Как поздороваться на языке жестов. Глухонемой язык и жесты: как выучить

В мире много языков, но особое место среди них занимает жестовый. С целью общения глухонемых людей, в XVIII веке был разработан первый язык жестов, получивший название Амслен. Впоследствии ближе к XX веку, он имел много ответвлений и интерпретаций. В середине XX века для стандартизации языка глухонемых была разработана международная жестовая речь - Жестуно, которая до сих пор актуальна. Главным образом она основывается на жестах, которые говорящий показывает руками, с помощью мимики и за счет различных поворотов корпуса.

В нашей стране Жестуно не имеет популярности. Если в странах Европы на сто глухонемых людей приходится 300 сурдопереводчиков, то у нас всего лишь 3. В 2012 году в законопроект «О социальной защите инвалидов» были введены поправки, касающиеся языка жестов. Язык получил официальный статус, были созданы специальные образовательные учреждения для подготовки и переподготовки заинтересованных людей, преподавателей, инвалидов. Это положительно сказалось на проценте желающих учить Жестуно.

  • Местные сообщества глухонемых предоставляют специальные бесплатные занятия, на которые может записаться любой желающий. За несколько месяцев вы выучите базовые аспекты Жестуно и, конечно же, опробуете полученные знания на практике.
  • Образовательные площадки – институты и колледжи, часто включают в свои программы предмет «жестовый язык». В большей мере это относится к социальным и лингвистическим специальностям. Так что если вы еще студент или планируете им стать, то у вас есть возможность бесплатно познакомиться с этим предметом.
  • В том случае, когда вы не можете найти бесплатные курсы, есть специализированные платные занятия на базе исследовательских институтов, методических центров, специализированных школ для глухонемых.

Структура обучения языка глухонемых

Давайте подробнее разберемся, что же из себя представляют эти специальные курсы и что по окончании обучения вы получите.

Отметим, что выделяют 3 уровня освоения Жестуно, которые включают в себя следующие навыки:

  • Уровень 1 – базовый курс для начинающих, на котором разбирают основные лексические нормы и практикуют живое общение.
  • Уровень 2 – курс для тех, кто уже знаком с базой. Он рассчитан на начальное знакомство с навыками перевода с Жестуно.
  • Уровень 3 – включает в себя совершенствование лингвистических навыков и углубленное обучение синхронного и последовательного перевода.

Обучение на уровнях длится 3 месяца и состоит из 44–50 академических учебных часов. По окончании курсов вы получите специальное свидетельство, в котором будет отмечен ваш уровень. Но не приравнивайте эту бумажку к свидетельству переводчика жестового языка. Для получения такой корочки потребуется пройти специальную комиссию. Пробовать свои силы в этом можно уже после 2-го уровня.

Как самому выучить глухонемой язык

Помимо способов, которые перечислены выше, жестам глухонемых можно научиться самостоятельно с помощью следующих ресурсов:

  • На просторах интернета вы найдете вебсайты, которые помогут вам выучить язык глухих. Самый популярный из них – это «Город жестов». Также много полезной информации вы найдете в социальных сетях, в специализированных группах по Жестуно. В них вы отработаете как теоретическую часть, так и практическую составляющую с единомышленниками.
  • Поскольку прогресс не стоит на месте, для мобильных устройств были созданы специальные приложения, представляющие собой азбуки и учебники по жестовому языку. Скачайте программу на телефон и в свободное время учите или повторяйте нужную для вас информацию.
  • Книги – универсальный вариант для получения знаний в данной сфере. Однако такой способ подходит только для тех, кто терпелив и готов вкладывать дополнительные усилия в обучение. Это связано с тем фактором, что рядом не будет преподавателя, который вам сможет все наглядно объяснить, а, следовательно, вам потребуется больше времени чтобы разобрать материал.
  • Видеоуроки - приближенный к специальным курсам способ научиться жестовому языку, однако с той оговоркой, что вас никто не будет поправлять в случае ошибок. Главное преимущество видеороликов – многообразие и понятное, наглядное объяснение материала.

С чего начать самостоятельное изучение жестового языка

Перед тем как разобраться с чего же стоит начать, отметим такую особенность:

Жестуно путают с дактилированием букв т. е. изображением отдельных букв руками. Дактилология отличается от жестов глухонемых тем, что её используют, чтобы сказать имена собственные: города, имена людей, географические названия и т. д., или чтобы сказать слово, для которого еще не придумали специальный жест. Так что имейте это в виду, когда приступите к занятиям.

Итак, выбрав один из вариантов для самообучения, найдите информационные ресурсы и выберете те, который будут понятными и интересными.

  • Чтобы научиться свободно разговаривать на языке жестов, сначала следует учить азбуку. После того как вы почувствуете, что уверены в своих навыках дактильной азбуки, переходите к изучению невербального языка жестов. Постройте план своих занятий на основе уровней сложности, которые описаны выше. Так, постепенно вы сможете выучить язык в совершенстве.

Не забывайте, что действенный и быстрый способ выучить язык – это общаться на нем. Так что, даже если вы занимаетесь одни, вам все равно нужно найти себе собеседника. Так вы сможете научиться правильно выражать мысли и понимать, о чем думает единомышленник.

Учить Жестуно самостоятельно трудно, но через некоторое время вы добьетесь видимых результатов. Главное – это не забрасывать обучение и подкреплять теоретические знания практикой. Язык жестов не труднее иностранного, поэтому наберитесь сил, терпения и вскоре получите желаемый результат.

Этот пост назревал чуть более полугода. И вот, наконец, у меня дошли руки его закончить и просуммировать.

В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Рождение ребёнка с нарушениями слуха в семье - тяжёлое испытание как для родителей, так и для самого ребёнка, которому необходимы специальные средства обучения и, что немаловажно, общение со сверстниками и родными. К радости, Российское Общество Глухих активно работает на этом фронте. Благодаря деятельности его филиалов люди с нарушениями слуха объединяются и общаются между собой, не чувствуя себя исключёнными из социального процесса.
Есть и проблемы: нехватка учебных заведений, где принимают на обучение людей с нарушениями слуха, нехватка сурдопереводчиков и учебных пособий, позволяющих освоить жестуно - жестовый язык.

Идея выучить русский жестовый язык и помогать в качестве сурдопереводчика пришла ко мне давно. Но с тех пор и по сей день мне никак не удаётся найти время. Уже найдены материалы, раздобыта вся необходимая информация, а времени всё нет. Ну да ладно, начнём с малого - с первичного ликбеза, так сказать.


Русский жестовый язык - самостоятельная языковая единица, которую используют для коммуникации люди с нарушениями слуха.
Жестовый язык не состоит только из статичной фигуры, показанной руками - он содержит также динамическую компоненту (руки движутся определённом образом и находятся в определённом положении относительно лица) и мимическую компоненту (выражение лица говорящего иллюстрирует жест). Также во время разговора на жестуно принято "проговаривать" губами слова.
В дополнение к этому в общении с людьми с нарушениями слуха стоит быть крайне внимательными к своей позе и непроизвольным жестам руками - они могут быть истолкованы неверно.
Основой жестового языка является дактильная (пальцевая) азбука. Каждой букве русского языка соотвествует определённый жест (см картинку).

Знание этого алфавита поможет на первых порах преодолеть "языковой барьер" между вами и человеком с нарушениями слуха. Но Дактилирование (произнесение по буквам) редко используется глухими в повседневной речи. Его основное назначение - произнесение имён собственных, а также терминов, для которых пока не сформировался собственный жест.
Для большинства слов в русском жестовом языке существует жест, обозначающий слово целиком. При этом, хочу заметить, что практически все жесты интуитивно понятные и очень логичные. Например:



"Писать" - мы как бы берём ручку и пишем на ладони. "Считать" - начинаем загибать пальцы. "Дедушка" - очень напоминает бороду, правда? Иногда в жестах для сложных понятий просто диву даёшься - как точно подмечена суть предмета.
Структура жестового языка совсем не сложная. Порядок слов соотвествует обычным предложениям русского языка. Для предлогов и союзов из одной буквы используется их дактильный жест (буква из алфавита). Глаголы не спрягаются и не склоняются. Для обозначения времени достаточно давать слово-маркер (Вчера, Завтра, 2 дня назад) или поставить перед глаголом жест "было".
Как и любой другой язык, русский жестовый очень живой, всё время меняется и серьёзно разнится от региона к региону. Пособия и учебные материалы обновляются просто черепашьими темпами. Потому недавняя публикация букваря для детей с нарушениями слуха стала настоящим событием.
Основные жесты, с помощию которых можно общаться с глухими людьми, достаточно элементарные:




Уж простите за кустарное исполнение, табличка мною изготовлена буквально "на колене" по материалам учебника 1980 года. Замечу, что слово "я" ещё часто показывают буквой Я из алфавита.
Но главная сложность состоит даже не в основоении жестов, а в том, чтобы научиться их "читать" с рук. Мне уже на первых порах пришлось столкнуться с тем, что жесты бывают сложными - состоят из нескольких положений кисти, следующих друг за другом. И с непривычки чертовски сложно разделить окончание одного жеста и начало другого. Потому обучение жестуно, на мой взгляд, займёт не меньше времени, чем изучение любого иностранного языка, а может - и больше.
Материалы по изучению жестуно, которые мне удалось найти в сети, достаточно скудны. Тем не менее:
1. Учебник "Изучаем жестуно" 1980 года издания
2. Словарь жестов, приблизительно ровесник учебника
3. Тренировалка на знание букв - вам показывают жест, вы вводите букву. Ввели неверно - рожица огорчается.
5. Относительно новое видеопособие по русскому жестовому. Заархивировано в многотомный архив из пяти частей. Пароль архивов (был поставлен, видимо, ещё автором пособия) чудный - Balrog. Внимание: пособие не открывается на 64-битной винде =(
Кусок 1
Кусок 2
Кусок 3
Кусок 4
Кусок 5
6. Переводная обзорная литература про значение жестов и мимики

Все материалы для сохранности перезалиты мною на яндекс и ещё продублированы на жёсткий диск. В сети никогда не знаешь, сможешь ли найти ту или иную книгу снова.
Ну и в заключение, хочу сказать ещё кое-что. Я часто вижу людей с нарушениями слуха в метро и на улице, в кафе. Это весёлые сияющие люди, совершенно обычные, просто имеющие другие способы общения. Глухота не мешает им быть счастливыми - иметь друзей, любимую работу и семью. Они даже могут петь на жестуно и танцевать - да, да, люди с нарушениями слуха всё равно слышат музыку, воспринимая её волновые колебания .
Но при этом меня не покидает мысль о том, что просто освоив пару-тройку жестов общество может сделать их жизнь куда проще и удобнее. я подумаю, если я всё-таки возьмусь за изучение жестуно и это не будет сильно раздражать френдов, постепенно публиковать простые фразы на жестуно для повседневного использования - чтобы их можно было изучить и применить в случае необходимости.

  • Переводчики на немой язык – профессионалы, имеющие государственные сертификаты – прошли через годы тренировок, чтобы стать высококвалифицированными сурдопереводчиками. В большинстве стран существуют определенные нормы о том, кто может быть сурдопереводчиком в сфере юриспруденции, медицины, образования, социологии и психологии. То, что вы запомнили весь словарь языка жестов, не дает вам права переводить, к примеру, в такой ситуации, если вы увидели на дороге аварию и глухонемой человек хочет что-то сказать полиции. Каждый полицейский, соблюдающий закон, знает, что когда глухонемой человек вовлечен в какое-либо происшествие, необходимо позвать профессионального и сертифицированного сурдопереводчика.
  • Слышащие люди приобретают знание языка при помощь пары глаз и пары ушей с раннего возраста. Помните, что многие из ваших глухонемых друзей никогда не воспринимали реплики на звук, что для слышащего человека является само собой разумеющимся. Никогда не считайте, что если глухонемой человек пишет не так грамотно, то это означает, что он или она менее умный, чем вы. Знайте, когда вы общаетесь на языке жестов, вы также далеки от совершенства.
  • Если вы изучаете какой-то знак, не считайте, что глухой человек должен быть готов отвлечься от дел и в любой момент начать помогать вам учить язык и оттачивать ваше мастерство. Если хотите встретиться с конкретным глухим человеком, будьте вежливы. Поздоровайтесь, если ситуация это позволяет, но не встревайте в личные обстоятельства человека.
  • Существует огромное количество систем жестового общения, например, Sign Supported Speech (SSS), Seeing Essential English (SEE) и Signing Exact English (SEE2). Они были созданы людьми, не относящимися к культуре, в которой они используются, то есть слышащими людьми для глухонемых. Это не естественные языки для полноценного и эффективного общения.
  • Глухонемые ценят свое личное пространство не меньше слышащих людей. Если вы учите жесты, пожалуйста, не глазейте на глухонемые семьи или компании людей в ресторанах или других публичных местах. Даже если вы смотрите с восхищением на применение языка, это по-прежнему очень нервирует.
  • Никогда не придумывайте знаки сами. Американский язык глухонемых – универсально признанный язык, а не игра в мимику. Если вы не знаете какой-то символ, покажите его по буквам и попросите глухого человека перевести его вам. Эти жесты придумывались сообществом глухонемых, и будет очень странно, если слышащий человек начнет создавать жесты.
  • Ни один словарь ни в одном языке не бывает исчерпывающим. Например, одна из ссылок дает вам только один перевод слова «сокращать», знак для укорачивания. А у этого распространенного знака есть и другой перевод – «сгущать» (две руки, сложенные в виде буквы С на уровне груди зажимаются в кулаки). Помните, что много различных знаков могут совпадать с одним английским словом, и наоборот.

Всё снова началось с сериала. Хотя, если быть совсем точной, то с красивого интерьера. Я искала сериалы с интерьерами от Грега Гранде, того самого, который был художником по .

Так я набрела на сериал «Их перепутали в роддоме».

Речь там о двух девочках, которых по ошибке врачей перепутали в роддоме, а семьи узнали об этом только когда дочкам исполнилось 16 лет. С этого и начинается сериал, а дальше вроде как всё как обычно: первая любовь, конфликты с родителями, споры самих родителей, соперничество в школе, расставания и примерения. Ах да, всё это в красивых интерьерах.

Хитрость в том, что одна из главных героинь - глухая.

Она оглохла после болезни в два года и вот теперь носит слуховой аппарат, ходит в школу для глухих и разговаривает на языке жестов. И вокруг этого тоже сильно закручен сюжет.

Я серьёзно заинтересовалась, когда стала смотреть интервью с актёрами и узнала, что часть актёров действительно глухие.

У актрисы Кэти Леклер, играющей главную героиню - болезнь Меньера, синдромы которой включают нарушения слуха и головокружения. Болезнь не мешает ей работать, но помогает говорить об этом диагнозе в интервью и больше людей идут к врачам, чтобы провериться.

Ещё в школе Кэти выучила язык жестов. Представляете, в Штатах можно вот так запросто выбрать язык жестов как второй язык для изучения.

Одна из серий сериала полностью снята на языке жестов, в ней не используется ни одного слова. В самом начале появляются две главные актрисы, которые предупреждают зрителей, мол не переживайте, с вашим телевизором всё в порядке, но часть сцен будет снята в полной тишине.

Это так круто! Говорить о людях с особыми потребностями не с помощью коротких рекламных роликов или речей, стремящихся выжать слезу.

Я смотрела сериал и понимала, что инвалиды - это не только люди, которых мы представляем себе в инвалидных колясках.

Ох уж этот стереотип, прочно поселившийся в голове благодаря знаку на стеклах автомобилей и на асфальте парковок.

И вот я столкнулась с глухой компанией на перекрёстке. Я вспомнила, что в восемь лет сама перенесла серьёзный отит с риском потерять часть слуха. Организаторы мероприятия, которые пригасили меня в качестве спикера, попросили меня говорить погромче, так как в зале был участник со слуховым аппаратом.

Такое ощущение, что Вселенная отчаянно намекала мне: «Не хочешь ли выучить язык жестов?»

Я ввела в поиск «обучение языку жестов» и очень быстро нашла в Петербурге школу жестового языка «Образ» . Школа находится на территории педагогического университета им Герцена, а значит, что как минимум два раза в неделю я оказываюсь в самом центре города.

Кампус университета, который мне нужно полностью пересечь - от проходной со строгим охранником до 20 корпуса, наш преподаватель Денис Александрович - «Так, эти жесты уже выучите дома сами, сейчас некогда на это время тратить» (на самом деле он очень классный!) - всё это возвращает меня в ностальгию по студенческому прошлому.

Обучение два раза в неделю в течение двух месяцев. Это экспресс-курс, обычный курс длится четыре месяца. Занятие идёт полтора часа. То, что нужно, чтобы узнать что-то новое и не устать. А главное - никакой ненавистной мне спортивной формы в мешочке, переодеваний и душа в открытых кабинках. В общем, в сто тысяч пятьсот раз лучше, чем спорт.

В группе много студентов. Одна из моих однокурсниц 2000 года рождения. Представляете! Я думала они до сих пор где-то в детском саду, а они уже в высших учебных заведениях. Сложно мне в это поверить. Но есть и взрослые ученики, как я.

Большинство моих однокурсников оказались на уроках по той же причине, что и я. Интересно.

Прошло всего несколько занятий, а я уже могу рассказать о себе, как меня зовут, чем занимаюсь, сколько мне лет и в каком году я родилась. Могу рассказать о семье и поддержать разговор: «У тебя есть собака?» «Нет, у меня нет собаки, у меня есть кошка».

Это забавно, но невероятно захватывающе.

Некоторые интересные вещи о языке жестов

  • Язык жестов в разных странах разный, у нас это русский жестовый язык (РЖЯ). Всех почему-то это страшно разочаровывает, вот, мол, могли бы же договориться об одном языке и была бы у них супер-сила.
  • Дактилология - это форма речи, когда каждая буква передаётся как знак, но это не язык жестов. Например, можно продактилировать имя или иностранное слово, для которого пока нет знака.
  • Глухие читают по губам, поэтому им важно видеть не только руки, которые показывают жесты, но и губы, которые проговаривают слова.
  • В жестовом языке другая грамматика и поэтому используется другой порядок слов. Например, вопросительное слово всегда ставится в конце предложения.
  • Жестовый язык - не калька с настоящего языка, а полноправный язык со своими лингвистическими особенностями, структурой, грамматикой. В языке жестов важна форма знака, его локализация (один и тот же жест у лба и у груди означает разные вещи), характер движения и немануальный компонент (мимика, поворот тела, головы).

Больше всего мне нравится в моей учёбе то, что я, пожалуй, впервые пробую не быть отличницей.

На уроках ничего не нужно записывать - я выложила блокнот из сумки после первой встречи. Да, есть домашние задания, но я их далеко не всегда делаю. Нет оценок и тестов. Я неплохо запоминаю то, что рассказывают на уроках и мне этого достаточно.

Памятка. Как сказать спасибо на языке глухонемых людей April 14th, 2016

Когда была с подругой в АШАНе «Гагаринский», то попала на кассу, где сидела глухонемая кассирша.
До этого я ни разу не встречала глухонемых на такой работе.
У меня, выросшей в семье, где были глухонемые люди, это вызвало уважение к работодателям.

В магазинах мы выкладываем на ленту товар, кассир пробивает его, итоговую цену за товар мы тоже видим. Зато человек с ограниченными возможностями работает на нормальной работе и получает деньги.
Люся сразу спросила:
- Разговаривать будешь?
- Зачем?
Тем не менее, уходя, я поблагодарила кассиршу, она смущенно мне улыбнулась.

Спасибо на языке жестов - это очень просто.

Сегодня оказалась в магазине Uniqlo. На одной из касс стояла табличка: «Вас обслуживает глухонемой кассир, просим проявить понимание»
У людей есть выбор в какую кассу вставать.
Именно к этому молодому человеку лет 30 никто не стоял.
Я подошла, выложила покупки.
Он пробил сумму и стал показывать на нее мне руками.
Вступила с ним в диалог.
Узнав, что я - слышащая, он был удивлен. Рассказала ему все про дедушку и бабушку.
Пара молодых людей, стоящих за соседней кассой, сказали недоброжелательно:
- Убогие нашли друг друга.
Пришлось повернуться к ним и сказать:
- Ребята, я вас отлично слышу. Не поняла, откуда столько злобы? Вас кто-то из нас обидел?
Далее шла не совсем нормативная лексика с моей стороны.

Хорошо, что у них хватило ума принести извинение.