Судебные споры в древней руси. Понятие суда в древней руси. Суд и процесс Древней Руси
Правосудие в Древней Руси осуществлялось неспециализированными только на нем одном органами, а выполнявшими и иные политико-правовые функции. Несмотря на это, уже языческие правители Киева понимали, что произвол в любой сфере, в том числе и правовой, чреват ниспровержением основ государственности.
Судебную власть возглавлял Великий князь киевский.
В столице, в частности, он возглавлял суд и вершил любые дела, какие считал нужными. Ибн-Русте отмечал, что сторона, возбудившая дело, звала ответчика «на суд к царю». Последний выслушивал аргументацию сторон и их «препирательства», после чего, взвесив все «за и против», принимал приговор.838
Царь был вправе принимать абсолютно любые решения, но при этом должен был учитывать правовые нормы, содержавшиеся в «Законе русском», договорах 911, 944 гг. и других правовых актах, не забывая при этом древнее обычное право.
Так, по ценнейшим свидетельствам Ибн-Русте, царь, поймав разбойника, приказывал либо задушить его, либо отдавал под надзор областных правителей.839 Владимир, как зафиксировано в «Повести временных лет», мог наказывать разбойников как смертной казнью, так и заменять ее денежным штрафом.840 По Никоновской летописи, тот же князь был вправе помиловать разбойника Могуту841
В любом случае Великий князь самостоятельно решал, будучи судьей, вопрос виновности и невиновности обвиняемого. Ему, как представителю высшей судебной власти, принадлежало право помилования.
В представлении летописей, князья IX-X вв. - в первую очередь воины-защитники, но в то же самое время они являются устроителями земли, законодателями. Недаром славяне и финны, изгнав варягов, решили пригласить князя со стороны, чтобы он «судилъ по праву».842 Князья как источник правосудия рассматривались и раньше. К примеру, вот как рисует образ легендарного Гостомысла Иоакимовская летопись: «Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседам своим страшный, а люди его любили расправы ради и правосудна. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даясче, купая мир от него. Многи же князи от далеких стран при- хождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его и просити совета и учения его, яко тем прослави- са всюду». О Рюрике же записано, что он «прилежа о рос- праве земли и правосудии, яко и дед его. И дабы всюду росправа и суд не оскудел, посажа по всем градом князи от варяг и славян».843
Царь вершил суд только в столице, поскольку все дела он не мог рассмотреть даже при всем своем желании. Поэтому по областям судили «княжи мужи», являвшиеся представителями великокняжеской администрации. Дружина великокняжеская была заинтересована в рассмотрении уголовных дел, поскольку уголовные штрафы шли именно им, «на оружье». Как тут не вспомнить слова автора Новгородской I летописи, с восторгом отзывавшегося о первых русских князьях: «како быша древнии князи и мужи ихъ, обороняху Рускии земли, и иные страны приимаху под ся; тыи бо князи не збираху многа име- ньа, ни творимых веръ, ни продажь възкладаху на люди; но оже будет правая вера, а ту възмя, даяше дружине на оружье».844
Кроме того, судебными полномочиями обладали, несомненно, «великие и светлые князья» времен Олега и «всякое княжье» - Игоря.
Особый спецификой обладал «анклавный» суд, созданный для славян и русов в Хазарии. Судьи здесь были, по сути, проводниками воли хазарского царя. Царь внешне не вмешивался в судебное разбирательство, не присутствовал в судебном заседании. Однако у него был «посредник». Судьи через него докладывали царю о том или ином деле, алоследний, изучив его, передавал опять через посредника, свой приказ, который судьи и выполняли.845
Таким образом, высшей судебной инстанцией в Древней Руси был Великий князь. Он обладал огромными полномочиями во время процесса, в частности был вправе:
участвовать в судебном заседании;
принимать решения по гражданскому, объявлять приговор по уголовному делу;
помиловать преступника.
В своей процессуальной деятельности, тем не менее, он не был всевластным тираном. Его сдерживали «Закон русский» и межгосударственные договора.
Другой особенностью древнерусского суда была заинтересованность в нем великокняжеской дружины и ее участие в сборе уголовных штрафов, шедших, как правило, на ее содержание. Данное обстоятельство наиболее наглядно свидетельствует о сращивании военного, административного и судебного аппаратов.
В Киевской Руси был создан государственный аппарат, ведавший вопросами повседневного
управления, сбором дани и податей, судом, взысканием штрафов. Как правило, исполнением
решений великокняжеского суда занимались доверенные воины из младшей дружины князя,
решения же представителей княжеской администрации на местах проводили в жизнь дружинники
наместников. Помимо этого, исполнение части функций по оказанию помощи при отправлении
правосудия на различных стадиях судебного процесса, особенно на местах, нередко поручалось
выборным свободным людям или старостам общин – «вервей». На стадиях досудебного
разбирательства, к примеру, гонение следа, то есть розыск преступника и улик преступления,
осуществлялось представителями потерпевшей стороны. Обязанность доставить на княжеский
двор пойманного с поличным преступника (татя) также возлагалась на поймавших его людей.
Древнейший юридический памятник отечественной истории – «Русская Правда» – упоминает «о
мечнике», «о детском» (судебном исполнителе), «о вирниках», их помощниках («отроках»,
«метельниках»), «о ябедниках».
По мнению некоторых исследователей «Русской Правды», на мечнике лежали функции по оказанию
помощи судье при отправлении правосудия. Он также являлся основным исполнителем одного из
самых жестоких по «Русской Правде» наказания – «поток и разграбление» – (выдача князю
преступника вместе с женой и детьми, обращение всего имущества в пользу князя, за вычетом
возмещения ущерба потерпевшей стороне, и уничтожение жилища).
Мечник обладал определенным иммунитетом, так как за его убийство предусматривался немалый
штраф – 40 гривен, а нанесение побоев каралось штрафом в 12 гривен. В то же время в так
называемой «Русской Правде в краткой редакции» или «Правде Ярославичей», созданной около 1072
года, в статье I мечник приравнивается к другим свободным людям: «… если убитый русин, или
гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словенин, то 40 гривен уплатить за
него».
В законе оговаривалось также причитающееся вознаграждение за производство процессуальных
действий. «В ст. 86 мечник упомянут в качестве одного из судебных исполнителей при испытании
железом; в его пользу идет часть судебной пошлины».3 В частности, за испытание железом
«мечнику» полагалось 5 кун, «детскому» – полгривны.
Правда» практически за все уголовные преступления, нарушения гражданских, в современном понимании, прав
предусматривала в основном материальную ответственность – судебный штраф, являвшийся немаловажным
источником пополнения княжеской казны. Вирник действовал в соответствии с так называемым поконом
(поклоном) вирным, правилами и уставом по сбору виры в пользу князя.
Помимо сбора виры, вирник и сопровождавший его отрок осуществляли в общине судебное разбирательство и
чинили расправу, взимали в пользу князя виры и продажи (по делам, не связанным с убийством), получая часть
денег и в свою пользу. Кроме того, община по закону была обязана содержать вирника и отрока, кормить их и их
лошадей. Подобные наезды вирников, по мере усиления княжеской власти, становились регулярными.
В статье VII «Пространной редакции Русской Правды» прописан размер обеспечения вирника и метельника при
сборе виры, звучащий в современном переводе так: «Таков устав вирнику князя Ярослава: вирник (находясь на
территории Общины) имеет право взять 7 ведер солоду на неделю, барана или тушу говядины, или (вместо них) 2
ногаты деньгами, а по средам и пятницам куну денег и сыр; кур ему брать по 2 на день, хлебов 7 на неделю, а
пшена и гороха по 7 уборков, а соли 7 говажен – все это ему вместе с отроком; поставить ему 4 коня, а кормить их
овсом (досыта); (при вире в 40 гривен) вирник берет себе 8 гривен и 10 кун прекладной (пошлины), а метельник
12 векш, при выезде гривну, а если будет взиматься вира в 80 гривен, то вирник получает 16 гривен 10 кун и 12
векш, а при выезде гривну, за каждого убитого 3 гривны». Также был установлен срок пребывания вирника в
верви (общине): «до недели же вироу соберут вирницы», то есть в течение недели до воскресенья.
Метельник являлся помощником вирника. В его обязанности входило выполнение различных административносудебных функций, главной из которых, по мнению некоторых исследователей было «делать меты», то есть вести
учет собираемых вирником штрафов. В работах других исследователей происхождение «метельник» (мятельник)
дается как производное от слова «мятль» – вид мантии у княжеских людей.
Функции ябедника непосредственно не были связаны с судебным процессом. Его задачей являлось выявление
неизвестных или скрытых правонарушений и донос о них князю.
Помимо производства взысканий и сбора судебных пошлин, вышеупомянутым лицам приходилось обеспечивать
явку в суд истцов и ответчиков, вызывать свидетелей, обеспечивать безопасность судей и охранять порядок при
разбирательстве дел. За привод ответчика в суд они получали отдельную плату.
Таким образом, зарождение института судебных приставов, в современном понимании, произошло при
возникновении первого русского государства – Киевской Руси, а известное нам законодательное закрепление их
прав и обязанностей нашло свое отражение в «Русской Правде».Ослабление власти великого князя и усиление крупных феодалов на местах привели к
распаду единой Киевской Руси на ряд суверенных княжеств. С 30-х годов ХII века наступает
период феодальной раздробленности, продолжавшийся до конца ХV столетия. Каждое
княжество стремилось стать полностью независимым от соседей государством, при этом
количество уделов постоянно увеличивалось.
Каждый князь был суверенным правителем на своих землях, поэтому продолжавшие
действовать нормы «Русской Правды» были дополнены положениями межкняжеских
соглашений и торговых договоров русских городов с иноземными. При возникшей удельной
системе судебный исполнитель одного княжества не ездил за ответчиком – подданным другого
князя, не заручившись предварительно содействием коллег из этого княжества. Такое же
правило действовало и в отношении иностранцев. К примеру, по договору, заключенному в
середине ХIII в. Смоленским князем Мстиславом Давидовичем с немецкой общиной,
княжеский пристав не мог по решению суда забрать иноземца, не получив прежде на то
согласия руководства общины.
В своем уделе князь являлся верховным судьей, судившим подданных как непосредственно,
так и утверждавшим приговоры своих наместников и посадников. «При них, как и при самом
князе, были отроки, или детские, которых они посылали для проверки показаний на месте,
для приведения в исполнение судебных решений (например, делить наследство), для
присутствия при испытании железом, на роте или присяге и т. д.».4
Необходимо отметить, что в данный исторический период лица, занимавшиеся исполнением
судебных решений, в разных частях Руси имели различные названия («княжеские отроки»,
«дворяне», «мечники»). В удельных княжествах отправление правосудия происходило, в
основном, посредством «тиунов, осуществляющих судебные функции; доводчиков,
вызывавших на суд и готовивших соответствующие материалы; праветчиков, исполнявших
судебные приговоры».5 Появляется понятие «пристав» (приставленный к входу, к дверям),
должностные обязанности которого заключались в охране входа в помещение, в котором
производилось судебное разбирательство и обеспечение порядка при нем.В связи с появлением новых видов наказаний (смертная казнь и пытки, как неотъемлемой
части судебного разбирательства) появились и соответствующие должности для их
исполнения: «доводчики» и «праветчики». При этом в обязанности доводчика входила
подготовка соответствующих материалов к судебному процессу и последующая их «доводка».
Праветчики исполняли судебные приговоры.
Во время феодальных междоусобиц представители церкви выступали арбитрами в спорах
князей. На Руси церковь обладала судебной властью над всем христианским населением по
делам, не входившим в компетенцию княжеского суда, а также осуществляла правосудие на
церковных землях. Нередко великий князь в виде пожалования наделял какой-либо
монастырь своим приставом, который обязан был призывать в суд ответчиков по жалобам
монастырских людей и исполнять судебные решения на землях этого монастыря.
Вмешательство иных судебных исполнителей в компетенцию данного пристава не
допускалось.
В период феодальной раздробленности политическим и экономическим центром северозападной Руси была Новгородская республика. Великий Новгород – один из крупнейших
городов Европы того времени – властвовал над многими окрестными землями. Высшим
органом власти было вече – собрание свободных граждан, призывавшее князя, оформлявшее
согласием законодательные акты, контролировавшее и смещавшее должностных лиц,
влиявшее на исполнение судебных решений, производившее непосредственное
разбирательство дел и предоставлявшее судебные льготы. Высшей судебной инстанцией был
приглашенный князь, деливший свою власть с посадником, и не имевший права издавать
или изменять законы, а также вершить суд за пределами города. Посадник руководил
деятельностью должностных лиц. Судом по торговым делам ведал тысяцкий, и свои
судебные полномочия имел также архиепископ новгородский.Самые ранние сведения о новгородских судебных исполнителях содержатся в берестяных грамотах ХII столетия. В
документах на бересте, которые датируются ХII-ХV вв. названы «детский», «ябедник», «бирич», «дворяно»,
«приставе», «праведьщик», «сотский». Разные названия судебных исполнителей отражают их различные функции.
Например, детский являлся должностным лицом при судье. Более полную картину о функциях детского можно
воспроизвести благодаря тщательному анализу и сопоставлению текстов берестяных грамот и других
письменных источников, прежде всего это «Русская Правда», Новгородская и Псковская Судная грамоты, а
также Уставные грамоты новгородских князей.
Одна из этих грамот – Неревский раскоп (№ 000, конец ХII – первая четверть ХIII вв.) – это письмо к посаднику
Гюргию Иванковичу. «От Матея ко Гюргию. Теперь я пришел. Вот из-за чего я не шел: встречу тебя… Если же в
самом деле они запираются (т. е. не признаются), то я даю княжескому детскому гривну серебра и еду с ним, потому
они поставили меня своим запирательством в положение вора. Если колбяги не бежали, в твоих руках
распределение долей, деньги по людям (т. е. деньги различные люди должны) – нет тут тебе убытка или единой
векши». В данной грамоте упоминается княжеский детский, которому некий Матей платит гривну серебром для
того, чтобы тот поехал с ним в качестве защитника и оправдал Матея, т. к. его обвинили в каком-то хищении,
связанном, по-видимому, с взиманием податей с колбягов. Колбяги – это особая этническая группа скандинавского
происхождения.
В грамоте № 000 ХIII в. «В Городецком погорье…»7 говорится, что в Городец Бежецкий направляется детский для
сбора четырехгодичной дани, размер которой перечисляется. С собой детскому дается определенная сумма денег,
продовольствие и снаряжение для его поездки.
В следующей грамоте № е гг. ХIII в. Троицкий раскоп) – «Поклон от Ляха Фрарю. Если ты получил с русимы десять
гривен, с Микулой пошли (их) сюда. Если же не получил, то получи, прошу тебя, причем взявши детского»8. Как
ясно из текста, функции детского определяются его обязательным присутствием при взыскании долга.
За присутствие детского при взимании долга необходимо было ему дополнительно заплатить. В грамоте № е гг. ХIII
в. Неревский раскоп) описывается как раз такой случай, когда человек, у которого был давний долг, заключает
новый договор займа, скрепляя его при помощи долгового документа. При этом выставляется условие –
рассчитаться со старым долгом, в противном случае будет прислан детский, которому нужно будет дополнительно
заплатить: «Поставив знак свой и расщипивши с вами жребий (деревянная палочка с зарубками) вам придется с
тем мужем рассчитаться заново также и по поводу пятидесяти гривен старыми кунами. В противном случае я
посылаю детского и такая-то сумма будет погона».9
Таким образом, вышеупомянутые берестяные грамоты говорят о том, что детские в ХII-ХIII вв. в Новгороде
выполняли функции сборщиков долгов, именно с их помощью заимодавец мог востребовать обратно свои деньги,
либо товар, даваемый в долг. Можно также говорить, что княжеские детские уполномочены были участвовать в
делах, связанных с ложным обвинением высокопоставленных лиц, вероятно, в качестве защитников.Нужно также отметить, что нормами «Русской Правды» в ст. 108
Пространной редакции оговаривается участие детских в разборе спорных
дел, касающихся раздела наследства между княжими мужами, за
определенную плату.
Наряду с детскими в Новгороде в ХII в. были распространены ябедники.
Из содержания текстов берестяных грамот можно предположить, что
судебным исполнителям – ябедникам, люди, обвиняемые в каком-либо
преступлении, ничего не платили. Возможно, что все расходы брали на себя
те, кто нанимал ябедников, прежде всего, для взыскания долгов.
В грамотах ХII-ХIII вв. судебный исполнитель назван также «дворяно».
Грамота № 000 «От Анны поклон к Климяте…» (ХII-ХIII вв., Троицкий
раскоп) это письмо Анны к своему брату, в котором говорится об обвинении
и оскорблении Анны и ее семьи в незаконном использовании денег
Коснятина. Оказывается, что дочь Анны давала деньги в рост, соблюдая все
тогда существующие правила, но она распоряжалась не своими деньгами, а
деньгами Коснятина, причем делала это в отсутствие мужа, которому деньги
для отдачи в рост были поручены Коснятином. Коснятин заподозрил,
что доход с его денег получается бесконтрольно зятем и всей семьей Анны.
Сама Анна поручителем за зятем не была и нанесенное ей оскорбление
считает безосновательным. Коснятин же позвал Анну в суд «в погост», где он
сообщил, что намерен прислать в ней «четырех дворян по гривне кун».
Количество судебных исполнителей соответствует числу обвиняемых, т. е.
Анна, ее дочь, муж и зять Анны.Само понятие «дворить», видимо, означает исполнять обязанности дворян – судебно-полицейских
агентов. В таком смысле этот термин употребляется в Двинской Уставной грамоте. Из текста
грамоты ясно, что в обязанности дворян входило взимание штрафа за совершенное преступление. В
ст. 33 Новгородской Судной Грамоты говорится: «А кто утяжет в татьбе с поличным, или в разбое,
или в грабеже, или в поголовщине, или в холопстве, или от полевой грамоты, ино взять судьям от
судной грамоты четыре гривны, а безсудной две гривны». Ст. 66 Псковской Судной Грамоты
устанавливает порядок изъятия дворянином имущества во время выполнения своих служебных
обязанностей, а также здесь оговаривается, что он должен «взять езды на том, кто его не утяжет», т.
е. «езд» оплачивает тот, кто проиграл процесс.10
правовое регулирование процессов, связанных с развитием функции исполнения судебных
решений в XI–XV вв., осуществлялось целой серией нормативных правовых актов, первый из
которых – «Русская правда». Данный правовой акт предполагал наличие в раннефеодальном суде
вспомогательных служащих (ябедников, мечников, метельников, детских и отроков),
обеспечивавших исполнение судебных решений и содействовавших судебному процессу.
Впервые слово «пристав» упоминается межкняжеских соглашениях и торговых договорах русских
городов с иноземными купцами, дополнивших нормы «Русской правды» в XII в.
Наиболее подробно порядок исполнения судебных решений был урегулирован в Новгородской и
Псковской судных грамотах, изданных в XV в. Они закрепили функцию исполнения судебных
решений за судебными приставами; снабдили судебные решения принудительной силой
государства; выработали способы принудительного исполнения судебных решений.
С принятием Судебников 1497 и 1550 гг., а также Соборного уложения 1649 г. завершилось
формирование единой общерусской судебной системы, которая предполагала наличие особых
должностных лиц – приставов, призванных обеспечивать исполнение судебных решений.
Данные нормативные правовые акты конкретизировали правовой статус судебных приставов,
выработали организационно-правовые формы исполнения судебных решений, установили
очередность удовлетворения взысканий, определили порядок исполнительного процесса.
Деятельность приставов в этот период носила не только судебный, но и общегосударственный
характер, так как они выполняли обязанности, связанные с административными функциями, к
которым относились и полицейские.
Судебные органы. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».
Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.
О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).
Другое процессуальное действие – гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.).
Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).
При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в свое время.
Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.
История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна
11. Суд и процесс в Древнерусском государстве
Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Древнерусское право не знало разграничения между уголовным и гражданским процессами, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). И по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. Побеждала та сторона, которая при рассмотрении показывала свою правоту.
Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям и присяге. Ордалиями назывались судебные испытания - огнем, железом или водой. Испытания были жестокими и перешли к суду из родового обычая.
Присягой, или ротой, называлась клятва истцов указывать только правдивые факты (как и в современном суде).
Процесс делился на три стадии. 1. Первая стадия носила название заклич (объявление о преступлении), который делался в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи и назывались признаки для опознания. Если пропажа обнаруживалась за 3 дня, тот, у кого вещь находили, считался ответчиком. 2. Второй стадией процесса был свод. Он осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Человек, у которого обнаружили пропавшую вещь, должен был указать на продавца вещи и т. д. Свод продолжался, пока не находился тот, кто мог объяснить, где он приобрел эту вещь. 3. Третья стадия судебного процесса - гонение следа - состояла в поиске доказательств и преступника. Гонение следа осуществляли сами потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
Система доказательств по «Русской правде» состояла из: свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; вещественных доказательств; ордалий; присяги.
Видоками считались люди, которые присутствовали на месте преступления и могли дать показания. Послухи на месте преступления отсутствовали, но либо могли сообщить суду факты с чужих слов, либо обладали авторитетом и могли дать одному из ответчиков положительную характеристику.
Процесс сбора вещественных доказательств был проще, чем сегодня, но тем не менее ими считались материальные следы преступления (особенно при убийствах).
Если ни свидетелей, ни очевидной виновности одного из ответчиков не находили, то дело решалось божьим судом (теми же ордалиями) или полем - т. е. поединком.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный
Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна2. Семейное право в Древнерусском государстве На начальном этапе в период родоплеменных отношений все вопросы семьи и брака регулировались обычаями и запретами, поэтому весьма смутные сведения об устройстве семьи в Древней Руси мы получаем из летописных источников.
Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора26. Учение о государстве Полибия Учение Полибия (примерно 200–120 до н. э.) сформировалось под влиянием стоицизма, Полибий считается последним крупным мыслителем Древней Греции. Основной мотив его «Истории» в 40 книгах - путь римлян к мировому господству.Полибий исходит из
Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна9. Черты монархии в Древнерусском государстве Древнерусское государство строилось на тех же принципах и по тому же образцу, что и все остальные европейские государства, имея отличительные черты - некоторые особенности, которое оно переняло у Византии. Одной из
Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович2. Право наследства в Московском государстве Московское право долго держалось тех же начал, которые, вытекая из оснований, данных Русской Правдой, развиты в Новгороде и Пскове.Преимущественное наименование завещаний в московских памятниках есть духовная грамота или
Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович