Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, эксплуатируемых на опо. ООО "ЭМЗ Промэнерго"

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2013 года, регистрационный № 30855

Утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538

I. Общие положения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст.17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; N 27, ст.3478).

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

– до начала применения на опасном производственном объекте;
– по истечении срока службы или при превышении количества циклов
– нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
– при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает
двадцать лет;
– после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

– в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
– в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
– после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
– по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
– при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

9. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;
– аттестация в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;
– стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности;
– знание законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, технических документов по вопросам экспертизы, промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

11. Эксперты обязаны:

– определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения
анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
– обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
– обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года, № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, N 21).

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов. В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

– предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
– предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

– при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
– при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
– при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
– в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:

– основание для проведения экспертизы;
– сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
– сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

– об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
– о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
– о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
– о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

– оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
– оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
– оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
– оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
– оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Для подтверждения соблюдения работодателем требований безопасности при эксплуатации ОПО может потребоваться экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений. В статье мы расскажем, как проводится эта процедура, и как правильно оформить документы.

Из статьи вы узнаете:

Цели экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ОПО

Закон "О промышленной безопасности" в статье 1 установил приоритетной целью ЭПБ определение соответствия объектов нормативным требованиям – условиям, запретам, ограничениям, содержащимся как в 116-ФЗ, так и в других НПА, а также в обосновании безопасности ОПО.

Принципами ЭПБ являются правдивость, всестороннее исследование, независимая оценка, применение только современных зарегистрированных методов экспертиз.

Для реализации таких целей перед экспертной организацией ставятся следующие задачи:

  • установление соответствия данных в проекте, в декларации, в обосновании реальному состоянию дел на производстве;
  • определение обоснованности и пригодности применения методик и результатов исследования в конкретных условиях возникновения , изложенных в декларации;
  • определение факта полноты и оборудования .

Закон предъявляет повышенные требования к квалификации экспертов. устанавливает условие о наличии в штате экспертной организации минимум трех экспертов в области промбезопасности, для которых работа в этой организации является основной. Несоблюдение влечет за собой ответственность по , а также является основанием для лишения организации лицензии.

Одна ошибка может привести к тому, что и самого эксперта лишат аккредитации в реестре. Если эксперт даст положительную оценку зданию, а потом из-за обрушения конструкции, не только лицензия будет приостановлена или аннулирована. Эксперт в лучшем случае может быть дисквалифицирован на полтора года по статье 9.1.2 КоАП РФ, а в худшем – получает лишение свободы на семь лет и запрет на работу экспертом до 3 лет. Стоит ли говорить о том, что после этого ни один заказчик не согласится заключить договор с организацией, в штате которой состоят бывшие уголовники.

Профессиональное сообщество экспертов ПБ небольшое. Каждый специалист внесен в госреестр , стать экспертом трудно из-за сложностей подготовки и последующей аттестации. Кандидат должен знать ответ на 1200-1500 вопросов и уметь решать сложные ситуационные задачи.

Порядок проведения

Случаи, когда эксплуатирующей организации требуется ЭПБ, устанавливают статьи 7, 8, 9, 13 Закона РФ № 116-ФЗ. Экспертиза проводится на возмездной основе – по договору оказания услуг. включается в первоначальную стоимость объекта экспертизы – здания, сооружения или технического устройства – как уплачиваемая за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств (п. 8 ПБУ 6/01). Расходы на проведение ЭПБ можно учесть как расходы будущих периодов на счете 97.

ЭПБ может проводить только лицензированная организация. Запрещено её проведение, если сотрудники экспертной организации состоят в родственных отношениях с владельцами ОПО или имеют его долю в собственности. При выявлении подобных фактов экспертная организация будет лишена лицензии.

Договор на проведение является договором возмездного оказания услуг. Предмет договора – совершение определенных действий или деятельности – существенно отличается от договора подряда, при котором главным является достижение определенного результата. Экспертная организация не может гарантировать, что в итоге будет дана положительная оценка, согласно 779 статье Гражданского кодекса РФ. В этом и заключается принцип независимости экспертизы.

Подписанию договора предшествует выезд представителей экспертной организации на ОПО. Должен быть согласован календарный план, а также установлен порядок проведения экспертизы, выбор методов разрушающего и неразрушающего контроля и других средств диагностики.

В договоре указывают состав работ экспертной организации, количество и описание объектов, а также срок исполнения и оплату. После этого заказчик и экспертная организация должны составить рабочий график. По этому графику и техническому заданию проводится всестороннее исследование.

ЭПБ проводится в отношении зданий и сооружений ОПО в том случае, если:

  • на здание нет проекта,
  • истек срок службы в проекте.

Без положительного заключения ЭПБ проектной документации на процесс ликвидации запрещается. При положительном результате экспертизы заказчик направляет заключение в Ростехнадзор для регистрации в реестре.

Как оформляются результаты

Результатом ЭПБ является заключение, подписывает его руководитель экспертной организации и эксперты. Заключение должно быть зарегистрировано владельцем ОПО, а не экспертной компанией, в госреестре . Данный документ нумеруется, прошивается и заверяется печатью.

Заключение должно содержать только один из трех выводов: объект ЭПБ не соответствует , соответствует или не в полной мере соответствует. Неполная мера соответствия, так же как и несоответствие, должны насторожить владельца ОПО. По сути, они являются отрицательными результатами.

Регистрировать в реестре можно только положительную ЭПБ. Сроки предоставления заключения экспертизы в Ростехнадзор не установлены, поэтому каждый владелец ОПО заинтересован в том, чтобы сделать это быстрее и начать деятельность для получения прибыли.

При неполном соответствии экспертная организация в лице эксперта, подписавшего такое заключение, должна проводить контроль за выполнением корректирующих мероприятий. Эти мероприятия перечислены в плане. При отрицательном результате исследования заказчик может подать документацию для повторной экспертизы. Разумеется, перед этим необходимо выполнить все доработки по замечаниям экспертов.

Когда план будет выполнен, эксплуатирующая организация обязана уведомить об этом эксперта. После того, как экспертиза подтвердит положительный результат, заключение можно будет регистрировать в реестре согласно п.32 .

Заключение ЭПБ исключается из реестра в трех случаях:

Методика формирования групп экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных .

Настоящая методика служит для определения минимально необходимого состава группы экспертов, проводящих экспертизу промышленной безопасности технического устройства, здания, сооружения на опасном . По решению руководителя организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, состав группы может быть дополнен экспертами, категория которых позволяет им проводить экспертизу на объекте соответствующего класса опасности в соответствии с требованиями п. 16а Положения об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ.

При определении состава группы экспертов, участие которых обязательно при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте, учитываются следующие параметры:

Типовое наименование объекта (вид ОПО), определяемый в соответствии с приложением № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора, зарег. Минюстом РФ 22.02.2017 № 000; Класс опасности опасного производственного объекта, указанный в свидетельстве о регистрации ОПО. Признак (признаки) опасности объекта экспертизы (технического устройства, здания, сооружения), указанный (указанные) в разделе 8 Сведений, характеризующих ОПО, по форме, установленной Приложением № 4 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора, либо определяемый (определяемые) из иных источников. Опасное вещество/опасные вещества (при наличии), указанный (указанные) в разделе 8 Сведений, характеризующих ОПО по форме, установленной Приложением № 4 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора, либо определяемый (определяемые) из иных источников. Категории экспертов согласно Постановлению Правительства РФ, определяются в зависимости от класса опасности опасного производственного объекта на основании Таблицы 1.

Таблица 1.

Минимальный состав группы экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах в зависимости от вида ОПО, признаков опасности объекта экспертизы, опасных веществ определяется в соответствии с таблицей 2.

Для экспертизы технического устройства эксперт должен иметь аттестацию в области технических устройств, для экспертизы здания, сооружения – в области зданий и сооружений.

Для экспертизы трубопровода, представляющего совокупность (комплект) труб, элементов соединительных деталей и устройств, несущих конструкций (опоры, эстакады), назначается эксперт или группа экспертов, имеющих аттестацию как в области технических устройств, так и в области зданий и сооружений.

Если объект экспертизы идентифицирован по двум и более признакам опасности и/или опасным веществам, то минимальный состав группы должен включать экспертов, имеющих области аттестации, которые требуются согласно таблице 2 по всем признакам опасности или опасным веществам (принцип объединения).

Таблица 2.


Признаки опасностиii

Опасное вещество

Примечание

Опасные веществаiii

Взрывчатые материалы

Э1 ЗС + Э3 ЗС

Пар, вода

Э1 ЗС + Э12 ЗС

Газ, иные жидкостиiv

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э1 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э1 ТУ + Э1 ЗС

2. Опасные производственные объекты горнорудной промышленности

Опасные вещества

Э2 ТУ + Э7 ТУ

Э2 ЗС +Э7 ЗС

Взрывчатые материалы

Э2 ЗС + Э3 ЗС

Пар, вода

Э2 ЗС + Э12 ЗС

Э2 ЗС + Э11 ЗС

Иные жидкости

Э2 ЗС + Э7 ЗС

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э2 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э2 ЗС + Э11 ТУ + Э11 ЗС

Иные жидкости

Э2 ЗС + Э7 ТУ + Э7 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества

Взрывчатые материалы

Пар, вода

Э3 ЗС + Э12 ЗС

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э3 ЗС+ Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Взрывчатые материалы

Э4 ЗС + Э3 ЗС

Пар, вода

Э4 ЗС + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э4 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э4 ТУ + Э4 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ+ Э12 ЗС + Э5 ЗС

Газ, иные жидкости

Э5 ТУ + Э5 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Пар, вода

Э7 ЗС + Э12 ТУ

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э7 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э7 ТУ + Э7 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Газ, иные жидкости

Э7 ТУ + Э7 ЗС

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э9 ТУ + Э9 ЗС

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э10 ТУ + Э10 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э11 ТУ + Э11 ЗС

Опасные вещества

Э12 ТУ +Э7 ТУ

Э12 ЗС + Э7 ЗС

Вода, пар

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Вода, пар

Э13 ЗС + Э12 ЗС

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12 ТУ + Э12 ЗС + Э13 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Вода, пар

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12ТУ + Э12ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.2 для пассажирских канатных дорог и фуникулёров, Э14.3 для эскалаторов в метрополитене, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Вода, пар

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Примеры применения методики.

Пример 1. Объект экспертизы: котёл паровой на площадке главного корпуса ГРЭС, техническое устройство, признак опасности 2.2 (использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или температуры воды более 115 °С), опасное вещество: пар, вода, класс опасности ОПО II.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областью аттестации Э12 ТУ II или I категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами II или I категории. Включение в экспертов III категории в группу не допускается, поскольку объект II класса опасности.

Пример 2. Объект экспертизы: главный паропровод на площадке главного корпуса ГРЭС, трубопровод, признак опасности 2.2 (использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или температуры воды более 115 °С), опасное вещество: пар, вода, класс опасности ОПО I.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областями аттестации Э12 ТУ и Э12 ЗС I категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами I категории. Включение в экспертов II и III категории в группу не допускается, поскольку объект I класса опасности.

Пример 3. Объект экспертизы: ресивер на площадке подсобного хозяйства ГРЭС, техническое устройство, признаки опасности 2.1 (обращение опасного вещества), опасное вещество: водород, 2.2 (использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или температуры воды более 115 °С), опасное вещество: пар, вода, класс опасности ОПО III.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областями аттестации Э12 ТУ и Э7 ТУ I, II или III категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами.

Пример 4. Объект экспертизы: турбинное отделение на площадке главного корпуса ГРЭС, здание, признак опасности 2.1 (обращение опасного вещества), опасное вещество: масло турбинное, класс опасности ОПО II.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областями аттестации Э12 ЗС и Э7 ЗС I или II категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами I или II категории. Включение экспертов III категории в группу не допускается, поскольку объект II класса опасности.

Методика формирования групп экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение, декларацию промышленной безопасности, обоснование безопасности.
Параметры, используемые при определении состава группы экспертов.

Настоящая методика служит для определения минимально необходимого состава группы экспертов, проводящих экспертизу промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение, декларации промышленной безопасности, обоснования безопасности опасного производственного объекта. По решению руководителя экспертной организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, состав группы экспертов может быть расширен.

При определении состава группы экспертов, участие которых обязательно для экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте, учитываются следующие параметры:

Типовое наименование объекта (вид ОПО), определяемый в соответствии с приложением № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора, зарег. Минюстом РФ 22.02.2017 № 000; Класс опасности опасного производственного объекта, указанный в свидетельстве о регистрации ОПО. Объект экспертизы: документация на консервацию, ликвидацию ОПО (КЛ), документация на техническое перевооружение ОПО (ТП), декларация промышленной безопасности ОПО (Д), обоснование безопасности (ОБ). Категории экспертов согласно Постановлению Правительства РФ, определяются в зависимости от класса опасности опасного производственного объекта на основании Таблицы 1. Для проведения экспертизы промышленной безопасности назначается эксперт (группа экспертов), область аттестации которого (области аттестации которых) должны включать области, указанные в таблице 3.

Таблица 3.

Объект экспертизы

1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой и торфяной промышленности

2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности

3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие,

4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса

5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта

6. Опасные производственные объекты химических, а также других взрывопожароопасных и вредных производств

7. Опасные производственные объекты нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств

8. Опасные производственные объекты - склады нефти и нефтепродуктов

9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки

10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности

11. Опасные производственные объекты сетей газораспределения, сетей газопотребления и сжиженных углеводородных газов

12. Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением

13. Опасные производственные объекты, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов

14. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры

Э14.N КЛ/ТПvi

15. Опасные производственные объекты хранения или переработки растительного сырья


i Согласно прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

ii Согласно прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

iii В терминологии прим. 16 к прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

iv Иные жидкости – кроме воды и водяного пара.

v Согласно прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

vi Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.2 для пассажирских канатных дорог и фуникулёров, Э14.3 для эскалаторов в метрополитене, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Промышленная экспертиза безопасности зданий делается с целью определить их техническое состояние и насколько постройки соответствуют нормам промышленной и технической безопасности здания. Ежегодно растет количество различных построек, что нуждаются в ремонте, капитальном ремонте или укреплении. При рассмотрении документации выясняется, что в большинстве случаев все они были построены не так давно.

Промышленная экспертиза безопасности зданий нужна для определения технического состояния объекта и его соответствие промышленным и техническим строительным нормам. Ведь ежегодно растет количество зданий и сооружений, что нуждаются в капитальном ремонте либо укреплении.

Для проведения такой экспертизы нужны веские основания:

  • окончание строка эксплуатации постройки согласно проектной документации;

Примечание: при запросе инспектора собственники зданий не всегда могут предъявить документы об вводе здания в эксплуатацию. А ведь именно в них содержаться информация об окончании строка эксплуатации сооружения либо здания.

  • отсутствие проектных документов или отсутствие в таких документах сроков, до которых можно эксплуатировать здание;
  • деформация здания, особенно после стихийных бедствий;
  • желание организации, что эксплуатирует здание проверить техническое состояние здания. Этот пункт встречается нечасто. Недобросовестные застройщики готовы и дальше рисковать жизнями людей ради личной наживы. В основном обращаются эксплуатирующие организации, где дефекты видны «невооружённым глазом» и строение находится в предаварийном состоянии.

Более полный перечень для оснований проведения экспертизы можно посмотреть в 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а более подробная процедура расписана в регламенте ФНиП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Для чего проводится экспертиза сооружения (здания)

Экспертное заключение безопасности здания проводится для того, чтоб оценить сколько есть существующих дефектов в здании и по итогу принимается решения об необходимости ремонта, кап ремонта, либо реконструкции.

Первым делом оценивается состояние несущих конструкций и возможности их дальнейшего использования, потом проводится экспертиза безопасности зданий и прочих строительных конструкций. Такой комплекс мероприятий называют ФНиП.

Экспертиза безопасности поможет не только определить состояние здания, но и:

  • обнаружить прогибы, деформации. разрушение и другие отклонения состояния несущих конструкций. Ведь если несущие конструкции не подлежат ремонту, то здание в дальнейшем придется сносить;
  • определить меру износа здания (сооружения);
  • определить меру износа других строительных конструкций;
  • рассчитать надежность эксплуатационной пригодности конструкций;
  • на основании данных и расчетов получить квалифицированные рекомендации по продлению срока службы здания.

Этапы проведения ЭПБ

  • подготовить необходимую документацию на здание;
  • провести экспертизу отдельных частей объекта (крыша, фундамент ит.);
  • определить дефекты на объекте и документально оформить экспертизу
  • провести повторную проверку зданий и сооружений с учетом исправления всех неисправностей и дефектов (за надобностью);
  • оформление окончательного заключения и рекомендации по ремонту и модернизации здания

Техническое заключение промышленной экспертизы

При получении всех результатов составляется техническое заключение, в котором указывают:

  • нормативно-правовую базу, на которую ссылаются в заключении, в т.ч при определении дефектов в зданиях и сооружениях;
  • подробно описание исследуемого здания (год постройки, назначение, характеристики материалов и конструкций);
  • подробное описание дефектов, неисправностей что обнаружили при исследовании, рекомендации по устранению;
  • фактическая оценка прочности конструкций и материалов и ее сравнение с проектной документацией;
  • оценка соответствия площади конструкций на предмет взрывоустойчивости;
  • графические и фото материалы;
  • выводы;
  • рекомендации по восстановлению безопасности здания.

Итоги о проведенной работе и выводы на сколько здание соответствует или не соответствует строительным нормам прописываются в экспертном заключении. Этот документ обязательно проходит регистрацию в Ростехнадзоре. Так что при негативном заключении собственнику будет труднее игнорировать строительные нормы.

Экспертиза промышленной безопасности состоит в подтверждении соответствия требованиям промышленной безопасности. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение. Целью экспертизы является проверка соблюдения правил, которые утверждены законодательством РФ.

Объекты экспертизы промышленной безопасности

Подтверждение требований промышленной безопасности обязательно для:

  1. опасных производственных объектов;
  2. зданий и сооружений;
  3. технических устройств, которые используются на опасных предприятиях.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора.

Общим требованием к объектам экспертизы является соблюдение правил, утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года, где установлен порядок проведения процедуры и выдачи заключений, а также требования к экспертам, осуществляющим проверку.

Этапы экспертизы промышленной безопасности:

  • подбор материалов и документации;
  • назначение экспертов;
  • осуществление проверки.

Экспертиза заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленных сведений, соответствие стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В конкретных случаях могут быть выполнены испытания по методикам и программам, которые согласовывались с заказчиком. При выездном характере экспертизы на предприятие, комиссия наблюдает за ходом работ на объекте. В комплексную проверку при этом входит выявление:

  • компетентности работников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертам предоставляются результаты анализов, расчеты, отчеты, протоколы, а также другие необходимые документы.

Заключение экспертизы промышленной безопасности

Заключение экспертизы промышленной безопасности - это документ, в котором содержатся подтвержденные выводы о результатах соответствия/несоответствия требованиям промышленной безопасности.

Бланк заключения

На бланке заключения должна содержаться информация о:

  • наименовании заключения экспертизы;
  • основании для экспертизы;
  • сведениях экспертной организации, экспертах;
  • номере лицензии на право проведения процедуры;
  • объектах прохождения экспертизы;
  • данных заказчика;
  • цели экспертизы;
  • результатах проверки в виде обоснованных выводах.

Заключению присваивается серийный номер. В нижнем правом углу ставится подпись, с указанием фамилии и инициалов руководителя экспертной организации, а также печать органа. В дополнение к основному бланку могут быть оформлены приложения, в которых указаны нормативная, техническая и методическая документация, акты испытаний.

Экспертиза различных объектов

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

UPD: Читайте более подробно об экспертизе промбезопасности :

Оборудование, которое используется на опасных производственных объектах в обязательном порядке должно пройти экспертизу, устанавливающую соответствие требованиям безопасности Ростехнадзора.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными признаются объекты, на которых:

  • производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и др. опасные вещества;
  • эксплуатируют оборудование, работающее под высоким давлением;
  • эксплуатируют грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и т. п.;
  • получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;
  • ведут горные работы, включая по полезным ископаемым, а также подземные работы.

Для технических устройств, которые отвечают требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза, не предусмотрено прохождение экспертизы.

Обязательно выполнение положений Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденного от 29 февраля 2008 года (в ред. от 1 декабря 2011 г.). При этом учитывают , где установлены правила применения оборудования.


UPD: С 30 марта 2014 года, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 601 от 12 декабря 2013 года, приказ № 112 признан утратившим силу.

Экспертиза промышленной безопасности производственных объектов

Комиссия Ростехнадзора проводит экспертизу для взрывопожароопасных производственных объектов:

  • химических и спецхимических;
  • нефтегазовых;
  • металлургических;
  • горнорудных и нерудных;
  • угольных.

Основополагающим документом при прохождении экспертизы является от 21 июля 1997 года (в ред. от 30 ноября 2011 года), где утверждены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Действие ФЗ направлено на предупреждение аварий и готовность оборудования к взрывопожароопасным ситуациям.

Порядок проведения экспертизы в химической и нефтяной промышленности утвержден в от 8 марта 2003 года.

Экспертиза промышленной безопасности зданий

Под проведение процедуры попадают здания и сооружения в случае:

  • воздействия природных или человеческих факторов, таких как землетрясение, пожар и т. д.;
  • необходимости, в частном порядке, по требованию Ростехнадзора;
  • окончания срока службы.

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений осуществляется на соответствие документации, установленной в приказе № 435 от 28 июля 2011 года.

Также, в приказе Ростехнадзора № 538 определены условия обязательности проведения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте:

  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Сертификация по отраслям продукции

    Сертификация металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования

Наши клиенты

  • ООО "ЭМЗ Промэнерго"

    Общество с ограниченной ответственностью "Энергомеханический завод Промэнерго" является одним из ведущих производителей России деталей трубопроводов, кожухотрубных и пластинчатых теплообменных аппаратов. Технические решения и проекты разрабатываются на базе действующих в России стандартов, нормативов и технических условий, что предполагает их строгое соблюдение на всех стадиях проектирования и производства.

  • Сербский производитель и поставщик высококачественных электрических водонагревателей и бойлеров косвенного нагрева.

  • ООО "Метабо Евразия" - дерево- и металлообрабатывающее оборудование, аксессуары к ним. Свою основную задачу Metabo видит в конструировании электроинструментов, отвечающих высоким запросам профессионалов и промышленности. И это так уже свыше 80 лет. За прошедшее со дня образования компании время название Metabo превратилось в торговую марку с мировым именем в области электроинструментов, с представительством в более чем 100 странах мира