперницы, отказывается идти с математиком.

Глава 30

I делится с Д своими планами. Мефи запланировал захватить во время первого пробного полета Интеграл. Герой утверждает, что это революция, но ее не избежать. I просит во время обеда всех запереть в столовой, чтобы те осуществили свои планы.

Глава 31

Газеты пишут о том, что изобрели метод, который полностью сделает людей идеальными. Для этого нужно прийти на операцию, что проводится в аудиториях. Д счастлив, поделился радостью с I. Та назначает свидание. Сам же запуск Интеграла откладывается из-за операций, чему математик рад, ведь не нужно предавать Интеграл. Вернувшись домой, он видит Ю, которая сообщает, что всех детей отвела принудительно на операцию. За действиями все могут следить, ведь операции проводятся на виду. Д, прежде чем идти на операцию по удалению центра мозга, что отвечает за фантазию, встречается с I. Она ставит его перед выбором. Счастливая идеальная жизнь без нее или же он выбирает I. Он выбирает второе.

Глава 32

Интеграл готовят к запуску, а люди отказываются от операции. Их начинают загонять насильно, но они убегают. Среди убегающих был и Д. Он встретил О, которая согласна идти к I и прятаться за стеной. Однако Д замечает слежку. Он отправляет девушку одну, написав письмо I. Многие люди утверждают, что у Древнего дома видели голого волосатого человека.

Глава 33

В газетах стали писать о необходимости операции, а всех кто не явится, предадут Машине Благодетеля.

Глава 34

Корабль готов к испытаниям. Математик видит I, которая сообщает, что О в безопасности. И вот обед наступил, все должно было произойти, но человек, которого Д считал Мефи, оказался Хранителем. Революции помешали состояться. I подозревает Д в предательстве. Тот же понимает, что на него донесла Ю, которая могла прочитать последние записи, когда его не было в комнате.

Глава 35

Д ищет по городу Ю, чтобы убить, но не находит. В толпе он видит I, которую заставляют идти на операцию. Он хочет ей помочь, но не может пробиться через толпу. Началась облава и Д убегает. Вечером Ю сама приходит к Д. Он опускает шторы, чтобы не видели убийство, но Ю, подумав о соединении, сбрасывает одежды. Д смеется и это убивает женщину. Ю одевается и признается, что I она не выдавала. Герой верит женщине.

Глава 36

Д позвал к себе Благодетель. Тот уверял, что Д использовали не более того. Из него просто хотели вытащить информацию. Эти слова ранят мужчину. Он хочет увидеться с I.
Он на площади рядом с машиной Благодетеля, представляет, как будут казнить I. В этот момент он впервые пожалел о том, что у него нет мамы.

Глава 37

Когда происходил завтрак, все услышали грохот и увидели летящих птиц. Люди поняли, стена взорвана. Все направляются в то место, где образовалась дыра. Математик узнает, что I где-то в городе. Он идет в ее квартиру, но там пусто и какой-то погром. Он видит розовые талоны к нему и к еще одному мужчине. Не дождавшись женщину, герой уходит домой.

Глава 38

Утром он проснулся от света. Открыв глаза, увидел I. Она пришла на несколько минут, и ее ждут внизу. Д рассказал о встрече с Благодетелем и их разговоре. Однако I ничего не ответив, ушла.

Глава 39

В городе хаос, летают птицы идут бои. Д решает идти к Хранителям. О решил во всем признаться. По дороге он увидел труп знакомого поэта, а дальше, в Бюро все рассказывает S. Как оказалось, он один из повстанцев и все знал. Так что Д не ошибся, когда за стеной увидел похожего на Хранителя человека. Д уходит и встречает ученого, который работает над своими расчетами. Он утверждал, что Вселенная не бесконечная. Д заинтересовал вопрос о том, что же находится на конце Вселенной. Но ответа не получил, так как услышал топот.

Глава 40

Герой и ученый схвачен. Они в аудитории. Им делают операции. Д чувствует себя здоровым. На следующий день Д у Благодетеля. Он все ему рассказывает. В этот же вечер все были схвачены. Д и Благодетель находились в газовой комнате, где пытали I, но она не сознавалась, хотя остальные признались во всем. Их всех должны казнить на площади.
Далее Д пишет в записке, что бунтари еще ходят по городу, но от них возвели временную стену. Он надеется, что Единое государство победит, ведь разум и номера просто обязаны победить. На этом и завершается произведение Мы Замятина в .

4 (80%) 3 votes


Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы , и , с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антиутопия является совершенно особым жанром литературы. С одной стороны, это описание мира, которого просто не может существовать: мира жестокого, нетерпимого к проявлению человеческой индивидуальности. С другой же - обыкновенная жизнь без каких-нибудь фантастических элементов, только на бумаге. И от такой похожести на нашу с вами действительность порой становится немного страшно…

Таков роман, который написал русский писатель Евгений Замятин, «Мы». Он стал первым, кто создал подобного рода произведение. Великий Олдос Хаксли вместе с Джорджем Оруэллом стали его последователями.

Замятин, «Мы». Краткое содержание произведения

Роман написан в форме дневника, который ведет гражданин Единого Государства. Имя его - Д-503. Точнее, это его «нумер». Имен здесь нет, ведь даже они могут повлиять на что так порицает Благодетель - всемогущий и всезнающий правитель.

Из первых дневниковых записей мы узнаем об устройстве жизни в Едином Государстве. Все здесь носят одинаковую одежду - юнифы, и лишь цвет их идентифицирует пол. На каждом написан его нумер. По сути, люди, живущие здесь, и гражданами не являются: все так и зовут друг друга - нумерами.

Стоит отметить, что написал Замятин «Мы», краткое содержание которого мы сейчас рассматриваем, в 1920 году. Поскольку в романе четко прослеживается параллель с советской действительностью, книгу, естественно, при жизни писателя в нашей стране не издали.

Далее мы узнаем, что Д-503 - один из талантливых ученых, великий математик, который, как и многие другие жители Единого Государства, трудится над созданием ИНТЕГРАЛА - космического корабля, который в скором будущем должен будет вместе с экипажем отправиться на исследование далеких планет. Написал Замятин «Мы», краткое содержание которого вы сейчас читаете, так, что невозможно не поверить в ужасающее Единое Государство огорожено Зеленой Стеной, за которой живут так называемые дикари - люди, оставшиеся там после Великой Двухсотлетней войны.

Все здесь имеют возможность половых отношений с любым другим нумером противоположного пола - нужно лишь взять специальный розовый талон. Чаще всего Д-503 встречается с О-90 - невысокой пышнотелой девушкой. Главный герой так и живет - по расписанию, регламентируемому Часовой Скрижалью, пока не встречает I-330 - революционерку, которая вместе с некоторыми другими жителями Единого Государства собирается взорвать Зеленую Стену, чтобы вырваться на свободу. Поначалу Д-503 считает это вздором, а женщину находит ужасно неприятной. Однако постепенно, неожиданно для него самого, в нем проявляется чувство к I-330, которое он никогда не испытывал ранее - любовь.

Как же закончил Замятин «Мы», краткое содержание которого мы с вами уже почти дочитали? Д-503 вместе I-330 и с другими революционерами добились того, чего хотели. Стена была взорвана, нумера впервые за долгое время увидели дикарей, в Едином Государстве наступил хаос. Некоторые успели сбежать - туда, на волю. Однако все те, кого успели задержать (среди них - и главный герой), подвергаются Великой Операции, которая лишает фантазии. Тех же, кто являлся главными организаторами взрыва, в том числе и I-330, казнят с помощью Газового Колокола.

Только что вы прочитали краткое содержание «Мы». Замятин вложил в это произведение всю свою душу, а потому ознакомиться с ним целиком в любом случае просто необходимо.

В произведении Замятина “Мы”, которое называют антиутопией, нарисован мир: абсурдный, но ужасающе похожий на тот, в котором мы живём. Писатель затронул не только проблематику большевистской политики, но и поглощения техническим прогрессом духовной стороны жизни. В произведении “Мы” анализ романа позволяет сделать вывод, что он по-прежнему актуален и абсолютно оригинален. Полный анализ произведения, который вы сможете найти в нашей статье, будет полезен учащимся 11 класса для подготовки к уроку литературы, тестированию или творческим работам.

Краткий анализ

Год написания – 1920 год.

История создания – Роман написан после революции, а опубликован в России в 1988 году.

Тема – жизнь людей в условиях тоталитарного общества.

Композиция – произведение написано в форме конспекта инженера Д-503, 40 записей, которые прослеживают “оживание” человека и последующую “ампутацию” его души.

Жанр – роман-антиутопия с элементами сатиры.

Направление – неореализм. Элементы фантастики следует рассматривать как художественную составляющую, не влияющую на жанр и направление.

История создания

После возвращения из Англии во время гражданской войны Евгений Замятин создаёт свой шедевральный роман. Глядя в далёкое будущее, писатель увидел и “напророчил” многие вещи, которые стали реальными совсем недавно. Его расчёт оказался верным, а творческий потенциал – удивительно самобытным. Прекрасно понимая, что в России ему не стоит пытаться напечатать своё произведение, Замятин отдаёт его на публикацию за границу. В 1923 году роман был напечатан в Нью-Йорке на английском языке, а в 1952 – на русском, там же, где и впервые.

Слава писателя дошла до родины, но суть романа была искажена. В 1929 году на Евгения Замятина обрушился шквал литературной критики, обвиняющей его в искажении действительности, начались притеснения, травля: жизнь и творчество в России стало невозможным. Писатель обращался с И. В. Сталину с письменной форме, однако был вынужден уехать за границу.

Непринятие и вражеская интерпретация существующей политической системы – совсем не то, что хотел донести автор до читателя. Социализм не был чужд Замятину, скорее – напротив. Но жёсткие перегибы, нездоровые тенденции, которые могли в будущем стать катастрофой для духовности страны и отдельной личности, Евгений Замятин рассмотрел ещё в зародыше. Не секрет, что многие писатели, которые погружались в мир будущего, оказались предсказателями, особенно свойственно это было для автора “Мы”, учитывая его образование и профессиональную деятельность. За спиной уже опытного писателя был политехнический институт (факультет кораблестроения) и работа за границей в качестве инженера. На замысел романа оказали влияние впечатления из поездки и жизни в Англии. Евгений Замятин считал, что настоящая литература, как и всякое другое искусство, может существовать только там, где есть полная свобода, “бунтари, отшельники, мечтатели”. Именно таким и был сам автор романа.

Тема

Антиутопия поднимает ряд проблем , которые неминуемо грозят человечеству: потеря индивидуальности, духовности, обезличивание, общая универсализация. Смысл названия романа является ярким сигнальным стилистическим приёмом: нет людей, характеров, эмоций, есть общее, пустое, безликое “мы”.

Имеется в виду жизнь человека в условиях тоталитарного общества: образ всевидящего Благодетеля вызывает страх. По прошествии 1000 лет с момента последней революции на земле осталось только 2 процента населения, это те, кто выжил после войны между городом и деревней. Символично, что их отделяет Великая стена (очень прозрачная параллель с ситуацией в России во время правления Сталина) от другого дикого, опасного мира. Изображение Единого государства – точная копия политики тоталитаризма, которая стремилась контролировать все сферы жизни людей, даже семью. В своей жёсткой искромётной сатире Замятин дошёл до грани, придумав отсутствие любви, розовые билеты, право человека обладать другим человеком, если возникло желание близости. Таким образом, Единое государство уничтожает всякую привязанность, семейность, ревность и другие пагубные понятия прошлого. Одинаковые квартиры, стеклянные стены, униформа, прогулки строем – ужасающая аллегория, которая так близка к действительности, завуалированной под счастливую жизнь.

Композиция

Действие романа начинается весной. Тон записей рабочего довольный и восторженный: он видит свой мир идеальным, ничто не омрачает его восприятия реальности. События романа заканчиваются осенью, в пору грусти, тоски и угасания всего живого.

Произведение написано в форме конспекта, дневниковых записей инженера – нумера Д-503 от первого лица. 40 дневниковых записей, которые становятся удивительной историей с печальным финалом – вот структура и основа композиции.

Идеология, история и “мудрая политика” Благодетеля – вот то, что составляет большую часть произведения. Логические выводы главного героя, его стремительно меняющаяся жизнь – то, что подаётся через призму, принятых в обществе будущего, норм, становится содержанием дневниковых записей. Изначально они были написаны, чтобы возвеличить идеальную реальность Единого государства, но у Д-503 начинает появляться душа. Это считается заболеванием, но поддаётся лечению в идеальном мире будущего.

Жанр

“Мы” – роман-антиутопия с элементами сатиры . Антиутопиями называют не те произведения, которые конфликтуют с существующим строем, а своеобразное социальное предвидение. Писатель заглядывает в будущее и делает неутешительный прогноз. Для Замятина, человека с “математическим” мышлением, это было достаточно просто, даже очевидно.

Антиутопия – всегда ответ на утопию, в нашем случае на счастливое будущее, которое обещал людям новый политический строй. Нужно отметить, что роман “Мы” повлиял на творчество ряда зарубежных писателей. Сыграло роль то, что он был опубликован на английском языке за границей. Произведение в смысловом и художественном плане – масштабное, грандиозное и необычайно оригинальное.

В мои руки наконец-то попала книга Замятина "Мы", о существовании которой я слышал еще несколько лет тому назад и которая представляет собой любопытный литературный феномен нашего книгосжигательского века. Из книги Глеба Струве "Двадцать пять лет советской русской литературы" я узнал следующее.

Замятин, умерший в Париже в 1937 году, был русский писатель и критик, он опубликовал ряд книг как до, так и после революции. "Мы" написаны около 1923 года, и, хотя речь там вовсе не о России и нет прямой связи с современной политикой - это фантастическая картина жизни в двадцать шестом веке нашей эры, - сочинение было запрещено к публикации по причинам идеологического характера. Копия рукописи попала за рубеж, и роман был издан в переводах на английский, французский и чешский, но так и не появился на русском. Английский перевод был издан в США, но я не сумел достать его; но французский перевод (под названием "Nous Autres") мне наконец удалось заполучить. Насколько я могу судить, это не первоклассная книга, но, конечно, весьма необычная, и удивительно, что ни один английский издатель не проявил достаточно Предприимчивости, чтобы перепечатать ее.

Первое, что бросается в глаза при чтении "Мы", - факт, я думаю, до сих пор не замеченный, - что роман Олдоса Хаксли "О дивный новый мир", видимо, отчасти обязан своим появлением этой книге. Оба произведения рассказывают о бунте природного человеческого духа против рационального, механизированного, бесчувственного мира, в обоих произведениях действие перенесено на шестьсот лет вперед. Атмосфера обеих книг схожа, и изображается, грубо говоря, один и тот же тип общества, хотя у Хаксли не так явно ощущается политический подтекст и заметнее влияние новейших биологических и психологических теорий.

В романе Замятина в двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой "Хранители", без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как "нумер такой-то", либо "юнифа" (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как "сексуальный час") опустить шторы своих стеклянных жилищ. Брак, конечно, упразднен, но сексуальная жизнь не представляется вовсе уж беспорядочной. Для любовных утех каждый имеет нечто вроде чековой книжки с розовыми билетами, и партнер, с которым проведен один из назначенных сексчасов, подписывает корешок талона. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.

Итак, сходство с романом "О дивный новый мир" разительное. И хотя книга Замятина не так удачно построена - у нее довольно вялый и отрывочный сюжет, слишком сложный, чтобы изложить его кратко, - она заключает в себе политический смысл, отсутствующий в романе Хаксли. У Хаксли проблема "человеческой природы" отчасти решена, ибо считается, что с помощью дородового лечения, наркотиков и гипнотического внушения развитию человеческого организма можно придать любую желаемую форму физического и умственного развития. Первоклассный научный работник выводится так же легко, как и полуидиот касты Эпсилон, и в обоих случаях остатки примитивных инстинктов вроде материнского чувства или жажды свободы легко устраняются. Однако остается непонятной причина столь изощренного разделения изображаемого общества на касты. Это не экономическая эксплуатация, но и не стремление запугать и подавить. Тут не существует ни голода, ни жестокости, ни каких-либо лишений. У верхов нет серьезных причин оставаться на вершине власти, и, хотя в бессмысленности каждый обрел счастье, жизнь стала настолько пустой, что трудно поверить, будто такое общество могло бы существовать.

Книга Замятина в целом по духу ближе нашему сегодняшнему дню. Вопреки воспитанию и бдительности Хранителей многие древние человеческие инстинкты. продолжают действовать. Рассказчик, Д-503, талантливый инженер, но, в сущности, заурядная личность вроде утопического Билли Брауна из города Лондона, живет в постоянном страхе, ощущая себя в плену атавистических желаний. Он влюбляется (а это, конечно, преступление) в некую I-330, члена подпольного движения сопротивления, которой удается на время втянуть его в подготовку мятежа. Вспыхивает мятеж, и выясняется, что у Благодетеля много противников; эти люди не только замышляют государственный переворот, но и за спущенными шторами предаются таким чудовищным грехам, как сигареты и алкоголь. В конечном счете Д-503 удается избежать последствий своего-безрассудного шага. Власти объявляют, что причина недавних беспорядков установлена: оказывается, ряд людей страдают от болезни, именуемой фантазия. Организован специальный нервный центр по борьбе с фантазией, и болезнь излечивается рентгеновским облучением. Д-503 подвергается операции, после чего ему легко совершить то, что он всегда считал своим долгом, то есть выдать сообщников полиции. В полном спокойствии наблюдает он, как пытают I-330 под стеклянным колпаком, откачивая из-под него воздух. "Она смотрела на меня, крепко вцепившись в ручки кресла, смотрела, пока глаза совсем не закрылись. Тогда ее вытащили, с помощью электродов быстро привели в себя и снова посадили под Колокол. Так повторялось три раза - и она все-таки не сказала ни слова. Другие, приведенные вместе с этой женщиной, оказались честнее: многие из них стали говорить с первого же раза. Завтра они все взойдут по ступеням Машины Благодетеля".

Машина Благодетеля - это гильотина. В замятинской Утопии казни - дело привычное. Они совершаются публично, в присутствии Благодетеля и сопровождаются чтением хвалебных од в исполнении официальных поэтов. Гильотина - конечно, уже не грубая махина былых времен, а усовершенствованный аппарат, буквально в мгновение уничтожающий жертву, от которой остается облако пара и лужа чистой воды. Казнь, по сути, является принесением в жертву человека, и этот ритуал пронизан мрачным духом рабовладельческих цивилизаций Древнего мира. Именно это интуитивное раскрытие иррациональной стороны тоталитаризма - жертвенности, жестокости как самоцели, обожания Вождя, наделенного божественными чертами, - ставит книгу Замятина выше книги Хаксли.

Легко понять, почему она была запрещена. Следующий разговор (я даю его в сокращении) между Д-503 и I-330 был бы вполне достаточным поводом для цензора схватиться за синий карандаш:

Неужели тебе не ясно: то, что вы затеваете, - это революция?

Да, революция! Почему же это нелепо?

Нелепо - потому что революции не может быть. Потому что наша революция была последней. И больше никаких революций не может быть. Это известно всякому...

Милый мой, ты - математик. Так вот, назови мне последнее число.

То есть?.. Какое последнее?

Ну, последнее, верхнее, самое большое.

Но, I, это же нелепо. Раз число чисел бесконечно, какое же ты хочешь последнее?

А какую же ты хочешь последнюю революцию?

Встречаются и другие пассажи в том же духе. Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. Я не читал других его книг, но знаю от Глеба Струве, что он прожил несколько лет в Англии и создал острые сатиры на английскую жизнь. Роман "Мы" явно свидетельствует, что автор определенно тяготел к примитивизму. Арестованный царским правительством в 1906 году, он и в 1922-м, при большевиках, оказался в том же тюремном коридоре той же тюрьмы, поэтому у него не было оснований восхищаться современными ему политическими режимами, но его книга не просто результат озлобления. Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад. Такая книга будет достойна внимания, когда появится ее английское издание.