Занятие для детей старшей группы «Право на образование. Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе Дети разные важны занятие по праву

Чувашова Ирина Александровна

МБДОУ №132 город Иркутск

воспитатель

Открытое занятие в старшей группе

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад № 132 г.Иркутск Чувашова И.А

Тема: «Права ребенка»

Цель: Сформировать интерес у детей к знаниям о правах ребёнка, повысить уровень эмоционального состояния детей.

Задачи:

1. Закреплять представления детей о благополучной, дружной семьи;

2.Развивать умение слушать и отвечать на вопросы;

3. Понимать содержание прочитанного стихотворения, мыслить;

4.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие»

Ход занятия:

Утром встали малыши в детский садик свой пришли

Вам мы рады, как всегда гости здесь у нас с утра

Поздоровайтесь друзья!

Воспитатель: Почему мы называем, наше детство золотым,

Потому что мы играем, веселимся и шалим,

Потому что окружает нас заботою семья,

Потому что обожают нас родные и друзья.

У всех есть семья у кого-то большая, у кого-то маленькая.

Сколько у вас в семье человек?

А у тебя сколько?

А вот посмотрите, как художник изобразил семью. (вывешиваю на доску картинку семья)

Кто здесь изображён? (ответы детей)

А Саша знает стихотворение про семью, расскажи нам.

«Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью.»

Молодец какое красивое стихотворение, а давайте мы поиграем в игру «Кто живёт у нас в квартире»

«Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Папа, мама, брат и я (хлопаем в ладошки подвести руки к груди)

Вот и вся моя семья.

У всех счастливая семья и каждая семья где-то живёт.

«Будь то город иль деревня

Везде строятся дома

В каждом доме непременно

Живёт счастливая семья»

(на столе лежат картинки домов)

Посмотрите на столе лежат картинки, что на них изображено? (ответы детей)

София покажи самый высокий дом.

Вероника посчитай сколько всего домов. А может есть дом похожий в котором ты живёшь?

А номер своего дома знаешь?

А улицу на котором стоит твой дом?

Умница! А кто ещё назовёт свой адрес.

«Ребёнок должен быть красивым,

Весёлым, сильным и счастливым

Поэтому хочу сказать

Ребёнок должен отдыхать!»

Когда мы с вами отдыхаем, мы становимся красивыми, сильными, здоровыми.

Давайте мы сейчас с вами отдохнём. Вставайте все в круг, у меня есть серединка цветочка, а вы будете лепесточки и вам будет нужно сделать красивый цветочек.

(Звучит музыка, дети ложатся в виде цветка)

Мы с вами отдохнули, набрались сил и здоровья. А если человек не будет отдыхать, то он может заболеть.

А если так случилось, что вы заболели. Кто позаботится о вашем здоровье? (врачи)

Конечно о вашем здоровье позаботится врач:

«Если вдруг я заболел,

Побегу скорей в больницу.

Вылечи меня скорей,

Мне здоровье пригодится.»

Но вы ребята сами должны бережно относится к своему здоровью:

Делать зарядку по утрам,

Чистить зубы,

Гулять на улице.

Лишь появится ребёнок

И дышать начнёт едва

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить,

Иметь уютный, тёплый дом

Видеть тихий мирный сон

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать.

Роза Дмитриева
Конспект занятия «Права ребенка»

Конспект занятия "Права ребенка "

Роза Дмитриева

Цели :

Обучающие : обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях . Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивающие : развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающие : воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал : шляпа, конверты, схемы прав , макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, русских народных сказок

Беседы по теме «Права ребёнка » рассматривание иллюстраций к литературным произведениям

Разучивание пословиц

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Вызов врача»

Игры «Я помогаю маме» , «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями) .

– Ребята, к нам пришло много конвертов от людей, которых интересует тема «Права ребёнка » . Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию . И мы с вами будем рассказывать о правах , зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами . Согласны? Начнём.

Основная часть.

Конверт 1-й

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём . Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме ?

– Что означает, иметь право на имя ?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Иг. «Шляпа знакомств» .

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя .

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места . (Дети садятся за столы) .

конверт 2-й

– А следующий конверт откроет (имя….)

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме ?

– Верно, право на семью . Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша бабушке?

– Кто Маша дедушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья….»

Ребус «Семья или 7Я» .

– Ребята, а здесь ещё одно задание : нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

Правильно , это слово семья.

Конверт 3-й

А здесь у нас загадка, послушайте.

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый (дом)

– О каком праве пойдёт речь ?

Иг. «Собери разрезные картинки» .

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка, Рукавичка) .

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

Конверт 4-й

– А мы продолжаем нашу консультацию . …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование ) .

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование ?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

Физминутка.

Конверт 5-й

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед . обслуживание)

– Послушайте Корнея Чуковского сказка «Айболит»

– Почему у бегемотиков заболели животики?

– Чем опасно играть на трамвайных путях?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи» .

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих) .

– Кто из вас будет больным?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь : сообщаем, что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (и т. д.) .

Конверт 6-й

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь диск с музыкой, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях ?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

Конверт 7-й

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права , а что у него ещё есть?» (Обязанности) .

Правильно , ведь права и обязанности живут рядом.

Иг. «Собери ножки сороконожке»

– Возьмите по ножке, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем ножку к сороконожке.

– Посмотрите, что случилась с сороконожкой? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права , но и обязанности.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны ? (конвенция о правах ребенка ) .

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришел конверт)

– Ребята, ещё один конверт пришел адрес детского сады в группу «Радуга» Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором удостоверения юного консультанта . Награждает каждого ребёнка).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конспекты внеклассных занятий по правовому воспитанию младших школьников

Конспект занятия - Права и обязанности

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права.

Подготовительная работа: подготовить плакат «Правила для учащихся».

Ход занятия:

Ответы детей, примечан.

1.Оргмомент

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

2.Работа по теме занятия

А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.

(М.С. Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда дети обладают и особыми правами, о них ты узнаешь позже!Посмотри что было бы, если бы у человека не было никаких прав.)

Назовите, какие права детей вы знаете?

А кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание?

Правильно! И в Конвенции идёт об этом речь (зачитывается ст. 27 (1.2)).

Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Давайте послушаем Мудрую Сову.

(М.С. Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях

У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Какие у вас есть домашние обязанности?

Школьные?

По закону?)

Давайте немножко поиграем. Игра называется «Как ты знаешь свои обязанности?» Предлагаю посоревноваться и узнать, ребята, с какого ряда знают больше обязанностей школьников?

Какие обязанности есть у школьников?

Молодцы, ребята!

(М.С. Задание № 1Выбери предложения, в которых говорится о правах.- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене. Задание № 2Определи, что является обязанностью школьника -Школьник обязан выполнять все требования учителя-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе -Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе -Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету).

Права - это то, что может делать каждый человек, то что есть у всех людей.

Родители, государство

Обязанности - это то, что должны делать все люди.

Высказываются 5 - 6 детей.

Учитель подходит к плакату «Правила для учащихся», вписывает правильные ответы детей.

Выполнять устав школы, требования учителя, работников школы, дежурных, распорядок дня, технику безопасности и т.д.

Учитель выделяет лучший ряд.

3.Закрепление

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что такое права?

Что такое обязанности?

Чем отличаются права от обязанностей?

Выслушивается мнение 2 - 3 человек.

Конспект занятия - Почему взрослые решили защищать права ребенка

Задачи: сформировать у учащихся основные представления об истории развития прав ребёнка, появлении соответствующих документов.

Подготовительная работа: подготовить выставку книг, документов, соответствующих данной теме.

Ход занятия:

Ответы детей, примечан.

1.Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Вы уже знаете, что такое права и обязанности ребёнка, а интересно ли тебе узнать, почему люди решили защищать права детей?

2.Работа по теме занятия

Давайте послушаем, что нам расскажет по этому поводу Мудрая сова.

(М.С. В начале века (примерно 90 лет назад) во многих странах мира дети жили в плохих условиях:- они работали;- часто болели;- не учились. Тогда взрослые задумались над тем, как защитить детей.

В 1923 г. (почти 80 лет назад) Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребёнка.Декларация - это объявление, заявление правительства, а Женевской назвали её по месту её принятия - город Женева.Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребёнка, его права были определены недостаточно чётко.

Позже складывались всё новые и новые декларации."Всеобщая декларация прав человека" - 1948 г."Декларация прав ребёнка" - 1959 г. Правительства различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей. Тем не менее учёные на основе своих наблюдений пришли к выводу о том, что:- дети - незащищённая, бесправная часть населения;- их могут обидеть взрослые;- в ряде государств дети не могут получит образования.

Начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребёнка. Конвенция вступила в силу в 1990 г.Основные требования Конвенции:

1. Выживание

2. Развитие

3. Защита прав

4. Активное участие в жизни общества

Выживание. Это право ребёнка на жизнь, на меди- цинское обслуживание, на заботу о нём.

Развитие. Каждому ребёнку дано право развивать свои способности. Для этого надо создать условия для получения ребёнком образования, для отдыха и др.

Активное участие в жизни общества. Это право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего мнения, на свободу мысли.

Защит прав. Это требование обеспечивает защиту прав детей. Особыми правами пользуются дети-инвалиды, дети-сироты.

Женевская Декларация, Конвенция о правах ребёнка - это международные документы. В Российской Федерации есть свои документы, в которых описаны права ребёнка.Давай познакомимся более подробно с этими документами.

Российские документы о правах ребёнка.Конституция РФСемейный кодекс РФУголовный кодекс РФГражданский кодекс РФ и др.)

Учитель запускает электронное приложение.

3.Закрепление

Понравился вам рассказ Совы?

Ребята, почему общество решило защищать права детей?

Как назывался первый документ по защите прав детей?

В каком городе она была принята?

Почему начали разрабатывать другие документы, направленные на защиту прав детей.

Как называется международный документ о правах ребенка?

Какие требования Конвенции вы запомнили?

Давайте посмотрим, какие задания приготовила для нас Мудрая Сова.

Задание №1

Что такое декларация?- закон -объявление, заявление правительства- соглашение, международный договор

Задание № 2В каком российском документе перечислены права детей?Конституция РФ -Семейный кодекс РФ -Конвенция ООН о правах ребёнка -Декларация прав ребёнка

Задание № 3Назови первый документ, направленный на защиту прав детей -Женевская декларация -Конвенция ООН о правах ребёнка - Конституция РФ -Всеобщая декларация прав человека

А теперь я предлагаю вам рассмотреть выставку книг.

Потому что раньше детям жилось очень плохо, тяжело, они не имели никаких прав.

Декларация прав ребёнка.

В Женеве - женевская Декларация.

Потому что Женевская Декларация - это первый документ и в нём права детей были определены нечётко.

Конвенция о правах ребёнка.

Ребята выполняют задания по теме, данные в электронном приложении.

Методические рекомендации: Не нужно стремиться, чтобы каждый ребёнок сразу усвоил содержание Конвенции. Главное, чтобы дети осознали сам факт её принятия и то, что есть документы, направленные на защиту их прав. Выставку книг оставьте в классе на некоторое время.

Конспект занятия - Право на жизнь

Задачи: расширять знания детей о праве человека на жизнь; учить сохранению жизни.

Подготовительная работа: детям даётся задание прочитать сказку «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

Ответы детей, примечан.

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами побеседуем, наверное, о самом важном праве каждого человека, а о каком вы догадаетесь сами.

2. Сообщение темы занятия

Дома вы все читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Ребята, что вам понравилось в сказке?

Давайте прочитаем отрывок (см. Приложение 5):

Ребята, что сделала злая королева?

Что случилось с Белоснежкой?

Какое право человека нарушила злая королева?

О каком праве мы с вами будем говорить?

Сказка очень интересная, добро побеждает зло.

Злая королева дала Белоснежке отравленное яблоко.

Белоснежка откусила яблоко и отравилась.

Зла королева нарушила право на жизнь.

О праве на жизнь.

3.Работа по теме занятия

Об этом праве нам расскажет Мудрая Сова.

(М. С. Жизнь - это самое ценное, что есть у каждого человека. Никто не имеет права лишать человека жизни или наносить вред его здоровью.Чтобы твоя жизнь и жизнь твоих близких, друзей была в безопасности, ты должен чётко соблюдать правила безопасного поведения.Какие правила безопасного поведения ты знаешь?Вспомни, как нужно вести себя на улице, в школе, дома.Посмотри, что может случиться, если ты не будешь соблюдать этих правил.)

Давайте прочитаем ещё одну сказку - «Царевна лягушка».

Учитель читает отрывок из сказки, акцентирует внимание детей на таких словах: (см. Приложение 5)

Как вы думаете, имел ли право Кощей Бессмертный лишать человеческой жизни свою дочь, обращая её в лягушку?

Нужно ли завидовать людям, которые мудрее нас и вредить им?

А теперь, ребята, разделимся на группы. Каждая группа должна привести пример необдуманных поступков, которые могут нанести вред собственной жизни, здоровью, а также жизни других людей.

Учитель запускает электронное приложение.

Кощей Бессмертный не имел права лишать человеческой жизни свою дочь, потому что никто не в праве лишать жизни другого человека.

Завидовать и вредить людям, которые мудрее нас нельзя, нужно стремиться к тому, чтобы и самим стать мудрее.

4.Закрепление пройденного материала

Ребята, о каком праве человека мы сегодня говорили?

В каких ещё сказах нарушается право на жизнь и здоровье?

Имеет ли право кто-нибудь лишать другого человека жизни?

Что нужно делать, чтобы не нанести вреда своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других людей?

Ребята, помните, что человек, прежде всего, сам должен заботиться о своей жизни, о своём здоровье и ни в коём случае не нарушать право других людей на жизнь. Самое дорогое у человека - это жизнь.

(М.С. Задание № 1В какой ситуации нарушается право на жизнь и здоровье? -Водитель во время движения превысил скорость. -Коля и Петя поссорились. Коля ударил Петю.-Во время прогулки Миша промочил ноги и сильно заболел. Мама заставила Мишу выпить микстуру.-Во время строительных работ рядом с объектом не было написано предупреждение "Осторожно! Опасная зона!" -У Вити было День рожденье, и он весь вечер громко слушал музыку с друзьями.

Задание № 2Соблюдение каких правил поможет тебе сохранить собственную жизнь и не нанести вреда жизни и здоровью других людей?-Соблюдение правил дорожного движения. -Соблюдение правил безопасного поведения в школе.- Соблюдение правил "хорошего тона."- Соблюдение правил русского языка.

Задание № 3Изготовь совместно с одноклассниками информационный плакат "Правила безопасного поведения в школе". Подумай, каким он должен быть, какую информацию содержать, какими иллюстрациями оформлен.

О праве на жизнь.

Никто не имеет права лишить другого человека жизни.

Нужно внимательно следить за своими поступками, соблюдать технику безопасности.

Ребята выполняют задания по теме, данные в электронном приложении.

Методические рекомендации: Для подобных бесед с детьми могут быть использованы и другие сказки («Колобок», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек», «Красная шапочка»). Поскольку поступки сказочных героев нетипичны в действительности, необходимо связывать их с реальностью, учить ребенка, прежде всего, соблюдать правила безопасности в отношении себя и других. Это и будет предпосылкой для сохранения жизни.

Конспект занятия - Право на уважительное отношение

Задачи: сформировать у учащихся основные представления о праве на уважительное отношение.

Ход занятия:

Ответы детей, примечан.

1.Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с правом человека на уважительное отношение.

2.Работа по теме занятия

Как вы думаете, что это за право?

Давайте послушаем Мудрую Сову.

(М.С. Право на уважительное отношениеЛюди должны относиться уважительно друг к другу. Никто не имеет права унижать, оскорблять другого человека. Поэтому, где бы ты не находился в школе или дома, библиотеке, на улице, ты должен внимательно следить за своим поведением, речью, чтобы случайно не оскорбить или обидеть кого-нибудь.)

Ребята, как вы думаете, что могло бы случиться, если бы люди не соблюдали этого права?

Можно ли отнести правила хорошего поведения за столом, в кино, театре, в школе к реализации права на уважительное отношение? Почему?

Давайте вспомним правила хорошего поведения в школе?

Приведите примеры ситуаций, в которых нарушается право человека на уважительное отношение.

Давайте поиграем в игру. Игра называется «Магазин». Ваша задача, показать, как должны вести себя люди в магазине (покупатели, продавцы), чтобы не нарушить право человека на уважительное отношение.

Учитель запускает электронное приложение.

Люди бы ссорились, ругались, обижали бы друг друга и никто не мог бы защитить их.

Да. Потому что, если люди не соблюдают этих правил, то они проявляют неуважение к другим людям.

Учащиеся играют в игру «Магазин», руководитель контролирует ход игры.

3.Закрепление

Зачем нужно это право?

Соблюдение каких правил и норм поведения поможет нам не нарушить право человека на уважительное отношение?

Давайте выполним задания, которые предлагает нам Мудрая Сова.

(М.С. Задание № 1Выбери ситуацию, в которой нарушается право на уважительное отношение.Коля - ответственный ученик, всегда вовремя выполняет задания, а Петя привык надеяться на других. Однажды он попросил у Коли списать домашнее задание, но тот ему отказал. Петя разозлился и начал оскорблять одноклассника.Мама попросила Петю убраться в его комнате, но тот отказался; сказал, что хочет полежать, посмотреть телевизор. Мама сказала Пете, что он лентяй.Во время прогулки мальчики увидели Лёшу. Лёша занимался баскетболом. Он очень высокий мальчик. Ребята начали кричать ему вслед: "Каланча! Посмотрите, каланча идёт!"

Задание № 2

Нарушаются ли права на уважительное отношение в твоём классе? Составь список "запрещающих правил", соблюдение которых будет способствовать реализации права на уважительное отношение.Например: Запрещается придумывать обидные прозвища одноклассникам, учителям и т.д.)

О праве на уважительное отношение.

Ребята выполняют задания по теме, данные в электронном приложении.

Конспект занятия - Право на образование

Задачи: сформировать у учащихся чёткие представления о праве ребёнка на образование, его значении в современном мире.

Ход занятия:

Ответы детей, примечан.

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с ещё одним очень важным правом.

Попробуйте догадаться, о каком праве идёт речь.

Вы все ходите в школу, получаете знания - это одновременно и ваша обязанность и ваше право.

Как вы думаете, как называется это право?

Право на образование.

2.Работа по теме занятия

Давайте посмотрим, что нам может рассказать Мудрая Сова об этом праве.

(М.С. Каждый ребёнок, достигший возраста 7 лет, должен идти в школу, учиться.Ты имеешь право учиться в любой школе; никто не может запретить тебе ходить в школу или другое образовательное учреждение, если это не наносит вред твоему здоровью.Как ты думаешь зачем человеку учиться, получать образование?Россия - это наша страна, наша Родина. Будущее России зависит от вас, маленьких граждан своей страны.)

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям могло бы привести отсутствие права на образование?

А всегда ли в нашей стране дети имели право на образование?

Раньше учиться могли только дети богатых, знатных людей, а простые крестьяне оставались безграмотными. Большинство крестьянских детей не умели читать, писать, считать. Вырастая, они также оставались безграмотными. Их было легко обмануть.

Потом всё изменилось, и все дети получили право на образование.

Как вы думаете, почему?

Безграмотность населения тормозило развитие науки, производства; не было профессионалов, квалифицированных рабочих, поэтому всех ребят стали учить читать, писать, считать, давали им основные представления о мире

Учитель запускает электронное приложение.

Читает с детьми информацию по теме, данную в нём.

Большинство людей было бы безграмотным, страна не могла бы нормально развиваться.

Нет. Было такое время, когда дети не имели право на образование.

Выслушивается мнение 2-3 человек.

3.Закрепление

О каком праве мы говорили сегодня?

Каково значение этого права в наши дни?

Давайте выполним задания, которые предлагает нам Мудрая Сова.

(М.С. Задание № 1В каком учреждении реализуется право на образование? -школа -учреждения дополнительного образования (кружки, секции, курсы)

Задание № 2В каких ситуациях нарушается право на образование?-Петя живёт в деревне, в которой нет школы. Ближайшая школа находится в городе, но автобус из деревни в город сломался. Петя не может посещать школу.- Коля заболел и мама оставила его дома во время учебных занятий в школе.- Во время уроков Оля постоянно отвлекает Аню, мешает ей слушать учителя, выполнять задания.

Задание № 3Составь список образовательных учреждений твоего города.

О праве на образование.

Выслушивается мнение 2-3 человек.

Ребята выполняют задания по теме, данные в электронном приложении.

Методические рекомендации: В ходе данного занятия необходимо добиться того, чтобы ребята чётко поняли значение данного права в их жизни и жизни общества в целом. Можно предложить детям написать мини-рассуждение на тему «Зачем нужно право на образование» («Наша страна без права на образование» и т.п.).

Конспект занятия - Право на собственное мнение

Задачи: расширять знания детей о том, что означает слово «мнение»; учить культурно высказывать своё мнение, уважать мнение других, познакомить с правом свободно выражать своё мнение.

Подготовительная работа: заранее подобрать картинки с моделями одежды для девочек и автомобилями для мальчиков.

Ход занятия:

Ответы детей, примечан.

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, что такое «мнение», как научиться правильно высказывать своё мнение и о необходимости уважать мнение других людей.

2.Работа по теме урока

Ребята, как вы думаете, что такое «мнение»?

Давайте послушаем, что нам может сказать по этому поводу Мудрая Сова.

(М.С. Мнение - это суждение каждого человека по тому или иному вопросу.Посмотри на картинки. Какая нравится тебе больше?Как ты думаешь, все ли ребята твоего класса выбрали одинаковые картинки?Наверное, нет.Теперь мы можем сделать вывод, что мнения разных людей не всегда совпадают. Я предлагаю тебе несколько правил, как отстаивать своё мнение. Правила:1. Не кричи, не перебивай своего собеседника.Когда кричишь - это не означает, что ты прав.2. Своим словом, мнением нельзя обижать собеседника. Великий полководец Суворов говорил: "Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки за собой повести."Как ты понимаешь эти слова?3. Внимательно слушай другого, интересуйся тем, что он говорит, уважай его мнение. Помни, если собеседник не согласен с твоим мнением, это не значит, что он не прав!Однако бывают такие ситуации, когда лучше не высказывать своего мнения, чтобы не обидеть другого человека.Можешь привести пример таких ситуаций?)

Как вы думаете, почему иногда среди детей и даже взрослых возникают конфликты, разногласия?

Итак, каждый думает по-своему и это его право.

А теперь я предлагаю вам послушать рассказ

М. Пляцковского «Фонтан, который умел плавать». Следите внимательно за тем, как герои высказывают своё мнение (Приложение 5).

Как высказала акула Злюка своё мнение?

Почему китёнок Чудачок уплыл после слов Злюки в океан?

Как могла акула высказать своё мнение?

Ребята, иногда, нужно стараться держать при себе своё мнение. Не высказывать его, как например, в этом рассказе, чтобы не обидеть другого человека. Если ты всё-таки решил высказать своё мнение, то сделай это вежливо, не унижая достоинства другого

Мнение - это суждение каждого человека по тому или иному вопросу.

Учитель запускает электронное приложение.

Существуют такие вопросы, по которым у людей могут быть разные мнения.

Все думают по-разному. Каждый считает, что прав именно он.

Злюка высказала своё мнение грубо, нетактично.

Он не захотел находиться рядом с тем, кто его обижает.

Культурно; если ей не нравился Чудачок, надо было плавать от него подальше, а не грубить ему.

3.Закрепление, пройденного материала

О чём мы сегодня говорили?

Всегда ли мнение совпадает?

Как правильно высказать своё мнение?

Всегда ли нужно высказывать своё мнение? Когда не стоит этого делать?

Давайте посмотрим, какие задания предлагает нам Мудрая Сова?

(М.С. Задание № 1-Определи, в какой ситуации не учитывается мнение собеседника.-Мама попросила Петю убраться в своей комнате. Петя ответил: "Я не буду убираться". Тогда Мама не отпустила Петю гулять.-Аня и Оля - подруги. Оля пришла в школу в новом платье, оно ей очень нравилось. Ане не понравилось платье, она сказала, что у Оли нет вкуса и перестала дружить с девочкой.- Ребята обсуждали маршрут экскурсии с учителем. Они предложили идти на озеро. Учитель сказал, что дорога до озера очень опасная, и отказался туда идти. Задание № 2Вспомни и запиши примеры из жизни, когда нарушалось право на собственное мнение или найди в художественных произведениях.)

О том, что у каждого человека есть своё мнение.

Нет не всегда.

Если твоё мнение может обидеть другого человека, то лучше его не высказывать или сделать это культурно, вежливо.

Ребята выполняют задания по теме, данные в электронном приложении.

Конспект занятия - Право на отдых

право обязанность урок школьник

Задачи: сформировать у учащихся представления о праве на труд и отдых, научить грамотно планировать и распределять свободное время, отдыхать с пользой для здоровья, воспитывать бережное отношение к природе, уважения к людям труда.

Подготовительная работа: за два-три дня до занятия дети читают (вспоминают) сказки «Незнайка», «Золушка».

Ход занятия:

Ответы детей, примеч.

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

На доске записаны пословицы, давайте прочитаем их.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Старания и труд всё перетрут.

Что общего между этими пословицами?

Эти пословицы о труде.

2.Работа по теме занятия

Почему у русского народа так много пословиц и поговорок о труде?

Как вы думаете, должен ли человек трудиться?

Почему люди должны трудиться?

Правильно, ребята! Для того чтобы никто не мешал человеку трудиться, у него есть право на труд.

Как вы думаете, а может ли кто-нибудь заставить человека трудиться, выполнять работу, которую он не хочет делать?

Никто не вправе принуждать человека к труду, заставлять работать.

Как вы думаете, должны ли трудиться дети?

Где могут трудиться дети?

Вы правы, дети могут и должны трудиться, выполнять посильную для них работу. С 14 лет дети могут устраиваться на работу при соблюдении определённых условий.

Ребята, может ли человек одинаково хорошо работать всё время?

Что необходимо человеку для продуктивной работы?

Итак, кроме права на труд, человек имеет право на отдых.

Отдых очень важен как для взрослых, так и для детей. Почему?

Как и где может отдохнуть человек?

Что мы должны помнить, когда отдыхаем на природе?

Для чего мы должны соблюдать технику безопасности, заботиться о чистоте окружающей среды?

Давайте посмотрим, что нам может рассказать Мудрая Сова о праве на отдых.

М.С. Каждый человек обладает правом на отдых. После занятий в школе ты можешь придти домой и отдохнуть. В школе ты отдыхаешь на переменах.Твои соседи, родители также имеют право на отдых, поэтому ты не должен громко слушать музыку, шуметь, кричать, когда кто-то спит или отдыхает. Также ты не должен мусорить в парке, на озере - это не только загрязняет окружающую среду, но и мешает отдыхать другим людям.

Ребята, ко мне только что пришла телеграмма от жителей «Солнечного города».

Коротышки очень взволнованы. Давайте отправимся туда и узнаем почему («Как незнайка был музыкантом» Приложение 5).

Почему все соседи прогнали Незнайку?

Какое право и чьё нарушил Незнайка?

Как бы вы закончили этот рассказ, чтобы ничьи права не нарушались?

Коротышкам мы помогли, но есть ещё сказочные герои, право на отдых которых нарушается. Вспомните этих героев и сказку.

Какие ещё права нарушаются в этих сказках?

Труд очень важен для человека.

Люди должны трудиться, чтобы обеспечить себя необходимым для жизни: еда, жильё.

Выполнять какие - то домашние обязанности. Учёба -труд школьника.

Отдых, перерыв.

Отдых помогает восстановить силы.

В лесу, на море, дома.

Технику безопасности, не должны мусорить.

Соседи отдыхали, а Незнайка мешал им своей игрой под окнами.

Право соседей на отдых.

1 - 2 ученика продолжают сказку.

«Золушка», «Морозко», «12 месяцев»

3.Закрепление. Итог

С какими правами человека мы сегодня познакомились?

В чём значение этих прав?

М.С. Задание № 1Выбери ситуацию, в которой нарушается право на отыдх. - По соседству с Колей живут пожилые люди. После школы Коля приходит домой и очень громко слушает музыку. - После привала в лесу, туристы оставили много мусора там.- Во время урока учитель запрещает детям ходить по классу, лежать на парте, хотя они устали.- Коля хорошо потрудился в школе и на следующий день решил отдохнуть и остаться дома, но мама запретила ему делать это и отправила на занятия.

Задание № 3Вспомни и запиши правила безопасного отдыха в лесу, на катке.

С правами на труд и отдых.

Выслушивается мнение 2-3 человек.

Методические рекомендации: хорошо, если для данного занятия ребята подготовят небольшие сообщения о занятиях своих родителей, бабушек, дедушек, о праздниках в семье, выходных днях это позволит сформировать более точные представления о праве на труд, отдых.

Конспект занятия - Органы по защите прав детей

Задачи: сформировать у учащихся основные представления об органах, занимающихся защитой прав детей.

Подготовительная работа: учитель должен заранее узнать, какие органы занимаются защитой прав ребёнка в городе, какие конкретно функции они выполняю

Ход занятия:

Ответы детей, примечан.

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, куда вы можете обратиться, в случае нарушения ваших прав или прав ваших знакомых, друзей.

2.Работа по теме занятия

Ребята, как вы думаете, куда может обратиться ребёнок, если нарушаются его права?

Все органы, которые вы перечислили, и многие другие называются органами по защите прав ребёнка.

Как вы думаете, почему их так назвали?

Давайте посмотрим, что нам может рассказать Мудрая Сова об органах, занимающихся защитой прав ребёнка.

(М.С. Затем, чтобы никто не нарушал твоих прав, следят специальные органы.Посмотри на перечень этих органов, сюда ты можешь обратиться, если кто-то нарушит твои права. Учитель расскажет тебе, чем занимается каждый из этих органов.

Комиссия по делам несовершеннолетних включает:1. Органы внутренних дел (подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, центр временной изоляции, подразделения криминальной милиции).2. Органы опеки и попечительства 3. Органы управления социальной защитой населения (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в защите)4. Органы службы занятости (органы и учреждения по делам молодёжи)

5. Органы здравоохранения6. Органы управления образованием и образовательные учреждения (специализированные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).

Он может обратиться в милицию, в школу, сказать родителям.

Все они занимаются защитой прав детей.

Учитель запускает электронное приложение.

3.Закрепление

О каких новых органах, занимающихся защитой прав детей, вы узнали?

Какую функцию выполняет каждый из этих органов?

Давайте посмотрим, какие задания предлагает нам Мудрая Сова.

(М.С. Задание № 1Узнай адреса органов по защите прав детей в твоём городе.

Задание № 2Узнай фамилию, имя, отчество, номер телефона людей, к которым ты можешь обратиться в своей школе в случае нарушения твоих прав. Запомни или запиши эту информацию.

Задание №3 Составь совместно с одноклассниками информационный плакат "Органы по защите прав ребёнка").

Выслушивается мнение 2-3 человек.

Ребята выполняют задания по теме, данные в электронном приложении.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей. Методические рекомендации по организации уроков литературного чтения для развития нравственных качеств у младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2013

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Понятие, методы и формы правового воспитания в школе. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Исследование представлений младших школьников о правах детей и взрослых. Разработка программы правового воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Основы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности детей, развитие их физических качеств. Формирование двигательных качеств младших школьников: средства физического воспитания, адаптация к нагрузке.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2013

    Теоретические основы патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы. Возрастные особенности младших школьников. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы. Важность среды урока музыки.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Морально-психологические особенности младших школьников как объекта и субъекта патриотического воспитания. Формы и методы воспитания младших школьников в учебное и внеучебное время. Единство школы и семьи в патриотическом воспитании младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Возрастные особенности младших школьников. Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников. Практические рекомендации для учителей и родителей по воспитанию ответственности у ребенка.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2015

    Теоретические основы экологического воспитания младших школьников. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема. Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников. Общественно-полезная работа по охране природы.

    реферат , добавлен 21.11.2006

    Экологическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности экологического воспитания в процессе образования младших школьников. Основная цель природоохранных мероприятий, природоохранная деятельность младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Проблема национального воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе. Понятие и методические аспекты национального воспитания школьников. Экспериментальное изучение содержания и методики национального воспитания младших школьников.

Конспект открытого занятия на тему

«Путешествие в страну Правдилия»

Для детей подготовительной к школе группы

Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.

Задачи:

Закрепить знания детей, в интересной и занимательной форме, основы человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».

Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.

Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.

Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.

Оборудование: ТСО (экран, проектор, ноутбук), презентация к занятию, на доске «цветок Счастья», медали «знаток права».

Предварительная работа: беседы о правах человека, ребенка, рассматривание иллюстраций: «Права ребенка», чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя героев, обращая внимание на нарушение прав, рисование: «Наши права», разучивание пословиц, поговорок, стихов о дружбе, семье, здоровье.

Ход занятия:

Слайд 1 . Включен. Входят под спокойную музыку, садятся на стулья.

Ребята, сегодня мы с вами проведем открытое занятие посвященное Дню местного самоуправления России.

Слайд 2 . Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

Кто из вас знает, какие права есть у детей?

Ответы детей: права на жизнь, на имя, на гражданство, на отдых, на образование.

(При нажатии на мышку, появляются картинки с правами детей)

Слайд 3 .

Воспитатель: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: А документ, где написаны ваши права, называется - Конвенция о правах ребенка. (По щелчку мышки на экране появляется Конвенция о правах ребенка).

Воспитатель: Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

Слайд 4. Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. Эта страна - необычная и загадочная.

В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых.

Слайд 5 . А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. Слайд 6 . К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы… (включается шум ветра)

Хотите узнать продолжение? (Ответы детей.)

Слайд 7 . Однажды над страной нависла черная - пречерная туча, налетел злой холодный ветер.

Слайд 8. Это проделки злого волшебника, и все жители Правдилии разбежались кто куда, чтобы переждать несчастье.

Слайд 9 . А когда все утихло, все были удивлены тем, что на “цветке Счастья” не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в неразбериху. До сих пор жители ищут заветные лепестки, и надежда отыскать их тает с каждым днем.

Слайд 10. Король этой страны прислал на электронный адрес нашего детского сада письмо. Давайте его прочтем.

Читаем письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень прошу вас помочь моей стране и отыскать лепестки «цветка Счастья». На вас у меня последняя надежда. Злой волшебник приготовил для вас разные задания, которые вам необходимо выполнить. Только тогда вы сможете найти лепестки. Желаю удачи!!!

Ребята, сможем ли мы помочь жителям Правдилии?

Ответы детей: (да).

- Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны. Давайте перед испытанием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Слайд 11 . Итак, ребята первое задание «Угадай право» №1 . (Картинка с изображением детей, четверо детей с подписанными именами, а пятый мальчик - без имени.)

Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое право нарушено в изображении, которое вы видите на экране?

Ответы детей: право на имя.

Слайд 12. Давайте посмотрим правильно ли вы ответили.

Слайд 13. Здорово, правильно ответили.

Скажите, пожалуйста, а у вас не нарушено право на имя? Сейчас мы с вами это проверим. На столе лежат сердечки с именами. Каждый из вас должен подойти к столу, найти сердечко со своим именем и встать около своего стула. (Дети выполняют задание.)

Да, теперь я вижу, что ваше право не нарушено и у каждого есть имя. А какой документ получает ребёнок при рождении, подтверждающее это право?

Дети: Свидетельство о рождении.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили.

Слайд 14. (Картинка с изображением свидетельства о рождении.)

Слайд 15. Молодцы! С первым заданием вы отлично справились, мы смогли отыскать первый лепесток сиреневого цвета.

Следующее задание №2.

Ребята как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей : Россия.

Слайд 16 . (Картинка с изображением флага с гербом РФ.)

- А сейчас о России нам Вика Карикова прочитает стихотворение:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

- А Сергей Кондаков сейчас расскажет, почему нашу страну называют Россия.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Ребята, раз вы живёте в России, значит вы…?

Ответы детей: россияне .

Значит, какое право вы все имеете, живя в России?

Ответы детей: право на гражданство.

Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили?

Слайд 17. Молодцы, все вы являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Правдилии, у них тоже есть такое право.

Слайд 18.

Вот мы справились и со вторым заданием, за это мы получаем второй лепесток синего цвета.

И переходим к следующему заданию №3.

Слайд 19. (Картинки с изображением Буратино и Незнайки.)

Посмотрите внимательно на экран и скажите, из каких сказок эти герои? о каком праве говорят нам эти картинки?

Ответы детей: Эти картинки говорят нам о Праве на образование.

Вспомните, по какой причине они всё время попадали в неприятные истории?

Ответы детей : не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей.

Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей: чтобы получить профессию.

Давайте поиграем в игру «Вставь словечко» .

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его:

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку - (машинист).

Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает - … (молодец)!

Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?

Ответы детей: Право на образование.

Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях. Назовите их.

Ответы детей: забота о близких, обязанности по дому, уважение старших, соблюдение правил личной гигиены, хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой, получить образование, охранять природу, соблюдать законы.

Слайд 20. Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием.

Слайд 21. За это вы получаете лепесток зеленого цвета.

Следующее задание № 4.

Слайд 22. Ребята, на экране изображены картинки из сказок «Золушка», «Серая шейка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».) В этом задании нужно подумать и выбрать лишнюю картинку и объяснить, почему вы так считаете. (Дети обсуждают, какая картинка может быть лишней и почему).

- Лишней является картинка из сказки «Золушка», потому что в этой сказке нарушено право на имя, а в остальных сказках нарушено право на жизнь.

Молодцы ребята!

Скажите, а кто вам подарил жизнь?

Ответы детей: Мама.

Слайд 23. (Мама с ребенком)

Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много песен, рассказов, стихов.

А сейчас немного отдохнем стихи о маме мы прочтем.

Стихи о маме.

Кира.

Осенью, весной,

Летом и зимой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

В радости любой,

В горести любой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

На ночь и с утра

Нынче, как вчера,

Кто тебе желает

Всякого добра?

Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.

Слайд 24. (Молодцы! смайлик)

Слайд 25. За это вы получаете лепесток красного цвета.

Перейдём к следующему заданию №5.

Слайд 26. (Ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7 Я».)

Какое право зашифровано в этом ребусе?

Ответы детей: Право на семью.

Слайд 27.

А сейчас София прочитает стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

А для чего человеку нужна семья?

Ответы детей: чтоб ухаживать и заботиться друг о друге, чтоб помогать друг другу в трудную минуту, чтоб любить друг друга.

- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.

· Дружная семья гору сдвинет.

· В гостях хорошо, а дома лучше.

· Дома и стены помогают.

· Добрые детки - дому венец, а плохие детки - дому конец.

· В родной семье и каша гуще.

· При солнышке тепло, при матушке добро.

· Без хозяина дом - сирота.

· В недружной семье - добра не бывает.

· В семье, где нет согласия, добра не бывает.

· В хорошей семье, хорошие дети растут.

· В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

· Вся семья вместе, так и душа на месте.

· В дружной семье и в холод тепло.

· Дружная семья не знает печали.

· Когда нет семьи, так и дома нет.

· Не будет добра, коли в семье вражда.

· Семьей дорожить - счастливым быть.

Давайте посмотрим, справились ли вы с этим заданием?

Слайд 28. Молодцы!

Слайд 29. А вот и следующий лепесток оранжевого цвета.

А мы переходим к следующему заданию № 6.

Слайд 30. (Картинка с доктором Айболитом.)

Что это за сказочный персонаж?

Ответ детей: Доктор Айболит.

Настя:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

А как называется врач, который лечит зверей?

Ответ детей: Ветеринар.

Да, ребята, врачи оказывают медицинскую помощь не только животным, но и людям.

О каком праве пришла пора нам говорить?

Ответ детей: (О праве на медицинское обслуживание).

Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?

Ответы детей: обрабатывают ссадины перекисью, мажут зеленкой или йодом, наклеивают лейкопластырь, мерят температуру.

Молодцы, а вот наверняка у каждого из вас дома имеется домашняя аптечка. Вы знаете какое самое главное правило про домашнюю аптечку?

Ответ детей: Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.

Лучше всего не простужаться и не болеть, чтоб домашняя аптечка вам никогда не пригождалась. А что для этого нужно делать?

Ответ детей: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Слайд 31. Молодцы вы справились и с этим заданием.

Слайд 32. За это вам лепесток желтого цвета.

Приступим к выполнению следующего задания №7.

Слайд 33. Перед вами на экране иллюстрации из сказки «Крошечка - Хаврошечка».

Посмотрите, ребята, злой волшебник усложняет задания, но мы не сдадимся верно? Нам необходимо собрать эти картинки в виде паззла (дети собирают паззл) . А сейчас посмотрите и скажите, какое право нарушено в этой сказке?

Ответы детей: (Право на отдых).

Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?

Ответы детей: Да.

Мы немножко отдохнем, песенку о маме вам сейчас споем.

Песня о «Маме»

Хорошо отдохнули? Мы с вами сейчас каким правом воспользовались?

Ответы детей: (Правом на отдых .) Давайте проверим, справились ли мы с этим заданием?

Слайд 34. А вот и последний лепесток фиолетового цвета. Вот мы и собрали все лепестки на «цветке Счастья».

Ребята, Король страны Правдилии снова нам прислал на электронную почту письмо. Давайте прочтем его.

Слайд 31. (Картинка с улыбающимся королем).

Слайд 32. (Письмо « Спасибо, дорогие ребята. С вашей помощью в нашей стране снова воцарился порядок, ведь все права снова на месте. Обещаю, что жители нашей страны теперь будут лучше охранять «цветок Счастья». На память об этом приключении мы дарим вам эти медали, чтоб вы всегда помнили о своих правах, а так же вручаем благодарности и конфеты за оказанную помощь нашей стране).

Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение?

Ответы детей. (Да.)

А что больше понравилось?

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.