Заявление о переводе осужденного по месту жительства. Образец заявления в уфсин чтоб осужденного отправили отбывать срок рядом с беременной женой. Перевод осужденного для отбывания наказания по месту жительства

Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: "1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы".

Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения
(утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:

Пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;

Пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.

На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.

Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного - тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов - посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело "Ходорковский и Лебедев против России") в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).

В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний. Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения». Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.

Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками. Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как "вмешательство" в права, защищенные статьей 8 Конвенции. Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки "обычных" тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.

Как Комиссия по правам человека указала в деле "Уэйкфилд против Соединенного Королевства", "Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение".

Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.

Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.

Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.

Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.

Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей. В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не "обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов" В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.

Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.

В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.

Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.

Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).

При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), "Перевод осуществляется:

В исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России.

Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного"

Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.

Примером является дело жителя Симферополя (Республика Крым) Геннадия Афанасьева.

9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).

На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.

Скачать иск Афанасьева можно

Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно

Здравствуйте. Да, можете обратиться с ходатайством. ГУФСИН по (наименование округа,адрес)

Начальнику УФСИН

(наименование,адрес,Ф.И.О.)

от Ивановой Ирины Ивановны,

проживающей по адресу:

З А Я В Л Е Н И Е

Мой сын, Иванов Иван Иванович, г.р., ранее проживавший по адресу: (указать), был осужден (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима. Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.

В настоящее время Иванов И.И. находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: (указываете адрес)

Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего сына в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы от (указываете область).

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ, а также согласно Приказа Министерства Юстиции РФ N 235 от 1 декабря 2005 г. «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и

обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения», осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении Иванова И.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области,городп) в любое учреждение, не удаленное от (место проживания просительницы) далее чем на

300-400 км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У Иванова И.И. из близких родственников имеется только мать, я – Иванова……, г.р.

(прилагаю справку о составе семьи). Я являюсь инвалидом …. группы (либо страдаю такими-то

заболеваниями), о чем прилагаю медицинскую справку. Я работаю (наименование учреждения и должности). Моя

заработная плата составляет 5000 рублей в месяц. На эти деньги я не смогу каким-либо образом поддерживать сына, если он будет находиться на значительном от меня расстоянии. Не смогу приезжать к нему на положенные свидания, передавать положенные передачи.

Кроме этого, я занята по работе … дней в неделю. От моей занятости напрямую зависит и моя зарплата, которая и так очень мала. Чтобы съездить к сыну в удаленный регион, мне придется отпрашиваться с работы на

несколько дней, что приведет к тому, что мне месяц придется жить на хлебе и воде.

2. Мой сын, Иванов И.И. страдает тяжелым хроническим заболевание печени (гепатит С), при котором он ежегодно должен проходить курс лечения.

Кроме этого, у сына имеется заболевание (указывается психическое заболевание), в связи с чем он состоит на учете с психо- неврологическом диспансере г…... Полагаю, что Вы понимаете, что я, являясь матерью, буду тяжело переживать за его здоровье, не имея возможности чем-то помочь ему в силу отсутствия

материальных средств и невозможности навестить его, если он будет находиться далеко от меня.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного Иванова А.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на 300-400 км для дальнейшего отбывания наказания в

Приложение:

1. Справка о составе семьи Иванова И.И.

2. Справка о состоянии здоровья матери Иванова И.И. – ФИО.

3. Справка о заработной плате матери Иванова И.И. – ФИО.

4. Справка о состоянии здоровья Иванова И.И.)…

5. Если есть иные документы, необходимо подробно расписать их.

ГУФСИН по (наименование округа,адрес)

Начальнику УФСИН

(наименование,адрес,Ф.И.О.)

от Ивановой Ирины Ивановны,

проживающей по адресу:

З А Я В Л Е Н И Е

Мой сын, Иванов Иван Иванович, г.р., ранее проживавший по адресу: (указать), был осужден (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима. Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.

В настоящее время Иванов И.И. находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: (указываете адрес)

Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего сына в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы от (указываете область).

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ, а также согласно Приказа Министерства Юстиции РФ N 235 от 1 декабря 2005 г. «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и

обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения», осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении Иванова И.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области,городп) в любое учреждение, не удаленное от (место проживания просительницы) далее чем на

300-400 км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У Иванова И.И. из близких родственников имеется только мать, я – Иванова……, г.р.

(прилагаю справку о составе семьи). Я являюсь инвалидом …. группы (либо страдаю такими-то

заболеваниями), о чем прилагаю медицинскую справку. Я работаю (наименование учреждения и должности). Моя

заработная плата составляет 5000 рублей в месяц. На эти деньги я не смогу каким-либо образом поддерживать сына, если он будет находиться на значительном от меня расстоянии. Не смогу приезжать к нему на положенные свидания, передавать положенные передачи.

Кроме этого, я занята по работе … дней в неделю. От моей занятости напрямую зависит и моя зарплата, которая и так очень мала. Чтобы съездить к сыну в удаленный регион, мне придется отпрашиваться с работы на

несколько дней, что приведет к тому, что мне месяц придется жить на хлебе и воде.

2. Мой сын, Иванов И.И. страдает тяжелым хроническим заболевание печени (гепатит С), при котором он ежегодно должен проходить курс лечения.

Кроме этого, у сына имеется заболевание (указывается психическое заболевание), в связи с чем он состоит на учете с психо- неврологическом диспансере г…... Полагаю, что Вы понимаете, что я, являясь матерью, буду тяжело переживать за его здоровье, не имея возможности чем-то помочь ему в силу отсутствия

материальных средств и невозможности навестить его, если он будет находиться далеко от меня.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного Иванова А.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на 300-400 км для дальнейшего отбывания наказания в

Приложение:

1. Справка о составе семьи Иванова И.И.

2. Справка о состоянии здоровья матери Иванова И.И. – ФИО.

3. Справка о заработной плате матери Иванова И.И. – ФИО.

4. Справка о состоянии здоровья Иванова И.И.)…

5. Если есть иные документы, необходимо подробно расписать их.


Конституционный суд (КС) рассматривает очередную жалобу заключенного на то, что колония, где он отбывает наказание, находится далеко от места его фактического проживания, а это нарушает его права. Например, родственникам сложно приезжать на свидания с ним. Эксперты подтвердили: в правилах этапирования так много исключений, что их, по сути дела, можно и не соблюдать.

Осужденный по «террористической» статье 205 Уголовного кодекса (УК) Иван Асташин, который отбывает свой без малого 10-летний срок в Норильске, обратился в КС с просьбой пересмотреть положения статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК). В ней говорится, что у Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) есть право самостоятельно определять колонии для осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественной безопасности. В иске же в КС указывается, что человек тем самым, например, «не может реализовать положенные ему свидания с семьей». По закону тому же Асташину были положены четыре свидания, но реально члены семьи могут приезжать к нему не более раза в год. Кстати, Асташин уже обжаловал статью 73 УИК в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который признал его претензии обоснованными.

Напомним, что в УИК написано: осужденные отбывают срок в регионе, в котором они жили или были осуждены. Исключение лишь для тех, кто был осужден по статьям о терроризме, экстремизме и других преступлениях против общественной безопасности. Однако на практике, говорят эксперты, отправить в отдаленные места реально могут любого заключенного.

Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин указывает, что подобная практика увеличивает вероятность рецидива преступления, поскольку в таких условиях «криминальные круги получают фору в соперничестве с семьей осужденного за влияние на него».

«К огромному сожалению, тюрьмы переполнены - и зачастую осужденных отправляют за тысячи километров от места их прописки и нахождения родственников», - отметила председатель Московской городской коллегии адвокатов Анна Бутырина. Она напомнила, что осужденный, конечно, вправе написать заявление о направлении его в ближайшую колонию, но окончательное решение - за ФСИН. «Как правило, такие заявления рассматривают не в пользу осужденного. Зачастую бывает, что человека специально отправляют в нужную колонию, на «раскрутку», для того чтобы, например, выбить нужные показания, которые не смогли получить в СИЗО», - отметила адвокат.

«ФСИН нередко злоупотребляет правом перевода осужденных», - согласна координатор программы «Адвокаты против пыток» Анна Кутузова. «Несмотря на то что законодательством предусмотрены требования об отбытии наказания вблизи места проживания, в том регионе, где у осужденного проживает семья, во ФСИН научились обходить данную норму», - заявил «НГ» основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин. По его словам, этапирование в регионы целиком и полностью находится в ведении оперативного управления ФСИН. Так что, по словам Осечкина, человека могут отправить и в подготовленную для его «встречи» колонию - к примеру, по заказу конкурентов по бизнесу.

Кроме того, сообщил он, есть масса жалоб от заключенных о том, что причиной их этапирования в удаленные регионы стал отказ родственников давать взятку. Адвокат коллегии «Леонтьев и партнеры» Дарья Евменина подтвердила наличие коррупции: «На практике адвокаты нередко сталкиваются с так называемыми помощниками, которые еще до приговора активно предлагают помощь в определении подзащитного в ближайшие колонии за определенную сумму».

Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Сергей Насонов считает оспариваемую норму УИК пережитком царских времен: «Очевидно, что она направлена на ужесточение наказания и усиление его карательного элемента». Направление осужденного в отдаленные места создает целый ряд проблем, но прежде всего «это фактически лишение права на свидание с родственниками». При этом Насонов напомнил, что данная статья УИК уже как минимум дважды проверялась в КС и была признана конституционной. «Суд счел, что нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности». Однако на этот раз КС не отклонил жалобу истца, а принял ее к рассмотрению, что уже свидетельствует о возможном изменении его позиции. Ведь предыдущая, отметил адвокат, была вынесена до постановления ЕСПЧ 2015 года, в котором указано на нарушение статьи 8 «Право на уважение семейной жизни» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.