Новое в законе о гражданстве. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации": описание, изменения и особенности. Гражданство Российской Федерации для трудовых мигрантов

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 мая 2016 г., 29 июля 2017 г.

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом определяются принципы гражданства Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Исключаются положения о гражданстве республик в составе Российской Федерации и о почетном гражданстве.

Сокращается перечень оснований для приобретения гражданства (исключены основания приобретения гражданства в порядке регистрации и в результате его признания).

Прием в гражданство осуществляется в общем, либо упрощенном порядке.

По сравнению с ранее действовавшим порядком ужесточены требования приема в гражданство. В соответствии с новым Законом постоянный срок проживания на территории РФ до подачи заявления должен составлять пять лет непрерывно (ранее — всего пять лет или три года непрерывно). Также необходимыми условиями являются: наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком и отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением некоторых случаев).

Определяются основания отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Одним из оснований отклонения заявления является отсутствие законного источника средств к существованию. Основанием для отказа о выходе из гражданства может являться отсутствие иного гражданства.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования

Статья 14 62-ФЗ — Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;

г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;

д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.

7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

kodeks.systecs.ru

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (62-ФЗ) 2018

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о гражданстве не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О гражданстве» регулирует правовой статус лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Федеральный закон устанавливает основания и порядок приобретения или прекращения гражданства. Федеральный закон «О гражданстве» определяет условия приобретения гражданства Российской Федерации гражданами бывшего СССР, не получившими его в установленном порядке и их дети, не имеющие иностранного гражданства другого государства.

Федеральный закон «О гражданстве» устанавливает новые условия, позволяющие приобрести гражданство Российской Федерации, – срок непрерывного проживания на территории РФ должен составлять три года или 5 лет общего проживания. Кроме этого лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации должно иметь источник законного дохода на территории России.

Федеральный закон уточняет сроки рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в обычном и упрощённом порядке в зависимости от категории, к которой относится заявившее лицо. Также новый Федеральный закон «О гражданстве» определяет основания для отказа приёма заявлений о приобретении или восстановления гражданства Российской Федерации.

dogovor-urist.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012 с изменениями, вступившими в силу с 13.11.2012) «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Закон прост: Лица, подпадающие под действие главы VIII.1 (в редакции настоящего Федерального закона), не обратившиеся в период действия главы VIII.1 указанного Федерального закона с заявлением о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1 указанного Федерального закона. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации (п. 2. статьи 2 Федерального закона от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

Положения главы VIII.1 (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2017 года (п. 2. статьи 3 Федерального закона от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

Закон о гражданстве конкретного государства регламентирует статус жителей страны. В нем содержатся все основные моменты, которые касаются каждого человека. Всем подданным Российской Федерации полезно знать основные положения закона, ведь в нем отражены все обязанности и права россиян.

Основные пункты

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации содержит принципы и правила, которые контролируют правовые отношения, связанные с данным статусом. Кроме того, в нем прописаны все моменты, касающиеся оснований, условий вступления в гражданство, получения его при рождении и прекращении.

Закон о гражданстве РФ в свою очередь регламентирован:

  • Конституцией государства;
  • интернациональными договорами между Россией и другими странами;
  • нормативными и правовыми актами страны.

Подданство РФ - это правовая связь жителя с государством. Выражается она в совокупности обязанностей прав сторон относительно друг друга. В определенных случаях россиянин может иметь двойное гражданство, то есть являться одновременно гражданином двух разных государств.

Кто может считаться россиянином?

Федеральный закон о гражданстве признает россиянами следующие категории лиц:

  • Жители страны, получившие данный статус по рождению, в соответствии с правовыми нормами действующего законодательства.
  • Жители России, которые прошли процесс вступления в подданство после прибытия на ее территорию из другой страны.

Основные термины и понятия

Какие понятия содержит закон о гражданстве:

  1. Иностранный подданный - лицо, которое не является полноправным гражданином РФ, так как имеет принадлежность к другому государству.
  2. Лицо, не имеющее гражданства - житель страны, который не имеет доказательств своей принадлежности к Российской Федерации или другой стране.
  3. Ребенок - россиянин (иностранный подданный, лицо без гражданства), чей возраст не достиг 18 лет.
  4. Проживание - правомерное нахождение лица на территории Российской Федерации и за ее пределами.
  5. Территория России - находящаяся в пределах определенных административных и федеральных границ область (в соответствии с действующим законодательством).
  6. Стандартный порядок получения или прекращения подданства РФ - рассмотрение вопросов и заявлений от жителей или гостей страны, а также принятие решений по ним. В этом случае полностью соблюдается Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, и решение принимает лично президент.
  7. Упрощенный порядок вхождения в подданство или наоборот, прекращения гражданства - вариант рассмотрения заявлений от жителей и гостей страны в более короткие сроки, на уровне муниципального образования страны. Для этого у заявителя должны быть определенные основания, позволяющие претендовать на льготное приобретение статуса россиянина. Окончательное решение принимается начальником миграционной службы по месту обращения.
  8. Вид на жительство - документ, который подтверждает правомерность нахождения конкретного лица на территории России. Выдают его иностранным подданным и лицам без гражданства. Во втором случае ВНЖ заменяет удостоверение личности.

Принципы и правила

Закон о гражданстве не содержит и не может содержать положений, которые бы ограничивали права подданных страны по религиозной, расовой или языковой принадлежности. Независимо от того, каким образом гражданин получил статус россиянина (по рождению или путем натурализации) никаких различий для разных категорий не предусмотрено, то есть они имеют равные права и обязанности.

Если подданный Российской Федерации проживает за пределами страны, это не является основанием для прекращения его принадлежности к своей стране. Закон о гражданстве РФ не предусматривает возможности лишить россиянина подданства или ограничить его права в изменении своего статуса. Кроме того, гражданина России не могут депортировать или выслать из страны насильно, даже если он совершил правонарушение.

Правительство страны положительно относится к желанию лиц без гражданства, проживающих в России, вступить в подданство. Принадлежность лица к числу россиян или наличие у него в прошлом гражданства СССР регламентируют законодательные акты Российской Федерации (РСФСР, СССР) либо соглашения с другими государствами (касательно подданства или двойного положения лиц).

Пункты закона для лиц с двойным положением

Некоторые жители государства имеют не только российское гражданство. Закон в отношении данной категории лиц устанавливает следующие правила:

  1. Каждый россиянин, имеющий второе подданство, на территории РФ рассматривается только как гражданин этой страны. Исключение составляют только лица, которые попадают под действие международных соглашений. Например, Россия и Туркменистан подписали договор о двойном положении, поэтому россияне, имеющие дополнительное подданство Туркменистана, официально признаются лицами с двойной принадлежностью.
  2. Федеральный закон о российском гражданстве не запрещает подданным страны получать паспорт другого государства (то есть отказываться от прежнего статуса не нужно, и в принудительном порядке его не могут отнять). Однако важно помнить, что все россияне, которые проходят интеграцию в другой стране, обязаны уведомить миграционный отдел о получении подданства другого государства. Если второй паспорт получает несовершеннолетний, ответственность за него несет официальный представитель (родитель, попечитель, опекун). При нарушении данного пункта Конституции предусмотрена административная ответственность и денежный штраф. Исключение делают только для тех, кто постоянно живет за пределами РФ.

Статус россиянина и акты гражданского состояния

Некоторые ошибочно полагают, что вступление в брак с подданным РФ дает иностранцу автоматическое право на получение российского паспорта. На самом деле семейные узы являются лишь одной из причин для приобретения статуса в упрощенном порядке, но только через три года совместного проживания.

Если один из супругов меняет гражданство, для другого статус не изменяется. Официальное расторжение брака не меняет принадлежности к конкретному государству ни бывших супругов, ни детей, рожденных в данной семье (или усыновленных).

Защита россиян, находящихся за пределами родной страны

Закон о гражданстве предполагает покровительство государства абсолютно всем россиянам во время их заграничных поездок. На территориях разных стран существуют консульства, посольства и иные представительства РФ. Гражданин России может обратиться в такое учреждение и рассчитывать на помощь и взаимодействие сотрудников. Должностные лица обязаны обеспечить представителю Российской Федерации возможность использовать все свои законные права в полном объеме. При необходимости в консульстве также защищаются нарушенные права россиян.

Удостоверение личности россиянина

Лицо, проживающее на территории Российской Федерации, обязательно имеет удостоверение личности. Виды документов определяются Конституцией РФ. Таковыми могут являться: паспорт, вид на жительство или временное удостоверение. В любом случае документ содержит все данные владельца, срок действия документа и информацию об организации, выдавшей его.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст. 6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; № 44, ст. 5638; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2500) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11 1 следующего содержания:

"Статья 11 1 . Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации

1. Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами "б" - "г" статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее - Присяга):

"Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:
соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;
исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества;
защищать свободу и независимость Российской Федерации;
быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции".

2. От принесения Присяги освобождаются лица:

а) не достигшие возраста восемнадцати лет;

б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;

в) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;

г) иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

3. Присяга приносится лицом после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении этим лицом гражданства Российской Федерации.

4. Порядок принесения Присяги устанавливается Президентом Российской Федерации.";

2) пункт "в" части второй 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.";

3) статью 22 изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

2. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205 1 , частью второй статьи 205 2 , статьями 205 3 - 205 5 , 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282 1 - 282 3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

3. Если документы, на основании которых в отношении лица было принято решение о приобретении им гражданства Российской Федерации, представлялись им одновременно (совместно) с документами для приобретения гражданства Российской Федерации его супругом (супругой) и (или) детьми либо если в отношении указанного лица, его супруга (супруги) и (или) детей было принято общее решение о приобретении ими гражданства Российской Федерации и впоследствии было установлено, что в отношении указанного лица такие решения принимались на основании представленных им подложных документов или заведомо ложных сведений, отмена соответствующего решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся указанного лица, не влечет за собой отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся супруга (супруги) и (или) детей указанного лица.";

4) абзац четвертый части первой статьи 37 изложить в следующей редакции:

"в остальных случаях - со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.";

5) статью 38 дополнить частью первой 1 следующего содержания:

"1 1 . Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 205, 205 1 , частью второй статьи 205 2 , статьями 205 3 - 205 5 , 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282 1 - 282 3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, в пятидневный срок со дня вступления приговора в законную силу направляются судом первой инстанции в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2006, № 30, ст. 3286; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4196; 2012, № 47, ст. 6397; № 53, ст. 7645; 2013, № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830; 2016, № 18, ст. 2505; 2017, № 17, ст. 2459) следующие изменения:

1) пункт 3 2 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:

"При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 33 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.";

2) статью 14 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства, определяется Правительством Российской Федерации.".

Статья 3

Президент Российской Федерации В.Путин

Понятие «гражданство» обозначает состояние лица в числе граждан государства и определяет таким образом его правовое положение.

Приоритетным и основным вариантом обретения российского гражданства является получение по рождению: лица, появившиеся на свет на территории Российской Федерации, по закону автоматически становятся ее гражданами.

Однако следует вспомнить историю региона. Во времена существования Советского союза множество граждан покинуло территорию нынешней России, уезжая работать в другие союзные республики, нередко оставались там на многие годы, обзаведясь семьей и детьми. Распад СССР застал многих врасплох: в один момент они стали гражданами отделившихся государств, провозгласивших свою независимость, и оказались отрезанными от Родины.

Этот аспект со временем был учтен ныне действующим Федеральным законом N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который принимает во внимание все возможные обстоятельства и предоставляет множество путей решения вопроса обретения (восстановления) российского гражданства.

Общие сведения о законе

Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» был принят в 2002 году. Документ структурно представлен девятью главами, содержащими 45 статей. Согласно статье 1 62-ФЗ, закон регламентирует основные принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определяя основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России.

Основные моменты, содержащиеся в законе 62-ФЗ:

  • Общие положения: предмет регулирования, основные понятия, принципы и правила, двойное гражданство, гражданство РФ и брак, гражданство детей, удостоверяющие документы;
  • Приобретение: основания, присяга, вступление по рождению, в общем и упрощенном порядке, восстановление в гражданстве, причины отклонения заявлений;
  • Прекращение: основания для удовлетворения, выход, основания для отказа;
  • Гражданство детей и недееспособных лиц;
  • Полномочные органы (Президент, Федеральная Миграционная Служба, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом);
  • Производство: Порядок подачи и оформления заявлений, признание лица носителем русского языка, взимание госпошлины и сборов, рассмотрение повторных заявок;
  • Обжалование решений полномочных органов и действий должностных лиц;
  • Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся в России (лица, являвшиеся на 1991 год гражданами СССР и их совершеннолетние дети без гражданства);
  • Заключительные положения закона.

Последние изменения закон претерпел в текущем году с выходом в свет Федерального закона N 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»».

О конституционном суде в Российской Федерации читайте подробнее в статье

Новые поправки

Внесение последних изменений в закон 62-ФЗ датируется 29 июля 2017 года. Поправки включили в себя как нововведения (в первую очередь речь идет о Присяге), так и изложение статей, пунктов и абзацев закона в новой редакции. Рассмотрим подробнее.

Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство РФ . С настоящего года лица, заявления на вступление в гражданство которых были одобрены, обязаны принести Присягу гражданина РФ.

Обязательство распространяется на лиц в следующих случаях:

  • прием, восстановление гражданства;
  • иные основания, предусмотренные 62-ФЗ или международными договорами.

От принесения по закону освобождаются несовершеннолетние и ограниченные в дееспособности лица, а также те, кто в силу ограничений здоровья не может этого сделать (прочитать, произнести Присягу и поставить подпись).

Порядок принесения Присяги установлен Президентом России. Указ Президента от 14.11.2017 «О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации» и соответствующее Положение с образцом бланка .

Пункт «в» части 2.1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Иностранцы и апатриды, законно проживающие в России на постоянной основе и признанные носителями языка, вправе подавать заявления в упрощенном порядке если:

  • Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  • Имеют законный источник заработка (дохода);
  • Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение, относящееся к украинским гражданам: для отказа им достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.

Статья 22 Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ, была значительно расширена. Прежде закон предусматривал единственное основание для отмены принятого решения: установление использования лицом подложных документов и указание заведомо ложных сведений. Теперь же статья содержит 3 пункта. Основания для отказа в новой редакции закона:

  • Использование заведомо ложных сведений и подложных документов (устанавливается в судебном порядке);
  • Отказ от принятия Присяги гражданина России;
  • Если целью лица при подаче заявления являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу конституционным основам РФ;
  • Признание лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 — 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ, либо статьями 277 — 279 и 360, если их совершение сопряжено с террористической деятельностью.

Если документы на получение гражданства подавались супругами одновременно, при этом документы одного из них были признаны подложными, отмена положительного решения может быть проведена только в части, касающейся указанного лица. По закону, супруг и дети в этой ситуации гражданства не лишатся.

Абзац четвертый части первой статьи 37 также был изложен в новой редакции. Теперь датой приобретения гражданства является не дата принятия решения по заявлению, а дата принесения Присяги.

Статья 38 была дополнена частью 1.1. Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных во второй части статьи 22 (были указаны выше), в течение пяти дней после вступления в силу должны быть направлены судом в полномочные органы РФ.

Рассмотрим несколько статей, имеющих существенное значение в рамках закона, хотя поправки в них и не были внесены:

  • Согласно статье 10 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, определенный настоящим законом;
  • В части второй статьи 9 62-ФЗ указано, что для приобретения или потери гражданства России несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, необходимо его согласие;
  • Часть первая статьи 16 ФЗ № 62 (в редакции от 2014 года) гласит, что к основаниям для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство, о приеме и о восстановлении, относятся:
    • Выступление лиц за насильственное изменение основ конституционного строя России;
    • Участие в международных, межнациональных и иных вооруженных конфликтах, экстремизм и терроризм;
    • Наличие ограничения на въезд в Россию в связи с административным выдворением или депортацией;
    • Использование подложных документов и ложных сведений;
    • Состояние на военной службе, на службе в правоохранительных органах и органах безопасности другой страны (если иное не предусмотрено международным договором);
    • Наличие неснятой или непогашенной судимости, преследование в уголовном порядке. Также отказ ждет осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания).

Скачать действующую редакцию 62 ФЗ

В последние годы в данной сфере и в частности в настоящем законе произошло множество изменений: были введены квоты, программы переселения для соотечественников, появилось понятие «носитель русского языка» и разработаны соответствующие экзамены, а также многое другое.

Чтобы разобраться во всех интересующих нюансах, скачайте в последней редакции.