В соответствии с федеральным законом 79 фз. Основные федеральные законы о государственной службе. Порядок прохождения службы

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ

    Решение от 19 марта 2019 г. по делу № А82-24876/2018

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Арсенал" (ИНН 4329017654, ОГРН 1154329000286) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 38585. 16 руб., установил: Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Северная железная дорога» ...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А12-36336/2018

    Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»). Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 января 2019 года. Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Как видно...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А12-36888/2018

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    ОСАГО, уплаты неустойки, суммы финансовой санкции (пункт 1 статьи 384 ГК РФ, второй третий пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО). Как разъяснено в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации», на обязательство...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А12-36340/2018

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    В БСК «РезонансРосгосстрах» (страховой полис ЕЕЕ № 0721350841 от 09.02.2016), гражданская ответственность виновника была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» (страховой полис ЕЕЕ № 0716619088 от 16 . 02.2016). На основании договора уступки права требования от 25.01.2017 №17-34415 потерпевший уступил право требования страхового возмещения по данному страховому случаю в пользу общества...

    Решение от 27 февраля 2019 г. по делу № А35-9144/2018

    ...УСТАНОВИЛ: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», расположенное по адресу: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 16 . 12.2004 МИФНС России №1 по Тверской области за ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, в лице филиала ПАО «МРСК Цента» - «Курскэнерго» (г. Курск, ул. К. Маркса, д.27). ...
  • Решение от 27 февраля 2019 г. по делу № А57-23281/2018

    Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

    Потребителей", пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-...

    Решение № 2А-799/2019 2А-799/2019~М-267/2019 М-267/2019 от 26 февраля 2019 г. по делу № 2А-799/2019

    Тракторозаводский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    Обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. В личном деле призывника Жильцова В.И. имеются повестки о явке 07 ноября 2011 года, 16 ноября 2011 года, 23 ноября 2011 года, 09 апреля 2012 года, 21 июня 2012 года, 25 июня 2012 года, 18 октября 2012 года, 22 октября 2012 года, ...

В РФ". Основные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в нашей статье. Особое внимание будет уделено гарантиям, предоставляемым государственным служащим - элементам правовой и социальной защиты.

Российская государственная служба

Российская власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь включает в себя определенные органы, которые могут быть федеральными (центральными) или региональными. Лица, занимающие должности в этих органах, реализуют государственную гражданскую службу.

Чиновники руководствуются определенными правовыми источниками. Важное место здесь занимает Федеральный закон 79-ФЗ "О государственной гражданской службе". В нем закреплены основные принципы и условия работы во власти. Например, в статье 4 закона перечисляются основные идеи, которыми должны руководствоваться государственные служащие. Это законность, профессионализм, компетентность, а также направленность на защиту прав и свобод людей.

В законе определены варианты формирования взаимосвязи между гражданской и государственной службой. Должны учитываться трудовые условия и обязательства, рабочий стаж, а также государственные гарантии.

Понятие государственного служащего

В законе понятия государственного и гражданского служащего тождественны. При этом государственная служба является частью гражданской сферы. Работники в ее составе должны быть россиянами, взявшими на себя обязательства по реализации контрактной гражданской службы. Денежное содержание трудящихся лиц обеспечивается за счет федерального или регионального бюджета.

Государственный служащий Российской Федерации обладает определенными правами. Согласно статье 14 Закона, это оплата труда, право на отдых, на ознакомление с регламентом и обеспечение безопасности, право на защиту сведений и на членство в профсоюзах, а также многое другое.

Служащий обладает рядом важных обязанностей. Здесь следует выделить соблюдение российских законов и норм о служебном распорядке, исполнение трудовых функций в соответствии с регламентом, исполнение законных поручений руководителя, сохранение государственной тайны и бережное отношение к казенному имуществу. От типа инстанции, в которой трудится гражданский служащий, будет зависеть и количество профессиональных обязанностей.

В работе гражданского служащего присутствует немало ограничений. Например, для получения определенного поста необходимо обладать дееспособностью. На некоторые должности невозможно заступить без диплома о высшем образовании. Запрещаются служебная подчиненность родственным лицам и наличие второго гражданства.

Поступление на службу

Каждый дееспособный имеет право поступить на государственную гражданскую службу. Он должен отвечать определенным квалификационным требованиям, среди которых владение русским языком и отсутствие второго гражданства.

Поступление гражданина на службу происходит на конкурсной основе. Оценивается профессиональный уровень кандидатов во власть. Если итоги проверки покажут соответствие знаний и опыта установленным требованиям, то гражданин будет принят на службу.

Уровень знаний и опыта оценивается конкурсной комиссией, в состав которой входят гражданские служащие из научных и экспертных подразделений. При формировании состава комиссии учитываются возможные случаи конфликта интересов. Претендент, недовольный проводимым конкурсом, имеет возможность обжаловать состав комиссии.

В исключительных случаях возможно заступление на государственную должность без проведения конкурса. Это заключение срочного трудового контракта, назначение на должность гражданина, включенного в кадровый резерв, а также наделение полномочиями по категориям "руководители" и "помощники". Конкурс может не проводиться при назначении гражданина на службу, которая не имеет отношения к государственной тайне.

Должности государственных служащих

Государственная служба в Российской Федерации предполагает наличие определенного числа должностей. Все посты учреждаются президентскими указами или федеральными законами. В статье 9 рассматриваемого закона приводится перечень основных должностей на государственной службе.

Первую и высшую категорию составляют руководители. Они осуществляют полномочия по контролю над государственными органами или их структурными подразделениями. Руководители имеют своих заместителей. Замещение ими своих должностей возможно лишь на определенный срок.

Во вторую группу должностей входят помощники или советники. Основной их задачей является содействие руководителям. В подчинении у советников находятся специалисты. Это лица, в задачи которых входит профессиональное обеспечение работы государственных органов. Специалисты бывают обеспечивающими, то есть обязанными замещать полномочия в определенной сфере. Это может быть информатизация, работа с документацией, финансово-экономическая среда и многое другое.

Руководители и советники делятся на три группы гражданских должностей: высшую, главную и ведущую. Специалисты подразделяются на высших, главных, ведущих и старших. Обеспечивающие специалисты могут быть главными, ведущими, старшими и младшими.

Всех перечисленных специалистов объединяет наличие гарантий, предоставляемых государством. Служащие в государственной сфере граждане обладают определенными правами, которые юридически подкреплены и обособлены. О гарантиях на будет рассказано далее.

Основные государственные гарантии гражданских служащих

Государство будет сильным и управляемым лишь в том случае, если оно хорошо позаботится о своих чиновниках. Такой принцип закрепил Никколо Макиавелли, итальянский философ эпохи Возрождения. Служба чиновников имеет свои издержки, которые необходимо своевременно компенсировать. То, как с этим справляется Российская Федерация, можно наблюдать на примере закона о государственной службе.

Что представляет собой способ денежного возмещения различных ограничений и затрат. По ходу службы чиновникам нередко предъявляются запреты и требования. У работников возникают определенные трудности, которые необходимо компенсировать льготами и преимуществами. В главе II ФЗ-79 от 2004 года перечислены основные виды компенсаций, которые и являются служебными гарантиями. Дается объяснение, для чего нужны гарантии:

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (Статья 52 № 79-ФЗ от 27.07.2004).

Государственные гарантии бывают основными и дополнительными. Первая группа компенсаций применяется для всех работников, а вторая - для региональных служащих или работников отдельных государственных инстанций. Целью применяемых гарантий является обеспечение социальной и правовой защищенности трудящихся во власти лиц. У работников повышается профессиональная мотивация. Постепенно исчезают коррупционные проявления, укрепляется кадровый резерв.

Итак, какие существуют гарантии для Обратимся к нормам закона.

Порядок прохождения службы

Трудовые условия государственного работника фиксируются в служебном контракте. Трудящемуся лицу гарантируются базовые права, среди которых благоприятные организационные, технические, экологические и прочие условия службы. Все это необходимо для качественного исполнения должностных обязанностей.

Оптимальный порядок прохождения службы является социальной гарантией, предоставляемой государственным гражданским служащим. Трудовые нормы закрепляются в инструкциях по технике безопасности, распорядках дня, служебном контракте и прочих документах.

Трудовой кодекс содержит в себе немалое количество норм об организации рабочей деятельности. Однако не меньшее внимание уделяется такому явлению, как отдых. Установлены временные границы работы, выделены праздничные и нерабочие дни, предоставлены условия для ежегодных отпусков. Чиновники работают не больше 40 часов в неделю при пятидневной службе: так же, как и остальные граждане. Для ведущих, старших и младших должностей отпуск составляет 30 дней, для главных и высших - 35 дней. Главные группы должностей имеют право на дополнительный отпуск до 10 дней.

Таким образом, социальные гарантии деятельности государственных служащих мало чем отличаются от гарантий для остальных трудящихся россиян. Однако следует взглянуть на вопросы страхования.

Страхование

Каждый работодатель обязан осуществлять социальное страхование своих работников. Это касается и отношений между государственными органами и чиновниками. В число гарантий входят следующие элементы страхования:


Государственный служащий и члены его семьи имеют право на медицинское страхование. Такая гарантия сохраняется и после выхода работника на пенсию. Медицинская страховка включает в себя санаторное, курортное и лечебное обслуживание. При этом уровень и качество оказания услуг неодинаковы и зависят только от возможностей федеральных или региональных инстанций.

Порядок страхования определяется соответствующими нормативными актами. Между работодателем и работниками заключается специальный договор, по которому наниматель обязуется передать страховой компании данные о трудящихся лицах.

Оплата труда

Российский Трудовой кодекс закрепляет норму о равной оплате за труд равной ценности. Это важнейший демократический принцип, который был провозглашен в 1948 году Декларацией прав человека. Служба в государственных органах бывает разной. От уровня квалификации зависит и заработная плата. При этом принцип соответствия вознаграждения и специфики труда сохраняется: зарплата у одинаковых по рангу чиновников равноценна.

Условия оплаты труда оговариваются в служебном контракте. Учитывается классный чин, квалификация, количество отработанных часов и прочие элементы. Закон не допускает необоснованного и заметно отличающегося финансового содержания одинаковых государственных служащих.

Государственные гарантии в экономической сфере связаны и с постоянным стимулированием работников. Финансовое обеспечение чиновников - это не только средство материального обеспечения, но и мотивация к развитию профессиональной деятельности. Нет лучшей мотивации, чем повышение зарплаты. В 2018 году госслужащим будет повышен оклад примерно на 4 %.

Дополнительные выплаты также относятся к категории экономических гарантий. Например, за выслугу свыше 15 лет чиновники получают премию в 30 % от оклада, а за особые достижения - 200 % от оклада. Для региональных служащих есть особые льготы.

Возмещение расходов

Возмещение трудовых расходов не следует путать с предоставлением компенсаций. Если работник неожиданно для себя утратил что-то в ходе своей трудовой деятельности, то встанет вопрос о компенсации. Возмещение же расходов реализуется, как правило, заранее. Частый пример - служебные командировки. Государственным служащим нередко приходится ездить в другую часть страны или даже за границу. На это они тратят немалую часть средств из собственного кармана. Согласно президентскому указу "О порядке и условиях командирования государственных служащих", работодатель в лице государства гарантирует своему работнику возмещение следующих расходов:

При этом сохраняется выплата полного оклада работнику. Учитывается индексация: происходит повышение зарплаты госслужащим в 2018 году или в любое другое время.

Чиновникам полагаются дополнительные государственные гарантии. Служащие государству граждане должны летать на самолете по билету первого класса или ездить на скором поезде в двухместном купе категории "СВ". Помимо этого, чиновникам полагается двухместный гостиничный номер класса "люкс".

При поездках государственных служащих за границу возмещаются следующие виды расходов:

  • оформление обязательного медицинского страхования;
  • аэродромные и консульские сборы;
  • оформление визы, загранпаспорта и прочей документации;
  • транзит транспортного средства.

Некоторые чиновники по приказу начальства могут быть переведены на службу в другой орган. При этом сохраняется правовой статус государственного служащего. Гарантии возмещения расходов в данном случае связаны с оплатой проезда и обустройством на новом месте жительства.

Пенсионное обеспечение

В группу правовых и экономических гарантий государственных служащих входит пенсионное обеспечение. Федеральные чиновники имеют право на получение пенсионных выплат по истечении 15 лет работы. Рассматриваются следующие основания:


Общая сумма не превышает 75 % от получаемого среднемесячного заработка. 45 % от оклада получают чиновники, рабочий стаж которых составляет 15 лет. За каждый отработанный год сверх стажа полагается надбавка в 3 %.

Последняя группа гарантий, о которой гласит закон, связана с защитой чиновников от угроз, насилия и прочих неправомерных действий. Уровень обеспечиваемой безопасности напрямую зависит от квалификации служащего. Гарантия защиты от незаконных деяний - новая мера. Соответственно, методы и порядок защиты устанавливаются судом, потому что соответствующие нормы в законе пока не прописаны.

Государственная служба - это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. В Российской Федерации существует множество госучреждений, необходимых для управления страной, выполнения ее функций и задач, существования страны в принципе.

Понятие "государственная служба"

ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.

ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.

Система ГС

Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.

Государственная гражданская служба (ГГС) - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.

Военная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.

Федеральная государственная служба - профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.

Принципы системы госслужбы

Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:

  • на федерализме - принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
  • на принципе законности;
  • на равенстве доступа граждан к ГС;
  • на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
  • на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
  • на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
  • на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
  • на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
  • на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.

Должности ГС

Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:

  • должности федеральной ГС;
  • должности ГГС субъектов РФ;
  • военные должности;
  • должности правоохранительных учреждений.

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.

Должности государственной службы перечислены в специальных реестрах. Последние формируют списки типовых служебных постов федеральной гражданской ГС, военной службы и постов правоохранительной службы. Утверждаются перечни рабочих мест федеральной ГС президентом страны. А реестры должностей гражданской ГС субъектов - законодательством регионов РФ.

Общие условия ГС

ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС - особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.

Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:

  • создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
  • развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
  • оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
  • создания доступности для должностного роста госслужащих;
  • применения современных кадровых технологий;
  • использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.

Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.

На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.

Государственная служба - это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.

Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.

При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.

В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.

Управление и финансирование ГС

Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.

Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.

Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации

Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 "О гражданской государственной службе Российской Федерации" от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.

Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.

Принципы ГГС

К принципам гражданской ГС относятся:

  • первостепенность прав и свобод человека;
  • единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
  • одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • компетентность и профессионализм;
  • взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
  • доступная информация о гражданской ГС;
  • стабильность;
  • защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.

Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:

  • единых квалификационных критериев;
  • единых ограничений и обязанностей в момент прохождения службы;
  • единых требований при подготовке кадров;
  • учета стажа гражданской службы при исчислении муниципальной, и наоборот;
  • сообразности основных социальных гарантий и оплаты труда;
  • сообразности основных условий пенсионного обеспечения служащих и их семей в случае смерти кормильца.


Основные особенности ГГС

Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.

Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, - 60 лет (в исключительных случаях - 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы - 70 лет, по решению президента страны).

Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) - еще и сдать квалификационный экзамен.

В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).

Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет - 15%, за 10-15 лет - 20%, а свыше 15 лет - 30%.

Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой

Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:

  • полной или частичной недееспособности по решению суда;
  • несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
  • наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
  • выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
  • предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
  • близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
  • отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
  • утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
  • непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).

Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:

  • запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
  • запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
  • запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
  • запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
  • получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.

Государственная служба - это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.

Система государственной службы

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий госорганов.

ГС подразделяется на гражданскую службу (федеральную и субъектов РФ), военную и правоохранительную.

Госслужащий - это гражданин, осуществляющий деятельность на должности госслужбы и получающий за это вознаграждение из соответствующего бюджета (федерального или субъекта РФ).

Гос. должности - это должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий госорганов.

Принципы госслужбы:

  1. Приоритет прав и свобод;
  2. Единство правовых и организационных основ федеральной госслужбы и госслужбы субъектов РФ;
  3. Равный доступ граждан РФ, владеющих гос. языком РФ, к ГС независимо от любых обстоятельств, не связанных с их профессионально-деловыми качествами.
  4. Профессионализм и компетентность
  5. Стабильность
  6. Доступность информации
  7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами
  8. Защищенность от вмешательства в профессиональную и служебную деятельность

Классификация должностей государственной гражданской службы

  1. Руководители, их заместители. Замещаются на определенный срок или без ограничения срока полномочий.
  2. Помощники (советники). Учреждаются для содействия руководителям. Срок действия полномочий ограничен (пока действуют полномочия руководителя, которому они содействуют).
  3. Специалисты. Учреждаются для профессионального обеспечения выполнения госорганами задач и функций. Без ограничения срока действия полномочий.
  4. Обеспечивающие специалисты. Должности учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности госорганов.
  1. Высшие
  2. Главные
  3. Ведущие
  4. Старшие
  5. Младшие

Взаимосвязь:

Руководители, помощники, советники - высшие, главные, ведущие группы должностей

Специалисты - Высшие, главные, ведущие старшие группы должностей

Обеспечивающие специалисты - высшие, главные, ведущие, старшие, младшие группы должностей.

Квалификационные требования: высшее образование (обязательно для служащих высшей, главной, ведущей, старшей групп должностей или для руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей).

Полностью квалификационные требования указаны в должностном регламенте.

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

Ограничения:

  1. Недееспособность или ограниченная дееспособность (по решению суда!)
  2. Судимость. Осуждение к наказанию по приговору суда
  3. Отказ от процедуры оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (если его должность это предполагает)
  4. Наличие заболеваний, препятствующих поступлению или прохождению службы (см. Перечень)
  5. Близкое родство с гос.служащими, если деятельность связана с подчиненностью или подконтрольностью одно другому (близкими родственниками считаются супруги, родители, дети, родные братья-сестры, а также аналогичные родственники супругов)
  6. Выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства
  7. Предоставление подложных документов (в т.ч. при поступлении), ложных сведений (в т.ч. о доходах, имуществе)
  8. Несоблюдение закона «О противодействии коррупции»

Блок «Коммерческая деятельность». Запрещается:

1. участвовать на платной основе в управлении коммерческой организацией;

2. вести предпринимательскую деятельность;

3. приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. А если у госслужащего уже есть ценные бумаги, доли в уставном капитале других организаций, и владение ими может привести к конфликту интересов, то он обязан передать их в доверительное управление.

Блок «Подарки-вознаграждение». Запрещается:

4. принимать вознаграждение от физических или юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, развлечения, отдых, оплата транспортных расходов). Подарки считаются собственностью госоргана, в котором гражданин проходит службу. Передаются по акту. Если есть желание получить в личное пользование, их нужно выкупить.

5. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных специальными международными договорами.

Блок «Публичность». Запрещается:

6. разглашать сведения конфиденциального характера, служебную информацию не в целях, связанных с госслужбой;

7. допускать публичные высказывания, оценки, в т.ч.в СМИ, относительно госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности.

Блок «Отношения с общественными организациями». Запрещается:

8.принимать без разрешения представителя нанимателя награды, специальные звания (за исключением научных) от других государств, международных организаций, партий, религиозных, общественных объединений, если в должностные обязанности входит взаимодействие с ними.

  1. использовать должностные полномочия в интересах партий, религиозных, общественных объединений. Публично выражать свое отношение к ним, если это не входит в должностные обязанности.
  2. создавать в госорганах политические партии, общественные объединения (за исключением общественной самодеятельности), религиозные объединения или способствовать их созданию.

Блок «Отношения с международными организациями».Запрещается:

  1. участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями или их подразделениями в РФ (кроме специальных случаев, предусмотренных международными договорами);
  2. заниматься оплачиваемой деятельностью за счет средств иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Блок, связанный с Выборами. Запрещается:

  1. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;
  2. замещать должность государственной службы в случае избрания или назначения на должность в органы местного самоуправления, профсоюза, в случае избрания на государственную должность)

Блок «То, что не вошло в остальные». Запрещается:

  1. использовать государственное имущество, материально-техническое обеспечение не в целях, связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать имущество третьим лицам
  2. представлять интересы третьих лиц в госоргане, где гражданин замещает должность
  3. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Поступление на государственную гражданскую службу. Оформление поступления

Правом поступления на госслужбу обладают граждане РФ, владеющие государственным языком РФ. В возрасте 18-65 лет. Соответствующие квалификационным требованиям. Поступление осуществляется по результатам конкурса. Конкурс проводится с целью оценки профессионального уровня, соответствия квалификационным требованиям к должности.

Конкурс не проводится:

  1. Руководители и помощники на определенный срок.
  2. Или назначенные Президентом или Правительством
  3. Срочный контракт
  4. Из кадрового резерва
  5. Младшие должности

Срочный контракт (год-5 лет) заключается:

  1. Руководители, помощники
  2. Временно исполняющие обязанности
  3. Обучение в ВУЗе (с обязательством пройти ГС)
  4. Дип. представительства, консульства.
  5. В органе, созданном на определенный срок
  6. После 60 лет.

Конфликт интересов - когда личная заинтересованность госслужащего влияет на исполнение им должностных обязанностей или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданина и интересами субъекта РФ, граждан и т.д.

Служебный контракт: соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на госслужбу. Или ГС о прохождении ГС и замещении должности ГС.

Наименование должности

Дата начала исполнения обязанностей

Права и обязанности ГС, должностной регламент

Виды медицинского, социального страхования

Права и обязанности представителя нанимателя

Режим служебного времени и отдыха

Условия оплаты труда

Могут предусматриваться:

  1. Испытание
  2. Неразглашение сведений
  3. После учебы - обязанность ГС определенное время
  4. Результативность - оплата

Испытательный срок (3 месяца - год) не устанавливается для:

  1. Беременных женщин
  2. После ВУЗа - обязательство прохождения ГС
  3. Руководители, советники на определенный срок.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).»

2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

«Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.»

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4.1. Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу;

2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

1. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Скачать документ

  • Выдержки из Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» doc, 89 кБ