Образовательный проект развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и. Проект по развитию речи (средняя группа) на тему: Проект по развитию связной речи детей среднего возрас

Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи для младших школьников: "Жили-были слова!"

Руководитель проекта : Сутолкина Ольга Андреевна – учитель начальных классов.

Актуальность темы проекта .
Правильно организованный процесс развития связной устной и письменной речи, включает в себя труд и творчество ученика. Диалогическая речь непроизвольная, она мало организованная. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму.
Письменная речь усложнена орфографическими и пунктуационными знаниями в тесном сотрудничестве с фонемой. Звук, буква, слово являются основой развития связной речи.
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Выготский, Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.А., Виноградский В.В., Ушинский К.Д., Соловьёва О.И. и др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Проблема исследования .
Поиск эффективных форм, методов, приёмов коррекционной работы, способствующих развитию устной и письменной речи.
Цель проекта : развитие связной монологической речи каждого
ученика через опорные слова-подсказки.

Задачи проекта :

Образовательные : - учить составлять развёрнутые предложения по опорным словам;
- учить подбирать нужные слова к определённой теме урока;
- выполнять на уроках русского языка творческие диктанты, с целью обогащения
словарного запаса, грамматического и лексического строя речи уч-ся.

Развивающие : - развивать интеллектуальные умения связной речи учащихся;
- развивать орфографические навыки;
- совершенствовать быстроту письма;
- развивать оперативную, слуховую, зрительную память; словесно-логическое,
образное, креативное мышление; внимание (объём, устойчивость, переключение,
распределение); воображение;
- развивать познавательные процессы.

Воспитательные : - воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах;
- воспитывать культуру речи.
Описание проекта .
«Если ученик в школе не научился сам
творить, то и в жизни он всегда будет
только подражать!»
Л.Н. Толстой.

Цели руководителя проекта :
создание организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся;
повышение орфографической грамотности участников проекта;
формирование позитивного отношения к проектной деятельности.

Цели участников проекта :
соблюдение принципа «право на ошибку»;
удовлетворение образовательным процессом, направленным на успех каждого.

Тип проекта :
1. По доминирующей деятельности : практико-ориентированный.
2. По предметно-содержательной области : межпредметный.
3. По характеру координации : с открытой координацией (педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников).
4. По характеру контактов : внутренний (в пределах одного класса).
5. По количеству участников : групповой.
6. По продолжительности : долгосрочный (ноябрь 2014 года – май 2015 года).
Форма работы над проектом : урочная, внеурочная, самостоятельная.

Предмет : русский язык, развитие речи, литература.

Педагогические технологии проекта :
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Авторы – Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит.

Формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: «Коллективный способ обучения» (КСО). Авторы – А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко.

Организация обучения, которое осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого (ученик выступает поочерёдно то учеником, то учителем).

Принцип проектной деятельности :
Принцип научности – отвечает требованиям науки.
Принцип доступности - предполагает лёгкость для понимания, подходит для всех.
Принцип систематичности – означает определённый порядок, систему.
Принцип наглядности – основывается на показе.
Принцип активности – деятельный, энергичный, делает возможным активное ознакомление с
учебным материалом.
Принцип креативности – предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности.
Принцип сотрудничества – тесное общение в динамических группах.

Ожидаемые результаты :
1. Повысить интерес к урокам русского языка и развития речи различными видами творчества.
2. Повысить уровень связной устной и письменной речи.
3. Повысить орфографическую грамотность учащихся 4 класса.
Этапы работы над проектом .
1. Начальный этап (ноябрь 2014 года).
Проверка уровня развития связной монологической устной и письменной речи у учащихся 4 класса.
Предложение идеи проекта, обсуждение её с участниками на классном часе «Интересно учиться!»:
- выбор главной темы проекта;
- формулирование проблемы на основе предварительной проверки на уроке развития речи;
- формулирование целей для учителя и учащихся, задач проекта
- составление плана проектной деятельности с участниками на весь проектный период (ноябрь
2014 года – май 2015 года);
- знакомство с видами работ.

2. Основной этап (ноябрь 2014 года – май 2015 года).
Проверка уровня развития связной устной и письменной речи в начале проектной работы и в конце. Составление графика результативности.
Выполнение целей проектной работы на уроках русского языка и развития речи.
Поиск источников необходимой информации, сбор материала.
Активное участие в неделе русского языка: составление стенной газеты.
Защита своих работ по теме проекта.

3. Заключительный этап (май 2015 год).
Подготовка и защита проекта (учитель + ученики).
Обсуждение результативности на классном часе.
План проектной работы .
1. Повышение уровня связной устной и письменной речи:
Мини-сочинения по опорным словам (устные и письменные), на заданную учителем тему (групповые и индивидуальные);
Составление анаграмм (слова из перемешанных букв по определённой схеме – сначала все согласные, потом все гласные), поданаграмм (составление слов из заданного набора букв);
Составление деформированных предложений из слов-анаграмм, текстов;
Составление рассказов по сюжетным картинкам.

2. Повышение орфографической грамотности и скорости письма :
Ежеурочное написание творческих диктантов под руководством учителя с целью развития мышления и оперативной памяти;
Самоконтроль письма;
Самостоятельное составление анаграмм и поданаграмм.

Методы проекта :
Метод «открытий»;
Метод диалогичности;
Метод «сравнения»;
Метод «погружения».

Выполнение проекта .
Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их!»
Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.
Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.
Предлагаются такие задания :
составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
Например: сапоги – ворона
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
– Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
– Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
– Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события:
– Девочка уронила карандаш на пол…
– Учитель открыл классный журнал…
Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову.
Выполняя предложенные задания творческого характера, учащиеся неоднократно читают и проговаривают слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую память.
Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупреждать устные и письменные речевые ошибки.
Например : ЗМИА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа со словом – это работа кропотливая, сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход: играем со словами: загадки, анаграммы, поданаграммы).
Работая над словом, необходимо соблюдать неразрывное единство в коррекционной работе от слова к объекту. Связывая в единое целое слова, выражая ими мысль, формируется обширное поле знаний, именующееся семантикой слова (смысловое значение(одно или несколько) данного слова). Семантика слова сильно зависит от ударения. Именно семантика наполняет слово содержанием, углубляет понимание его, обогащает словарный запас учащихся.
Разрабатывая необходимые условия словарного запаса, формируются предпосылки орфографически правильного письма, сохраняя при этом важнейший принцип морфологии: усвоение правил написания.
Активное участие в вариантах работы над словом, учит предупреждать и корректировать дисграфию и дизорфографию, развивать мыслительные операции по анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

Проектноя деятельность на уроках русского языка, развития речи, литературы
Готовясь к урокам, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своими предметами, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их деятельность, какой метод, приём лучше использовать для этого. Ведь на уроках русского языка и развития речи необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. В этом на уроках русского языка и развития речи может помочь проектная деятельность. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить программный материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Рекомендации .
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения. Апет Оксаны Чеславовны Воспитателя высшей квалификационной категории ГУО «Ясли – сад 91 г. Гродно»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи.


Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления.


Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д. Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д.


Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность. Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность.


Цель проекта: Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности. Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности.


Содержание проекта. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.ОРГАНИЗАЦИ- ОНЫЙ ЭТАП (август-сентябрь 2010г.) -Подобрать, изучить и создать научно- методическое обеспечение по проблеме. -Разработать теоретическую модель организации новых форм обучения детей. -Анализ, изучение, систематизация методической литературы. -Тестирование педагогов на степень осведомленности по проблеме.


Разработать структуру предметно- развивающей среды по видам изодеятельности. -Организация оснащения творческого центра средствами изодеятельности. -Создание и пополнение коллекции моделей- заместителей, графических изображений, коллажей. -Заинтересовать родителей в процессе обучения детей связной речи. -Творческая презентация проекта. -Проведение анкетирования родителей по проблеме.


Создать материально- технических, морально- психологических и эстетических условия для успешного взаимодействия участников проекта. - Организация и проведение тренингов и консультаций по проблеме. 2. РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь апрель 2011г.) -Внедрить алгоритмы обучения всем видам связного высказывания. -Обобщить и систематизировать информацию по использованию видов моделирования в системе обучения связной речи. -Дидактические тренинги. -Клуб новых встреч. -Создание альбомов, демонстрирующих основные техники нетрадиционных видов изодеятельности.


Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. -Консультации с целью создания библиотеки книжек-малышек с творческими рассказами. -Выставки детских работ. 3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (май 2011) -Выявить уровень эффективности внедрения образовательной модели. -Методы педагогической диагностики. -Создать детскую творческую студию «Искусство говорить». -Распространить опыт среди педагогов. -Мастер-класс. -Выпуск сборника творческих рассказов «Красочная речь». -Совместные конкурсы родителей и детей.


Алгоритм обучения рассказыванию посредством моделирования сказки. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно.





Алгоритм обучения составлению описательных рассказов. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Составление описательного рассказа. Составление описательного рассказа. Рефлексия. Рефлексия.


Алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок. Предоставление макета на определенную тему. Предоставление макета на определенную тему. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Рефлексия. Рефлексия.



Алгоритм обучения детей творческому рассказыванию. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Рефлексия. Рефлексия.

Проект по развитию связной речи детей.

ТЕМА «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ»

Актуальность темы :

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития- мышления, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимы условием воспитания и обучения.Развитие связной речи в дошкльном детствезакладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, граматической.Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприеленых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание,состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально-смысловоу типу на описание, повествование, рассуждение.Форирование связной речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом,актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Связная речь неотделима от мира ыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

ПРОБЛЕМЫ

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. ------- Неспособность граматически правильно построить распространённое предложение.

Бедность речи.Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без неё.

Задачи проекта:

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

Учить детей подбирать к предмету слова- эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет(иллюстрацию)

Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Ожидаемый результат:

Проведение диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Продолжительность:

Место реализации:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ТРЕТИЙ ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ВТОРОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ.РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

1 РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ПЛАНУ ПРОЕКТА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА
ИЗУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОДБОР МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ

ФЕВРАЛЬ МАРТ, АПРЕЛЬ МАЙ

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ

Цель занятия

Виды занятия

    Обучение пересказу

    Игры инсценировки на сюжет пересказываемого произведения

    Упражнения на моделирование сюжета(наглядные схемы)

    Рисование на тему с последующим составлением рассказа по выполненым рисункам

    Обучение рассказыванию по картинкам

    Придумывание названия к картине или серии картин

    Игры, упражнения на воспроизведение содержания

Картины

    Обучение описанию предметов

    Игра упражнение « Угадайка»

Тип проекта : обучающий, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Продолжительность проекта: пол года.

Цель проекта: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов.

Задачи проекта:

Проанализировать научную литературу;

Формирование грамматического строя речи.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Результаты апроекта:

1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.

2. Консультация для родителей «Речевые игры дома».

3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

4. Создание «Чудо-дерева» совместно с родителями.

5. Создание альбома «Красивые слова».

Актуальность проекта:

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи, который более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев,Л. В.,В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский,Е. И., О. И. Соловьева др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

Рассказывание по картине;

Пересказ литературных произведений;

Составление описательных рассказов об игрушках;

Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);

Составление рассказов из личного опыта;

Рассказывание по серии сюжетных картин;

Составление рассказов по мнемотаблицам, картинно-графическому плану.

Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность монологической речи.

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемый результат : При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.

Этапы реализации:

I.Этап проектирования :

Выдвижение гипотезы;

Определение цели и задач проекта;

Цель данного этапа: повышение компетентности по теме:”Развитие связной монологической речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.

Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации).

Создание предметно-развивающей среды.

II.Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель данного этапа: поиск эффективных форм работы с детьми.

Отбор материала;

Анализ методов и приемов (открытые занятия, дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации и т. д.);

Планирование, распределение материала;

Работа с родителями (консультации).

Выступление на педсовете с докладом «Современные формы и методы по развитию речи в детском саду»

2.1Овладение связной монологической речью зависит от многих условий:

Речевая среда;

Социальное окружение;

Семейное благополучие;

Индивидуальные особенности личности;

Познавательная активность ребенка и т. п.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов,специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?).

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

Сюжетные (образные):куклы,машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

Наборы, составленные воспитателем или детьми- мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка, заяц и собака и т. д.

Составление загадок.

Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.

Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).Среди словесных методов выделяют в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях используют метод рассказа воспитателя и метод беседы.

Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи:

Речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;

Повторение (практикую повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);

Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);

Словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);

Вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие).

2.2. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

Воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

Доступность материала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

Системность обучения.

Сентябрь: Рассматривание игрушек . Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.

Октябрь: Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в сказку». Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи

1.Образовательные:

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивающие:

развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, память.

3.Воспитательные:

воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к книгам.

Ноябрь : Работа с «Чудо-деревом». Выполнение различных заданий по формированию связной монологической речи, составление и разгадывание загадок, разучивание потешек, прибауток.

Работа с дидактическими играми:

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?»и др.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по видам:

предметные картинки, парные картинки, лото, домино.

В ходе таких игр развивается память

Декабрь Составление рассказов, используя мнемотаблицы, картинно-графические планы и др. современные формы и методы по формированию связной речи.

Формирование умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойства, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание, речь.

Январь. Открытое занятие по развитию речи. «В мире профессий».

Цели:

1) закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т.д.), об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.

2) Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.

3) Воспитывать интерес к различным профессиям.

Предварительная работа :

Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,

Игра «Кому что нужно»,

Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,

Работа с мнемотаблицами

Рассматривание схемы «Профессии», с/р игры «Шоферы», «Магазин». Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определенному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

2.3. Взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития детей.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие.

Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

Пальчиковые игры и упражнения;

Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

Дидактические игры на развитие связного высказывания.

Проводились консультации по развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”,”Снежинки”,”Листопад”,” Чей листок улетит дальше?”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.

III. Заключительный этап.

Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.

Результативность работы.

Обследование связной речи проводилось по методике,разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и соотносящейся с выполнением программы по развитию речи.

Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;

2)рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1)Ребенок описывает мяч;

2)перечисляет признаки;

3)называет отдельные слова.

3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.

1)Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет 2-слова.

Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1,ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2,то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:

9 и более баллов - высокий уровень;

6-8 баллов - средний уровень;

3-5 баллов - уровень ниже среднего;

менее 3 баллов - низкий уровень.

В обследовании принимала участие группа детей в количестве 32 человек.

Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:

С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);

Со средним уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);

Уровнем ниже среднего обладают 21 детей, что соответствует 66%;

Низкий уровень у 11 детей, составляющих 34%.

По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий, дидактических игр.

Анализируя полученные данные, было выявлено следующее:

С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено;

Со средним уровнем выявлено 4 детей, что соответствует 12%;

Уровнем ниже среднего обладают 20 детей, составляющих 63%;

Низкий уровень у 8 детей, т. е. 25%.

Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е. ,называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложение, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 25% детей находятся на низком уровне речевого развития.

ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ
И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Введение
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются
нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в
области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные
направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет
тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений
и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и
речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М.
Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному
языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные
речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря,
составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение
их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения
детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи
означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы
высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества
дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена
развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные
методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А.
Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и
методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения).
Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М.
Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации
(«речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется
значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач
должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к
содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях.
Предпочтение отдаётся образовательной деятельности, объединяющей разные

виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное
творчество) и самостоятельной художественно­речевой деятельности детей.
Изученные научные исследования в области речевого развития
дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его
эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования
предусматривают необходимость использования наиболее эффективных
путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа
единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного
возраста
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми,
тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о
своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями
задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за
помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также
владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры –
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к
завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь
и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей,
посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико­синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве
средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
 может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
 проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и
далёких предметов и явлений, интересуется причинно­следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
 обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном,
социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не
может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи
реализуется основная функция языка и речи ­ коммуникативная. Общение с
окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной
речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития:
формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Поэтому развитие связной речи ­ одна из главных задач, которую ставит
дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью
воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины,
описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родители мало
уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и
потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками
педагогического процесса.

Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе
дошкольного учреждения посредством использования разных форм
организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым
материалом.
3. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного
взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления
связной речи детей.
4. Организовать психолого­педагогическое сопровождение ребёнка в
процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с
опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений
проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и
семьи.

Тип проекта: информационно­практико­ориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста,
родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный (15.11­15.02)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:
Использование активных форм работы по речевому развитию детей
способствовало активизации и обогащению словарного запаса,
совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной
и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их
контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной
инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают
трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого
развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу
внимательнее и доброжелательнее.








Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в
речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер
общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются
с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:
Использование проектного метода обеспечивает стабильность,
устойчивость, целостность образовательного процесса.
Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение
адекватных форм, методов работы.
Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития
мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию
комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми.
Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на
учебный год, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками
образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их
родителями.
Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые
формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
Данный проект ориентирован на детей.

Этапы реализации проекта:
1. Организационно­подготовительный (ноябрь­декабрь).
2. Основной (декабрь­январь).
3. Заключительный (январь­февраль).

Содержание и этапы реализации проекта
Организационно­подготовительный этап
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».
Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,
«Дошкольник».
3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов
образовательной деятельности
4. Анкетирование родителей
5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие
дошкольников
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметно­пространственной среды
дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом,
мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по
формированию связной речи дошкольников.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к
участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации,
использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения
детей, формированию умений практического владения выразительной речью в
условиях детского сада и семьи.
7. Вовлечение родителей в совместную творческо­речевую деятельность.

Реализация основного этапа

1. Работа с воспитанниками
Мероприятия
Время проведения

В течение проекта
­ Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
­ «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя
мнемотехнику)
­ Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
– Обучение приёму рассказывания сказки по таблице,
схеме;
– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);
– Использование приема изменения сюжета сказки: «Что
будет если…»
– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»
– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»
­ Речевые игры с движением
­ Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
–речевые тренинги с детьми;
– работа со схемами;
– динамические этюды;
– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной
речи»
­ интерактивные игры
– составление писем: своему другу; на передачу;
письмо сверстникам в другой детский сад;
письма – загадки; письмо – приглашение.
­ Сочинение сказок на новый лад
­ Ритмопластика
­ Изготовление альбома «Мы любим сказки»
­ Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных
слов»
­ Игры­драматизации по знакомым сказкам
­Создание книжек­малышек
­ Акция «Подари книжку малышам»
­ ОД по обучению детей рассказыванию
­ беседа – диалог по теме недели
­ слушание аудиосказок

1. Взаимодействие с родителями