Срок оплаты товара по 223 фз. Возможные сроки оплаты по договору. Структура программы партнерства

Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует напрямую порядок исполнения заказчиком денежных обязательств. Что же касается подзаконных нормативных актов, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 закона 223-ФЗ, организаторы закупок руководствуются . Кроме того, он может установить порядок расчетов в своем , однако такие нормы не должны противоречить требованиям ГК. В статье разберем, что нужно сделать, чтобы прошла оплата по 223-ФЗ, в какие сроки заказчик обязан перечислить деньги.

Поставщику следует внимательно ознакомиться с установленными условиями оплаты в проекте договора на этапе подготовки заявки. При необходимости можно направить положений договора.

В нем могут быть прописаны следующие варианты расчетов:

  • единовременная оплата после всех выполненных обязательств поставщиком;
  • частичная или полная предоплата (аванс);
  • поэтапная (при наличии нескольких этапов исполнения обязательств).

Отдельно стоит остановиться на том, что является фактом оплаты по договору по 223-ФЗ: поступление или списание средств. По общему правилу, в соответствии со статьей 316 ГК РФ, произведенной оплатой считается зачисление средств на расчетный счет поставщика. Такая позиция подтверждена в Постановлении Пленума ВС РФ от 22.11.2016 № 54. Однако для избежания разногласий в контракте обычно определяется, когда денежное обязательство считается исполненным.

Какие документы нужно подготовить

Мы собрали в таблице перечень и образцы документов, которые необходимо подготовить и передать заказчику для получения денежных средств поставщику.

Если договором предусмотрен аванс, организация сначала выставляет счет на предоплату, затем по факту полного оказания услуг передает счет на оставшуюся сумму, а также счет-фактуру и акт на полную сумму, включая сумму аванса.

При поэтапных расчетах исполнитель передает заказчику счет и акт (товарную накладную) после выполнения каждого отдельного этапа.

Оплата производится после приемки товаров (работ, услуг) и подписания переданных документов. В договоре прописываются сроки, в которые заказчик должен провести приемку.

Бланк счета на оплату

Товарная накладная ТОРГ-12

Акт сдачи-приемки выполненных работ

Счет-фактура

Авансирование по договору

Вопрос авансирования не прописан в законе № 223-ФЗ. Порядок предоплаты регулируется общими правилами гражданского законодательства и положениями о закупках. Установление аванса чаще всего является правом, а не обязанностью заказчика.

Предварительная оплата может быть полной или частичной. В контракте четко прописывается:

  • срок перечисления аванса (до конкретной даты или в течение определенного срока с даты заключения контракта). Если в заключенном договоре предусмотрена предоплата, но не указан срок, то в соответствии с п. 1 ст. 487, п. 2 ст. 314 ГК РФ, по договорам поставки срок составляет 7 дней с даты предъявления поставщиком соответствующего требования (выставления счета);
  • размер аванса (конкретная сумма или процент от цены контракта).

В положениях большинства крупных заказчиков (ГК «Ростех», АО «РЖД», АО «Роснано» и др.) предусмотрено, что при установлении аванса заказчик предъявляет требования по обеспечению исполнения договора в размере не менее суммы аванса. При этом указанное обеспечение должно включать обязательство по возврату аванса.

Что делать, если сроки не соблюдаются

В случае если заказчик нарушает сроки оплаты по 223-ФЗ, подрядчик может:

  1. Направить претензию с требованием уплаты долга и пени по выполненному объему работ (услуг).
  2. Приостановить исполнение договора с направлением претензии.
  3. Расторгнуть контракт. Порядок одностороннего отказа прописывается в документе и по общему правилу допускается при многократном нарушении заказчиком своих обязательств.
  4. В случае если досудебный порядок не дал результата, поставщик вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

14 декабря 2016 года Председателем Правительства РФ подписано Постановление Правительства РФ N 1355, вносящее изменения сразу в несколько постановлений Правительства, касающихся закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В частности, текстом принятого акта в рамках изменений постановления Правительства РФ Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлен предельный срок оплаты исполненных обязательств по всем договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства крупными заказчиками.

До внесения указанных поправок постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 был установлен предельный (максимальный) срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) - в 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора) только для договоров по результатам специализированных закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Новым постановлением внесены изменения в текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, в частности:

1) У становлен предельный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектами МСП, по результатам закупки с участием любых лиц, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства, - не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Ограничение применяется только для договоров, заключенных с субъектами МСП, несмотря на то, что закупка проводится на общих основаниях.

Соответствующим пунктом 14(3) дополнен текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352.

2) В водится положение о предельном 30-тидневном сроке расчета поставщика с субподрядчиком, субисполнителем - субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком по результатам закупки, в которой было установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

Срок оплаты будет считаться со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Такое условие должно обязательно включаться в документацию о закупке, в которой заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Соответствующие изменения предусмотрены новым пунктом 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, введенным постановлением Правительства РФ №1355.

Таким образом, в новой редакции постановления №1352 срок расчета с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, ограничивается 30-тью календарными днями для победителей из числа субъектов МСП по итогам закупок на общих основаниях, для всех участников специализированных закупок (только для субъектов МСП) и для субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов МСП в рамках договоров по итогам закуок, в которых привлечение субъектов МСП было обязательным. Напомним, что указанные требования включены в текст постановления №1352, которое применяется для юридических лиц с крупным объемом годовой выручки.

Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования постановления - 16 декабря 2016г. (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.12.2016).

Кроме того, принятым 14 декабря 2016 года постановлением Правительства РФ N 1355 внесены изменения также в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга", в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", в форму годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1442 "О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".

Заказчик установил срок оплаты за товар в течении 60 дней после подписания актов приема. Имеет ли он такое право? Запрос котировок проводится по 223 ФЗ. Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь: Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (1) Положение о закупке – документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке. Заказчик включает в Положение о закупке в том числе порядок, в котором готовит и проводит процедуру закупки, способы закупки, правила, по которым стороны заключают и исполняют договор.

Каким должен быть срок оплаты товара по 223 фз?

Внимание

N 1352, в частности: 1) Установлен предельный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектами МСП, по результатам закупки с участием любых лиц, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства, — не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Ограничение применяется только для договоров, заключенных с субъектами МСП, несмотря на то, что закупка проводится на общих основаниях. Соответствующим пунктом 14(3) дополнен текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утв.

Возможные сроки оплаты по договору

Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.12.2016). Кроме того, принятым 14 декабря 2016 года постановлением Правительства РФ N 1355 внесены изменения также в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга», в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г.

Открытая консультация по 223-фз

Закон 223-ФЗ считается рамочным, то есть в нем не прописываются четкие требования к проведению закупочных процедур. Заказчику необходимо самостоятельно разработать положение о закупках, которым он и будет руководствоваться в дальнейшем. При заключении договоров с контрагентами обязательным становится соблюдение не только норм 223-ФЗ, но и Гражданского Кодекса.

Инфо

Поэтому заказчикам необходимо помнить несколько особенностей таких процедур. Виды договоров Все действующие на территории нашей страны договора можно разделить на две группы: рамочные и возмездные. В первых не прописываются конкретные данные о цене и объему поставляемых товаров или услуг.


Отгрузка продукции или оказание услуг осуществляется по заявке заказчика. В документе описаны лишь общие правила ведения договорных взаимоотношений. По нормам 223-ФЗ заключение таких договоров невозможно.

Правительство внесло такие поправки в Постановление N 1352. Договоров, заключенных до 16 декабря, новшество не касается. Тридцатидневный срок оплаты отсчитывается с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товаров, работ, услуг.

223 ap оплата по договору в какие сроки

Важно

Соответствующие изменения предусмотрены новым пунктом 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, введенным постановлением Правительства РФ №1355. Таким образом, в новой редакции постановления №1352 срок расчета с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, ограничивается 30-тью календарными днями для победителей из числа субъектов МСП по итогам закупок на общих основаниях, для всех участников специализированных закупок (только для субъектов МСП) и для субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов МСП в рамках договоров по итогам закуок, в которых привлечение субъектов МСП было обязательным. Напомним, что указанные требования включены в текст постановления №1352, которое применяется для юридических лиц с крупным объемом годовой выручки.

223 фз оплата по договору в какие сроки

  • Правовые ресурсы
  • Обзоры законодательства

21 декабря 2016 года 21.12.2016 С 16 декабря 30-дневный срок оплаты стал обязательным по всем договорам по 223-ФЗ с малым бизнесом Правительство внесло такие поправки в Постановление N 1352. Договоров, заключенных до 16 декабря, новшество не касается. Тридцатидневный срок оплаты отсчитывается с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товаров, работ, услуг.
Новые правила касаются трех категорий договоров, заключаемых по Закону N 223-ФЗ: — по итогам закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП); — по результатам закупки, проводимой только среди малого и среднего бизнеса; — в случаях, когда заказчик установил требование к поставщикам, подрядчикам, исполнителям привлечь к исполнению договора субподрядчиков или соисполнителей из числа субъектов МСП.
Во всех контрактах должны быть четко прописаны условия поставки, цена товаров или услуг, порядок оплаты и так далее. То есть по 223-ФЗ возможны заключения только возмездных договоров. Заказчики, опираясь на нормы 223-ФЗ, могут заключать с контрагентами следующие виды договоров:

  1. Купли – продажи.


    При оформлении взаимоотношений в этом случае стороны должны соблюдать требования главы 30 ГК РФ. Такие договора подразумевают поставку товаров, электроснабжение, приобретение недвижимости.

  2. Подряда. По заданию заказчика вторая сторона обязуется выполнить все работы, предусмотренные контрактом. Заказчик в свою очередь принимает и оплачивает их. При этом должны соблюдаться нормы статьи 37 ГК РФ.
  3. Оказания услуг. Контрагент по заданию заказчика оказывает ему определенные услуги.
  • Когда объектом закупки выступают товары, входящие в правительственный перечень за номером 2027. Сюда входят бланки ценных бумаг, оборудование для производства государственных бланков и так далее.
  • При необходимости по соглашению сторон условия заключенного договора разрешено изменять. При внесении корректировок в объем поставляемых товаров или услуг, цену контракта или срок его исполнения сведения об этом должны быть отражены в ЕИС. Эта норма регламентируется частью 5 статьи 4 223-ФЗ. Вся информация об этом должна появиться в свободном доступе в срок не позднее 10 дней с момента вступления поправок в законную силу. Так как 223-ФЗ не дает четкого понимания того, как должна проводиться закупка и заключаться договор, то заказчикам необходимо ориентироваться на другие законодательные акты, в первую очередь Гражданский Кодекс.

Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. При этом если заказчик проводит закупку только среди субъектов СМП, то срок оплаты по такому договору должен составлять не более 30 календарных дней со дня, когда контрагент исполнил обязательства. Об этом сказано в пункте 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 Вместе с тем, необходимо учитывать, что в проект контракта выставленного на запрос котировок при его заключении изменения внести нельзя. Все услуги юристов в Москве Претензионная работа по 44-ФЗ Москва от 7000 руб. Комплексное обслуживание юридических лиц Москва от 33000 руб.
Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352. 2) Вводится положение о предельном 30-тидневном сроке расчета поставщика с субподрядчиком, субисполнителем — субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком по результатам закупки, в которой было установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Срок оплаты будет считаться со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Такое условие должно обязательно включаться в документацию о закупке, в которой заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

Заказчик (в рамках 223-ФЗ) установил срок оплаты по договору -180 дней со дня исполнения договора. Является ли данный срок оплаты ограничением на участие? На одном из Ваших вебинаров данный факт прозвучал как ограничение участия.Если не состоялись конкурентные закупки и заказчик заключает контракты по п.25 ч.1 ст.93, то корректируются объем закупок по закупке У СМП И СОНО, ведь сумма закупок по ед. поставщику увеличилась?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Возможность проводить закупки продукции, не включенной в Перечень, участниками которых могут быть только МСП, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее - Положение) не предусмотрена.

Поэтому если товар или услуга не были включены, в утвержденный перечень товаров работ, закупаемых у МСП, то не рекомендуем в плане закупок напротив этого товара указывать, что закупка будет осуществляться у МСП .

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, а также форма годового отчета установлены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352.

Согласно п. 4 Положения закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В свою очередь, в соответствии с п. 8 Положения для проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики обязаны утвердить Перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, у любых лиц, указанных в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства .

При этом при проведении указанных закупок участникам таких закупок (далее - спецторги) предоставляются следующие преференции:

  1. заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30% суммы договора для субъектов МСП - участников программы партнерства;
  2. срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки на спецторгах, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора);
  3. если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии со спецторгами, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2% начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
  4. если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии со спецторгами, установлено требование к обеспечению исполнения договора , размер такого обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса.

Таким образом, заказчик, устанавливая требование об участии в закупке исключительно МСП и предоставляя им преференции, вправе устанавливать ограничение количества участников закупки только в том случае, если осуществляется закупка товаров, работ, услуг из Перечня.

Установление ограничения количества участников закупки при закупке товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень Законом № 223-ФЗ и Положением не предусмотрено.

Поэтому если товар или услуга не были включены в утвержденный перечень товаров работ, закупаемых у МСП, то не рекомендуем в плане закупок напротив этого товара указывать, что закупка будет осуществляться у МСП.

При этом заказчик может осуществить закупки у МСП продукции, не включенной в Перечень, устанавливая в отношении участников требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Т.е., заказчик своим положением о закупке определяет, в том числе, порядок исполнения договоров (в частности, сроки оплаты).

Но обращаем Ваше внимание, что

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Согласно этому постановлению, если закупка осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты по такому договору должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств.

Т.е., если закупка осуществляется у МСП (в соответствии с Постановлением № 1352), то заказчик должен установить срок оплаты не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств. Если же это закупка на общих условиях, участниками которой могут стать «любые» потенциальные поставщики, не только МСП, то заказчик вправе установить другой срок оплаты (например, 180 дней со дня исполнения договора).

Если закупка осуществляется у МСП (в соответствии с Постановлением № 1352), то заказчик должен установить срок оплаты не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств. Если же это закупка на общих условиях, участниками которой могут стать «любые» потенциальные поставщики, не только МСП, то заказчик вправе установить другой срок оплаты (например, 180 дней со дня исполнения договора).

В рамках 223-ФЗ в 2016 году был заключен договор на образовательные услуги. К договору было заключено доп.соглашение, предусматривающее заключение дополнительных соглашений с указанием сумм и сроков оплаты, места обучения и сроков обучения по заявкам Заказчика. С 2017 года ФГУП работает по 44-ФЗ. Возможно ли заключение такого соглашения в 2017 году, если суммы предусмотрены не были?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Порядок действий в указанной ситуации не регламентирован Законом № 223-ФЗ. Продолжайте исполнять заключенные до 1 января 2017 года договоры. Возможно также заключение дополнительных соглашений к договорам, если такие условия были предусмотрены самим договоре, т.е. прописаны случаи и основания изменения договора.

С 01 января 2017 г. все закупки ФГУПами должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Заключение дополнительного соглашения в 2017 году, предусматривающего новые условия ранее заключенного договора, может расцениваться как заключение нового договора. В таком случае должны быть соблюдены требования Закона № 44-ФЗ.

Если объем первоначальным договором не определен предельный объем услуг, то каждая новая заявка в случае проведения проверок и иных контрольных мероприятий может быть расценена как самостоятельная закупка, которую необходимо было осуществить в соответствии с требованиями действующего на момент осуществления закупки законодательства.

Вправе ли ГУП в 2017 году платить по договорам, которые заключило в 2016 году по 223-ФЗ

Да, вправе. Работайте по условиям договора, который заключили в 2016 году. Такая закупка должна быть включена только в план-график 2016 года. Не указывайте закупку в плане и плане-графике на 2017 год. На это указывает Минэкономразвития России в письме от 16 января 2017 года № Д28и-185.

С 1 января 2017 года унитарные предприятия работают по Закону № 44-ФЗ. Поэтому, если будете перезаключать договор, внесите закупку в план и план-график и подпишите контракт по условиям Закона № 44-ФЗ.

Унитарное предприятие вправе изменять договоры, которые заключило в 2016 году на 2017 год по Закону № 223-ФЗ, если в условиях договора предусмотрена такая возможность. После перехода предприятия на Закон № 44-ФЗ договоры, заключенные в 2016 году, продолжают действовать и должны исполняться согласно условиям, что установлены в договоре (ст. 422 ГК РФ, п. «ж» ч. 2, п. «в» ч. 10 Правил, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 31 октября 2014 г. № 1132).

Вправе ли заказчик изменить срок оказания услуг в договоре по 223-ФЗ без изменения срока действия договора

Заказчик вправе изменить срок оказания услуг в договоре по Закону № 223-ФЗ в случае, если предусмотрел такое право в положении о закупке. Закон № 223-ФЗ не запрещает изменять срок оказания услуг без изменения срока действия договора. В то же время заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться утвержденным положением о закупке. Если в положении о закупке не предусмотрена возможность изменить срок оказания услуг, то оснований для таких изменений нет (ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Определение закупаемого объема товаров, работ, услуг

Хорошо, когда заказчику известно, сколько именно товара (работ, услуг) ему требуется. В таких случаях заказчик и укажет в техническом задании нужный объем (в штуках, метрах, литрах, минутах, часах и т.д.). Однако очень часто заказчики сталкиваются с проблемой невозможности определить точное количество закупаемой продукции. Более того, нередки случаи, когда вообще неизвестно, потребуются тот или иной товар, та или иная работа или услуга в ближайшее время - случатся ли аварийные ситуации на системах канализации и водоснабжения, поступит ли в поликлинику больной с редким диагнозом, придется ли производить кузовные работы на автомашинах областной администрации. Ситуация осложняется тем, что в извещении о проведении закупки во всех случаях необходимо четко указывать объем закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Это логично, поскольку участник делает ценовое предложение, всегда рассчитанное на точный объем.

Что же делать когда объем неизвестен? Закупать предполагаемый конкретный объем, а потом изменять договор, добавляя или убавляя объем, если это не будет противоречить ограничениям, изложенным в Положении о закупке соответствующего заказчика.

Заказчики в этой связи также часто упоминают "рамочные" договоры. В нормативных правовых актах нет такого понятия - "рамочный" договор. С юридической точки зрения этот договор вообще нельзя считать заключенным договором. Считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь - условие о предмете (наименование и количество). Такие договоры не могут быть заключены в рамках применения Закона № 223-ФЗ поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом извещении о закупке должно быть указано количество закупаемого товара (объем работ, услуг).

В этой связи будет необходимо вместо рамочных договоров заключить договоры с четким указанными в договоре: ассортиментом (перечнем товаров), ценами за единицу и максимальным количеством по каждой из товарных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика. В течение года (иного периода, определенного договором) заказчик будет постепенно "выбирать" указанный в договоре максимальный объем. В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не "выберет" весь товар (объем работ, услуг), то сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара (работ, услуг). Если заказчику необходимо будет закупить больше товара (работ, услуг), чем указано в таком договоре - то можно будет сделать дополнительное соглашение об увеличении количества товаров (работ, услуг) или сделать отдельную "прямую закупку малого объема". Эти вопросы должны быть проработаны заказчиком в его положении о закупке, принятом в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Для того, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог потребовать от заказчика "выбрать" и оплатить весь объем товаров (работ, услуг), в таких договорах устанавливается условие о том, что не заказанный заказчиком товар (работа, услуга) не поставляется (не выполняется, не оказывается), не принимается и не оплачивается заказчиком.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.