Причинение вреда здоровью при дтп. Легкие телесные повреждения при дтп Средние телесные повреждения при дтп

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про административные и уголовные наказания, которые может получить виновник ДТП в случае причинения вреда здоровью другим участникам происшествия.

Сразу же хочу отметить, что наказания значительно разнятся и зависят от того, насколько серьезные травмы получил пострадавший. Минимальное наказание - штраф 2 500 рублей, максимальное - 15 лет лишения свободы.

Каким участникам дорожного движения может быть причинен вред?

В первую очередь хочу обратить внимание на участников дорожного движения, здоровью которых может быть нанесен вред по вине водителя. К ним относятся:

  • водители других транспортных средств,
  • пассажиры,
  • пешеходы.

Примечание. Многие водители не осознают, что пассажиры собственного транспортного средства также попадают в этот список.

Водитель автомобиля А перевозит пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности. Происходит ДТП по вине водителя автомобиля Б, при этом пассажир автомобиля А получает вред здоровью средней тяжести из-за удара головой о лобовое стекло.

В данном случае наказание за причинение вреда здоровью пассажиру может получить водитель автомобиля А, который перевозил непристегнутого пассажира, и именно это и стало причиной травмы.

В каком случае на водителя может быть наложено наказание?

Еще один важный момент, на который многие водители не обращают внимание. Наказание за причинение вреда здоровью при ДТП может быть наложено в случае любого нарушения правил дорожного движения . Речь идет в том числе и о нарушениях, за которые не предусмотрен штраф.

Водитель автомобиля С совершил наезд на пешехода . Очевидно, что в данном случае имеет место нарушение правил со стороны пешехода.

Однако если окажется, что скорость автомобиля перед столкновением в населенном пункте составляла 61 км/ч или более, то водитель может получить наказание за причинение вреда здоровью при ДТП.

Еще раз. Штраф накладывается только за на 20 и более км/ч. Однако вина в ДТП появляется за превышение на 1 и более км/ч.

Степени тяжести вреда здоровью

Наказания предусмотрены за причинение следующего вреда здоровью потерпевшего:

1. Легкий вред здоровью потерпевшего - кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

2. Вред здоровью потерпевшего средней тяжести - неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего :

  • вред, опасный для жизни человека;
  • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полная утрата профессиональной трудоспособности.

4. Смерть потерпевшего .

Наказания при причинении вреда здоровью при ДТП

Тип Степень вреда Опьянение
или сокрытие
с места ДТП
Наказание
А * Легкий Не важно Штраф 2 000 - 2 500 рублей или
лишение прав на 12 - 18 месяцев.
А Средний Не важно Штраф 10 000 - 25 000 рублей или
лишение прав на 18 - 24 месяцев.
У * Тяжкий Нет
принудительные работы до 2-х лет
(с лишением прав до 3-х лет или без него) или
арест до 6 месяцев или
лишение свободы до 2-х лет
(с лишением прав до 3-х лет или без него)
У Тяжкий Есть

лишение свободы от 3-х до 7 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть человека Нет Принудительные работы до 4-х лет
(с лишением прав до 3-х лет) или
лишение свободы до 5 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть человека Есть Лишение свободы от 5 до 12 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть 2-х
или более лиц
Нет Принудительные работы до 5 лет
(с лишением прав до 3-х лет) или
лишение свободы до 7 лет
(с лишением прав до 3-х лет)
У Смерть 2-х
или более лиц
Есть Лишение свободы от 8 до 15 лет
(с лишением прав до 3-х лет)

А * - административное наказание, предусмотренное КоАП РФ.
У * - уголовное наказание, предусмотренное УК РФ.

Обратите внимание, если уголовный кодекс предусматривает дополнительное наказание в виде лишения прав, то срок лишения начинается только после того, как закончился срок основного наказания.

Например, если водитель получил лишение свободы на 4 года и лишение прав на 3 года, то права будут возвращены только через 3 года после выхода из исправительно учреждения (тюрьмы).

Кроме того, уголовный кодекс предусматривает возможность освобождения от ответственности в связи с примирением сторон:

Еще одно замечание. Выше перечислены наказания, которые будут наложены на виновника ДТП со стороны государства. Однако они не освобождают водителя от возмещения ущерба пострадавшему в ДТП (статья 1079 ГК РФ). Т.е. виновник ДТП в любом случае должен оплатить пострадавшему его лечение и прочие расходы, возникшие в результате ДТП.

В завершение хочу отметить, что водитель, который внимательно относится к соблюдению правил дорожного движения и грамотно оценивает дорожную ситуацию, не допустит возникновения ДТП, тем более с причинением вреда здоровью. Рекомендую Вам к этому стремиться.

Удачи на дорогах!

Произошло ДТП, занесло, не справился с управлением врезался в столб. Пассажирка на заднем сидении была не пристегнута, сломала руку. Из ГАИ недавно позвонили и сказали приченен тяжкий вред здоровью. И мне грозит уголовная ответственность. Пассажира подруга ко мне претензий не имеет. Что мне грозит? Что будет?

УК РФ, Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

УПК РФ, Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Для этого потерпевшая (пассажирка) должна подать заявление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. В этом случае уголовное наказание Вам не грозит.

Если же примирения не будет, то возможно одно из следующих наказаний:

Ограничение свободы до 3-х лет или

принудительные работы до 2-х лет (с лишение прав до 3-х лет или без него) или

арест до 6 месяцев или

лишение свободы до 2-х лет (с лишение прав до 3-х лет или без него)

Удачи на дорогах!

Светлана-87

При прогулки с детьми, меня сбила машина, сестра успела толкнуть каляску с ребёнком в канаву и сама туда выпрыгнула, я успела только подальше оттолкнуть каляску с ребёнком и меня сбили. На мне не значительные повреждения синяки и ссадины, очень испугались. Водитель был пьян и спал за рулём, ехал не по своей стороне (живём в селе). Ему светит штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5 года, но он и так их получил бы управляя транспортным средством в алкогольном опьянении. Получается, что напугав детей(11месяцев) и сбив меня, он не виноват,? хотя он ехал сзади нас, мы его видеть не могли. Не пришёл, не извинился. Это что за законы такие?

Светлана , если у Вас есть желание, то Вы можете взыскать с водителя компенсацию причиненного морального вреда через суд.

P.S. Хорошо, что водитель не причинил вреда Вашей жизни и здоровью. В противном случае его скорее всего посадили бы, только Вам это не сильно бы помогло.

Удачи на дорогах!

Евгений-193

Добрый день, я водитель, жена пассажирка, на дороге занесло и мы ушли в кювейт, несколько раз перевернулись. В БСМП обратились сами, зафиксировали лёгкие травмы, сейчас Дознователь вызывает к себе, как бы прав не лишили, как бы что посоветуете? Других участников дтп не было, жена конечно же претензий не имеет. Спасибо.

Здравствуйте! Я водитель, в машине были пассажиры. Не нарушая скоростной режим на скользкой трассе меня занесло и автомобиль вылетел на встречную полосу. Попали под газель. У пассажирки перелом пальца на руке, а у мужа перелом лодыжки. Что грозит по суду?

Ольга , здравствуйте.

1. В данном случае Вы нарушили пункт 10.1 Правил:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Страшно представить, как могла бы измениться наша жизнь, если бы автомобили и другой транспорт вдруг исчезли!

Единственное, что можно безболезненно представить в этой ситуации — это то, что тогда бы полностью пропало такое явление как ДТП. Нет дорожных столкновений, а значит, нет пострадавших и раненых. Конечно, вряд ли возможно повсеместное исчезновение автомашин с планеты Земля, поэтому тема уменьшения аварийности на дорогах стоит во главе угла у каждого правительства каждой страны. И российское правительство не исключение. Отечественная статистика говорит о том, что происходит небольшое снижение уровня аварийности, но при этом происходит рост количества потерпевших граждан в дорожных авариях. Причинами такого соотношения называются неудовлетворительное состояние дорожного покрытия российских дорог, пренебрежение правилами эксплуатации своего транспорта водителями и общее нервозное состояние населения.

Если в ДТП есть пострадавшие и раненые люди, необходимо сразу сделать звонок в Единую Службу Спасения по номеру 112 (этот номер набирается и с мобильных устройств и со стационарных телефонов совершенно бесплатно, даже если на счету ноль или минус). Нужно сообщить о географическом месте аварии, о количестве раненых лиц, по возможности описать характер ран. Оказывать первую медицинскую помощь рекомендуется лишь тогда, когда вы полностью уверены в том, что обладаете нужными знаниями в этом вопросе и не причините пострадавшему вреда своими действиями. Например, если вы видите, что у раненого рваная рана на ноге, то нужно быстро определить, какого рода происходит кровотечение. Если задета артерия — вы увидите алую, ярко-красную кровь, бьющую фонтаном. Это значит, что нужно воспользоваться жгутом и передавить повреждённый крупный кровеносный сосуд выше места ранения. А если кровь по виду тёмная, а значит — венозная, то нужно наложить давящую повязку. Перепутать методы первой помощи ни в коем случае нельзя, ошибка может стоить пострадавшему жизни. Поэтому если вы не уверены в своих медицинских познаниях, лучше не применять их на раненом человеке. Если медики задерживаются, а медлить нельзя, пострадавшего можно отправить на попутной машине в больницу.

Если в результате дорожного происшествия есть раненые или погибшие лица, категорически запрещается оформлять ДТП по Европротоколу! Необходимо вызвать полицию и произвести оформление ДТП с их непосредственным участием.

Что касаемо ранений, то мы все понимаем, что только синяки и ссадины лечатся сами по себе. Все остальные повреждения человеческого тела в результате ДТП требуют вмешательства специалистов, качественного лечения и, кроме того, обязательного реабилитационного периода. А все эти мероприятия стоят немалых денег несмотря на то, что в основном законе нашего государства закреплено право каждого гражданина на бесплатную медицину.

Если человек попал в аварию и физически пострадал, то причинение лёгкого вреда здоровью можно назвать «наименьшим из зол». Телесные повреждения, которые относятся к лёгким, не требуют длительного времени лечения, и при этом происходит кратковременная потеря трудоспособности пострадавшего человека. Чего нельзя сказать о травмах средней и тяжелой степени. Такие последствия ДТП оказывают серьёзное физическое и моральное действие на организм пострадавших людей в целом.

Что такое «легкий вред» здоровью?

Для определения степени полученного вреда здоровью нужно специальное заключение медицинского учреждения. Специалисты будут разбираться в причинно-следственных связях между произошедшим событием (ДТП) и состоянием здоровья пострадавшего лица, которое ухудшилось после него. Во внимание будут браться следующие факторы:

  • общее влияние понесённых травм и увечий организма на дальнейшую полноценную жизнь;
  • временные периоды болезни, лечения и реабилитации;
  • утрату каких-либо органов человеческого тела или утрату каких-либо функций органов (слуха, зрения, речи и др.);
  • влияние полученных телесных повреждений на трудоспособность человека и возможность заниматься профессиональной деятельностью в дальнейшем;
  • травмы, которые приводят к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • психическое состояние пострадавшего.

Очень важным показателем будет определение срока нетрудоспособности гражданина: временного или постоянного. Именно в зависимости от временных рамок утраты нетрудоспособности будет устанавливаться степень причинённого вреда здоровью: лёгкая, средняя или тяжёлая. Если у пострадавшего лица зафиксированы незначительные повреждения, которые лечатся в течение трёх недель, а прогноз полного выздоровления составляет более 95 процентов, то речь идёт о лёгкой степени вреда здоровью.

На самом деле для обычного человека, который крайне редко сталкивается с телесными травмами, те самые повреждения, которые квалифицируются как «лёгкие», будут совсем не лёгкими.

Например, мало кто из пострадавших назовет лёгкой травмой разрыв связок, повреждение менисков, ранение мягких тканей с разрывом мышц и сухожилий, сотрясение мозга, переломы носа, ушей. Вряд ли человек, потерявший менее ¼ языка согласится с тем, что это повреждение лёгкой степени тяжести. Люди, получившие ожоги кожи, век или глаз 1-2 степени, травмы наружных половых органов, а также потерявшие два и более зуба, явно будут в недоумении, когда им сообщат, что это лёгкие травмы. А что будет думать человек, у которого сломан крестец или копчик, 1-2 ребра или лопатка, когда врач ему объяснит, что это лёгкие увечья? Переломанные пальцы рук и ног, сломанные лодыжки и кости таза, которые представляют собой закрытые переломы без смещений и осколков также будут квалифицированы как лёгкие.

И это действительно так — эти и другие травмы относятся к незначительному ущербу жизни и здоровью, причинённому в результате ДТП, пострадавшим лицам. Многих людей, наверняка, покоробит такое отношение к потерпевшим, но так сухим медицинским языком называются травмы, которые вылечатся на все сто процентов или более чем на девяносто пять, а человек, получивший их, в дальнейшей своей жизни не будет испытывать влияния этих травм и ранений. Его возможность работать вернётся через короткий промежуток времени, и он сможет вернуться к своей обычной жизни примерно через месяц после дорожного происшествия.

Критерии разграничения

Определением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимается судебно-медицинская экспертиза. Чтобы определить какой вред здоровью получил тот или иной пострадавший в ДТП, она должна взять во внимание временной промежуток течения болезни и, как следствие, нетрудоспособности, а также установить влияние травм на общее состояние организма.

Если из-за характера ранений пациент, который стал жертвой ДТП, способен выздороветь в течение 21 дня, а общее расстройство его здоровья можно квалифицировать как недлительное и неустойчивое, то считается, что у потерпевшего наблюдается лёгкая степень тяжести вреда здоровью. Обычная трудоспособность человека с лёгкими телесными повреждениями утрачивается менее чем на десять процентов.

Поэтому такой пациент может рассчитывать на то, что его раны благополучно заживут и не будут сказываться на качестве его дальнейшей жизни. Однако на практике оказывается, что человеку нужно гораздо больше времени, чтобы полностью восстановить своё подорванное здоровье и вернуться в обычное течение своей жизни. И чем старше человек, тем больше ему нужно потратить сил и денег на восстановление. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Если пострадавшему в дорожном происшествии гражданину закрыли больничный лист, который длился менее двадцати двух дней, то это будет основным доказательством того, что у него лёгкие травмы. А всё, что человек потратит на своё «долечивание» и реабилитацию, после того как закончатся все мероприятия по установлению выплат на возмещение ущерба, никак не войдет в страховую смету затрат.

Причинение вреда здоровью средней тяжести характеризуется более длительным лечением тех физических травм, которые получил человек, пострадавший в ДТП. И если говорить об одних и тех же телесных повреждениях, что и при лёгкой степени, то грань между лёгкой и средней степенями тяжести причинённого вреда устанавливается именно согласно срокам лечения. Например, когда при ушибе головы или сотрясении мозга пациенту понадобилось до 21 дня на лечение, то это лёгкая травма, а если понадобилось более 21 дня – это уже травма средней степени.

Тяжесть вреда здоровью будет считаться средней тогда, когда общее расстройство здоровья будет временным, средней длительности, а стойкая утрата трудоспособности будет зафиксирована в пределах десяти – тридцати процентов. В этом случае, как правило, человеку понадобится посторонний уход, серьёзные медицинские вмешательства, возможно операции, большое количество лекарственных препаратов и долгий реабилитационный период.

Тяжкий вред здоровью при ДТП диагностируется у пострадавшего тогда, когда существует серьёзная угроза для всего организма. Его состояние может ухудшаться вплоть до критических показателей, которые приведут к необратимым последствиям. Тяжкий вред для жизни и здоровья человека характеризуется стойким, ярко выраженным нарушением общего состояния человеческого организма и потерей трудоспособности более чем на тридцать три процента. А если говорить о профессиональных навыках (особые навыки и биологические способности), то, если они полностью утрачены вследствие ранений после ДТП — это тоже один из признаков тяжкого вреда. Речь идёт о профессиональных музыкантах, спортсменах, танцорах и других профессионалах своего дела.

Чтобы судебно-медицинская экспертиза установила такую степень тяжести нанесённого вреда здоровью человека как тяжкую, у пациента должны диагностировать следующие нарушения здоровья:

  • ожоги тела 2-3 степени;
  • потерю жизненно важных органов или потерю слуха, зрения, речи;
  • кому;
  • серьёзные нарушения системы кровообращение: сепсис, большая потеря крови, инфаркты, гангрены, тромбоэмболии (как следствие травм);
  • ранения (проникающие) живота, грудной клетки, позвоночника, черепа;
  • стойкие проблемы с психикой;
  • травмы, приведшие к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • выкидыш, преждевременные роды, потерю детородных органов, вынужденное прерывание беременности (для пострадавших женщин в положении).

Ответственность виновной стороны за причиненный вред здоровью

Таким образом, можно подытожить, что травмы, ранения и увечья, полученные в ДТП, отличаются друг от друга именно их влиянием на всю оставшуюся жизнь человека. И если оно незначительное и полностью проходящее, значит, у потерпевшего были лёгкие травмы.

Виновником дорожно-транспортного происшествия обычно становятся по двум причинам: из-за нарушения или пренебрежения правилами дорожного движения; и-за нарушения правил эксплуатации транспорта. И ту и другую причину нельзя назвать умышленным преступлением, а скорее легкомыслием, безрассудством и лихачеством. Нанесённый лёгкий вред здоровью другого человека в результате управления транспортным средством попадает под административную ответственность. Причём не имеет значение, произошло ли столкновение с другими ТС, где пострадали люди или был совершен , наказание регламентируется частью 1 статьи 12.24 КоАП. Водитель будет лишён водительского удостоверения (ВУ) на срок 1,5 года и (или) заплатит штраф за нарушение ПДД от 2500 до 5000 рублей. Если будет официально установлено, что виновник ДТП на момент его совершения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или он отказался от медицинского освидетельствования, или принял алкогольные напитки, психотропные препараты сразу после ДТП в качестве успокоительных средств, то он будет ещё оштрафован на 30000 рублей. Эта мера наказания описана в части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

После того как пройдёт срок лишения ВУ, для восстановления прав нужно будет сдать теоретический экзамен по ПДД и оплатить все штрафы, которые имеются. Для лишенцев по «пьянке» нужно будет представить справку с медучреждения о том, что нет противопоказаний к управлению ТС.

Понятие «компенсация» в общем смысле – это возмещение убытков или расходов, понесённых по вине другого человека (людей) или обстоятельств. Компенсация за полученный вред своему здоровью после ДТП не по своей вине подразумевает полный возврат средств, потраченных на восстановление своего здоровья путём покупки лекарств, оплаты дополнительного медицинского лечения и ухода, протезирования, реабилитационного периода. При этом чтобы пострадавшему воспользоваться юридическими возможностями и получить потраченные деньги на своё лечение после получения лёгких травм, нужно в обязательном порядке сохранять документы: чеки и квитанции об оплате лекарств, рецепты врачей, выписки из медицинских учреждений.

Итак, если произошло ДТП и есть пострадавшие с лёгкой степенью травм, то они могут требовать возмещения ущерба:

  1. Со страховой компании. Согласно федеральному закону «Об ОСАГО» каждый автовладелец должен иметь обязательную страховку автогражданской ответственности. В страховой полис должны быть вписаны те лица, которые допущены до управления данным автотранспортным средством. ОСАГО призвано возмещать ущерб пострадавшей стороне ДТП из средств страховой компании. Таким образом, виновник дорожного происшествия защищает свой карман от претензий пострадавших. Однако огромное количество водителей считают, что полис можно не покупать, так как они никогда не спровоцируют аварию. Это происходит из-за преувеличения своих водительских способностей и надежды на русское «авось, сам не пострадаю». А также из-за того, что многие из них никогда не читали закон и не знают обо всех видах страхового возмещения по «автогражданке». Они не знают о том, что пострадавший имеет право получить компенсацию не только по возмещению всех затрат на своё лечение и реабилитацию, а также может требовать возмещение ущерба по потере дохода в период нетрудоспособности. Если виновник ДТП был пьян во время аварии, и этот факт отражён в официальных бумагах, страховая компания выплатит ущерб потерпевшей стороне, а после выставит требование регресса к виновнику. Это означает, что он будет обязан вернуть все деньги, потраченные страховщиком.
  2. С РСА (союз автостраховщиков России). Если у водителя, который причинил лёгкий вред здоровью пострадавшей стороне, нет страхового полиса ОСАГО или страховая компания виновника ДТП прекратила свою деятельность, или, может быть, у неё отозвана лицензия, следует обращаться именно в РСА. В случае если лицо, которое нанесло вред здоровью другому физическому лицу не установлено, нужно просить помощи в РСА. Союз автостраховщиков обязан возместить весь ущерб потерпевшим за свой счёт. Порядок получения компенсации будет аналогичен порядку возмещения ущерба со страховой компании. Срок, официально выделяемый для того, чтобы рассмотреть материалы обращения стандартный — 30 дней. В течение этого времени, РСА должно ознакомиться с делом, принять решение удовлетворить или отказать в выплатах, и в случае положительного ответа – полностью выплатить денежные средства.
  3. С виновника аварии. В данном случае можно говорить только о возмещение той части ущерба, которую не возместила страховая компания или РСА. Урегулировать вопрос компенсации можно в судебном порядке, а также без обращения в суд. Досудебное соглашение должно быть составлено в простой письменной форме с изложением обстоятельств аварии, размера денежной суммы компенсации и порядка оплаты. И если у обеих сторон возникло взаимопонимание по всем пунктам, а виновник в добровольном порядке готов осуществлять выплаты, то о таком исходе дела можно только мечтать.

Независимо от того, к кому потерпевший обращается за возмещением ущерба, ему нужно собрать определённый пакет документов. Он будет включать в себя:

  • личный паспорт пострадавшего;
  • реквизиты банковского счета.

При желании можно получить деньги через почтовое отделение по месту регистрации. Об этом нужно написать в заявлении;

  • документы, подтверждающие процесс и оплату лечения: выписки, больничные листы, рецепты, назначения врачей в амбулаторной карте, чеки, квитанции.

Однако если пострадавший предоставляет чеки об оплате из платных медицинских учреждений, он должен доказать невозможность получения таких же услуг на бесплатной основе. Таким образом страховые компании защищают себя от фальсифицированных диагнозов и неоправданных расходов на лечение лже-последствий ДТП, которые наши соотечественники любят себе приписывать;

  • заключение врачей о степени полученного вреда;
  • справка о ДТП из ГИБДД с указанием виновника;
  • документы, подтверждающие потерю источника дохода в период болезни (если пострадавший претендует на данную компенсацию).

Здесь можно говорить обо всех видах дохода и прибыли, которые человек, получивший ранения в ДТП, потерял, находясь на лечении. Это могут быть заработная плата, гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от работы по договорам и другое. Но в случае получения лёгких телесных повреждений рассчитывать на возмещение потери дохода можно только в пределах одного месяца.

Многие автолюбители считают, что им придётся обращаться в суд в том случае, если у водителя, который спровоцировал столкновение или наезд на пешехода нет страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Это в корне неправильное мышление. Во-первых, если у виноватого в аварии водителя нет полиса обязательного страхования «автогражданки» это означает, что в дело вступает Союз Автостраховщиков России (РСА). Именно эта организация будет возмещать ущерб пострадавшей стороне, в том числе и за причинение лёгкого вреда здоровью. Во-вторых, полис добровольного страхования КАСКО не имеет никакого отношения к возмещению вреда здоровью, который может быть получен в результате дорожной аварии пострадавшей стороной. Страхование КАСКО направлено на возмещение ущерба, причинённого самому застрахованному автомобил, в случае ДТП, от третьих лиц, от непредвиденных жизненных обстоятельств, а также от угона и полного уничтожения объекта страхования. Поэтому потерпевшие в дорожном происшествии граждане могут даже не беспокоиться о наличии КАСКО у того водителя, который причинил им ущерб.

В суд целесообразно обращаться только в двух случаях:

  1. Тогда когда выплаченная страховая сумма (независимо от того, кто выплатил деньги: страховая компания или РСА) на покрытие расходов, потраченных на лечение, не удовлетворяет потерпевшее лицо. Если есть разница между теми деньгами, которые были уплачены за лечение и той суммой, которая была реально потрачена на восстановление своего здоровья, можно начинать судебные тяжбы с виновником. Однако нужно быть готовым предъявить документальные доказательства.
  2. Тогда когда потерпевший претендует на возмещение морального ущерба от причинённого вреда. Такой иск можно подать только на виновника.

Также нужно отдавать себе отчёт, что без квалифицированной помощи юриста вы вряд ли сможете выиграть суд и добиться дополнительных выплат. Это не реклама автоюристов, а факт. Только специалист сможет правильно и аргументировано составить исковое заявление, а в ходе судебного заседания грамотно изложить суть требований и отстоять возражения.

Согласно статье 29 части 5 гражданского кодекса иск подаётся по месту жительства истца или по месту, где был причинён вред здоровью. В исковом заявлении указываются подробные обстоятельства дела, с указанием времени, места ДТП, марок машин, имен сотрудников ДПС, которые участвовали в процессе дел. Необходимо правильно изложить суть претензий, делая ссылки на действующее законодательство и подтвердить свои требования доказательствами: были произведены такие-то расходы, по назначению врачей, куплено столько-то лекарств, медицинских изделий и прочие расходы. Необходимо приложить к иску копии рецептов, чеков, квитанций, выписок, назначений докторов и другие документы, которые могут создать полную картину лечения. Если юрист решил выставить требования о моральном ущербе в этом же иске, то сумма желаемой моральной компенсации, как правило, не входит в стоимость иска, а исчисляется отдельно. Для доказательства глубокого морального переживания, полученного в связи с теми травмами, которые получил истец, нужно представить другие документы: заключения психологов, психиатров, невропатологов, неврологов, а также их назначения и чеки об оплате платных услуг и препаратов.

Самое главное в иске – это чёткая нормативная аргументация требований! Только специалист может правильно и грамотно изложить суть претензий. Поскольку залогом правильного решения дела является именно правильность формулировки требований.

Причём юрист обязательно укажет краткое содержание предмета иска в его заглавии, так как это важный элемент структурирования гражданского иска. И, в то же самое время, не допустит излишне краткого или излишне длинного и витиеватого изложения обстоятельств дела, а также осуществит нормативное обоснования всего документа. В юридической среде считается, что иск, содержащий более трёх страниц, трудно воспринимаются адресатом, поэтому придерживаются именно такого объема.

Иски, которые подаются с целью взыскания денежных средств, должны содержать расчёт цены иска. Поэтому лист с расчётами нужно подготавливать письменно даже в тех случаях, когда итоговая сумма иска складывается из простого сложения двух — трёх чисел. Кстати, считается, что судьи крайне не любят читать тексты, нагроможденные выделениями, подчеркиваниями и другими инструментами текстовых редакторов. Такие элементы привлечения внимания к «нужным» местам, создают противоположный эффект. Они рассеивают внимание и отвлекают от сути.

Согласитесь, что создать полновесный, обоснованный и правильно построенный иск по возмещению убытков, понесённых вследствие причинения лёгких телесных повреждений в ДТП, не специалисту в юридических делах будет практически невозможно. А если учесть, что в данном случае будет идти речь о возмещении разницы между понесенными затратами на лечение и восстановление здоровья и фактически уже выплаченной суммой, то это ещё сложнее сделать. А доказать причинение морального ущерба вообще крайне сложная задача. Поэтому не скупитесь на хорошего адвоката! Тем более, что в результате положительного исхода судебного дела расходы на представителя вы всегда можете возложить на проигравшую сторону.

Каждый из нас может часами вести разговоры о , исходя из любой несправедливой жизненной ситуации. Но, к сожалению, до дела эти разговоры редко доходят. Отчасти это происходит от юридической безграмотности населения, отчасти от того, что слишком уж маленькие суммы морального ущерба назначаются судом. А когда дело доходит до исполнения решения суда, то здесь вообще все печально. Можно годами ждать выплат от виновника ДТП, даже если исполнительный лист находится в работе у судебных приставов. Однако право обратиться за компенсацией морального ущерба есть у каждого пострадавшего, даже если он получил лёгкие травмы. Самым первым постановлением Верховного Суда РФ в 2010 году стало именно то, в котором обозначены основные моменты возмещения морального вреда виновником ДТП пострадавшему лицу. Там написано, что если человек испытывал физические, нервные и моральные переживания, как следствие дорожного происшествия, где он был потерпевшей стороной, то виновник ДТП обязан возместить не только материальный ущерб, но и моральный. При этом в документе не обозначены суммы компенсаций (даже приблизительные), но написано, что они должны складываться исходя из «разумности, степени вины и характера, полученных моральных травм».

Ответственными за определение размера моральной компенсации назначены судебные органы. И хотя в России официально не признано прецедентное право, его принципы стабильно работают в каждом судебном заседании. Что касаемо определения сумм морального ущерба, то у судей уже сложились его определённые размеры. Они настолько мизерные и смешные, что, наверное, нет ни единого истца, который остался бы доволен их размером. Так, при получении тяжкого вреда здоровью, средняя сумма моральной компенсации составляет всего от 50 до 150 тысяч рублей, при средней тяжести — до 50 тысяч. Представляете, о каких деньгах можно говорить при травмах лёгкой тяжести?

А ведь по закону пострадавшая сторона может требовать любую сумму, которую считает целесообразной своей травме. Подать на возмещение морального ущерба имеют право как сами пострадавшие лица, так и их представители, и родители (опекуны) несовершеннолетних детей, которые являются непосредственными потерпевшими.

Так что же такое моральный вред? Как его определить? Если после ДТП человек, получивший незначительные, по мнению врачей, повреждения, испытывает мучительные боли, нервные расстройства, устойчивое стрессовое состояние — это повод для подачи иска о моральном ущербе. Временную невозможность вести обычную жизнедеятельность (например, из-за переломов костей, потерянных зубов, ожогов) и лишение трудоспособности можно считать основанием для получения моральной компенсации. Если пострадавший, который получил лёгких травмы, потерял или повредил своё транспортное средство, которое было единственным источником дохода для него и его семьи, то можно смело подавать в суд.

Как суд оценивает степень разумности требований по компенсации? Если бы суд действовал не по принципам созданного прецедента, то перед ним лежали бы непростые задачи. Нужно было бы определить факт образования и наличия страданий морального, психологического, физического характера истца; оценить степень их влияния на дальнейшую жизнь заявителя; определить способ нанесения моральных травм, а после этого определить денежную величину, подлежавшую выплате пострадавшему лицу.

Практика показывает, что моральный ущерб за причинение вреда здоровью лёгкой тяжести достаточно трудно доказать. Негласно считается, что если установлена лёгкая степень тяжести урона для здоровья пострадавшего человека, то он должен выздороветь в течение трёх недель, поэтому заработать сильный моральный ущерб он просто не успеет. Нетрудоспособным человек будет всего месяц, а прогноз полного выздоровления приближается к абсолютным ста процентам. О каком моральном ущербе вы говорите? У вас все хорошо! Только представьте, каких пострадавших причисляют к тяжелой степени, и им за все страдания выплачивают суммы максимум до 150 тысяч рублей.

Однако если придерживаться линии, что человек, пострадавший в дорожно-транспортной аварии, испытывал серьёзные моральные переживания, связанные с временной невозможностью трудиться и с потерей предполагаемого дохода за период лечения и реабилитации, и в следствие нравственных переживаний его здоровью был нанесён дополнительный ущерб, можно добиться более или менее крупной суммы компенсации. Нужно подключить к делу заключения специальных врачей, которые занимаются, моральными муками и представить документы в суд. Это могут быть заключения и назначения психологов, неврологов, невропатологов, психиатров, которые оказывали платные услуги. А самое главное, для достижения своей цели, нужно указать тот факт, что те самые, так называемые медицинским языком «лёгкие травмы», оказали куда более серьёзные последствия, которые растянулись во времени. А именно, что период выздоровления, определённый как трёхнедельный при лечении лёгких телесных повреждений, затянулся на другой (указывается конкретный) срок.

Как вы уже поняли, страховая компания, которая покрывает расходы на лечение пострадавшего в дорожном происшествии человека, не обязана возмещать моральную компенсацию. Такие требования можно выставлять только самому виновнику аварии. Иногда бывают ситуации, когда собственником автомобиля-виновника ДТП, в котором пострадали люди, является юридическое лицо. Тогда тот вред, который не покрыла страховая контора, нужно будет требовать не с организации, а с физического лица – водителя, который был за рулём.

Как обстоит дело на «бумаге» и в реальной жизни?

Лёгкий вред здоровью при ДТП на бумаге и на самом деле в реальной жизни, как показала практика — это разные вещи. Тот самый незначительный ущерб здоровью, который медицинским языком называется «лёгким», на деле оказывает куда более разрушительное влияние на организм человека и его последующую жизнь в целом. В результате небольших травм, которые пострадавшие получают в дорожно-транспортном происшествии, обостряются хронические заболевания и провоцируются новые болезни. Но об этом больной узнает позже тех двадцати одного дня, которые отведены на лечение от лёгких повреждений. Главной проблемой в этом случае всегда будет способ доказывания связей между аварией, нанесёнными травмами и новыми или обострившимися заболеваниями человека. Нередко ущерб здоровью после ДТП носит психологический характер. У человека появляются фобии связанные с вождением автомобиля, с поездками в качестве пассажира, или просто боязнь самых машин как источника опасности. Думаю, многие согласятся, что у нас в стране не принято обращаться с такими проблемами к врачам в районной поликлинике.

Выйдешь от доктора с полным ощущением ничтожности своей «надуманной» проблемы и полной уверенностью, что зря оторвал очень занятого врача от важных дел. Только врачи, работающие на коммерческой основе готовы помогать пациентам с психологическими расстройствами. А стоимость таких услуг очень сильно превышает уровень возможностей среднестатистического гражданина РФ оплатить их. И даже если гражданин в целях выздоровления пройдет подобное лечение и после этого подаст в суд на возмещение морального и материального ущерба, полностью эти деньги он никогда не получит. Пагубная судебная практика показывает, что моральная компенсация за причинённый лёгкий вред здоровью оплачивается в минимальных размерах. Так, большинству потерпевших, которые подали иски о возврате денежных средств по причине тяжёлых моральных переживаний после лёгких телесных повреждений присуждают суммы от 2000 до 10000 рублей. Конечно, есть случаи и полноценной компенсации всех потраченных средств, но эти случаи скорее исключение из общей массы судебных дел.

Следующим звеном этой непростой цепи взаимосвязей между лёгкими травмами, их последствиями, денежными затратами, судами за моральную компенсацию, будет не что иное, как работа исполнительной системы государства. Речь идёт о федеральной службе судебных приставов. Крайне редко бывает так, чтобы виновник аварии после вынесения судебного решения о взыскании с него денежной суммы добровольно и своевременно оплатил её.

Как правило, исполнительный лист попадает к приставам, и истец начинает долгий путь по «выбиванию своих денег». Самым оптимальным для взыскателя будет вариант, если ответчик официально работает и исполнительный документ попадает к работодателю. Тогда согласно его заработкам, ежемесячно будет удерживаться определённая сумма в пользу долга. А если виновник ДТП официально не работает? Не проживает по месту прописки? Не отвечает на телефонные звонки пристава? Это приводит к тому, что через три года после подачи документ о принудительном взыскании возвращается к истцу с официальной отпиской: извините, нам неизвестно местонахождение должника, нет сведений о нём и его имуществе. Конечно, на следующий день можно опять подать иск и опять ждать три года своих денег. Вот такая не радужная перспектива может ожидать пострадавшего в ДТП человека, если виновник оказался непорядочным человеком.

Мы с вами рассмотрели вариант событий, когда у потерпевшего были действительно лёгкие травмы, но они имели своё продолжение в осложнениях. Теперь представьте себе другую жизненную ситуацию. Самой значительной проблемой в жизни любого пострадавшего в ДТП всегда было и будет определение степени тяжести урона жизни и здоровью. Считается, что грань между лёгкой и средней степенью одних и тех же увечий человеческого тела заключается именно в сроках, которые потребуются на полное выздоровление. Нередко на практике именно один день играет решающую роль. Как правило самый длинный больничный лист с лёгкими травмами закрывается на 21 день с момента обращения к врачу. А если врач ошибся, и человеку для полного выздоровления нужны еще несколько дней или недель? Значит — у него травмы более серьёзные и они уже средней тяжести. Но как мы все знаем, россиянин не имеет юридических и этических прав болеть дольше, чем это отведено по закону времени. И врачи борются за скорейшие сроки выздоровления из каких-то своих внутренне-медицинских установок сверху. Трудно представить, сколько людей по факту получили средней тяжести травмы в ДТП, а им диагностировали лёгкую степень. Соответственно, столько же людей не долечили, и они не дополучи свои страховые выплаты. А, как известно, страховые денежные средства выплачиваются в процентах от максимальной страховой суммы в зависимости от степени полученного вреда. Также можно говорить о недополученных компенсациях морального вреда в связи с установлением другой «весовой» категории вреда.

Заключение

Общая статистика аварийности на российских дорогах неутешительна. Последние несколько лет фиксируется некоторый перекос в данной ситуации: происходит ежегодное небольшое снижение количества аварийных случаев и одновременно с этим увеличивается количество пострадавших и умерших людей, в результате ДТП. Самое большое количество травм, которые получают пострадавшие, это травмы лёгкой степени вреда для жизни и здоровья. Прогноз выздоровления таких физических недугов составляет более 95 процентов, а период лечения определяется как трёхнедельный. При этом трудоспособность и возможность самообслуживания сокращается примерно на 10 процентов. Можно сказать, что человеку, попавшему в ДТП, крупно повезло отделаться такими незначительными травмами. А виновнику повезло, что наказание за причинение легкого вреда здоровью не наказывается нормами уголовного права. Для него наступает административная ответственность. Самый опасный исход дела для виновника – это лишение прав на полтора года, штраф и материальные издержки, на которые будет претендовать пострадавший участник ДТП.

Вряд ли для пострадавшего в дорожной аварии человека вся история закончится в момент закрытия больничного листа. У большинства людей, получивших так называемые лёгкие травмы, возникают осложнения, обостряются старые болезни, появляются устойчивые психологические расстройства и фобии. Кроме того его ожидает беготня по страховым компаниям, возможны судебные тяжбы, и еще масса процессов, связанных с получение своих денег. Отдельной строки заслуживает оценка стоимости моральной компенсации. В нашей стране существует порочная судебная практика, которая выражает собой крайне неуважительное отношение к такой категории ущерба, как моральная. Законотворческая трактовка оценки моральной компенсации основывается на неконкретном понятии «разумности», а также степени вины и характере травм. Если характер травм может быть оценен судебно-медицинской экспертизой, то степень вины и разумность – это субъективные категории, которые трудно определить. По этой причине или по ряду других обоснований лицам, получившим лёгкие травмы в ДТП, присуждают мизерные денежные суммы компенсаций. Они не могут возместить ущерб, не могут помочь человеку восстановить своё пошатнувшееся здоровье, не могут дать даже морального удовлетворения. Поэтому многие люди, раненые в ДТП, даже не начинают судебные тяжбы заранее зная, что российская судебная система не может по достоинству оценить их внутренние переживания.

ВОПРОС ОТВЕТ
Подобное заключение вправе давать исключительно судмедэксперты.
Основными показателями согласно п. 1 прим. 12.24 ст. КоАП служат % утерянной трудоспособности (до 10%) и продолжительность пребывания на больничном (до 21 дня).
Данная категория предусматривает взыскание 2.5 – 5 тыс. руб. либо запрет управлять ТС на 12–18 месяцев.
Виновному придется выплатить штраф 10–25 тыс. руб. Также он может лишиться права водить ТС на 18–24 месяца.
Основной показатель – это % потери трудоспособности. В данном случае он составляет не менее 10 и не более 30%. Еще один показатель – это продолжительность восстановления от травм, которые не опасны для жизни (от 21 суток лечения).
— повреждения мозга (ЗЧМТ и ОЧМТ);
опасные виды переломов: двусторонние и множественные;
— закрытые травмы внутренних органов;
— травмы аорты, артерий и крупных вен;
— опасная для жизни кровопотеря;
— впадение в кому III или IV степ.;
— шоковое состояние IIIили IVстеп.;
— ожоги III или IV степ.;
— травма, вызвавшая потерю одного из органов, функции организма или повреждение, оставившее обезображивающие следы на теле.
О видах ответственности можно посмотреть в подготовленной таблице по ссылке ниже.
Чтобы удовлетворить свои материальные требования, следует подготовить справки и свидетельства, а затем подать заявление страховщикам ОСАГО.
По ОСАГО можно добиться возмещения до 160 тыс. руб., если полис получен не ранее 1.10.2014 г. или до 500 тыс. руб., если его выдали после 1.04.2015 г. Остальную сумму компенсации придется взыскивать непосредственно с виновного.

Вождение автомобиля накладывает на гражданина ряд обязательств.

Их несоблюдение может привести к дорожно-транспортному происшествию с причинением вреда здоровью или даже c летальным исходом.

Ответственность в таких случаях полностью ложится на плечи водителя.

Как определяется степень тяжести вреда и их разновидности

Наказание водителя зависит от степени тяжести вреда здоровью. Выделяются несколько видов травм:

  • Легкие.
  • Средней тяжести.
  • Тяжелые.
  • Летальный исход.

Определить степень тяжести можно только после проведения судебной экспертизы. В ходе проверки не просто выявляются повреждения, но и подтверждается факт получения травмы вследствие ДТП, а не по другим причинам.

Конечное заключение о степени тяжести нанесенного здоровью вреда будет основываться на том, повлияют ли травмы на жизнь пострадавшего. Главным критерием становится то, сколько времени потребуется на восстановление функций всех органов, которые пострадали от аварии. Например, к повреждениям легкой степени относятся травмы, при которых человек утрачивает работоспособность не больше, чем на 3 недели. Средняя тяжесть – это потеря трудоспособности более, чем на 3 недели, но только для случаев с временной дисфункцией органов.

Для классификации вреда здоровью используется Постановление Правительства №522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». В соответствии с этим законом к тяжким травмам относятся:

  1. Потеря слуха, зрения, речи;
  2. Прерывание беременности;
  3. Обезображивание лица (необратимое);
  4. Утратв трудоспособности более чем на 30%;
  5. Полная потеря профессионального навыка.

Тяжкий вред здоровью – это травмы, которые несут угрозу не только работоспособности, но и жизни человека. В отличие от легкого повреждения, тяжкие травмы носят постоянный характер.

Обратите внимание, что ДТП, котором потерпевший погиб, выносятся в отдельную категорию. При этом смерть гражданина может наступить как в момент аварии, так и после нее из-за полученных травм.

Ответственность

Дорожно-транспортные происшествия могут рассматриваться в соответствии с нормами Уголовного кодекса или Кодекса об Административных правонарушениях. Последний применяется в случаях, когда участник дорожно-транспортного происшествия получил травмы легкой или средней тяжести (ст. 12.24 КоАП). Тяжкий вред здоровью при ДТП, а также дела с летальным исходом рассматриваются только в качестве уголовных правонарушений.


Ответственность за нанесение тяжкого вреда здоровью бывает 2 видов:

  • Уголовная.
  • Возмещение морального ущерба.

Оба этих варианта наказания могут применяться одновременно по решению судьи в зависимости от обстоятельств, приведших к ДТП.

Возмещение морального вреда

При принятии решения о выплате компенсации судья опирается на ст. 151 Гражданского Кодекса. При этом требование о взысканиях по утере трудоспособности должен выдвигать истец. А также он указывает сумму, необходимую для возмещения морального вреда. В случае одобрения решения о компенсации судья может указать меньшую сумму, чем была заявлена в иске. Свое решение суд выносит на основании обстоятельств ДТП, а также документальных подтверждений необходимости компенсации.

Уголовная ответственность

Для определения вины водителя обычно используется ст. 264 УК РФ. Автомобилист может получить наказания в соответствии с данными в таблице.

Вкупе с принудительными работами и лишением свободы могут быть использованы дополнительные наказания в виде запрета на управление транспортными средствами на 3 года. В случае если правонарушение было совершено в состоянии алкогольного опьянения применяются наказания в виде принудительных работ сроком до 3 лет или лишение свободы на 4 года.

Определение наказание лежит на судье, который должен принять во внимание вину подсудимого, а также смягчающие обстоятельства. К последним относится отсутствие правонарушений ранее, характеристики с места работы или учебы, раскаяние, признание вины и некоторые другие факторы.

В случае если доказан злой умысел водителя, то вместо ст. 264 будет использована ст. 111 УК РФ. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью наказывается лишением свободы до 8 лет или более, в зависимости от того, какие цели имел наезд. Уголовное дело о нанесение физического и морального ущерба при ДТП исключает необходимость рассмотрения правонарушения в административном суде. Таким образом, штраф за нарушение ПДД не применяется.

Как определяется размер компенсации?

Размер компенсации – это реальные суммы, которые уже были потрачены или потребуются для восстановления здоровья пострадавшего.


Здесь учитываются расходы на:

  • Лечение.
  • Реабилитацию, в том числе и поездки в санатории.
  • Покупку специализированных приспособлений для обеспечения нормальной жизни (протез, инвалидная коляска).
  • Оплату услуг сиделки.
  • Другие платные услуги, которые могут потребоваться в связи с нанесенными увечьями.

Требование компенсации подтверждается чеками, квитанциями из учреждений, где потерпевший проходил лечение, или другими документами со сметой расходов. Если медицинские услуги еще не оплачены, то в сумму компенсации могут войти потенциальные покупки, но в реальных ценах на день рассмотрения дела.

Судья выносит решение о компенсации на основе принципов разумности и справедливости. Если виновников было несколько, то обязательства по выплате компенсации делятся между ними в зависимости от степени вины в ДТП. Конечная сумма утверждается решением суда.

Примирение сторон

Водитель может избежать уголовной ответственности после ДТП, если потерпевший подаст ходатайство о примирении сторон. В соответствии со ст. 76 Уголовного кодекса мирное урегулирование вопроса возможно в случае, если виновник впервые совершил правонарушение, а также если оно относится к преступлениям небольшой или средней тяжести.

Преступления небольшой тяжести – это нарушения, по которым предусмотрено наказание сроком не более 2 лет лишения свободы. К правонарушениям средней тяжести относятся дела, по которым наказание в виде лишения свободы имеет максимальное ограничения сроком до 5 лет.

Для примирения сторон виновник должен полностью выплатить размер компенсации, а также получить расписку об этом от потерпевшего. Не применяется право на примирение, в случае если пострадавшей стороной стал сотрудник ГИБДД.

Причинение по неосторожности

В некоторых случаях водитель может быть признан невиновным в ДТП с нанесением тяжкого вреда здоровью. В соответствии со ст. 24 УК РФ не признается преступлением деяние, совершенное только по причинам, которые не зависели от обвиняемого. Сюда также относятся дела с причинением смерти по неосторожности.


Обратите внимание, что в данном случае невиновным может быть признано лицо, которое управляло транспортным средством с технической неисправностью, которую нельзя было заметить ранее. В остальных случаях будет применяться стандартная процедура наказания в соответствии со ст. 264 УК. Следует обратить внимание на то, что не может быть признан невиновным по неосторожности человек, который стал участником ДТП в состоянии алкогольного опьянения.

Примеры из судебной практики

Легче всего сориентироваться по нанесению тяжкого вреда при ДТП на реально существующих уголовных делах. Вот несколько ситуаций из судебной практики различных регионов.

Уголовное дело №1-1/2013 (ЯНАО)

Водитель управлял легковым автомобилем, но впереди на дороге заметил стоящую машину и пешехода. Не снизив достаточно скорость, он продолжил движение для объезда и сбил гражданку А, которая переходила дорогу ниже по полотну за стоящим автомобилем. Потерпевшая получила сотрясение мозга, переломы обеих рук, рваные раны лица и травматический шок 1 степени. Повреждения признаны тяжкими. В соответствии с исковым заявлением было возбуждено уголовное дело. Водитель свою вину не признал. Примирения сторон не последовало. В соответствии со ст. 264 УК РФ он получил наказание в виде 2 лет лишения свободы.

Вина была признана, так как водитель не принял меры по безопасному движению, хотя заметил другой автомобиль, который создавал препятствие на дорожном полотне.

Уголовное дело №1-1/2018 (Алтайский край)

Водитель, имевший судимость по ст. 111 УК РФ, а также запрет на управление транспортным средством, сел за руль своего автомобиля пьяным и начал ездить по близлежащим улицам. Совершил наезд на пешехода и был задержан сотрудниками ГИБДД. Свою вину водитель признал, однако возможность добиться примирения сторон отсутствовала. В итоге он был осужден в соответствии со ст. 264 (часть 2) УК РФ на 3 года лишения свободы и запрет на управление транспортными средствами на 4 года.

Уголовное дело №31/709 (Белгородская область)

Обвиняемый вел транспортное средство в черте города с превышением скоростного режима. В результате он не справился с управлением, и произошло ДТП. Пассажир, который ехал вместе с обвиняемым, получил мозговую травму, приведшую к коме, а также другие тяжкие телесные повреждения. В ходе следствия было выявлено, что обвиняемый управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, однако при задержании соответствующая экспертиза не была проведена по недосмотру сотрудников ГИБДД.

В результате из-за отсутствия доказательств алкогольного опьянения на момент аварии вместо ст.264 часть 2, по ходатайству юриста водитель был осужден по ст. 264 часть 1. Однако родственники пострадавшего подали дополнительное прошение о примирении. Так как подсудимый ранее не совершал правонарушений, не пытался скрыться с места преступления и оплатил компенсацию родственникам пострадавшего, он был освобожден от уголовной ответственности. Окончательное решение было вынесено в порядке рассмотрения дела апелляционным судом.

В большинстве случаев основным вопросом, интересующим участников аварии, является , причиненных дорожно-транспортным происшествием. Однако не стоит забывать о том, что в результате столкновения попадает под удар не только финансовое, но и эмоциональное состояние лиц, пострадавших от неправомерных действий виновника наезда. Если с расчетом материального ущерба проблем не возникает, независимая экспертиза помогает определить величину повреждений и размер компенсации, то процедура подсчета глубины нравственных переживаний менее изучена и соответственно, требует детализации.

В статье представлена детальная информация о том, что подразумевается под понятием морального ущерба, чем он отличается от имущественного, как осуществляется исчисление его размера. Помимо этого, вы сможете узнать, какие виды физического ущерба, могут быть нанесены во время аварии.

Обратите внимание! Согласно законодательству, в частности Конституции РФ, каждый гражданин, пострадавший в результате неправомерных действий другого лица, имеет возможность защищать свои права в суде путем подачи искового заявления.

Понятие и особенности морального вреда, правовая характеристика

С юридической точки зрения под нравственным ущербом подразумевается нанесение психологического и отчасти физического вреда, повлекшего за собой существенное нарушение эмоционального состояния пострадавшего лица, а также являющегося причиной развития депрессивных состояний и стрессов.

К примеру, жениху, попавшему в автокатастрофу непосредственно перед датой бракосочетания, помимо физического вреда может быть нанесен и психологический, поскольку царапины и ссадины на лице, а также сломанная нога могут значительно омрачить праздничное событие. В таком случае пострадавшая сторона имеет право предъявить требование о компенсации не только физического вреда, степень тяжести которого определяется в соответствии с Медицинскими критериями, но и нравственного. Ведь понимание того, что изменить ситуацию невозможно и наступление долгожданного момента не произойдет в ближайшее время, может принести сильные душевные страдания.

Особенности процедуры истребования морального ущерба и тяжкого вреда здоровью

Если последствия аварии ограничены сломанной ногой и незначительными повреждениями лица, такой вред можно отнести к категории средней тяжести, более серьезные травмы классифицируют как тяжкие телесные повреждения. Скажем, если человеку были нанесены необратимые физические травмы, которые не поддаются восстановлению, он может требовать от виновника компенсации материального ущерба при ДТП и тяжкого вреда здоровью, а также покрытия нравственного вреда.

Чаще всего пострадавшие в результате столкновения лица или их родственники требуют компенсации душевных страданий при таких обстоятельствах:

  • во время аварии или непосредственно после ее совершения ее учасник погиб;
  • в результате наезда одна из сторон получила тяжкие телесные повреждения, вследствие чего была утрачена трудоспособность полностью или частично. Понимание факта потери способности работать, а соответственно, и самостоятельно себя обеспечивать может повлечь за собой не просто временное расстройство, но и довольно длительную депрессию;
  • полученные травмы связаны с потерей органа, что заметно во время визуального контакта, и существенным повреждением лица. Так, наличие ожогов или глубоких шрамов на лице, как правило, провоцирует развитие комплексов, а в особо тяжелых случаях приводит к социофобии;
  • увечья, полученные в результате происшествия, причиняют сильную боль (травмы позвоночника);
  • при нарушении психологического состояния лица, развитии душевных заболеваний.

Согласно статистическим данным в 50 % случаев виновником ДТП с пострадавшими является лицо, пребывающее в состоянии алкогольного опьянения. Однако этот факт не освобождает нарушителя от ответственности. Более того, пребывание в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является отягчающим обстоятельством, что учитывается при назначении наказания.

Размер вреда устанавливается на усмотрение суда, каждый случай рассматривается индивидуально. Несмотря на это, все же существует ряд критериев, на которые опираются судьи перед удовлетворением исковых требований.

К таковым относят:

  1. глубина переживаний и эмоциональных волнений. Чем больший вред был причинен столкновением, тем сильнее страдало лицо;
  2. утерянная прибыль. Если наличие полученных ранений препятствует выполнению служебных обязанностей надлежащим образом, пострадавшее лицо теряет возможность получать заработную плату в том объеме, что и ранее. Данное обстоятельство имеет значение при установлении величины выплаты;
  3. размер физического вреда, а также величина расходов, понесенных при восстановлении здоровья, прохождении курса реабилитации.

Душевные страдания, причиненные последствиями автокатастрофы, приводят к развитию патологических состояний, поэтому наличие возможности истребовать компенсацию вполне обосновано и справедливо. Виновник столкновения обязан покрыть расходы, связанные не только с материальными потерями, но и психологическими.

Однако чтобы добиться компенсации нравственных переживаний, необходимо пройти длительный и достаточно хлопотный путь. Как показывает судебная практика, суды не всегда охотно идут на удовлетворение исков подобного рода, особенно, если физические изъяны являются легкими или средними, поэтому лучше воспользоваться услугами опытного юриста. поможет правильно составить исковое заявление и разработать наиболее эффективную стратегию ведения дела.

Важно! Все квитанции и чеки, свидетельствующие о растратах, следует хранить для дальнейшего предъявления в суд во время рассмотрения дела. Чем больше доказательств будет предоставлено, тем больше вероятность того, что деньги вернуться в полном объеме.

Отличие морального ущерба при ДТП от материального

Существует мнение, что под нравственным ущербом следует подразумевать истерические состояния, развивающиеся вследствие аварии, а также кратковременные эмоциональные переживания, которые человек испытывает во время столкновения и непосредственно после него. Однако это не совсем так.

Обратите внимание! Моральный ущерб – это более длительные и существенные расстройства психики (депрессии, нервные срывы), наступающие вследствие физического воздействия..

Как правило, людей волнуют вопросы материального характера, касающиеся поломки транспортного средства и его дальнейшего ремонта. При этом о психологическом состоянии задумываются единицы, не учитывая тот факт, что в большинстве случаев причиной развития серьезных заболеваний, таких как рак, сахарный диабет, псориаз, является не что иное, как дисфункция нервной системы.

Важно! Обращаясь в суд, не стоит ограничиваться истребованием лишь материального ущерба, нравственные переживания, возникшие на почве происшествия, также следует учитывать, ведь их последствия могут принести более существенный вред, в некоторых случаях не поддаваемый полному излечению.

Помните, истребование компенсации за душевные страдания – это не прихоть пострадавшего участника ДТП, а необходимость, поскольку последнему может потребоваться прохождение реабилитационного курса или предоставление профессиональной помощи психолога или невролога.

Следует отметить, что бывают ситуации, когда нанесение морального вреда не сопровождается причинением повреждений другого рода. К примеру, если виновник аварии после ее совершения применил к пострадавшему методы психологического давления, таким образом, желая заставить последнего молчать и не обращаться в правоохранительные органы, и это повлекло за собой развитие сильного эмоционального стресса или невроза у пострадавшего лица, можно смело обращаться в суд с требованием возместить средства, потраченные на восстановление психологического здоровья.

Классификация физического ущерба по степени тяжести

Согласно Медицинским критериям выделяют следующие виды повреждений здоровья по степени тяжести:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжкие.

Степень тяжести устанавливается в соответствии со специально разработанными критериями. К таковы относят:

  1. наличие у лица возможности работать после аварии;
  2. количество денег и времени, потраченного на восстановление;
  3. наличие других последствий, которые влияют на уровень жизни пострадавшего после ДТП.

Легкие повреждения

Повреждения считаются легкими если:

  1. степень потери трудоспособности незначительна;
  2. восстановление прошло быстро и безболезненно.

При таких обстоятельствах добиться компенсации душевных страданий сложно, ввиду отсутствия расходов на лечение, однако пытаться все же следует.

Травмы средней тяжести

  1. спровоцировавшие потерю слуховой, зрительной и речевой функции;
  2. внутренних органов;
  3. плода, что привело к прерыванию беременности;
  4. лица, не поддающиеся восстановлению;
  5. ставшие причиной длительной утраты трудоспособности.

Нанесение тяжкого вреда здоровью

Тяжкие нарушения здоровья сопровождаются:

  1. наличием опасности для жизни;
  2. повреждениями легкой и средней тяжести в комплексе;
  3. утратой трудоспособности (полная);
  4. наступлением необратимых последствий.

За тяжкий вред здоровью при ДТП, впрочем, как и за средний, а в некоторых случаях и легкий, виновной стороне грозит привлечение к уголовной ответственности.

При установлении меры наказания судом учитываются такие 4 фактора:

  1. форма вины, умысел или неосторожность;
  2. размер ущерба, как физического, так и морального;
  3. наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств. Так, пребывание виновника аварии под воздействием алкоголя или наркотиков УК относит к отягчающим обстоятельствам, наличие которых является основанием для назначения более строгой меры наказания;
  4. поведение виновного лица после совершения преступления. Если последний оказывает помощь пострадавшему и возмещает вред, оплатив лечение или другие услуги, связанные с происшествием, суд принимает данные обстоятельства к сведению и, как правило, назначает более мягкое наказание.

Можно ли решить вопрос возмещения убытков мирным путем

Вопросы, связанные с деньга-ми, необходимыми для проведения восстановительного ремонта и покрытия растрат, касающихся эмоционального волнениями, можно решить путем мирных переговоров. При этом результаты договоренностей необходимо фиксировать путем составления соответствующей расписки или договора.

Важно! Если в ДТП пострадали люди, это могут быть как участник происшествия, так и третьи лица (пешеходы), мирным путем можно решить только вопросы, касающиеся денежных выплат. При наличии состава преступления виновное лицо привлекается к ответственности, согласно уголовному законодательству.

Как определить размер исковых требований за моральный ущерб

Вследствие ДТП сколько денег можно требовать с виновной стороны? Как определить глубину переживаний?

Сложность вопроса исчисления величины переживаний заключается в отсутствии письменных доказательств. Если при истребовании материального вреда, основным средством доказывания является отчет независимого эксперта, то здесь четкой формулы или специальной экспертизы нет. Пострадавший устанавливает сумму на свое усмотрение. Более того, в аналогичных ситуациях размер исковых требований может существенно отличаться, это связано с тем, что каждый человек по-разному воспринимает внешнее воздействие и особенности нервной системы у каждого свои.

Важно! Не стоит умышленно преувеличивать сумму, это может послужить основанием для принятия судом неудовлетворительного решения, предполагающего полный отказ в исполнении исковых требований.

В качестве доказательств можно использовать:

  • , результаты экспертиз;
  • показания свидетелей;
  • материалы аудио- и видеозаписей.

Чтобы добиться желаемого результата, лучше воспользоваться помощью автоюриста. Это сэкономит время и усилия, а также увеличит шансы разрешения вопроса в вашу пользу. Подать заявление в суд следует в течение одного года после события, при наличии уважительных причин, таких как прохождение курса терапии или реабилитации, данный период может быть продлен.

Видео про возмещение морального вреда здоровью после ДТП

Родственники пострадавших в ДТП всегда требуют самого жёсткого наказания для виновных. Желают, чтобы водитель, по вине которого нанесён тяжкий вред здоровью при ДТП, тем более со смертельным исходом, был приговорён пожизненно или даже казнён. Российское законодательство в самых крайних случаях разрешает приговорить к смертной казни. Зачинщики и виновники аварий на дорогах к этой категории приговорённых не относятся.

Классификация вреда здоровью при ДТП

Любой вред здоровью, который один человек наносит другому, подразделяется на два вида:

  1. Умышленный. В этом случае человек сознательно наносит увечья, травмы, побои, создаёт условия, в которых потерпевший покалечится или умрёт.
  2. Неумышленный. В этом случае, виновный может по незнанию, в целях самообороны, при ДТП стать причиной увечий, травм, смерти.

Неумышленный вред здоровью бывает:

  1. Лёгкий. Ситуация, когда пострадавший получил ссадины, ушибы, небольшое нервное потрясение. Может быть, вообще отказался от медицинской помощи или его отпоили валерианкой (как пример).
  2. Средней тяжести. Это тип вреда самый «скользкий» и непостоянный. Травмы после ДТП признаются средней тяжести, но очень часто через несколько лет после аварий могут появиться серьёзные последствия травм. В этом случае пострадавший или его близкие имеют право подать в суд снова и требовать признать не средний, а тяжкий вред здоровью. Стоимость лечения будет выплачивать виновный ДТП, исходя из решения суда. Суд, в свою очередь, опирается на неопровержимые доказательства судебных экспертов, которые письменно подтвердят, что проблемы со здоровьем, смерть, спустя долгое время наступили именно из-за аварии. Суд также может пересмотреть дело как уголовное и назначить срок тюремного заключения.
  3. Тяжкий вред. К этой категории относятся повреждения, которые ведут к потере жизни; потеря зрения или слуха; изуродование лица; повреждение и удаление органов (внутренних, в том числе); выкидыш, прерывание беременности на любом сроке; расстройства психики; утрата трудоспособности, в том числе и профессиональной не меньше 30%; смерть пассажира, пешехода, другого водителя, участника дорожного движения.

Если за лёгкий и доказанный средний вред здоровью следует административное наказание, то за тяжкий вред здоровью – только уголовное, даже за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности при ДТП.

Это означает, что водитель виновный в аварии, из-за которого кто-либо очень сильно пострадал или умер, стал инвалидом, потерял конечности или внутренние органы, проходит по уголовному делу. И совсем необязательно, чтобы он был пьян.

Если вам на уроках вождения твердили, что нужно ездить по правилам, тогда законом будет наказан только тот, кто сделал аварию, – можете забыть эту фразу. В Российской Федерации такого нет. Частичную ответственность и наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями, летальным исходом всегда несёт и тот водитель, в чьей машине пассажир умер, стал инвалидом, получил другие тяжкие увечья. В РФ относительно управляющих транспортными средствами презумпции невиновности нет. Поэтому судьи очень тщательно рассматривают каждый случай и стараются вынести максимально справедливый приговор.

Например:

  1. BMW и Audi столкнулись на перекрёстке.
  2. Обе машины получили повреждения.
  3. Пассажир BMW скончался спустя месяц от полученных травм.
  4. Судом были признаны виновными оба водителя на основании заключения судебной трасологической экспертизы.
  5. Основная вина падала на водителя Audi, но BMW под не притормозил на необходимое время.

В любых спорных ситуациях, когда трудно определить, какая машина виновата, отвечает за «тяжкие» водитель того транспортного средства, где скончался или получил повреждения пассажир. Закон в России не идеален, поэтому суд рассматривает каждое происшествие индивидуально. Учитывается абсолютно всё – вплоть до того, с какой целью была организована поездка, какие характеристики у обвиняемого водителя.

Нетрезвый водитель – это человек, который употребил спиртное. В юридический термин «в состоянии опьянения» входят не только выпившие люди, но и принимающие наркотики, психотропные, опьяняющие вещества. Все эти лица, употребившие подобные средства и управляющие в таком виде транспортным средством наказываются тюремным заключением до 9 лет. Условного срока для них не полагается. Кроме этого, человек лишается водительского удостоверения на срок от 1,5 до 3 лет и ему назначается штраф 30 – 50 тыс. руб.

В других случаях, когда водитель был трезв, могут дать от 1,5 лет условно с лишением права вождения на срок от 1,5 лет.

Осуждённые могут быть уволены с должности, если они были материально ответственными. Работать водителями также не смогут долгие годы (сколько – решит суд). Есть случаи, когда вас не имеют права уволить. Проконсультируйтесь с прокурором, адвокатом, которые вели ваше дело.

Обычно с должности снимают, когда человек работал в Администрации, в образовании.

Суд старается быть предельно объективным, рассматривает дело, не принимая ни чью сторону. Поэтому горячее желание потерпевшей стороны посадить виновного на долгие годы не является основанием для вынесения судейского решения.

Если вы прочитали статью 264 УК РФ, а после судебного заседания срок потерпевшего оказался не такой большой, это значит, что были собраны смягчающие приговор данные и доказательства.

Возмещения ущерба

При ДТП с тяжкими телесными повреждениями следует знать, что грозит водителю в материальном отношении, кроме санкции в виде лишения свободы:

  1. Восстановление повреждённого транспорта, грузов, финансово-экономического ущерба (по ОСАГО страховая компания возмещает потерпевшей стороне страховой случай, но не более 500 тыс. руб.).
  2. Компенсация морального вреда. Измеряется степенью психологического состояния близких родственников и последствий гибели, тяжкого травмирования пострадавшего. Потерпевшие могут затребовать несколько миллионов рублей. Но чтобы их требование было обоснованным, виновному разумнее будет требовать возмещения ущерба через суд. Например, человек сбил дедушку 75 лет, переходящего улицу ночью в неположенном месте. Родственники потерпевшего требуют 3 млн руб. за моральный ущерб. Оправдывают требование тем, что очень любили покойного и его утрата ничем незаменима. Виновный не в состоянии выплатить такую сумму, даже если продаст своё жильё. Он потребовал, чтобы потерпевшие взыскали с него компенсацию за моральный ущерб через суд. В ходе судебного разбирательства, были выяснены обстоятельства того, что пожилой человек ночью скитался один по дорогам, потому что его выгнали из дома родные. Кроме того, старик страдал болезнью Альцгеймера. Исходя их всех данных, суд постановил выплатить за моральный ущерб сумму, покрывающую расходы на ритуальные услуги, годовщину и надгробный камень – в общей сложности 300 тыс. руб. Сам виновный получил условный срок 1,5 года.
  3. Оплата всех расходов на лечение и реабилитацию пострадавшего. Если человек выжил, но находится в критическом состоянии, то виновный компенсирует расходы на лекарства, стационар, лечебный комплекс, инвалидное кресло и т. д. Но только, если есть подтверждающие документы (чеки, квитанции), направления, рецепты, заключения судебных медиков, лечащих врачей о том, что заболевание – это последствие аварии.

Мировое досудебное соглашение во многом упрощает судебный процесс. Если стороны между собой договорились о возмещении морального или другого ущерба, то факт передачи денег нужно зафиксировать в нотариально заверенном документе.

Для подсудимого это важно – вдруг родственники потерпевшего скажут, что им ничего не дали. Доказать обратное будет очень трудно.

В российских судах по делам о дорожно-транспортных происшествиях со статьёй 264 широко используется ст. 73 УК РФ «Условное осуждение». Очень часто водителей, совершивших ДТП непреднамеренно осуждают условным сроком. Судебная практика если причинён тяжкий вред здоровью при ДТП, рассматривает и последствия своего решения – что будет с виновным в дальнейшем, если наказать его незаслуженным по факту максимальным сроком.

На такое решение влияет ряд факторов:

  1. Возраст обвиняемого. В РФ нет закона, запрещающего садиться за руль пожилым людям, старикам. Если обвиняемому 70 лет, то, скорее всего, это станет одной из причин условного срока.
  2. Общественные характеристики. Кто такой водитель, как он ведёт себя в обществе, насколько уважаем окружающими – ещё один плюс к смягчающему решению суда.
  3. Место работы, должность. Здесь рассматривается всё. Например, если человек работает водителем, то он несёт двойную ответственность за тех, кого возит.
  4. Характеристика с места работы.
  5. Награды, особенно федеральные, грамоты, поощрения.
  6. Ходатайства с места работы, профсоюза, по общественной деятельности.
  7. Ходатайство со стороны потерпевшего. Обычно такое случается, когда в произошедшем есть вина пострадавшего, или стороны урегулировали вопрос примирением, или виновный и пострадавший очень близкие родственники.
  8. Досудебное урегулирование вопроса и отсутствие претензий потерпевшей стороны.

Суд сопоставит все факты, смягчающие или усугубляющие положение виновного. Учтёт, что стороны мирно решали вопрос в досудебном порядке. Но приговор, если человек умер, будет соответствовать факту содеянного с учётом внешних влияний.

Вопрос о возмещении ущербов судья решает очень строго. Иногда люди хотят нажиться даже на собственном горе.

Какие виды ущерба компенсирует виновный водитель

Уголовный кодекс устанавливает несколько видов возмещения ущерба пострадавшим со стороны виновного:

  1. Материальный ущерб – стоимость разбитой машины, повреждённых ценных грузов и предметов, потери семьи в финансовом отношении в связи с травмой или гибелью человека.
  2. Ущерб здоровью – стоимость лечения, реабилитации компенсируется/оплачивается виновным в том объёме, который необходим. Но это не означает, что потерпевшая сторона может пользоваться этим и заменять дешёвое лечение дорогим без назначения врача и подтверждения судмедэксперта. То есть, осуждённый покрывает расходы на лечение в разумных пределах.
  3. Моральный ущерб – его степень определяют обычно судебные психологи, судмедэксперты. Проводят тесты с каждым из потерпевшей стороны. После чего пишут заключение в доступной для понимания суда форме.

Невозможно бесконечно платить за свои грехи. Поэтому не нужно смешивать понятия «возмещение ущерба» и «шантаж». Если потерпевшая сторона пожелает в лице обвиняемого приобрести бездонную кассу с деньгами, то виновный имеет право подать встречный иск.

Итак, тяжкий вред здоровью рассматривается судом в рамках уголовного дела. Основная статья для ситуаций с ДТП ст. 264 УК РФ. Водитель, совершивший аварию с трагичным, летальным исходом, лишается не только водительского удостоверения, выплачивает штраф, но и предаётся тюремному заключению, сроком от 6 месяцев до 5 лет. Срок может быть условным.

В состоянии опьянения (алкогольного или другого) человек несёт двойную ответственность. Поэтому наказание намного жёстче, но обязательно выявляется степень опьянения.

Срок заключения достигает 9 лет, водительское удостоверение отбирают на несколько лет, назначают штраф около 50 тыс. руб.

Компенсацию ущерба в досудебном порядке нужно оформлять у нотариуса, чтобы обе стороны имели гарантии передачи-получения денег. Если потерпевшие требуют непомерно высокой компенсации морального ущерба – оставьте разрешение вопроса на усмотрение судьи. Без специальной судебно-психологической, медицинской экспертизы, никто не сможет оценить степень адекватности требований родственников.

В российском законодательстве при любых непонятных следствию ситуациях виноват по закону водитель той машины, где скончался, получил увечья пассажир. Поэтому нужно быть предельно осторожными на дорогах – видеть не только траекторию своего движения, но и все манёвры, которые совершают другие участники движения.