Правила пребывания иностранных граждан на территории россии. Правовые режимы пребывания иностранных граждан Основания проживания иностранных граждан на территории рф

Россия всегда была страной, которая притягивала большое количество переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Это происходило по многим причинам – из-за войн и катаклизмом, естественного движения народов, обмена научным потенциалом и др.

При этом всегда возникал вопрос: какой правовой статус имеют иностранцы на территории РФ, какие имеют ? Чем регламентируются права иностранных граждан?

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:
  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Федеральной миграционной службе, диппредставительствах или консульствах.

Кто такие граждане, лица без гражданства и иностранцы

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед миграционной службой. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.

Таблица 1. Квоты на временное проживание (2017–2019 гг.)

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:
  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с , специалисты, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать или тем более ).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать миграционные службы при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2019 гг.)

Регион Кол-во по годам
2017 2019 2019
Центральный 38 500 26 682 21 753
Северо-Запад 10 020 13 406 6 975
Южный Федеральный 10 450 4 496 1 393
Северный Кавказ 7 250 2 363 2 180
Приволжский 19 500 10 548 5 186
Уральский федеральный 8 350 21 772 19 718
Сибирский федеральный 21 050 20 740 14 681
Дальневосточный 8 880 38 180 36 132

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту , но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу , продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов , а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц .

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России - www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе , удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы , выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, которыйвыдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Временно проживающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Постоянно проживающий
Высококвалифицированный специалист

необходимо

2.2. Уведомление о трудовых отношениях с иностранным гражданином.

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - Закон № 109-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее -Постановление № 9);
- Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее - Постановление № 681);
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ).

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками на основании визы - По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца 10 рабочих дней По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца
в безвизовом порядке По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора -
О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на основании визы - - -
в безвизовом порядке 3 рабочих дней - -
О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года на основании визы - - -
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней - -
Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Получение иностранным гражданином разрешения на работу на основании визы - - -
в безвизовом порядке - - -
Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)
на основании визы Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)
на основании визы По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О нарушении иностранным работником условий трудового договора на основании визы 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О досрочном расторжении договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
О самовольном оставлении места работы или места пребывания на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней - - -
в безвизовом порядке - - -
Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -
Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику на основании визы - - По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней -
в безвизовом порядке - - -

Кроме того, необходимо уведомлять в произвольной в течение 3 рабочих дней о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания органы ФСБ России (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681).

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ , не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ , получают полис ОМС по месту жительства.

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее - Постановление № 97).

Исключений два:

Направление в служебную командировку;
- если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

* в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан - в ысококвалифицированный специалист .
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период , не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания от 40 000 до 50 000 руб. от 400 000 руб.
до 500 000 руб.
ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу от 25 000 до 50 000 руб. от 250 000 руб.
до 800 000 руб.,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. При этом организация может быть привлечена к ответственности в течение одного года с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП).

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России - www.fms.gov.ru . На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.

ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон №115-ФЗ).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом №115-ФЗ, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Внимание. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В подпункте 11 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлен размер госпошлины за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное пребывание в Российской Федерации, а также за продление срока действия такого разрешения - 400 рублей.

ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

Разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением пункта 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое количество разрешений к выдаче). Распределение квоты по субъектам Российской Федерации осуществляется также по специальному распоряжению, утверждаемому постановлениями Правительства Российской Федерации.

О квотах на выдачу иностранным гражданам разрешений, о распределении квоты по субъектам Российской Федерации - данные положения утверждены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №790 "О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации".

Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".

Без учета квоты допускается выдача разрешения на временное проживание в Российской Федерации следующим категориям иностранных граждан:

  • родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории Российской Федерации;
  • признанным нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
  • состоящим в браке с гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации;
  • осуществившим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • поступившим на военную службу, на срок его военной службы;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Иностранный гражданин должен лично подать заявление о выдаче разрешения:
  • при временном пребывании на территории Российской Федерации - в территориальный орган внутренних дел;
  • при нахождении в государстве постоянного проживания - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
Форма бланка заявления устанавливается МВД Российской Федерации. Заявление заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то нужно представить нотариально заверенный перевод на русский язык. При подаче заявления должны присутствовать все члены семьи иностранного гражданина, изъявившие желание проживать в Российской Федерации.

Одновременно с подачей заявления должны быть представлены следующие документы:

  • документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости;
  • вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;
  • документ, подтверждающий наличие у заявителя средств для обеспечения прожиточного минимума для него и членов его семьи при проживании в Российской Федерации, либо документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка в возрасте до 18 лет;
  • документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации с нотариально заверенной подписью ребенка;
  • сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции у заявителя и членов его семей;
  • документ, подтверждающий, что заявитель и члены его семьи не больны наркоманией и не страдают инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Иностранные граждане, которые имеют право на получение разрешения без учета квоты, должны представить дополнительно следующие документы:
  1. граждане, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации, при его отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 года;
  2. лица, признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери и справку, подтверждающую нетрудоспособность заявителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации или компетентным органом иностранного государства;
  3. лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении, паспорт нетрудоспособного родителя и справку, подтверждающую нетрудоспособность родителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации;
  4. лица, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга, если совместно с заявителем проживают дети, являющиеся иностранными гражданами, то предъявляются документы, подтверждающие родство или факт усыновления, а также совместное проживание;
  5. лица, осуществившие инвестиции в Российской Федерации, - письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, в орган внутренних дел, подтверждающее осуществление данным лицом инвестиций в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  6. для всех категорий граждан, имеющих право на разрешение без учета квоты, - документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации предоставить им для проживания жилое помещение. Граждане Российской Федерации должны быть совершеннолетними и быть зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации.
Основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание определены в Законе №115-ФЗ в статье 7 "Основания отказа в выдаче либо аннулирование разрешения на временное проживание": "Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; 11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации".

После принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание орган внутренних дел проводит проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешения. Для этого направляются запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в течение двух месяцев должны сообщить о наличии или отсутствии таких оснований.

Территориальный орган внутренних дел, либо дипломатическое представительство, либо консульское учреждение Российской Федерации в шестимесячный срок выдают иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо сообщает об отказе в его выдаче. Уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче направляется заявителю в течение одного месяца со дня принятия. В уведомлении указываются номер и дата принятия решения либо основания для отказа.

Повторное заявление о выдаче разрешения может быть подано не ранее, чем через один год после отклонения предыдущего заявления.

Иностранный гражданин должен обратиться в территориальный орган для оформления разрешения на временное проживание в течение трех рабочих дней после въезда на территорию Российской Федерации. Иностранным гражданам, достигшим возраста 14 лет, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность. В разрешении содержатся следующие сведения:

  • фамилия, имя (в русском и латинском написании);
  • дата и место рождения;
  • гражданство;
  • номер и дата принятия решения о выдаче разрешения;
  • срок действия разрешения; наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.
При оформлении разрешения на временное проживание иностранный гражданин подлежит обязательной дактилоскопической регистрации.

За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина.

Размер государственной пошлины установлен НК РФ главой 25.3 "Государственная пошлина" в статье 333.28.

После получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Иностранные граждане, получившие разрешения на временное проживание, обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

Если органами безопасности, службой судебных приставов, налоговыми органами, органами социального обеспечения, органами здравоохранения и другими заинтересованными органами выявлено, что иностранный гражданин совершил действия, которые являются основанием для аннулирования разрешения на временное проживание, то они обязаны в десятидневный срок сообщить об этом в орган внутренних дел, который принимает решение об аннулировании разрешения и сообщает иностранному гражданину о своем решении в трехдневный срок. В течение 15 дней со дня принятия решения иностранный гражданин должен выехать из Российской Федерации. Если в течение этого срока иностранный гражданин не выехал из Российской Федерации, то принимаются меры по его депортации. Если иностранный гражданин не может сам оплатить выезд с территории Российской Федерации, то депортация осуществляется за счет федерального бюджета. Порядок расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации или административному выдворению иностранных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 года №769 "Об утверждении Правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны".

ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

В течение срока действия разрешения на временное проживание (3 года) и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительства".

Заявление о выдаче вида на жительство заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то представляется нотариально заверенный перевод на русский язык. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • 4 фотографии размером 35 х 45 мм;
  • документы, удостоверяющие личность и гражданство;
  • документ, подтверждающий наличие средств, обеспечивающих заявителю и членам его семьи прожиточный минимум при проживании в Российской Федерации, или подтверждающий его нетрудоспособность;
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста;
  • нотариально заверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации;
  • документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи ВИЧ-инфекции;
  • документ, подтверждающий, что заявитель и члены его семьи не больны наркоманией или инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Российской Федерации.
Отдельные категории иностранных граждан, получившие разрешение на временное проживание без учета квоты, должны дополнительно представить следующие документы:
  • лица, признанные нетрудоспособными, имеющие дееспособных детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также справку, подтверждающую нетрудоспособность заявителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации;
  • лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, а также справку, подтверждающую нетрудоспособность родителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации;
  • лица, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги).
Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать шести месяцев со дня подачи заявления. В течение этого срока орган внутренних дел осуществляет проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство. В течение 14 дней со дня принятия решения о выдаче вида на жительство или об отказе в выдаче орган внутренних дел направляет заявителю уведомление, в котором указывается номер и дата принятия решения либо основания отказа.

В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство оформляется на специальных бланках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительства".

За выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины установлен подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ - 1 000 рублей.

Внимание! Иностранный гражданин, получивший вид на жительство, обязан ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

В случае утери вида на жительство иностранный гражданин должен в десятидневный срок представить в орган внутренних дел заявление о выдаче вида на жительство взамен утраченного с объяснением обстоятельств, при которых оно было утрачено. К заявлению должна быть приложена фотография, предоставления иных документов не требуется. После проверки обстоятельств утраты выдается дубликат вида на жительство с взиманием государственной пошлины - 1000 рублей.

Вид на жительство может быть продлен на пять лет неограниченное количество раз. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано в орган внутренних дел не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.

В случае совершения иностранным гражданином, получившим вид на жительство, действий, являющихся основанием для аннулирования вида на жительство, порядок информирования об этом органов внутренних дел, принятия решения об аннулировании и дальнейших действий такой же, как и для граждан, имеющих разрешение на временное проживание.

Приказом МВД России от 18.12.2017г. № 933 утвержден новый порядок продления срока пребывания в России иностранных граждан (далее – Приказ). Приказ вступил в силу с 03.02.3018г. Приказ ФМС России от 29.06.2015г. № 321, ранее устанавливающий такой Порядок признан не подлежащим применению (отменен).

Что же нового ждет всех нас? Заранее прошу прощения за то, что вам, уважаемые читатели, придется много читать, но, чтобы понять, какой смысл вложен в Приказ, нужно очень сильно постараться.

Прежде всего напомню, что соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета) со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон о миграционном учете) при изменении срока пребывания иностранного гражданина принимающая сторона или в редких случаях сам иностранец обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Нарушение данной нормы влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Собственно именно эта норма и фиксирует обязанность принимающей стороны обращаться в органы миграционного учета для, скажем так, извещения об изменении срока пребывания иностранца. В народе это называется «продление регистрации». Именно эта норма закрепляет обязанность принимающей стороны обращаться за «продлением регистрации» только в органы миграционного учета, поэтому «продление регистрации» по почте, в МФЦ и гостиницами недопустимо.

Почему? Потому что полномочиями по принятию решения о продлении срока пребывания в России иностранных граждан (и лиц без гражданства) в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) наделен орган власти в сфере миграции и его территориальные органы (то есть в настоящее время – МВД России).

То есть в случае если у иностранца появляются основания для продления (изменения) срока пребывания принимающая сторона заявляет об этом в орган миграционного учета, а уже тот оценивает ситуацию и решает, являются ли наступившие основания достаточными и нет ли препятствий для продления срока пребывания иностранного гражданина в России.

Собственно Приказ и должен, по идее, установить порядок, которому необходимо следовать при продлении срока пребывания в России иностранных граждан: описать случаи, при наступлении которых продлевается срок пребывания, определить перечень документов, необходимых для предъявления в органы миграционного учета в каждом конкретном случае, закрепить, кто принимает решение о продлении срока пребывания, как проходит сама процедура и что мы получаем на выходе.

Прошу прощения за долгое вступление, переходим собственно к Приказу.

В соответствии с новым порядком решение о продлении срока пребывания принимается не инспектором, а руководящим составом органов внутренних дел: начальниками территориальных органов МВД России на уровне субъекта федерации, на районном уровне, начальниками подразделений по вопросам миграции.

Основаниями для продления срока пребывания считается наступление следующих случаев:

1. Случаи, описанные в пункте 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

1.1. Продление или выдача новой визы (это понятно, согласно статье 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания определяется сроком действия визы).

1.2. Прием от иностранца заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (речь идет о безвизовых иностранцах). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891 период рассмотрения заявления составляет 60 суток)

1.3. Прием от иностранца заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации в случае его признания носителем русского языка. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 № 1325, срок рассмотрения заявления составляет до 3-х месяцев);

1.4. Прием о иностранца заявления о выдаче вида на жительство (для граждан Белоруссии, иностранцев, признанных носителями русского языка и, пожалуй, иностранных ВКС и членов их семей из безвизовых стран, которые имеют возможность получить вид на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (срок рассмотрения заявления согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 09 ноября 2017 г. №846 составляет от 2-х до 3-х месяцев);

1.5. Прием от работодателя (заказчика работ услуг) ходатайства о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста. Ситуация теоретически возможна в отношении:

Иностранцев из безвизовых государств (Азербайджан, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан), когда ходатайство о привлечении их как ВКС подается незадолго до окончания у них срока пребывания. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения ходатайства;

1.6. Заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного ВКС (в соответствии с пунктом 17 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан для продления срока действия разрешения на работу ВКС обратиться с заявлением о продлении разрешения необходимо не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия такого разрешения, само разрешение оформляется 14 рабочих дней - тут мне сложно представить, чтобы срок пребывания ВКС истек раньше, нежели он получит новое разрешение на работу);

1.7. Обучение иностранца в образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения). Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1;

1.8. Обучение иностранца в федеральной государственной образовательной организации на подготовительном отделении или подготовительном факультете (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения) Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанных выше случаях продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта приема документов, указанных у меня в пунктах 1.2 – 1.6, то есть автоматически.

После принятия решения о продлении срока пребывания во всех указанных выше случаях в миграционной карте иностранного гражданина согласно пункту 16 Приказа проставляется отметка о продлении срока пребывания. Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации»

2. Случаи, описанные в пункте 3 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

2.1. Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Понять, что за этим скрывается довольно сложно (в качестве примера см. пункт 3 Письма ФМС России от 23.01.2015 № КР-1/2/2-691"О применении норм 115-ФЗ", Информацию ФМС России «О продлении срока временного пребывания граждан Украины, находящихся на территории Российской Федерации»).

Для продления срока пребывания в такой ситуации согласно пункту 7.1 приказа иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление о продлении срока временного пребывания.

В соответствии с пунктом 7.3 Приказа заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина. То есть главное – чтобы обращение произошло до истечения срока временного пребывания иностранца с учетом сроков его рассмотрения – 3 рабочих дня.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае, как раз и непонятно, что это за основания), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Адрес места пребывания.

В соответствии с пунктом 16 Приказа после принятия решения о продлении срока временного пребывания по указанным выше непонятным основаниям в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания.

Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации». Ходи с уже имеющейся, в которой разрешенный срок пребывания уже истек и с миграционной картой, в которой стоит какая-то отметка.

3. Случаи, описанные в пункте 5 статьи 5 Закон о правовом положении иностранных граждан:

3.1. При выдаче или продлении срока действия разрешения на работу ВКС или разрешения на работу, выданного в порядке статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан (подробнее см. саму норму Закона о правовом положении иностранных граждан)

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта выдачи документов (пункт 6 Приказа), то есть автоматически. Речь идет о ВКС из Ближнего зарубежья.

3.2. При выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента иностранному гражданину.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Приказа в данном случае продление срока пребывания не производится автоматически через занесение сотрудником подразделения по вопросам миграции в информационную базу данных факта выдачи патента, продления срока его действия или его переоформления, поскольку, по мнению авторов Приказа, в этом случае в соответствии с пунктами 5 и 13 статьи 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.

Действительно, согласно указанным положениям иностранному гражданину не требуется обращаться в орган власти, выдавший патент, за подтверждением его продления. Но эта норма касается только самого патента, как документа, подтверждающего право иностранца работать в России. Напомню, что в патенте в соответствии с Приложением к Приказу МВД России от 19.06.2017г. № 391 указывается лишь дата его выдачи, а срок действия документа продлевается автоматически при уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Это говорит лишь о том, что иностранцу, оплатившему очередной фиксированный платеж не требуется бежать в орган, выдавший патент за проставлением в нем отметки о том, что патент продлен.

Однако, из описательной части нормы Приказа создается впечатление, что и продлевать срок пребывания «патентщикам» не требуется, он продлевается сам при уплате налога, и ни с какими заявлениями никуда обращаться не стоит.

Это не соответствует действительности, поскольку противоречит указанной выше норме – пункту 42 Правил осуществления миграционного учета, которая имеет большую юридическую силу, поскольку утверждена Правительством.

А норма эта обязывает принимающую сторону в случае изменения срока пребывания иностранца (в нашем случае в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания продлевается при выдаче, продлении патента и его переоформлении. Продление же патента происходит каждый раз при уплате налога) обратиться напрямую в орган миграционного учета с уведомлением о прибытии, заявлением в произвольной форме (вот оно – заявление о продлении срока пребывания) и копиями соответствующих документов, то есть, как минимум – паспорта иностранца, патента и «квитанций о его оплате», как документов, подтверждающих изменение срока пребывания.

Кстати говоря, Приказ не предполагает и проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев.

4. Случаи, описанные в пункте 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан (речь идет о тех же иностранцах, что описаны у меня в пунктах 1.7 и 1.8)

4.1. При обучении в России в учебных заведениях по очной или очно-заочной форме (подробнее см. саму норму).

В соответствии с пунктом 7.2 Приказа сам иностранец или образовательная организация, в которой он обучается, обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной организации с ходатайством о продлении срока временного пребывания.

Ходатайство согласно пункту 7.4 Приказа подается в произвольной форме не позднее чем за двадцать дней до окончания срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Одновременно с ходатайством представляются (см. пункт 11 Приказа):

  • Документ, удостоверяющий личность иностранца, и его копия (все страницы);
  • Документ, подтверждающий обучение иностранца и его копии.

Приказ предполагает проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев (см. Пункт 16 Приказа)

5. Заключение трудового или гражданско-правового договора между российскими организациями или физическими лицами и гражданами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (см. пункт 5 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Приказа продление срока временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником органа миграционного учета «факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

Согласно абзацу 4 пункта 15 Приказа срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза и членов его семьи продлевается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Из вышеперечисленного следует:

С каким вниманием разработчики Приказа относятся к ссылкам на нормативные правовые акты (пункт 3 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан никакого отношения к уведомлениям о заключении договора не имеет, но, конечно, же это досадная опечатка, ведь цифры 3 и 8 на клавиатуре – добрые соседи);

Что срок пребывания гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии продлевается автоматически при занесении в базу данных сведений о получении уведомления о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора без подачи заявления о продлении срока пребывания (это уже серьезно);

Что вопрос о том, на какой срок продлевается пребывание в России граждан названных государств при заключении договора сроком более чем на год или бессрочного – остается открытым. Согласно Информации Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 9 сентября 2013 года срок временного пребывания в этом случае продлевается ежегодно без необходимости выезда из России;

Что указанные положения Приказа опять же противоречат пункту 42 Правил осуществления миграционного учета.

Кроме того, непонятно, каким образом будет продлеваться срок пребывания в России граждан Белоруссии, при условии, что согласно Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (см. Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года № 78-АД17-19) уведомлять о заключении и прекращении договоров с белорусами не требуется.

Отдельно в Приказе оговорены члены семей граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, работающих в России.

Вот с ними вроде бы все ясно. В соответствии с пунктом 7.1 Приказа они сами или принимающая сторона обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранца с заявлением о продлении срока временного пребывания.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае – заключение трудового или гражданско-правового договора), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Гражданство (подданство) (при наличии);
  • Наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
  • Адрес места пребывания.
  • В соответствии с пунктами 10-10.3 дополнительно предоставляются:
  • Документ, удостоверяющий личность и его копия (все страницы);
  • Документы, подтверждающие родственные отношения с трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иные документы, подтверждающие нахождение его на иждивении у трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза), и их копии;
  • Копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Что хочется сказать еще. Приказ, в большинстве своем, противоречит, как уже говорилось выше положениям пункта 42 Правил осуществления миграционного учета, следовательно не может быть применен. Будем надеяться, что на местах его почитают, не поймут и… будут работать как раньше.