Предрейсовый медосмотр на предприятии. Проведение предрейсовых медосмотров. Предрейсовый и послерейсовый медосмотры

Предрейсовый медицинский осмотр водителей осуществляется для предотвращения происшествий по причине состояния здоровья лиц, перевозящих людей и грузы. Рассмотрим соответствующие нормативные документы.

Законодательство о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей определяется рядом распорядительных и разъяснительных документов, в число которых входят документы Минздрава РФ:

  • приказ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмо от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказ от 29.09.1989 № 555 (еще СССР).

Помимо них, существует ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Для записей результатов медицинских осмотров создается специальный регистрационный журнал на бланке, утвержденном в 555-м приказе, т. е. он был принят еще в СССР и остался действующим поныне.

Есть ли нововведения в 2017 году?

Последний по времени документ из регулирующих данную сферу, - 835-й приказ Минздрава РФ. Он вступил в силу 01.05.2015. На текущий момент никаких дополнительных нововведений нет, и положения всех документов, перечисленных в предыдущем разделе статьи, действительны.

Приказом № 835 определено, что кроме предрейсового осмотра водителей могут проводиться обследования состояния здоровья водителя перед сменами и после них, а также после окончания рейсов. Особенности осмотров таковы:

  • Проведение предрейсовых медосмотров водителей осуществляется для всех категорий водителей, кроме тех, кто задействован на транспорте, принадлежащем экстренным службам (для них осмотр проводится перед сменами).
  • Послерейсовый осмотр должны проходить водители, перевозящие пассажиров и грузы, представляющие опасность для окружающих.
  • И до, и после рейсов осматриваются индивидуальные предприниматели, которые сами являются водителями грузовых и пассажирских транспортных средств.

Предрейсовый медосмотр - новый закон для водителей

Согласно 835-му приказу предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • Проводятся непосредственно перед началом смены. Преследуется цель обнаружить вредные или опасные факторы, проверить, насколько здоров водитель и не имеются ли препятствия для исполнения им трудовых обязанностей.
  • Оплачиваются из бюджета предприятия и им же должны быть организованы.
  • Осуществляются медицинскими специалистами соответствующей квалификации. Предприятие, если позволят финансы, может иметь в штате своего медработника, который будет проводить осмотры, но возможно и заключение договора с медицинским учреждением на оказание такого рода услуг.

Процедура предрейсовых медицинских осмотров водителей должна быть такой:

  • рассматриваются жалобы водителя на здоровье;
  • измеряется температура тела, артериальное давление, пульс;
  • выявляются признаки, характерные для алкогольного опьянения;
  • измеряется процент алкоголя в крови водителя;
  • определяется, принимал ли водитель психотропные или наркотические вещества.

Результатом осмотра становится заключение медицинского специалиста. Оно может быть:

  • положительным, констатирующим, что факторов, которые бы не позволили бы качественно выполнять трудовые обязанности, не обнаружено и водителю по медицинским показателям предоставлен допуск к работе;
  • отрицательным - тогда приводится информация о наличии факторов, не позволяющих выполнять трудовые функции, и допуск к управлению автотранспортом не предоставляется.

При любом исходе осмотра о его результатах должен быть извещен наниматель. Если водитель не может продолжать работу по болезни, медицинский специалист, проводивший осмотр, выписывает направление в медучреждение.

Как создать свое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей?

В случае если в штате предприятия трудится много водителей, рекомендуется создать свой внутренний регламент предрейсовых медицинских осмотров водителей. Ориентироваться при создании этого документа можно на письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, где в приложении № 2 приводится типовая форма.

В положении следует указать:

  • как организовать медосмотр перед рейсами;
  • в чем заключается сам медосмотр (с перечнем обследований);
  • как проводятся процедуры, входящие в осмотр;
  • каковы критерии допуска водителей к исполнению трудовых функций;
  • каковы обязанности медицинских учреждений, проводящих осмотры.

***

На предприятиях, в соответствии с нормативными документами, должны проводиться медосмотры перед выходом в рейс водителей. При этом следует руководствоваться действующей законодательной базой.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным). Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований (количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь).

По результатам прохождения медицинского осмотра выносится заключение о наличии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков), либо об их отсутствии.

Результаты проведенных медицинских осмотров вносятся в журнал регистрации.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Добрый день, уважаемый читатель.

Водители транспортных средств, работающие по найму, должны регулярно проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Как следует из названий этих осмотров, предрейсовый осмотр проводится перед началом рейса, а послерейсовый осмотр - после окончания поездки.

В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях водители должны проходить данные медицинские осмотры, а также о штрафах за отсутствие отметки о медицинском осмотре.

Приступим.

Предрейсовый медицинский осмотр

Порядок проведения медицинских осмотров регламентируется Статьей 23 Федерального закона " ".

Рассмотрим пункт 3 статьи 23:

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Т.е. все водители, работающие по найму, должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Единственное исключение - водители экстренных оперативных служб, выезжающие по вызову.

Обычно продолжительность рейса - это одна рабочая смена. В этом случае водитель должен проходить предрейсовый осмотр ежедневно. Отметка о прохождении заносится в .

На праткике продолжительность рейса может составлять несколько дней (до 1 месяца). В этом случае предрейсовый осмотр проходится только перед началом рейса, т.е. в первый день.

Послерейсовый медицинский осмотр

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Послерейсовые медицинские осмотры должны проходить только те водители, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. На остальных данное требование не распространяется.

Проведение обязательных медицинских осмотров

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
  • Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.

Медицинские осмотры в любом случае проводятся за счет работодателя:

5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Штраф за отсутствие предрейсового осмотра

Штраф за отсутствие предрейсового или послерейсового медицинского осмотра предусмотрен

Является ли послерейсовый осмотр водителей обязательным условием деятельности предприятия? Ответ на этот вопрос будет одинаков далеко не для всех субъектов предпринимательства и, как следствие, не для всех сотрудников. В отдельных случаях осмотр после смены становится жесткой необходимостью, и попустительское отношение к нему приводит к большим штрафам и другим видам отвественности. Неудовлетворительные результаты осмотра в отдельных случаях способны стать основанием для увольнения нерадивого сотрудника, а сам факт ежедневного проведения обследования защищает репутацию бизнеса. Также послерейсовые осмотры являются эффективным средством профилактики употребления алкоголя в рабочие часы. Они помогают укреплять дисциплину и сдерживать водителей от распития спиртных напитков до завершения рабочего дня.

Кто проходит осмотр после рейса

Итак: кто должен проходить послерейсовый медосмотр в обязательном порядке? Ответ на этот вопрос достаточно четко дают нормативно-правовые акты. Вышедший для более тщательного контроля состояния здоровья водителей приказ ранее носил рекомендательную форму. И если вплоть до 2003 года послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств не были предусмотрены законом, то сегодня это мероприятие – одна из важнейших процедур, которая преследует цель обеспечить безопасность на дорогах. Он обеспечивает пристальный контроль за состоянием здоровья шоферов, позволяет анализировать эффективность охраны труда, а самое главное – предвидеть возможное возникновение проблем.

Итак, 2005 году с появлением новых законодательный норм рекомендательный порядок был частично отменен. Медицинский осмотр после рейса теперь обязателен не только в отношении шоферов, принадлежащих к «группе риска», в которые входят граждане старше 55 лет, сотрудники с хроническими заболеваниями и лица, склонные к возлияниям. В настоящее время профессиональные медосмотры после рейса нужны всем без исключения водителям, связанным с наиболее ответственной работой – перевозкой пассажиров и тем, кто по долгу службы транспортирует опасные грузы. Предприятиям, связанным с подобными перевозками и организациям, где есть водители из «группы риска», проводить послерейсовые медицинские осмотры следует в каждую смену.

Зачем нужен осмотр после рейса


Надо ли проводить медосмотр после каждого рейса? Это крайне желательно. Проведение послерейсового медицинского осмотра необходимо для того, чтобы своевременно и точно выявить наличие вредных трудовых условий, которые негативным образом сказываются на состоянии здоровья сотрудника. Если не уделять подобным факторам должного внимания, есть высокий риск появления профессиональных заболеваний и отравлений. А ведь здоровье коллектива – одно из ключевых условий успешности бизнеса. Регулярный осмотр после возвращения из рейса данных категорий работников позволит не просто определить вредные факторы, воздействующие на организм, а заранее предвидеть возможные опасности при дальнейшем исполнением шофером своих трудовых обязанностей и, вероятно, избежать страшных последствий.

Также, как говорилось выше, послерейсовый медицинский осмотр водителей после каждого выполненной поездки позволяет выявить факты употребления спиртных напитков и наркотических веществ в рабочее время, чтобы на корню пресечь эту порочную практику. Процедура служит и для профилактики подобного поведения – сотрудник не станет поддаваться соблазнам и потакать своим слабостям, если знает, что вечером его ждет осмотр у врача. Таким образом, организация проведения предрейсовых медосмотров помогает поддерживать трудовую дисциплину.

Кто проводит осмотр после рейса

Итак, кому доверить проведение послерейсового медосмотра? Послерейсовые осмотры можно поручить только медику, прошедшему соответствующее обучение и получившему сертификат, а по новым правилам – еще и свидетельство об аккредитации. Медработник может состоять в штате транспортного либо логистического предприятия, но только при условии наличия у юридического лица лицензии на проведение медосмотров.

Также работодателю потребуется выделить помещение под специальный кабинет, оборудовать его согласно требованиям закона и создать медицинские подразделения. В дальнейшем такая компания сможет оказывать платные услуги по медосмотру заинтересованным организациям. Такой вариант доступен немногочисленным крупным компаниям, в которых постоянно работает внушительный штат сотрудников водительских профессий.

Как оформляется договор с клиникой

При отсутствии собственной лицензии работодателю приходиться обращаться к услугам аккредитованного медицинского учреждения. Подобный сценарий гораздо проще по своей реализации и экономичней в расходах. Длительный договор на ежедневное оказание услуг с медучреждением позволит снизить стоимость осмотров до минимума. Также важно знать, что расходы на оплату услуг клиники не подлежат налогообложению.

Однако при выборе подрядчика, опять же, очень важно удостовериться в наличии лицензии на проведение профессиональных медосмотров. При заключении партнерских отношений следует в обязательном порядке указать в договоре номер данной лицензии и реквизиты медицинского учреждения. Также документ должен описывать порядок, по которому будет проходить послерейсовый медицинский осмотр водителей.

Как организовать осмотр после смены

Порядок послерейсового медицинского осмотра водителей устанавливает руководство предприятия. Как правило, специально для этого разрабатывается внутреннее положение, с которым обязательно должен ознакомиться весь коллектив. Создание такого положения основывается на типовом документе об организации предрейсовых медосмотров. Возможность внедрения собственного правового акта позволяет работодателю адаптировать процесс медосмотра под конкретные задачи и специфику предприятия. Однако в целом процесс обследования мало отличается от аналогичной процедуры перед рейсом – врач выполняет все те же действия и операции.

Как проходит послерейсовый медосмотр

Как логично следует из названия мероприятия, организовать послерейсовые медицинские осмотры положено по завершению смены. По сути и своему содержанию, предрейсовые и послерейсовые медосмотров проходят практически одинаково. Последовательность действий остается неизменной.

Медицинский специалист проводит общий визуальный осмотр пациента и делает оценку поведенческих особенностей, следит за эмоционально-психологическим фоном пациента, отслеживает его настроение и проявления раздражительности, опрашивает его на предмет жалоб, собирает комментарии о самочувствии, анализирует реакцию зрачков, меряет давление, частоту биения сердца и температуру и при помощи специального прибора тестирует на содержание алкогольных паров в выдыхаемом воздухе.

Если у сотрудника нет существенных жалоб и ярко выраженных тревожных симптомов болезни, он продолжает трудиться в прежнем режиме. Медработник ставит в путевом листе подпись и вносит данные о результатах процедуры в регистрационный журнал.

Время, затраченное сотрудником в рамках проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с первой до последней минуты включается в состав рабочего времени водителя.

Выявление опьянения


При выявлении даже минимальных признаков употребления алкоголя и наркотиков медработник проводит контроль трезвости – полное клиническое обследование на предмет содержания в биоматериалах запрещенных веществ.

ВАЖНО! Для проверки наличия в организме наркотика требуется письменное согласие пациента. Как правило, такое согласие предусматривается заранее на этапе приема сотрудника на должность и оформляется соответствующим пунктом в трудовом договоре.

После проведенных исследований при получении подозрительных результатов и при несогласии с ними пациента сотрудник направляется на медосвидетельствование в медицинском учреждении. Если водитель отказывается от освидетельствования либо при прохождении проверки был подтвержден факт опьянения, оформляется акт о появлении на рабочем месте в нетрезвом состоянии, а это – грубое административное нарушение. Оно может грозить административных наказанием и даже увольнением.

Какова ответственность за нарушения

При несоблюдении порядка проведения медосмотра водителей, которые в обязательном порядке должны быть обследованы, грозит штраф:

1- для водителей – от 1 до 1,5 тысяч рублей;

2- для медиков – от 2 до 3 тысяч рублей;

3- для предприятия и индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей.

При отсутствии штампа о прохождении медосмотра после рейса у сотрудников «группы риска», а также у водителей общественного транспорта и перевозчиков опасных грузов также возникает угроза достаточно высоких санкций:

1- для водителей – 3 тысячи рублей;

2- для медиков – 5 тысяч рублей;

3- для предприятия и индивидуальных предпринимателей – 30 тысяч рублей.

Как поступать в спорных ситуациях


Существует несколько распространенных проблемных ситуаций, непосредственным образом связанных с прохождением медосмотров после рейса. Рассмотрим вне из них.

1- Сотрудник появился на работе в нетрезвом виде либо отказывается проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Согласно Трудовому кодексу в этом случае работодатель не просто имеет право, а даже должен отстранить работника от исполнения обязанностей без содержания, либо уволить его.

2- Водитель не явился на послерейсовый медосмотр. Прежде всего, такой сотрудник отстраняется от работы без содержания. Кроме того, его поведение подлежит дисциплинарному наказанию. Для его исполнения составляется акт об отказе проходить обязательный осмотр, подписанный двумя свидетелями. Такими свидетелями могут стать медик и прямой руководитель сотрудника. Затем следует затребовать у отказавшегося шофера письменные объяснения, а при отказе –составить еще один акт, теперь уже об этом отказе. В завершение потребуется оформить приказ о дисциплинарном взыскании в форме замечания или выговора. При рецидиве работнику грозит увольнение.

Другие возникающие конфликтные и неоднозначные ситуации должны рассматриваться в индивидуальном порядке и зачастую при участии компетентных органов.

Послерейсовые осмотры от надежного партнера

Городская клиника «Медицина для вас» оказывает услуги по проведению всех видов профессиональных осмотров. Среди услуг – организация проведения предрейсовых, а также послерейсовых обследований. Мы проводим осмотры на разовой основе и на базе договора, ежедневно принимая шоферов в клинике либо выезжая на предприятие, Современное оборудование, солидный опыт персонала, наличие лицензии и необходимых сертификатов – все это делает нашу клинику идеальным подрядчиком для оказания услуг.

Обращайтесь в надежную компанию, экономьте время и деньги!

01. Март 2017

Работодатель должен организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных легковых автомобилей. Такие медосмотры обязаны проходить:

Виды медицинских осмотров водителей

Водители проходят следующие виды обязательных медосмотров:

  1. Предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона 196-ФЗ).
  2. Периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 3 ст. 23 Закона 196-ФЗ).
  3. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, п. 3 ст. 23 Закона 196-ФЗ).

Указанные медосмотры проводятся за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона 196-ФЗ). На период их прохождения за работником сохраняют место работы и средний заработок (ст. 185, ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Предварительный медицинский осмотр водителей

Перед тем как принять на работу водителя, работодатель направляет его на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Это касается и индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно осуществлять перевозки (п. 4 ст. 23 Закона 196-ФЗ).

Предварительный медицинский осмотр проводят в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг. Это указано в абзаце 4 пункта 7 статьи 23 Закона 196-ФЗ, пункте 4 Порядка проведения медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее – Порядок проведения медосмотров). Работодатель должен заключить договор с одной из таких организаций.

Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель выдает соискателю под подпись направление (п. 7 Порядка проведения медицинских осмотров), где указывает:

  • наименование организации;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
  • фамилию, имя, отчество соискателя;
  • дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель;
  • наименование должности или вида работы;
  • вредные или опасные производственные факторы.

Направление подписывает работодатель, он же ведет учет выданных направлений (п. 8 Порядка проведения медосмотров).

Помимо направления, будущий работник предъявляет в медицинскую организацию (п. 9 Порядка проведения медосмотров):

Внимание: Водители автомобилей обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

После проведения осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам (п. 12 Порядка проведения медосмотров). Заключение составляют в двух экземплярах:

Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы водителем, работодатель может заключить с ним трудовой договор. Если соискатель отказался от осмотра или медицинская комиссия признала его негодным к такому виду работ, заключать трудовой договор нельзя.

Периодический медицинский осмотр водителей

Обязательный периодический медицинский осмотр проходят:

  • лица, работающие водителями автомобилей (п. 3 ст. 23 Закона 196-ФЗ);
  • индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона 196-ФЗ).

Периодический медосмотр проводят за счет средств работодателя. Это указано в абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.

Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже одного раза в два года (п. 27 приложения N 2 к приказу N 302н).

Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

Периодические медицинские осмотры проводят в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ).

Как направить водителей на периодический медосмотр:

1. Составьте список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра. В течение 10 дней направьте его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор (п. 20, 21 Порядка проведения медосмотров).

В списке укажите:

  • наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
  • наименование вредного производственного фактора согласно перечню факторов (приложение N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н), а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда.

2. Составьте поименный список лиц, которые должны пройти осмотр (п. 22 Порядка проведения медосмотров). В нем должны быть указаны:

  • имя, фамилия, отчество, профессия (должность) работника;
  • структурное подразделение, в котором трудится работник;
  • вредный производственный фактор или вид работы.

3. Направьте поименный список в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до даты начала проведения периодического осмотра. Заранее согласуйте с медицинской организацией дату начала проведения периодического осмотра (п. 23 Порядка проведения медосмотров).

4. Согласуйте календарный план проведения периодического осмотра, составленный медицинской организацией (п. 25 Порядка проведения медосмотров).

5. Ознакомьте работников с календарным планом не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения периодического осмотра (п. 26 Порядка проведения медосмотров).

6. Выдайте направление на периодический медицинский осмотр (п. 24 Порядка проведения медосмотров).

После проведения периодического осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Заключение составляют в двух экземплярах:

  • один выдают соискателю для представления работодателю, у которого он хранится (например, в личном деле работника);
  • второй оставляют в медицинской организации и приобщают к медицинской карте амбулаторного больного (п. 14 Порядка проведения медосмотров).

Внимание: Если работник признан непригодным для выполнения трудовой функции или не прошел осмотр, работодатель обязан отстранить его от работы (абз. 4, 5 ст. 76 ТК РФ).

Медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического осмотра оформляет заключительный акт. В акте указывают:

  • численность работников, прошедших периодический осмотр;
  • рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия;
  • результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
  • другие сведения, предусмотренные пунктом 43 Порядка проведения медосмотров.

Акт составляют в четырех экземплярах и заверяют печатью медицинской организации. Один экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его утверждения медицинская организация направляет работодателю (п. 44, 45 Порядка проведения медицинских осмотров).

Предрейсовый, послерейсовый медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медосмотры проводят перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выявить наличие признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Это указано в пункте 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. N 835н (далее – Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Послерейсовый медосмотр должны проходить в течение всего периода работы:

  1. Лица, работающие водителями автомобилей по перевозке пассажиров или опасных грузов;
  2. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем.

Это указано в пунктах 3, 4 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Послерейсовые медосмотры проводят после окончания рабочего дня (рейса) для выявления:

  • признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников;
  • острого профзаболевания или отравления;
  • признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Внимание: Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно осуществляют перевозки, также должны проходить обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Это предусмотрено в пункте 3 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как организовать проведение предрейсовых, послерейсовых медосмотров водителей

Организовать проведение таких медосмотров можно одним из следующих способов:

  1. Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Принять на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. При этом работник должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).
  2. Заключить с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. У такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ по медицинским осмотрам.

Как оснастить помещение для проведения предрейсовых медосмотров водителей

Помещение для предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований должно состоять не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Это указано в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Помещение должно быть оборудовано средствами связи и оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 штуки, термометр – 3 штуки, стетофонендоскоп – 2 штуки;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 штуки;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры – 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики – 10 штук;
  • столик для медицинского оборудования – 1 штука;
  • шпатели медицинские – 10 штук;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 штука;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Результаты предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

О результатах предрейсовых и послерейсовых осмотров работодателю сообщает медицинский работник. Это следует из пункта 18 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Медицинский работник, проводивший медосмотр, выносит одно из заключений (п. 12 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров):

1. О наличии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Данные признаки должны быть указаны в заключении. Это предусмотрено в подпункте 1 пункта 12 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Если соответствующие признаки выявил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, то он не вправе самостоятельно вынести заключение. В этом случае водителя направляют в организацию, осуществляющую медицинскую деятельность. Данные выводы следуют из пункта 13 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Если вынесено заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению водителем трудовых обязанностей, работодатель не должен допускать водителя к работе на основании абзаца 5 части 1 статьи 76 ТК РФ.

2. Об отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (подп. 2 п. 12 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

В случае вынесения такого заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Медицинский работник, проводивший предрейсовые и послерейсовые медосмотры, вносит сведения об их результатах в журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров (п. 14 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Журналы можно вести на бумажном или электронном носителе с учетом требований, установленных в пункте 15 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Утвержденной формы журналов нет.

Медицинское освидетельствование водителей

Медицинское освидетельствование водителей проводят, чтобы определить у водителей наличие или отсутствие противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами. Это указано в пункте 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н.

Обязательное медицинское освидетельствование проводят за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).

Освидетельствование проходят:

  1. Кандидаты в водители транспортных средств;
  2. Водители транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения и в других аналогичных случаях.

Внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проходят, если во время периодического медосмотра были выявлены признаки заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями или ограничениями к управлению транспортными средствами.

При прохождении внеочередного медицинского освидетельствования водитель представляет врачам-специалистам медицинское заключение, выданное по результатам обязательного периодического медицинского осмотра. Направление на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование составляют в произвольной форме, его подписывает руководитель медицинской организации, оно заверяется печатью медицинской организации.

Направление содержит комплексную оценку состояния здоровья работника, включая:

  • описание проведенных обследований или лечения, их результаты;
  • обоснованные выводы о наличии у работника заболевания, являющегося медицинским противопоказанием или ограничением к управлению транспортным средством.

Медицинское освидетельствование проводят в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг.

По результатам медицинского освидетельствования водителям выдают медицинское заключение.

Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32

О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств + Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств»

tagPlaceholder Тэги: статьи