Законы о гражданстве рф. Федеральный закон о гражданстве российской федерации. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации

Гражданство представляет собой неразрывную связь человека и государственного аппарата. Это ключевой политико-правовой институт демократической страны, закрепляющий основу ее конституционного строя. Значение и ценность гражданства подчеркивается во многих законах, в том числе в Конституции Российской Федерации. В нашей статье будет рассмотрен Закон "О гражданстве РФ" - важнейший нормативный акт, регламентирующий правовой статус всех россиян.

Российское гражданство: понятие и принципы

№ 62 "О гражданстве РФ" состоит из девяти частей. В первой части дается общая характеристика понятию. Под гражданством понимается юридическая принадлежность человека к определенному государству. Иначе говоря, страна признает лицо в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Важно понимать, что человек остается гражданином своего государства, даже находясь за рубежом. Правовой статус, наложенный на человека с рождения, формирует определенную долю ответственности. Однако гражданство - это не только ответственность, но и ряд важных прав. Интересы, свободы и права российских граждан защищаются государством.

Гражданство - это не фактическое, а правовое состояние. Человек, имеющий определенные юридические связи со своим государством, сохраняет их даже при выезде из страны. Оборвать имеющиеся связи можно только через специальную процедуру - прекращение гражданства.

Конституция и Федеральный закон "О гражданстве РФ" закрепляют ряд принципов, которые определяют сущность юридических отношений человека и государства. Надо выделить следующее:

  • Единство гражданства. Федеративное устройство страны предполагает проживание в России множества разных народов, этносов и национальных групп. Однако гражданство у всех жителей России одинаковое, то есть единое.
  • Равность гражданства. Независимо от оснований его приобретения, каждый человек, проживающий в России, обладает равными правами, обязанностями и свободами.
  • Свободный характер гражданства. Российский гражданин вправе отказаться от имеющихся правовых связей со своим государством. Право на выход предполагает расторжение гражданства по взаимному согласию.
  • Экстерриториальность гражданства. Проживание человека за пределами России не прекращает и не отменяет правовых связей с государством.
  • Неотъемлемость гражданства. Никто не может лишить человека юридических связей с государством.

Таким образом, российское гражданство представляет собой сложную правовую связь человека и государства.

Правовой статус гражданина РФ

Обладает рядом прав и обязанностей, которые соединяются в правовой статус. Все привилегии россиян закреплены в главе 2 Конституции РФ. Основной закон страны провозглашает, что каждый гражданин обладает равным набором прав и свобод, которые можно реализовывать на российской территории. Юриспруденция подразделяет права человека на пять групп:

  • личные;
  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

В комментариях к Федеральному закону "О гражданстве РФ" можно увидеть характеристику каждой группы. Считается, что совокупность личных свобод включает в себя право на жизнь, здоровье, семью, свободный труд и прочие базовые вещи. Политические права дают человеку активное и пассивное избирательное право. Так, россиянин способен избирать или быть избранным. Однако лица с двумя и более гражданствами значительно ущемлены в пассивном избирательном праве. Они не могут работать в некоторых государственных и муниципальных учреждениях.

В группу экономических прав входит возможность торговать и покупать. Конституцией закрепляется рыночная экономика и свобода экономического пространства, а потому человек в России способен реализовывать предпринимательскую деятельность.

В группу социальных прав входят различные льготы и компенсации. Человек в России имеет право на пенсию, бесплатное образование, медицину и многое другое. Наконец, граждане России обладают обширными культурными правами. Они способны самостоятельно выбирать идеологию и религию, заниматься творчеством, получать образование и всячески просвещаться.

В статьях Закона "О гражданстве РФ" мало сказано о значении правового статуса для россиянина. Но, разобравшись в его составе и проанализировав каждую группу прав, можно понять, сколь важную роль играет институт гражданства.

Как получить российское гражданство?

Существует два принципа, на которых основывается процедура приобретения гражданства России. Это "право почвы" и "право крови". Так, гражданство приобретает родившийся на российской территории человек либо лицо, родители которого россияне. По закону получить гражданство РФ можно пятью способами.

Первый вариант приобретения российского правового статуса именуется филиацией. Это получение гражданства по рождению. Существуют пять видов филиации:

  1. Оба родителя или один родитель имеют гражданство РФ, место рождения ребенка не важно.
  2. Один родитель россиянин, о втором ничего не известно.
  3. Один родитель россиянин, второй - иностранец. Местом рождения ребенка должна быть Россия. Однако если государство, где родился ребенок, не желает выдавать ему гражданство, то у ребенка есть возможность стать россиянином.
  4. Оба родителя иностранцы, но государство, где родился ребенок, не желает выдавать ему гражданство.
  5. О родителях ребенка ничего не известно более чем полгода.

Второй вариант приобретения гражданства РФ - В данном случае совершеннолетний человек должен непрерывно проживать в России более пяти лет. Владение русским языком и наличие законного источника финансов являются базовыми условиями.

Закон "О гражданстве РФ" закрепляет третий вариант получения российского правового статуса - это так называемое восстановление. Если человек уже имел гражданство РФ, владеет русским языком и законно зарабатывает, то получить заветное гражданство он сможет уже спустя три года.

Оптация является самой своеобразной формой получения гражданства. Это признание человека россиянином в результате изменения государственных границ РФ. Пример оптации можно было наблюдать в 2014 году, когда Россия признала Крым частью своей территории. Оптация бывает активной - когда граждане вручную оформляют новые документы, и пассивной - когда гражданство формируется автоматически. В Крыму гражданство получали по активной форме оптации.

Последним вариантом приобретения статуса россиянина является процедура следования. Закон "О гражданстве РФ" гласит, что несовершеннолетние дети "следуют" за правовым статусом своих родителей, если последние получили российское гражданство. Ребенок, таким образом, становится россиянином вместе со своими родителями.

Согласно статье 16 Закона ФЗ-62 "О гражданстве РФ", не могут получить или восстановить российский правовой статус следующие лица:

  • выступающие за насильственное изменение конституционных основ в стране;
  • участвовавшие ранее в вооруженных конфликтах против РФ;
  • состоящие на военной службе или в органах безопасности иностранного государства;
  • обладающие неснятой или непогашенной судимостью;
  • преследуемые правоохранительными органами за совершение преступления;
  • предоставившие фальшивые документы для приема в гражданство.

Согласно закону "О является одной из немногих стран, допускающих двойное гражданство. Для примера, в соседней Украине лицо не может иметь более одного паспорта. Для получения иностранного гражданства оно должно расторгнуть отношения с государственной украинской властью.

Упрощенная процедура получения гражданства

В статье 14 Закона "О гражданстве РФ" рассказывается об упрощенном порядке приобретения российского правового статуса. Так, процедура получения гражданства по натурализации может быть сокращена до одного года, если человек обладает особыми заслугами. Например, он может быть ученым, хорошим специалистом, выдающимся деятелем культуры и т. д. Государство самостоятельно оценит заслуги человека, изучит его биографию и портфолио. Лишь после оно вынесет соответствующее решение.

Существует множество примеров быстрого получения гражданства за особые заслуги. В частности это ситуация с Жераром Депардье, желавшим скрыться от высоких налогов, или получение российского статуса Стивеном Сигалом. Большое количество спортсменов, которых "покупали" в российскую сборную, также получали гражданство в короткие сроки.

Второй вариант упрощенного получения гражданство РФ по закону - это рождение на территории РСФСР или наличие в роду предков, имевших гражданство СССР. Собрав необходимое количество документов и доказав свою причастность к Советской России, можно в короткие сроки получить желанный правовой статус.

  • состоящие в браке с гражданином РФ более 3 лет;
  • получавшие российское образование более трех лет;
  • участники государственной программы по скорейшему переселению в РФ соотечественников из других стран;
  • имеющие недееспособных детей;
  • предприниматели, уплатившие в российскую казну налогов не менее 1 млн руб. за 3 года;
  • крупные инвесторы.

Таким образом, получить российский правовой статус в короткие сроки вполне реально. Закон упрощает получение гражданства РФ в четко обозначенных случаях.

Решение дел о гражданстве

Разобравшись с основными вариантами получения гражданства, необходимо обратить внимание на соответствующую юридическую процедуру. Заявление о получении гражданства составляется в письменной форме и подается лично. Согласно новому закону о получении гражданства РФ, документ должен быть направлен в инстанцию, ведающую делами о гражданстве. Это может быть Министерство внутренних дел, Администрация Президента или Комиссия по делам гражданства. Если заявление составлено неграмотно или имеет другие недостатки, то документ возвращается на доработку.

Заявление о приобретении гражданства должно быть нотариально заверено. Если документ подается в России, то будет взиматься государственная пошлина. Заявитель из иностранного государства заплатит консульский сбор.

Немало бюрократических проблем может возникнуть у лиц с детьми. Потребуются нотариальные заверения всех подаваемых документов и их копий. Если гражданство России получает лишь один родитель, то потребуется согласие его супруга на изменение правового статуса ребенка.

Все решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются главой государства. Рассмотрение заявлений реализуется в течение одного года. При этом ходатайства о приеме в гражданство по упрощенному порядку рассматриваются федеральными органами внутренних и иностранных дел, а также соответствующими региональными инстанциями. Максимальный срок рассмотрения таких заявлений составляет шесть месяцев.

Согласно статье 10 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", основным документом, удостоверяющим российский правовой статус, является паспорт. Он непосредственно указывает на гражданство человека. Паспорт имеет каждый россиянин, достигший возраста 14 лет. На страницах удостоверения личности указаны имя, фамилия и отчество гражданина. Паспорт играет формальную роль. Этот документ не нужен для обретения человеком гражданских обязанностей и прав. Однако отсутствие паспорта влечет немалое количество проблем. Гражданина будет нелегко идентифицировать, он не сможет получить водительское удостоверение, военный билет или заграничный паспорт. За потерю паспорта по КоАП РФ установлен штраф.

Таким образом, процедура получения гражданства имеет длительный характер и завершается выдачей паспорта. Такое правило применялось и ранее, на момент действия старого Федерального закона "О гражданстве РФ" от 1991 года. Новый Закон, принятый в 2002 году, сохранил порядок получения гражданства, но дополнил процедуру незначительными деталями.

Способы прекращения гражданства РФ

Существуют три варианта ликвидации российского правового статуса. Согласно Закону "О гражданстве РФ" от 2002 года, это изменение, обратная оптация и добровольный выход.

Первый вариант представляет собой обратный вид "следования". Российские граждане, отказываясь от своего юридического статуса, забирают такой статус и у своих несовершеннолетних детей. Однако разорвать отношения с Россией нельзя, если отсутствует гражданство иностранного государства. Поэтому вместо "прекращения" уместно понятие "изменения" статуса.

Обратная оптация представляет собой выход из России в случае изменения границ. Например, российские власти задумают передать Сибирь Китаю. Все жители Сибири, соответственно, приобретут китайское гражданство.

Последний и самый распространенный вариант прекращения российского гражданства именуется добровольным выходом. В этом случае гражданин подает заявление в органы власти. Выйти из гражданства можно лишь при отсутствии обязательств перед Российской Федерацией. У гражданина не должно быть задолженностей или судимостей. При этом заявитель должен доказать наличие у него иностранного гражданства.

Процедуры прекращения гражданства РФ в упрощенном порядке по закону не существует. Человек способен расторгнуть правовые связи с Россией в четко определенные сроки.

Государственные органы и российское гражданство

Какие государственные органы ведают делами о российском гражданстве? Согласно статье 89 Конституции, вопросами наделения правовым статусом ведает только Президент. Он имеет право:

  • принимать в российское гражданство иностранцев и лиц без гражданства (апатридов);
  • давать разрешение на выход из российского гражданства;
  • отменять решение о приеме в гражданство РФ;
  • предоставлять почетное гражданство;
  • разрешать гражданину иметь сразу два гражданства.

По всем принимаемым вопросам Президент обязан издавать Указы. Все прочие органы, связанные с разрешением бюрократических моментов, ведут лишь подготовительную работу. Глава государства может сформировать специальную комиссию по вопросам гражданства, если проблема получения правового статуса будет стоять особенно остро. Согласно Закону "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями 2017 года), такая комиссия вносит Президенту предложения по каждому ходатайству. Проще говоря, она помогает решать, кого следует принимать в гражданство, а кого нет. При рассмотрении заявлений комиссия объективно и всесторонне рассматривает каждого заявителя. Она оценивает его статус, возраст, профессиональную деятельность и прочие детали.

Новый закон о гражданстве РФ гласит, что министерство внутренних дел и его региональные инстанции обладают лишь вспомогательными полномочиями. Исполнительные органы реализуют следующие функции:

  • принятие заявлений и ходатайств по вопросам получения гражданства;
  • проверка всех фактов и документов, представляемых в обоснование заявлений;
  • направление ходатайств в Администрацию Президента или в Комиссию по вопросам гражданства;
  • определение национальной принадлежности лиц, подающих заявления.

Таким образом, получение гражданства представляет собой сложную и многогранную процедуру, которую реализует множество государственных органов.

Двойное гражданство

Закон РФ "О гражданстве" признает возможность получения нескольких паспортов из разных стран. Россиянин может иметь два и более гражданства, но лишь в случаях, установленных Федеральным законом или международным договором. Отсюда же вытекает, что и граждане иностранных государств имеют право сохранять за собой подданство родной страны при получении российского правового статуса. При этом в России такой иностранец будет рассматриваться только как российский гражданин, хоть и со статусом бипатрида.

Двойное гражданство может быть признано только в том случае, если Россия заключила с соответствующим иностранным государством международный договор. Например, в 1995 году такой договор был заключен между Россией и Республикой Таджикистан. При этом важно осознавать, что наличие двух и больше гражданств создает немалое количество трудностей. Это военная обязанность, уплата налогов и прочие моменты. Более того, российскими законами для бипатридов предусмотрены некоторые ограничения. Касаются они в основном пассивных избирательных прав.

Двойное гражданство проверяется соответствующими государственными органами. Все распоряжения принимает Президент РФ, подготовительную работу проводят исполнительные органы.

Закон "О гражданстве РФ" (с изменениями 2017 года) дает также характеристику апатридам - лицам без гражданства. Согласно нормативному акту, апатридами именуются люди, не имеющие доказательств своей принадлежности к тому или иному государству. Российская Федерация старается бороться с апатридами как с негативным и вредным явлением. Наше государство исходит из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, в которой сказано, что каждый человек имеет право на гражданство.

Для находящихся в России иностранцев и апатридов действует особый "национальный режим". Он означает, что любой человек, находящийся на территории российского государства, обязан соблюдать национальные законы. Отклонение от национального режима допустимо лишь в рамках, установленных Конституцией и международными договорами.

Изменение гражданства детей

Вопросы, связанные с правовым статусом детей, закрепляются в главе 5 Закона "О гражданстве РФ". Получение несовершеннолетними лицами гражданства часто происходит автоматически, с моментом изменения правового статуса их родителей. Это исходный принцип, направленный на обеспечение одинаковым гражданством всех членов семьи. Однако нередко дети сами изъявляют желание о сохранении за ними старого правового статуса. Закон учитывает и этот момент. Дети в возрасте от 14 до 18 лет обязаны дать свое согласие на получение российского гражданства. Лица, достигшие возраста совершеннолетия, могут изменить свой правовой статус на общих основаниях.

Аналогичный подход используется и при усыновлении. Российский ребенок, усыновленный иностранцами, сохраняет гражданство того места, где он родился. Если же родители будут настаивать на изменении правового статуса ребенка, то Россия пойдет навстречу. Единственное условие для усыновителей - это предоставление заявления о том, что усыновленный ребенок не станет апатридом (лицом без гражданства). Если же ребенок усыновлен супругами, один из которых россиянин, а второй - иностранец, то гражданство РФ может быть получено в упрощенном порядке, независимо от места проживания.

Все споры между родителями, опекунами, детьми и российским государством могут быть рассмотрены только в суде. Новый закон о гражданстве закрепляет интересы ребенка в качестве первостепенных.

Правовой статус иностранцев в России

Закон "О гражданстве РФ", принятый в 2002 году, устанавливает ряд требований к лицам, находящимся на территории России, но не имеющим при этом российского гражданства. Здесь возникает целый ряд вопросов: какое количество времени иностранец может находиться на российской территории? Какие правила и нормы он должен соблюдать? Возможно ли продление сроков нахождения в России? На все эти вопросы дает ответы глава 8 Закона "О гражданстве РФ".

Принятые в 2002 году нормы о российском правовом статусе были основаны на ряде принципов, уже обозначенных выше. Это равенство, законность, единство прав и многое другое. Большая часть этих принципов может быть применена к иностранцам, находящимся в России. Личные права всех иностранцев в российском государстве равны. Единственная обязанность таких лиц - это соблюдение российских законов.

Сроки пребывания в России зависят от выданной визы. Продолжительность временного пребывания в стране не может превышать 90 дней. При заключении трудовых или гражданских соглашений иностранцы могут находиться в России не более одного года.

Временное пребывание не стоит путать с временным проживанием. Иностранцы могут проживать в России до 3 лет, если не имеют судимостей на родине, не ведут экстремистскую или террористическую деятельность, а также имеют возможность обеспечения себя должным количеством финансов. Также иностранец способен получить вид на жительство. Он выдается на пять лет и может постоянно продлеваться.

Иностранец имеет право проживать В Российской Федерации по приглашению. Трудовые или учебные организации нередко рассылают заявления иностранцам о желании сотрудничества. Все заявления оформляются российским Правительством, после чего рассылаются от его же имени. Иностранцы, желающие иммигрировать в Россию, обязаны получить иммиграционную карту. Это специальный документ, уведомляющий о занятости иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Иностранцы, проживающие в России, имеют право на отдых, образование, труд и многое другое. Они обладают всем спектром гражданских свобод. Исключение составляют лишь политические права. Избирать и быть избранными могут только российские граждане.

Иностранцы наравне с россиянами обладают некоторыми обязанностями. Они должны соблюдать законы, бережно относиться к природе, беречь памятники культуры и платить налоги. Единственная обязанность, от которой они освобождены, это служба в армии. При несоблюдении законных обязанностей в отношении иностранцев может быть применена процедура депортации - за границы России.

Не действует Редакция от 28.06.2009

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 62-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 28.06.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 31.05.2002 - "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031;
  • "Российская газета", N 100, 05.06.2002)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

Г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

Б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

Г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 127-ФЗ )

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 127-ФЗ )

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

Подпункт з) - Исключен.

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНСТВО НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой и частью первой настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами - статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями - настоящего Федерального закона.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со , с частью третьей и частью третьей настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй и частями второй и четвертой настоящего Федерального закона;

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со , с частями второй и третьей и частью третьей настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона.

Глава VII. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Первой

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛНОМОЧНЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” под номером 62 регламентирует положения, связанные с получением статуса гражданина РФ. Предписывается порядок его приобретения, условия, основные принципы и прекращение срока действия. Закон опирается на Конституцию РФ и иные правовые акты, устанавливающие соответствующие нормы.

Закон был принят 19 апреля 2002, вступил в силу 1 июля того же года. Структурно он подразделяется на несколько глав, каждая регламентирует положения по статусу гражданина РФ:

  • общие положения, включающие основные принципы и правовые аспекты по гражданству Российской Федерации;
  • процедура приобретения гражданства, порядок оформления, основания для отклонения запроса;
  • порядок и основания для прекращения действия статуса гражданина;
  • статус гражданина у детей при его изменении у родителей;
  • полномочия органов и учреждений в вопросах предоставления и прекращения гражданства РФ;
  • процедура производства и обжалования по делам о статусе гражданина;
  • регулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

ФЗ 62 “О гражданстве РФ” регламентирует функционирование системы предоставления соответствующего статуса, а также критерии и условия для его получения. С момента принятия закон претерпел ряд изменений, последние поправки были внесены 1 мая 2016 года.

Скачать

Для изучения закона следует рассматривать последнюю редакцию со всеми изменениями. Поправки направлены на приведение правовой базы в единый механизм, отвечающий актуальным требованиям ситуации в стране. Немаловажным является и соответствие принимаемых норм с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

На этом основании закон постоянно дорабатывается. Скачать актуальную редакцию ФЗ 62 с последними изменениями можно по .

Последние изменения в Законе «О гражданстве РФ»

Последние изменения в ФЗ 62 “О гражданстве РФ” были внесены в мае 2016 года. Поправкам подверглись две статьи, коснулись они формулировок и отдельных дополнений. Для наглядности следует рассмотреть несколько актуальных статей и их последние изменения.

Статья 9 Федерального закона 62 регламентирует получение гражданства детьми. Предписывается правовая основа для сохранения или отмены гражданства при его изменении у родителей. Часть 2 ст 9 ФЗ 62 предусматривает, что в возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе подтверждать соответствующие действия своим согласием или отказом. Также не допускается лишение гражданства в том случае, если иного у ребенка не имеется. Изменения в данную статью не вносились с момента опубликования закона.

Ст 10 ФЗ 62 предписывает, что основным документом, подтверждающим статус гражданина РФ, является паспорт. В отдельных ситуациях, предусмотренных законом, допускается иной документ, удостоверяющий гражданство указанного лица. С момента публикации ФЗ 62, данная статья не подвергалась изменениям.

В статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” последние изменения были внесены в 2016 году. Положение регулирует порядок оформления статуса гражданина по упрощенной процедуре. Внесенные поправки коснулись пунктов “е”-”и”, которые были изложены в новой редакции.

Статья 16 Федерального закона 62 регламентирует причины, по которым лицу может быть отказано в получении гражданства РФ. Ч 1 ст 16 ФЗ 62 предписывает следующие основания для отказа соискателям:

  • если таковые создают угрозу безопасности РФ, выступают за изменения конституционного порядка;
  • если они предпринимали действия, направленные на нанесение вреда гражданам РФ, миротворческим миссиям, представительствам;
  • были уличены в экстремистской деятельности;
  • были депортированы из страны или признаны нежелательными;
  • используют подложные документы или сведения;
  • состоят на военной или иной службе у иностранного государства;
  • имеют непогашенную судимость или преследуются за правонарушения, за которые в Российский Федерации предусматривается определенная законодательством ответственность.

Последние изменения ст 16 ФЗ 62 были внесены в 2014 году. По ним слова “Отклоняются заявления ” были дополнены словами «о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, «.

В 2016 году были внесены поправки в статью 30 ФЗ 62 . Они коснулись следующих дополнений:

  • пункт “в” ст 30 Федерального закона 62 был дополнен словом “, организациях ”;
  • введен пункт “в.1”, регулирующий возможность запроса данных по введенным в статью 14 дополнениям.

Последние изменения ориентированы на повышение безопасности и благосостояния в стране. В этом направлении закон продолжает дорабатываться. Ожидаются поправки к возможности временного пребывания иностранных граждан. Отдельно упрощается процедура получения гражданства РФ для тех соискателей, которые уже имеют статус носителей русского языка.