Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Чем грозит разглашение сведений составляющих государственную тайну? Ответственность за разглашение государственной тайны кратко

Разглашение государственной тайны

  • 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ, - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

  • 1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ) - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  • 2. То же деяние, если оно:
    • а) совершено группой лиц;
    • б) совершено с применением насилия;
    • в) повлекло наступление тяжких последствий;
    • г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    • д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Темы для самостоятельного изучения

  • 1. Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
  • 2. Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
  • 3. Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации.
  • 4. Равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации.
  • 5. Обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.
  • 6. Достоверность информации и своевременность ее предоставления.
  • 7. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
  • 8. Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.
  • 9. Государственная тайна.
  • 10. Служебная тайна.
  • 11. Коммерческая тайна.
  • 12. Понятие информации и ее виды.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ЛИЦОМ, КОТОРОМУ ОНА БЫЛА ДОВЕРЕНА ИЛИ СТАЛА ИЗВЕСТНА ПО СЛУЖБЕ ИЛИ РАБОТЕ, ЕСЛИ ЭТИ СВЕДЕНИЯ СТАЛИ ДОСТОЯНИЕМ ДРУГИХ ЛИЦ, ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ -

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

Комментарий к статье 283

1. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ "О государственной тайне".

2. ПРЕДМЕТОМ преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа .

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. ПО СВОЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные МОТИВЫ : стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. СУБЪЕКТ преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛУЧЕНИЯ, ДАЧИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (СТ. 290, 291, 291.1 УК РФ).

Статья 290. Получение взятки

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 290

1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Деньги как предмет получения взятки могут быть российскими рублями и иностранной валютой. Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК. Формулировкой закона "иное имущество" охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг (все вещи, а также имущественные права).

Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), оплачиваемые третьим лицом нелегальные услуги (например, в сфере сексуальных отношений), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами). Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю (БВС РФ. 1997. N 12. С. 10).

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (например, положительный отзыв в печати), получением взятки это не является.

2. С ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим должностным лицом; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"); в) фактическое принятие взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицам, указанным в пп. "а" или "б".

3. Взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем :

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально - в отрыве от факта получения за них взятки - являются правомерными;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. В настоящее время судебная практика, основываясь на буквальном толковании закона, исходит из того, что таким третьим лицом является также именно должностное лицо (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Ранее в судебной практике встречались случаи, когда должностные лица за взятку способствовали совершению действий с использованием занимаемого лицом, выполняющим управленческие функции, служебного положения (БВС РФ. 1996. N 7. С. 12).

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3) общее покровительство - действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

4) попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

4. Пленум Верховного Суда РФ исходит из необходимости наличия отношений подчиненности между взяткодателем и должностным лицом при общем покровительстве и попустительстве. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отношениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство, как форма поведения должностного лица, может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебном подчинении у виновного, в отношении которых он наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимателям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике встречаются дела, по которым общее покровительство обоснованно констатировалось вне сферы служебной подчиненности (БВС РФ. 1999. N 7. С. 9).

5. Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

6. Если должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется - должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок либо полученное им вознаграждение не выходит за рамки правомерного дарения. Поэтому предусмотренная ст. 575 ГК допустимая величина подарка публичным служащим, лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, служащим Банка России - 3 тыс. руб. - является границей между правомерным поведением и дисциплинарным проступком, но не получением взятки, минимальный размер которой вообще не установлен законом.

7. В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК. Таким образом, в отсутствие самостоятельной нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве действия посредника в получении (равно как и в даче) взятки квалифицируются как соучастие (чаще всего пособничество) в совершении, соответственно, получении или даче взятки.

8. Если лицо (так называемый "мнимый посредник") получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь делать этого, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, субъектом, которому они были доверены либо стали известны в связи с его службой, учебой, работой или по другим обстоятельствам, установленным в нормативных актах, влечет Оно применяется в случае, если указанная информация стала достоянием третьих лиц. При этом в составе деяния должны отсутствовать признаки преступлений, определенных ст. 275, 276

Наказание за разглашение государственной тайны

Ст. 283 УК РФ за данное преступление устанавливает:

  1. Арест на 4-6 мес.
  2. Тюремное заключение до 4 лет.

Дополнительно к лишению свободы может вменяться запрет на осуществление деятельности или пребывание на должности, определенных судом, до 3 лет.

Квалифицирующий состав

Ответственность за разглашение государственной тайны может быть ужесточена в случае, если деяние повлекло по неосторожности тяжелые последствия. В этом случае виновному грозит тюремное заключение на 3-7 лет. При этом дополнительно суд вправе вменить запрет на пребывание на определенных постах либо занятие конкретной деятельностью на протяжении 3 лет.

Формы деяния

Разглашение государственной тайны может осуществляться различными способами. следующие формы:


Разглашение государственной тайны может осуществляться при утере документов, содержащих секретные данные, а также при нарушении способа их использования.

Комментарий

Разглашение государственной тайны является общественно опасным деянием. Угроза заключается в том, что секретная информация уходит из владения и может впоследствии использоваться для посягательств на внутреннюю и внешнюю безопасность, а также иные важнейшие интересы страны. В качестве объекта выступает, соответственно, сохранность таких данных. Предметом преступления является информация, составляющая гостайну.

Объективная часть

С этой стороны преступление выражено в непосредственном разглашении информации, считающейся гостайной. Под ним следует понимать такое незаконное обнародование информации, при котором она стала достоянием посторонних субъектов. Ими считаются лица, которые ввиду своих обязанностей или характера работы не имеют доступа к таким данным.

Специфика преступления

Объективно разглашение УК РФ расценивает как разные действия, в результате совершения которых секретная информация становится доступной для посторонних субъектов. Это может происходить при:

  • Публичном выступлении.
  • Частной, доверительной беседе.
  • Переписке.
  • Демонстрации изделий, чертежей, схем.
  • Показе документации.
  • Утере неучтенных блокнотов и тетрадей с выписками из секретных бумаг и так далее.

Вместе с этим разглашение государственной тайны может осуществляться и бездействием. Речь, в частности, ведется о бесконтрольном оставлении виновным на своем рабочем месте таблиц, документации, изделий, схем в условиях, когда к ним могут иметь беспрепятственный доступ посторонние субъекты. В случае если по причинам, которые не зависят от воли виновного, посторонними лицами не было воспринято умышленное разглашение государственной тайны, УК квалифицирует как покушение на преступление. Такая ситуация имеет место, например, вследствие незнания другим субъектом национального языка, сильного его опьянения, глухоты и так далее. Деяние считается завершенным с момента восприятия посторонним лицом разглашаемых сведений. При этом достаточно, чтобы субъект понимал общий смысл информации без детального восприятия.

Нормативная база

Порядок, в соответствии с которым обеспечивается сохранность сведений, которые относятся к гостайне, регламентируются ФЗ №5485-1, правилами отнесения данных к разным степеням секретности, а также перечнем информации, считающейся охраняемой законом. Кроме этого, действует система подзаконных актов в форме положений, инструкций, памяток и пр. В этой связи в ходе расследования фактов необходимо точно установить характер информации, преданной огласке. Кроме этого, следует определить конкретное предписание, которое не было соблюдено. Степень секретности данных устанавливается с помощью их сверки с нормативными актами, действующими в стране. При необходимости может проводиться экспертиза.

Субъективная часть

Эта сторона преступления предполагает наличие умысла и неосторожной вины. В юридических изданиях существует несколько мнений по этому поводу. В частности, одни авторы считают, что разглашение информации, признанной гостайной, может осуществляться исключительно при умышленной вине. По мнению экспертов, такое мнение обуславливается смысловой и редакционной неточностью понимания ст. 24, ч. 2 кодекса. Этот момент требует законодательной коррекции либо разъяснения ВС.

Умысел

Если он прямой, субъект, понимая общественную опасность поведения, связанного с разглашением гостайны, предполагает, что информация будет воспринята посторонними субъектами, и желает этого. К примеру, такая форма вины присутствует, если преступление совершено в ходе доверительного разговора с родственником или иными близкими людьми. Если субъект действует с косвенным умыслом, то он понимает угрожающий для общества характер своего поведения, предвидит, что информация, которая составляет гостайну, может стать достоянием других, посторонних граждан. При этом виновный допускает, что секретные данные будут восприняты ими, поскольку относится к этому факту с безразличием. Таким образом, оценивается беседа сослуживцев на закрытую тематику в общественном транспорте с громкостью, которая допускает возможность того, что информация будет услышана посторонними, громкое прочтение документов либо обсуждение секретных вопросов в помещениях с недостаточно хорошей звукоизоляцией, оставление в кабинете, в который могут войти другие люди, графиков, схем, таблиц и пр.

Неосторожность

Разглашение гостайны может произойти ввиду или легкомыслия. Как правило, то выражается в письменном виде, когда снимаются копии с документации, содержащей секретные сведения, переписываются данные в неучтенные блокноты, тетради, на отдельные листы, которые впоследствии могут потеряться. При этом и при умышленном, и при неосторожном разглашении могут наступить достаточно серьезные последствия.

Мотивы

Как показывает практика, граждане идут на разглашение гостайны ради бахвальства. Целью деяния выступает стремление показать посторонним лицам свою компетентность и осведомленность, подчеркнуть значимость своего участия в процессе решения практических вопросов. В основе мотивов могут лежать и другие побудительные стимулы. Например, субъект, разглашающий гостайну, стремится помочь другу, выполняющему научную работу или готовящемуся к выступлению с лекцией.

Часть вторая

В ней определен квалифицирующий состав деяния. Им признается то же преступление, что указано 1 ст. 283, но повлекшее тяжкие последствия ввиду неосторожности. Ими признаются:

  • Переход информации в распоряжение иностранных разведывательных служб.
  • Срыв значимых мероприятий.
  • Приостановление перспективных научно-технических исследований и так далее.

В данном случае вина может быть только неосторожной. Об этом указано и в самой рассматриваемой норме.

Отличие от госизмены

Предание огласке секретной информации совершается исключительно с косвенным или прямым умыслом. В последнем случае резонно возникает вопрос, чем разглашение отличается от выражающейся в шпионаже? В первую очередь, необходимо отметить специфику содержания умысла и характер самого деяния. Совершая госизмену, субъект понимает, что передает секретные данные представителю зарубежного государства. При этом он осознанно хочет это сделать с целью осуществления враждебной деятельности для нанесения вреда России. При разглашении секретной информации виновный понимает, что предоставляет ее посторонним, не представителям другой страны.

Сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а п роцедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. П роверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие " государственной тайны"

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" . Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное "знакомство" с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ "Государственная измена". Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ "Шпионаж". Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны". Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях - от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ "Утрата документов, содержащих государственную тайну". Наказание: лишение свободы до 3 лет.
При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким "нехорошим" статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

Чем грозит разглашение государственной тайны?

Признанный гений военного искусства Александр Васильевич Суворов говорил: «Удивить - значит победить!».

Это высказывание великого полководца, в условиях современного развития общества, расширения информационного пространства, становиться как никогда актуальным.

Но задумывались ли вы, а что означает слово «удивить» применительно к вооруженным силам?

Военная история и наука утверждают, что это, прежде всего, означает скрыть от потенциального противника свои замыслы, планы, стратегию и тактику, имеющиеся в распоряжении силы и средства, новые образцы вооружения и военной техники, возможности которых неизвестны неприятелю. Именно в этой плоскости находятся истоки понимания обеспечения надежной сохранности военной тайны.

Российские законодатели, осознавая важность защиты Государственной тайны, приняли необходимые меры по ее охране. Именно с этой целью 21 июля 1993 года введен в действие Федеральный закон № 5Ч85-1 «О государственной тайне».

Позже, соответствующая норма введена в уголовное Законодательство, и в настоящее время три статьи особеннойЧасти уголовного кодекса России призваны обезопасить Государственную тайну от преступных посягательств.

На основе федеральных законов министерствами и ведомствами разработаны свои подзаконные акты (приказы, инструкции), регламентирующие обращение с секретными документальными материалами, изделиями и информацией,

соблюдение которых и обеспечивает надлежащую защиту Гостайны.

Казалось бы, что сохранности государственной тайны ничто не угрожает. Вместе с тем это не так! Опыт работы Управления ФСБ России по ЦВО свидетельствует, что количество нарушений обращения с ней в воинских частях округа не снижается.

Так, за период с 2010 года по настоящее время выявлено и локализовано более 556 нарушений требований нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, способных повлечь утрату и разглашение сведений, составляющих государственную тайну. За нарушения режима секретности привлечено к дисциплинарной ответственности 282 военнослужащих (в 2010 года - 11, 2011 года - 91, 2012 года - 90, в 1 полугодии 2013 года - 90). Обьявлены официальные предостережения ФСБ России недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, предусмотренного статьей 283 УК России, шести должностным лицам (2 из них - в 1 квартале 2013 года) . За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, к уголовной ответственности привлечены 3 офицера.

Например, военнослужащий одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты гостайны штаба округа относились к категории секретных сведений. Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к гостайне. Закономерен результат таких действий - офицер осужден и уволен с военной службы. Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.

Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона.

Офицер (начальник отдела) поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне.

По факту разглашения Гостайны офицер осужден.

Еще один пример грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге.

Военнослужащий, убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флешкарту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы».

При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изьят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну.

Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить офицера из рядов вооруженных сил.

К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего офицерского состава.

Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к Гостайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.).

Кому-то может показаться, что секретные сведения, обращающиеся в воинской части, для масштаба страны маловажны и их разглашение не нанесет ущерба. Хочется разочаровать. Последствия любых, даже незначительных разглашений, непредсказуемы.

Может так статься, что годы упорных тренировок на полигонах, усилия государства по созданию новых образцов вооружения, пот наших сограждан на предприятиях, производящих военную технику, пойдет насмарку только лишь потому, что в назначенный час нам никого не удаться удивить!

Источник: Управление ФСБ России по ЦВО

Источник: http://www.yugs.ru/novosti_2013/proisshestviya_v_yurge/chem_grozit_razglashenie_gosudarstvennoj_tajny

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Уголовное право (особенная часть)»

На тему: «Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны»

Введение

Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности.

Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло.

В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.

Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности.

Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны.

Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.

Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.

В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.

Для достижения результата были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства.

Задача обеспечения безопасности государства предопределяет необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной мере наличествует во всех развитых демократиях мира.

Развитие системы государственной тайны в любой стране, в том числе и в России, самым непосредственным образом связано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов.

По мере выявления устремлений разведки к определенным видам информации становится очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придания таким сведениям статуса государственной тайны.

«Лексическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет»1.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, среди которых и государственная тайна.

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Российской Федерации и раскрывается как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»2. Таким образом, если сгруппировать области сведений (интересов государства), подпадающих под режим государственной тайны, то их будет четыре.

Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации (РФ).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, то есть совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в установленном порядке, – определен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, и расширительному толкованию не подлежит.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90, существенно конкретизировавший Перечень групп сведений, составляющих государственную тайну, и состоящий из ста тринадцать позиций.

Чтобы отграничить сведения, составляющие государственную тайну, от иных сведений, применяются соответствующие процедуры – отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, представляющие собой введение для указанных сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов).

В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 Закона). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии со следующими принципами: законности, обоснованности и своевременности.

Законность в данном случае есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ.

При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требования статьи 7 Закона, содержащей список сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Под своевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получении сведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либо соответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, при проведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, при наличии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут быть заранее засекречены.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, производится с учетом степени секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанный сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

1) «Особой важности»;

2) «Совершенно секретно»;

3) «Секретно».

Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,

образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Итак, государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, так как является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.

Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

1.2. Защита государственной тайны

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.