Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе. Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию Конспект занятия право ребенка на образование

Для детей подготовительной к школе группы

Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.

Закрепить знания детей, в интересной и занимательной форме, основы человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».

Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.

Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.

Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.

Оборудование: ТСО (экран, проектор, ноутбук), презентация к занятию, на доске «цветок Счастья», медали «знаток права».

Предварительная работа: беседы о правах человека, ребенка, рассматривание иллюстраций: «Права ребенка», чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя героев, обращая внимание на нарушение прав, рисование: «Наши права», разучивание пословиц, поговорок, стихов о дружбе, семье, здоровье.

Ход мероприятия

Дети входят в группу, встают полукругом около воспитателя.

Я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы… Хотите узнать продолжение? (Ответы детей.)

Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер – это проделки злого волшебника, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надежда отыскать их тает с каждым днем.

Как, по-вашему, нужно ли помогать людям, животным, попавшим в беду? (Ответы детей.)

Почему? (Ответы детей.)

Король этой страны прислал на электронный адрес нашего детского сада письмо. Давайте его прочтем.

Читаем письмо. (Слайд.)

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень прошу вас помочь моей стране и отыскать лепестки «цветка Счастья». На вас у меня последняя надежда. Злой волшебник приготовил для вас разные задания, которые вам необходимо выполнить. Только тогда вы сможете найти лепестки. А добрый волшебник вам будет помогать. Он будет присылать вам подсказки. Удачи!!!

Сможем ли мы помочь жителям Правдилии?

Ответы детей (да).

Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны. Давайте перед испытанием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Итак, ребята первое задание. Слайд. (Картинка с изображение детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени.)

Дети, какое право здесь нарушено?

Ответы детей (право на имя).

Давайте посмотрим правильно ли вы ответили. (Слайд.) Да молодцы, правильно ответили. Скажите пожалуйста, а у вас не нарушено право на имя? Сейчас мы с вами это проверим. На столе лежат сердечки с именами. Каждый из вас должен подойти к столу, найти сердечко со своим именем и встать около своего стула. (Дети выполняют задание.)

Да, теперь я вижу, что ваше право не нарушено и у каждого есть имя. А какой документ получает ребёнок при рождении, подтверждающее это право?

Дети: свидетельство о рождении.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Слайд.) (Картинка с изображением свидетельства о рождении.)

Молодцы!

А вот и первая подсказка. (Слайд.) «Лепесток голубого цвета находится под синим кубиком». Лепесток крепится на доску.

Ну что, дети первый лепесток мы уже отыскали. Следующее задание. (Слайд.) (Картинка с изображением флага с гербом РФ.)

Ребята как называется страна в которой мы живем?

Ответы детей (Россия).

А сейчас о России нам _____ прочитает стихотворение:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

А ______ сейчас расскажет, почему нашу страну называют Россия.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Ребята, раз вы живёте в России, значит вы…?

Ответы детей (россияне).

Значит какое право вы все имеете живя в России?

Ответы детей (право на гражданство).

Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили? (Слайд .) Да, все вы являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Правдилии, у них тоже есть такое право.

(Слайд.) Вот и вторая подсказка. «Лепесток красного цвета находится под красным кубиком». Педагог крепит лепесток на доску.

(Слайд.) (Картинки с изображением Буратино и Незнайки.)

Как вы думаете, ребята о каком праве говорят нам эти картинки?

Ответы детей (праве на образование).

Вспомните, по какой причине они всё время попадали в неприятные истории?

Ответы детей (не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей).

Как вы думаете, для чего человеку учиться?

Ответы детей (чтобы получить профессию).

Давайте поиграем в игру «Вставьте слово» (Игра проводится с мячом в кругу.)

Воспитатель начинает, дети заканчивают:

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку - (машинист) .

Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр) .

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает - …(молодец)!

Дети садятся.

Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?

Ответы детей.(Право на образование.)

Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях.

Назовите их.

(Ответы детей: хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой.)

(Слайд.) Молодцы, ребята. Вы добыли следующую подсказку. «Лепесток зеленого цвета находится в уголке природы». На магнитную доску крепится лепесток зеленого цвета. (Слайд.) (Картинки из сказок «Золушка», «Серая шейка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».) Здесь нужно выбрать лишнюю картинку. (Дети обсуждают какая картинка может быть лишней и почему.)

Лишней является картинка из сказки «Золушка», потому что в этой сказке нарушено право на имя, а в остальных сказках нарушено право на жизнь. (Слайд.)

А кто вам подарил жизнь?

Ответы детей. (Мама.)

Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.

_____ читает:

Осенью, весной,

Летом и зимой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

В радости любой,

В горести любой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

На ночь и с утра

Нынче, как вчера,

Кто тебе желает

Всякого добра?

Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.

Давайте посмотрим справились ли вы с этим заданием? (Слайд.)

А вот и новая подсказка. (Слайд.) «Лепесток розового цвета находится в театральном уголке». Лепесток крепиться на доске.

Перейдём к следующему заданию. (Слайд.) (Ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7 Я».)

Какое право зашифровано в этом ребусе?

Ответы детей. (Право на семью.)

А сейчас ___________ прочитает стихотворение:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

- А для чего человеку нужна семья?

Ответы детей.

Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.

Дружная семья гору сдвинет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.

В родной семье и каша гуще.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Без хозяина дом – сирота.

Давайте посмотрим справились ли вы с этим заданием? (Слайд.) Молодцы! (Слайд.) А вот и следующая подсказка. «Лепесток синего цвета находится на подоконнике» Крепят синий лепесток.

(Слайд.) (Картинка с доктором Айболитом.)

Что это за сказочный персонаж?

Ответ детей. (Доктор Айболит.)

Читает:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

А как называется врач, который лечит зверей?

Ответ детей. (Ветеринар.)

Да, ребята, врачи оказывают медицинскую помощь не только животным, но и людям.

О каком праве пришла пора нам говорить?

Ответ детей. (О праве на медицинское обслуживание.)

Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?

Ответы детей.

А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.

Дети встают около стульчиков.

Представьте, что я простудилась. У меня болят горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пришла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного). А врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по-очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.

(Дети передают листок с назначением лечения друг другу и называют: поставить горчичники, полоскать горло, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины…)

После того, как свое лечение назначил последний ребенок, воспитатель выздоравливает, за что благодарит детей.

Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?

Ответ детей. (Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.)

Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?

Ответ детей. (Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.)

Давайте проверим справились ли вы с этим заданием? (Слайд.)

А вот и новая подсказка. (Слайд.) «Лепесток желтого цвета находится в уголке ИЗО». Дети находят и прикрепляют лепесток желтого цвета на доску.

Приступим к выполнению следующего задания. (Слайд.) (Иллюстрация в виде паззла из сказки «Крошечка – Хаврошечка.)

Посмотрите, ребята, злой волшебник усложняет задания, но мы не сдадимся верно? Необходимо собрать эту картинку. (дети собирают паззл) Какое право нарушено в этой сказке?

Ответы детей. (Право на отдых.)

Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?

Ответы детей. (Да.)

Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения

Осенью, весною, летом и зимою,

Мы во двор выходим дружною семьёю.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Дети садятся.

Хорошо отдохнули? Мы с вами сейчас каким правом воспользовались?

Ответы детей. (Правом на отдых.) Давайте проверим справились ли мы с этим заданием?

(Слайд.) А вот и последняя подсказка. (Слайд.) «Лепесток фиолетового цвета находится на бильярдном столе».

- Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. (Слайд.) (Картинка с улыбающимся королем и добрым волшебником.) Ребята, добрый волшебник ещё что-то нам прислал.

(Слайд.) (Картинка с подсказкой где находится конверт с сюрпризом. В конверте медали «знаток права» и письмо « Спасибо, дорогие ребята за помощь. В нашей стране снова воцарился порядок, ведь все права снова на месте. Обещаю, что жители нашей страны теперь будут лучше охранять «цветок счастья». И на память об этом приключении мы дарим вам эти медали, чтоб вы всегда помнили о своих правах».)

Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение?

Ответы детей. (Да.)

А что больше понравилось?

Конспект НОД по правовому воспитанию дошкольников «Путешествие в сказочную страну Детства»

Борисова Наталия Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ ЦРР - детский сад №21 г. Истра
Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: «Правовое воспитание у детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие у детей основ правового сознания, который подскажет, как в игровой форме познакомить детей с таким сложным вопросом как "право".
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи :
Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Книги-сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
Магнитные доски (2).
Медальоны цветка на каждого ребенка.
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям 12 группы «Радуга», обратный адрес «Сказочная страна Детства». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети : Да
Воспитатель:
Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Ответы детей.
- Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!
Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик, который нам подарила Фея Здрасте, на котором мы уже летали к ней в гости?
- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
В стране « Детства».
Встречает Красная Шапочка:
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Воспитатель:
Красная Шапочка, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.
- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
Посмотрите, тут волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
(Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети:
Право на имя.
- А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
Ответы детей.
- Какой документ вы получаете при рождении?
Дети:
Свидетельство о рождении (показать).
Воспитатель:
- Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого приводят в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами, особенно вам всем нравится, когда вас называют ласково. Давайте сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
(Дети встают около стульчиков и называют своего соседа ласковым именем).
- Понравилось?
- Ребята, вы уже знаете, что каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?
Ответы детей.
- Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут)


Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
Дети садятся.
А вот и первая подсказка.
(Воспитатель достает из сундука цветок синего цвета и читает: «лепесток голубого цвета находится под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ, прикрепляет на магнитную доску.
- Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей.
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Дети исполняют 1 куплет песни «Россия» (стоя)
Дети садятся.

- Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
Дети:
-Россияне.
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
- Право на гражданство.
Воспитатель:
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «лепесток красного цвета находится под красным кубиком»)
Педагог крепит лепесток на магнитную доску.
Из сундука на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино.

Звучат строки из песни «Чему учат в школе».
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
- О праве на образование.
-Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?
Дети:
-Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей.
А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: (3).
- Молодцы, справились с заданием.
- А вот следующее задание.
Игра «Восстанови пословицу»
(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель начинает пословицу, дети должны ее закончить.

Воспитатель:
Век живи
Дети:
Век учись
Воспитатель:
Учиться
Дети:
Всегда пригодится
Воспитатель:
Ученье – свет
Дете:
Не ученье - тьма
Воспитатель:
Кто грамоте горазд
Дети:
Тому не пропасть
- Молодцы, и с этим заданием справились легко.
-А теперь самое сложное задание, если и с ним справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
Игра «Вставьте слово»
(игра проводится с мячом в кругу)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:

Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист) .
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр) .
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
Дети садятся.
- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
Ответы детей.
-Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях.
Назовите их.
(Ответы детей: хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой).
- Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: «лепесток оранжевого цвета находится в цветке из воздушных шаров»)
На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
На магнитную доску размещаются сюжеты из сказок «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Серая шейка»)

Воспитатель:
- Ребята, какое право нарушено в этих сказках?
Дети:
- Право на жизнь.
В каких еще сказках нарушается это право?
Ответы детей (Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»).
Воспитатель:
- Ребята, а кто подарил вам жизнь?
Дети:
- Мама.
Воспитатель :
- Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
Воспитатель:
- Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.
- А вот и новая подсказка. «Лепесток розового цвета находится на пианино». Ребенок с помощью педагога крепит лепесток.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»

- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети:
- Право на семью.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель:
-А для чего человеку нужна семья?
Ответы детей.
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
(Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»)
Воспитатель:
Следующая подсказка: «Лепесток синего цвета находится на подоконнике»
Крепят синий лепесток.
Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
- Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей.
Ребенок читает:
-Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?
Дети:
- Ветеринар.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети:
- О праве на медицинское обслуживание.
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
Ответы детей.

Воспитатель:
-А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.
Дети встают около стульчиков.
Воспитатель:
- Представьте, что я простудилась. У меня болят горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пришла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного). А врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по-очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.
(Дети передают листок с назначением лечения друг другу и называют: поставить горчичники, полоскать горло, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины…).
После того, как свое лечение назначил последний ребенок, воспитатель выздоравливает, за что благодарит детей.

Воспитатель:
- Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
-Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
Дети:
- Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка «Лепесток желтого цвета находится в складках голубой занавески»
Дети находят и прикрепляют лепесток желтого цвета на доску.
На магнитной доске иллюстрации из сказок «Двенадцать месяцев», «Крошечка – Хаврошечка.

Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено?
Дети:
- Право на отдых.
Воспитатель:
- А в каких еще сказках нарушалось это право?
Ответы детей («Золушка», «Морозко»).
Воспитатель:
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
-Ой, смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
(Воспитатель брызгает водой из распылителя).
- Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства игру «Солнышко и дождик. Вы ведь скоро пойдете в школу и уже больше в нее не поиграете.
Игра «Солнышко и дождик»


Воспитатель:
- Солнце светит веселей,
Выходи гулять скорей!
(Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
-Дождик начал моросить
И ребяток веселить.
- Дождик, дождик все сильней,
Все под зонтик поскорей!
(Дети прячутся под зонтик)
После игры.
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- По лужицам скакать!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- Кораблики пускать!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- На радуге качаться!
Воспитатель:
- Что делать после дождика?
Дети:
- Да просто улыбаться!
Воспитатель: - Ой, мне на ладошку сел солнечный зайчик. Какой он теплый, ласковый! Возьму зайчика и посажу на ладошку Маше. Посмотрите, а этот солнечный зайчик залез за воротник к Андрюше!
Игра «солнечный зайчик»
- Давайте соберем всех солнечных зайчиков и отпустим, пусть всем от их яркого света будет тепло.


- Какие дружные солнечные зайчики. Собрались все солнечные зайчики вместе, и получилось яркое солнышко.
Дети садятся.
Воспитатель:
Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится на люстре».
-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. (Фото 5.jpg)
Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков?
Дети : 7
- Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из одноименной сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую.
Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети:
- В конвенции о правах ребенка.
Педагог показывает детям и Красной Шапочке брошюрку.
Воспитатель:
-Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок…)
-А для этого ваши родители, а также все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.
Ребенок:
-Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Воспитатель:
-Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не карите
Ни родитель, ни учитель.
Ребенок:
-Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Песня «Светит солнышко»


Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.
Методическая литература:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет.дошк. учреждений) М.: Обруч, 2010.

Дата публикации: 22.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Сценарий внеклассного мероприятия

«Я - ребёнок. Я - человек»,

посвящённого Всемирному дню прав человека

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций).

    Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

    Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

    Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся.

5.развивать коммуникативные качества учащихся.

6.Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

7.Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

8.Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

Учащиеся сидят за столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 часть: «Вступительное слово»

Ведущий 1. Добрый день, друзья. Сядьте хорошо и слушайте внимательно.

Начинаем наше занятие,

Речь пойдёт здесь всё о вас.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

1-2-3 СЛАЙД.

Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества:

Вед. Мы с вами знаем, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Учен. Таня.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас-

Мы с тобой из разных рас.

Учен. Юля.

Ну, так что же,

Мы ведь дети - ты и я,

И у нас одна Земля.

Вед: - Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе.

Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины.

Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войны, чтобы никто не знал страха и нужды.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

6.Слайд Конвенция о правах ребёнка

Вед. Это международный документ о правах ребенка.

У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права ребенка»)

Вед. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах ребенка.

8.СЛАЙД. ДЕКЛАРАЦИЯ

11 - ПРАВА РЕБЕНКА.

Вопрос: - Что же такое права ребенка?

Права - это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.

У каждого живущего на свете

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать права свои.

13 слайд «Права человека».

Вед. Мы с вами сегодня познакомимся с вашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые права.

Если кто-то нарушил ваши права вы можете позвонить и к вам придут на помощь.

14.СЛАЙД. ТЕЛЕФОНЫ

15 СЛАЙД. ЛИТЕРАТУРА

16-17.слайд «Я - ребёнок, я - человек-Я должен иметь права.»

18-22. СЛАЙД. Игра «Разрешается- запрещается»

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается

Вед: Молодцы!

23.СЛАЙД. «Народная мудрость гласит»

(2 конверта с пословицами, разрезанными на части)

Вед: Права человека нашли своё отражение в пословицах. Сейчас я дам вам пословицы разрезанные по частям. Вам нужно правильно составить эти части, чтобы можно было их прочесть.

24-25-26.СЛАЙД.

В здоровом теле - здоровый дух (Право на пользование услугами здравоохранения)

У семи нянек дитя без глазу (Право ребёнка на заботу родителей)

Капля никотина убивает лошадь (Право ребёнка на защиту от наркотиков)

27.СЛАЙД. ЗАГАДКА

Если дети заболели, плохо чувствуют себя

и у них бронхит, ангина, слышен детский крик и плач

вам поможет только ….

28.СЛАЙД. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Доктор; Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь добрый доктор. Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели? Что ж осмотром я довольна. Из ребят никто не болен. Чтоб здоровыми остаться, нужно спортом заниматься!

На зарядку становись!

29-30-31.СЛАЙД. (ДЕТИ ВСТАЮТ И ДЕЛАЮТ ЗАРЯДКУ)

Прошу всех встать и зарядку выполнять.

Все дышите, не дышите,

Вместе руки поднимите,

Опустите,наклонитесь,разогнитесь.

Встаньте прямо,улыбнитесь.

И исполним мы сейчас" "Танец маленьких утят.""

Доктор. Каждый весел и здоров и к занятию готов. До свидания,ребята!

Воспитатель: Каким правом мы сейчас пользовались? «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью.

27.СЛАЙД. «Я знаю»

(сигнальные таблички с цыфрами 1.2.3.)

Вед: В этом конкурсе мы проверим у вас знание ваших прав. Я буду задавать вопросы, а вы думайте и отвечайте на вопросы. Нужно поднять табличку с цифрой 1 или 2 или 3.

Нецензурная брань учащихся в школе - это

1. Игра 2. мелкое хулиганство.

(ст.158, мелкое хулиганство).

В каком возрасте ребенок может быть привлечен к уголовной ответственности?

    14 лет 2. 16 лет 3. 18 лет

В каком возрасте ребенок получает паспорт?

1. 12 лет 2. 14 лет 3. 18 лет

(Конституция РФ, ст.14лет).

Кто пользуется большими правами в отношении детей -

1. Отец 2. Мать 3.Отец и Мать.

(СК ст.62, равенство прав родителей).

Какой первый документ, получает человек.

    Паспорт 2. Свидетельство о рождении.

СЛАЙД. «Волшебный сундучок»

(сундучок с предметами)

Вед: Я буду вынимать из сундучка разные предметы. Вам нужно как можно быстрее сказать, какие права человека они могут означать.

1) Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

2) Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

3) Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

3) Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

4) Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка жить вместе с мамой и папой).

Вед.: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова часто говорят дети. Но права не могут существовать без обязанностей.

Поэтому у каждого ребенка есть обязанности.

СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Вед. А вот вы часто их забываете. Ребята, что такое обязанности?

Обязанности - это поведение человека в обществе.

Вед. Есть обязанности и у вас, у школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей) Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

СЛАЙД. «Правовой цветник»

(серединки цветка и отдельно - лепестки цветка с написанными на них правами и обязанностями.)

Вед: На столе лежит два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого - «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

* Жить с родителями

* Лечиться в больнице

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Вед. Молодцы! Я думаю вы запомнили что такое права, и обязанности.

Права и обязанности у всех одинаковые, и если о них забывают, человеку очень трудно жить.

Права принадлежат всем людям. Давайте еще раз вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение

"Наши права".

    В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки-

Все люди на планете.

2.На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Право есть у нас такое.

Заболев, когда случиться-

Каждый вправе полечиться.

    Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу - он не прав-

Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно -

Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

    Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда.

Вед. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции - основном законе нашей страны.

Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, о том, как защитить свои права.

Сейчас мы еще раз прочитаем ваши права и хорошо их запомним. Слайд.

Ученики читают по одной строчке.

Последнюю строчку ребята произносят все вместе

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы - дети!

Слайд № 22. Спасибо за работу!

Звучит фонограмма песни «Детство» (девочки поют)

Вед. А сейчас все дружно возьмемся за руки и встанем в хоровод.

Звучит песня «Большой хоровод» дети танцуют.

Учен. Таня.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас-

Мы с тобой из разных рас.

Учен. Юля.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети - ты и я,

И у нас одна Земля.

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать права свои

Занятие «Мои права и обязанности»

Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.

Задачи:

  • закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
  • развитие умения отстаивать свои права;
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
  • умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Ход занятия:

Социальный педагог: С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно страны Западной Европы, Северной Америки и Россия оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление.

Социальный педагог: Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.

Социальный педагог: Как вы думаете о чем сегодня говорить на нашем занятии? (обучающиеся формулируют ответы)

Социальный педагог: Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)

«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.

Социальный педагог: В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники

20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка..

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.

Упражнение «Воображаемая страна»

Представьте, что вы открыли новую страну, куда не ступала нога человека, и где нет ни законов, ни правил. Вы будете первыми поселенцами на этой новой земле. Вы не знаете, какое положение будете занимать там. Каждая группа должна написать три права, которые, по их мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. После обсуждения учащиеся выбирают права являющиеся, по общему мнению, наиболее важными.

Упражнение «Права и обязанности в сказках»

  1. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)
  2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)
  3. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)
  4. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)
  5. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках.(Право на свободу)
  6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

Упражнение «Пойми меня»

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность наделенную правами. Я предлагаю вам изобразить права ребенка, закрепленные в Конвенции в виде рисунка.

Группы изображают право, предлагая отгадать его остальным

Социальный педагог: Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников?

Социальный педагог: Учиться.

Какие еще у вас есть обязанности? (ответ обучающихся)

Физкультминутка

Социальный педагог: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Упражнение «Три правила»

Каждой группе предлагается написать три важных права, которые, как они считают, они должны иметь в школе, и три важных права, которые, они должны иметь дома. Затем группы обмениваются списками и должны придумать обязанности, которые соответствуют правам из списка. Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства. Баланс прав и обязанностей заключается в том, что мы должны осуществлять наши права в определенных пределах.

Вставьте нужные слова :

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин

2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав

3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все … парламентом зовут

4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель

Упражнение «Мои права»

Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?

  1. право на жизнь; (ч)
  2. право на бесплатное образование; (ш)
  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)
  4. право на получение дополнительного образования; (ш)
  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)
  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)
  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)
  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)
  9. право на отдых; (ч)
  10. достоинство личности; (ч)
  11. право на социальное обеспечение; (ч)
  12. право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)
  13. право на обучение по индивидуальным программам; (ш)
  14. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)
  15. право на неприкосновенность жилища; (ч)
  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г
  17. право на выбор образовательного учреждения; (ш)
  18. право вступать в общественные организации; (ч)
  19. право пользоваться родным языком; (г)
  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)
  21. право на свободу слова; (ч)
  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)
  23. право на свободный труд; (ч)
  24. право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)
  25. свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)
  26. право на информацию; (ч)
  27. право частной собственности; (ч)
  28. право на предпринимательскую деятельность; (ч)
  29. право на жилище; (ч)
  30. право на доступ к культурным ценностям; (ч)

Упражнение «Может ли…»

Задание Может ли ….. (да или нет)

Распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

В возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

Дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

С 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

С 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Упражнение «Мои обязанности»

  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
  2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)
  3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
  4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
  5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..
  6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
  7. Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
  8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
  9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны;(Культурное)
  10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Упражнение «Преступление и наказание»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

  • Грабеж, грабеж, разбой
  • Клевета
  • Похищение человека
  • Умышленное убийство
  • Изнасилование
  • Хулиганство
  • Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
  • Угон автотранспорта
  • Нарушение изобретательских и патентных прав
  • Захват заложников
  • Вооруженный мятеж
  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  • Неоказание помощи больному
  • Бандитизм
  • Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики
  • Нарушение требований пожарной безопасности
  • Незаконное изготовление оружия
  • Вандализм
  • Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
  • Государственная измена
  • Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность

Ограничение свободы

Упражнение «Задачки»

Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения . (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Упражнение «Паспорт»

Правильно ответить на вопросы.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Упражнение «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Права школьника в школе

Права учащихся образовательных учреждений определены в государственном Законе «Об образовании» и соотносятся с правовым документом международного значения - Конвенцией ООН о правах ребенка, в том числе школьника. Выбрав школу, родители и ученики могут при желании ознакомиться с Уставом данного учебного заведения и Правилами внутреннего распорядка. По общему требованию выписки из Устава и школьных Правил внутреннего распорядка размещаются на стенде для всеобщего обозрения. Основные права школьника следующие:

  • право на бесплатное образование, соответствующее определенным государством образовательным стандартам;
  • право на выбор образовательного учреждения, формы обучения и возможность досрочной сдачи экзаменационных работ;
  • право на признание личности без дискриминации по любому из признаков и право на неприкосновенность;
  • право на пребывание во время образовательного процесса в приемлемых условиях (безопасная и комфортная обстановка, качественное питание);
  • право на выражение собственных убеждений в корректной форме;
  • право на обучение на родном языке;
  • право на объективную оценку знаний и умений;
  • право на доступ к информационным ресурсам школы, к примеру, к книжному фонду библиотеки;
  • право на посещение дополнительных занятий, факультативов и кружков, включая платные;
  • право на отдых в каникулярное время, в выходные дни и в перерывах между уроками;
  • право на участие в школьных общественных объединениях, не имеющих религиозной или политической направленности. Этим правом обладают дети старше восьми лет;
  • право на участие в управлении образовательным учреждением. В случае несогласия с каким-либо решением администрации, учащийся может обратиться в уполномоченные госорганы;
  • право на перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности школьника в школе

Наряду с правами у каждого школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять:

  • соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;
  • следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное отношение к учащимся и сотрудникам;
  • посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;
  • добросовестное отношение к учебе;
  • предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от родителей в случае отсутствия ребенка на уроках;
  • ответственное отношение к общему имуществу учреждения, соблюдение порядка в здании и на территории учебного заведения;
  • соблюдение опрятности в одежде;
  • забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.

Какие последствия влечет за собой неисполнение обязанностей?

Чтобы не попасть в число нарушителей дисциплины, необходимо, чтобы ребенок хорошо ориентировался в нормах и правилах поведения конкретного общеобразовательного учреждения. Нарушения дисциплины учащимся влечет применение к нему определенных мер:

  • замечание;
  • требование публичного извинения;
  • условное исключение из общеобразовательного учреждения;
  • исключение из школы.

Целенаправленная работа по ознакомлению с правами и обязанностями младших школьников проводится педагогом или представителем администрации на внеклассных занятиях и в процессе проведения общешкольных мероприятий.


Роза Дмитриева
Конспект занятия «Права ребенка»

Конспект занятия "Права ребенка "

Роза Дмитриева

Цели :

Обучающие : обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях . Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивающие : развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающие : воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал : шляпа, конверты, схемы прав , макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, русских народных сказок

Беседы по теме «Права ребёнка » рассматривание иллюстраций к литературным произведениям

Разучивание пословиц

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Вызов врача»

Игры «Я помогаю маме» , «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями) .

– Ребята, к нам пришло много конвертов от людей, которых интересует тема «Права ребёнка » . Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию . И мы с вами будем рассказывать о правах , зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами . Согласны? Начнём.

Основная часть.

Конверт 1-й

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём . Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме ?

– Что означает, иметь право на имя ?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Иг. «Шляпа знакомств» .

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя .

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места . (Дети садятся за столы) .

конверт 2-й

– А следующий конверт откроет (имя….)

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме ?

– Верно, право на семью . Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша бабушке?

– Кто Маша дедушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья….»

Ребус «Семья или 7Я» .

– Ребята, а здесь ещё одно задание : нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

Правильно , это слово семья.

Конверт 3-й

А здесь у нас загадка, послушайте.

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый (дом)

– О каком праве пойдёт речь ?

Иг. «Собери разрезные картинки» .

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка, Рукавичка) .

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

Конверт 4-й

– А мы продолжаем нашу консультацию . …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование ) .

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование ?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

Физминутка.

Конверт 5-й

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед . обслуживание)

– Послушайте Корнея Чуковского сказка «Айболит»

– Почему у бегемотиков заболели животики?

– Чем опасно играть на трамвайных путях?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи» .

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих) .

– Кто из вас будет больным?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь : сообщаем, что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (и т. д.) .

Конверт 6-й

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь диск с музыкой, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях ?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

Конверт 7-й

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права , а что у него ещё есть?» (Обязанности) .

Правильно , ведь права и обязанности живут рядом.

Иг. «Собери ножки сороконожке»

– Возьмите по ножке, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем ножку к сороконожке.

– Посмотрите, что случилась с сороконожкой? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права , но и обязанности.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны ? (конвенция о правах ребенка ) .

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришел конверт)

– Ребята, ещё один конверт пришел адрес детского сады в группу «Радуга» Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором удостоверения юного консультанта . Награждает каждого ребёнка).