Воинские традиции российской армии. Воинские ритуалы и традиции

Боевые традиции российских Вооруженных сил - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, переда­ющиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выпол­нением боевых задач и несением воинской службы.

Вооруженные силы каждого государства мира имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется исторически­ми условиями формирования, государственным и обществен­ным строем страны, характером и предназначением воору­женных сил.

С реализацией проекта улучшаются отношения коммуникации, интеграции и активного участия. Эдита Рамос Гарсия заявляет: Поддерживается поддержка соседей, отношения солидарности, командной работы, честности, дружбы еще лучше, пока не будет выбран и не будет вручен сертификат седеристе, который активно участвовал в работе проекта.

Юньет Герра Соса отмечает, что «товарищество проявляется в соседях, более глубокое понимание, в начале никто не хотел участвовать в мероприятиях и фактически сегодня каждый раз, когда будет какое-то действие, заполнение пробелов». Девяносто один процент опрошенных членов сообщества выразил энтузиазм и чувствительность населения к культурным мероприятиям, осуществляемым в рамках проекта. Они хотят сохранить и продолжить проект.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них яв­ляются общими для всех вооруженных сил, другие присущи определенному роду или виду войск, третьи характерны для той или иной воинской профессии. На формирование и прояв­ление воинских традиций также влияют условия деятельно­сти воинских коллективов, отношения складывающиеся в них.

Социальные акторы были сознательно и творчески включены в деятельность организации и распространения, они укрепили чувство принадлежности и коллективизма, которые умиротворяли улучшение отношений между соседями и укрепляли доверие между сообществом. Кроме того, роль проекта в этом определении поощряла понимание сообщества его реальности и побуждала его критически относиться к их собственным культурным потребностям и действовать в их пользу.

Художественный потенциал сообщества культивировался и эксплуатировался для проведения, анимации, распространения, посредством материализации деятельности. Количественное и качественное увеличение ценится в движении художников-любителей на устное повествование, ремесла, импровизацию и пластические искусства.

В целом воинские традиции подразделяются:

По степени общности - на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для опреде­ленного вида Вооруженных сил, рода войск и т.д.);

По степени устойчивости - на устоявшиеся, отмира­ющие и возрождающиеся;

По степени общественной значимости - на боевые, ратно-трудовые и воинского быта.

Среди членов сообщества, которые были главными действующими лицами, можно отметить. Мирта Акоста Пьер: писатель, ремесленник, композитор, устный рассказчик, координатор проекта «Коста Коста». Теодоро Кордеро Варгас: композитор, мастер и музыкант. Юдит Кордеро Акоста: солист и член Групо Руморес-дель-Якимо.

Гильда Медина Гонсалес: декламан. Йосбель Ноа Фахардо: инструктор по искусству, создавший казино «Путь в будущее». Алисия Варгас Варгас: Ремесленник на знаменитых общинных фестивалях. Поддерживать и развивать традиции и обычаи сообщества, а также укреплять такие ценности, как солидарность, чувство принадлежности, общности и культурной самобытности. Разработанные действия, хотя первоначально не были затронуты в настоящее время членами сообщества, привели к тому, что они лечили традиции и обычаи социальных субъектов.

Наиболее значимыми среди воинских традиций являются боевые, так как именно они определяют поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или в услови­ях, приближенных к боевым.

К боевым традициям воинов российских Вооруженных сил относятся:



Беззаветная преданность Родине и постоянная готов­ность к ее защите;

Традиции, такие как танцы, куски, домино и бейсбольные игры, поощрялись и оспаривались в каждой из мероприятий, которые планируется передать молодым поколениям и поощрялись среди членов сообщества, прибывших в последнее время к деревне. В этом смысле Юньет Гуэрра Соса объясняет: Это механизм, который делает возможным культурное развитие наших сообществ и что социальные дисциплины, которые совершаются в общинах, в значительной степени устранены, а также ценности его членов укрепляются и спасаются через такие мероприятия, как справочные площадки, домино, компаса, среди прочих, традиции сообщества.

Верность воинской присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

Любовь к своей части, кораблю, воинской специально­сти;

Верность боевому знамени части, военно-морскому фла­гу корабля;

Войсковое товарищество и коллективизм;

Уважение к командиру и защита его в бою;

Гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным;

Исправленные пространства были созданы в сообществе. 2% людей, с которыми они обмениваются, говорят, что деятельность должна проводиться более систематическим и постоянным образом, так как даже когда они получили поддержку сообщества в последние годы, они перестали выполняться во времени и графиках.

Достигнув признания сообщества, это дало возможность обнародовать всему обществу завтра преимущества и важность культурной работы в наши дни. Поскольку планировались не только культурные мероприятия, но и спорт, экология, создание, формальное образование. Каждый из них занимался культурными потребностями, которые подняли собственное сообщество в социокультурном диалоге, который был сделан до реализации проекта.

Постоянное стремление к овладению военно-профес­сиональными знаниями, совершенствование своей вы­учки и воинского мастерства, высокая бдительность, поддержание постоянной боевой готовности своей части, корабля.

В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополага­ющая традиция - любовь к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

Люди действительно любят Пенья де Гаспар, мастерство, общинные фестивали. Это стало пространством отдыха, необходимым для интеграции сообщества в описание. Их действия составляли пространства отдыха здоровыми, поучительными, образовательными и развлекательными для сообщества. К проекту присоединились члены других районов, прилегающих к местам проведения мероприятий.

Разработка каждого из них соответствует намеченной цели, на стратегической основе сообщения, которое необходимо передать. Учитывается гендер, аудитория, на которую направлена ​​деятельность, и другие элементы, которые относятся к каждому из них как дженерики не только проекта, но и их подавляющее большинство культурных программ, которые необходимы сообществу.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отече­ства, презирали изменников и предателей. «Любить Родину - значит быть непримиримым к ее врагам» - эта истина про­несена через века.

Измена Родине - тяжелое преступление, которое никогда не может быть искуплено. Презрение к предателю в людской памяти остается навсегда. Даже его родные и близкие покры­ваются позором этого преступления; не в силах вынести осуж­дающие взгляды соседей, земляков, они часто меняют место жительства. В настоящее время измена Родине (государствен­ная измена) считается уголовным преступлением и карается по закону.

Важно подчеркнуть, что осуществляемые мероприятия были запланированы для каждой возрастной группы в сообществе. В этом случае Гаспар Эсквивель Суарес объясняет: Люди демонстрируют привязанность к разрабатываемой деятельности, вместе с руководителями проектов выполняют организацию, распространение и даже являются ее протагонистами.

Была достигнута взаимозависимость с культурными, социальными и экономическими институтами в сообществе. Это позволило сближению с художниками и личностями территории: к мероприятиям приглашались художники и группы территории, такие как «Балленатерос Юга» и Крестьянская группа «Руморы Якимо». Это дало возможность открыть диапасс и что сообщество в своем собственном дворе делится с местными деятелями культуры, и большинство случаев не происходит в мероприятиях, запрограммированных в муниципалитете.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и воинскому долгу, в хра­брости в бою.

Начиная с Петровской эпохи принцип наименования пол­ков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом Русской армии. Эти наимено­вания, освещенные огнем боев, со временем стали символами воинской славы. Позднее появилась еще одна традиция - присваивать воинским единицам имена прославивших их полководцев или особо отличившихся бойцов.

Отношения, созданные между сообществом-институтом, были применены объективно-субъективными, отвечали объективным условиям для приведения действий сообществу в соответствии с конкретными условиями того же самого. Деятельность координировалась и осуществлялась при поддержке членов, принадлежащих к организмам территории и учреждений, существующих в обществе. Интеграция членов координационной группы и руководителя проекта дала возможность получить необходимые гарантии для осуществления деятельности, не говоря уже о роли, которую играет сообщество в ее развитии.

Исключительно важными традициями армии и флота всег­да были войсковое товарищество и коллективизм. Еще со вре­мен Суворова главной заповедью российского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы - она дей­ствительно крепкая. В этом сумело убедиться не одно поко­ление солдат и матросов, в том числе наших современников.

Были достигнуты тесная взаимосвязь между сообществом, действиями проекта и учреждениями культуры и учреждениями территории. Проект был поддержан несколькими культурными учреждениями, такими как Дом культуры Серджио Рейно Рейна, Каса де ла Музыкаа Барбарито Диез и Галерия де Арте, которые способствовали координации любительских и профессиональных талантов для деятельности по проекту.

В этом случае собеседники объясняют. Эдита Рамос Гарсия: «Учреждения общины всегда поддерживают нас, и культура предоставила даже инструкторам искусства репетировать членов колесика казино». Либнн Кордеро Базэн: Как общественные, так и культурные учреждения поддержали поддержку каждого из действий «Вамоса Андара», мы предоставили аудио, профессиональную поддержку, живопись для фоновых плакатов мероприятий и талантов Дом культуры, в дополнение к трубадурам Дома музыки, хотя сообщество довольно талантливо.

Защита командира в бою всегда считалась высшим прояв­лением войскового товарищества. История свидетельствует о многих примерах героических действий по спасению коман­диров в боевой обстановке.

Не только в российской армии, но и во всех армиях мира при­сутствует традиция бережно сохранять память о павших героях. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, но главное - в сердцах потомков навсегда сохранится образ тех, кто первым под­нимался в атаку, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

С помощью собеседований было возможно сделать выводы о реальных результатах, достигнутых проектом в сообществе, о том, что было сделано и что еще нужно сделать, что имело большое значение с учетом критериев того, кто на самом деле является фундаментальное звено культурной работы в сообществе.

Они позволили узнать, что культурные учреждения и организмы территории поддерживают проект в осуществлении его деятельности. Кроме того, можно было бы определить, что общий объем культурных потребностей сообщества был рассмотрен проектом. Была достигнута консолидация рабочей группы сообщества, и было реализовано объединение общественных факторов, особенно массовых организаций, культурных учреждений как социальных администраторов и населения для реализации проекта. Когда он начался в районе, он был взят в качестве инициативы для распределения функций, которые должны выполнять каждый член этой группы.

Боевые традиции имеют огромное значение для поддержа­ния морально-психологического климата внутри каждого коллектива. Поэтому неслучайно, что многие нравственные нормы, лежащие в основе традиций, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате традиции стано­вятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Это действие имеет положительные последствия для сообщества, потому что проект в сочетании с этой группой смог охватить даже людей сообщества, которые имеют негативное поведение. Они были интегрированы в действия сообщества, такие как: очистка улиц, украшение помещений, где осуществляются действия и действия проекта.

Можно отметить, что был достигнут прогресс в области социальной профилактики и борьбы с преступностью, аспект, который имел благоприятную эволюцию, о чем свидетельствует значительное сокращение числа, частоты и серьезности преступных деяний. Из проведенных обследований стало возможным увидеть, что проект стал местом отдыха и отдыха для всех возрастных групп. Кроме того, полученные данные позволяют разрабатывать и искать альтернативы, которые позволяют более приближенно сблизить социальных субъектов с проектом, а вместе с ним и добиться большего влияния этого в культурной работе, а также на совершенствование тех же.

Быть верным боевым традициям для каждого солдата или матроса означает:

Точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

Быть готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

Настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

Умело действовать в обстановке, приближенной к бое­вой, на учениях и маневрах, в полетах, морских и оке­анских походах;

Было отмечено, что большинство проводимых мероприятий добросовестно отвечают культурным потребностям членов общины. 54% респондентов считают, что отношения между соседями улучшились, и эта деятельность, даже если они очень хорошо рассматриваются социальными субъектами, может осуществляться другими, которые не включены в план деятельности по проекту. 36% членов общины говорят, что есть конференции и переговоры с членами Ассоциации боевиков, именно потому, что в круговороте есть 14 комбатантов, 70% из которых активно участвуют в проекте и являются людьми, которые важны для стимулирования.

Строго хранить военную и государственную тайну, про­являть бдительность;

Дорожить дружбой и войсковым товариществом;

Помогать командирам в укреплении воинской дисци­плины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

В развитии традиций большую роль играет преемствен­ность поколений. Без того ценного, что накоплено пред­шествующими поколениями, новое поколение обойтись не может. Более того, перенимание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, развитие и обогащение этого опыта - обязательное условие благополучия любого обще­ства.

Он охватил широкий спектр, который проходит от спасения, сохранения и продвижения основных обычаев своих членов и других ценностей сообщества, к изменениям и преимуществам его физико-экологических аспектов. Достигнута связь с общинным учреждением, которая позволила систематизировать культурные программы с участием художников-любителей из сообщества. Культурные традиции и ценности наследия были спасены, культурные предложения были увеличены для разных возрастных групп, и было достигнуто увеличение культурной работы в сообществе.

Восемьдесят девять процентов членов сообщества в опросах говорят, что проект представлял собой значительный импульс для них и для сообщества в целом, он добивается его включения в культурную работу. Он имеет большой конспект для того, чтобы быть ориентированным на достижение высокого уровня удовлетворенности в условиях жизни своих членов, способствовал укреплению чувства принадлежности, идентичности и общения, представляя действия, которые дают возможность прямого взаимодействия между его членами.

В § 4.11 мы с вами уже говорили о воинской чести.

Г.оп некая честь - это нравственные внутренние каче­ства и принципы воина (воинского коллектива), харак­теризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в военной присяге и общевоин­ских уставах и помимо моральной имеют правовую основу. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил записано: «Военнослужащий должен с достоинством нести высокое зва­ние защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей воинской части и че­стью своего воинского звания. Символом воинской части яв­ляется боевое знамя».

Почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою относится к числу наиболее давних традиций рус­ской армии и флота. Знамя объединяло и вдохновляло бой­цов, придавало им организованность и силу. Традиция по­клонения боевому знамени пронесена через века и свято чтит­ся сегодня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды воинских традиций различают в российской армии?

2. Перечислите боевые традиции воинов российских Вооружен­ных сил.

3.Что означает для каждого солдата или матроса быть верным боевым традициям?

4. Приведите известные вам исторические примеры воинских тра­диций.

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

В формировании облика воина-патриота важную роль игра­ют воинские ритуалы.

Воинские ритуалы - это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание тра­диций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в кото­рой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нрав­ственные идеалы.

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в кото­ром на первый план выступает наглядно-чувственная эстети­ческая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглоща­ются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настро­ение, общественное мнение и в определенной степени на дру­гие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Оте­честву впервые закреплен в русском воинском «Уставе рат­ных, пушечных и других дел, касающихся до военной нау­ки» (1607 г.). «Каждый военный человек, - говорилось в нем, - должен приводиться к крестному целованию - при­носить присягу, верно служить и всем в послушании и поко­рении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловалъной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом ис­полнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого- либо лица, в том числе родственника, за рекрутируемого. Та­ким образом, устанавливалась моральная ответственность дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и по­слушно; во всем поступать так, как честному, верному, по­слушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми дву­мя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменял­ся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвар­дии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисци­плину во время исполнения служебных обязанностей, беспре­кословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов- командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние...».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл - един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обе­щания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведе­нии к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжествен­ное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее прави­тельством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге - 1 мая, а также одинаковый порядок ее приня­тия. Присяга принималась коллективно, в строю. Предста­витель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной при­сяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о поряд­ке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некото­рые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военная присяга

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на вер­ность своему Отечеству - Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Феде­рации, строго выполнять требования воинских уставов, при­казы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Принятие присяги - событие не обычное, не рядовое. По­говорите с любым военнослужащим, и он вспомнит день и час, когда давал клятву на верность Родине.

Известный писатель Валентин Пикуль принимал присягу четырнадцатилетним юнгой в декабре 1942 г. на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромней­шим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как прини­мают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерз­шую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочув­ствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом - мы и при­сяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произно­сил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день».

Сегодня приведение к присяге происходит следующим об­разом. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю, форма одежды - парадная. В руках у военно­служащих оружие. Приводящиеся к присяге стоят в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоми­нает им значение военной присяги и той почетной обязанно­сти, которая возлагается на них.

Затем он отдает команду «Вольно» и приказывает коман­дирам подразделений приступить к торжественному меро­приятию. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к присяге. Каждый из них читает вслух перед строем текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии оркестр исполняет Государствен­ный гимн.В военном билете военнослужащего делается отметка: «К во­енной присяге приведен (число, месяц, год)».

Приведение к военной присяге может проводиться в исто­рических местах, у братских могил героев, павших за свобо­ду и независимость Родины.

День приведения к военной присяге является для данной части праздничным.

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом его совести и чести.

Нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. Уголовной или другой ответственности за отказ давать присягу в российском законодательстве не предусмотрено. Однако за нарушение уставов и приказов командиров (что юридически может рассматриваться как нарушение присяги) полагается дисциплинарное или даже уголовное наказание как за военное преступление.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под воинскими ритуалами

2. Как развивалась церемония принятия военной присяги в истории Вооруженных сил России?

3. Какова роль военной присяги в воинской службе?

4. Как звучит текст современной военной присяги?

5. Предусмотрены ли наказания за отказ дать присягу или за нарушение присяги?

Занятие №1: «Традиции и ритуалы армии и флота, их предназначение и классификация».

Введение

В силу противоречивости процессов, происходящих в обществе и армии, как никогда возрастает роль историко-патриотического сознания, национальных традиций. В России зреет понимание всей пагубности исторического невежества, усиливается интерес к познанию многообразных сторон отечественной истории. Желание полнее и глубже узнать свое прошлое перерастает в насущную потребность и диктует необходимость нового осмысления пройденного пути. Открывается связь времен и поколений. Гордость за своих предков постепенно становится мерилом исторического самосознания и национального достоинства.

В армейской среде сформировалась высокая степень неудовлетворенности моральным и духовным развитием военнослужащих. Воинские коллективы постепенно утрачивают социальные, нравственные ориентиры и ценности. В этот период обращение к истории российской армии, ее боевым традициям, ритуалам может стать одной из отправных точек в воспитании мужества, отваги и стойкости у нового поколения защитников Родины. Исходя из этого, актуальность рассматриваемой темы представляется следующим образом.

Во-первых, исследование важно для исторической науки, поскольку в прямой постановке проблема не разработана. На сегодняшний день нет крупного обобщающего труда, в котором было бы проведено историческое исследование деятельности государственных, военных органов по созданию, законодательному закреплению воинских традиций и ритуалов российской армии. В научной литературе не получили должного освещения место и роль воинских традиций и ритуалов в системе воспитания, основные факторы, закономерности и тенденции использования церемоний и ритуалов в качестве важного средства укрепления воинской дисциплины. Кроме того, воинские традиции и ритуалы являются частью не только военной, но и государственной истории, поэтому их изучение является вкладом в историю России.

Во-вторых, становление вооруженных сил современной России предполагает использование опыта, накопленного предыдущими поколениями российских военных. Традиции и ритуалы, как часть военной истории, обеспечивают его переход в современность. С помощью традиций и ритуалов реализуется одна из связей между прошлым и настоящим в воинской деятельности. Каждое новое поколение воинов использует исторически сложившуюся систему традиций и ритуалов, критически ее анализируя, а иногда и перерабатывая.

Воинские традиции и ритуалы во многом способствуют поддержанию боевого духа армии, помогают лучше организовывать боевую и психологическую подготовку, воспитательную работу в войсках.

Они служат одним из средств по внедрению среди военнослужащих идей о необходимости сохранения и защиты государства и Отечества от любых врагов, как от внешних, так и от внутренних.

В-третьих, умелое использование исторически сложившихся воинских традиций и ритуалов, дает возможность поднять авторитет вооруженных сил. Приобщение к истории через традиции и ритуалы сегодня крайне необходимо. Именно в историческом опыте наших вооруженных сил, в традициях, завещанных предыдущими поколениями ратников, можно найти те точки опоры, которые должны помочь преодолеть духовный кризис общества. Исторический опыт будет способствовать возрождению былой славы и величия вооруженных сил. В условиях, когда идет сложный процесс становления российской государственности, осуществляется возрождение боеспособности армии, традиционное содержание воинских традиций и ритуалов может послужить одной из нравственных основ для защитников Отечества. Они сделают службу более престижной и в глазах подрастающего поколения, что со временем приведет к увеличению количества желающих посвятить жизнь военной профессии. Это, в свою очередь, поможет качественней производить отбор, особенно в ряды офицерского состава.

В-четвертых, воинские традиции и ритуалы являются одним из факторов процесса воспитания. Кроме того, они выступают действенным средством передачи нравственных ценностей и комплексной формой воздействия на сознание, чувства и волю воинов. При проведении воинских ритуалов максимально задействованы все символы воинской доблести, знаки отличия, являющиеся олицетворением боевого пути российской армии, что способствует выработке соответствующего эмоционально-ценностного отношения воинов к ним. Идейное значение знаков и символов, использующихся в обрядовых действиях, интерпретируется в сознании воинов как программа необходимого социального поведения. В ритуалах содержатся действия и приемы, которые составляют основу алгоритма всей служебной деятельности воинов. Имея в своей основе определенные идеи и установки, ритуалы способствуют формированию у военнослужащих боевых и моральных качеств, необходимых для любой воинской специальности.

В-пятых, обращение к истории воинских традиций и ритуалов связано и с тем, что некоторые из них не применялись из-за ряда причин политического и идеологического характера, или применялись без учета исторических традиций. Возобновление и совершенствование практики их применения может дать положительный эффект в период нынешнего реформирования российской армии.

В этой связи представляется важным изучить исторический опыт развития воинских традиций и ритуалов, их роль в жизни и деятельности армии России.

1-й учебный вопрос: «Зарождение воинских традиций и ритуалов. Их предназначение и классификация».

Воинские традиции.

Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции - установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин в переводе с латинского означает «передача», «предание».

Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи - для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно воинские традиции подразделяются:

· по степени общности - на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных сил, рода войск и т. д.);

· по степени устойчивости - на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;

· по степени общественной значимости - на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);

· по сферам воинской деятельности - на боевые, обучения и воспитания и воинского быта.

Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением военной службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А. С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.

А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы ни открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооруженных сил являются:

· беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;

· презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;

· самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

· массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;

· воинская доблесть и уверенность в победе:

· верность военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

· любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;

· верность Боевому знамени части, Военно-морскому флагу корабля;

· войсковое товарищество и коллективизм;

· уважение к командиру и защита его в бою:

· отдание воинских почестей погибшим в боях

· гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее.

В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция - любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы солдат Александра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.

Легендарные сказания о беспримерных подвигах русских богатырей, сражавшихся под предводительством Александра Невского, переходят из поколения в поколение. Мужество и богатырская отвага Гаврилы Алексича, Сбыслава Якуповича и Якова Полочанина, проявленные ими в боях со шведами на берегах Невы, вдохновляли воинов на великие подвиги.

В разгаре боя Гаврила Алексич по доскам верхом на коне въехал на палубу шведского корабля и там продолжал бить врагов.

Шведам удалось сбросить Гаврилу Алексича вместе с конем в воду.

Алексич выбрался на берег и продолжал храбро сражаться с неприятелем.

Новгородец Сбыслав Якупович поражал врагов топором, удивляя всех своей богатырской силой и смелостью.

Яков Полочанин бесстрашно врезался во вражеский полк и смело разил врага, проявляя беспримерную отвагу, мужество и храбрость.

Как говорит предание, он нанес удар предводителю шведов герцогу Бергеру, «возложив печать на его лицо острием своего меча». Войско Александра Невского отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю и за это потомки воздают ему дань уважения и благодарности.

Горячим патриотом земли русской был сам князь Александр Невский. Под его предводительством в апреле 1242 года русские войска наголову разгромили рыцарей в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Умело маневрируя пехотой и конницей, полководец древности нанес сокрушительный удар в тыл врага, а затем выгнал далеко за пределы русской земли непрошенных гостей. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Отпуская после победы пленных на свободу, Александр Невский наказывал им передавать всем, "... что пусть к нам жалуют любые гости, мы им будем рады; но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стояла и стоять будет русская земля... " Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил значения и в наши дни. Мы и сейчас с радостью принимаем всех иностранных гостей, которые к нам жалуют с миссией доброй воли, с миссией мира. Но если кто нападет на нашу Родину, Вооруженные Силы России ответят сокрушительным ударом.

В память о подвиге русского патриота Александра Невского, который еще в 13 веке столь успешно отстаивал от иноземных поработителей священную землю отцов, в стране учрежден орден его имени. Орденом Александра Невского награждаются командиры частей и - 9 подразделений за инициативу в бою по выбору удачного момента для внезапного и стремительного удара по врагу и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск.

Высокие боевые качества, храбрость и мужество, самоотверженность и выносливость русских воинов проявились в 1380 году в знаменитой Куликовской битве. В этой битве было разгромлено татарское войско во главе с Мамаем и фактически сметено иго татаро-монгол.

Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отстоял независимость своей Родины и в октябре 1612 года, изгнав со своей земли польских интервентов. Организаторами этой победы были горячие патриоты русской земли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, создавшие народное ополчение. Весь народ поднялся тогда на борьбу с врагом. Разгром интервентов силами народного ополчения явился новым замечательным проявлением старой традиции русского народа всеми силами защищать свою землю, свою столицу - Москву. От подвига Минина и Пожарского пошла историческая нить к Отечественной войне 1812 года, а от нее - к героической обороне советской столицы в 1941 году.

Русский человек шел на самопожертвования, проявляя исключительное бесстрашие, презрение к смерти, если этого требовала Родина, ее независимость. Примеров героического самопожертвования безвестных, простых людей, отдавших свою жизнь во имя Родины, было очень много. На этой почве сложилась легенда об Иване Сусанине, в основе которой лежит действительный случай. По преданию один польский отряд добрался до самой Костромы, но недалеко от нее сбился с дороги. Враги зашли в дом крестьянина села Домнина Костромского уезда Ивана Сусанина и потребовали провести их. Иван Сусанин хорошо знал дорогу, по которой должны были идти враги, но - 10 повел их в другую сторону, хотя сознавал, что ему грозит смерть.

Он до конца выполнил свой долг перед русской землей. Враги подвергли его неимоверным мукам, а затем убили, так как он категорически отказался сообщить какие-либо сведения и показать правильную дорогу. Вместе с ним погиб и вражеский отряд, заведенный Сусаниным в непроходимую лесную глушь.

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.

На особую беззаветную любовь к своей Родине неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М. И. Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. - широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение.

С Родиной в сердце, с ее именем на устах наши соотечественники шли на подвиг. Вот фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел... «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, - писал Юрий, - не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь... Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых - Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Эти слова вряд ли могут оставить равнодушным.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что, когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году:

Я не дам свою Родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю - и нет справедливости

Справедливее пули моей!

Любить Родину - значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине - преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и своему воинскому долгу, храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина - храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал: лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.

Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости... Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Вот характерный пример.

В одном из воздушных боев летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот не пал духом. Превозмогая боль, он отправился в долгий путь, в свою часть. Более шести суток шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако, верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила 3. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.

А вот пример того, как действовали в Афганистане два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале X в. утвердилась система поселенных, или поместных, войск, называвшихся строго по пунктам их формирования: «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С Петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону: умрем, но не уроним чести своего полка. Новейшая история знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, госпиталя стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями.

Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы - она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских солдат и матросов.

Вот пример наших дней. В Чечне в бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован. Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует: русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А. В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, в Чечне...

Так, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М, Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров. Он тут же бросился офицеру на помощь и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб. Его имя и подвиг живут в нашей благодарной памяти.

Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки, когда душманская граната упала среди солдат, не раздумывая накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.

В старой воинской памятке было сказано: «3намя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя - слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый, солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

История дает немало примеров, когда воины в: имя спасения чести полка, сохранения знамени. жертвовали своей жизнью. В период Первой мировой войны в русских войсках была популярной песня с такими словами:

«Вот прапорщик юный со взводом пехоты

Старается знамя полка отстоять.

Остался один он от всей полуроты,

Но нет, он не будет назад отступать.

Бой кончен. От крови земля покраснела.

Врага мы прогнали к далекой реке.

И только наутро нашли его тело,

И знамя держал он в застывшей руке».

Традицию поклонения и верности Боевому знамени русские воины свято пронесли через века Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.

Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г. воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в российских Вооруженных силах.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных Обелисках, произведениях литературы и искусства, сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память с бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя. кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным, славным боевым традициям? Это прежде всего:

· точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

· быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

· настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

· по-боевому действовать на учениях и маневрах, в полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;

· строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;

· дорожить дружбой и войсковым товариществом;

· помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, сплочении воинского коллектива.

Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.

В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции.Среди них такие, как:

· бороться за живучесть корабля до последней возможности;

· гибнувший корабль последним покидает командир;

· отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков;

· не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

Воинские ритуалы.

В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.

Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:

1. сферу боевой деятельности:

· любовь к оружию, искусное применение его в бою;

· принятие военной присяги;

· вручение боевых знамен и государственных наград;

· выполнение воинского приветствие (отдание чести);

· торжественное чествование героев;

· захоронение с отданием воинских почестей и др.

2. сферу учебно-боевой деятельности:

· заступление на боевую службу;

· строевые смотры;

· общие батальонные и полковые вечерние поверки;

· развод и смену караулов и др.

3. сферу повседневной деятельности:

· торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.

Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому.

Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Характерно, что декабристы выбрали для своего выступления такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой которую предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы просто невозможным. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии и Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «светлые идеалы коммунизма». И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше, и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей священной клятве – это требование Матери-Родины, народа.

В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.

Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.

Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.

Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.

В XIX веке унтер-офицеры (сержанты) и рядовые награждались: знаками отличия военного ордена, медалями, подарками, деньгами, нашивками за «безпорочную службу» и за полученные в боях ранения и т.д. Отличившиеся на поле брани воинские части и корабли переводились в гвардию, награждались знаменами, штандартами, георгиевскими и юбилейными лентами к ним, надписями на шапках, петлицами и др.

В 1807 году; для нижних чинов был впервые проведен воинский ритуал награждения «знаком отличия Военного ордена» Святого Георгия (с 1913 года именовался Георгиевским крестом). С 1856 года он имел летные степени и на протяжении всей истории своего существования вручался только за боевые заслуги и личную храбрость в бою. Правопреемником этой высшей солдатский награды стал орден Славы трех степеней, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. За Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. около 980 тыс. воинов были награждены орденом Славы III степени, почти 46 тыс. - II степени и 2631 воин отмечен орденом Славы трех степеней.

За безупречную службу и выслугу лет в мирное время нижние чины в Русской армии награждались знаком отличия ордена Святой Анны, медалями «За усердие». Ритуал награждения знаком отличия ордена имел важные последствия: награжденные освобождались от телесных наказаний, получали увеличенное жалование, а затем пенсию «по смерть свою, где бы ни находились».