Что такое простые и составные глагольные сказуемые. Московский государственный университет печати

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.

    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.

    Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    Ср.:
    1. Я хочу петь . Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я , петь буду - я ).
    2. Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я , петь будет - она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить .
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь .
Я хочу петь .
Я боюсь петь .
Я люблю петь .
Я стыжусь петь .
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Составное именное сказуемое (8 класс) , наряду с подлежащим, является одним из главных членов предложения. Как известно, выделяются три типа сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Простое глагольное выражается одним полнозначным словом или связанным словосочетанием. Составное глагольное сказуемое включает две части: инфинитив и глагол. Что такое составное именное сказуемое? Для начала отметим, что изучается оно в 8 классе, состоит из двух частей: связки и именной части.

Составное именное сказуемое (8-й класс)

Связка в составном именном сказуемом

Связка выражает модальность и категорию времени . В качестве связки могут выступать чаще всего следующие глаголы:

  • Глагол быть во всех категориях времени. Не забываем о том, что этот глагол в форме настоящего времени превращается в нулевую связку;
  • глаголы стать, оказаться, становиться и др.;
  • глаголы с категориальным значением действия либо процесса: приехать, вернуться, стоять, уйти, доехать, доплыть, улететь, прийти и др.;
  • Катерина возбуждена и взвинчена из-за непредвиденных обстоятельств, возникших на её пути домой. Я буду первой только ради того, чтобы быть лучше тебя. Станешь хорошим мальчиком, я, может, возьму тебя с собой в цирк.
  • На улице становилось прохладно, поэтому мы вернулись в дом. Ты оказалась двуличным человеком, так как хотела всех поссорить. Становится весело от тех воспоминаний давнопрошедших дней.
  • Уйти бы здоровым от этого доктора. Супруг прилетит завтра самолётом через Москву прямым рейсом.

Виды связок

У составного именного сказуемого есть несколько видов связок , заметно отличающихся друг от друга:

В формах прошлого и будущего времени глагол быть выражается отчётливо . Тот же контекст: она была врачом с большим опытом, но маленькими амбициями и она будет врачом с большим опытом, но маленькими амбициями. В предложениях выделены составные именные сказуемые с отвлечённой связкой быть.

Несколько слов и о форме сослагательного наклонения, при её использовании к отвлечённой связке быть добавляется частица бы. Предложение: она была бы врачом с большим опытом, но маленькими амбициями.

  • Связка полуотвлечённая , представлена глаголами являться, казаться, оказаться, явиться, становиться и др. Особенность полузнаменательных связок в том, что они несут в себе не только грамматическую составляющую, но и помогают в выражении значения именной части сказуемого. Предложение: она оказалась врачом с большим опытом, но маленькими амбициями.
  • Связка знаменательная , выраженная словами действия, движения, какого-либо процесса. Например, к ним отнесём такие глаголы, как сидеть, лежать, слышать, думать, читать, ходить, дышать, бежать, купаться, умываться, раздеваться, говорить и др. Эти связки выражают конкретные лексические и грамматические значения. Предложения: Гуси во дворе ходили важные, будто хозяева всего подворья. Он служил прапорщиком на границе уже много лет.

Именная часть составного именного сказуемого

В роли именной части выступают:

  • Летние дни становятся короче. Сегодня ты выглядишь лучше, чем вчера. Я буду позже, можете не ждать меня к ужину. (имя прилагательное в сравнительной степени).
  • Она является украшением этого вечера (имя существительное в форме творительного падежа).
  • Тётя Маша показалась мне очень грустной. Лето в этом году выдалось необычайно холодное. Цветы, подаренные тобой на праздник, были очень красивые. (имя прилагательное в положительной степени).
  • Этот ребёнок порою бывает совершенно не выносим. Мужчина, живущий этажом выше, необычайно богат. Мёд, собранный со своей пасеки, так сладок. (имя прилагательное в краткой форме).
  • Все ошибки, допущенные при написании диктанта, были моими (притяжательное местоимение).
  • Мне вдруг стало страшно. Это было довольно странно (наречие).

Предложения с составным именным сказуемым

Таким образом, изучается составное именное сказуемое в 8 классе, наряду с другими типами сказуемого: простым глагольным и составным глагольным. Его особенность – наличие двух частей : связки и именной части. Проблема современного школьного образования заключается в том, что иногда учащиеся не успевают в классе до конца понять суть типов сказуемых, как следствие невозможность найти и определить один из главных членов предложения. Бороться с этой проблемой можно по-разному, например, поработать с репетитором или посмотреть доступные и простые видеоуроки на просторах интернета.

Сложным (трехчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трех и более частей (термин «сложное сказуемое» употребляется здесь не в том значении, в каком его иногда употребляют, см. § 259 , ).

Различаются следующие типы сложных сказуемых:

Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Например: Я помню чудное мгновенье (П.); Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (П.); Знаете ли вы , какое наслаждение выехать в поле ранней весной. (Т.); Он бедных трех ее птенцов осиротил (Кр.); ...Быть может, и меня оно бы оживило ? (Кр.).

При подлежащем, выраженном именем существительным или субстантивированным словом, сказуемое ставится в форме 3-го лица ед. или мн. числа, например: Темнеют лазурные своды , прохладная стелется тень (Жук.); В игре ее конный не словит ... (Н.); Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу-бу» ... (Ч.).

При подлежащем, выраженном количественным числительным или инфинитивом, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода, например: Семь у игроков называется кочергой ... (Ч.); Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Пить чай на траве считалось большим удовольствием (Л. Т.) (форма среднего рода полузнаменательной связки).

При подлежащем - вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от того, имеется ли в виду лицо мужского или женского пола, например: Кто из ваших подруг был с вами?

Если местоимение-подлежащее кто употреблено в функции относительного слова в придаточной части предложения, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, если даже предполагается не один производитель действия, например: ...Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Мак.). Постановка сказуемого в форме множественного числа в этих случаях подчеркивает множественность субъектов действия, например: ...Те, кто оставались , решали сами с собой, что им надо было делать (Л. Т.).

При относительном местоимении что в роли подлежащего сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главной части стоит во множественном числе, например: Дома, что высятся на этом проспекте, построены недавно.

Если подлежащее выражено сложносокращенным словом, имеющим грамматическую форму (склоняющимся), то выбор формы сказуемого обычный, например: Наш вуз объявил новый набор студентов . При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое избирает форму ведущего слова сочетания, образующего сложное название, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании, например: ГУНО созвало совещание директоров школ (ср. городское управление народного образования).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять студентов ) или сочетанием собирательного существительного с количественным значением и родительного падежа имени существительного (типа большинство студентов ), возможны две формы сказуемого: постановка сказуемого в форме единственного числа и в форме множественного числа. Форма множественного числа используется обычно в тех случаях, когда подлежащее обозначает лиц, а сказуемое - активное действие этих лиц, например: Восемьдесят молодых специалистов отправились работать на периферию; Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы . При подлежащем - неодушевленном предмете сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Ряд столов стоял посередине комнаты; На столе лежало десять тетрадей . Конкретные формы сказуемых в этих случаях зависят от ряда условий, к которым относятся: степень отдаленности сказуемого от подлежащего, наличие перечисления в подлежащем или сказуемом, порядок слов, лексическое значение подлежащего и сказуемого и др.

При подлежащем, выраженном сочетанием именительного падежа с творительным, которому предшествует предлог с (типа брат с сестрой ), сказуемое ставится во множественном числе, например: Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Постановка сказуемого в форме единственного числа свидетельствует о том, что существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, например: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (П.).

В этой статье мы расскажем о типах сказуемых, остановимся подробно на составном именном и его связках, приведем примеры.

Как известно, всего сказуемое и подлежащее - главные члены. Сказуемое обычно согласуется в лице, роде и числе с подлежащим. Оно выражает грамматическое значение изъявительного, повелительного или условного наклонения.

Основные типы сказуемых:

1) простое глагольное;

2) составное глагольное;

3) составное именное сказуемое (примеры смотрите ниже).

Два принципа выделения типов сказуемых

Они делятся по двум принципам. Типы сказуемых классифицируют следующим образом:

1) по составу;

2) по их морфологической природе.

В первом случае разделяют такие типы, как простое и составное. Последнее включает в себя составные именные и глагольные сказуемые. Основываясь на втором принципе, выделяют именное и глагольное. Именная часть составного сказуемого может выражаться прилагательным, существительным и наречием. Данные деления пересекаются. Так, составным или простым может быть глагольное сказуемое, а именное всегда составное.

Простое глагольное сказуемое

Определение которого, как вы увидите, имеет некоторые нюансы, выражает глагол в спрягаемой форме, то есть употребляемый в форме наклонения (изъявительного, условного или повелительного). Также к нему относятся такие варианты, у которых отсутствует формальный показатель времени, наклонения и подчинения подлежащему. Это усеченные (хвать, толк, бац и т. д.), а также инфинитив, употребленный в значении изъявительного наклонения. Кроме того, простое глагольное сказуемое может быть представлено а также спрягаемой формой глагола + (давай, да, пускай, пусть, будто, было, как бы, точно, словно, только что и др.)

Составное именное сказуемое

Как уже было сказано, именной тип всегда составной, включая те случаи, когда его представляет всего одна словоформа. Несмотря на то что слово, выражающее его, всего одно, в таких предложениях присутствует составное именное сказуемое. Примеры приводим следующие: "Он молод. Он обеспокоен трудами, заботами".

У таких сказуемых всегда присутствуют два компонента. Первый - это связка, которая выражает предикативные категории времени и модальности. Второй - это присвязочная часть, в ней указано вещественное основное содержание данного типа сказуемого.

Связка в составном именном сказуемом

Учение о связке в русской науке о синтаксисе разработано подробно. Особенность традиционного подхода в том, что этот термин понимается широко. Связкой, во-первых, называют слово "быть", единственное значение которого - указание на время и модальность. Во-вторых, ею именуют глаголы с видоизмененным и ослабленным в той или иной степени значением, которые выражают не только предикативные категории, но и вкладывают вещественное содержание в такое сказуемое.

Сравните примеры: он был грустным - он казался (стал) грустным - он возвратился грустным.

В первом предложении связка "быть" отвлеченная, это служебное слово, формант, у которого присутствуют грамматические формы времени и наклонения, что характерно для глагола. Однако она не является глаголом, поскольку не имеет процессуального действия или признака, а также категории вида, которой обладает любой из них.

Знаменательные и полузнаменательные связки

В других примерах представлены связки иного типа - знаменательные и полузнаменательные. Последние вносят значение возникновения признака (становиться/стать), его сохранения (оставаться/остаться), внешнего обнаружения (показаться/казаться), включению внешнего носителя (прослыть/слыть, зваться, считаться) в составное именное сказуемое.

Примеры можно привести следующие: он стал умным - он остался умным - он казался умным - он слыл умным.

Знаменательные связки представляют собой глаголы с определенным, конкретным значением (в основном обозначающие движение или пребывание в том или ином состоянии). Они способны присоединять к себе либо существительное в Т.п. со значением качественной характеристики, либо прилагательное в форме Т.п. или И.п.

Предложения с составным именным сказуемым со знаменательными связками можно привести в пример следующие:

1. Он пришел голодный (голодным).

2. Мальчики оставались сорванцами.

Связка "быть"

Связка "быть", являясь отвлеченной, не имеет в изъявительном наклонении формы настоящего времени, поэтому его выражением в данном наклонении является само отсутствие связки. Такие предложения, как ни странно, тоже имеют составное именное сказуемое. Примеры:

1. Дело напрасно.

2. Вечер чудесен.

3. Дорога хороша.

Следует отличать от связки глагол "быть", у которого имеются два значения:

1. Находиться, наличествовать (Мы были в театре. В то время было множество представлений).

2. Иметься (У сестры была кукла).

Связки "суть" и "есть"

Слова "суть" и "есть", которые восходят к формам настоящего времени третьего лица глагола "быть", в современном языке считаются служебными словами, а именно - частицами.

Отсутствие связки называется ее нулевой формой. Это определение сформулировал А. М. Пешковский, оно явилось первой попыткой изучения синтаксических явлений в парадигматическом аспекте. Введение данного понятия означает, что синтаксическая конструкция (то есть предикативная основа некоторого именного изучается не как таковая в отдельности, а в определенном ряду. Это иллюстрируют следующие примеры:

1. Улица будет (была) многолюдна.

2. Улица была бы многолюдна.

3. Улица многолюдна.

Составное глагольное сказуемое

Мы рассмотрели такие типы сказуемых, как простое глагольное и составное именное. Остановимся теперь подробнее на составном глагольном сказуемом. Оно включает два компонента - инфинитив и спрягаемую глагольную форму. Последняя своей грамматической формой и лексическим значением выражает временные, модальные и аспектуальные характеристики некоторого действия, которое обозначено инфинитивом. Инфинитив к себе могут присоединять глаголы, относящиеся к нескольким семантическим группам (хотел работать, начал работать, приехал работать, заставили работать).

Правила определения составного глагольного сказуемого

Составное сказуемое, согласно грамматической традиции, - это не любое соединение с инфинитивом спрягаемой формы. Для того чтобы можно было о нем говорить, должны соблюдаться два требования:

1. Инфинитив в таком сказуемом обозначает не любое действие, а лишь определенной субстанции, той же, что и спрягаемая глагольная форма, то есть некоторого предмета, названного подлежащим.

Примеры можно привести следующие. С одной стороны - он хотел работать, начал работать, может работать, умеет работать. С другой - родители заставили его работать, все просили девушку спеть, начальник приказал выполнить задание. В первом случае, в котором представлены составные глагольные сказуемые, инфинитив принято называть субъектным, поскольку он обозначает действие некоторой субстанции, той же, что и спрягаемая глагольная форма. Во втором случае присутствует объектный инфинитив, который традиционно не вносят в состав составного сказуемого, а говорят о нем как о второстепенном члене.

2. Определяя у составного сказуемого границы, следует учесть характер, который имеют смысловые отношения между инфинитивом и спрягаемой глагольной формой. Инфинитив со значением цели не входит в него. Такое значение он имеет при различных глаголах движения: приехал работать, зашел поболтать, прибежал узнать, послали выяснить. Инфинитив цели (который может быть, как ясно из примеров, как объектным, так и субъектным) - это второстепенный член. Составным сказуемым следует считать лишь соединения инфинитива с глаголами, наиболее отвлеченными по значению (с модальными и фазовыми).

Составное глагольное сказуемое, таким образом, понимается как обозначение действия, некоторого процессуального признака, которое охарактеризовано в аспектуальном (начал работать) или модальном (хотел работать) плане, либо одновременно в обоих из них (хотел начать работать).

Мы рассмотрели основные типы сказуемых, остановившись подробно на составном именном и различных связках, которые в нем присутствуют. Это лишь краткий обзор данной темы, более подробную информацию можно найти в любом учебнике грамматики в разделе о синтаксисе.

Сказуемое, типы сказуемых и способы выражения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сказуемое, типы сказуемых и способы выражения.
Рубрика (тематическая категория) Связь

Сказуемое - ϶ᴛᴏ главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и т.п.

Основные признаки сказуемого :

1.Обозначает предикативный признак, ᴛ.ᴇ. признак предмета͵ названного подлежащим, в модально-временном плане. Признак принято понимать здесь широко - ϶ᴛᴏ действие, свойство, состояние и др.

Отношения ʼʼпредмет - признакʼʼ в речи либо констатируются, либо устанавливаются говорящим. Это глубокое и очень существенное для синтаксиса различие обусловливает противопоставление предикативного и непредикативного признаков.

Предикативный признак приписывается предмету говорящим, причем отнесенность признака к предмету сопоставляется во времени с моментом речи. Отношение предикативного при­знака к предмету оценивается говорящим в модальном плане. В непредикативном атрибутивном признаке модально-временная оценка отношения признака к предмету отсутствует. Отнесенность признака к предмету констатируется говорящим безотносительно к моменту речи. Связь непредикативного признака с предметом представлена как данная.

Противопоставление предикативного - непредикативного признаков основывается на различии не вещественного, а грамматического значения. По этой причине непредикативный признак должна быть обращен в предикативный - при выражении модально-временной оценки отнесенности признака к предмету: Дерево - зелœеное (было/ будет зелœеное); Дерево - без листьев (было/будет без листьев); ср.: Зелœеное дерево стоит под окном; Лежит на земле дерево без листьев.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие предикативного признака, в сравнении с общим синтаксическим понятием признака, более сложно, а выражение предикативного признака включает средства модально-временной характеристики отношения признака к предмету.

2.Структурно (грамматически) зависит от подлежащего, однако не всœегда бывают грамматические показатели зависимости. К примеру: Студенты слушали музыкальную зарисовку. – Слушать музыку приятно.

3.Другие признаки сказуемого:

1. Выражается спрягаемой формой глагола или именем.

2. Обычно занимает позицию после подлежащего.

3. Частично соответствует ʼʼремеʼʼ, ᴛ.ᴇ. новому.

Выражение в сказуемом предикативного признака предполагает наличие двух значений – вещественного и грамматического. Вещественное значение - ϶ᴛᴏ конкретное наименование признака, приписываемого подлежащему. Оно опирается на лексическое значение слова (или сочетание слов), выступающего в роли сказуемого. По этой причине сказуемое должно быть представлено знаменательным словом или иметь его в своем составе.

Грамматическое значение сказуемого, и, следовательно, всœе его элементы, всœе отдельные значения выражаются спрягаемыми глагольными формами. Это значит, что непосредственными материальными показателями частных значений, образующих общее грамматическое значение сказуемого, являются глагольные флексии и формальные суффиксы. Именно эти формальные глагольные элементы - либо их значимое отсутствие - являются необходимым, обязательным компонентом грамматической формы сказуемого. Глагол же как полнозначное слово, как полнозначная лексическая единица не обязательно должен выражать сказуемое или входить в его состав. Одна из важных задач в характеристике сказуемого - выяснение роли глагола, глагольных формальных показателœей в конструктивных разновидностях сказуемого.

Спрягаемые глагольные формы выражают не только модально-временные значения, но и отнесенность признака, обозначенного в сказуемом, к субъекту, который назван в подлежащем. Формальным показателœем этой отнесенности является грамматическая зависимость (подчинœение) глагольных форм от подлежащего. Глагольные формы согласуются с однотипными форма­ми слова, выполняющего функцию подлежащего.

Итак, грамматическое значение сказуемого - это отнесенность признака к предмету и модально-временная оценка признака. Показателœем грамматического значения является глагол в спрягаемой форме или его значимое отсутствие.

В отличие от подлежащего сказуемое наделœено большей сложностью и разнообразностью в семантическом и структурном отношении.

В синтаксисе приняты два принципа делœения сказуемых:

1)по структуре (составу), 2) по морфологической выраженности.

Чтобы понять сущность этого делœения, нужно обратиться к семантике (содержанию) сказуемого. Любое сказуемое выражает предикативный признак. Это значит, что в сказуемом содержится два значения: 1) конкретное (вещественное) значение признака - обозначает действия, свойства, состояния и т.д. Этот признак, в отличие от признака, передаваемого в словосочетании, является предикативным, ᴛ.ᴇ. подается в модально-временном плане. Отсюда вытекает и второе обязательное значение сказуемого 2)значение предикативности (модально-временное значение).

Перейдем к классификациям сказуемых. По структуре сказуемые делятся на простые и составные . Простые сказуемые представляют из себясинтетическое обозначение предикативного признака, в них вещественное и грамматическое значение выражены слитно, нерасчлененно. По структуре это одно слово, один компонент. Составные сказуемые представляют из себяаналитическое обозначение предикативного признака. Вещественное и грамматическое значения выражаются разными словами, в связи с этим составные сказуемые состоят из двух и более компонентов (хотел учиться, был студентом) . Иногда выделяют так называемые сложные сказуемые, состоящие из 3 и более компонентов: хотел начать работать, мечтал стать актером . При этом такое выделœение отдельного вида сказуемых не совсœем правомочно, так как по существу это осложнения составных сказуемых.

По морфологической выраженности сказуемые выделяют 1) глагольные и 2) именные. Здесь учитывается, какой частью речи выражается вещественное значение сказуемого. К примеру: учился, хотел учиться, начал учиться – глагольные сказуемые, стал ученым – именное сказуемое. Это делœение не только формальное, но и семантическое. Глагольные сказуемые связаны с выражением действенного признака, именные – недейственного признака.

Эти две классификации накладываются друг на друга. В итоге получается следующая схема:

СКАЗУЕМОЕ

ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ

Неосложненное осложненное глагольное именное

неосложненное осложненное неосложненное осложненное

Простое глагольное сказуемое

Простое сказуемое должна быть только глагольным. Морфологическим эталоном (образцом) и морфологической опорой форм простого сказуемого является спрягаемый глагол, совокуп­ность спрягаемых глагольных форм.

Спрягаемые глагольные формы обладают формальными по­казателями грамматических значений наклонения и времени, определяющих сущность заключенного в сказуемом предика­тивного признака. Функциональное размежевание в передаче значения сказуемого (выражение вещественного содержания признака и грамматического значения) осуществляется в пределах одного слова - это разделœение функций между морфемами. Простое глагольное сказуемое является принципиально синтетическим, этим определяется синтаксическая сущность данного типа сказуемого.

Синтетический характер простого глагольного сказуемого не означает его обязательной однословности. При этом при выражении простого сказуемого сочетанием слов не должна быть полно­го функционального размежевания между словами (одно слово выражает вещественное содержание признака, второе - грамматическое значение сказуемого). Средством выражения грамматического значения сказуемого в любом случае являются толь­ко формальные показатели (глагольные флексии и формальные суффиксы). Основа глагольного компонента в какой-либо сте­пени участвует в выражении вещественного содержания признака - в назывании действия, приписываемого субъекту, который обо­значен в подлежащем. Это помогает разграничить простое гла­гольное сказуемое, выраженное сочетанием слов, и составное сказуемое.

Среди многообразных форм простого глагольного сказуемо­го будем, прежде всœего, различать основные формы, выра­жающие только основное грамматическое значение сказуемого, и осложненные формы, заключающие кроме основного значения добавочные грамматические значения.

Неосложненное простое глагольное сказуемое преимущественное выражается глаголом в любой из форм наклонения: Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей – изъявительное наклонение. При этом следует помнить, что среди форм изъявительного наклонения встречаются аналитические (сложные), благодаря чему простое глагольное сказуемое может состоять не из одного слова. Это формы будущего времени глаголов несовершенного вида (буду работать ), сослагательного наклонения (работал бы ), некоторые формы выражения повелительного наклонения (Да здравствует солнце. Да скроется тьма! Пушкин; Пусть черемухи сохнут бельем по ветру, пусть дождем опадают сирени. Высоцкий ). Также в состав простого глагольного сказуемого могут входить частицы не, было, словно, так и (А она тут как заплачет. Пришедший как будто не замечал меня. И ту они ну кричать друг на друга.).

Реже простое глагольное сказуемое может выражаться неспрягаемой формой глагола (инфинитив, глагольное междометие) или междометием: И царица хохотать, и плечами пожимать (Пушкин); Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк (Твардовский); В случае если парень в горах не ʼʼахʼʼ (Высоцкий) .

Часто сказуемое выражается глагольными ФЕ: Он лыка не вяжет ; Вот рыскают по свету, бьют баклуши; Этот писарь мне в подмётки не годится; Иван долго слушал деда и мотал на ус.

Простое глагольное сказуемое должна быть выражено описательным глагольно-именным оборотом: приятель мой пришел тут в страшное уныние. Это сочетания глагола с ослабленным лексическим значением с отвлеченным существительным (принять решение, оказать содействие, произвести перестановку) . Эти сочетания функционально равны глаголу: они являются целостным наименованием глагольного признака и выполняют функцию одного члена предложения. Эти обороты семантически целостны и их тождество с одним словом (полнозначным глаголом) сближают данные сочетания с глагольными фразеологизмами, однако фразеологизмами в полном смысле слова они не являются. Их синтаксическая нечленимость определяется не семантической неделимостью, как у ФЕ, а неполнозначностью глагольного компонента.

Осложненные простые глагольные сказуемые , встречающиеся обычно в разговорной речи. Οʜᴎ образуются на базе неосложненных форм и отличаются от них наличием грамматических средств, выражающих добавочное значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ накладывается на основное грамматическое, не изменяя его. Добавочное значение в осложненных формах ПГС имеет модально-экспрессивный характер оценки предикативного признака, ᴛ.ᴇ. не меняет ЛЗ глагола. Осложненное ПГС должна быть выражено следующими способами:

1. Использование частиц: Лес будто дремал. И тут они ну драться, ну колотить друг друга. Вот тебе и женился Иван! Так я и расскажу вам правду! А он спит себе и в ус не дует.

2. Форма глагола взять (по значению это частица) соединœена при помощи союзов и, да с одинаковой формой другого глагола для обозначения произвольного действия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может совершаться вопреки какому-либо препятствию, чьей-либо воле: Иван взял да и уехал.

3. Повторы двух одинаковых глагольных форм: Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин-дин-дин (Пушкин)

4. Спрягаемая глагольная форма и однокоренное наречие: А девица ревмя ревет.

5. Сочетание инфинитива с однокоренной спрягаемой формой глагола, выражающей оттенок уступительности или сомнения в целœесообразности действия: Подумать-то я подумал, но решение всœе-таки не приходит.

6. Два спрягаемых глагола в одинаковой форме, причем первый указываем на действие, а второй на его цель: Пойду прогуляюсь по улице.

7. Неопределœенная форма глагола сочетается с личной формой того же глагола с частицей не : Студент знать не знает, однако пытается сдать экзамен.

8. В состав сказуемого включается оборот для выражения длительности или интенсивности действия: Иван только и делал, что перечитывал ее письмо.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов – вспомогательного и основного. Основной компонент выражает главную информацию, ᴛ.ᴇ. конкретное, вещественное значение и выражается морфологическим глаголом или глагольным ФЕ в инфинитивной форме.

Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого представляет собой спрягаемый глагол, глагольный фразеологизм или описательный глагольно-именной оборот: Конечно, они не имели права так поступить. Возможно также аналитическое сочетание именных форм со спрягаемой формой глагольной связки (в том числе нулевой): Ты должен забыть об этом навсœегда. Вспомогательный компонент глагольного сказуемого выражает два вида значений: 1) наклонение, время, лицо как слагаемые предикативности, 2) оценку способа действия или отношение к действию, обозначаемому основным компонентом – инфинитивом. Первое опирается на формы глагола, а второе – на его лексическое значение. Лексическое значение вспомогательного глагола в составе сказуемого грамматизуется, ᴛ.ᴇ. приобретает отвлеченный, оценочный характер, утрачивая при этом значение действия, процесса. Оценочное значение вспомогательного компонента отличает СГС от ПГС. Сравните: Он читал. – начал читать, хотел читать, мог читать, должен был читать. Различают фазисное и модальное значение вспомогательного компонента СГС.

Фазисное значение вспомогательного компонента СГС состоит в оценке протекания действия, указания на его этапы. Фазисными являются глаголы со значением начала, продолжения, окончания действия (начать, приняться, пуститься; продолжать; кончить, перестать, бросить, завершить) . С фазисными глаголами употребляется инфинитив только несовершенного вида. К фазисным примыкает глагол стать . Не всœегда имея значение начала действия, он может указывать на факт его протекания: У моего сосœеда стали получаться правильные мелодии.

Модальное значение вспомогательного компонента СГС состоит в оценке отношения деятеля (субъекта) к действию, названному инфинитивом основного глагола. Модальное значение может выражаться не только глаголами, но и глагольными фразеологизмами, описательными оборотами, аналитическими конструкциями. Вспомогательный компонент СГС выражает следующие модальные значения:

1) возможности-невозможности: Я не мог бы точно описать свое состояние;(успевать, уметь, догадаться, ухитриться);

2) долженствования: Я принужден заниматься нелюбимым делом (должен, вынужден, обязан);

3) волеизъявления как отношения к действию, имеющее следующие оттенки: 1) желательности (хотеть, мечтать, желать, изволить) Катя не хотела тревожить отца напрасными подозрениями; 2) готовности, решимости (решить, решиться, намереваться, надумать, готовиться, собраться) Я готов был бежать еще долго; 3 ) согласия (согласиться. Взяться, разрешить себе) Мишка быстро взялся мне помочь с математикой; 4) волеизъявление с оттенком значения приступа к действию, попытки его совершить (пробовать, пытаться, стараться): мы собрались ложиться спать, но тут кто-то постучал;

4) субъективно-эмоциональной оценки: (предпочитать, пристраститься, любить) Она любила на балконе предупреждать зари восход (Пушкин); Как я рад узнать о вашем решении!

5) оценки степени обычности действия: (привыкнуть, научиться, приспособиться, случаться) Он не привык верить на слово всякому.

Ни модальный, ни фазисный компоненты не выражают собственного действия.

Также вспомогательный компонент должна быть выражен или глагольными фразеологизмами, или описательными глагольно-именными оборотами.

Глагольные фразеологизмы выражают те же модальные значе­ния, что и соответствующие модальные глаголы в специализи­рованных формах (возможности, желательности, субъективно-эмоциональной оценки и пр.). В качестве вспомогательного компонента сказуемого выступают немногие глагольные фразео­логизмы с модальным значением. Всем им свойственна та или иная стилистическая окраска.

В выражении модального значения участвует весь состав глагольного фразеологизма. Общее грамматическое значение сказуемого выражается формальными показателями спрягаемого глагольного члена фразеологизма. Поскольку модальное значе­ние свойственно фразеологизму в целом, то нужно считать, что выражение общих грамматических значений и модального не распределяется между компонентами фразеологизма, ᴛ.ᴇ. осуществляется синтетически (ср.: иметь честь, задаться целью, гореть желанием: Он как будто задался целью напугать, рассмешить и удивить почтеннейшую публику (К.); Только Чехов и Короленко имели мужество поступить так и сложить с себя почетное звание в виде протеста (Тел.); При встречах он имел обыкновение цело­ваться (Тел.); У Чапаева было в запасе несколько выигрышных фраз - он не упускал никогда случая вставить их в свою речь (Фур.); - Вообще доктор не имел права на вас жениться, - сказал Николай Иванович (А. Т.).

Надо сказать, что глагольные фразеологизмы с модальным значением иногда не имеют соотносительных по значению модальных глаголов (к примеру, иметь честь) и в связи с этим расширяют круг модальных средств в составном глагольном сказуемом, хотя сами по себе и являются непродуктивными в силу известной стилистической отмеченности.

Описательные глагольно-именные обороты с модальным значением формируются из глаголов с предельно ослабленным значением (иметь, дать, изъявить и др.) и отвлеченных существительных, образованных от модальных глаголов (привычка, желание, обещание, намерение и др.): иметь намерение - ср.
Размещено на реф.рф
намереваться: изъявлять желание - ср.
Размещено на реф.рф
желать; дать обещание - ср.
Размещено на реф.рф
обещать; иметь привычку - ср.
Размещено на реф.рф
привыкнуть; дать зарок - ср.
Размещено на реф.рф
заречься и т.п.

В аналитических неспециализированных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент имеет двучленную структуру. Он состоит из связки и полнозначного слова из класса имен; каждый из членов выполняет свою функцию. Связка в спрягаемой форме выражает основное грамматическое значение сказуемого (значение настоящего времени изъявительного наклонения обнаруживается в нулевой форме связки быть). Именной член выражает модальное значение (типы модальных значений те же, что и в сказуемом со спрягаемыми глаголами). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в аналитических формах грамматические значения вспомогательного компонента выражаются раздельно. Од­нако аналитическая конструкция в целом функционально адекватна спрягаемому модальному глаголу (ср.: был согласен уехать - согласился уехать).

Именной член вспомогательного компонента должна быть согласуемым (согласуется с подлежащим в числе и роде) - это нормы кратких прилагательных или причастий (рад, готов, должен, горазд, вынужден, согласен и др.): - Ты должна была его любить преданно, всœем духом (А. Т.); И тут уж Малинин был не властен помочь ему (С); - Ну, я готов просить извинœения (А. Т.); С эмансипацией старые порядки должны были кануть в вечность (М.-С). К согласуемым формам примыкают непро­дуктивные аналитические сочетания связки находить с твори­тельным падежом полной формы прилагательных нужный, необходимый: Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам (Ч.); В случае если Серпилин найдет нужным вызвать его, - очень хорошо (С).

Несогласуемый именной член должна быть представлен существительным в именительном падеже (мастер, любитель и др.), существительным в предложном падеже с предлогом в (в состоянии, в силах, в намерении и др.) и модально-предикативным наречием (вправе, не прочь и др.): Старик был мастер сказки сказывать (Б.); - Все мы мастера в пьяном виде глотку драть, а чуть что, так и хвост поджал (Ч.); - Вот врет-то!Хо-хо-хо!Не знал я, Шуренъка, что ты такой мастер балясы точить! (Ч.); - Я в состоянии вовсœе не спать (Ч.); Прохор не в силах улыбнуться (Шишк.); Люди не в состоянии были сделать ни шагу дальше (С); - Ведь и ты не прочь бы присоединиться к их компании (М.-С).

Аналитические конструкции вспомогательного компонента͵ хотя в принципе и дублируют основные модальные значения спрягаемых глаголов, могут в частностях отличаться от них как некоторыми оттенками, так и стилистической окраской. Некоторые аналитические конструкции не соотносительны по значению с модальными глаголами (должен был, рад был, вынужден был и др.).

По этой причине, будучи непродуктивными в силу своих грамматических особенностей, аналитические неспециализированные формы составного глагольного сказуемого являются необходимым звеном в системе форм рассматриваемого структурного подтипа сказуемого.

Все отмеченные конструкции базовых форм составного глагольного сказуемого имеют существенную общую черту - выражение одного из специфических грамматических значений, фазисного или модального, - а различаются способами передачи данных значений, средствами выражения вспомогательного компонента.

СГС может иметь осложненную форму. Осложняется вспомогательный компонент, а вещественное значение сказуемого не затрагивается; сравните: продолжал работать – хотел продолжать работать, готов был продолжить работать, изъявил желание продолжать работать. В осложненных формах составного глагольного сказуемого выражается не одно, а два грамматических значения фазисного или модального типа. Это означает, что в состав осложненной формы входят кроме основного, вещественного инфинитивного компонента͵ по меньшей мере, две единицы вспомогательного характера. Грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого осуществляется за счёт вспомогательного компонента. К примеру, в предложении Шубин хотел начать работать, но глина крошилась (Т.) вспомогательный компонент представлен сочетанием двух глаголов, каждый из которых заключает свое грамматическое значение (хотел - модальное, начать - фазисное), а спрягаемая форма одного из них является морфологическим средством выражения основного грамматического значения.

Составное именное сказуемое включает компоненты, различные по морфологической природе. Основной компонент представлен формами имен и других категорий слов, по значению сближающихся с именами. Вспомогательный компонент представлен спрягаемыми формами глаголов (или устойчивых глагольных сочетаний), утрачивающих в данной функции свое конкретное вещественное содержание. Этот компонент принято называть связкой, а основной компонент – именной (присвязочной) частью.

Связка выполняет следующие функции: 1) выражает основные элементы предикативного значения; 2) связывает сказуемое с подлежащим, выражает формально его зависимость от подлежащего; 3) содержит модальную оценку отношений между предметом и признаком. Связка не участвует в выражении вещественного значения сказуемого.

В СИС связки выражают следующие основные виды модально-оценочных значений:

1) обладание признаком (быть, являться, оставаться) Сестра была врачом.;

2) возникновение признака, оценка его как меняющегося (становиться, делаться) Погода становилась пасмурной;

3) обнаружение признака (оказаться, получиться, выйти) С приездом к вам вышло недоразумение;

4) оценка признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого (казаться, представляться) Мои слова показались ему дерзостью;

5) оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению, представлению (считаться, слыть) Отъезд его в город считался в семье делом решенным.

Связки бывают специализированные, ᴛ.ᴇ. достигать высокой степени грамматикализации и употребляться с любыми формами имен (быть, являться, стать, сделаться, казаться, слыть, представляться, считаться, оказаться и др.) . Другие связки допускают употребление только определœенных форм именных частей, притом должна быть ограничен и лексико-семантический ряд имен. Это – неспециализированные связки. Их лексическое значение не полностью подверглось грамматикализации, оно более конкретно, чем значение связок специализированных (отличаться, выделяться, славиться, иметь вид, приобретать характер, вид. положение).

Спорным является включение в состав СИС конструкций типа лежала в обмороке, вернулся помолодевшим. Спрягаемый глагол частично выполняет функцию связки, выражая модально-временные значения и зависимость от подлежащего. При этом глагол не передает модально-оценочных значений, не грамматизуется. Он обозначает самостоятельное действие. В таких предложениях выражаются одновременно два предикативных признака активный и пассивный, следовательно, сказуемое может классифицироваться как ʼʼдвойноеʼʼ (А.А.Шахматов). В иной трактовке эти сказуемые расцениваются как сложное сказуемое или как сочетание ПГС с предикативным определœением. По мнению, Леканта такие сказуемые не следует рассматривать в ряду СИС в строгом смысле термина, так спрягаемый глагол здесь нельзя расценивать как связку. При этом невозможно считать одинаковыми приведенные им примеры. Сравните: Вера Дмитриевна встала грустная, заплаканная; После седьмого класса мы расстались друзьями.

Итак, связка СИС имеет абстрактное значение, в выражении вещественного значения не участвует. Она непременно содержит показатели спрягаемых глагольных форм, включая и нулевую связку быть. Так называемые связки-частицы (это, вот, таков, как, точно, словно, значит и др.) не заменяют глагольной связки, а только сочетаются с ней, в т.ч. и с нулевой.

Именная часть СИС разнообразна по формальному выражению и значению.

1. Имена сочетаются со связкой в различных формах. Одни из них являются типичными для данной функции (предикативные формы), а другие нетипичными, сложившимися в словосочетании для выполнения атрибутивной функции (непредикативные формы).

К предикативным формам относятся:

1) несклоняемые формы – краткие формы имен прилагательных и страдательных причастий: Дни были пасмурные. Стройка закончена вовремя;

2) склоняемые формы – существительные, полные прилагательные, причастия, числительные, местоимения: Река была глубокая. Это дело он считал своим долгом. Два да два – четыре;

3) неизменяемая форма сравнительной степени качественных прилагательных: Погода к вечеру стала лучше.

Непредикативными являются всœе формы косвенных падежей имени существительного, кроме творительного предикативного (однако сюда включается творительный сравнения: У тебя нос картошкой ). Эти формы не мотивируются глагольной связкой. К непредикативным формам можно отнести устойчивые предложно-падежные сочетания с закрепившимся в языке метафорическим значением (на ножах, при деньгах, на носу).

2. Вещественное значение пассивного признака может передаваться в СИС неизменяемыми словами – наречием, деепричастием, инфинитивом. Это непродуктивные формы именной части. Отсутствие формоизменения делает невозможным выражение их связи с подлежащим, со связкой. Только небольшая группа наречий со значением состояния или качественной характеристики предмета (навеселœе, настороже, наготове) употребляется в СИС регулярно. Деепричастия употребляются в составе СИС в просторечии и только со значением состояния. Инфинитив в составе СИС не утрачивает значения действия, но выступает в качестве характеристики предмета͵ названного подлежащим: Наша задача – защищать ворота.

Вспомогательный компонент должна быть осложнен спрягаемым глаголом или фразеологизмом с фазисным или модальным значением (глагол связка при этом употребляется в инфинитиве): Его история могла бы быть поинтереснее.

Сказуемое, типы сказуемых и способы выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сказуемое, типы сказуемых и способы выражения." 2017, 2018.