Обитель особого назначения. «И на Северном Кавказе должны быть православные монастыри

Как всё начиналось

После успешного завершения Великой Кавказской войны в 1864 году, царское правительство решило привлечь афонских монахов к делу повторной христианизации Западного Кавказа. Такую идею впервые высказал Наместник Кавказа в 1863-1881 годах Великий Князь Михаил Николаевич Романов.
Русские монахи, услышав такой зов с седого Кавказа и зная, что именно там, на Кавказе находится Иверия – первый удел Божией Матери, с радостью откликнулись на предложение о переносе афонской святости на Кавказ. И вот буквально за 30 лет здесь были основаны 4 второафонских мужских монастыря. Самый первый был основан в середине 70-ч годов 19 века на Новом Афоне и широко известен, как монастырь в честь св. апостола Симона Кананита. Вторым, основанном в Адыгее в 1877 году, является как раз наш монастырь в честь святого Архистратига небесных Сил Архангела Михаила. В 80-х годах 19 века на реке Большой Зеленчук был организован третий монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского (Свято-Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь). И четвертый монастырь – в честь Успения Божией Матери вблизи г. Пятигорска (Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский монастырь).

История Свято-Михайло-Афонского монастыря

После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.

Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 г. о.Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.

Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства — 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.
В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято — Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению — за р. Кубанью.
Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.
В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно — приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия.
Жизненный путь о.Мартирия — яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин — так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны, и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила. Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поселился на г. Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, попросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но вскоре оказался на Северо-Западном Кавказе. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни.

В 1909 г. о.Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.

После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.
С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.
После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов — был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».
С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.

В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

История Ново-Афонского Симоно-Канонитского монастыря

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным - для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады, в 1960-1980-х годах использовалась для развлекательных нужд дома отдыха. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Всего в обители шесть храмов: надвратный - Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888-1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального - 40 метров. Длина собора - 53,3 м, ширина - 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX - начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами - братьями Оловянниковыми

Паломнические заметки протоиерея Сергия Гусельникова.

Православный человек, куда бы его ни занесла судьба, старается посетить святые места, которые расположены поблизости. В августе этого года я побывал в городе-курорте Кисловодске, в одном из его санаториев. Прекрасный горный воздух, нарзанная галерея и санаторное лечение помогли забыть о хлопотах и суете в огромном промышленном мегаполисе. Однако не пропало желание припасть к источникам духовной благодати, обретающихся в храмах и монастырях.

В центре Кисловодска на возвышенности стоит собор в честь Святителя Николая Чудотворца. Там я молился на праздничных службах. Внутри храм красиво расписан и украшен. Всё в нем дышит благолепием. Особо приятно было мне увидеть в центральном иконостасе икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, во имя которых освящен собор, в котором я служу. Понравилось мне и то, что во время Богослужения диаконы поют с народом не только «Символ веры», «Отче наш» и другие молитвы, но и ектеньи («Господи, помилуй!»), тем самым глубже вовлекая молящихся в соборную молитву. Это возвращение к канонам древней Литургии, когда в пении участвовали все христиане, находящиеся в храме. Церковные хоры появились позднее. Такого соборного пения ектений мне не приходилось слышать ни в России, ни за границей.

«Гонимый миром странник»

С водителем главврача санатория Назимом, любезно согласившимся провезти меня по близлежащим монастырям и храмам, через город Пятигорск мы подъезжаем к величественной горе Бештау, воспетой наряду с другими красотами Кавказа Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Именно в Пятигорске гениальный русский поэт провел два последних месяца своей короткой жизни и погиб у подножия горы Машук на безсмысленной дуэли. Позднее я побывал и в домике с камышовой крышей, где они с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным снимали квартиру, и постоял на балконе-веранде, где по утрам любил работать Лермонтов, глядя на вершины Бештау, и погрустил на месте его гибели.

Кстати, в литературной традиции принято называть Лермонтова поэтом, хотя его прекрасный роман «Герой нашего времени» выдает в нем не менее гениального прозаика. Да и тот же Пушкин не только поэт, но и прозаик, литературный критик, историк. Об этом как-то забывают.

Еще несколько слов о Михаиле Юрьевиче. До сих пор не совсем понятна причина вспышки внезапной ненависти Мартынова к своему товарищу. Ведь они были однокашниками по школе юнкеров и нередко в Пятигорске по вечерам сиживали за дружеской беседой. Насмешливые слова, сказанные Лермонтовым на вечере в доме казачьего генерала П.С. Верзилина по отношению к Мартынову, носили характер дружеской шутки, и поэт даже не предполагал, что они могут вызвать такую реакцию. Если рассуждать с духовной точки зрения, то Мартыновым двигала гордыня. Ведь и его черкесский костюм с длинным кинжалом - стремление внешне выделиться среди других, быть не таким, как все. Лермонтов как Православный человек не мог понять такого неестественного приступа злобы и не мог стрелять в своего товарища. Боевой офицер и отличный стрелок, он поднял свой пистолет вверх, проявив великодушие и дав последний шанс Мартынову одуматься. Однако того ослепила нечеловеческая ненависть, и он почти в упор стреляет в Лермонтова. Это можно объяснить только состоянием одержимости, в которое впал Мартынов.

«В нашу поэзию стреляют удачнее, нежели в Людвига-Филиппа. Второй раз не дают промаха. Грустно!.… Да, сердечно жаль Лермонтова, особенно узнавши, что он был так безчеловечно убит. На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова », - писал П.А. Вяземский в письме к А.Я. Булгакову (выделено мной - о. С. Г. ).

Еще в советские времена я побывал в Тарханах, в усадьбе Лермонтовых, был в их семейной церкви на берегу красивого пруда. Там, в родовом склепе, он и похоронен рядом со своей матерью, урожденной Арсеньевой. В церкви было пусто, конечно, в ней никто не служил. Тем не менее, и в храме, и во всей усадьбе ощущались какая-то умиротворенность и благодать.

В музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске хранится старинное домотканое полотенце с вышитым на нем гербом лермонтовского рода. Под гербом вышита надпись на латинском языке: «Судьба моя Иисус» . Это говорит о многом. Страдавший с детства от людской злобы и зависти, Лермонтов претерпел всё до конца, даже до смерти.

Погибший на нелепой дуэли раб Божий Михаил своей кровью искупил последний грех, всё же был отпет по Православным канонам и, верю, тоже молится за многострадальную Россию. Он был на этой земле, как сам писал, «гонимый миром странник, но только с русскою душой».

Говоря о Пятигорске, просто невозможно было не упомянуть о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Второафонский монастырь

И вот мы с Назимом подъезжаем к подножию пятиглавого Бештау и через тенистый лес по асфальтовой дороге едем к Второафонскому монастырю. Не прошло и десяти минут, как наша машина поравнялась с бодро шагающим человеком в черном подряснике. Назим притормозил и, обращаясь к нему, предложил подвезти. Молодой стройный монах с красивым, обрамленным черной бородой лицом повернулся к нам и, мягко улыбнувшись, отказался.

Петляя по лесному серпантину, мы подъезжаем к воротам обители. С небольшой площадки открывается великолепный вид на лежащее внизу плоскогорье, покрытое легкой сероватой дымкой.

Сам монастырь расположен на юго-западном склоне горы Бештау. Она является самой высокой вершиной Кавказских Минеральных Вод и напоминает гору Афон.

Первыми встретившимися мне людьми оказались две женщины в белых халатах. Они сидели на лавочке под сенью большого раскидистого дерева и, завидев меня, дружно встали и подошли под благословение. Из разговора выяснилось, что обе они носят одно и то же имя - Фотиния - и трудятся в трапезной монастыря. Женщины показали мне, как пройти к храму, и снова уселись на лавочку.

Свято-Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан в 1904 году афонскими монахами по благословению праведного Иоанна Кронштадтского. Во времена древнего государства Алания (IX-X вв.) на этом месте располагался греческий монастырь, остатки которого сохранялись вплоть до начала XX века. Всероссийскому батюшке привезли фотографии с видами окрестностей горы Бештау. Он посмотрел их и крестом обозначил место для строительства храма. Храм построили, и 28 ноября 1904 года состоялось торжественное освящение Второафонского монастыря. К сожалению, в январе 1906 года во время пожара первая церковь сгорела. Но уже в августе 1906 года храм был восстановлен на добровольные пожертвования. Со строительством монастыря увеличивается число его насельников и, самое главное, возрастает духовная жизнь. Вскоре обитель становится одним из духовно образцовых монастырей России, куда стекаются жаждущие спасения души паломники.

После революции и гражданской войны Второафонский Бештаугорский монастырь закрыли и устроили там Дом туриста. После Отечественной войны строения монастыря постепенно полностью разрушили, а святой источник, который находился рядом и источал целительную воду, тоже был закрыт. Однако верующие люди всегда помнили об этом святом месте и приходили сюда молиться.

Первым наместником обители был игумен Силуан (Хараим), постриженный в монашество в честь преподобного Силуана Афонского. Он много потрудился для строительства и украшения монастыря, по устройству в нем монашеской жизни. Большое внимание наместник и братия уделяли миссионерской работе среди окрестного населения. Отец Силуан почил в сане архимандрита 6 июня 2011 года.

Сейчас священноархимандритом монастыря является Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, который здесь же и живет. Монахам и послушникам есть где трудиться. В обители обустроены пасека, птичий двор, разводится фруктовый сад. Действует Православный летний оздоровительный лагерь «Зеленый Афон».

В небольшом храме Великомученика Георгия Победоносца ощущаются молитвенный дух и Божия благодать, хотя он не расписан, на стенах висят иконы в окладах и рамках. Прикладываюсь к святым образам, к частицам мощей угодников Божиих. Затем прохожу в отдельно стоящую церковную лавку, чтобы купить буклет о монастыре. Выбор здесь, конечно, небольшой, но главное не в этом, а в том, что можно подать записки для монастырского поминовения. Молодой послушник объясняет мне, как пройти к летнему храму в честь Успения Божией Матери. Собственно, храма как такового там нет. Под открытым небом возвышаются бетонная площадка и солея, выложенные плиткой, а за ними на полукруглой стене из природного камня висят большие репродукции икон. Для Богослужения на солее над переносным престолом ставится сень, сделанная из материи.

В Бештаугорской обители такая благодатная тишина и такой покой, что невольно подумалось: «Вот это и есть главное, что нужно для сосредоточенной молитвы и спасения души».

По дорожке вдоль аллеи деревьев спускаюсь ко входу в монастырь и вижу встретившегося нам монаха в подряснике. Обе Фотинии, сидевшие на лавке, бодро вскакивают и подходят к нему под благословение. «Значит, иеромонах», - думаю я.

Вот вы уже и дошли! - приветствую монаха, удивляясь быстроте его ходьбы. - Вы отсюда, из монастыря?

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, - слышу в ответ.

Немного растерявшись от неожиданности, тут же прихожу в себя:

Владыко, благословите!

Владыка Феофилакт благословляет меня и, в свою очередь, спрашивает, откуда я. Рассказываю, а потом интересуюсь, трудно ли быть архиереем на Северном Кавказе.

Нет, я местный, здесь вырос, для меня здесь всё родное. Несколько лет служил священником в Грозном, - ответил он.

На прощание Владыка Феофилакт пригласил меня в монастырь помолиться, послужить, когда будет время. К сожалению, короткий срок моего пребывания в санатории не позволил мне воспользоваться его приглашением. Но эта неожиданная встреча оставила в моей душе приятные впечатления.

Зато две Фотинии из монастырской трапезной попросили меня подождать и принесли целый пакет освященных фруктов, так как в этот день был праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. В санатории его отметили тем, что в столовой к обеду подали яблоки, а я поделился со своими соседями по столу угощением из Второафонского монастыря.

Минеральные Воды. Покровский собор

Из Второафонского Бештаугорского монастыря мы с Назимом едем в город Минеральные Воды, в собор Покрова Пресвятой Богородицы. В нем хранятся мощи великого русского подвижника XX века - преподобного Феодосия Кавказского.

Храм был построен всего за пять лет (1992-1997 гг.) и освящён 14 октября 1997 года Митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном. Место под строительство выбрал ныне покойный глава города Сергей Александрович Шиянов в день памяти своего Небесного покровителя Преподобного Сергия Радонежского. Поэтому северный придел храма освящён в честь Игумена земли Русской. Южный придел освящён в честь мученика Иоанна Воина. Нижний придел собора освящён в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, что связано с промыслительным событием в истории Покровского храма. Однажды женщины, шедшие утром через лесопосадку в храм, увидели под одним деревом старинную Тихвинскую икону Божией Матери. В этом усмотрели благословение Пресвятой Богородицы еще один из приделов собора посвятить Ей.

Мощи преподобного Феодосия 8 августа 1998 года торжественным Крестным ходом перенесли из Михаило-Архангельского храма. С тех пор в Покровский собор приезжают поклониться великому угоднику Божьему со всех концов России.

Когда-то я побывал в пустыньке батюшки Феодосия у поселка Горный под Новороссийском. Там ему явилась Матерь Божия, и на том месте с той поры растет удивительная трава барвинок с листиками в виде креста. Там же течет святой источник, появившийся по молитве святого. В пустыньке очень благодатно. Под сенью высоких платанов ощущается необычайная умиротворенность. На холме над источником стоит деревянная часовня, где можно помолиться и прочитать акафист. Неподалеку начиналось строительство церкви. Теперь в пустыньке, наверное, уже действует монастырь.

Я много читал о преподобном Феодосии, смотрел фильм о его прославлении в лике святых и всегда почитал как великого русского святого. И вот теперь я стою в Покровском соборе у раки с его мощами: «Преподобный отче Феодосие, моли Бога о мне грешном!».

На Кавказе батюшку Феодосия почитают особо. В этом я наглядно убеждаюсь, когда вижу, как семья кавказцев горячо молится ему перед сенью с его мощами. Молодой мужчина на коленях со свечами в руках так слезно молится святому, как нищий слезно молит подать ему кусочек хлеба. Разве возможно не услышать такую молитву? Несомненно, преподобный Феодосий поможет молодому кавказцу.

Людей в храме немного, на клиросе - девушки-певчие, и видно, что все они по-настоящему верующие, церковные, они подходят ко мне и, как положено, берут благословение.

Кстати, в том же 1998 году по благословению Митрополита Гедеона и стараниями настоятеля собора протоиерея Илии Агеева была основана общеобразовательная десятилетняя школа Православной направленности, в перспективе - классическая Православная гимназия. Педагогический коллектив школы совместно со священнослужителями собора поставили перед собой задачу возродить русскую Православную образовательную традицию, которая предполагает раскрытие в человеке образа Божия и воспитание его в духе христианской нравственности. При создании и становлении школы произошел интересный случай. Школа открылась по инициативе заместителя главы администрации города Анатолия Леонидовича Роткина. А потом он оставил этот ответственный пост и стал священником. У нас среди священнослужителей есть представители разных профессий, но чтобы в священники пошел чиновник - редкий случай.

Свято-Георгиевский монастырь. Ессентуки

К вечеру Назим привозит меня в Свято-Георгиевский женский монастырь, расположенный на зеленой горе Дубровка, напомнившей мне гору Фавор. Вообще-то от монастыря до Кисловодска ближе, чем до Ессентуков, но тем не менее он относится к Ессентукам.

Белый храм с золотыми куполами на вершине горы виден отовсюду, потому что вокруг равнинный Предгорный район. Свято-Георгиевский монастырь можно смело назвать жемчужиной Северного Кавказа. Это единственная пока женская обитель на территории Кавказских Минеральных Вод.

Свято-Георгиевский женский монастырь был заложен 6 мая 2004 года, на весенний праздник Великомученика Георгия Победоносца. Его настоятельницей стала направленная сюда с двумя сестрами насельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря города Малоярославца. Кстати, там давно существует большой приют для девочек-сирот. Теперь эти две обители связывает тесная духовная дружба.

Первые два года сестры жили в вагончике, претерпели много трудностей, но дождались того дня, когда в храме стали совершаться регулярные Богослужения и обустроилась обитель.

В обители хранится старинный деревянный крест с запечатанными в его тыльной стороне частицами святых мощей. Когда-то он находился в Тебердинском Сентинском Спасо-Преображенском монастыре, а в годы гонений бережно хранился его насельницами матушкой Серафимой (Москаленко) и Анной Ивановой. Они завещали передать святой крест в Православный храм. По Божьему промыслу он попал к священнику Пантелеимоновского собора города Ессентуки. Отец Александр передал крест в дар Свято-Георгиевскому монастырю.

Важным делом сестер обители является забота о девочках-сиротах, воспитывающихся в приюте, который открылся в январе 2009 года. Сначала девочек было три, потом стало семь. В помещении приюта устроены спальни, комнаты для игр и отдыха, светлые классы, медицинский кабинет. Девочки живут по своему распорядку дня, но участвуют и в жизни обители: учатся петь на клиросе, помогают украшать пасхальные куличи. Любят общаться с матушкой-игуменьей и сестрами, которые относятся к ним с любовью и лаской, искренне молятся за них. Может быть, кто-то из этих девочек останется в обители навсегда.

Каждое лето монастырь организует на своей территории детский Православный лагерь. Сюда приезжают девочки из разных городов и поселков Кавказских Минеральных Вод. Они помогают сестрам на послушаниях, поют в церковном хоре, смотрят Православные фильмы, собирают душистые травы в окрестностях монастыря. Здесь укрепляется их вера и воспитывается любовь к Богу и людям.

Ученица пятигорского лицея Ольга Свистельникова под впечатлением от посещения обители написала замечательные стихи, напечатанные в буклете о Свято-Георгиевском монастыре:

Среди полей, среди цветов,

Среди холмов, среди лесов,

Под небом ярко-голубым,

С крестом, как солнце золотым,

Как птица белая парит -

Храм на верху горы стоит.

Звон колокольный раздаётся

И вдаль по воздуху несётся.

Под ним в небесной синеве

Святой Георгий на коне

Летит, благословляя нас,

И молится за весь Кавказ…

Святое место и земля

Вокруг того монастыря.

Получим в нём грехов прощенье -

Найдёт здесь каждый утешенье.

Здесь труд монахинь, и смиренье,

И Богу тёплое моленье.

В их лицах - мир и доброта.

В глазах - любовь и чистота.

Увидев эту красоту,

Забыть её я не смогу!

Душа трепещет и горит

И Господа благодарит.

… Назим подвозит меня ко входу в монастырь. По каменным ступеням поднимаюсь на площадку перед храмом. Оттуда открывается прекрасный вид на Предгорный район. На десятки километров вокруг видны зеленые долины и очертания далеких гор.

Белокаменный храм Георгия Победоносца небольшой, но в нем чувствуется благодать. И не только потому, что в храме много святынь, а потому, что он намолен сестрами обители и паломниками, которые приезжают сюда со всей России.

Две трудницы среднего возраста мыли полы. Оказывается, помогают сестрам женщины как из близлежащих населенных пунктов, так и издалека. Одна трудница приехала в обитель аж с Урала. Чтобы не мешать женщинам, старательно выполняющим свое послушание, приложившись к иконам и мощам, я выхожу на церковную паперть и беседую там с монахиней, дежурившей в храме. Она немногословна, и это правильно. Монашеский удел - молитва к Богу, смирение и послушание.

Я сетую Назиму на то, что к ужину мы опоздали. Но он утешает меня: «Я позвоню в столовую и попрошу, чтобы вам оставили ужин». А после телефонного звонка и вообще говорит с радостью: «Никуда мы не опоздали! В санатории отключали свет, и ужин задерживается на час. Так что мы везде успели!».

Вот так. Мы предполагаем, а Господь располагает! Преображение Господне! Мы посетили несколько святых мест. И в конце праздничного дня неожиданный подарок - задержавшийся ужин. Когда мы вернулись в санаторий, мне пришлось еще полчаса ждать, пока открылась столовая. Слава Богу за всё!

Архыз. Лик Спасителя. Столица Алании

В Карачаево-Черкесской республике есть уникальный уголок природы - Архыз. Там чистейший горный воздух, самое высокое в мире содержание озона, семьдесят пять горных озер, несколько рек, водопады, ледники, густые леса, изобилующие ягодами, грибами и целебными растениями. В Архызе водится множество видов птиц и животных, в реках горная форель. Только там можно встретить грифа-ягнятника с размахом крыльев до пяти метров.

Но Архыз также уникален и своей историей. Здесь проходил знаменитый шелковый путь. В разные времена здесь жили скифы, меоты, сарматы, аланы. Наконец, именно Архыз является колыбелью Христианства на Северном Кавказе, потому что в этом прекрасном месте находилась столица могущественного государства Алания, принявшего Христианство гораздо раньше Киевской Руси. Об этом свидетельствуют сохранившиеся древние храмы начала X века и хорошо известный ныне Архызский лик.

В Архызе, на одном из северных отрогов горы Пастухова, на высоте 2070 метров над уровнем моря, расположена Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН), основанная в 1966 году. В 1975 году в ней начал работать самый большой на планете оптический шестиметровый телескоп весом 850 тонн. Вплоть до начала 90-х годов он сохранял мировое первенство, но и сейчас остается самым большим в Европе и Азии.

В Архыз я ездил с экскурсией, организованной туристическим бюро. У нас был замечательный гид Михаил, который поведал нам столько познавательного, что не прочитаешь ни в одной книге.

Для Православного человека наибольший интерес представляет Нижний Архыз, где на склоне хребта Мцешта, на отвесной скале написан лик Спаса Нерукотворного, а в долине реки Большой Зеленчук расположены сохранившиеся 14 древних храмов.

Лик Христа, или Архызский лик, был обнаружен 19 мая 1999 года, в канун 2000-летия Христианства. Братья Сергей и Анатолий Варченко из казачьей станицы Зеленчукской охотились в этот день в горах и случайно (хотя в духовном плане, конечно же, по Промыслу Божию) увидели на скале изумительный Лик. Спустившись с хребта, они сказали работавшим в селении археологам, что «на скале нарисовано лицо Человека». Археологи поднялись на хребет, весь день ходили по нему, но ничего не обнаружили. И уже к вечеру, когда солнце стало садиться за горы, они, спускаясь вниз по той же дороге, наконец увидели наскальный рисунок. Ученые поняли, что днем Лик был не виден, потому что на него падали солнечные лучи, а теперь он открылся их взорам. И еще археологи поняли, что это не просто человеческое лицо, а икона Христа Спасителя.

Через некоторое время обнаруженный братьями Варченко образ осмотрели историк Алексей Демков и протоиерей Виктор Плотников. Наскальная икона размером примерно 140 на 80 сантиметров находится на высоте около ста метров выше уровня реки и обращена почти строго на восток. Размеры образа говорят о принадлежности его к монументальной церковной живописи. Написан он приблизительно тысячу лет назад в византийском стиле двумя красками - темно-коричневым суриком и белилами. Архызский лик относится к иконописному канону «Спас Нерукотворный» IX-XI веков. Огромные глаза с пронизывающим взором и очертания Лика напоминают известную икону «Спас Синайский», которая зрительно выражает два естества Христа - Божественное и человеческое.

Доктор исторических наук В.А. Кузнецов, исследовавший Архызский лик, придерживается той точки зрения, что образ хронологически относится ко времени строительства храмов и создания Аланской епархии, то есть к X-XII векам. «Столица Алании, название которой ныне неизвестно, располагалась как раз напротив хребта Мцешта, поэтому вполне вероятно, что древний мастер, хорошо знавший технику фресковой росписи и расписывавший храмы в городе, поднялся в гору и написал на скале лик Спасителя».

«Лик Нижнего Архыза может оказаться наиболее древним архетипом Спаса Нерукотворного в России», - считает В.А. Кузнецов.

Это какую же надо было иметь любовь к Богу, чтобы на отвесной скале (скорее всего, укрепившись на ней с помощью веревки) написать икону Христа!

Мы приехали в Архыз в воскресенье, я переживал, что не попаду из-за экскурсии на Литургию, но Господь меня утешил. У подножья хребта Мцешта красовался небольшой каменный храм. Построен он был недавно. Недалеко от него начиналась металлическая лестница, ведущая к Лику. Раньше ее, как и храма, здесь не было, паломники, в том числе и наши стойкие бабушки, поднимались в гору по тропинке, держась за веревку, а спускались зачастую не ногами, а другим способом - как в детстве с ледяной горки.

Зайдя в храм и помолившись, мы с передышками по металлической лестнице поднимаемся к святыне. С площадки перед скалой открывается изумительный вид на Архызское ущелье. На противоположной стороне, на горе Пастухова, виден купол Зеленчукской обсерватории.

К самому Лику вплотную подняться уже нельзя, доступ к нему закрывает металлическая оградка, а сам он закрыт толстым стеклом. Зачем такие предосторожности? «За последние десять лет Лик пострадал больше, чем за тысячелетие, - объяснил нам Михаил. - Горе-туристы и такие же паломники то камешек на память откалывали, то краску соскребали. Пришлось закрыть доступ к Лику». Свечи теперь ставят и зажигают в нише под скалой.

По отвесным уступам я поднялся к лику Христа насколько возможно ближе, но решетка надежно преграждала путь, и мне пришлось спуститься обратно.

На площадке стоят щиты, на одном написана краткая история обретения образа на русском и английском языках, на другом - тропарь и молитва Спасу Нерукотворному.

Когда мы спустились вниз, в храме началась Литургия, и я с радостью, насколько позволяло время, помолился Богу на воскресной службе…

Место, где располагалась столица древнего государства Алания, сейчас называется Городище. Там находится самый древний на сегодняшний день действующий храм России. Построен он в начале X века, еще до крещения Руси, и освящён во имя пророка Божия Илии.

По историческим свидетельствам, Христианство пришло в Аланию из Византии в VII веке. Причиной этому явилось то, что арабы огнем и мечом начали насаждать принятое ими магометанство. В такой непростой ситуации аланы нуждались в мощном союзнике, которым могла выступить только Византийская империя. Поэтому аланские князья, пусть в том числе и в политических целях, но принимали Христианство.

Завидев большую группу и знакомого гида, к Ильинской церкви подошел один из служителей Городища и открыл двери. Храм, конечно, оказался очень маленьким, максимум на тридцать молящихся, зато за тысячу с лишним лет он был так намолен, что в нем чувствовалась неизъяснимая благодать. Да и немало в храме висело старинных икон.

Кроме Ильинского (называемого южным), в Городище можно посетить два пока не действующих храма - Святой Троицы (средний) и Великомученика Георгия (северный). Они частично отреставрированы. Все храмы построены в византийском стиле, а самый большой из них - Георгиевский. Видимо, он был предназначен для столичной знати.

В конце XIX века в Нижний Архыз пришли афонские монахи. На месте Городища они построили Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Монахи здесь не только молились и имели обширное хозяйство, но и занимались просветительской деятельностью. Напротив Ильинской церкви стоит двухэтажное здание. Когда-то в нем находилась школа, куда привозили на занятия детей из станицы Зеленчукской. Монахи посадили в монастыре фруктовый сад, и что удивительно: посаженные в XIX веке яблони до сих пор плодоносят. Михаил забрался на высокую развесистую яблоню и натряс нам яблок. Они, конечно, за сто с лишним лет одичали, но всё равно сладкие и ароматные.

Сейчас монастырь потихоньку возрождается, там есть настоятель, ведутся службы.

Вход в Городище охраняет гриф Гоша. Его нашли в лесу с раненым крылом, выходили и оставили у себя. Теперь Гоша сидит на длинной цепи рядом со своим вольером. Он привык к людям и позволяет им снимать себя на видео и фотографировать с близкого расстояния. Впрочем, когда ему это надоедает, он расправляет свои огромные крылья и бегает за фотографами. Вот так и мы сидим на цепи своих грехов, которые не дают нам подняться в небо и устремиться к Богу…

Хорошо побывать на Северном Кавказе, хорошо отдохнуть на Кавказских Минеральных Водах. Но еще лучше отдохнуть душой на святых местах и помолиться о здравии и спасении своих родных и близких.

Один за другим в разных концах России восстанавливаются десятки разоренных в атеистические времена монастырей. А вот возведение новых обителей – явление не такое частое. Поэтому так интересен и важен рассказ о Свято-Георгиевском женском монастыре, который находится близ города Ессентуки, на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск. Золотые купола храма и его белоснежные строения видны издалека – ведь обитель построена на самой вершине горы Дубровка, которая, по мнению некоторых специалистов, своими очертаниями напоминает известную библейскую гору Фавор .

Святой Георгий повелел

Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков. Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ. В Пятигорье, территории нынешних Кавказских Минеральных Вод, сегодня есть целые греческие станицы, жители которых хранят многие обычаи своей исторической родины. Один из таких обычаев – возведение храмов по обету. Об этом и пойдет речь.

В 1998 году двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов задумали построить на вершине горы Дубровка православный храм во имя . Получив благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, они приступили к строительству церкви. Братья вложили немало личных средств, а еще больше отдали сил сооружению храма во имя Георгия Победоносца. Огромную поддержку оказали их родственники, многие окрестные жители и местная администрация.

«Монастырю здесь быть с приютом для девочек»

Осмотреть строящийся храм приехал в мае 2003 года , сменивший на этой кафедре почившего митрополита Гедеона. Владыке храм очень понравился, да только вызвало сомнение его использование в качестве приходского.

И вот через несколько лет на горе Дубровка уже высился величественный храм в византийском стиле. Рядом с церковью красовалась белоснежная колокольня, ажурная, необыкновенно воздушная, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Вслед за этим началось строительство большого четырехэтажного корпуса, в котором предусмотрели сестринские кельи, помещения для приюта (в том числе спальни, классы для занятий, домовый храм и др.), а также две трапезные и подсобные помещения.

Владыка Феофан, опытный практик и устроитель церковной жизни, все годы своего пребывания на Кавказских Минеральных Водах уделял особое внимание созданию и становлению Свято-Георгиевской обители. Можно сказать, что этот монастырь стал его любимым детищем, ведь даже после возведения в сан митрополита и назначения главой Татарстанской митрополии он не оставляет о нем своего попечения, по-прежнему считает сестер своими духовными чадами и в ответ получает их почтительную любовь.

В отличие от большинства других монастырских приютов, где роль воспитателей выполняют монахини, в Свято-Георгиевском монастыре детьми занимаются профессиональные педагоги. Именно таким специалистом является Ольга Голощапова, которой матушка игумения доверила пост директора приюта. Девочки каждый день ездят в город не только в обычную школу, но и в музыкальную, а учителя по хореографии и живописи приходят заниматься прямо в монастырь. Хореографический зал – как в балетном училище, с зеркалами и станком. Дошкольниц отвозят в городской детский сад. Интересно, что в одной комнате живут девочки разных возрастов, чтобы старшие могли присматривать за младшими, играть с ними, помогать делать уроки.

Не прерывается молитва

– главное монашеское делание, и в любом монастыре основное внимание уделяется богослужениям и молитвенному правилу его обитателей. Они молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.

У Георгиевского монастыря особое предназначение – молиться о многих тысячах болящих

Но у Георгиевской обители есть еще своя особая миссия. Здесь молятся не только обо всех, живущих на Кавказе, но и о тех, кто приехал сюда поправить здоровье, подлечиться от болезней разной степени тяжести. В санатории Кавказских Минеральных Вод ежемесячно приезжают тысячи людей со всех концов страны, и практически все они посещают Свято-Георгиевский монастырь. Кто-то делает это вполне осознанно, с желанием помолиться о здоровье, своем и своих близких, многие просто из чистого любопытства отправляются на экскурсию после лечебных процедур. Но даже такие «экскурсанты», пусть даже за компанию, но непременно в церковной лавке покупают свечи и пишут записки о здравии живущих родных и близких и об упокоении ушедших в мир иной. Иной человек уехал и забыл об этом. Но не забыли его сестры и поминают в своих молитвах. Так и получается, что у Георгиевского монастыря особое, ответственное предназначение – молиться о многих тысячах болящих и страждущих, приезжающих в эти края в надежде получить исцеление души и тела.

Обители – десять лет

Несмотря на молодой возраст монастыря, в нем уже собрано немало святынь. Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, всех преподобных жен Дивеевских. Тысячи людей смогли уже поклониться этим святыням и получить поддержку и утешение. Сестры обители тщательно записывают все случаи чудесных исцелений и благодатной помощи, о которых им сообщают верующие.

Сердце монастыря – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Его интерьер поражает необычайным сочетанием изысканности и великолепия. Белоснежные колонны из уральского мрамора, гранитный пол с вмонтированной мозаикой в виде Вифлеемской звезды, излучающие золотой свет иконы – все это создает благоговейное ощущение покоя и гармонии и располагает к сердечной молитве Богу. Этот духовный настрой поддерживают и усиливают росписи стен в византийском стиле, мастерски выполненные местными иконописцами Андреем Бухникашвили и Вячеславом Симаковым.

Свой десятилетний юбилей обитель отметила особенным образом: 9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господня, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт торжественно освятил место под строительство нового собора – конечно, Вознесенского. Кстати, первого в епархии, посвященного этому великому для всех христиан событию.

Сегодня в монастырский комплекс входят еще две часовни – Архангельская, где совершается Таинство Крещения, и водосвятная – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», купальня в честь Крещения Господня; современный жилой корпус, просторная церковная лавка, помещения для паломников и, конечно, хозяйственные постройки. А хозяйство в обители большое: сестры содержат коров, кур, пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом. Радует урожаями фруктовый сад, плантации малины и клубники. Есть, конечно, и огород – помидоры и огурцы, свекла, картофель и морковь, лук, фасоль, капуста и зелень по мере созревания украшают монастырскую трапезу. Всех этих плодов хватает и для заготовок на зиму, так что сестры и детишки не страдают от недостатка витаминов.

Территория веры и надежды

Расставаясь с гостеприимной обителью и матушкой игуменией Варварой, задерживаюсь на соборной площади, выложенной узорчатой плиткой и огороженной ажурной кованой оградой с круглыми декоративными светильниками. Вдоль ограды тянутся чудесные цветочные композиции, нарядные альпийские горки, необычного вида хвойные кустарники. С этой великолепной смотровой площадки, находящейся на высоте семисот метров, открывается живописная панорама Кавказских Минеральных Вод – многочисленные поселки, разбросанные по зеленым долинам вдоль русла реки, голубые пятнышки озер, крыши городских кварталов Пятигорска и Ессентуков, горы Машук и Бештау. А с северной стороны при ясной погоде хорошо просматривается снежная шапка Эльбруса и отроги Кавказского хребта.

В подтверждение моего восторженного отношения к этой действительно особенной обители приведу слова одного из паломников: «Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках – особая рукотворная достопримечательность. Это не просто место отшельников, это мощная энергетика добра и позитива, богатые возможности исцеления прихожан и паломников, территория веры и надежды на исполнение любой мечты!»

Завершу свой рассказ стихотворением шестиклассницы из Пятигорска Ольги Свистельниковой:

Среди полей, среди цветов,
Среди холмов, среди лесов,
Под небом ярко-голубым,
С крестом, как солнце золотым,
Как птица белая парит –
Храм на верху горы стоит.
Звон колокольный раздается
И вдоль по воздуху несется,
Под ним в небесной синеве
Святой Георгий на коне
Летит, благословляя нас,
И молится за весь Кавказ.
Здесь труд монахинь и смиренье,
И Богу теплое моленье.
В их лицах – мир и доброта.
В глазах любовь и чистота.
Увидев эту красоту,
Забыть ее я не смогу!
Душа трепещет и горит,
И Господа благодарит.

Игумения Варвара (Шурыгина)

12 апреля 2018 года Свято-Георгиевскому женскому монастырю Пятигорской и Черкесской епархии исполняется 12 лет. На вопросы «Монастырского вестника» о том, как живет обитель, согласилась ответить его настоятельница игумения Варвара (Шурыгина)

Матушка Варвара, расскажите, пожалуйста, о своем монастыре. Его история, насколько мы знаем, началась совсем недавно. Какими были первые годы жизни обители?

Наш монастырь, действительно, молодой. В 2018 году исполнится двадцать лет со дня основания храма в честь Георгия Победоносца, который в 1998 году по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона начали строить здесь двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов. Прежде на этом месте даже церкви никогда не было.


В 2003 году на Пятигорскую кафедру был назначен епископ Феофан. Приехав сюда, владыка сказал, что для приходского храма место это достаточно отдаленное, а вот для монастыря очень даже подходит: оно расположено в стороне от города, но в то же время не слишком далеко, чтобы до него могли добраться прихожане, и благословил строить женский монастырь с детским приютом, поскольку тогда это было насущной необходимостью.

Тогда же, в 2003 году владыка благословил расширить храм, возвести большой сестринский корпус и начал искать благодетелей, которые могли бы финансово поддержать строительство. В 2006 году 3 февраля сюда приехали мы, я – монахиня, вместе со мной инокиня и еще одна девушка-мирянка, и уже 12 апреля монастырь был открыт.

Мы, конечно, боялись ехать на Северный Кавказ, но милостью Божией, Кавказ встретил нас добром, солнышком ясным... Помню, что в день нашего приезда нас встречал нынешний архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, который в те годы был секретарем епископа Феофана. И когда мы вместе пошли осматривать корпус, он спросил: «Матушка, какие ваши первые впечатления от Северного Кавказа?» А мы в тот день выехали из Черноостровского монастыря в пять часов утра, мороз стоял страшный, градусов 35, если не ошибаюсь, тучи, небо серое… На вокзале мы продрогли, казалось, до самых костей, а тут – солнышко весеннее, воздух теплый, капель и даже цветочки сквозь подтаявший снежок пробиваются... И так радостно было на душе! «Знаете, – говорю, – такое ощущение, что уже Пасха!»

Постепенно мы стали обустраиваться, молиться, трудиться... Корпус был не достроен, поэтому полгода мы прожили в Кисловодске, там ходили в Свято-Никольский собор к отцу Иоанну Знаменскому. Позже переехали в город Ессентуки, где находилось епархиальное управление, а на территории монастыря попросили поставить вагончик, чтобы можно было каждый день приезжать сюда, чтобы исполнять монашеское правило и потихоньку расчищать территорию. Помню, даже картошку мы здесь посадили. Ну, а на следующий год уже переехали в корпус, хотя стройка продолжалась еще много лет.

Вы приехали из Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце Калужской епархии. Правильно?

Да. Поскольку владыка Феофан видел на этом месте женский монастырь с детским приютом, он попросил священноначалие прислать сюда сестер из Свято-Никольского Черноостровского монастыря, у которого был необходимый опыт. Есть мнение, что приюты при монастырях – дело весьма сложное, но, слава Богу, оно у нас получилось, и какую-то пользу мы все-таки приносим. Девочки стали попадать к нам практически с первого года существования монастыря, но поначалу они часто менялись. К нам приводили из неблагополучных семей то одних, то других детей, но вскоре родители забирали их обратно, и только на второй год появились постоянные обитатели приюта.


Помню, мы тогда стали жаловаться владыке Феофану, что как же так, мол, вкладываешь-вкладываешь в ребенка, только какие-то результаты начинают появляться, а его забирают. Просто руки опускаются. А он и говорит нам: «Значит, будете выполнять роль “скорой помощи”». Позже Министерство образования помогло нам выбрать юридическую форму, которая закрепляла за приютом право на содержание детей из трудных семей. Их родители не лишены прав. Мы хорошо понимаем, что как бы ни старались, заменить ребенку семью мы не сможем. Ему нужны мама и папа, но, к сожалению, не все семьи имеют возможность заботиться о своих детях.

Изъявляют ли родители желание общаться со своими детьми?

Кто-то изъявляет… Одной маме мы сказали, когда она навещала ребенка, что у ее дочки проблема – она очень хочет домой. Так мама стала возмущаться: куда, мол, я ее возьму! А не так давно другая наша воспитанница, достигнув переходного возраста, сама решила вернуться к родителям. Мы позвали маму, поговорили с нею как могли, и разрешили девочке оставить приют и уйти к маме. Но уже через 15 минут она позвонила и попросила забрать ее поскорее обратно. Теперь милостью Божией Аня (имя изменено) продолжает жить, учится, трудится в монастырском приюте и не пытается нас больше покинуть. Даже наоборот. Как-то я говорю ей: «У тебя ведь есть куда вернуться – есть мама, есть бабушка, есть квартира». А она мне отвечает: «Вы только не вздумайте меня никуда отдавать!» С характером девчонка.

Каким Вы хотели бы видеть отношение девочек к родителям? Ведь у Ваших воспитанниц могут быть вполне обоснованные обиды на людей, которые обязаны их растить, но по разным причинам не делают этого.

Воспитанники детских домов – это люди особенные, их души изранены с самого детства. Ведь у человека должна быть семья, а ее нет. Мама хотя бы должна быть, а и мамы часто нет. Но я всегда говорю им: «Девчонки, вы изо всех сил должны стараться получить хорошую профессию, устроиться на работу и стать квалифицированными специалистами. Если вы будете работать, у вас обязательно появится возможность жить самостоятельно и помогать своим родителям. А уж мы в свою очередь вам обязательно поможем. Но связь эту терять нельзя».



Во время экскурсии по монастырю мы смогли убедиться, как много монастырь делает для своих детей. Девочки занимаются музыкой, танцами, рисованием, судя по фотографиям, летом отдыхают на море. Не каждая семья в наше время может предоставить детям такие возможности, какие дает монастырский приют. Расскажите, как выглядит духовная составляющая воспитательного процесса?

Мы преподаем девочкам Закон Божий. По воскресеньям дети ходят в храм, сами поют Литургию. Малышей водим в храм по субботам, когда народа бывает не так много. Дошколята тоже поют на клиросе. Больше стараемся воспитывать их личным примером.

Кто-нибудь из девочек говорит, что хочет стать монахиней?

Все хотят, пока маленькие, а потом взрослеют, и у них появляются другие желания. На монашество должна быть воля Божия, Господь Сам открывает сердце человека. Но ведь может быть и так, что поживут-поживут наши девочки в миру и, Бог даст, вернутся в свой монастырь.



Кроме детского приюта, какие еще в монастыре есть послушания?

У нас есть небольшая швейная мастерская, иконописная. Есть заказы на иконы, но и для своего храма все иконы мы писали сами. Понемногу стали заниматься мозаикой, но пока это дело идет сложно. Также монастырь принимает паломников. Заканчивается строительство нового корпуса, на первом этаже которого можно будет размещать девочек, приезжающих к нам на лето потрудиться и помолиться. На втором этаже этого здания уже действует небольшой домовый храм в честь Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской. Не так давно его освятил архиепископ Феофилакт, и раз в неделю там совершаются ночные службы.

На летние каникулы к нам приедут старшеклассницы из детского дома. Надеемся, что к их приезду мы закончим строительство и ремонт помещений, предназначенных для паломниц.



Читая монастырский сайт, можно сделать вывод о том, что обитель все эти годы пользовалась поддержкой правящих архиереев. По Вашему мнению, насколько это важно для женских монастырей? Могут ли они сами справляться со всеми своими трудностями?

Думаю, что мы бы не справились без поддержки владык, хотя бы потому, что Северный Кавказ имеет свою специфику. Это в России мы могли сесть на машину, поехать к более опытным людям, посоветоваться, поплакаться... Здесь не так. Милостью Божией нас привез сюда епископ Феофан, и надо сказать, что владыка никогда не оставлял нас своим вниманием. Он бывал в нашем монастыре, наверное, чаще, чем на каком-нибудь приходе. Конечно, еще и потому, что неподалеку от монастыря находится аэропорт Минеральных вод, две республики по разным сторонам от города. Когда владыка ехал из какой-то республики, обязательно заезжал к нам. И всегда старался привозить людей, которые готовы были помогать монастырю. После владыки Феофана правящим архиереем стал архиепископ Феофилакт. Именно он, как я уже говорила, встретил нас в день нашего приезда на Северный Кавказ. И в бытность правления Его Высокопреосвященства мы снова не чувствуем себя оставленными. Владыка очень чуткий и внимательный человек, знает всех насельниц монастыря, лично постригает сестер.



Есть ли у сестер Вашей обители духовник? Во время обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих» на пленуме Межсоборного присутствия вопрос об окормлении женских монастырей стал предметом оживленной дискуссии.

Духовником сестер назначен настоятель Кресто-Воздвиженского храма в Кисловодске митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов. Батюшке 64 года, он довольно рано овдовел. Мы считаем отца Гермогена монахолюбивым священником. Каждый свой отпуск он проводит в Тверском монастыре на Орше, также окормляет братию Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря; исполняет послушание председателя епархиального суда.

Отец Гермоген с большой любовью относится к сестрам, понимает нас. В монастырях, исторически расположенных вблизи от мужских обителей, как, например, в Шамордино, что рядом с Оптиной пустынью, сестер окормляли монашествующие священники. Наверное, в этих монастырях сестры привыкли к такого рода духовному руководству и поддерживают эту традицию. Так было заложено изначально, и, раз так сложилось, не нужно, я думаю, ничего менять. Нам тоже нравилось, когда наш монастырь окормляли монахи Бештаугорского монастыря. Но, с другой стороны, монах есть монах, он призван к уединению, и если есть возможность оградить его от лишних соблазнов, то почему бы этого не сделать? Опытный, знающий женскую душу священник тоже может принести большую духовную пользу монахиням.


Матушка, что, по-Вашему, является самым сложным в игуменском послушании?

Для меня очень трудно совмещать духовную жизнь с административной нагрузкой. У нас довольно строгий устав в монастыре, и мне очень хотелось бы уделять больше времени молитве, больше заниматься с сестрами, но пока, к сожалению, это дается с трудом. У нас всегда есть перед глазами пример владыки Феофилакта, который ежедневно служит Литургию, старается удержаться на определенной высоте духовной жизни и сам подает пример братии, которая следует за ним по пути спасения.

Я в свою очередь тоже стараюсь всегда помнить о том, что мы пришли в монастырь, чтобы молиться, отсекать свою волю, терпеть и любить друг друга, а главное – любить Бога. И Господь Сам подаст нам всё, в чем мы нуждаемся. Наше дело – выполнять то, что нам заповедано. Я и сестрам говорю, когда они открывают мне помыслы о том, что считают себя плохими монахинями: Богу ничего не стоит нас изменить, но раз мы такие, значит, такими и должны принести себя Христу, работать настолько, насколько можем, и со смирением следовать за Ним.



Проводите ли Вы беседы с сестрами?

Да, мы собираемся здесь, в библиотеке, когда у нас появляется какая-то тема для беседы, или когда я, возвращаясь с монашеской конференции, хочу рассказать сестрам о том, что услышала и что считаю важным. Иногда мы остаемся после трапезы, чтобы побеседовать, иногда во время трапезы я рассказываю сестрам о прочитанном у святых отцов. Теперь еще читаем и обсуждаем материалы докладов и статьи журнала – издания Синодального отдела по монастырям и монашеству, и тоже находим это очень полезным. В какой-то момент даже решили на первой трапезе читать святых отцов, а на второй материалы собраний и конференций. И теперь уже сестры сами приходят ко мне и спрашивают: «Матушка, почему у нас такого-то сборника до сих пор нет?» Эти книги расходятся по кельям, и сестры их перечитывают уже самостоятельно.



Матушка, сегодня Ваша обитель выглядит процветающей и благоустроенной. Что бы Вы могли сказать в утешение молодым игумениям, которые недавно приняли на себя труды по возрождению закрытых в советские годы монастырей или строительству новых?

Хотелось бы пожелать матушкам никогда не забывать о том, что самое главное в монастыре – это молитва. Мы должны выполнять монашеское правило, бывать на службах, не отчаиваться, ведь Господь и Матерь Божия никогда не оставят нас. В нашем монастыре целых три года не было служб, и мы ездили в приходской храм, чтобы исповедоваться, причащаться, бывать на богослужениях, а в монастыре вычитывали правило. И нам было очень приятно, когда люди, приходя к нам, говорили: «У вас здесь такая благодать, наверно, здесь много служб бывает». Конечно, хорошо, когда архиереи поддерживают монастыри вверенных их попечению епархий, но и мы, в свою очередь, должны молиться за наших владык, ведь им во много раз труднее, чем нам. Если мы будем молиться за наших архиереев, то им будет гораздо легче нам помогать.




Ну, а Северный Кавказ за эти годы проявил ли себя как место неспокойное? Оправдались ли опасения, о которых Вы рассказывали в начале нашей беседы?

Нет, мои опасения не оправдались, у нас спокойно. В крае бывает довольно много курортников, и все они уезжают от нас утешенными. Мнение о напряженности обстановки на Северном Кавказе, я знаю, продолжает бытовать, но могу сказать, что Бог – Он везде. Иногда я и сама удивляюсь сестрам, которые приехали к нам из Москвы и Подмосковья, чтобы остаться здесь. Спрашиваю их, почему именно к нам захотели приехать? А они отвечают: «Мы прочли о монастыре на сайте, нам всё понравилось». Значит, Господь их привел. Православные монастыри должны ведь быть и на Северном Кавказе! До революции в горах Кавказа было довольно много обителей, в которых жили аскеты-отшельники. Мы надеемся, что наши православные храмы и монастыри будут возвращены Церкви, восстановлены, и в них снова затеплится монашеская жизнь.

Беседовала Екатерина Орлова

Был яркий, солнечный ноябрьский день, Господь подарил его, зная цель нашей поездки в Свято-Георгиевский женский монастырь . Располагается женский монастырь на горе Дубровка между курортами Кавказских Минеральных вод Ессентуки и Кисловодск. На его территории находится Храм, воздвигнутый в честь Святого Великомученика Победоносца Георгия, куда, собственно, и лежал наш путь. Подъехали к нему и поразились такому удивительному местоположению Храма! С одной стороны возвышается Эльбрус , с другой гора Машук , а вдали — пятиглавый Бештау ! И, обходя монастырь с разных сторон, мы видели панораму на многие десятки километров. Солнце слепило глаза и сделать снимки качественно никак не получалось. Оно будто на страже стояло, не давая запечатлеть неживым аппаратом живую красоту монастыря с его величественным Храмом!

Вот мы поднимаемся тропой к вершине горы Дубровка , и перед нами, о чудо — сердце монастыря!
Облицованный белым мрамором, добытым на Урале, Храм Святого Георгия Победоносца построен в русско-византийском стиле. Территория монастыря огорожена ажурным литым забором, кирпичной с изразцами кладкой, оснащена частыми фонарями. Ну, и по современным условиям, периметр ограды вынужденно оснащен видеокамерами, а на территории дежурит охрана в камуфляже. Когда мы углубились внутрь обители, не заметив таблички «Посторонним вход запрещен» (см. на фото), охрана нас вежливо попросила вернуться.

По широким ступеням входим в Храм. Основные работы по строительству, оборудованию внутреннего пространства уже завершены. Расписан купол храма, к которому устремлены мраморные колонны, ведется роспись стен.
Полы выложены мраморной напольной плиткой в красивом мозаичном исполнении, а в центре размещена большая восьмиконечная Вифлеемская звезда. Все внутреннее пространство храма поражает красотой и гармонией, которое рождает именно то трепетное благолепие, которое ощущаешь при входе, и которое сопровождает тебя, настраивая на чистые покаянные молитвы. Много молящихся, зал наполнен горящими свечами, и горят они постоянно — людей много и каждый ставит их по нескольку, благо есть куда — так часто установлены подсвечники. Пораженные величием храма, его красотой и убранством, мы долго обсуждали потом увиденное.

В храме собрана большая коллекция уникальных икон, многие из которых обладают чудодейственной силой. Тут находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного Ионы Киевского, Святителя ЛукиВойно-Ясенецкого(Архиепископа Симферопольского и Крымского), Преподобного Серафима Саровского и Преподобных жен Дивеевских. К святыням приезжают паломники, и многие верующие, посетившие монастырь и приложившиеся к монастырским святыням, смогли получить великую благодатную помощь и утешение в скорбях.

В 2003 году по благословению Владыки Феофана, Архиепископа Ставропольского и Владикавказского в Предгорном районе Ставропольского края, недалеко от станицы Ессентукская было начато строительство этого монастыря. С Божьей помощью усилиями прихожан, спонсоров и жертвователей обитель возводилась достаточно быстро. Через три года Священный Синод РПЦ принял решение открыть при вновь построенном храме Свято-Георгиевский женский монастырь, нужда в котором остро ощущалась в епархии.
Мы вступили на территорию монастыря с трепетным чувством радости и одухотворенности, которое не покидало нас во все время пребывания в монастыре.
Удалось нам пообщаться и с настоятельницей этого монастыря монахиней Варварой (Шурыгиной). Сама она до назначения была насельницей Черноостровского монастыря Калужской области, издавна известного своим строгим уставом, который насельники монастыря строго соблюдают и переносят в другие обители.
Во время поездки и экскурсии по монастырю нам посчастливилось присутствовать на обычной встрече настоятельницы игуменьи Варвары и послушать её простую беседу с прихожанами.

Когда мы приблизились к монастырским стенам, нашему взору открылся келейный корпус из красного кирпича, расположенный рядом с храмом. В монастыре не так много монахинь, поэтому послушаний хватает на всех, были бы руки. Свое небольшое монастырское хозяйство монахини стараются поддерживать как могут, и в этом им помогают несколько послушниц, готовящихся к постригу, да иногда появляющиеся тут трудники. А работы по хозяйству немало: нужно во время осуществить посадки в огороде, обеспечить полив, прополку, защиту от вредителей. Требует ухода и молодой (пока) фруктовый сад. Несколько лет назад монахини поставили на территории монастыря пасеку, и теперь получают свой мед. Имеется в хозяйстве еще корова, домашняя птица.
Работы по хозяйству не нарушают привычный монастырский молитвенный устав монастыря, в правилах которого ежедневный крестный ход.
В монашеских стенах идет ежедневный незримый труд, к Господу возносятся святые молитвы сестер за святую Православную Церковь , за обитель, за настоятельницу и насельниц, за российскую страну и за всех православных христиан. С великим тщанием и любовью к Богу исполняются требы всех нуждающихся, всех, кто просит сестер молиться о здравии, благопопечении,о путешествующих и особо тщательно молятся здесь об усопших. Монахини творят неусыпаемую молитву, ежедневно читают Псалтирь. И, конечно же, не забывают творить молитву о мире на Украине, о прекращении распрей, раздоров, вражды и злобы, о воссоединении семей.
Поток паломников в Свято-Георгиевский женский монастырь растет из года в год. Сюда едут из разных уголков России, а также православный люд из-за рубежа. И все находят здесь доброе слово и молитвенную помощь. Для особо нуждающихся в ней, для девочек-сирот при монастыре открыт детский приют , получивший имя «София», что в переводе с греческого означает «мудрая», «мудрость», «премудрость».

Для воспитанниц приюта сооружен детский корпус, в котором созданы все необходимые условия для жизни и духовного совершенствования. Девочки размещаются в уютных кельях по 2-3 воспитанницы. Имеется спортзал, медицинский кабинет, мастерские, где дети овладевают ремеслами, в первую очередь рукоделием, рисуют, вышивают, вяжут . Для них имеются светлые и просторные трапезные, оборудованы гостевые комнаты, имеется внутренний храм, где дети молятся под руководством наставниц из числа опытных сестер. Для отдыха есть читальня и зимний сад. Недавно была оборудована своя обсерватория .
Летом сестры организуют при монастыре детский православный лагерь, где с удовольствием отдыхают дети не только с Северного Кавказа, но и из других регионов России.
Часто в монастырь приезжают группы верующих из других храмов Пятигорской и Черкесской епархии помолиться и оказать посильную помощь, да и просто полюбоваться окрестностями. Ведь с одной стороны возвышается Эльбрус, а с другой Машук. Места вокруг дивные, благолепные, поэтому и молитвы творятся высокие, чистые и богоугодные.
Помолились и мы святыням монастыря, прося Господа и Пресвятую Богородицу о даровании здравия и помощи во всех делах.
Монастырь относится к Кисловодскому благочинию , одному из девяти благочиний Пятигорской и Черкесской епархии, возглавляемой правящим архиереем — епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом, чьими неустанными заботами поддерживается духовная жизнь Северного Кавказа.