Что гарантирует билль о правах. Что такое «Билль о правах» и в чем его суть? Поправка III запрещает размещение солдат в частных домах в мирное время без согласия владельца: «В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владе

Билль о правах - это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав.

Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа - это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии.

Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата.

Подобная ситуация сохранялась до 1868 года, когда была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

(Извлечения)

Дополняющие статьи и поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки, предложенные Конгрессом и ратифицированные Законодательными собраниями различных Штатов, в соответствии с V статьей настоящей Конституции.

Поправка I

Конгресс не будет издавать законов, относящихся к установлению какой-либо религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничивающих свободу слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об исправлении злоупотреблений.

Поправка II

Так как для безопасности свободного государства необходима хорошо устроенная милиция, то право народа хранить и носить оружие не будет ограничиваться.

Поправка III

В мирное время ни один солдат не будет помещаться в какой-либо дом без согласия его хозяина; во время же войны это может делаться только в порядке, установленном законом.

Поправка IV

Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не будет нарушаться, и ордера на обыск или арест будут выдаваться лишь по основательным причинам, подтвержденным присягой или торжественным обещанием; эти ордера должны содержать подробное описание места, где должен быть произведен обыск, и лиц или вещей, подлежащих аресту.

Поправка V

Никто не может быть привлечен к ответственности за тяжкое уголовное или иное порочащее преступление иначе, как по почину дли обвинению, исходящему от большого жюри, за исключением случаев, когда дело возникает в среде сухопутных и морских сил или милиции, когда она во время войны или во время угрожающей обществу опасности находится на действительной службе; никто не будет дважды отвечать за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью; никто не будет принуждаться в каком-нибудь уголовном деле свидетельствовать против самого себя, не будет лишен жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Поправка VI

При всяком уголовном преследовании обвиняемый будет иметь право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных из Штата и округа, заранее установленного законом, где совершено преступление; обвиняемый будет иметь право требовать, чтобы ему дали очную ставку со свидетелями, показывающими против него, обвиняемый может требовать свидетелей со своей стороны и пользоваться помощью адвоката для своей защиты.

Поправка VII

В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов, будет сохраняться право требовать разбора судом присяжных, и никакой факт, бывший на рассмотрении присяжных, не будет подвергаться вторичному пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как по положению общего права.

Поправка VIII

Не будут требоваться чрезмерные залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, не будут налагаться жестокие и необычные наказания.

Поправка IX

Перечисление в Конституции известных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.

Поправка Х

Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельным Штатам, остаются соответственно за Штатами или народом.

(Г.Г. Бойченко. Конституция Соединенных Штатов Америки. Толкование и применение в эпоху империализма. М., 1959, стр. 223-224)

1787 года. Приняты в 1789 году. Билль о правах вступил в силу 15 декабря 1791 года. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др. Основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Положил конец концепции божественного происхождения власти короля и правительства, характерной для раннесредневековой Европы и эпохи абсолютизма . Восходит к британской Великой Хартии вольностей 1215 года, законодательно ограничившей власть короля. Важнейшее из прав человека - неприкосновенность личности - впервые законодательно закреплено в Хабеас корпус акте британского парламента 27 мая 1679 года. Другие права закреплены после революции 1688 года. С началом Войны за независимость американские штаты приняли законы, суммировавшие эти нормы: Виргинский билль о правах 1776 года, билли о правах в составе конституций Пенсильвании (1776), Массачусетса (1780) и др. Однако, во время войны гарантии прав не распространялись на противников независимости.

Конституция США, создавшая сильную федеральную власть, не включала в себя гарантии прав личности от произвола федеральных властей. Под давлением протестов антифедералистов Дж. Медисон предложил 8 июня 1789 дополнить Конституцию. После того, как Виргиния, 11-й из тогдашних 14 штатов, ратифицировала Билль о правах, он приобрел силу закона. Первоначально он рассматривался лишь как закон, защищающий граждан от произвола федеральных властей. В 1866 впервые 14-я поправка запретила штатам предоставлять неграм меньшие права, чем белым; Верховный суд в 1873 отменил это решение, посчитав недопустимым вмешательство федеральных властей в действия штатов, но в 1925 решение суда фактически потеряло силу, в результате постановления, что «ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан США».

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений - партий , профсоюзов , ассоциаций и конфессий.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение , а народ - хранить и носить оружие. Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; она утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии «основательных причин».

Существовало большое количество толкований 4-й поправки. В 1928 Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

5-я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства».

6-я, 7-я и 8-я поправки касаются процедуры судопроизводства . На основании 8-й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав. Согласно 10-й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны. Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны США , часто опирались на 10-ю поправку. В 1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека , принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Билль о правах (англ. Bill of Rights) - неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Впервые на общегосударственном уровне единообразно был определён правовой статус гражданина США, очерчены сферы федерального контроля за соблюдением гражданских прав и свобод, которые также впервые в истории конституционного законодательства были построены как запреты и ограничения, наложенные в первую очередь на сами законодательные органы .

В июне 1789 г. Дж. Мэдисон вынес на обсуждение палаты представителей ряд первых поправок, и предложил включить их в основной текст Конституции. Однако палата приняла предложения Р. Шермана поместить эти поправки в конце Конституции в виде самостоятельного компактного дополнения. 25 сентября 1789 г. конгресс принял первые двенадцать поправок.

15 декабря 1791 г. десять из них были ратифицированы штатами в соответствии с процедурой, установленной ст. V Конституции. Две оставшиеся поправки не прошли ратификацию, не собрав требуемого квалифицируемого большинства .

В Билле о правах провозглашались основные демократические права и свободы, известные по документам мировой конституционной практики того времени, а также по идеям, высказанным в трудах таких ученых-просветителей, как Дж. Бейт, Э. Кук, Дж. Хэмпден, Дж. Мильтон и др. Нужно признать, что провозглашенные в общефедеральном Билле права и свободы, оказались более ограниченными, чем содержащиеся в конституциях отдельных штатов права и свободы. Однако они оказались вполне достаточными для обеспечения высокого уровня общегосударственного демократизма, который был недостижим для большинства существовавших в то время государств. Впервые в мировой конституционной практике попадали под запрет и подвергались ограничениям некоторые прерогативы законодательной власти, которые до этих пор считались неприкосновенными.

Билль о правах охватил практически всю сферу человеческих прав, известных тогда в мировой конституционной практике, - личных, процессуальных и политических. Эти права рассматривали как необходимые и достаточные для безопасного и комфортного существования гражданина в политически организованном обществе, а также для участия его в делах, представляющих общий интерес. В Билле о правах социально-экономические права не получили своего конституционного провозглашения, поскольку американская правовая доктрина того времени к разряду «фундаментальных» их не относила.

Важную роль в Билле о правах играет 1-я поправка, провозгласившая свободу слова, печати и собраний.

В первой поправке говорится о свободе вероисповедания, свободе слова, праве граждан мирно собираться и обращаться к Правительству с жалобами или предложениями: «Конгрессом не должны издаваться никакие законы, относящиеся к установлению какой-либо религии или запрещающие свободное вероисповедание либо ограничивающие свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении тех или иных жалоб».

Сохранение религиозной свободы было и является одним из старейших и наиболее важных компонентов личной свободы. Гарантия свободы вероисповедания является одним из главных составляющих гражданских прав .

История человечества, начиная с Великой хартии вольностей (1215 год) не раз доказывала значимость такой свободы. Религиозные свободы включают в себя минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Чтоб избежать вмешательства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой-либо определенной конфессии.

Полная защита свободы вероисповедания требует эффективных и сильных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам.

До сих пор на первой поправке базируются основные права граждан и политических объединений - профсоюзов, партий, ассоциаций и конфессий.

Во второй поправке признается, что штаты, в целях гарантии свободы, имеют право содержать ополчение, а народ - носить и хранить оружие: «Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, не должно нарушаться право народа хранить и носить оружие». .

Первая поправка уже много лет является предметом споров сторонников и противников свободной торговли оружием.

Поправка III запрещает размещение солдат в частных домах в мирное время без согласия владельца: «В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом». В современном мире эта поправка утратила свое актуальность.

Положения IV поправки обеспечивают неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: «Не должно быть нарушено право граждан на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов; ни один ордер не должен быть выдан иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание подлежащего обыску места, предметов или личностей, подлежащих аресту». .

Такие положения, обычно осуществляются посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, - являются существенными элементами свободного общества.

Такие меры защиты частной жизни обычно объединяют под термином «гражданские свободы».

У четвертой поправки существовало множество толкований. Верховный суд в 1928 решил, что установление подслушивающих устройств не противоречит этой поправке, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилище; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

В поправке V прописаны главные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Посвященные процессуальным принципам и гарантиям поправки VI, VII и VIII, определяли круг гражданских и уголовных дел, которые должны были быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

В поправке VI говорится о том, что при всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того ранее установленного законом штата и округа, где произошло преступление; у обвиняемого есть право знать о сущности и основаниях обвинения; обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него; право потребовать принудительного вызова свидетелей со своей стороны и помощи адвоката для своей защиты.

Поправка VII : «Во всех исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава» .

В поправке VIII запрещается взимать слишком большие залоги, чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

В поправке IX установлен принцип недопустимости ограничения прав граждан, конституцией прямо не упомянутых: «Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом». Эту поправку используют сторонники расширительного толкования всех прав.

В поправке X закреплен один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации .

За 200 лет после принятия Билля в Конституцию было внесен еще ряд поправок, регламентирующих правовой статус личности.

Поправка XI (1795 г.) закрепляет иммунитет штата от судебного преследования частным лицом - гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства.

Поправка XII (1804 г.) ввела новую, ныне действующую процедуру избрания президента и вице-президента - выборщики избирают их отдельно, тайным голосованием (при прежнем порядке вице-президентом становился второй по числу голосов кандидат в президенты). Поправка установила также, что кандидат в вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты.

Поправка XIII (1865 г.) Отменило рабство и подневольное услужение, кроме тех случаев, когда последнее может быть назначено как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду).

Поправка XIV (1868 г.) принятая с целью закрепить результаты Гражданской войны, состоит из 5 разделов:

  • 1-й раздел содержит четыре положения: определение американского гражданства, запрещение штатам ограничивать «привилегии и льготы» граждан США, применять санкции против человека без «надлежащей правовой процедуры», отказывать гражданам в «равной защите законов».
  • 2-й раздел направлен на предупреждение дискриминации освобожденных рабов на выборах.
  • 3-й раздел ограничивает право участников антиправительственных выступлений занимать должности в государственном аппарате и быть выборщиками президента.
  • 4-й раздел урегулировал вопрос о выплате займов периода Гражданской войны.
  • 5-й раздел наделил конгресс правом исполнять предписания поправки путем принятия необходимых законов.

Поправка XV (1870 г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в рабстве.

Поправка XVI (1913 г.) закрепляет за конгрессом право устанавливать и взимать налоги с любых доходов.

Поправка XVII (1913 г.) отменила первоначальный порядок избрания сенаторов США (законодательными собраниями штатов) и предписала прямые выборы в сенат.

Поправка XVIII (1919 г.) ввела в стране «сухой закон»

Поправка XIX (1920 г.) запрещает ограничивать право по признаку пола.

Поправка XX (1933 г.) зафиксировала новые сроки вступления в должность президента и вице-президента (20 января следующего после выборов года) и начало первой сессии вновь избранного конгресса (3 января следующего после выборов года), уполномочила конгресс принимать необходимые законы, определяющие порядок замещения президентской должности в случае, если кандидаты на посты президента и вице-президента не отвечают конституционным требованиям.

Поправка XXI (1933 г.) отменила «сухой закон», введенный поправкой XVIII.

Поправка XXII (1951 г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя четырехлетними сроками.

Поправка XXIII (1961 г.) наделила жителей федерального округа Колумбия (места пребывания правительства США) правом участия в выборах президента.

Поправка XXIV (1964 г.) отменила налог на участие в федеральных выборах.

Поправка XXV (1967 г.) установила порядок преемственности поста президента и определила условия временного исполнения его обязанностей. В случае отстранения президента от должности, его смерти или отставки, а также временной неспособности президента исполнять свои обязанности президентом становится вице-президент. Если пост вице0президента оказывается вакантным, президент назначает вице-президента, который утверждается в должности большинством голосов обеих палат конгресса.

Поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.

Сторонники суверенитета штатов, в частности во время Гражданской войны США, нередко опирались на 10-ю поправку. Верховный суд в 1941 постановил, что права штатов признаются только в пределах, установленных федеральным законом, покончив тем самым с двойственным толкованием Билля о правах.

Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.

В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.

Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:

1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;

2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.).



Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении. Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.

Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности. Так и возникла идея Билля о правах.



Билль о правах - это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа - это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии

Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками, касавшимися конституционного статуса личности.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, - на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Вывод : Конституция США (первая в истории человечества Конституция в современном понимании) стала результатом деятельности ряда выдающихся мыслителей своего времени; в Конституции нашли отражение многие передовые для своего времени взгляды философов и политических деятелей эпохи Просвещения. В частности, Конституция закрепила в качестве одной из основных целей её принятия общее благосостояние населения, установила республиканскую форму правления, основанную на принципе разделения властей и федерализме. В Билле о правах были закреплены основные личные права человека. Всё это в совокупности даёт основание говорить о том, что принятие Конституции США стало историческим событием и сыграло большую роль в развитии демократии во всём мире. По словам одного из отцов-основателей и третьего президента США Томаса Джефферсона, «Конституция США - это результат сложения мудрости всей нашей страны». Знаменитый философ Алексис де Токвиль, совершивший в 1831 году поездку по США, описал Соединённые Штаты как государство, в котором наиболее полно реализованы принципы демократического устройства:

«Если сейчас во всех подробностях рассмотреть американскую конституцию, то мы не найдем в ней ничего от аристократии. В ней нет и намека на привилегии для какого-то одного класса, да и вообще на привилегии; одни и те же права для всех, все права исходят от народа и к нему же возвращаются; все учреждения подчинены единой задаче, противоборствующие тенденции отсутствуют; во всем и везде доминирует принцип демократии.»

А. де Токвиль, «Доклад, сделанный в Академии правовых и политических наук 15 января 1848 года по поводу работы господина Шербюлье „О демократии в Швейцарии“»

Конституция постоянно эволюционировала, как за счёт поправок, так и за счёт практики верховного суда. Ещё одной особенностью Конституции является её «неполнота»: отцы-основатели сознательно исключили из конституции многие вопросы, отнеся их к сфере регулирования штатов[

Теоретические минусы:

Прежде всего, стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно, именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865г., после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет.

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей, и т.п.. Всего в США в 1990г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.

Другим объектом критики являются пределы свободы слова. Первая поправка прямо запрещает издание законов, ограничивающих свободу слова, и по этой причине свобода слова в США простирается гораздо дальше, чем в большинстве стран. Существуют лишь считанные ограничения, такие как уголовное преследование за клевету и лжесвидетельство. Одной из наиболее известных попыток конституционно ограничить свободу слова является поправка о запрещении публичного сожжения флага США. Этот законопроект начиная с 1995 года шесть раз ставился на голосование в Конгрессе, однако ни разу не набирал требуемого количества голосов (последний раз - в 2006 году). Ранее верховный суд в решению по делу Техас против Джонсона признал, что сожжение американского флага подпадает под защиту Первой поправки.

Извините,но этот недостаток выглядит слишком жалким по сравнению с тем массивом существенных плюсов, которые имеются у конституции сша. А запрет на сожжение государственного флага,это,простите уж,просто святотатство и кощунство.

В Версале в 1783 после подписания мирного договора с Великобританией, США становится суверенным независимым государством.

Получив независимость, молодая страна попадает в очень сложное положение. Исчезает военная опасность, и узы, удерживающие вместе 13 американских штатов, рвутся.

Восьмилетняя война за независимость привела к ухудшению финансового и экономического положения страны. Для спасения молодого государства срочно нужно было установить в стране закон и порядок.

17 сентября 1787 года была принята Конституция США. Самым уязвимым местом этой Конституции стало отсутствие в ее тексте специального раздела, который регулировал бы политические, гражданские и процессуальные права граждан. Лишь мимоходом упоминались отдельные, разрозненные права личности.

С первых же дней стала очевидна несостоятельность Статей Конституции. Но Конгресс не мог что-либо изменить. Дополнения или изменения в конституцию можно было внести только с согласия всех штатов, что в условиях острых противоречий между ними было задачей невыполнимой.

Конституция не ликвидировала политической независимости штатов. Она противопоставила ей сильную централизованную власть. Конституция провозгласила Соединенные Штаты федеральным государством, в которой верховная законодательная власть принадлежит Конгрессу, президенту - высшая исполнительная власть.

Принцип «разделения властей» предложенный британцем Локком и раскрытый французом Монтескье был провозглашен основополагающим.

Основные власти - законодательная, исполнительная и судебная - получили значительную независимость.

Для судей полная независимость выражалась в их несменяемости и в праве не применять противоречащих Конституции законов.

Проблема включения «Билля о правах» в федеральную Конституцию встала со всей остротой по мере нарастания демократического движения в штатах, связанного с ратификацией Основного закона. Ратификация Конституции привела к обострению противоречий между различными слоями общества.

В США было много вероисповеданий, которые делились на множество небольших сект. Чтобы избежать конфликтов между представителями разных конфессий в США не было определено основной господствующей конфессии и была полная веротерпимость.

Конституция превратила созданный в годы войны за независимость хрупкий межгосударственный союз прочную федерацию. Конституция 1787 г. очень сильно облегчала движение товаров, промышленное развитие США, освоение и колонизацию новых земель .

Конституция упрочнила международное положение молодого государства, облегчила его защиту против возможной агрессии со стороны феодальных монархий и самой Англии, сохранивших гигантские земельные владения во всех трех частях Америки (Центральной, Южной, Северной).

США были республиканской конституцией, и это было само по себе вызовом: то был конец 18 века. Американская конституция 1787 года вместе с Биллем о правах являлась документом большого демократического значения, что, конечно, сказалось в дальнейшей истории Европы.

Введение конституции, которая ограничивалась лишь изложением государственного строя и обходившей стороной права человека, провозглашенные в Декларациях, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов Конституцию приняли незначительным числом голосов и, главным образом, при условии дальнейшего включения нее дополнений о демократических правах и свободах человека. Законодателям было ясно, что большинству американцев хочется видеть в конституции, в первую очередь гарантию от любых посягательств государственных властей на их личные права и свободы. Этим руководствовался и Д. Мэдисон, который внес основной вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. .

Поправки были ратифицированы в 1789-1791 гг., и стали известны как Билль о правах.

Первыми штатами, ратифицировавшими поправки, были Мэриленд и Нью-Джерси. Их примеру сразу последовала Северная Каролина, в январе 1790 года еще три штата - Нью-Хэмпшир, Делавэр, Южная Каролина - одобрили «Билль о правах». Последней из требуемых 11 штатов, которые одобрили поправки, явилась Виргиния. Ратификация «Билля о правах» Виргинией в декабре 1791 года означала вступление его в силу.

В ходе ратификации большинство штатов отклонили две поправки. Одна из них имела большую политическую важность. Она устанавливала порядок представительства в конгрессе. Вторая - предусматривала денежную компенсацию членам конгресса. В результате в окончательный вариант «Билля о правах» вошли десять поправок.

Составляющие Билль о правах поправки имеют одинаково важное значение для определения правового статуса американского гражданина.

В Билле закреплены свобода слова, печати, свобода вероисповедания, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, право собственности, неприкосновенность жилища и личности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу, избирательное право.

Среди названных прав и свобод почти никак не оговариваются социально-экономические права и свободы. Практически они ограничиваются положениями поправки V, прописывающей, что «никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения» и не один гражданин «не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства».

Следует отметить и то важное обстоятельство, что поправки Билля имеют достаточно расплывчатые формулировки, что открывает широкие возможности для их толкования. В то же время, если с исторической точки зрения оценивать объем прав и свобод, то нельзя не признать, что для того периода он был достаточно велик.

«Билль о правах» не отменил в США системы рабовладения, но ввёл в молодом государстве основы буржуазной демократии.