223 фз преференции российским товарам участникам аукциона. Аналитика аналитические обзоры. Сфера применения приоритета

Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

  • машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
  • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
  • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072),

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей - 15% = 68 тыс. рублей.

Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. - 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

Если в контрактной системе ограничения для иностранных поставщиков работают уже давно, то в сфере действия Закона № 223-ФЗ какие бы то ни было ограничения со ссылкой на место регистрации поставщика и место происхождения товара до конца 2016 года считаются необоснованным ограничением конкуренции. Но уже с 1 января 2017 года предоставление преференций становятся обязанностью госкомпании.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» долгое время оставался в стороне от импортозамещения, хотя право Правительства РФ установить приоритет российской продукции для таких закупок было изначально предусмотрено в ч. 8 ст. 3 этого Закона. На тот же механизм поддержки российских производителей в закупках госкомпаний ссылается и ст. 18 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Однако лишь 16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).

Это постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и распространяется на все конкурентные закупки всех субъектов Закона № 223-ФЗ - в отличие от аналогичных актов контрактной системы, Постановление №925 не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры: проще говоря, никому из иностранцев не запрещено участвовать в закупке, но победит в ней при прочих равных российский производитель.

На российском происхождении товаров, работ и услуг стоит сделать акцент: в отличие от той же контрактной системы, Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются.

При выработке механизмов преференций поддержка отечественных производителей была ограничена 15-процентной ценовой преференцией. Разумеется, для крупной закупки и 15% - сумма немаленькая, но это всё же куда лучше, чем ограничение конкуренции и полным запретом на приём заявок с предложением о поставках иностранной продукции. Просто иностранец для победы должен быть готов существенно уступить в цене.

Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора. Вот только если этим победителем оказался иностранец, то согласно ч. 3 Постановления № 925 договор с ним заключается по цене, сниженной на 15%. например, если после объявления аукциона участники в итоге «сбили» до 1 000 000 руб, то победитель-иностранец получит по договору всего 850 000 руб. Если же в ходе аукциона цена была опущена до нуля и участники стали торговаться на повышение за право заплатить заказчику за возможность поставлять ему же товар, то победитель-иностранце должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.

Такой механизм призван сковать конкурентную активность иностранных производителей, которые должны будут при расчёте ставки закладывать ещё 15%. И лишь если цены российских производителей заведомо завышены, то иностранный поставщик может победить.

Если сопоставление заявок проходит только по цене - например, в классическом запросе котировок, - то при оценке заявки российского производителя принимается во внимание «вымышленная» цена, сниженная на 15% по сравнению с реальной. При этом договор с российским победителем заключается по реальной предложенной им цене. Например, в рамках запроса котировок российский производитель предложил цену в миллион - в этом случае в итоговом протоколе будет фигурировать цена 850 тысяч, а договор по итогам закупки всё равно будет заключен на миллион.

Схожий механизм предусмотрен и для многокритериального сопоставления заявок - например, в рамках конкурса или запроса предложений. В этом случае область предоставления преференций тоже ограничивается ценой, и «сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке». Проще говоря, при подсчёте баллов российский производитель получает по критерию «цена» такую оценку, как если был он снизил свою цену дополнительно на 15% - при этом договор с ним заключается без реального снижения цены. Очевидно, что именно на конкурсе иностранцу легче всего соревноваться с российским производителем, особенно если удельный вес критерия «цена» невелик.

Несложно заметить, что описанные выше преференции представляют собой упрощённый вариант преференций участникам государственных и муниципальных закупок, установленных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Близко нормам приказа Минэкономразвития и указание на то что, условием предоставления преференций является включение в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование о декларировании участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров и условие о том, что отсутствие в заявке указания страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки (такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров);
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
  • формулу установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения (согласно подп. «д» п. 5 Постановления № 925);
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации;
  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлена преференция, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

При этом в отличие от контрактной системы, установление этих сведений должно быть предусмотрено ещё и положением о закупках заказчика - это означает, что всем субъектам Закона № 223-ФЗ нужно будет внести соответствующие изменения в свои положения о закупках к 1 января 2017 года.

Логично, что преференции предоставляются лишь в случае конкуренции российских и иностранных поставщиков. Если в закупке участвуют только российские производители либо только иностранные производители, а тем более если конкуренции нет вовсе, то согласно п.6 Постановления № 925 преференции не предоставляются.

Постановление № 925 также не применяется в следующих случаях:

  1. В заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
  2. в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Особенности составления документации о закупке

Реализация приоритета в закупках

Реализация приоритета при проведении конкурса

Реализация приоритета при проведении аукциона

Случаи, в которых приоритет не предоставляется

Внимание!
27.07.2019 г. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 , которые касаются порядка предоставления приоритета российским товарам при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции.
Справочный материал актуализирован.

Установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Право Правительства РФ устанавливать подобный приоритет закреплено в п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Для заказчиков установление приоритета влечёт существенное изменение процедур закупки с 01.01.2017 г., которые необходимо отразить в Положении о закупке.

В справочном материале рассмотрены вопросы составления документации с учётом новых правил, а также порядок реализации приоритета при проведении закупок.

Справочная информация поможет заказчику безошибочно сформировать закупочную документацию с учётом приоритета, избежав административных штрафов до 10 тыс. рублей, и корректно применить правила , не вызвав нареканий со стороны участников закупки и контролирующих органов.

Особенности составления документации о закупке

В целях предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам предписывает заказчикам включать в документацию о закупке следующие сведения:

1) требование об указании (декларировании) в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемых товаров;

2) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;

Внимание!
Подпункты "а" и "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 прямо устанавливают порядок определения страны происхождения товаров. Таким образом, заказчик не вправе требовать предоставления каких-либо иных документов кроме декларации.

Штраф!
Нарушение требований к содержанию документации о закупке влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. ;
- на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях , далее - КоАП РФ).
Требование о предоставлении иных документов, подтверждающих страну происхождения товара, кроме декларации может быть квалифицировано как административное правонарушение по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ и повлечь наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. руб. ;
- на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб .

3) о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы или услуги;

4) условие о том, что отсутствие указания (декларирования) страны происхождения товара не является основанием отклонения заявки, которая будет рассматриваться как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

Информация-разъяснение
Например, если участник закупки предлагает к поставке российский товар, но не декларирует страну его происхождения, такому участнику не будет предоставлен приоритет, при этом иные поставщики российских товаров, которые продекларировали страну происхождения, будут иметь приоритет по отношению к такому участнику.

5) порядок определения цены единицы каждого товара, работы или услуги (произведение начальной цены единицы товара, работы или услуги на коэффициент её изменения, определяемый как результат деления цены договора на его начальную (максимальную) цену);

Информация-разъяснение
Подпунктом "д" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 для определения соотношения российских и иностранных товаров, работ, услуг в заявке установлен порядок расчёта цены единицы товара, работы, услуги. Для удобства переведём его в формулу:
Цед. = НМЦед. х К
где:



К = ЦД / НМЦД
где:

Пример (расчёт)
Заказчик проводит закупку письменных столов в количестве 20 штук:
- начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) = 200 000 рублей;
- начальная (максимальная) цена единицы товара = 10 000 рублей.
Участником закупки предложена цена договора 175 000 рублей.
Шаг 1: определим коэффициент изменения НМЦД:
175 000 / 200 000 = 0,875
Шаг 2: рассчитаем цену единицы товара:
10 000 х 0,875 = 8 750

6) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или удостоверяющих личность (для физических лиц);

7) указание в договоре страны происхождения товара на основании сведений из заявки участника закупки;

8) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же условия исполнения договора, как и победитель или следующие после них, в случае уклонения победителя от заключения договора;

9) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров в ходе исполнения договора, за исключением случаев, когда вместо иностранных поставляются российские товары, качества и потребительские свойства которых соответствуют договору.

Внимание!
В закупочную документацию заказчик включает сведения определённые Положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ). Кроме того, п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 прямо установлено, что названные сведения должны быть определены Положением о закупке заказчика.
Таким образом, в целях реализации положений Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 заказчикам необходимо внести изменения в Положение о закупке, определив в нём соответствующий порядок проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договора, а также иные положения.

Таким образом, документация о закупке должна содержать ряд обязательных сведений, которые заказчик обязан предварительно предусмотреть в Положении о закупке.

Реализация приоритета в закупках

Пунктами 2 -4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 установлен различный порядок предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам в зависимости от вида закупочной процедуры:

1) конкурс или иной способ, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, или победителем в котором признаётся лицо, предложившее наиболее низкую цену договора;

2) аукцион или иной способ, при котором определение победителя проводится путём снижения НМЦД.

Часть 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает виды конкурентных закупок:

- (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Вместе с тем заказчик вправе устанавливать иные способы закупок в Положении о закупке, которые будут соответствовать требованиям ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ .

Следовательно, при установлении порядка предоставления приоритета заказчику нужно учитывать вид проводимого способа закупки.

Рассмотрим реализацию приоритета на примере конкурса и аукциона.

Информация-разъяснение
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 приоритет устанавливается с учётом Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г .
На этом основании можно предположить, что приоритет предоставляется и товарам, работам, услугам, происходящим из стран ЕАЭС.
Данное мнение подтверждается:
- Письмом Минэкономразвития России от 21.10.2016 г. N Д28и-2839 ;
- Письмом Минэкономразвития России от 21.10.2016 г. N Д28и-2858 .

Реализация приоритета при проведении конкурса

Оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения российских товаров, работ, услуг, по стоимостным критериям оценок производятся по предложенной в них цене, сниженной на 15% (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925). То есть заказчик обязан:
- снизить на 15% цену заявки, если в ней предложены товары, работы, услуги российского происхождения;
- с 27.07.2019 г. снизить на 30% цену заявки, если в ней предложены товары радиоэлектронной продукции из реестра российской радиоэлектронной продукции (п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925);

Осуществить оценку и сопоставление заявок с учётом новых сниженных цен.

При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки в заявке.

Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении конкурса на примере.

Пример (расчёт)
Заказчик осуществляет закупку письменных столов путём проведения конкурса, НМЦД составляет 1 млн. рублей. На участие в закупке поданы заявки с предложениями поставки столов на следующих условиях (страна происхождения/цена договора):
Россия - 950 000 рублей;
Швеция - 850 000 рублей;

Заявка с предложением поставки письменных столов российского происхождения содержит наиболее высокую цену договора, соответственно, при обычных условиях по стоимостным критериям ей должно быть присвоено меньшее количество баллов.
Однако с учётом приоритета, заказчик при оценке такой заявки обязан принять в расчёт цену заявки, уменьшенную на 15%.

950 000 - (950 000 х 0,15) = 807 500 рублей
Таким образом, оценка российской заявки по стоимостным критериям должна осуществляться исходя из цены договора 807 500 рублей, благодаря чему такая заявка по стоимостным критериям получит максимальное количество баллов.
При этом если победителем конкурса станет поставщик российских столов, заказчик обязан заключить с ним договор по цене 950 000 рублей.

Реализация приоритета при проведении аукциона

Если заявка победителя содержит предложения иностранных товаров, работ или услуг, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем закупки (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении аукциона на примере.

Пример (расчёт)
Заказчик осуществляет закупку письменных столов путём проведения аукциона, НМЦД составляет 1 млн. рублей. Участниками аукциона поданы следующие предложения (страна происхождения/цена договора):
Россия - 950 000 рублей;
Швеция - 850 000 рублей;
Великобритания - 900 000 рублей.
Поставщик шведской мебели предложил наиболее низкую цену договора, что позволяет ему стать победителем закупки. Однако с учётом приоритета российских товаров цена договора должна быть снижена на 15%.

850 000 - (850 000 х 0,15) = 722 500 рублей
Таким образом, договор с победителем будет заключен по цене 722 500 тыс. рублей. При этом если победителем закупки предложены российские товары, работы или услуги, снижение цены не происходит.

С 27.07.2019 г. в случае если заявка победителя содержит предложения о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 30% от предложенной победителем закупки (п. 3.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Если в ходе аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. То есть участники предлагают цену, которую готовы заплатить за заключение договора.

В таком случае цена заключения договора увеличивается на 15%, если победителем предложены иностранные товары, работы или услуги (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

С 27.07.2019 г. в случае если победителем предложена к поставке радиоэлектронная продукция, не включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, цена заключения договора увеличивается на 30% (п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Рассмотрим порядок реализации приоритета при аукционе "на повышение" на аналогичном примере с закупкой письменных столов.

Пример (расчёт)
Участниками аукциона цена договора снижена до нуля и предложены следующие цены за право заключить договор (страна происхождения/цена):
Россия - 100 000 рублей;
Швеция - 150 000 рублей;
Великобритания - 120 000 рублей.
Поставщиком письменных столов из Швеции предложена наиболее высокая цена за право заключить договор, что делает его победителем закупки. Однако с учётом приоритета российских товаров эта цена должна быть увеличена на 15%.

150 000 + (150 000 х 0,15) = 172 500 рублей
Таким образом, победитель должен будет заплатить за заключение договора 172 500 рублей. При этом если победителем предложены российские товары, работы или услуги, увеличение цены не происходит.

Случаи, в которых приоритет не предоставляется

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 определены случаи, в которых приоритет не предоставляется:

1) закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участником закупки;

Внимание!
Также приоритет не предоставляется, если закупка изначально проводится у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

2) в заявке не содержится предложения российских товаров, работ или услуг;

3) в заявке не содержится предложения иностранных товаров, работ, услуг;

Информация-разъяснение
Под случаями, предусмотренными подп. "б" и "в" п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 , следует понимать случаи, когда во всех поданных на участие в закупке заявках содержатся предложения либо только российских товаров, работ, услуг, либо только иностранных.

4) в заявке на участие в конкурсе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет менее 50%;

5) в заявке на участие в аукционе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет более 50%.

Например, заказчик осуществляет закупку мебели со следующими условиями:

Товарная позиция

Количество (шт.)

Цена единицы (руб.)

Цена позиции (руб.)

Стол письменный

НМЦД (руб.)

Вариант 1.


Товарная позиция

Страна происхождения

Количество (шт.)

Цена единицы (руб.)

Цена позиции (руб.)

Стол письменный

Цена заявки (руб.)

Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой указана цена единицы каждого товара и, следовательно, известна стоимость каждой товарной позиции.

Пример (расчёт)
Предложенная в заявке цена составляет 360 000 рублей. При этом общая стоимость товаров российского происхождения составляет 240 000 рублей, а иностранных - 120 000 рублей.
1) 240 000 / 360 000 х 100% = 66,6%
2) 120 000 / 360 000 х 100% = 33,3%
Таким образом, доля иностранных товаров в заявке составляет только 33,3%, а российских - 66,6%. Следовательно, при проведении конкурса такая заявка будет оцениваться с учётом снижения цены на 15%, а при проведении аукциона договор по такой заявке будет заключаться без снижения цены.

Вариант 2.

Участником закупки предложена поставка мебели на следующих условиях:

Товарная позиция

Страна происхождения

Количество (шт.)

Цена заявки (руб.)

Стол письменный

Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой не указана цена единицы каждого товара.

Пример (расчёт)
В данном случае заказчику необходимо определить цену единицы товара и рассчитать стоимость российских и иностранных товаров в заявке.
Для этого рассчитаем цену единицы товара по формуле, согласно подп. "д" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 и умножим на количество товаров по каждой позиции:
Шаг 1: определим коэффициент изменения НМЦД:
К = ЦД / НМЦД
где:
ЦД - цена договора, предложенная участником;
НМЦД - начальная (максимальная) цена договора.
К = 360 000 / 450 000 = 0,8
Шаг 2: определим цену единицы товара и умножим на количество товаров по каждой позиции:
Цед. = НМЦед. х К
где:
Цед. - цена единицы товара, работы, услуги;
НМЦед. - начальная (максимальная) цена единицы товара, работы, услуги;
К - коэффициент изменения НМЦД.
1) 10 000 х 0,8 х 20 = 160 000 (стоимость письменных столов в заявке);
2) 5 000 х 0,8 х 20 = 80 000 (стоимость стульев в заявке);
3) 15 000 х 0,8 х 10 = 120 000 (стоимость шкафов в заявке).
Таким образом, общая стоимость российских товаров в заявке составляет 160 000 рублей, а иностранных - 200 000 рублей.
Шаг 3: теперь уже известным способом определим долю российских и иностранных товаров в заявке:
1) 160 000 / 360 000 х 100% = 44,4%
2) 200 000 / 360 000 х 100% = 55,5%
Таким образом, доля российских товаров в заявке составляет только 44,4%, а иностранных - 55,5%. Следовательно, при проведении конкурса такая заявка будет оцениваться в общем порядке (без снижения цены на 15%), а при проведении аукциона договор по такой заявке будет заключаться по цене, сниженной на 15%.

В заключение отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 предусмотрены различные способы предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам, которые зависят от вида закупочной процедуры. Таким образом, заказчикам необходимо для каждой из них в положении о закупке предусмотреть соответствующий порядок предоставления приоритета.
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Применение национального режима в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". На данный момент, это единственное постановление, которое устанавливает правила применения национального режима в рамках 223-ФЗ. Однако, не исключено, что в скором времени эта ситуация изменится. Принятый в рамках секционного пакета Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" распространяет своё действие на закупки в рамках 223ФЗ. Отнести его к нормативно-правовому документу, регламентирующим применение национального режима нельзя только до тех пор, пока не будет установлен полный перечень стран, которые входят в состав недружественных, а так же установлен перечень товаров, работ и услуг, на которые будет распространяться ограничение. Как только будут установлены перечни действие 127-ФЗ будет относиться к национальному режиму.

Порядок применения ПП №925

Используя ПП №925 в закупках важно определить границы его применения. ПП РФ № 925 вступило в силу с 01.01.2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления.

Согласно ПП №925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке.

Это значит:

  • Предоставить приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке, состав которой определяется положением о закупке.
  • Отсутствие указанных сведений может привести к неверному определению победителя запроса предложений.

Заказчик, не указав в Положении о закупках и закупочной документации сведений, предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства №925, нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, а также Постановление Правительства № 925. В Положении необходимо предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке, требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета ТРУ российского происхождения, над иностранными ТРУ.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня товаров, работ и услуг по данному постановлению не предусмотрено, в отличии он закупок по 44-ФЗ, регламентированных приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это значит, что действие 925 постановления распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Помимо этого, действие данного постановления распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N505-ФЗ, разделившего закупки по 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия 925 постановления. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с 925 постановлением.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  1. Путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  2. Иными способами, установленными положением о закупке.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3.

Механизмы применения ПП№925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения ПП №925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке есть предложение ТРУ российского происхождения:

  • Оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15 %;
  • Договор заключается по цене договора, предложенной участником.

Таким образом, российский поставщик получает приоритет благодаря введению условной скидки по его предложению.

Пример

Способ закупки - запрос котировок.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения).

Без применения приоритета С применением приоритета
ЦБ (УЗ 1) = 90 руб. (!) ЦБ (УЗ 1) = 90 руб.
ЦБ (УЗ 2) = 100 руб. ЦБ (УЗ 2) = (100 х 0,85) = 100 руб. (!)

Как видно из примера, при НМЦК в 100 рублей заявка УЗ1 с меньшей стоимостью побеждает в торгах. Однако, применение приоритета ТРУ российского происхождения позволяет сделать условную скидку при рассмотрении заявки. При этом, договор заключается по первоначальной цене участника.

Пример

Способ закупки - конкурс.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 1 (УЗ 1) = 90 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения);

Используем формулу для расчета цены:

Как видно из этого примера, применение этого механизма даёт приоритет участнику с ТРУ российского происхождения.

Еще один механизм применения ПП №925 распространяет своё действие на аукцион и аналог аукциона, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦД. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения возможны два варианта:

    по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

    Цена договора: 85 рублей.

    Договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора (в случаях ведения торгов на повышение).

    Цена договора победителя: 100 рублей (нет ТРУ российского происхождения).

    Цена договора: 115 рублей (заплатит заказчику).

Применение первого или второго механизма напрямую зависит от подготовленной документации, то есть от того, какой способ торгов будет указан в положении о закупках. Помимо этого, ПП №925 содержит следующие требования к информации в закупочной документации и положении о закупках:

    Требование об указании (декларировании) участником в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

    Декларирование товаров происходит на основании страны происхождения товаров, указанных в заявке, а определение работ и услуг на основании сведений о месте регистрации подрядчиков или исполнителей. Сведения о субподрядчиках или соисполнителях, в случае их наличия, не учитываются в заявке.

  • Условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • Положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого ТРУ, являющихся предметом закупки;
  • Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (удостоверяющих личность);
  • Указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке;
  • Положение о заключении договора с участником закупки («вторым местом»), если победитель признан уклонившемся от заключения договора;
  • Условие о том, что при исполнении договора с участником, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров (за исключением случая замены иностранных товаров российскими товарами). Качество заменяемых товаров не должно уступать качеству товаров, указанных в договоре.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

  • Критерии оценки (снижение цены на 15 %);
  • Заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
  • Условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
  • Когда приоритет ТРУ не предоставляется;
  • Требования к составу заявки на участие в закупке;
  • Порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуска за отсутствие страны происхождения);
  • Порядок заключения договора (страна из заявки);
  • Порядок изменения договора (замена страны).

Случаи не применения ПП №925

Применять ПП РФ №925 нужно всегда, однако, бывают случаи, в которых фактически ПП РФ № 925 не применяется:

  • Закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Стоит обратить внимание, что в положении не указано что считаются только допущенные заявки. Отсутствие этого уточнения влияет на действия заказчика. В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике зачастую встречаются смешанные заявки, которые также попадают под действие ПП №925 необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить ПП №925.

Пример

При проведении конкурса или аналога конкурса, в случаях, когда заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения <50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Пример

На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.

Получается, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения >50%, то снижение цены договора не применяется.

В случаях, когда цена единицы не указана в заявке применяется условие о том, что для установления соотношения цены предлагаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы ТРУ на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Цены, полученные при расчете, нужны только заказчику и определяют процентное соотношение ТРУ российского происхождения в смешанной заявке для применения ПП РФ №925. Цены в договоре могут измениться.

Помимо этого, ПП РФ №925 невозможно применить на практике в следующих случаях:

  • Не установлена цена договора. Это связано с тем, что 925 постановление содержит требования к предоставлению приоритета по цене договора, а если в заявке не определены объемы закупки и цены договора нет, то по факту использовать данное постановление не представляется возможным;
  • Производится закупка товара с товарным знаком. В этом случае формально 925 постановление применяется, но на практике нет.

Установление приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Положением о закупке могут быть установлены антидемпинговые меры, которые применяются, в случае если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая ниже установленного ценового уровня. Учитывать или нет снижение цены при применении ПП № 925 для целей антидемпинговых мер решает каждый заказчик самостоятельно

На практике часто встречаются иностранные заявки, которые тоже могу пользоваться приоритетом. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Таким образом, действие ПП РФ №925 будет распространяться на товары не только российского происхождения, но и на иностранные товары, в случае если страна-производитель входит в состав ВТО. По аналогии, работы и услуги, предоставляемые участниками из стран ЕАЭС, приравниваются к российским.

Исходя из вышесказанного, можно перечислить основные принципы применения ПП РФ №925:

  1. Использовать данное постановление в закупках по 223-ФЗ необходимо всегда;
  2. Применять постановление нужно с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС;
  3. Применять с учетом практики УФАС.

С начала 2017 года начали действовать положения Постановление №925 отечественного Правительства, которое установило приоритет российских товаров при осуществлении госзакупок по 223-ФЗ. В результате участники торгов, поставляющие местную продукцию, получили преимущество перед импортерами в размере 15% от суммы закупки.

Важно отметить, что новые правила действуют при проведении закупочных процедур по 223-ФЗ для всех предусмотренных законом форм выбора поставщика, включая конкурс и аукцион.

При использовании для определения победителя конкурса критерия предлагаемой участником цены, приоритет российских товаров заключается в том, что оценка поступивших предложений, предусматривающих их поставку, производится по сниженной на 15% стоимости. Тем не менее, договор с выигравшим участником заключается по цене предложения.

Для наглядности и большего понимания механизма, предоставляющего приоритет российским товарам, можно привести такой достаточно простой пример. Проводится открытый конкурс , на котором 2 поставщика подали предложения о поставке на 10 млн. рублей.Один из них готов для осуществления закупки предоставить российский товар, а другой - зарубежный.

При вычислении количества баллов по критерию “цена” первый участник должен получить оценку, исходя из сниженной на 15% суммы предложения, другими словами, 8,5 млн. рублей. В то же время при его выигрыше в конкурсе контракт будет заключен на исходные 10 млн. рублей.