Мой узбекистан. Узбеки - дворяне тюркских народов, а сарты - предприниматели Центральной Азии (ч.1): Рустамжон Абдуллаев

Испокон веков каждый народ стремился познать историю своего происхождения, свое родословие в семи поколениях. Но у большинства этносов эти познания не являются научными, а имеют в основном мифологический характер. Так, известные средневековые историки Центральной Азии родословие своих народов начинают с Адама и Евы, потомками которых являются христианские и мусульманские пророки. Наиболее характерной в этом смысле является легенда о происхождении узбеков, записанная в XIX в. талантливым этнографом А. Диваевым. Легенда эта передавалась из поколения в поколение и вошла во многие исторические произведения восточных авторов, особенно XVIII- XIX вв. Так, замечательный хивинский историк Абулгази почти полностью передает диваевскую версию этой легенды, связывая се с историей хорезмских ханов.
Опубликованная в «Туркестанских ведомостях»
(№ 97 за 1900 г.), эта легенда под названием «Предание
о происхождении узбеков» была переведена по рукописи
муллы Кубея из рода Канглы в конце XIX в. Основное
содержание этого уникального предания сводится к следующему: «узбеки произошли от первых пророков». Из
рода пророка Исмаила произошел посланник Аллаха
Мухаммед. Тем не менее, из ривоята следует, что узбеки
произошли якобы из племени, которое ни арабского, ни
персидского языка не понимает. По словам Абубакра,
это были тюрки, которые только что прибыли из Туркестана, и племя это связано родством с Кахофой — отцом
Абубакра. Таким образом, согласно преданию, родословие узбеков восходит к мусульманским пророкам.
Далее в предании отмечается, что родоначальниками тюрков были девяносто два человека, и все они были сыновьями одного отца, а именно Кахофы. Затем перечисляются дети упомянутых в предании девяноста двух представителей тюркского народа. В это время они обладали большим количеством скота, на которых ставились тамги по имени каждого рода (племени). В каждом роде имелись свои святые, происходившие от девяноста двух узбекских родовых ответвлений с указанием, кто у кого был пиром и из какого рода вышел. Тамги (и роды) стали носить названия таких известных в истории племен, как Минг, Джуз, Кырк, Джалаир, Кунград, Алгын, Кыпчак, Кенегез, Кят, Хитай, Канглы, Катаган, Огуз, Арлай, Буркут, Мангыт, Мавгвий, Алаут, Мыск-Мер-кет, Киргиз, Казак, Араб, Кадай, Туркмен, Дурмен, Митей, Татар, Джамбай, Уйгур, Сауран и т.д. И далее дается длинный список пиров - покровителей каждого рода (племени). Так, например, Азрет-Шейх-Масляхит-дин-Ходжентский происходит из рода Джалаир, Кулеим-Шейх - из рода Дурмен, Ак-Бури-ата — Канглы, Бак-шаниш-Ата - Кыпчак, Азрет-Багауддпн - Керейт, Маубей-Шейх Кунград, Джилки-Ата — Найман, Джа-малетдин-Шейх - Аргын и т.д. Родоначальник узбеков, по преданию, ведет свое начало от пророка Ибрагима (Авраама). Пророки, происходившие из этого племени, говорили сначала на арабском языке, затем, когда их представители стали султанами, узбеки говорили на языке «аджам», а после того, как стали говорить на тюркском языке, начали уже называться не узбеками, а тюрками.
В заключение этого единственного в своем роде дошедшего до нас от предков предания сказано: «Когда 92 человека явились к пророку, мир ему, он произнес «узи келди», т.е. «сами пришли» (добровольно), а потому и назвал их пророк «узбек», иными словами: сам себе господин».
В мире нет ни одной нации или народности, которые бы в течение своей истории не смешивались с другими этносами или этническими группами. Каждый этнос формируется веками, находясь в постоянном общении с другими этносами, нередко переселяясь с одной территории на другую, консолидируясь с другими этносами, иногда входя в него как часть данной общности. Как известно, в течение многих веков после возникновения государства как орудия насилия происходили различные войны. Сильные правители побеждали слабых и господствовали над ними, в результате чего также происходило смешение различных этносов. Такую судьбу за свою длительную историю перенес и узбекский народ, неоднократно подвергавшийся нашествию иноземцев, оказавшийся под чужеродным этнокультурным влиянием, но при этом сохранивший свое этническое самосознание и гордость.

Происхождение узбекского народа.

Происхождение любого народа – это всегда очень сложный процесс, который в течении веков приводит к возникновению нового народа, с новым названием, с новой культурой, с новым языком. Почти всегда новый народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого правителя (или вождя), имя которого его соплеменники помнять как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно (очень сильно) упрощать.
Я занимаюсь древнейшей историей народов мира, на основании своих исследований я создал исторический атлас народов, племен, культур с 17 мл.лет днэ. (конечно этот атлас не признан наукой, хотя он в основном базируется на археологических находках, а также на основе мифов и легенд – они то и не признаются историками). Мною составлены прдробные таблицы о появления (исчезновении) любых народов Старого Света (на исследование возникновения индейских народов Америки у меня еще не хватает времени).
В этой статье я буду раскрывать историю возникновения узбекского народа, при этом я буду использовать не только научные (признанные современной наукой) материалы, но и результвты своих исследований.

Что мы знаем про узбеков по официальным источникам?
В Википедии говорится, что узбеки – тюркоязычный народ, который является коренным населением Узбекистана. Этногенез узбеков протекал в Мавераннахре. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии – соглийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, саки, массагеты, восточные иранцы, эфталиты, тюркоязычные племена, которые стали проникать в Среднюю Азию на рубеже 1-2 веков.
Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В VII-VIIIвв. в Средней Азии проживали такие тюркские племена как: тюрки, тюргкши, карлуки, халаджи и др. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу (взаимодействию, слиянию).
После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение междуиранским и монгольскими народами.
Арабское завоевание второй половины 7 – 1 пол.8 века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к 10-му веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.
В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекcкой нации, особенно активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов. Возникновению узбекской народности предшествовало образование в XII веке крупного государства Хорезмшахов, объединившего как оседлое, так и частично кочевое население Средней Азии.
Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: найманы, барласы, арлаты, катаганцы, кунграты, джалаир и др. Этноним «узбек» был привнесен в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дешткипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времен Узбек-хана, 14 век), перекочевавших в Мавераннахр на границе 15-16 веков во главе с Шейбани-ханом из степей современного Казахстана.
Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI-XIIвв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом. Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVIв. под предводительством Шейбани хана, застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.
Процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров.

А что написано в Советской Исторической Энциклопедии про проихождение узбекского народа.
Литературный язык узбеков относится к тюркской группе языков. Древними предками У били согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, саки, массагеты. С сер.1 тыс.днэ в Ср.Азию начинают просачиваться монголоидные группы млемен. Со 2-й половины
6 в., со времени вхождения Ср.Азии в состав Тюркского каганата этот процесс усилился., начался процесс отюречения по языку ираноязычного населения. Во времена государства Караханидов тюркоязычные племена переходят к оседлости. Все тюркоязычное население Междуркчья (территории между реками Сыр-Дарья и Аму-Дарья), сложившееся к
11-12 векам составило основу узбекской народности. В результате монгольских завоеваний в 13 веке в состав населения Междуречья влилась новая волна тюрко-монгольских племен. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района, явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в кон.15 в.вместе с Шейбани-ханом.
В общем и здесь история происхождения узбекского народа похожа на ту, что описана в Википедии.

Как мы заметили, что окончательную точку в формировании узбекского народа поставили дешткипчакские узбеки (к которым уже применялось название «узбеки», так как они считали себя подданными государства Узбек-хана. По этой причине происхождение узбекского народа надо рассматривать в двух направлениях одновременно - происхождение всех народов на территории современного Узбекистана (изменение состава населения на этой территрии) с самых древнейших времен,
- происхождение дешткипчакских узбеков с самых древнейших времен.
Этим я и займусь в этой статье. Начну это делать по картам своего атласа.
Начну я с 17 млн.лет днэ – в это время территория современного Узбекистана была на дне океана. На Земле существовал всего один народ – асуры. Их современыми потомками являются бушмены, готтентоты, пигмеи, веддоиды, папуасы и аборигены Австралии. Асуры жили на одном большом материке – Лемурия (на месте современного Индийского океана).
4 млн.лет.днэ – появился новый народ – атланты (это западные асуры)
1 млн лет.днэ – появился новый народ – муанцы (это восточные асуры)
700 тыс.лет днэ – асуры как народ исчез к территории Земли, вместо его остались племена австралоидов, живших в основном на берегах Индийского океана (Вост.Африка, Юж.Азия, Индонезия, Австралия).
399 тыс.лет днэ – муанцы как народ исчезли, вместо них остались племена населявшие острова Океании, Филиппин, Тайваня, Японии (предки айнов были муанцами).
199 тыс.лет днэ – территория современного Узбекистана стала сушей, но Аральское море еще было соединено с Каспийским и Черным морем. Людей современного вида на этой территории не было. Жили там в основном неандертальцы (это не люди, а прямоходящие обезьяны похожие на людей – это неудачная попытка создать новую расу людей, предпринятая асурами и атлантами с помощью генной инженерии). В это время начинается переселение потомков атлантов на Ближний Восток и Западную Европу, так как материк Атлантида начинает уходить под воду Атлантики.
79 тыс.лет днэ – на территории Междуречья (между реками Аму-Дарья и Сыр-Дарья) начинают появляться небольшие поселения потомков атлантов. В это же время на территории Северного Китая и юга Монголии тоже появляются большие поселения потомков атлантов. Этот народ называл себя туранцами, так как жили на берегу большого Туранского моря (это на месте современной пустыни Гоби).
17500 г.днэ – на территории Междуречья появляются племена костенковской археологической культуры, которые пришли туда с территории Восточной Европы. Это предки будущих дравидоидов (эти племена сложились в результате смешения европеодидов и австралоидов, которое произошло в окрестностях Средней Волги). Это европейский народ с темным цветом кожи.
12000 г.днэ – на севере Евразии произошло похолодание и возникли большие ледники. Это похолодание произошло по причине применения ядерного оружия атлантами против туранцев (потому, что они не подчинялись власти атлантов). В результате этой акции, Туранское море стало быстро засыхать и превращаться в пустыню Гоби. А самы туранцы, получив сильные облучения, частично погибли, а выжившие подверглись генетической мутации и приобрели монголоидные прихнаки (стали отличатьчя от остальных потомков атлантов которын жили в Европе и на Ближнем Востоке). Кроме этого туранский единый народ разделился на большие группы племен – прото-алтайцев (прото-тюрков), прото-монголов, прото-китайцев, прото-тунгусов, прото-тибетцев и т.д.). Эти все народы в последствии всегда стали иметь монголоидные признаки.
7500 г.днэ – на территорию Междуречья проникают племена культуры али-кош с территории современного Ирана, это тоже дравидоидные племена (европеоиды с темной кожей). Если кто хочет знать, на каком языке говорили в те времена жители Междуречья. Могу только предположить, что язык дравидоидов поход на эламский и шумерский языки, так как эти народы были тоже дравидоидами.
5700 г.днэ – на территории Междуречья сформировалась джейтунская культуры. Это племена тех же дравидоиов, но на них оказали влияние более северные европеоиды с Восточной Европы.
3500 г.днэ – на территоории Междуречья сформировалась культура Анау, Это тоже дравидоиды, на них также оказали влияние северные европеоиды, так как на юг их оттесняют племена индоевропейцев, которые к этому времени уже дошли до северных берегов Аральского моря.
1900 г.днэ – на севере Междуречья появилась суянгарская культура (это племена древних индо-иранцев (ариев). Южную часть Междуречья населяют племена культуры алтын-депе (это племена дравидоидов, родственные эламитятам и дравидоидам Хараппской цивилизации на северо-западе Индии).
1500 г.днэ – происходит разделение ариев на древних индийцев и древних иранцев.
Древние индийцы уже нанимают территорию южного Междуречья, а северную часть Междуречья заселяют древнеиранские племена (племена тазабагьябской культуры). К этому времени дравидоидов на территории современного Узбекистана уже нет, они оттеснены на юг – в Иран и северо-запад Индии.
1300 г.днэ – вся территория современного Узбекистана занята племенами древних иранцев. К этому времени древние индийцы уже ушли в Индию.
700 г.днэ – к этому времени на севере Междуречья (Хорезм) сформировался новый ираноязычный народ – хорезмийцы (алеирбадская культура). На остальной территории продолжали жить древнеиранские племена.
600 г.днэ – на севере Узбекистана создано государство хорезмийцев – Хорезмия, в южной части Узбекистана создано государство согдицев – Согд. Оба этих государства населены ираноязычными народами. В северо-восточной части Междуречья свормировался новый ираноязычный народ – массагеты (кочевники).
К 539 г.днэ – Хорезмия, Согдиана, Бактрия подчинены персидскому государству Ахеменидов. Попытки персов подчинить себе массагетов были неудачными.

К 327 г.днэ – Согдиана и Бактрия были подчинены империи Александра Македонского. Хорезм, массегетов и саков (кочевавших к северо-востоку от Хорезмии), македонцы подчинить не смогли. С этого времени начинается усиление государства Хорезм.
250 г.днэ – на юг Узбекистана приходит новый народ – тохары, они были вытеснены тюркскими и монгольскими пленами с территории северо-западного Китая. На северо-востоке Узбекистана сложился новый народ – кангюйцы (этот народ возник на основе массагегов и других ираноязычных племен). У них было свое государство. На юге Узбекистана возникло новое государство Греко-Бактрия.
130 г.днэ – на юге Узбекистана на месте Греко-Бактрии возникли мелкие тохарские государства.
50 г.днэ – на основе тохарских государств возникает Кушанское государство.
450 год нашей эры – в результате великого переселения народов, вызванного передвижением с востока на запад многих тюркоязычных племен во главе с гуннами, в северо-востоке Узбекистана появляются тюрко-язычные племена (это на месте кангюйцев). Юг Узбекистана входит в состав государства эфталитов. Ираноязычные народы – хорезмийцы, согдийцы и бактрийцы по прежнему остаются основным населением территории современного Узбекистана.
В 712 году – Хорезм завоеван арабами, но это завоевание было кратковременным и Хорезм восстановил свою независимость.
750 г – на территории востосной части Казахстана сформировался новый тюркский народ – кипчаки (кочевники). Северо-восточные территории Узбекистана населены карлуками (тюркоязычным народом).
В 819 г. на территории Уззбекистана возникло государство Саманидов, в которое входила не только территория Узбекистана, но и часть Ирана.
900 г – на севере и востоке от Аральского моря сформировался сильный союз племен во главе с огузами (тюркоязычными кочевниками). Они даже создали свое государство. Натиск тюркоязычных племен (заселение территории Узбекистана) усилился.
В 999 г государство Саманидов прекратило существование в результате войны с тюрками-караханидами и вошло в состав государства Караханидов. Юг Узбекистана вошел в состав Газневидского государства.
1050 г – население Узбекистана стало тюркоязычным. Территория Узбекистана вошла в состав государства сельджукок.
1097 г – Хорезм стал снова независим от сельджуков, хотя временами ему приходилось признавать свою зависимость от сельджуков.
1183 г – при хорезмшахе Текеше Хорезм стал окончательно независимым и Хорезм стал могущественным госудаством.
В 1219 г Хорезм завоеван монголами и стал частью империи Чингис-хана.
С 1224 года территория Узбекистана вошла в состав государства Золотая Орда (улус Джучи). Юг Узбекистана входид в Чагатайский улус.
В 1313-1341 годах ханом Золотой Орды был Узбек-хан. Он принял ислам как государственную религию Золотой Орды. С этого времени Золотую Орду в некоторых арабских источниках стали называть государством Узбека.
1350 г – на юге Казахстана начиннает формироваться новый народ кипчаки-узбеки. Юг Узбекистана (Мавераннахр) распадается на ряд небольших государств.
С 1371 года юз Узбекистана входил в состав империи Тимура.
В 1428 году было создано Узбекское ханство во главе с ханом Абул-Хаиром, это ханство возникло в результате распада Золотой Орды,потерпевшей поражение от Тимура. Первоначально оно располагалось на территории южного Казахстана.
1450 г – кипчаки-узбеки населяют территорию современного Узбекистана, становятся основой образования узбекского народа.
В 1499 году Шейбани-хан, потомок Абул-Хаира нчал захватывать территорию Мавераннахра (территорию Узбекистана).
В 1501 году Шейбани-хан отвоевал у Тимуридов Самарканд, основав государство Шейбанидов, он установил свою власть не только над Мавенаннахром, но и над Хорасаном (северо-востоком Ирана).
В 1512 году образовалось Хивинское ханство (в северной части Узбекистана), которое образовалось в связи с распадом государства Шейбанидов, Оно образовалось почти одновремено с Бухарским ханством. В Хивинском ханстве правила династия Арабшахидов. Основным населением Бухарского ханства были узбеки. В Бухарском ханстве (юг Узбекистана) жили и узбеки и таджики.
1600 г – из общей массы казахских племен выделяются каракалпаки, которые поселяются на севере Узбекистана. К этому времени узбекский народ почти полностью сформировался.

Узбеки

УЗБЕ́КИ -ов; мн. Нация, основное население Узбекистана; представители этой нации, страны. Песни узбеков.

Узбе́к, -а; м. Узбе́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Узбе́кский, -ая, -ое. У-ая литература. У. язык. По-узбе́кски, нареч. Говорить по-узбекски. Танцевать по-узбекски.

узбе́ки

(самоназвание - узбек), народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1995). Живут также в Афганистане (свыше 1,7 млн. человек), Таджикистане (около 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Общая численность 18,5 млн. человек. Язык узбекский. Верующие - мусульмане-сунниты.

УЗБЕКИ

УЗБЕ́КИ, народ в Средней Азии, основное население Узбекистана (21,128 млн. чел., 2004), живут также в Афганистане (2,566 млн. чел.), Таджикистане (937 тыс. чел.), Киргизии (660 тыс. чел.), Казахстане (370,6 тыс. чел.), Туркмении (243,1 тыс. чел.). В Российской Федерации живет 122,9 тысяч узбеков (2002). Общая численность узбеков в мире около 25 млн. человек. Говорят на узбекском языке. Верующие узбеки - мусульмане-сунниты.
Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массагетские племена. С рубежа нашей эры начинается проникновение в Среднюю Азию отдельных групп тюркоязычных племен. Этот процесс усилился со второй половины 6 века, со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата. Ко времени государства Караханидов (11-12 вв.) относится завершение основного этапа этногенеза местной народности, говорящей на тюркском языке. Этноним «узбеки» появился позднее, после ассимиляции кочевых дештикипчакских узбеков, пришедших в Среднюю Азию в конце 15 - начале 16 веков во главе с Шейбани-ханом.
К началу 20 века процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в ее составе выделялись три большие этнографические группы. Одна из них - оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа - потомки тюркских племен, которые сохраняли полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлуки, барласы). Большинство их сохраняло самоназвание «тюрк». В формировании некоторых этнографических групп узбеков (особенно в оседлой части Хорезма) участвовали средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15-16 веков. Большинство кочевых узбекских племен называло себя именами народов и племен, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт). Переход к оседлости кочевых узбекских племен, начавшийся в 16-17 веках, в основном завершился к началу 20 века. Часть их слилась с оседлым тюркоговорящим населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров.
Узбеки занимались земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания было образована Узбекская ССР в составе СССР. Именно тогда за ее основным населением утвердилось название узбеков.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "узбеки" в других словарях:

    O zbeklar Ўзбеклар … Википедия

    Большое татарское племя, владычествовавшее в Бухаре, Кокане, Хиве и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЗБЕКИ вероятно по имени их хана. Большое татарское племя, владычествующее в Бухаре, Коканде … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание узбек) народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане (св. 1,7 млн. челвек), Таджикистане (ок. 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Язык узбекский. Верующие мусульмане… … Большой Энциклопедический словарь

    УЗБЕКИ, узбеков, ед. узбек, узбека, муж. Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Узбекской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    УЗБЕКИ, ов, ед. ек, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Узбекистана. | жен. узбечка, и. | прил. узбекский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание узбек), народ. В Российской Федерации 126,9 тыс. человек. Основное население Узбекистана. Язык узбекский кар лукской группы тюркских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Узбеки - (Uzbeks), тюркоговорящий народ монг. происх., мусульмане сунниты. Древн. предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако масагетские племена. Основу узбекской народности составило тюрко язычное население, сложившееся в 11 12 вв … Всемирная история

    узбеки - узбеки, род. узбеков (неправильно узбек) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Узбеки - (самоназвание узбек, сарты) народ общей численностью 18500 тыс. чел., основное население Узбекистана (14145 тыс. чел.). Другие страны расселения: Таджикистан 1198 тыс. чел., Афганистан 1780 тыс. чел., Киргизия 550 тыс. чел., Казахстан 332 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    узбеки - представители древнейшего коренного народа Средней Азии, проживающего на территории современного Узбекистана. Формирование психологии узбекского народа проходило под воздействием интеграции древнего оседло земледельческого ирано и тюркоязычного… … Этнопсихологический словарь

Наверное, не каждый житель нашей страны может блеснуть познаниями в области Сегодня эту страну мы знаем в основном по приезжающим к нам мигрантам, которые готовы трудиться на самых низкооплачиваемых должностях.

А между тем, эта страна со своей древней историей и культурой. Конечно же, есть здесь и главная религия, Узбекистан - страна мусульманская, хотя и представителей других конфессий здесь также можно встретить.

Современное состояние

Сегодня, согласно статистическим данным, около 88% населения страны Это коренные жители Узбекистана, а также представители тюркоязычных народов. Узбеки являются мусульманами-суннитами ханафитского толка (следует отметить, что суннитов в мусульманском мире гораздо больше, чем шиитов, более того, эти два направления ведут между собой ожесточенную борьбу).

Поэтому на вопрос о том, какая религия в Узбекистане главенствует сегодня, мы можем дать уверенный ответ: это мусульманство суннитского толка.

Другие конфессии

Остальные конфессии здесь следующие: православные христиане, представленные русскими, которые так и не уехали из этой страны после развала СССР, поляками, исповедующими католицизм (польские семьи ссылали в Среднюю Азию в прошлом веке, поэтому они тут и остались). Есть здесь и бухарские евреи, исповедующие иудаизм, как и их далекие предки. Представлены и адепты современных протестантских течений: баптисты, лютеране, адвентисты и прочее.

Таким образом, у каждого в этой стране своя религия, Узбекистан, согласно Конституции, оставляет за своими гражданами право на свободу вероисповедания.

История христианской религии в Узбекистане

Традиционно на территории современного Узбекистана проживали разные народы. Исповедовали они свои языческие культы. С V века нашей эры на эту землю пришло христианство, известное как согдиана. Однако оно было практически полностью уничтожено в Средние века, когда мусульманство стало утверждать себя.

Только в XIX веке, когда Российская империя, пытаясь предотвратить захват этих земель англичанами и замыкания английской экспансии у своих границ, завоевала эти земли, в Узбекистане стали открываться православные храмы. Предназначались они для русских и для тех людей из местных, которые захотят принять христианство. Однако таких было ничтожно мало. А российское правительство по своей традиции не неволило своих новых подданных. В связи с этим переходов из мусульманства в христианство было очень мало.

Поэтому и сегодня здесь так мало представлена христианская религия, Узбекистан - это государство, народы которого сначала были язычниками, а потом, повинуясь воле хана, приняли магометанство.

Почему здесь был принят ислам?

Нельзя забывать, что мощнейшее государство Средневековья - Золотая Орда частично занимала территории современного Узбекистана.

Поэтому и была здесь принята мусульманская религия, Узбекистан как государство не возник бы, если бы великие ордынские ханы не задумывались над вопросами о том, как им духовно скрепить свою страну.

Духовный переворот совершил хан по имени Узбек. Он-то и отказался от родовой языческой религии, согласно которой существует множество богов, которым нужно поклоняться, став первым мусульманином в своей стране.

К слову сказать, существует легенда о том, что наш благоверный князь Александр Невский, зная, что враги, напавшие на Русь - язычники, пытался склонить хана Орды к принятию христианства. Однако свита хана, узнав о намерениях русского князя и не принимая христианства за его чересчур милосердное отношение к людям, отравила великого русского полководца и дипломата.

Как знать, если бы удалось Александру Невскому совершить задуманное, была ли сейчас такая страна на карте мира под названием Узбекистан, религия которой теперь уже неизменна?

История Узбека

Итак, хан Узбек, позже взявший себе исламский титул Султан Гийас ад-Дин Мухаммед жил в начале 14 века. Он являлся наиболее известным ханом Золотой Орды, значительно укрепившим могущество государства.

Религия Узбекистана до ислама - это смесь родовых поверий и традиционных культов, которые тормозили развитие Золотой Орды. Нужно было срочно что-то предпринимать. И понял, что ему предстоит сделать серьезный выбор в своей жизни.

Дело в том, что Узбек не был прямым получателем ордынского престола. Власть он захватил путем убийства законных наследников трона.

Хану помогали те, кто мечтал об исламизации этого региона. Началась ожесточенная борьба за религиозное будущее страны, в которой победили не сторонники родовой религии, а сторонники мусульманизации Орды. К слову сказать, ислам всегда побеждал огнем и мечом, с самого его появления в 6 веке нашей эры (даже Мухаммед был хорошим полководцем, а уж о 4 великих визирях и говорить не приходится). Ислам Узбек принял в 1320 году.

Сопротивление его решению среди татаро-монгольской верхушки было огромным. Так, ему пришлось казнить около 120 своих прямых родственников из рода чингизидов, чтобы утвердить новую веру.

Желание сделать своих подданных правоверными было продиктовано прагматическими интересами хана. Он стремился во что бы то ни стал укрепить свою власть. Как знать, думал ли он, что его именем через много веков назовут страну Узбекистан, религия которой будет ему так близка?

Ислам сегодня

Сегодня представляет собой зону напряженности. Связано это с тем, что рядом с ней происходят кровавые события, густо замешанные на еретическом учении, которое претендует на роль истинного мусульманства. Называется это учение ваххабизм. Его исповедуют члены секты, более известной как ИГИЛ. Члены этой секты стремятся покорить все народы, переучив их на свой лад. Средняя Азия представляет для них лакомый кусок. Поэтому проблема, состоящая из трех составляющих: «Узбекистан - религия - ислам» в настоящий момент как никогда актуальна.

(ум. в 1188 г.) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах , автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в — гг. был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула .

По данным Рашид ад дина, последнего представителя династии Илдегизидов, правивших в Тебризе , звали Узбек Музаффар ( —) .

Узбек-хана а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака .

Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов .

К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака , образуется союз кочевых монголо-тюркских племен придерживающихся устоев Узбек хана прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом ( —) и его противником Тохтамышем .

Намного позже завершения правления Узбек-хана , а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака .

  • По версии ученого Г. В. Вернадского термин узбек являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает что термин узбеки использовались, как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: "согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) значит «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей» . Такого же мнения придерживается Савельев П. С. писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек значит — «сам себе господин» .
    Русский исследователь Н.Ханыков (Описание Бухарского ханства. СПб., 1843.) отмечает, что жители Бухары гордились своей принадлежностью к "узбекскому народу". Этот же автор употребляет термин "Узбекистан" по отношению ко всей территории Бухарского эмирата и сопредельных территорий, подвластных узбекским правителям. К этому можно добавить, что узбекам, проживающим в Синцзяне, Афганистане, Таджикистане, Казахстане и других государствах Центральной Азии, а также же в странах более дальнего зарубежья, никто этот этноним не навязывал, но тем не менее, руководствуясь своим самосознанием, они считают себя именно узбеками, считая этот этноним синонимом слова "Туркистанлык", а иногда и "Бухаралык".

    Ни один другой из всех тюркских языков не стоит к языку Алишера Навои и Бабура так близко как узбекский, который, следовательно, является единственным правопреемником чагатайско-тюркского языка. В этой связи вновь заслуживает внимания позиция джадидов, которых в советское время обвиняли в проповедовании пантюркизма, называя их также и панисламистами.

    Джадиды, в противоположность национал-коммунистам и большевикам, на наш взгляд, являлись в то время единственной политической силой, выражавшей истинные интересы местного населения Средней Азии (как тюрко-язычного, так и персо-язычного) и выступали за образование единого Туркестана, под которым они подразумевали как ареал распространения чагатайско-тюркского языка, так и территорию народов этого региона.

    Таким образом, джадиды выступали за образование такого государства, национальные символы которого отвечали бы, во-первых, историческим реалиям, а во-вторых, интересам и самосознанию всех слоев Туркестанского общества. Язык, как известно, является одним из главных критериев при определении национальной идентичности того или иного народа.

    Современный узбекский язык наряду с близкородственным древним уйгурским является одним из языков, находящих наиболее близкие аналогии и соответствия в языке Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни и тюрко-язычных сочинений ХП - ХШ вв. основу этого языка, также как и уйгурского, составляет карлукский диалект тюркского языка, который является одним из наиболее древних письменных тюркских языков и использовался в качестве литературного языка не только оседлым тюркским населением Средней Азии, но и кочевниками.

    Имеющийся комплекс исторических данных позволяет утверждать, что формирование близкородственных народов узбеков и уйгуров, являющиеся носителями древнейших форм литературного тюркского языка и продолжателями оседло-земледельческих традиций древних тюрков, в основном уже было завершено в XI в., когда карлукско-тюркский язык приобрел статус государственного языка Караханидского каганата, а политические границы господства тюрков-карлуков, считавших себя потомками древнейших тюрков Средней Азии, были восстановлены в пределах исторического Туркестана, под которым понималась вся территория Средней Азии.

    Дашти-кипчакские узбеки также восприняли этот язык после того, как приобщились к древней и богатой культуре тюрков Средней Азии. Политическое объединение собственно узбеков было образовано из более 90 родов, относившихся к самым различным тюркским племенам и народам, не говоря о других более ранних и позднейших примесях. Поэтому и антропологический тип их был совершенно различным, что способствовало быстрой ассимиляции большей их части с местным тюрко-язычным населением Средней Азии. (См.: Энциклопедический словарь / изд. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. Том XXXIV. СПб., 1902. С. 608 - 609), в результате чего их объединение в рамках нового государственного образования было велением времени (тем более, что такие централизованные государственные образования существовали в Средней Азии в относительно не столь далеком прошлом - имеются ввиду государства Шайбанидов и Аштарханидов). Вопрос стоял лишь в том, какое из предлагаемых названий следует дать этому объединению: Туркестан или Узбекистан? В истории тюркских народов, зафиксированной в письменной традиции других народов, названия многих тюркских народов очень часто были связаны с политическими образованиями, в которых широко практиковался перенос этнонима господствующего племени или народа на все остальные племена и народы, подчинявшиеся их власти.

    Например, этноним тюрк или турк первоначально был самоназванием отдельного племени, а в VI. в. после образования Тюркского каганата он стал применяться ко всем племенам и народам, говорившим на близкородственных языках. Таким же образом, после образования государства Шайбанидов, в европейской традиции этноним узбек стал распространяться и на другие тюркские и нетюркские народы Средней Азии.

    Большевики, с одной стороны, опасаясь распространения пантюркистских настроений и угрозы усиления идеи единого Туркестана, а с другой - стремясь внести раздор между представителями разных народов, проживавших до этого в составе узбекских государств, выбрали второе. В этой связи следует напомнить, что джадиды рассматривали этноним узбек в качестве синонима этнонима тюрк.

    Нам представляется, что такое понимание исторической терминологии не лишенным основания и подтверждается данными отдельных источников. Наглядным примером этому может служить географическая карта Средней Азии, составленная в 1735 г. голландским картографом А.Маасом, на которой вся территория Средней Азии, известная в письменных источниках более раннего времени как "Туркестан", обозначена под названием "Узбек". Таким образом, слово "Узбек" действительно выступает в качестве синонима и правопреемника названий "Турк" и "Туркестан", на что имеются и прямые указания источников.

    Так, Махмуд ибн Вали (XVII в.) пишет, что "Страна Туркестан, как в древности, так и в последующем, была юртом и местом обитания потомков Тура ибн Йафаса…, народ этой страны (т.е. Турана и Туркестана в значении Средней Азии) в каждую эпоху имел особое имя и прозвище. Так, со времени Тура ибн Йафаса до появления Могул-хана жителей этой страны называли тюрками. После становления у власти Могул-хана ко всем племенам, обитавшим в этой стране, прилагалось имя могул. После поднятия государева знамени Узбек-хана в первой половине 14 века и по сей день жители этой страны именуются узбеками. Однако, в отдаленных странах, как и раньше, всех жителей Турана называют тюрками (N.Lubin, W.Fierman, Uzbeks, Encyclopedia of World Cultures, volume VI, Russia and Eurasia/China, Boston, Massachusetts: G.K. Hail & Co., 1994, p. 395 - 399).

    В недавно изданной в США Энциклопедии мировой культуры, авторов которых вряд ли можно уличить в предвзятости мнений, узбеки характеризуются именно как потомки древних тюрков Средней Азии, а топоним "Узбекистан" рассматривается как правопреемник исторического названия всего среднеазиатского региона – "Туркестан".

    В свете этих данных, нам представляется, что при исследовании вопросов этногенеза и этнической истории узбекского народа следует, прежде всего, исходить из того факта, что первоначальной основой его этногенеза является местный автохтонный оседло-земледельческий тюрко-язычный субстрат Средней Азии, который впоследствии неоднократно включал в свой состав как соседние, так и пришлые персо-язычные и тюрко-язычные этнические компоненты. Во-вторых, настоящее самоназвание узбеков, на наш взгляд, следует рассматривать как синоним и правопреемник слова "тюрк", поскольку оба эти термина имеют собирательное значение и происхождение их связано с возникновением конкретных государственных образований - в одном случае Тюркского каганата, а в другом - государства Шайбанидов.

    Следовательно, и топоним "Узбекистан" независимо от его нынешних границ следует рассматривать как синоним и правопреемник древнего названия Средней Азии "Туркестан" (Следует особо подчеркнуть, что на общей карте Азии средневекового времени, выставленной в Национальном музее истории Ирана в Тегеране, территория между реками Джайхун (Амударья) и Сайхун (Сырдарья), т.е. территория современного Узбекистана, обозначена именно под названием "Туркестан". Это имеет для нас большое значение, поскольку в этой карте отражена официальная позиция Ирана по тем или иным вопросам истории).

    Здесь, однако, следует сделать оговорку, что термин "Туркестан" должен пониматься по крайней мере в двух смыслах - узком и широком. Если условные границы "Туркестана" в узком смысле (в понимании джадидов) соответствуют территории среднеазиатского междуречья, то "Туркестан" в широком смысле включает всю территорию Средней Азии (включая Южный Казахстан, Семиречье, Северный Афганистан и Северо-Восточный Хорасан), а в еще более широком смысле - все территории проживания тюрко-язычных народов (включая Восточный Туркестан, часть Западной Сибири, Поволжья, Урала, Алтая и др).

    Название "Узбекистан" должно рассматриваться именно как синоним и правопреемник древнего названия "Туркестан", зафиксированного в письменных источниках, прежде всего потому, что среднеазиатское междуречье, во-первых, является одним из районов первоначального обитания тюрко-язычных народов в глубокой древности, а во-вторых, колыбелью оседло-земледельческой и городской культуры древних тюрков.

    Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого