Каково значение двуглавого орла? Двуглавый орел: значение символа, история. Версии появления эмблемы двуглавого орла в России

Практически у любой страны мира есть свой собственный герб. В зависимости от того, на основании чего возникло государство, его история может как исчисляться веками, так и полностью отсутствовать, а сам символ государства может являться лишь более-менее современным творением, которое учитывает текущую политическую ситуацию в стране и особенности ее возникновения. Орел на гербе России появился очень давно, и хотя продолжительное время существования Советского Союза такой символ не использовался, сейчас ситуация изменилась, и он вновь вернулся на свое законное место.

История герба

Фактически орел фигурировал на гербах многих князей задолго до того, как стать официальным символом государства. Официально считается, что в варианте, максимально похожем на современный, герб впервые начал фигурировать примерно во времена Ивана Грозного. До этого такой же символ присутствовал у Византийской Империи, которая считалась Вторым Римом. Орел двуглавый на гербе России призван показывать то, что она является прямым преемником Византии и Третьим Римом. В разные периоды, вплоть до появления большого герба Российской Империи, этот символ постоянно видоизменялся и обрастал различными элементами. В результате появился самый сложный в мире герб, который существовал вплоть до 1917 года. Исторически флаг России с гербом использовался во многих ситуациях, начиная с личного штандарта государя и заканчивая обозначением государственных кампаний.

Значение герба

Основной элемент представляет собой двуглавого орла, который призван символизировать направленность России и на Запад, и на Восток, при этом подразумевается, что сама страна не является ни западом, ни востоком и сочетает в себе их лучшие качества. Расположенный посередине герба всадник на коне, убивающий змея, имеет довольно древнюю историю. Практически все древние князья на Руси использовали подобные изображения на своей символике. При этом подразумевалось, что сам всадник - это и есть князь. Лишь позже, уже во времена Петра Первого, было решено, что всадник - это Святой Георгий Победоносец.

Интересен тот факт, что на некоторых гербах древних князей использовались изображения и пеших воинов, а направление, в котором расположен всадник, также менялось. К примеру, на гербе Лжедмитрия всадник развернут направо, что больше соответствовало традиционной символике Запада, в то время как ранее он был развернут влево. Три короны, которые расположены сверху герба, появились не сразу. В разные периоды времени было от одной до трех корон, и только российский царь Алексей Михайлович первым привел объяснение - короны символизировали три царства: Сибирское, Астраханское и Казанское. Позже короны были признаны символами независимости государства. С этим связан печальный и интересный момент. В 1917 году по постановлению временного правительства герб России был в очередной раз изменен. С него убрали короны, которые посчитали символами царизма, но с точки зрения науки геральдики, государство самостоятельно отказалось от собственной независимости.

Держава и скипетр, которые двуглавый орел держит в лапах, традиционно символизируют единую державу и государственную власть (и они также были убраны в 1917 году). Несмотря на то что традиционно орел изображался в золотом цвете на красном фоне, во времена Российской Империи, недолго думая, взяли традиционные не для нашего государства, а для Германии цвета, потому орел получился черным и на желтом фоне. Золото орла символизирует богатство, достаток, благодать и так далее. Красный цвет фона символизировал в древности цвет жертвенной любви, в более современной трактовке - цвет мужества, отваги, любви и крови, которая была пролита во время сражений за родину. Также иногда используется флаг России с гербом.

Гербы городов России

В большинстве случаев гербы существуют не у городов, а у субъектов Российской Федерации. Однако есть некоторые исключения, к примеру: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они мало напоминают официальный герб России. Все они считаются городами федерального значения и имеют право на собственный герб. У Москвы это всадник на коне, закалывающий змея, аналогичный тому, который расположен на государственной символике, но все же несколько отличающийся. Существующее на данный момент изображение является максимально приближенным к тому, которое существовало у Москвы и ее князей ещё во времена Древней Руси.

У Санкт-Петербурга герб намного более сложный. Утвержден он был в далеком 1730 году и относительно недавно возвращен именно к тому состоянию, в котором изначально и принимался. Прообразом этого символа послужил герб Ватикана. Скипетр с государственным орлом и корона символизируют то, что этот город долгое время являлся столицей Российской Империи. Два перекрещенных якоря обозначают, что Санкт-Петербург является одновременно и морским, и речным портом, а красный фон символизирует кровь, пролитую во время войны со Швецией.

Герб СССР

После возникновения СССР стандартный вариант герба с двуглавым орлом был отринут, и с 1918 года по 1993 год использовался другой символ, который постепенно дорабатывался и видоизменялся. В те же времена были существенно переделаны или вообще полностью изменены и многие гербы городов России. Основные цвета - красный и золотой, традиции в этом плане были соблюдены, однако все остальное изменилось кардинально. По центру на фоне солнечных лучей изображены перекрещенные серп и молот, наверху - красная звезда (ее не было в первых вариациях герба). По бокам расположены колосья пшеницы, а ниже символа на красном фоне черными буквами написано «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В таком варианте герб России, а точнее Советского Союза, использовался очень долго, вплоть до развала и до сих пор в том или ином варианте применяется различными коммунистическими партиями.

Современный герб РФ

В том варианте, в котором герб России существует на данный момент, он был принят в 1993 году. Символика и общее значение остались примерно такими же, как и задолго до возникновения СССР, единственное, что к трактовке красного цвета была добавлена кровь, пролитая во времена войн.

Итоги

В общем и целом, герб России имеет очень долгую историю, и конкретные причины использования именно такой символики придумывались уже скорее по факту применения. Причины, по которым они были выбраны неким древним правителем, вряд ли получится установить доподлинно когда-либо.

Российский герб — не просто рисунок. У него богатая история, а каждый элемент несет в себе скрытый смысл.

Официальным символом любой страны считается ее герб. У любого герба, как правило, есть своя долгая и интересная история. Каждый символ герба имеет строго определенное значение. На гербе может изображаться основной род деятельности страны, важное историческое событие, животное или птица. В общем все что угодно, что является важным для народа и государства.

Помимо герба у любой страны есть еще флаг и гимн. Данная статья посвящена гербу Российской Федерации. Но если вам интересно узнать, например, про флаг РФ, то рекомендуем обратиться к .

Как выглядит Государственный герб Российской Федерации: фотография

Итак, государственный герб Российской Федерации является изображением двуглавого орла, на каждой из голов находится по одной маленькой царской короне. А корона большего размера увенчивает обе головы. В одной лапе у орла находится скипетр, в другой — держава. Это символы власти еще со времен царской России. На груди у орла помещен герб столицы России — города Москвы. На нем Георгий Победоносец убивает копьем змея.

Сейчас герб РФ выглядит так

Примечательно, что у каждого города Российской Федерации есть свой герб, который выбирается посредством народного голосования!

Стоит сказать, что герб РФ далеко не всегда был именно таким, каким мы его сейчас знаем. За последние 100 с лишним лет в России произошло несколько переворотов. Власть менялась, менялось название страны, соответственно менялись герб и флаг. Современный герб существует лишь с 1993 года. В 2000 году поменялось описание герба, но сам герб остался таким же.



Герб РСФСР выглядел следующим образом

На фото ниже видно, чем отличался герб РСФСР от герба СССР.



Греб Российской Империи, утвержденный в 1882 году, больше напоминает целую композицию. Слева изображен Архангел Михаил, справа — Архангел Гавриил. Малый герб внутри, увенчанный гербами княжеств — прародитель современного Российского герба, только в черном цвете.



Полный герб Российской Империи

Малый герб Российской Империи

А до того, как Россия стала империей, у Русского государства был свой флаг. Он очень похож на малый герб Российской Империи, но не так хорошо детализирован.

В зависимости от правителя и общей ситуации в стране, герб менялся. Существовало как минимум три варианта Российского герба до 1882 года. Но в целом они все представляют переработку одного и того же изображения.





вариант 2

История российского герба: описание для детей

История герба России начинается со времен Средневековья. На Руси герба никогда не было, вместо него использовались изображения святых и православный крест.

Это интересно! Изображение орла на гербах было актуально в Древнем Риме, а до него в древнем Хеттском царстве. Орла считали символом наивысшей власти.

Так каким же образом двуглавый орел перекочевал на герб Российского государства? Существует мнение, что символ пришел из Византии, однако есть догадки, что возможно изображение орла было заимствовано у европейских государств.

Герб с орлом в разных вариациях есть у множества стран. Пример на фото ниже.



Вот такой герб используется в Армении, похожи гербы утверждены во многих странах

Утвердили герб лишь в 16-м веке. Точной даты никто сейчас не назовет. Герб менялся с каждым новым правителем. Добавлялись или убирались элементы следующими правителями:

  • 1584 1587 года — Федор Иванович «Блаженный» (сын Ивана IX Грозного) — между коронами орла появился православный крест
  • 1613 — 1645 года — Михаил Федорович Романов — изображение на груди орла московского герба, третья корона
  • 1791 — 1801 года — Павел Первый — изображение креста и короны мальтийского ордена
  • 1801 — 1825 года — Александр Первый — отмена мальтийской символики и третьей короны, вместо скипетра и державы — венок, факел, молнии
  • 1855 — 1857 года — Александр Второй — перерисовка двуглавого орла (переработка), утверждение трех корон, державы, скипетра, по центру — всадника в доспехах, убивающего змея.

Без изменений герб Российской Империи был действительным до 1917 года. После переворота новая власть утвердила более простой, «пролетарский» герб — серп и молот.



Так выглядел герб СССР на монетах

А после распада СССР и переформировании СССР в РСФСР герб был слегка переработан (фото уже есть в статье). Затем был возвращен герб, напоминающий герб Российской Империи, но в другом цветовом решении. Было это в 1993 году.

Что изображено на гербе Российской Федерации: описание и значение символики каждого элемента герба РФ

Каждый компонент герба несет определенное значение:

  • геральдический щит (тот самый красный фон) — основной элемент герба любого государства
  • двуглавый орел — символ высшей власти и двухсторонней политики Российского государства
  • короны — высокое достоинство, суверенность государства, национальные богатства
  • скипетр и держава — символы власти
  • всадник на коне, убивающий змея — по одной из версий это святой Георгий Победоносец, по другой — царь Иван III. Точное определение дать трудно, возможно это обращение к памяти предкам, воплощение легенды, либо же просто изображение, сделанное на заказ Ивана III.


Сколько цветов на гербе РФ?

На Российском гербе несколько цветов. Каждый цвет имеет особе значение. Например:

  • красный — цвет мужества, отваги, пролитой крови.
  • золотой — богатство
  • синий — небо, свобода
  • белый — чистота
  • черный (у змея) — символ зла

Так и получается, что три цвета из пяти имеются как на гербе России, так и на флаге. Для страны значение этих цветов всегда было очень важно, ведь именно мужество, чистота и свобода всегда были движущей силой в душе русского человека.

Видео: Герб России (документальный фильм)

А. БАРЫБИН.

Герб - двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.

юди средневековья... От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые.

В 1453 году османские войска осадили Константинополь - так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.

Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.

Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.

Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа - государственная печать Российской империи конца XVII века.

Государственное знамя с изображением герба.

Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и - по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны - с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.

С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником - турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.

Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.

Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).

В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.

Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.

А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.

В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ - все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.

Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.

Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.

Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. "Погибаю, но не сдаюсь!" - девиз ее героических защитников.

Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.

Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.

Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата - Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.

Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит - близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.

Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.

Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу.

В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна - сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.

Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе - Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.

И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.

Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.

Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III - бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого "стояния на реке Угре". Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.

Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.

В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы - гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 - Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне. В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии - Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики - двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ - с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами - главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523-1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем . Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, - а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел - не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5-13).

Всем известно, что герб России орел. Но это не обыкновенный орел, а двуглавый. К сожалению, в современное время далеко не все знают, почему орел на гербе двуглавый. Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит задуматься о том, откуда в принципе в нашей стране взялась данная символика и вообще, почему герб России двуглавый орел?

Как был образован герб

Изначально, символом власти был лев терзающий змею. В дальнейшем он сменился на всадника. В 1472 году Иван III – князь Руси женился на царевне Софье – племяннице Византийского императора Константина. Византийским гербом на тот момент был двуглавый орел, и князь принял их родовой герб для того, чтобы повысить свой авторитет среди европейских стран. Впервые данный герб появился на печати Ивана III, но на ней также присутствовал и Святой Георгий. Данные две эмблемы существовали на равных. Но со следующего века орел приобретает главенствующее значение.

Изменения герба

Постепенно к гербу добавлялись новые элементы. Так спустя некоторое время у голов появились языки, как знак окрепшего государства, способного постоять за себя. При Иване Грозном над орлами появилась одна большая корона, снабженная крестом – как атрибутикой церкви. В период Смутного времени, герб лишают всех признаков власти, а после него наоборот на нем появляются скипетр и держава. Позже корон становится три и добавляется образ Георгия Победоносца на груди. При Петре I герб также приобрел значительные изменения, корона стала императорской, а на груди у орла появился орден Святого апостола Андрея Первозванного. Екатерина I изменила цвет герба на черный.

Герб претерпевал различные изменения в зависимости от приходящего правителя, но стоит отметить, что всегда на гербе был изображен именно двуглавый орел. Самым популярным объяснением, почему орел двуглавый является – то, что он символизирует евразийскую сущность нашей страны, и соответственно, головы орла повернуты на Запад и Восток. В основе современного образа герба лежит вариант, предложенный Петром I.