Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Порядок его проведения. Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конку

Приложение № 3

к приказу ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана»

Роспотребнадзора

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей научных работников ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение должностей научных работников (далее - Порядок), правила проведения конкурса на замещение должностей научных работников и перевода на соответствующие должности научных работников в ФБУН «ФНЦГ им Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, далее по тексту (Центр), осуществляющим научную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Конкурс объявляется по решению директора Центра при наличии вакантной должности научного работника. Наличие вакантной должности не налагает на директора обязанности объявлять конкурс на ее замещение. Директор Центра принимает решение о проведении конкурса, в том числе и на основании служебных записок руководителей научных структурных подразделений. К участию в конкурсе на замещение должности научного работника допускаются лица, удовлетворяющие квалификационным характеристикам, предъявляемым для замещения соответствующей должности. Решение об объявлении конкурса оформляется приказом директора.

3. Конкурс проводится на замещение должностей, включенных в перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02.09.2015г № 937.

4. Конкурс не проводится:

при приеме на работу по совместительству на срок не более одного года; для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы - до выхода этого работника на работу.

5. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замещение должностей научных работников (далее - претендент) или перевода на соответствующие должности научных работников в организации, исходя из ранее полученных претендентом научных и (или) научно-технических результатов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности, а также научным и (или) научно-техническим задачам, решение которых предполагается претендентом.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

2.1. Для проведения конкурса на замещение должности научного сотрудника образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. При этом состав конкурсной комиссии формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

2.2. В состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включаются директора Центра, представители выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, а также ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля.

2.3. Заседание конкурсной комиссии проводится по мере необходимости в сроки, установленные организацией, но не позднее чем в течение 15 календарных дней со дня подачи претендентом на имя руководителя организации заявления на участие в конкурсе. Решение по итогам рассмотрения заявления принимает конкурсная комиссия.

2.4. Конкурс проводится в два этапа.

2.5. На первом этапе Центр размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте « » и на портале вакансий по адресу “http://ученые-исследователи.рф ” (далее – портал вакансий) объявление, в котором указывается информация в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.09.2015 г. № 937:

а) место и дата проведения конкурса;

б) дата окончания приема заявок для участия в конкурсе;

в) полные наименования должностей научных работников, на замещение которых объявляется конкурс и квалификационные требования к ним (далее - требования), включая отрасли (области) наук, в которых предполагается работа претендента;

г) примерный перечень количественных показателей результативности труда претендента, характеризующих выполнение предполагаемой работы;

д) условия трудового договора, в том числе перечень трудовых функций, срок трудового договора или в случае, если с претендентом предполагается заключение трудового договора на неопределенный срок, - срок, по истечении которого предполагается проведение аттестации; размер заработной платы, возможный размер выплат стимулирующего характера и условия их получения, возможные социальные гарантии (предоставление служебного жилья, компенсация расходов на наем жилого помещения, обеспечение лечения, отдыха, проезда и так далее).

Дата окончания приема заявок определяется организацией и не может быть установлена ранее 20 календарных дней с даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети" Интернет" объявления, предусмотренного настоящим пунктом. Заявки, поданные позже даты окончания приема заявок, установленной организацией, к конкурсу не допускаются.

2.6. Претенденты на вакантные должности, в соответствии с настоящим Положением, размещают на портале вакансий заявку, содержащую:

а) фамилию, имя и отчество (при наличии) претендента;

б) дату рождения претендента;

в) сведения о высшем образовании и квалификации, ученой степени (при наличии) и ученом звании (при наличии);

г) сведения о стаже и опыте работы;

д) сведения об отрасли (области) наук, в которых намерен работать претендент, и о предполагаемом направлении его исследований;

е) перечни ранее полученных основных результатов (число публикаций по вопросам профессиональной деятельности, количество результатов интеллектуальной деятельности и сведения об их использовании, количество грантов и (или) договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, включая международные проекты, в выполнении которых участвовал претендент, численность лиц, освоивших программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, успешно защитивших научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, руководство которыми осуществлял претендент, и так далее).

Претендент вправе разместить на портале вакансий автобиографию и иные материалы, которые наиболее полно характеризуют его квалификацию, опыт и результативность.

2.7. В конкурсную комиссию может представляться также отзыв об исполнении претендентом должностных обязанностей с последнего места работы, подписанный должностным лицом, уполномоченным работодателем. Отзыв должен содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств претендента, а также результатов его профессиональной деятельности.

Перечень претендентов на должности формируется на портале вакансий автоматически.

2.7. Претенденты на вакантные должности, представляют в конкурсную комиссию следующие документы:

личное заявление (Приложение 2 к настоящему Положению);

собственноручно заполненный личный листок по учету кадров;

*копии документов о высшем профессиональном образовании;

*копии документов о присуждении ученой степени, присвоении ученого звания (при наличии);

*копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда трудовая деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность;

сведения о научной (научно-организационной) работе за последние пять лет, предшествовавших дате проведения конкурса, подписанные претендентом и заверенные ученым секретарем Института.

Копии перечисленных выше документов должны быть заверены при представлении оригинала начальником отдела кадров Центра.

2.8. Отказ конкурсной комиссии в допуске к участию претендента в конкурсе предусмотрен в случаях:

а) представления претендентом недостоверных сведений;

б) несоответствия претендента квалификационным требованиям, установленными Центром для соответствующей должности;

в) нарушения установленных сроков подачи документов;

г) если документы поданы не в полном объеме или с нарушением правил их оформления, установленных настоящим положением.

2.8.1. Решение об отказе в допуске к участию претендента в конкурсе принимается конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия вправе принять данное решение на любом этапе конкурса в случае выявления нарушений, предусмотренных п. 2.8. Решение конкурсной комиссии оформляется в виде протокола.

2.8.2. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине конкурсная комиссия или председатель конкурсной комиссии вправе принять решение о продлении или перенесении сроков приема документов, оформив это соответствующим приказом.

2.9. Если на конкурс не подано ни одной заявки, конкурс признается не состоявшимся.

2.10. Срок рассмотрения заявок определяется председателем комиссии и не может превышать 15 рабочих дней с даты окончания приема заявлений/заявок.

2.11. На втором этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает претендентов и составляет рейтинг на основе их оценки исходя из сведений, содержащихся в заявке/заявлении и иных прикрепленных к ним материалах, которые наиболее полно характеризуют квалификацию, опыт и результативность претендента.

Оценку основных результатов, ранее полученных претендентом, сведения о которых направлены им в комиссию с учетом значимости таких результатов (соответствия) ожидаемым показателям результативности труда, опубликованным Центром в объявлении о конкурсе;

Оценку квалификации и опыта претендента;

Оценку результатов собеседования, в случае его проведения.

2.13. Для выставления балльных оценок членами конкурсной комиссии применяются бланки «Оценочных листов претендента на вакантную должность» утвержденного образца (Приложение № 4к настоящему Положению).

2.14. Итоги балльных оценок по всем претендентам отражаются в бланке «Общий рейтинг претендентов на вакантную должность» (Приложение к настоящему Положению).

2.15. Победителем конкурса на замещение должностей считается претендент, занявший первое место в рейтинге. Решение конкурсной комиссии должно включать указание на претендента, занявшего второе место в рейтинге.

2.16. В случае участия в конкурсе на замещение вакантной должности научного работника одного претендента бальная оценка не проводится, рейтинг не составляется.

Претендент считается избранным по конкурсу, если за него проголосовало более половины членов конкурсной комиссии, участвовавших в голосовании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании конкурсной комиссии.

2.17. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.

2.18. С победителем конкурса в 10-дневный заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и издается приказ о назначении на вакантную должность научного работника.

2.19. Если в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения

конкурсной комиссией победитель не заключил трудовой договор по собственной инициативе, организация объявляет о проведении нового конкурса, либо заключает трудовой договор с претендентом, занявшим второе место.

2.20. При переводе на должность научного работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с условиями проведения конкурса на определенный срок не более пяти лет.

2.21. Истечение срока трудового договора научного работника является основанием для проведения конкурса на замещение его должности. Научный работник, не избранный на новый срок, освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2.22. Претендент вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений , составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов, являются:

    Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

    Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» ;

    Приказ Федеральной службы судебных приставов от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.04.2007, регистрационный № 9360).

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в УФССП России по Москве образована Конкурсная комиссия Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве.

В состав Конкурсной комиссии входят представители отделов аппарата Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве.

Состав Конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Конкурсной комиссией решения.

Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе Управление государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов организует:

    размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте УФССП России по Москве в сети Интернет;

    проверку представленных документов и достоверности сведений, представленных гражданином или гражданским служащим;

    проверку соответствия квалификационным требованиям (уровень и характер знаний и навыков, образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);

    с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, в течение 21 дня со дня объявления о приеме документов для участия в конкурсе представляет в отдел государственной службы и кадров УФССП России по Москве документы по перечню, содержащемуся в подразделе «Формы документов»

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве - главного судебного пристава Российской Федерации по Москве. Отдел государственной службы и кадров УФССП России по Москве обеспечивает получение гражданином (гражданским служащим) документов (об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности), необходимых для участия в конкурсе.

Документы представляются в отдел государственной службы и кадров УФССП России по Москве для проверки полноты, правильности их оформления и достоверности сведений, содержащихся в них. После проведенной проверки документы регистрируются в журнале учета участников конкурса и передаются в Конкурсную комиссию.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с законодательством о гражданской службе поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе. Кроме того, претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса Отдел государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов уведомляет уведомление о дате, месте, времени и условиях его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. Уведомление может осуществляться как в письменной форме, так и в устной форме (по телефону).

На втором этапе Конкурсная комиссия на основании представленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также по результатам конкурсных процедур оценивает их знания, навыки и умения (профессиональный уровень). Конкурсными процедурами могут быть тестирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата, индивидуальное собеседование и другие, не противоречащие нормативным правовым актам Российской Федерации, конкурсные процедуры. Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяется Конкурсной комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность одним из них (например, тестированием) конкурс может считаться завершенным.

В УФССП России по Москве конкурс проводится, как правило, в устного опроса. Опрос кандидатов на конкретную вакантную должность проводится по единому перечню теоретических вопросов, заранее подготовленному структурным подразделением, в котором имеется вакантная должность.

Оценка опроса проводится по количеству правильных ответов. После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими баллов Конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. Результаты голосования и решение Конкурсной комиссии заносятся в протокол заседания, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

По результатам конкурса не позднее чем через месяц после его проведения издается приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса. О результатах конкурса кандидаты, участвовавшие в конкурсе, уведомляются в течение дня его завершения под роспись в журнале учета участников конкурса. Информация о результатах конкурса размещается на официальном сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве в сети Интернет.

По желанию лиц, участвовавших в конкурсе, им выдается выписка из протокола заседания Конкурсной комиссии.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, руководитель УправленияФедеральной службы судебных приставов по Москве - главный судебный пристав Москвы может принять решение о проведении повторного конкурса.

Документы участников конкурса могут быть возвращены им по письменному заявлению на имя руководителя Федеральной службы судебных приставов по Москве - главного судебного пристава Москвы в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве УФССП России по Москве, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием кандидатов в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются ими за счет собственных средств.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение Конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 , частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

4. Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну , по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме , утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 октября 2017 г. - Указ Президента РФ от 10 сентября 2017 г. N 419

8.1. Документы, указанные в пунктах 7 и настоящего Положения, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" представляются в государственный орган гражданином (гражданским служащим) лично, посредством направления по почте или в электронном виде с использованием указанной информационной системы.

Порядок представления документов в электронном виде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином в государственный орган, подлежит проверке. Сведения, представленные в электронном виде, подвергаются автоматизированной проверке в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. В случае если гражданин представил документы для участия в конкурсе в электронном виде, извещение о причинах отказа в участии в конкурсе направляется ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

14. Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

16. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

17. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

19. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

23. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

24. Сообщения о результатах конкурса в 7-дневный срок со дня его завершения направляются кандидатам в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью , с использованием государственной информационной системы в области государственной службы. Информация о результатах конкурса в этот же срок размещается на официальных сайтах государственного органа и указанной информационной системы в сети "Интернет".

25. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению. Документы для участия в конкурсе, представленные в электронном виде, хранятся в течение трех лет, после чего подлежат удалению.

Одним из оснований заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ, является избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Такой конкурс проводится в отношении определенных категорий работников с целью оценки их профессионального уровня и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности. В данной статье рассмотрим порядок проведения конкурса с государственными и муниципальными служащими и особенности заключения с ними трудовых договоров.

Категории работников, при трудоустройстве которых проводится конкурс, установлены ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами или уставами (положениями) организации. Отметим, что в законодательных нормативных актах названы всего три категории таких работников: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и научно-педагогические работники высших учебных заведений. Что касается других учреждений, они могут предусмотреть процедуру заключения трудовых договоров на конкурсной основе локальными нормативными актами — уставами или положениями.

К сведению. Порядок проведения конкурса для педагогических работников установлен ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.

Трудовой кодекс не содержит положений о проведении конкурса для государственных и муниципальных служащих (это регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами), но при этом устанавливает обязательное требование, которое должно соблюдаться при заключении трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности: трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должен быть определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

Поступление на государственную службу

Прежде, чем рассмотреть порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих, обратим внимание, что в ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены следующие требования к поступающему на гражданскую службу:
1. Наличие гражданства РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служащий также не может находиться на гражданской службе, то есть служебный контракт с ним прекращается, если во время ее прохождения он выходит из гражданства РФ или приобретает гражданство другого государства (ст. 16 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Различают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы (ст. 9 Закона N 79-ФЗ).

2. Достижение возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, когда гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности (ст. 21 ГК РФ). Отметим также, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, который с согласия служащего может быть продлен решением представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, замещающему должность категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ).
3. Знание государственного языка. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ, государственные языки республик и иные языки народов РФ (ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Таким образом, поступающий на государственную службу в любом субъекте РФ в обязательном порядке должен владеть русским языком, но эта обязанность никоим образом не умаляет его права на пользование государственными языками своей республики, находящейся в составе РФ.
4. Соответствие квалификационным требованиям. Что же к ним относится? В силу ст. 12 Закона N 79-ФЗ это требования:
— к уровню профессионального образования. Так, для должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей обязательно наличие высшего профессионального образования. А для обеспечивающих специалистов старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
— к стажу гражданской службы. Для федеральных гражданских служащих такие требования устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ;
— к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти требования устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Например, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, находящихся в ведении Минфина, утверждены Приказом Минфина РФ от 22.12.2009 N 142н.
Отметим, что конкурс при поступлении на госслужбу проводится не всегда. Статьей 22 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что он не проводится:
— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
— при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
— при заключении срочного служебного контракта;
— при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по медицинским показаниям и в ряде случаев при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа (ч. 2 ст. 28, ч. 1-3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ);
— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

К сведению. На основании заявлений, поступивших от гражданских служащих (граждан), формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв государственного органа субъекта РФ. Кадровый резерв формируется для замещения:
— вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
— вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста служащего;
— должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ (ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

Также конкурс может не проводиться:
— при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, одним из которых является, например, Приказ Минфина РФ от 26.08.2010 N 94н;
— при назначении на должности гражданской службы, относящихся к группе младших ее должностей.

Порядок проведения конкурса

Общие положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного гражданского служащего содержатся в Указе Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее — Указ N 112). Конкретные методики проведения конкурсов, сроки и порядок работы комиссии устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например, методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, включающая порядок и сроки работы Конкурсной комиссии ФМС по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФМС, утверждена Приказом ФМС РФ от 07.04.2008 N 91. А порядок и сроки работы комиссии и методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих в Минфине утверждены его Приказом от 21.04.2011 N 49н.
Итак, в соответствии с Указом N 112 конкурс проводится в два этапа.
Первый этап начинается с того, что на официальном сайте государственного органа, который объявляет конкурс, размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
— наименование вакантной должности государственной гражданской службы;
— требования, предъявляемые к претендентам;
— условия прохождения гражданской службы;
— место и время приема документов;
— срок, до истечения которого принимаются документы;
— предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок проведения;
— другая информация (п. 6 Указа N 112).
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
В течение 21 дня со дня объявления о приеме документов участники конкурса представляют в государственный орган документы, перечисленные в п. 7 Указа N 112:
а) личное заявление на имя представителя нанимателя;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии (форма анкеты утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р). Если гражданский служащий участвует в конкурсе в ином государственном органе, то предоставляет анкету, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы;
в) копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, — копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность, копии документов о профессиональном образовании. По желанию гражданина представляются копии документов о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, — заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ, выданное согласно Порядку прохождения диспансеризации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н;
е) иные документы, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Для ряда должностей федеральной государственной службы, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 , предусмотрено предоставление сведений о доходах и об имуществе.

Обратите внимание! Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными для поступления и прохождения государственной гражданской службы. Несвоевременное представление документов (представление их в неполном объеме или с нарушениями правил оформления) без уважительной причины является основанием для отказа в их приеме (п. 10, 11 Указа N 112).

Если гражданский служащий участвует в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы, достоверность представляемых им сведений подлежит проверке (п. 9 Указа N 112). В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, представитель нанимателя информирует его об этом в письменной форме. В свою очередь, претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.

Примечание. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса обязан направить сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.
Для проведения конкурса государственный орган издает правовой акт, согласно которому образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Допускается и образование нескольких таких комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Состав комиссии, как уже было сказано, определяется правовым актом государственного органа. Он формируется так, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые комиссией.
На втором этапе проведения конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также с помощью конкурсных процедур, используя при этом не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая:
— индивидуальное собеседование;
— анкетирование;
— проведение групповых дискуссий;
— написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Результаты голосования комиссии оформляются решением. Кроме этого, по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с победителем заключается служебный контракт. В течение семи дней со дня завершения конкурса следует уведомить об этом в письменной форме кандидата, а в течение трех дней разместить информацию о результатах конкурса на официальном сайте государственного органа в Интернете. Решение комиссии кандидат может обжаловать.

Конкурс на замещение должности муниципальной службы

Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены следующие требования к кандидатам, поступающим на муниципальную службу:
— наличие гражданства РФ (за исключением случая, когда претендент на муниципальную должность является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе);
— возраст не менее 18 лет;
— владение государственным языком;
— соответствие квалификационным требованиям (ст. 16).
В силу ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности. Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Например, Постановлением городской думы г. Нижнего Новгорода от 30.01.2008 N 13 утверждено Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода (далее — Положение о конкурсе).
В целом порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальных служащих мало чем отличается от порядка проведения конкурса для государственного гражданского служащего. Информация о проведении конкурса также публикуется в виде акта на официальном сайте городской думы г. Нижнего Новгорода не позднее 20 дней до дня проведения конкурса. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Лица, решившие принять участие в конкурсе, предоставляют комиссии документы согласно перечню. В частности, Положением о конкурсе допускается рассмотрение комиссией таких документов, как рекомендательные письма с места работы.
Конкурс также осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительное рассмотрение поданных документов и утверждается список кандидатов. После этого секретарь комиссии не менее чем за десять дней до начала второго этапа оповещает претендентов, допущенных к участию в конкурсе. На втором этапе комиссия проводит с участниками конкурса собеседования и принимает решение по отбору кандидатов на замещение должности муниципальной службы. Решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом. В течение трех рабочих дней сведения о кандидатах направляются представителю нанимателя и участникам конкурса. При этом согласно Положению о конкурсе комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность, а представитель нанимателя выбирает одного из них и с ним заключает трудовой договор. Другие кандидаты могут быть включены в кадровый резерв.
В отличие от конкурса для государственных служащих, обязанность по размещению информации о результатах муниципального конкурса на официальном сайте Положением о конкурсе не предусмотрена. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

Заключаем трудовой договор

С государственными гражданскими служащими заключается не трудовой договор, а служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Как было сказано выше, служебный контракт с государственным служащим заключается на основании акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. При этом гражданину придется предоставить пакет документов, необходимых для заключения контракта, установленный ст. 26 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Для замещения должности гражданской службы с гражданским служащим может быть заключен как служебный контракт на неопределенный срок, так и срочный служебный контракт. Основания заключения последнего перечислены в ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 . Кроме этого, содержание и существенные условия контракта регламентирует ст. 24 Закона N 79-ФЗ.
При заключении трудового договора у муниципального служащего также запрашивается пакет документов, установленный ст. 16 Закона N 25-ФЗ. Что касается срочного трудового договора, поскольку Законом N 25-ФЗ не установлены отдельные случаи его заключения с муниципальными служащими, в данном случае следует руководствоваться ТК РФ.
К содержанию и форме трудового договора с муниципальным служащим особых требований в Законе N 25-ФЗ нет. Исключение — поступление гражданина на должность главы местной администрации: в этом случае с ним заключается контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 16 Закона N 25-ФЗ).
Особое внимание уделим испытательному сроку. Нужно ли его устанавливать государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?
Согласно ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не устанавливается. В силу же ст. 27 Закона N 79-ФЗ в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
Испытание не устанавливается:
— беременным женщинам — гражданским служащим;
— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
— гражданам и гражданским служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
— государственным служащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
— в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев. Поскольку ст. 11 ТК РФ гласит, что на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе, в данном вопросе следует руководствоваться Законом N 79-ФЗ и лицам, избранным по конкурсу на замещение должности государственного гражданского служащего, можно установить испытательный срок от трех месяцев до одного года.
После окончания испытания гражданскому служащему по результатам квалификационного экзамена присваивается классный чин, за что выплачивается соответствующая ежемесячная надбавка.
Что касается испытательного срока при заключении трудового договора с муниципальными служащими, в силу того, что Законом N 25-ФЗ испытательный срок не предусмотрен, и исходя из ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, согласно которой на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным законом, ст. 11 и 70 ТК РФ, устанавливать испытательный срок при заключении трудового договора с муниципальным служащим, если этому предшествовало проведение конкурса, представитель нанимателя не вправе.