Как не платить отчисления в пфр. Предыдущий работодатель не платил за меня налоги и страховые взносы

Проблема

Добрый день! Сегодня случайно выяснила, что предыдущий работодатель не платил за меня взносы в ПФ РФ и страховые взносы и за коллег тоже! При этом был трудовой договор, запись в трудовой книжке и с зарплаты удерживались налоги, их получается просто не платили! Сейчас уже больше года работаю в другой организации, ушла на больничный, страховой стаж с учетом предыдущей записи в трудовой около 7 лет,если без этой записи то 2 года! Что делать, получается что предыдущая запись в трудовой "липовая",если налогов не было,так? Чем мне сейчас грозит вся эта ситуация? Очень боюсь что меня уволят!!! Можно ли как-нибудь решить вопрос с отчислениями,если предыдущее предприятие закрылось и где их сейчас искать не известно?! И как мне лучше решить вопрос с оплатой больничного, если работодатель оплатит мне больничный больше чем полагается,а ФСС потом не компенсирует им эти затраты? Или я что-то не так понимаю? И что мне делать с этой записью в трудовой?

Решение

Здравствуйте!

Отчислять мало, самое главное, это сдача отчетов по индивидуальным сведениям.

Кстати, даже могут не отчислять , но главное, чтобы сдали ежеквартально отчеты по индивидуальным сведениям.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчеты по индивидуальным сведениям , форма утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п.

Так, что здесь вопрос, а сдавали ли за вас отчеты по индивидуальным сведениям?!

Начните вот с чего - письменного обращения к работодателю. Делопроизводство имеет вид документа.

Запросите у работодателя справку о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику эту справку ст.62 ТК РФ.

ЗАЯВЛЕНИЕ

В соответствии со ст.62 предоставить мне справку о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за период работы.

В случае отказа дать мне данный документ, я буду обращаться в прокуратуру, в ГИТ и ПФР.

За нарушение трудового законодательства работодатель несет административную ответственность по ст.5.27 КоАП РФ.

Статьей 47 ФЗ РФ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в ПФР в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. А если данные деяния совершены умышленно, то влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Справку прошу мне выдать в сроки, указанные в ст.62 ТК РФ, т.е. не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления.

Заявление вы подаете следующими способами (на выбор):

Через секретариат, отдел кадров (персонала) организации, чтобы на втором экземпляре вам поставили входящий номер и отметку должностного лица о приеме данного заявления;

Заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения;

Через курьерскую службу;

С почты факсом или электронным письмом (если есть официальный электронный адрес).

И такой момент , если за 2013 и 2014 год вам в ПФР и могли сказать, что отчислений нет. Опять же вы делали письменный запрос? Вам выдали выписку из вашего лицевого счета?

То, например , данные в ПФР с отчетов по индивидуальным сведениям за 2015 год появятся на сайте в июне-июле 2016.

Еще рекомендую, зарегистрируйтесь на сайте налоговой инспекции, и проверьте данные по НДФЛ https://lk2.service.nalog.ru/lk/ , и сделать запрос об уплаченном НДФЛ.

Как только вы поймете ситуацию:

1. Либо просто не уплачивал, но отчеты сдавал или нет?;

2. Либо вы работали в "черную",

то у вас решение этой проблемы только через суд, ГИТ и прокуратура эту ситуацию не решит.

1. На Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которым предусмотрена уплата работодателем страховых взносов;

2. В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчеты по индивидуальным сведениям, форма утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п.

Работодатель должен не только оплатить страховые взносы, но обязательно сдать ежеквартальные отчеты по индивидуальным сведениям, это даже важнее.

Если хотите, чтобы запись не была "липовой", то обращайтесь именно в суд, чтобы и стаж не потерять этот, а еще, чтобы не создавать работодателю новому проблем.

Либо, если не будете обращаться в суд, чтобы этот стаж узаконить, то лучше, чтобы прежний работодатель внес запись в ТК, что эту запись считать недействительной, чтобы работодатели следующие не учитывали этот "черный" стаж для оплаты пособий, пособий по материнству.

Решать только вам.

А если предыдущего работодателя сейчас не найти, что делать с этой записью? И что бедет если я с ней ничего сейчас не сделаю?

Добрый день!

Ситуация такая: я пока не делала запросов, но бывшая коллега все это узнавала, такое впечатление что мы просто в "черную" работали, ни отчислений, ни отчетов. Но повторюсь в трудовой запись нам сделали и трудовой договор подписывали. С коллегой мы работали примерно в одно время и ушли с разницей в месяц в 2014 году. Я чуть позже буду делать запросы все.

Как подать заявление на работодателя, если сейчас такой организации нет...как мы выяснили - компания разорилась или закрылась, начальство всем денег должно осталось и теперь скрываются? Или сразу в суд?

И еще меня ОЧЕНЬ волнует вопрос!!! На данный момент времени я уже больше года работаю в другой компании, сейчас ушла на больничный, по трудовой получается стаж около 7 лет (вместе с предыдущей записью), а без нее 2 года! Скажите чем мне грозит сейчас вся это ситуация? Я боюсь что мне сейчас больничный насчитают не правильно, а потом у меня проблемы будут! А очень не хотелось бы проблем с компанией в которой сейчас работаю!

Налоговая нагрузка на российских работодателей – одна из самых высоких среди стран Восточной Европы и Средней Азии, сложнее ситуация лишь у работодателей Беларуси и Украины – к таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании PwC и Всемирного банка в своем исследовании Paying Taxes-2017. С этим согласны и в российском правительстве – нагрузка на бизнес действительно огромна, и это судя по всему, становится причиной роста теневого сектора экономики. Но, кроме этого, чрезмерно высокая налоговая нагрузка, занимающая до 47% от общей прибыли компаний, становится причиной недополучения страховыми фондами положенных к уплате работодателями платежей.

Так, по результатам аудиторской проверки Счетной палатой ПФР было выявлено, что к текущей осени общий размер задолженности работодателей по социальным платежам превышает 250 млрд рублей ! За последние несколько лет объем задолженности увеличился в 5 раз, по большей части рост пришелся на период кризиса. И все бы ничего, но Пенсионный фонд, как известно, испытывает катастрофический дефицит бюджета – 40% его расходов покрывает государственная казна, в том числе предоставляя дополнительные трансферты на текущую выплату пенсий. Почему так происходит? Карьерист.ру постарался разобраться в этой проблеме.

Долги растут без ответственности

По данным аудиторской проверки Пенсионного фонда, которую этой осенью провела Счетная палата, результаты которой удалось изучить журналистам Life.ru, начиная с 2011 года долги российского бизнеса по уплате пенсионных отчислений на фонд оплаты труда достигла 251 млрд рублей. Еще 2 года назад она составляла около 140 млрд рублей, а за следующие 2 года экономической нестабильности прирост задолженности составил еще свыше 110 млрд рублей. Получается, что годичный прирост страховой задолженности работодателей составляет около 50 млрд рублей. В качестве причины такого колоссального прироста задолженности за последние кризисные годы основная масса экспертов называет экономическую ситуацию.

Падение показателей реализации продукции и услуг снижает рентабельность бизнеса, приводя к снижению объемов финансового оборота.

Отсутствие достаточного количества средств заставляет работодателей оптимизировать свои расходы, отказываясь от некоторых платежей. В этот список попадают и страховые взносы, поскольку они не надиктованы производственной необходимостью, как, например, закупка товара, оплата аренды или труда сотрудников. Таким образом, становится очевидным факт того, что страховые взносы в ПФР уплачиваются работодателями по остаточному принципу – если на это остались деньги . В подтверждение этого свидетельствуют цифры задолженности по зарплатам, которая на октябрь составляла 3,79 млрд рублей, что свидетельствует о росте лишь на 6% в годичном выражении.

Получается, что работодатели платят зарплаты, но не платят на них страховые отчисления. К чему это может привести? Для бизнеса все не так серьезно. Все зависит от того, занижает ли работодатель размер подлежащих к уплате взносов. Если да, и данный факт смогут доказать в ПФР, то его ждет штраф в размере 40% от суммы скрытых взносов . Если же он просто отказывается или не может их платить, не занижая базу, то вся ответственность заключается лишь в начислении пени – административных или уголовных санкций не предусмотрено. Но все может измениться – еще с прошлого года парламент рассматривает одобренный правительством проект закона, предусматривающий введение уголовной ответственности за такие проступки. Санкции по нему достаточно серьезные – штрафы могут достигнуть нескольких млн рублей, а срок арестов – до 6-7 лет.

Отразится на пенсиях

Но если какие-либо серьезные последствия ждут работодателей лишь в будущем, да и то, лишь в случае принятия поправок в Уголовный кодекс, то на пенсиях, это отражается уже сейчас. Так, в первую очередь, нужно отметить пенсионные накопления, которые хоть и заморожены сегодня, но ранее пополнялись именно за счет уплаты работодательских отчислений ПФР. В случае их неуплаты, накопительная часть, конечно же, не накапливалась. В будущем такое влияние будет исключено – , будет предполагать отчисления из зарплаты самих будущих пенсионеров, а то, что уже накоплено, будет переведено в нее. Впрочем, если у работодателя имелась недоимка по страховым взносам в ПФР, переводить будет попросту нечего.

Кроме этого, нужно обратить внимание и на сегодняшние пенсии – они-то как раз выплачиваются из текущих работодательских отчислений.

Так, по данным Life.ru, за первые 9 месяцев 2016 года ПФР планировали выплатить 2,8 трлн рублей пенсий, что прогнозировано покрывалось страховыми отчислениями. Но по факту было недополучено около 185 млрд рублей. К такому недофинансированию привели не только текущие работодательские долги, но и то, что сам объем отчислений стал заниженным, в сравнении с ожиданиями ПФР. Учитывая тот факт, что объем предполагаемых взносов формируется из прогнозируемого общего объема зарплатного фонда (22% от зарплаты каждого работника), это говорит про уменьшение количества средств, направляемых работодателями на оплату труда. По крайней мере, официально.


В пользу последней поправки говорит и то, что общая численность экономически активного занятого населения растет, что по логике вещей, должно было, наоборот, повысить размер фонда оплаты труда, учитывая номинальный рост зарплат. Так, если в начале года к занятым себя причисляли 72 млн россиян, то к началу осени таковых, по данным Росстата, таковых было уже больше 73 млн . В условиях, когда статистические данные отмечают, пусть и формальный, но рост зарплат, это может говорить лишь об одном – частичном переходе в теневой сектор, когда часть зарплат выплачивается в конвертах, облагаемая база занижается, и уплате в ПФР подлежит меньший объем взносов.

В общероссийском масштабе это приведет к тому, что бюджет ПФР даже на текущий год придется перекраивать, так как средств на выплату пенсий до конца года просто не хватит из-за того, что прогнозируемая прибыль не была получена. В фонде уже сообщали, что для полноценного финансирования пенсий потребуются дополнительные трансферты из государственного бюджета в объеме 227 млрд рублей. И это при том, что общий объем государственного финансирования фонда в этом году составит колоссальные 3,2 трлн рублей.

Снижать нагрузку

Рост задолженности по страховым взносам говорит только об одном – бизнес явно испытывает сложности с их уплатой.

Такое положение дел требует принятия решений со стороны властей, иначе доля выделяемых из государственного бюджета средств на ПФР будет только увеличиваться. И вместо введения уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов, на которую, к слову, так надеются в Пенсионном фонде, очевидно, нужно принимать более либеральные решения. И они явно должны быть направлены на снижение фискальной нагрузки на работодателей . Путей для такого снижения может быть несколько. Первый и самый простой – это распределение страховых взносов между работодателем и его персоналом.

Подобное предложение, как сообщала «Российская газета», выдвигалось представителями Российского союза промышленников и предпринимателей в ноябре. На встрече с главой Минтруда Максимом Топилиным они рассказали, что существующая сегодня в России практика отсутствует в большинстве развитых стран. В Европе, в частности страховые взносы в пенсионные фонды уплачиваются совместно работодателем и работником, причем на работника приходится 25-35% от общей суммы взноса. Это, несомненно, снизило бы 30-процентную страховую нагрузку на бизнес, но в нынешних российских условиях, это, к сожалению, невозможно. Прежде всего потому, что зарплаты россиян и без фискальной нагрузки являются крайне низкими, а в случае ее перераспределения и на них, то в уходе «в тень» будут заинтересованы уже и сами работники.


Другой возможный вариант – снижение нагрузки за счет уменьшения ставок страховых взносов. Но на банальное срезание ставок в надежде на то, что предприниматели начнут выходить из теневого сектора и самостоятельно уплачивать взносы, только потому, что платить нужно меньше, конечно же, никто не пойдет. Такая мера будет поддержана обществом, но реального увеличения объема взносов не принесет, лишь повысив давление на госбюджет. Альтернативное решение обещал разработать глава Минфина Антон Силуанов. Как сообщает «РБК», ссылаясь на замминистра Илью Трутина, ведомство разработает предложения по «фискальной девальвации», которая к 2019 году будет предусматривать снижение ставок по страховым взносам, что будет компенсироваться за счет повышения НДС .

Но конкретных предложений пока не поступало, так что говорить об этом пока рано.

Да и ждать до 2019 года, откровенно говоря, слишком беспечно. За будущие 2 года экономическое положение может ухудшиться настолько, что долги по страховым взносам могут оказаться неподъемными. Ситуация требует кардинальных и срочных решений, а пока они не будут приняты, формально самодостаточный Пенсионный фонд будут продолжать «кормить» за счет средств налогоплательщиков.

Можно ли в России не платить страховые взносы

Сегодня страховые взносы должны быть ключевым объектом налоговой оптимизации. Экономия на НДС и налоге на прибыль себя исчерпала. Оффшорная минимизация обернулась Кипром, 134-ФЗ и контролем над трансфертным ценообразованием.

Между тем удельный вес страховых взносов в налоговом бремени предприятия, по нашим наблюдениям, занимает от 30 до 95 % от всех налогов в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Чтобы понимать возможности оптимизации страховых платежей, необходимо знать, что будет, если не платить страховые взносы и оценить возможности оптимизации. Нам нужно обсудить, почему в России можно вообще не платить страховые взносы, понимать их сущность и видеть основные направления оптимизации.

Почему в России можно не платить страховые взносы? Ответом много, но сущностной – один. За неуплату страховых взносов отсутствует уголовная ответственность. С 1999 по 2003 годы такая ответственность была включена в ст. 199 УК РФ. С 2004 года – исключена. Причиной исключения явилась замена страховых взносов единым социальным налогом. Однако единого социального налога три года как нет, но уголовная ответственность не возвращена. В свою очередь неуплата налогов зачастую влечет квалификацию не только по ст. 199 УК РФ, но и еще примерно по девяти составам: ст.ст. 198, 199.1, 199.2, 159, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 187 УК РФ. Наш опыт налогового консультирования говорит о том, что после возбуждения уголовного дела (даже до приговора) бизнес прекращает существование. Поэтому, да, неуплата страховых взносов безопасна.

В чем состоит природа страховых взносов? Именно она влияет на неразбериху, позволяющую существовать казусам вроде отсутствия уголовной ответственности за их неуплату.

У страховых платежей многогранная сущность. Они не являются собственно страховыми взносами, но в то же время они не являются налогами. Природа страховых платежей должна раскрываться с разных сторон. С макроэкономической точки зрения, это форма резервирования заработной платы на случаи наступления социальных рисков (болезни, несчастного случая, старости), часть зарплаты. С микроэкономической точки зрения (конкретного предприятия), это часть издержек производства (себестоимости продукции и услуг) . Указанный подход в итоге повлиял на отмену единого социального налога. Однако приведенные точки зрения не полностью раскрывают сущность страховых платежей. Если посмотреть с позиций их значимости для государства, фискальной точки зрения – это налог.

Налоговую природу страховых взносов легко доказать на примере страховых платежей в Пенсионный фонд РФ.

Во-первых, в структуре пенсионного тарифа имеется платеж, обладающий признаками безвозмездного платежа, используемого в целях финансового обеспечения деятельности государства. Тариф состоит из двух частей. Одна часть тарифа направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, другая - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Та часть, которая направляется на финансирование страховой части, разделена на солидарную и индивидуальную. Так вот, солидарная часть тарифа, составляющая, на минуточку, 10%, обезличена, она нивелирует эквивалентность платежа. На размер пенсии эта часть не влияет и расходуется государством по своему усмотрению.

Структура пенсионного тарифа представлена в таблице:

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Солидарная часть тарифа

Индивидуальная часть тарифа

Солидарная часть тарифа

Индивидуальная часть тарифа

Во-вторых, расчет пенсии производится по принципу «на дожитие». Трудовая пенсия в России исчисляется по двум значениям: на основе расчетного пенсионного капитала (РПК) и с учетом ожидаемого периода ее выплаты после назначения пенсии, т.е. периода дожития на пенсии (так его часто называют). Это обстоятельство также разрушает эквивалентность и возмездность страхового платежа.

Между тем до конца года запланировано принятие законопроектов, которые изменят принцип «на дожитие». Возможно, что пенсия будет формироваться не в рублях, как сейчас, а в относительных величинах - баллах. Ежегодно набираемая сумма баллов зависит от уровня официальной зарплаты (то есть от величины уплаченных с нее пенсионных взносов), стажа и времени выхода на пенсию по сравнению с официально установленным возрастом . Фактически это переход на «стажевой» принцип расчета пенсии. Принятие указанных изменений в большей степени повернет страховые платежи к страховой сущности. Однако в целом налоговую природу не отменит.

В-третьих, страховые платежи - это основной источник дохода государства. Этот источник, как и налоги, обеспечивает финансовую деятельность государства, с помощью страховых взносов оно выполняет функцию гаранта социальной защищенности населения. Страховые взносы в удельном весе доходов государства в 2012 году составляли 17%. Для сравнения, налог на прибыль организаций – 10%, налог на добавленную стоимость 15% .

Распределение источников доходов Российской Федерации представлено в диаграмме.


Итак, налоговая сущность страховых взносов заключается в том, что часть его обезличена, расчет пенсионных выплат безэквивалентен, это основной источник дохода государства. Однако следует согласиться и со сторонниками страховой сущности этих платежей.

По нашему мнению, страховые взносы обладают как минимум двойственной природой. Это одновременно и налог, и страховой платеж. Однако такую позицию государство не признает. Оно предпочитает метаться от одной позиции к другой. В девяностых годах говорили о страховании, в нулевых – о налоге, в десятых – вернулись к страхованию. Попробуем угадать, что нас ждет в двадцатых годах?

Естественно, этим проблемы не ограничены. Однако их наличие дает пищу налоговой оптимизации. Какие обстоятельства обуславливают направления оптимизации страховых платежей?

Во-первых, это отказ государства признавать налоговую природу страховых взносов.

Во-вторых, отсутствие уголовной ответственности за неуплату, а также единого администрирования. Каждый фонд самостоятельно администрирует соответствующий платеж, что автоматически разбивает страховой взнос на части. То есть выявление нарушений в какой-либо одной его части не влечет ответственности в другой.

В-третьих, связь взносов с трудовыми отношениями и социальным обеспечением населения.

Кстати, это одна из главных причин (этических), по которым мы не перестали платить страховые взносы вообще и не рекомендуем клиентам делать это.

Сегодня оптимизация страховых платежей - один из самых безопасных видов налоговой оптимизации.

Остается назвать основные направления оптимизации.

Во-первых, это применение пониженных тарифов и освобождение от повышенных. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 333-ФЗ сохранены действовавшие в 2013 году пониженные ставки страховых взносов, а фиксированный платеж индивидуальных предпринимателей и вовсе понижен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 237-ФЗ. Повышенные тарифы для опасных и тяжелых производств установлены, однако механизм их реализации не разработан.

Во-вторых, это совершенствование оплаты труда (учет, производство, кадры). Совершенная методология организации и оплаты труда, кропотливый учет позволяют применять многочисленные освобождения от уплаты страховых взносов.

В-третьих, это снижение издержек на рабочую силу, например в форме замены человеческого труда на работу механизмов, автоматизация процессов, перевод деятельности предприятия с хозяйственного способа на подрядный. Реализация данного направления оказывает системное влияние на размер страховых взносов и, по нашему мнению, является стратегической.

Теперь, отвечая на вопрос «можно ли не платить страховые взносы?» мы подтверждаем: да, сегодня в России страховые взносы можно почти не платить. Страховые взносы должны быть ключевым объектом налоговой оптимизации.

См. Роик В.Д. Социальный налог: судьба социального страхования в России? // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2000 № 11. С. 40

См. законопроекты № 364062-6 "О страховых пенсиях", № 364069-6 "О накопительных пенсиях", № 364074-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"

См. Пахомов Е.В. Разработка модели прогнозирования страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Москва. С. 10.