В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников. Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам Доктор экономических наук михаил делягин

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента . При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» . Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников , численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в , ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

В будущем году снизится реальный спрос на бухгалтеров начального уровня, что отразится в снижении предложений по заработной плате. Продолжатся сокращения численности бухгалтерских подразделений на средних и крупных предприятиях, в том числе государственных. К 2020 году рынок труда для бухгалтеров начального уровня и делопроизводителей может сократиться в три раза. Этому будет способствовать Люди, работающие с "бумажками", станут невостребованы, прогнозируют аналитики Superjob.

Банки перестанут размещать новые вакансии и начнут сокращение действующих позиций специалистов, задействованных в бумажном документообороте. Будет снижаться спрос на сотрудников контакт и колл-центров в связи с расширением автоматизации подобных видов деятельности. В целом в ближайшие годы в разы сократится объем предложений работодателей для специалистов по обработке информации (операторы ввода данных, модераторы). Прежде всего это затронет IT-сферу, что выразится в сокращении спроса до 70%.

Перестанет расти с 2017 года (с 2018 года начнет снижаться) спрос на квалифицированных рабочих на промышленных предприятиях. Масштабное внедрение роботизированной техники будет способствовать сокращению рабочих рук на предприятиях.

Начнет сокращаться спрос на преподавателей иностранных языков. Знание иностранного языка окончательно перестанет быть преимуществом при трудоустройстве (кроме позиций, где требуется уровень носителя языка).

Напротив, повышенным спросом будут пользоваться мобильные разработчики, веб-разработчики, специалисты по информационной защите, кибербезопасности, аналитики Big Data со знаниями в других предметных областях.

В добывающей отрасли на вес золота будут специалисты по разведке и разработке месторождений, совершенствованию технологий. В промышленности - инженеры в машиностроении, в том числе нефтегазовом, специалисты в лесной промышленности инженеры в авиационной, пищевой промышленности.

Специалисты по продажам не останутся без работы в области продаж услуг и высокотехнологичных продуктов. В банковской сфере будут востребованы управленцы, в том числе антикризисные; специалисты по работе с залогами и проблемной задолженностью. В юриспруденции сокращение не грозит специалистам в области международного и налогового права.

Кроме того, работодателям понадобятся HR-директора по персоналу, аналитики с техническим бэкграундом, специалисты по внутреннему обучению. В связи с тенденцией на более точное соответствие профессионального уровня действующих сотрудников, работодатели будут вкладываться в обучение персонала, уточняют в Superjob. Кадровое делопроизводство автоматизировано в 71% компаний, HR-аналитика и отчетность - в 39%.

Важным трендом рынка труда 2017 года станет использование мобильных платформ для создания вакансий. Как отмечают авторы исследования, по итогам 2016 года окончательно оформилась аудитория так называемых работодателей mobile only, которые используют только смартфоны и планшеты для поиска новых сотрудников и управления коммуникациями с ними. Кроме того, работодатели все чаще будут прибегать к сервисам, которые позволяют оперативно искать и анализировать информацию о кандидатах в социальных сетях.

По официальным данным Росстата и Минтруда, количество безработных в нашей стране неуклонно падает. Несмотря на это, 2017 год обернется для многих работников шоковыми потрясениями.

По данным рейтингового агентства АКРА, в 2017 году уровень безработицы в стране вырастет до 6,1% от экономически активного населения. В настоящий момент этот параметр находится на отметке в 5,9%. На рынок могут выйти порядка 136 тысяч свободных рук.

Очевидно, что под сокращение в 2017 году попадут и те, кто занят в сфере частного бизнеса, и работники бюджетной сферы. Наибольшие сокращения пройдут среди чиновников – 45,2 тыс. человек (это делается в рамках приказа президента РФ о сокращении штата чиновников на 10%), финансистов – 34,2 тыс. человек и работников транспортной сферы – 18,1 тыс. сотрудников. В будущем больше всего увольнений планируется в автомобилестроении – 49,6 тыс. (из них 6 тыс. – уже до конца этого года).

Силовые структуры

Пострадают и силовики. 2016 год был сложным для многих ведомств: в стране появилась Росгвардия, а функции ФСКН и ФМС были упразднены. Штатная численность этих служб была передана в ведение МВД. При этом численность сотрудников ФМС сократилась на треть.

В 2017 году реформа силовых ведомств будет продолжена. Как ранее , функции могут быть разделены разделить между Минобороны и . Министерство госбезопасности (МГБ) при этом может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Предполагается, что реформа должна привести к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению коррупции в них.

Бюджетники

Не секрет, что уровень благосостояния работников бюджетной сферы напрямую зависит от суммы налогов, которое платит население. По всей видимости, с собираемостью налогов в нашей стране дела обстоят не очень. В противном случае, законодатели не инициировали бы разговоры о новых и новых типах налогов. Напомним, одна из последних инициатив – ввести налог на самозанятых граждан и так называемый курортный сбор.

По мнению шеф-редактора «Работа.ру» Анны Чуксеевой, «ситуация с бюджетом действительно весьма плачевная - стоит только посмотреть на количество инициатив законодателей в попытках увеличить собираемость налогов: повышение пенсионного возраста, введение налогов для самозанятых граждан... Что касается оптимизации чиновничьего аппарата, то это регулярная ежегодная «программа».

Она отмечает, что на рекрутинговых сайтах никогда не наблюдается наплыва резюме таких сотрудников. Это говорит о том, что на рынок труда, в отличие от работников коммерческого сектора, они не выходят, а трудоустраиваются там же - в рамках своей системы.

«Таким образом, в повышение напряженности на рынке труда эти специалисты практически никакого вклада не вносят», - считает Чуксеева.

Сокращения ожидают не только работников бюджетной сферы, но и частного сектора. Именно поэтому некорректно говорить исключительно о проблемах бюджета в этом контексте, - говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин . Он напоминает, что «экономическая ситуация в стране все еще остается сложной, при этом до многих субъектов РФ полновесный кризис добрался только сейчас. Временной лаг между ощущением последствий кризиса в Москве и других регионах достаточно большой. Это касается и восстановления. Поэтому подобная динамика на рынке труда, в целом, ожидаема».

Сезонники

Рынок труда не непостоянен, в нем прослеживается довольно четкая сезонность.

«Так, потребность в новых кадрах у работодателей снижается в период с октября по январь. С февраля по сентябрь, напротив, наблюдается рост спроса на новых сотрудников. А пик спроса приходится на апрель. Если переводить это в цифры, то максимальный спад на рынке вакансий приходится на декабрь-январь: до -27%», - говорит специалист проекта CourseBurg Россия Николай Красноперов.

Кстати, в зимний период наибольшее снижение спроса идет на рабочий персонал (до -27%), а наименьший – на сферу консультирования (-3%).

Еще одним фактором, который усиливает количество сокращений, является внедрение современных технологий, позволяющих автоматизировать все большее количество рутинных действий.

«Спрос на специалистов в сфере бухучета не то что не восстановился после кризиса, а даже сократился на 17% за 2014-2016 годы за счет внедрения автоматизированных системам учета и облачных сервисов электронного документооборота», - говорит Красноперов.

Сокращения будут проходить по широкому спектру секторов. Исключений вообще не будет. «Конечно, часть из тех, кто потерял работу, вынуждены будут соглашаться на не очень привлекательные условия, включая «серые» или «черные» зарплаты, но подобная ситуация характерна для всей экономики. Работодатели стремятся сокращать свои расходы, поэтому глобального «перетока» не будет, так как темпы останутся прежними», - резюмирует Люшин.

ЦСР Алексея Кудрина предложил в 2018–2024 годах на 30% сократить число госслужащих, а также перенести часть работы АП в правительство. Реформа госуправления будет обсуждаться в администрации президента.

Центр стратегических разработок (ЦСР) бывшего министра финансов Алексея Кудрина предложил с 2018 по 2024 годы сократить на 30% число государственных служащих. Эта идея является частью реформы госуправления, которая входит в состав программы ЦСР.

Эксперты Кудрина также предлагают перевести процессы в госуправлении в цифровой формат до 50% (сейчас это 5–10% от общего числа) и снизить доли расходов на работу госаппарата с 2,5 до 1,74%.

ЦСР предложил сократить роль поручений президента, решений и поручений правительства. А в кабмине предлагается выделить «стратегический блок» под руководством вице-премьера. Сам блок должен заниматься согласованием программ. По сути, эксперты Кудрина предлагают перенести из администрации президента в правительство часть выполняемой работы.

Помимо этого, предлагается создать «цифровую экосистему госслужбы и цифровизацию информпроцессов в госуправлении». ЦСР поддерживает идеи распределенных реестров для открытых информационных систем, единых форматов API различного доступа, а также использования big data.


ЦСР считает, что также необходимо повысить престижность госслужбы для населения с 6 до 60%. Эксперты полагают, что в России необходима «смешанная модель государственной гражданской службы». Ее предлагают представить в виде трех ступеней службы: срочные служебные контракты, система «карьерной» госслужбы и (существующий и сейчас) «высший административный корпус».

Новая система предполагает появление новых «моделей ценностей госуправления». Ее планируют закрепить в «Этическом кодексе» госслужбы. Кодекс должен стать одной из основ государственной службы как «самообучающейся» организации, самостоятельно генерирующей нужные обществу изменения внутри себя.

Сокращение госслужащих, а также снижение затрат на госуправление – тоже на треть – станут возможными при пятикратном (до 50 процентов) повышении уровня цифровизации процессов в этой сфере, - говорится в проекте документа. Собственно, достижение этого показателя и является одной из технических целей разработанной программы. Среди других задач, в частности, участие в проектной части работ не менее половины госаппарата. Программа предлагает сделать госслужбу смешанной, в ней выделяются срочные контракты и система карьерной госслужбы. Кроме того, эксперты центра считают необходимым централизовать управление кадрами, а рост оценки престижности госслужбы планируется повысить на порядок. Газета отмечает, что тема «трансформации госуправления» с тех пор, как Центр в прошлом году начал разработку программы общеэкономических реформ под президентские выборы, оставалась полностью закрытой для посторонних наблюдателей.

Программа ЦСР рассчитана на период с 2018 по 2024 год – то есть, на весь следующий президентский срок.

Новости о сокращениях рабочих мест в тех или иных государственных ведомствах сегодня встречается все чаще и чаще. Неудивительно, что информация, касающаяся того, в 2017 году, последние новости о котором встречаются все чаще и чаще, волнует многих, а значит обсудить эту тему стоит очень подробно.

Люди, следящие за состоянием финансово-экономической системы, знают, что финансовых средств в бюджете катастрофически нахватает, а уровень жизни в государстве при этом остается прежним, и для увеличение заработных плат властям приходится использовать достаточно непопулярные меры. И именно к «непопулярным» мерам и относится уменьшение числа рабочих мест и делегирование освободившихся полномочий между оставшимися сотрудниками, а преимуществом проведения данного мероприятия является то, что оставшимся сотрудникам будут повышать заработные платы.

Надо сказать, что когда-то власти уже прибегали к данным методам экономии бюджетных средств, ведь в 2010 году им пришлось сократить примерно десять процентов от всего количества государственных служащих (ошибкой стало только то, что под увольнение попали представители в основном низшей власти). В свете вышеописанных данных вопрос о том, насколько сократят сегодня , становится все более актуальным, ведь похожая ситуация (правда не в таком объеме) также было проведена незадолго до начала кризиса, а уж теперь избежать ее проведения просто не получится.

Каким будет процент увольнений?

2017 году будет невероятно тяжелым и богатым на события для государственных служащих, потому что части из них придется оставить свою работу, однако в преддверии данного события ожидается проведение всевозможных мероприятий, направленных на определение квалификации каждого из государственных служащих. Занимать государственную должность может только тот человек, у которого есть определенное образование, наличие стажа и еще некоторых критериев, которые дадут право человеку на продолжение работы.

Сегодня занимать должность государственного служащего может только тот человек, которые имеет диплом специалиста или магистра (оконченный бакалаврат такого права не дает). Более того, обсуждая сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости о чем появляются в прессе с завидной регулярностью, стоит сказать, что люди с соответствующим образованием будут подвержены определенным проверкам, в ходе которых будут проверяться их знания конституциональных законов, гражданских актов и антикоррупционных мероприятий (последняя позиция в ходе борьбе с коррупцией считается наиболее важной).

Необходимо особое внимание уделить тому, что специалисты Минтруда отмечают, что даже в том случае, если профильное образование отсутствует, сокращения получится избежать, в результате наличия:

Новости по теме:

Противники данного подхода имеются, потому что они считают, что сохранять должность человека только при наличии трудового стажа – бесполезная идея, ведь большинство государственных служащих годами занимают (нередко, очень высокие) должности, хотя компетентности это им точно не добавляет. Согласно их мнению, правила должны быть едиными для любого служащего, независимо от наличия или отсутствия тех или иных «смягчающих» факторов.

Согласно официальным данным правительства, ожидается сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов , причем большинство чиновник считают, что обойтись без данной меры не получится, причем виновным в данном случае нельзя назвать исключительно кризис. Дело в том, что государственный аппарат сегодня ожидается слишком большим, причем некоторые его ведомства просто дублируют функции других, выполняя одну и ту же работу дважды. Оптимизировать деятельность аппарата можно только путем ликвидации некоторых ведомств вообще или увольнения некоторых сотрудников предприятий.