Общественная мысль и наука во второй половине. Формирование общественной мысли во второй половине XIX века

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах : самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В XIX в. произошло знакомство русского общества с Западной Европой, что не только повлекло за собой всплеск интереса к иностранной культуре, но и возродило тему русской самобытности. Становление самобытной русской философии началось с постановки вопроса об исторической судьбе России. В полемике конца 30-40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество . Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829-1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник».

Славянофилы обосновали идею самобытности исторического развития русского народа и уникальности русской культуры. Воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси. По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

В целом славянофилов и западников объединяло чувство недовольства утвердившейся в России политической и социальной действительностью. И те, и другие искали пути, которые могли бы исправить неверное, на их взгляд, положение вещей.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллегенции приобрела популярность идея утопического социализма .

Утопический социализм — это теории и учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм » впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими , потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм. Он разрушил традиционные основы жизни крестьянства, мелких торговцев, дворянства. Появился рабочий класс, положение которого было чрезвычайно тяжелым.

Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения значительной части населения Европы.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Значительное место в истории общественного движения 40-х гг. XIX в. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него дома по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, М. Е. Салтыков-Щедрин. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начала обсуждать планы создания тайного общества, целями которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестованы. Их намерения следственная комиссия расценила как заговор. Военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение.

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определённое сближение разных идейных направлений. Всё общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако процесс реализации реформы, её итоги обострили и усугубили идейно-политическое противостояние в обществе.

Цели общественной мысли и общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени.

Благодаря общественному движению в стране удалось сохранить “внутреннюю свободу” - независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного “духовного парламента” России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Очень интересно рассмотреть все без эмоциональной окраски и личностных качеств участников, сделав выводы только в самом конце.

1. Причины подъёма общественного движения. Радикалы, консерваторы, либералы Главная – сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его политическим аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина – нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним – между крестьянами и помещиками – добавились новые, вызываемые развитием капитализма, - между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Всё это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обуславливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.

Консерваторы . Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устроем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства – основы и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.

Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н.Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы . Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (учёные, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая её необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, её права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись учёные, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Они писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым - лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии.

Радикалы . Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. Радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В движении участвовали выходцы из разных слоёв общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

1. Радикальное (революционное)
2. Либеральное
3. Консервативное

Общественная мысль

□ Осознанное и социально-значимое
отображение реально
существующей действительности
(т.е. общественной жизни) в виде
исторически обусловленной
динамической системы идей и
взглядов данного общества (класса,
социальной группы и т.д.) в данное
время

Основные идейные течения

Традиционализм Либерализм
(консерватизм) (реформизм)
К.П.
Победоносцев
Д.А.Толстой
М.Н.Катков
К.Д.Кавелин
Б.Н.Чичерин
Д.И.Шаховской
Ф.И.Родичев
П.А.Долгоруков
А.М.Унковский
Социализм
(радикализм)
А.И.Герцен
Н.Г.
Чернышевский
М.А.Бакунин
П.Л.Лавров
П.Н.Ткачев
Г.В.Плеханов
П.А.Кропоткин

Социалистическое
направление
общественной
мысли

Социализм

□ - это высшая форма всеобщего
всечеловеческого счастья, какая только
когда-либо вырабатывалась человеческим
разумом. Нет для него ни пола, ни возраста,
ни религии, ни национальности, ни классов,
ни сословий! Всех он зовет на чудный пир
жизни, всем дает он мир, свободу, счастье,
сколько каждый может взять! В этом и только
в этом та непреодолимая чарующая сила,
которая влечет в ряды социалистов все
свежее, чистое, бескорыстное.
Из Программы «Земли и воли» 1870-х гг.

Александр Иванович ГЕРЦЕН (1812-1870)

А. И. Герцен (1812-1870)




революцию в умах людей.

Европы нет будущего


ячейка социализма»

административного гнета

А. И. Герцен (1812-1870)

□ Социализм – блестящая и быстрая
альтернатива капитализму, достаточно лишь
просветить, научить, т.е. осуществить
революцию в умах людей.
□ Революции 1848-1849 г. → у Западной
Европы нет будущего
□ Сохранение в России сельской общины,
артельные традиции народа → «община –
ячейка социализма»
□ Общину нужно освободить от помещичьего и
административного гнета

Русский социализм

□ «Мы русским социализмом называем
тот социализм, который идет от земли и
крестьянского быта, от фактического
надела и существующего передела
полей, от общинного владенья и
общинного управления, и идет вместе с
работнической артелью навстречу той
экономической справедливости, к
которой стремится социализм вообще и
которую подтверждает наука»

10. Недостатки русской общины

□ В общине мало движения, нет
конкуренции, внутренней борьбы,
создающей разнообразие и
движение
□ Подавление индивидуальности
□ Отсутствие внутренних импульсов к
прогрессу

11. Задачи русской революции

□ Сохранить общину
□ Освободить личность
□ Распространить сельское и волостное
самоуправление на города, на
государство в целом
«Социалистическая России - союз
свободных самоуправляющихся общин»
□ Сохранить национальное единство
Кто осуществит революцию? –
образованное меньшинство, которое в
неоплатном долгу перед народом

12. Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889)

13. Н. Г. Чернышевский

□ Сохранение общины
свидетельствует о замедленности и
вялости развития России
□ Сохранение общины не ставит
Россию ближе к социализму, но дает
шанс миновать капиталистическую
стадию развития
□ Общину следует сохранить, т.к. она
дает возможность сохранить
крестьянина в качестве
поземельного собственника

14. Н. Г. Чернышевский

□ Община дает возможность в
будущем на ее основе создавать
земледельческие товарищества для
обработки земли
□ Три этапа развития общины
1. общинное владение средствами
производства
2. совместное владение и труд
3. коллективное владение,
производство и потребление

15. Народничество -

Народничество это система взглядов, в основе
которых лежала проповедь
некапиталистического пути
развития России,
проповедь перехода
России к социализму через
посредство крестьянской общины,
минуя стадию капиталистического
развития

16. Революционное народничество

Капитализм в России насаждается «сверху»
и не имеет на русской почве социальных корней
Будущее России – в общинном социализме,
так как крестьяне могут воспринимать
социалистические идеи
Преобразования следует проводить
насильственным методом силами крестьянства
Руководить крестьянами должны организации
революционеров путем агитации и пропаганды
идей социализма

17. Анархистское направление

□ Любое государство – инструмент насилия,
деспотизма и социальной несправедливости
□ Вместо государства необходимо создать
союз самоуправляющихся общин
□ Русский крестьянин – «социалист по
природе»
□ Русский крестьянин – бунтарь, готовый к
революции
□ Задача революционеров – «идти в народ»,
агитировать и разжигать из отдельных
восстаний всероссийскую революцию

18.

Михаил
Александрович
БАКУНИН
(1814-1876)

19. Новый строй по М. А. Бакунину

□ «Вся земля принадлежит народу,
орошающему ее своим потом и
оплодотворяющему ее собственным трудом»
□ Право на пользование землею принадлежит
не лицу, а целой общине, миру,
разделяющему ее временно между лицами
□ «Квазиабсолютная автономия, общинное
самоуправление, решительно враждебное
отношение общины к государству»

20. Пропагандистское направление

□ Крестьянская община – «ячейка
социализма» – прообраз будущего
социалистического государства
□ Русский народ не готов к немедленной
революции, его надо «разбудить»
□ Интеллигенция путем пропаганды
должна готовить крестьян к революции
□ Успех пропаганды обеспечит тайная
революционная организация

21. Петр Лаврович ЛАВРОВ (1823-1900)

□ «Исторические
письма»

22. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 1 шаг. Развитие личности в
физическом отношении возможно лишь
тогда, когда она приобрела минимум
гигиенических и материальных удобств,
без которых человек обречен на
вырождение в ежеминутной борьбе за
существование

23. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 2 шаг. Умственное развитие означает
выработку критического взгляда на все,
что ее (личность) окружает и
«понимание того, что справедливость в
своих результатах тождественна со
стремлением к личной выгоде»

24. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 3 шаг. Нравственное развитие
личности предполагает наличие такой
общественной среды, в которой люди
будут иметь возможность отстаивать
свои мнения и уважать чужие.

25. П. Л. Лавров

□ Прогресс человечества лежит на
«критически мыслящих личностях»
□ Прогрессивные изменения начинаются
с размышлений одиноких личностей,
которые критически оценивают
современную ситуацию
□ Затем в свое критике они находят своих
единомышленников, их число растет,
пока не охватит сознание масс

26. П. Л. Лавров

□ Цель борьбы – развитие общины в «смысле
общинной обработки земли» и превращение
крестьянского самоуправления в «основной
политический элемент русского
общественного строя»
□ Революция должна созреть.
□ Сначала революционная агитация, затем
революционная пропаганда, которая
сформирует в народе «критическое
отношение» к действительности
□ Обязанность интеллигенции – «разбудить
народ, поднять его, соединить его силу,
повести на битву»

27.

28. Заговорщицкое направление

□ Народ к революции не готов
□ Малообразованный крестьянин не сможет
воспринять идеи социализма, поэтому пропаганда не
даст успеха
□ К бунту крестьянин не готов из-за своего
консерватизма и монархизма – веры в царя-батюшку
□ Задача революционеров – организовать заговор
узкой группы профессиональных революционеров и
осуществить государственный переворот
□ Взяв власть, революционеры создадут новое
государство, которое будет служить интересам
народа и начнет социалистическое переустройство

29. Петр Никитич ТКАЧЕВ (1844-1886)

30. П. Н. Ткачев

□ «Истинно революционная партия не готовит
революцию в отдаленном будущем вообще, а
делает ее в возможно ближайшем
будущем».
□ Свергнув старый строй революционное
меньшинство не должно выпускать власть из
своих рук – идея революционной
диктатуры.
□ «Честных и хороших людей власть еще
никогда не портила»

31. Организации народников

«Земля и воля»
(1861-1864)
Организация
Н. А.Ишутина
и М.А. Худякова
(1863-1866)
Организация
«Народная расправа»
С. Г. Нечаева
(1869-1871)
«Чайковцы»
Кружок
М.А.Натансона и
Н. В. Чайковского
«Хождение в народ» 1873-1875 гг.
«Земля и воля»
(1876-1879)
«Черный передел»
(1879 -1883)
«Народная воля»
(1879 -1881)

32. «Земля и воля» 1876-1879









ПРОГРАММА
Свержение самодержавия
Осуществление социалистической революции
Введение свободы слова, собраний,
вероисповеданий
Передача всей земли крестьянам с правом
общинного землепользования
Введение сельского и городского «мирского
самоуправления»
Создание производственных земледельческих и
промышленных ассоциаций

33. «Земля и воля» 1876-1879

Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер,
С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1876 г. – «хождение в народ» с целью длительной
агитации и пропаганды социалистических идей
среди крестьян
6 декабря 1876 г. – проведение в Петербурге
политической демонстрации у Казанского собора
Помощь рабочим в организации стачек
Издание нелегальной газеты «Земля и воля»,
листовок, брошюр
Пропагандистская работа среди рабочих и
студентов

34. Раскол организации «Земля и воля»

Черный
передел
Г.В.Плеханов,
В.И.Засулич
П.Б.Аксельрод
Л.Г.Дейч
Сохранили
программу
и тактику
«Земли и
воли»
Народная
воля
А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.Д.Михайлов,
Н.А.Морозов, Ф.Н.Фигнер
Свержение самодержавия
Созыв Учредительного собрания
Введение демократических
свобод
Уничтожение частной
собственности
Передача земли и заводов
в собственность народа
Тактика: террор

35. Либеральное народничество

Полное отрицание насильственных
методов борьбы
Уничтожение остатков крепостничества,
в первую очередь помещичьего земледелия
Распространение грамотности и общий
подъем культурного уровня населения
Улучшение материального
положения крестьян

36.

Николай
Константинович
МИХАЙЛОВСКИЙ
(1842-1904)

37. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Современное общество – антигуманное, человек в
нем – бессловесный придаток машины
□ Для движения по пути прогресса необходимо
всестороннее гармоническое развитие личности
□ Для гармонического развития личности необходимо
приспособить среду
□ Политические преобразования, оторванные от
экономических не принесут никакой пользы
□ Начинать надо с борьбы за изменение экономических
условий, т.е. с экономических реформ
«Свобода есть не право, а возможность
пользоваться своими способностями и
силами»

38. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Всякое несправедливое развитие общества дает
право на сопротивление
НО:
□ Эволюционное продвижение по пути прогресса
«Я не так боюсь реакции, как революции»
□ К революции необходимо готовиться – создавать
радикальную партию
□ Стихийные бунты при отсутствии организованной
партии ведет к поражению и торжеству реакции
□ Прогрессивная интеллигенция – главный субъект
борьбы за интересы трудящихся
□ Возможен союз революционеров и либералов

39. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Противник капиталистического развития
□ Россия может миновать стадию капитализма
□ Сторонник социализма, который избавит
человечество от несчастий и страданий
□ Цель борьбы:
□ Социализм на основе общинного и
артельного труда
□ Сохранение общинного землевладения

40.

Николай
Францевич
ДАНИЕЛЬСОН
(1844 -1918)

41. Николай Францевич ДАНИЕЛЬСОН

□ Государство искусственно насаждает
капитализм в ущерб благосостоянию всего
населения
□ Обнищание деревни в результате
первоначального накопления капитала и
становления капиталистического рынка
□ Дифференциация крестьянства:
разорившиеся крестьяне и богатеи-кулаки
□ Разрушение общины под воздействием
товарно-денежных отношений

42. Николай Францевич ДАНИЕЛЬСОН

□ Новый общественный строй на основе
коллективного ведения хозяйства и
перехода всех средств производства в
руки непосредственных производителей
□ Объединение земледелия и
промышленности в крупные
общественные предприятия
□ Внедрение достижений науки и техники
в производство

43.

Василий
Павлович
ВОРОНЦОВ
(1847-1918)

44. Василий Павлович ВОРОНЦОВ

□ Развитие капитализма в России – аномальное
явление, противоречащее складу хозяйственной
жизни и мировоззрению народа
□ Капитализм насаждается в России государством по
прихоти правительства
□ Необходима поддержка национальных институтов
хозяйствования – артели и общины
□ Для того, чтобы сойти с «губительного пути
капиталистического развития» предлагал
правительству
А) создавать государственные предприятия
Б) выкупать помещичьи земли и передавать их крестьянам в
пользование на условиях артельного производства

45. «Теория малых дел»

«Из маленьких дел слагается жизнь
миллионов»
□ Идея массового похода интеллигенции в
деревню на «культурную работу»
□ Помощь кустарным промыслам
□ Организация артелей, помощь общине
□ Борьба за сокращение податей и т.д.

46.

Евгений
Осипович
ЗАСЛАВСКИЙ
(1844 - 1878)

47. Первые рабочие организации в России

«Южнороссийский союз рабочих»
1875-1876
Е. О. Заславский
□ Борьба за освобождение рабочего
класса путем насильственного
переворота
□ Пропаганда идеи необходимости
объединения рабочих юга России для
борьбы с существующим строем
□ Влияние народнической идеологии

48. Степан Николаевич ХАЛТУРИН 1857-1882

Виктор Павлович
ОБНОРСКИЙ
(1851-1919)

49. Первые рабочие организации в России

«Северный союз русских рабочих»
1878-1881






В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин
Ниспровержение существующего строя
Борьба за политическую свободу
Солидарность рабочих
Влияние народнической идеологии
Участие в рабочих стачках
Издание прокламаций и с изложением
программы союза
□ Выпуск одного номера газеты «Рабочая
Заря»

50. Марксистские организации






Группа «Освобождение труда»
1883 г.
Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич,
П. Б. Аксельрод
План осуществления буржуазно-демократической
революции, движущей силой которой станут
городская буржуазия и пролетариат
Борьба с самодержавием
План создания рабочей партии
Пропаганда марксизма и социализма как нового
общественного устройства
Полный разрыв с идеологией народников

51.

Группа
«Освобождение труда»

52.

Русский консерватизм

53.

Русский
консерватизм

54.

Константин Петрович
ПОБЕДОНОСЦЕВ
(1822-1907)

55. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна…
(А. А. Блок. «Возмездие». 1911)

56. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ В основе оценок
политического строя
– моральноэтический принцип
□ Русская монархия
честнее западной
демократии

57. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Древнее (первичное)
народоправство требовало высокой
личной духовности общинников, т.к.
судьи имели ограниченные
возможности для принуждения
□ Проявление не воли народа, а воли
Бога → «судебный поединок» («поле»),
жребий

58. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Вторичное народоправство возникает на
обломках власти монархической
□ Поиск Божьей воли сменяется поиском воли
народа, гласа народа
□ Следствие обожествления человека →
Такое народоправство лживо в:
- выборах
- партиях
- партийной агитации
- ответственности министров и т.д.

59. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ «Учреждение, основанное на ложном
начале, не может быть иное, как
лживое… Одно из самых лживых
политических начал есть начало
народовластие, та, к сожалению,
утвердившаяся со времени
французской революции идея, что
всякая власть исходит от народа,
имеет основание в воле народной».

60. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Причины деградации монархической
власти:
□ утрата достоинства власти
□ забвение долга власти
□ когда власть представляется сама по
себе и сама для себя

61. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Сверху – власть, забывая о долге служения,
начинает упиваться своим достоинством, утрачивая
сознание своей подлинной природы (от Бога)
Разложение
монархической
власти
□ Снизу – народ, далекий по своей греховной природе
от совершенства, стремится к самовластью, мнит о
наличии в себе силы и мудрости неограниченной

62. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ «Дело власти есть
дело непрерывного
служения, а потому в
сущности – дело
самопожертвования»
□ Власть – это «крест»
□ Жертва приносится не
народу, а Богу

63.

Константин
Николаевич
ЛЕОНТЬЕВ
(1831-1891)

64. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Теория «триединого процесса» развития
□ 1 стадия – «первоначальной простоты»
(«детство»)
□ 2 стадия – «положительного расчленения»,
или «цветущей сложности» («возмужалость»)
□ 3 стадия – «вторичного смесительного
упрощения», или «упростительного
смешения» (старость, дряхлость,
разложение)

65. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ На первой стадии общество
характеризуется неразвитостью,
дискретностью.
□ Рождение более сложного социума
сопровождается болью
□ «Зло, страдания и слезы людские есть
необходимое условие в которых
созидается здание цветущей
государственности»

66. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Через боль общество вступает в пору
«цветущей сложности», буйства красок
и обособления формы
□ Боль утихает, зла и притеснения
становится меньше, люди делаются
свободнее, но ткань общественного
организма расползается, наступает
упадок, стертость красок и причудливых
ранее очертаний

67. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Объективный процесс упадка
государственности ускоряет
эгалитарно-либеральный прогресс,
творимый людьми
□ «Эгалитарно-либеральный прогресс антитеза процесса развития, т.к.
борясь против деспотизма сословий,
цехов, монастырей, богатства, он учит
нацию отказываться от дисциплины
отвлеченной государственной идеи»

68. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Основная причина государственного
разложения лежит в человеческой
психологии
□ Стремление к равенству,
декларируемое в качестве
естественного права личности –
основная предпосылка гибели
государственности
□ Время жизни цивилизации – 1000-1200
лет

69. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Великая некогда европейская культура…
стала апофеозом царства обыденности,
утилитарности и прагматизма. И в этом
царстве потонуло все неординарное, яркое и
героическое; его идеалом стали мещанская
умеренность и сытость. А буржуазность как
культ денег, «золотого тельца» и
стабильность делового преуспевания
поглотила блеск и благородства некогда
великолепной аристократии…»

70. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Серый «средний» человек сумел
навязать всему обществу свою серость.
Европа сделалась космополитической,
однообразно безнациональной с
господством одних и тех же мод,
вкусов, производств и политических
структур».

71. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Византизм» – основа русского типа
культуры:
□ Византийское православие
□ Византийское самодержавие
□ Византийские нравы
□ Предлагает начать возрождение
России с возрождения византийских
основ

72. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Византизм - реальный исторический символ
принудительного начала в гражданской
жизни, возведенный в принцип
самодержавной охранительной политики
□ Православие выполняло роль
взаимодополняющего политического
основания для самодержавия, способного
его спасать и восстанавливать в силе,
придавало монархическому началу
душевный характер, связывая его с
религиозной верой

73. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Народ, тысячелетия живший
деспотизмом, поколениями
впитывавший в плоть и кровь скорбь,
страх и ненависть, такой народ без
принудительного начала опасен для
всех, в том числе и для себя».

74. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ На Западе – гимн
человеку, его силе,
красоте,
породивший
впоследствии
противоречие
между личностью и
государством
Гибель
государственности
□ В России –
аскетический взгляд
на человеческую
природу, как
изначально
греховную. Это
исключает всякие
претензии личности
к государству

Крепость и
могущество
государственности

75. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Византизм отвергает
всякую надежду на
всеобщее
благоденствие
народов, … он есть
сильнейшая антитеза
земного всеравенства,
земной всесвободы,
земного
всесовершенства и
вседовольства».

76. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «…фундаментальные принципы России
были заимствованы у Византии, которая
дала России также национальный характер
и культурную идею. Если все разговоры о
русском национальном характере не
лишены действительных оснований, то, без
сомнений, византийский православный дух с
его разочарованием в земной жизни
определенно отразился в пассивнотрагическом миросозерцании русского
народа»

77. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «…все истинно великое, высокое и
прочное в человеческой жизни и истории
государства появляется никак не
благодаря повальным свободе и
равенству, а исключительно –
деспотическому, волевому соединению
в единое целое разнообразных форм
жизни: прекрасных и безобразных, богатых
и бедных, добрых и злых, свободных и
зависимых».

78. Византийская Россия по К. Леонтьеву

□ Государство должно быть пестро, сложно, крепко,
сословно и с осторожностью сурово, иногда до
свирепости
□ Церковь должна быть независимее, должна
смягчать государственность, а не наоборот
□ Быт должен быть поэтичен, разнообразен в
национальном, обособленном от Запада, единстве
□ Законы, принципы власти должны быть строже,
люди должны стараться быть лично добрее
□ Наука должна развиваться в духе глубокого
презрения к своей пользе

ü Либеральное движение (К.Д. Каверин, Б.Н. Чичерин, «Вестник Европы», земские либералы).

ü Консервативное движение (П.А. Валуев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев).

ü Революционно-демократическое движение (социализм) (Н.Г. Чернышевский).

ü Революционное народничество (анархистско-бунтарское, пропагандистское и заговорщическое направления; «Земля и воля»; «Народная воля» и «Черный передел»).

ü Распространение марксизма в России.

ü Анархистское движение.

ü Национальные партии.

Консерватизм (фр. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Либерализм (фр. libéralisme) - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

Данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

Равноправия и равенства перед законом;



Рыночной экономики;

Ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное, интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.

Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи.

Т.е. основной целью социализма является упразднение эксплуатации людей людьми.

Марксизм-ленинизм не имеет цели упразднения эксплуатации, он меняет эксплуатацию частными лицами, на эксплуатацию лицами от государства, превращая последних так же в эксплуататоров не только от государства, а уже в частных и именно за счёт государственной собственности на средства производства.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

Отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

Утверждаются социальное равенство и справедливость.

Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября 1905 г. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным, объединявший до 400 тыс. человек, и «Русский народный союз имени Михаила Архангела», руководимый В. М. Пуришкевичем и насчитывавший до 100 тыс. членов. Эти партии называли черносотенными, потому что они имели боевые вооруженные дружины, называвшиеся «черной сотней».

Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с революцией и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. Около 10 тыс. было искалечено. Программы этих партий содержали следующие основные положения: сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России; сохранение единой и неделимой России; отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов («Россия для русских!»); запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину. По сути, это были первые фашистские партии в Европе.

Общественная мысль и наука во второй половине

XVIII века.

Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе. Этот период с полным правом можно назвать периодом развития русской интеллигенции.

В Петербурге была открыта первая Публичная библиотека. В 1765 г. было учреждено Вольное экономическое общество, главной целью которого стало исследование положение сельского хозяйства в России. Обществом была выпущена целая серия «Трудов».

Продолжается, начатая Татищевым и Ломоносовым, научная работа в области русской истории. Академия наук начинает издавать русские летописи, а Н. И. Новиков публикует сборник древнерусских документов в 20 томах под названием «Древняя Российская Вивлиофика (библиотека) или собрание разных древних сочинений».

В это же время в России издавались многочисленные переводы европейской, главным образом французской литературы. Переводились и любовные романы, и политические, философские трактаты. Если за весь век было издано 9500 книг, то на период царствования Екатерины Великой приходится 85%.

Главным идейным влиянием этого периода, под которым находилось и образованное дворянство, и едва появившаяся «разночинная» интеллигенция, было влияние французской «просветительской» литературы. Где излагалась, пользовавшаяся широкой популярностью теория естественного права. Естественное право, по мысли просветителей, дается всем людям самой природой, независимо от их сословной принадлежности. Это право на свободу, на пищу, на жилье, на свободу передвижения и выражения своих мнений. С теорией естественного права была связана еще одна просветительская мысль – о несословной ценности человеческой личности. В феодальном мире достоинство человека, степень уважения к нему зависели от его социального положения. Дворяне называли себя «благородными», «подлыми» назывались представители иных сословий. Просветители восстали против этой унизительной градации. Достоинство человека определялось ими не социальной принадлежностью, а его личными качествами – умом, чувствами, пользой, которую он приносит обществу.

Средневековой идее божественного происхождения верховной власти просветители противопоставили теорию общественного договора , одним из создателей которой был Жан Жак Руссо. В первоначальном «естественном» состоянии каждый человек руководствовался своей волей, своими желаниями, что создавало для него же массу неудобств, поскольку эти желания не всегда совпадали с намерениями других людей. Тогда, во имя общей пользы, люди перешли от естественного состояния к гражданскому обществу и начали подчиняться общим для всех законам, поступившись частью «естественных» прав. Хранителем законов и общественного порядка был избран монарх, который заключил с гражданами общественный договор о взаимном уважении законов. При этом если монарх нарушит общественный договор, то народ его расторгнет и осудит монарха, как рядового члена общества.

Вот эти теории стали весьма популярны в России последних десятилетиях века «осьмнадцатого». На их почве происходило в России зарождения понятий о личности, о «естественном человеке», о ценности его внутренних переживаний. Правда, для большинства поклонников идей «естественных прав человека», свободы и равенства, провозглашенных французскими просветителями, они оставались лишь «теоретическим украшением ума». Русский вольтерьянец конца века по своим вкусам, манерам и языку зачастую оказывался чужим у себя на родине /8 /. Тем не менее, это время с полным правом можно назвать эпохой русского Просвещения, главной идеей которого является идея ликвидации крепостничества. Недаром русские просветители заявляли, что период Просвещения в России закончится только с ликвидацией этого страшного позора - крепостного права, иначе назвать Россию просвещенной державой нельзя.

Вторую половину XVIII в. характеризует небывалое количество проектов умеренных социальных преобразований, над которыми трудились многие просветители, и реальные достижения общественной мысли этого периода. В среде русских просветителей конца столетия отчетливо прослеживаются два направления – левое и правое. Сторонники левого направления видели свою главную цель в просвещении народа, смягчении нравов за счет воспитания масс, правого – в воспитании просвещенного монарха. 60-е – 80-е гг. в русском Просвещении преобладали сторонники левого направления. Идеалом русского Просвещения этого периода становится гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам помещик (Стародум и Правдин из комедии Фонвизина «Недоросль»). Просветительские идеи получают более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева, В. В. Попугаева, на страницах «Санкт-Петербургского журнала», «Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Другим идейным течением, пользовавшимся влиянием в русском обществе того времени было масонство, с его проповедью нравственного совершенствования. Масонство – одно из противоречивых и сложных явлений XVIII в., это религиозно-этическое течение, возникшее в Англии и распространявшееся в других странах виде тайных обществ – масонских лож /9 /. В основе масонского учения лежала легенда о постройке храма царя Соломона. Орден масонов – вольных каменщиков, участвовавших в строительстве, олицетворял идею всеобщего братства и сотрудничества. Эта легенда в каждой из масонских систем трактовалась по-своему, окружалась завесой таинственности и множеством символических обрядов. С 1730-х годов по примеру Запада в России возникают масонские ложи. Это были полутайные организации, в состав которых входили многие передовые деятели того времени, близкие по взглядам и убеждениям. Особенно известной среди масонских лож была ложа розенкрейцеров – рыцарей златорозового креста. Масонов также называли мартинистами по имени французского писателя-критика Сен-Мартена, автора известной в России книги «О заблуждениях и истине». Членами масонской ложи было множество передовых людей России, деятелей литературы и искусства. Честных людей России в масонстве привлекала возможность открыть для себя тайны природы, понять сущность божественного и человеческого, усовершенствовать себя, обрести душевное спокойствие. Цель – исправление не только себя, но и всего общества. В масонство вело мучительное ощущение несправедливости существующих отношений в стране, надежда найти выход из противоречий современной русской действительности. Совестливые люди того времени не принимали расхожую мораль общества, в котором они жили. Их привлекала в масонстве, в первую очередь, нравственно-религиозная идея, возможность усовершенствовать себя, обрести единомышленников и соратников для практической деятельности по улучшению общественной нравственности, смягчению нравов, облегчению тягостного состояния русского народа. Корни всех уродств и злодеяний масоны видели в греховности всего человеческого рода, и в качестве рецепта предлагали не политическую борьбу, а религиозно-нравственное совершенствование. Средствами такого самовоспитания объявлялось чтение специально подобранной литературы, ежедневный контроль над своими мыслями и поступками, самоотверженная благотворительность.



Кроме того, распространение масонства в России свидетельствовало о неудовлетворенности мыслящих людей официальной церковью, которая все более теряла нравственный авторитет. Русские масоны оказали сильное влияние на развитие русской культуры конца XVIII-начала XIX веков.

Николай Иванович НовикОв . Одним из ярчайших представителей русского Просвещения, тесно связанных с масонством был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.) . Просветитель, писатель, журналист, издатель. Н. И. Новиков происходил из старинного дворянского рода. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767-68 годах был откомандирован в Комиссию по составлению нового Уложения, а после роспуска Комиссии стал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Последний период общественной деятельности Новикова связан с масонством, в ряды которого он вступил еще в Петербурге в 1775 году. Позже, после переезда в Москву, был принят в масонскую ложу. В это время Новиков начинает заниматься журналистикой и издательской деятельностью. Издает журналы: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Многое в этих журналах написано самим Новиковым, но что, конкретно, неизвестно. В качестве издателя Новиков умел организовать дело с большим размахом, объединить лучших переводчиков, писателей, книготорговцев «с умом, догадкой, с дальновидным соображением», - писал о нем Н. Карамзин /10 /. Целью Новикова становится просвещение народных масс посредством издания книг «для дворян и мещан», его занимает круг их чтения, он тревожится о вкусе своих читателей. Новиков вступает в борьбу за читателя. Главным для него была не выгода, а содержание издаваемых книг, воспитание народа посредством чтения. В 1772 г. выходит в свет его «Опыт исторического словаря о российских писателях», в нем помещены сведения о 317 крупных и второстепенных писателях. В 1773-75 гг. он издает уже упоминавшуюся нами «Древнюю Российскую Вивлиофику (библиотеку) или собрание разных древних сочинений». Новикову принадлежит первенство издания журнала для женщин, и журнала для детей, у которого было трогательное называние «Детское чтение для сердца и разума». Кроме того, он издает ряд журналов, посвященных различным отраслям знаний: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Как литератор и журналист Новиков наиболее ярко проявил себя в сатире, но об этом немного позже.

В 1779 году Новиков переезжает в Москву и при содействии М. М. Хераскова, куратора Московского университета, на 10 лет берет в аренду университетскую о типографию и книжную лавку.

В начале 80-х годов было организовано «Дружеское общество», душой которого был Новиков. Цель общества – распространять просвещение путем издания отечественных и иностранных книг, научной и учебной литературы. «Дружеское общество» основало две типографии. В связи с этим в 1784 году составилась типографическая «компания», членами которой стали видные масоны того времени, в общей численности 14 человек.

Душой «компании» был Новиков, который обнаружил большие организаторские способности. За короткий срок ему удалось привести типографии в образцовый порядок. Он сам не брезговал ни типографскими делами, ни книжной торговлей. В некоторых городах, в том числе в Полтаве, Тамбове, Пскове и Вологде, были его комиссионеры. Он организовал «Собрание университетских питомцев», которые изучали иностранные языки и переводили на русский язык нужные Новикову книги. Новиков издавал не роскошные книги, а скромные, но содержательные. Такая книга не должна быть дорогой, она рассчитывалась на среднего читателя. Новиков был весьма успешным бизнесменом, пуская всю прибыль на расширение дела и благотворительность. Во многих городах России были открыты книжные лавки Новикова, при которых возникали бесплатные публичные библиотеки. Размах издательского дела был таков, что в 80-е гг. одна треть всех российских изданий принадлежала Новикову и его компаньонам. За время своей издательской деятельности Новиков издал книги более 1000 названий. Издавались античные авторы, произведения деятелей эпохи Просвещения: Корнеля, Расина, Дидро, Вольтера, Руссо, Даламбера, Локка, Свифта, Мильтона, Шеридана, Смоллетта, Филдинга, Лессинга. С особым чувством Новиков издавал отечественных писателей, причем работал над их сочинениями не только как издатель, но как редактор и составитель. До сих пор 10-ти томное собрание сочинений Сумарокова считается самым полным. Именно поэтому, период с 1779 по 1789 гг. Ключевский назвал «новиковским десятилетием».

Но не все было так хорошо, после расправы с Радищевым последовала расправа и с Новиковым. Его издательское дело было конфисковано. Свыше восемнадцати тысяч книг было сожжено. Аренду типографии прекратили, «Типографскую компанию» распустили, а самого Новикова в 1792 году тайно, без суда арестовали и заточили в Шлиссельбургскую крепость. Новиков провел в заключении четыре года, до вступления на престол императора Павла. Из тюрьмы он вышел с подорванным здоровьем, и последние годы жизни провел в своем имении Тихвинском (Авдотьине). 15 лет о нем не было ничего известно, многие современники считали его умершим. Умер Новиков забытым всеми, в полной нищете, а цензуру ужесточили, иностранные книги запретили печатать вовсе.

Несмотря на печальный исход, издательская деятельность Новикова представляет собой одну из самых ярких страниц в истории русского Просвещения. Благодаря Новикову огромная по тем временам масса людей приобщилась к чтению, получила доступ к художественной и научной литературе. По словам В. О. Ключевского, одним из результатов подвижнического труда издателя было формирование «общественного мнения». А издаваемые им сатирические журналы – «Трутень», «Живописец», «Кошелек» неоднократно переиздавались и в веке XVIII и в веке XIX .