Уровень оплаты труда по видам экономической деятельности. "Серая" зарплата, что должен знать работодатель и работник

На «зарплатную» комиссию приглашаются руководители тех компаний, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности с учетом данных о «низкозарплатных» организациях.

Причем функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам предприятий (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда (письмо УФНС России по г. от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Правовой статус «зарплатной» комиссии

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Как правило, они действуют на основании распоряжения местных органов власти. Так, в Москве подобная комиссия руководствуется приказом УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96 и распоряжением правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, Федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по оплаты труда, уплаты налогов и взносов».

Комиссии, созданные в регионах, руководствуются аналогичными распоряжениями. Но основной документ, который является первоосновой для образования «зарплатных» комиссий, – это рекомендации изложенные в Основных положениях по реализации письма ФНС России от 18 мая 2007 г. № ММ-14-02/220дсп@ «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведенных письмом ФНС России от 30 августа 2007 г. № СК-14-02/343дсп@.

Несмотря на неурегулированность статуса, игнорировать приглашение на «зарплатную» комиссию не стоит. За отказом может последовать первоочередная проверка. Также материалы компании могут быть переданы в городскую инспекцию труда или префектуру. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф от 2000 до 4000 рублей по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса. Следует отметить, что правильность такого подхода подтверждена и судебными решениями (постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

С другой стороны, раз нет нормативного регулирования действий «зарплатных» комиссий на законодательном уровне, то нет и регламента присутствия на них. Поэтому руководитель может посетить комиссию в компании соответствующих специалистов: бухгалтера, юриста финансиста консультанта и т. п. Также представлять предприятие может любой работник на основании доверенности, оформленной должным образом.

Размер заработной платы

Контролирующие органы уделяют пристальное внимание размеру заработной платы, выплачиваемой фирмами своим работникам, потому что оплата труда является основной составляющей базы для начисления и налога на доходы физических лиц. Если официальная заработная плата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, то контролеры предполагают, что к такой заработной плате дополнительно выплачиваются денежные средства, которые не учитываются при налогообложении: так называемые выплаты в «конвертах», «теневые» или «серые» зарплаты.

Необходимо отметить, что понятие «среднеотраслевой уровень зарплаты» используется только для статистических данных. Ни трудовым, ни налоговым законодательством такого понятия не предусмотрено.

Трудовое законодательство оперирует понятием «минимальный размер оплаты труда». Так, согласно статье 133 Трудового кодекса, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (ст. 131.1 ТК РФ). Он может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Опасный момент

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Однако игнорировать приглашение не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф, так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, федеральным законом. Несоблюдение этих положений является нарушением трудового законодательства, что влечет за собой наложение штрафа в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

  • на от 3000 до 5000 рублей;
  • на организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Обратите внимание, что минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Москвы, составляет (соглашение от 2 декабря 2010 г. «О минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей»):

  • с 1 января 2011 года – 10 400 рублей;
  • с 1 сентября 2011 года – 10 900 рублей.

Размер «среднеотраслевой» зарплаты

На заседание «зарплатной» комиссии приглашаются те руководители, у которых средняя заработная плата в компании оказывается меньше среднеотраслевого уровня.

Определение «среднеотраслевая зарплата», которым оперируют проверяющие, упоминается в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Данным приказом утверждены также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из критериев является «выплата среднемесячной заработной платы на одного работника среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации».

Источники получения информации о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации также определены вышеуказанным приказом:

  • официальные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • запросы в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

Проанализировав общедоступную информацию о величине «среднеотраслевой зарплаты», можно спрогнозировать и вызов на «зарплатную» комиссию.

Отстоять свою позицию

Приходя на «зарплатную» комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. Кроме того, они будут пытаться уличить компанию в наличии зарплаты в «конвертах». Следует отметить, что контролеры не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии могут только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные

Во-первых, комиссию всегда интересует, почему в компании зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли для таких организаций. Напомним, что невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы (выплата зарплаты в «конвертах», использование «серых» схем).

Внимание

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы. При этом они не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии не вправе доначислять или штрафовать по «домыслам», в их компетенции только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Вариантов ответа может быть много, все зависит от конкретных обстоятельств.

1. Компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

2. Временные трудности – универсальная причина, которая также легко объясняется. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта. И не надо сбрасывать со счетов финансовый кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.

3. Наличие совместителей – довольно популярная и объективная причина низкой зарплаты. Как известно, совместители работают не полный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. Но в зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы.

4. Особая система премирования. Такое объяснение подходит для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника определяется достигнутым результатом. Например, количеством заключенных сделок или проданной продукции, а не количеством часов, проведенных на работе. Система мотивации подразумевает разделение заработной платы на две части: оклад и бонус. Причем бонусы могут выплачиваться не ежемесячно, а раз в квартал или год, а в некоторых случаях и не выплачиваться совсем, если работником не достигнут определенный результат, зафиксированный в положении о премировании.

Членов «зарплатной» комиссии также интересует причина перехода в компанию работников, у которых на предыдущем месте работы была выше, чем в настоящее время.

На этот вопрос также можно подготовить несколько вариантов ответов.

1. На работу принят сотрудник, который попал под сокращение у предыдущего работодателя. Вновь принятый работник посчитал, что лучше иметь небольшой (по сравнению с предыдущим местом работы), но стабильный доход чем быть безработным и жить на пособие.

2. Работника в большей степени интересуют такие критерии, как удобное месторасположение офиса и гибкий график работы.

«Зарплатную» комиссию также интересует такой показатель, как подотчетные суммы Контролеры считают, что деньги, выдаваемые под отчет, являются скрытой формой заработной платы, особенно если показатели выдачи сумм под отчет достаточно высоки.

В этом случае членам комиссии следует пояснить, что наличные деньги выдаются под отчет в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ, и Положением о подотчетных средствах, действующим на предприятии. Особое внимание следует обратить на то, что деньги под отчет выдаются только при полном отчете работника за предыдущий аванс. Если понадобится, то в качестве доказательств можно представить локальное Положение о подотчетных средствах, акты проверок проводимых обслуживающим акты инвентаризации подотчетных средств, авансовые отчеты, приходные и расходные

Особые правила

Еще одна информация, которая является предметом выяснения на «зарплатной» комиссии, – источник дорогостоящих покупок, которые совершают работники предприятия (квартиры, машины).

В такой ситуации никакие доказательства того, что компания не скрывает выплат, она предъявлять не должна. В бухгалтерском учете предприятия имеются сведения только о тех доходах работников, источником которых является оно само. Доходы, которые сотрудник получает вне работодателя, не являются предметом учета компании. Источник дорогостоящих покупок работника – это дело самого работника. В конце концов, у него может быть дополнительный заработок (по совместительству, по договорам подряда), он может взять в банке или взаймы у друзей, получить наследство или продать старую машину (квартиру). В любом случае доходы сотрудника, получаемые им вне компании, не могут являться предметом интереса и проверки предприятия.

Иногда на «зарплатных» комиссиях просят дать пояснения по поводу выплаты ежемесячных дивидендов. Но такие вопросы возникают в редких случаях, так как дивиденды по общему правилу выплачиваются ежегодно или ежеквартально. Кроме того, они не бывают массовыми, ведь не все работники могут являться участниками или акционерами. Но если проблема возникла, то надо иметь в виду следующее. Чтобы дивиденды признавались таковыми, они должны отвечать понятию дивидендов, а именно выплачиваться из чистой прибыли, которая формируется на основании данных бухгалтерского учета по окончании года. Кроме того, они должны быть оформлены надлежащим образом: протоколами собраний участников или акционеров (ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если все необходимые условия соблюдены, то проблем не будет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1).

Напутствие

В заключение необходимо напомнить, что функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если в компании заработная плата учитывается полностью при уплате страховых взносов, а также НДФЛ, то претензий к ней не будет (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Также следует иметь в виду, что «зарплатная» комиссия оперирует статистическими данными, которые не подходят для всестороннего и полного анализа деятельности фирмы. Кроме того, каждое предприятие ведет свою деятельность индивидуально, действуя на свой страх и риск. Поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не усредненным среднестатистическим. И если руководитель предприятия поддастся на уговоры и решит поднять зарплату на вверенном ему объекте, то лучше это сделать не резко, а поэтапно, соблюдая определенный график. Тогда повышение зарплат будет выглядеть обоснованно, и никто не сможет даже подумать о том, что наличие схем все же было.

Принимая решение о повышении заработной платы, следует помнить, что это приведет к увеличению налоговой нагрузки и может явиться причиной повторного вызова руководителя для дачи объяснений. Но уже на «убыточную» комиссию.

При походе на «зарплатную» комиссию не стоит опасаться, что ваши объяснения войдут в противоречие с объяснениями работников, так как не предполагается приглашать самих работников на заседание «зарплатных» комиссий (письмо ФНС России от 2 декабря 2009 г. № 3-5-04/1774).

Проблема "серых" зарплат и подход налоговиков к решению данной проблемы наиболее ярко представлены в Письме УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 N 15-08/075418.

"Теневой", или "серой", заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая "в конвертах", страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц. Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.

Обратите внимание! Оплата труда является основной составляющей налоговой базы по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Каким должен быть уровень зарплаты?

Под пристальное внимание налоговых органов подпадают организации с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются не учтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения, денежные средства.

Заработная плата не ниже средней по отрасли - именно такой видят нашу зарплату налоговики. Однако это требование не основано ни на нормах трудового, ни на нормах налогового законодательства. А ведь, кроме данного показателя, есть еще федеральный и региональный минимальные размеры оплаты труда, а также федеральный и региональный прожиточные минимумы. Почему налоговики опираются именно на среднеотраслевую заработную плату? Откуда взялось это требование? Насколько оно соответствует законодательству? Предусмотрен ли законодательством какой-либо минимальный уровень заработной платы?

МРОТ федеральный

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право... на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ). Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ внесены изменения в названный Закон, в результате которых с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда равен 4330 руб. До этого МРОТ пересматривался в 2007 г.

Трудовое законодательство также содержит упоминание о минимальном размере оплаты труда. Так, в соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Та же статья гласит, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Обратите внимание! Согласно ст. 3 Закона N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение МРОТ для других целей не допускается.

То есть требование о размере заработной платы не ниже МРОТ прямо установлено ТК РФ. И несоблюдение данного требования будет являться нарушением трудового законодательства, за которое ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

МРОТ региональный

Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Согласно положениям ст. 133.1 ТК РФ месячная заработная плата сотрудника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого названное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в данном субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

То есть если на территории субъекта РФ введен свой минимальный размер оплаты труда, то заработная плата работников не может быть ниже данного значения. За нарушение этого положения, так же как и в случае с федеральным МРОТ, полагается штраф (ст. 5.31 КоАП РФ).

Прожиточный минимум

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" (далее - Закон N 134-ФЗ) прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - в порядке, предусмотренном законами субъектов РФ.

Таким образом, показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда. Норм, предполагающих его применение работодателями, нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве.

Средняя заработная плата по отрасли

Этот показатель берет свое начало из положений Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Данным Приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Так, в качестве одного из критериев приведена выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

В том же Приказе разъяснено, где можно найти соответствующую информацию. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в районе, городе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:

На официальных интернет-сайтах территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов размещена на официальном интернет-сайте Росстата: www.gks.ru;

Из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

По запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС по субъекту РФ);

Из официальных интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информацию об адресах указанных интернет-сайтов можно найти на официальном интернет-сайте ФНС: www.nalog.ru.

"Серая" зарплата: что нужно знать работодателю?

Как указано столичными налоговикам в Письме от 08.08.2007 N 15-08/075418, происхождение неучтенных наличных денежных средств у организации понимают все, и такая ситуация дает налоговым органам основание предполагать наличие у организаций налоговых правонарушений не только по "зарплатным" налогам. В большинстве случаев предположения налоговых органов подтверждаются при проверках.

Налоговые органы Москвы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. При этом вопросы увеличения налогооблагаемой базы по "зарплатным" налогам решаются путем заслушивания руководителей организаций на специальной комиссии, направления в организации письменных обращений, передачи материалов в префектуры и городскую инспекцию труда. Проводятся также выездные проверки организаций, имеющих признаки ухода от обложения единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при обложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация - полную занятость штатных работников или работу по совместительству.

И такой позиции налоговики не только Москвы придерживались на протяжении достаточно долгого времени, а именно с 2006 г., когда и началась кампания по борьбе с "серыми" зарплатами.

"Серая" зарплата: что нужно знать работнику?

В Письме от 02.12.2009 N 3-5-04/1774 налоговики смещают акцент в сторону ответственности самих работников, получающих "серую" зарплату. Связано это прежде всего с отменой с 2010 г. ЕСН и введением страховых взносов, администратором которых будут ПФР и ФСС. То есть из рук налоговиков уходит такой инструмент выявления "серых" зарплат, как контроль за исчислением и уплатой ЕСН, базой по которому и являлись выплаты в пользу работников. То есть если раньше цепочка была такова: камеральная проверка декларации по ЕСН, выявление средней заработной платы по налогоплательщику, сравнение средней заработной платы с показателями среднеотраслевой, прожиточного минимума и т.д., вызов налогоплательщика для дачи объяснений по вопросу несоответствия заработной платы установленному минимуму и в зависимости от этого - либо прекращение мероприятий налогового контроля, либо инициирование выездной налоговой проверки с доначислением налогов. А поскольку, доначисляя ЕСН, прежде всего выявляли налоговую базу, то одновременно шло доначисление по другому налогу, исчисление которого производится на основании выплат в пользу физических лиц, - НДФЛ. И поскольку теперь налоговики не смогут выявить занижение налоговой базы по ЕСН, то не вскроется и неуплата НДФЛ. И именно поэтому сейчас налоговики взывают к совести плательщиков НДФЛ - физических лиц - работников организаций о том, что они должны декларировать свои доходы, с которых не был удержан и уплачен в бюджет НДФЛ.

В своем Письме налоговики советуют работникам, получившим доходы, с которых не был удержан работодателем налог, задекларировать такой доход и самостоятельно произвести его уплату в срок, установленный НК РФ.

Обратите внимание! Статьей 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Несколько слов в заключение

В данном случае заложниками ситуации оказываются и работник, и работодатель. Работодатели не желают платить "белые" заработные платы, поскольку не в силах нести бремя зарплатных налогов. Так, начисляя работнику 1 руб. зарплаты, работодатель на сегодняшний день должен уплатить в бюджет 0,13 руб. НДФЛ и 0,26 руб. ЕСН. Итого 0,39 руб. То есть, выплачивая работнику на руки 0,87 руб., в бюджет работодатель отдает 0,39 руб. Это почти 45%. С 2011 г. ситуация усугубится. Страховые взносы будут уплачиваться по ставке 34%. И, выдавая 0,87 руб. работнику на руки, работодатель должен будет отчислять в бюджет 0,47 руб., а это уже 54%, что на 9% больше, чем сейчас.

От редакции. Государственной Думой принят Закон, предусматривающий обязанность налогового органа, выявившего в результате налоговой проверки факт совершения налогового преступления, предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме. Более того, указанный Закон предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления, в случае, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате этого преступления, возмещен в полном объеме.

Работники же в свою очередь, находясь в условиях жесткой конкуренции на рынке труда и рассматривая предложения работодателей, пристальное внимание уделяют размеру заработной платы, приходящейся к получению, а не ее легальности. И, соглашаясь на условия работодателей, работники заключают "неравный" договор, в котором указывается лишь официальная часть заработной платы, которая несравнимо меньше реальной. Таким образом, работники впадают в некую зависимость от работодателя: по своему усмотрению он может распоряжаться "серой" частью зарплаты: может лишить премии, не затрудняя себя ни юридическим, ни документальным обоснованием данного шага, может выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, исходя из "белой" или из всей зарплаты, оплачивать больничные только из "белой" зарплаты, а некоторые еще и облагают НДФЛ неофициальную часть зарплаты.

Перечислять минусы положения работодателя, выплачивающего "серую" зарплату, и работника, ее получающего, можно до бесконечности, ведь сколько ситуаций, столько и проблем. Решение же проблемы выплаты "серых" зарплат видится не в поиске виновных и их наказании, а в поиске эффективных и адекватных форм объектов налогообложения и установлении обоснованных ставок.