Конституция рф закон о гражданстве. Закон о гражданстве рф. Способы прекращения гражданства РФ

Не действует Редакция от 28.06.2009

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 62-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 28.06.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 31.05.2002 - "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031;
  • "Российская газета", N 100, 05.06.2002)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

Г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

Б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

Г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 127-ФЗ )

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 127-ФЗ )

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

Подпункт з) - Исключен.

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ. ГРАЖДАНСТВО НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой и частью первой настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами - статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями - настоящего Федерального закона.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со , с частью третьей и частью третьей настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй и частями второй и четвертой настоящего Федерального закона;

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со , с частями второй и третьей и частью третьей настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со настоящего Федерального закона.

Глава VII. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Первой

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛНОМОЧНЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; 2014, N 16, ст. 1828, 1829; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3363; N 42, ст. 5615) следующие изменения:

1) пункты "е" - "и" части второй статьи 14 изложить в следующей редакции:

"е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.";

2) в статье 30:

а) пункт "в" дополнить словом ", организациях";

б) дополнить пунктом "в 1 " следующего содержания:

"в 1) запрашивают и получают для проверки фактов, указанных в пунктах "е" - "и" части второй статьи 14 настоящего Федерального закона, соответствующие сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Пенсионном фонде Российской Федерации, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Новый принятый закон о гражданстве Российской Федерации, который действует и распространяется на 2019 год, представляет собой отражение правовой связи между человеком и государством в виде перечня правил, прав и обязанностей, с учётом уважения и признания достоинства и свободы граждан России.

Закон № 62 о гражданстве РФ

В Федеральном законе №62 содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.

Несмотря на то, что данный закон действует на протяжении более 17 лет, и за это время его применение нашло неоднократное отражение в судебной практике, сложности при использовании некоторых положений закона оставляют желать лучшего. Однако изменения и поправки в данном случае не только предусматриваются, но и имеют место быть.

Основная цель данного закона заключается в обеспечении возможности осуществления норм Конституционного и международного права РФ, которые имеют прямое отношение к понятию гражданства и прав человека. При этом преследуется цель обеспечения правовой защиты каждому гражданину России.

Принятие поправок Федерального закона в 2018 году сопровождалось многочисленными спорами и дискуссиями, что привело к необходимости поиска компромиссов в решении большинства вопросов, затрагивающих аспекты, касающиеся прав и свобод граждан РФ.

При этом были детально разобраны и учтены все изменения, которые произошли за последние 2 года с момента внесения поправок, а все положения закона составлены с учётом реализации Конституционных положений РФ, стандартов международного уровня и принципиальных особенностей, касательно правовых аспектов человека и свобод.

Президент РФ приобрел полномочия касательно предоставления гражданства отдельным персонам в упрощенном порядке в зависимости от их заслуг перед страной.

Такой подход позволяет усовершенствовать и урегулировать все волнующие граждан России вопросы о правах, свободах человека и всех важных аспектов с этим связанных.

Граждане России могут иметь второе и даже двойное гражданство. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос о двойном гражданстве:

  1. Конституция Российской Федерации, ;
  2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве российской Федерации».

24 апреля 2019 года Владимир Путин подписал указ о возможности предоставления гражданства в упрощенном порядке для людей, живущих в определенных районах и регионах Донецкой и Луганской республики http://kremlin.ru/acts/news/60358 . Скачать его можно .

Заседание Правительства РФ

Временное проживание иностранных граждан в РФ

Достаточно много внимания уделено в законе на 2019 год такому вопросу, как временное проживание иностранцев на территории РФ. При этом внимание акцентировано на оформлении такого важного документа, как РВП. Данная бумага представляет собой правовое подтверждение разрешения для мигранта или проживать на территории России вплоть до момента оформления ВНЖ. Оформление происходит путём проставления отметки в паспорте или любом другом документе, выданном в России и являющимся удостоверением личности.

Обращаться за оформлением РВП с подачей заявления в органы миграционной службы имеют право:


На выдачу РВП, согласно правилам законодательства, устанавливается ежегодная квота, предусматривающая определённый предел количества людей, которым можно оформить данное разрешение. Однако в некоторых случаях, при наличии веских причин разрешение может быть оформлено без учёта квоты иностранному гражданину:

  • уроженцу РСФСР, владевшему ранее документом, удостоверяющим личность гражданина Советского Союза;
  • пенсионеру или же инвалиду при наличии дееспособного ребенка – гражданина РФ;
  • человеку, родитель которого пенсионер либо инвалид – гражданин РФ;
  • жене, если муж — гражданин РФ, проживает на её земле;
  • инвестору в РФ;
  • солдату во время службы в Российских войсках;
  • участнику Государственной программы по добровольному переселению земляков и его семье;
  • имеющему детей вплоть до 18-летнего возраста-граждан РФ;
  • имеющему совершеннолетних, но недееспособных детей, граждан Российской Федерации;
  • ребенку, получающему РВП совместно с законным представителем (вплоть до 18-летнего возраста);
  • лицам старше 18 лет, признанным недееспособными полностью или частично и получающим РВП совместно со своим опекуном.

Подача бумаг осуществляется в подразделении МВД по вопросам миграции с заявлением, поданным лично или в форме электронного документа с использованием Единого портала. Что касается срока выдачи РВП, то он составляет 3 года и не подлежит продлению. В том случае, если за это время гражданин не успел , а срок закончился, то из России ему придётся выехать.

С 01.01.2016 г. в закон были внесены поправки, в которых говориться о вменённых иностранным гражданам обязанностях в предопределённом порядке представить документальное подтверждение об уровне знания русского языка, истории страны и законодательной базы.

Что касается госпошлины, уплата которой предусматривается за осуществление выдачи РВП, то она на данный момент составляет 1600 рублей.

Общий порядок, предусматривающий приём в гражданство РФ

Статьёй 13 закона о получении гражданства предопределён общий порядок оформления данного документа. Согласно действующему законодательству РФ на 2019 год, иностранцы, которые уже достигли 18-летнего возраста, а также лица без гражданства могут ходатайствовать о получении гражданства на законных правах.

При этом время постоянного проживания на российской территории должно составлять не менее 5 лет. В это время выезжать за пределы страны на учёбу или для проведения лечения можно только на 90 дней на протяжении всего года.

Федеральный закон вменяет в обязанность мигрантам, которые приобрели российское гражданство следующие правила и действия:

  • неукоснительное соблюдение законодательства и Конституции РФ;
  • законно трудиться на предприятиях России и полностью обеспечивать себя материально;
  • в обязательном порядке обратиться в орган управления с заявлением об отказе от предыдущего гражданства (если нет возможности иметь двойное гражданство).

В некоторых случаях, при определённых обстоятельствах, срок обязательного пребывания в стране, который составляет 5 лет, может быть уменьшен.

В законе указан также контингент людей, имеющих основания получить гражданство без вышеперечисленных требований. К ним можно отнести тех, кто:

  • при распаде Союза не приобрел никакого гражданства и в этом случае стал апатридом;
  • состоит в официальном союзе с россиянином как минимум 3 года;
  • имеет опекуна – гражданина РФ, проживающего на её территории;
  • представляет собой нетрудоспособное лицо, однако имеет дееспособного ребенка – гражданина России;
  • имеет ребенка, достигшего совершеннолетнего возраста, однако общепризнанного недееспособным, а второй родитель — подданный РФ, признан безвестно отсутствующим, скончался или стал недееспособным либо лишен родительских прав;
  • обладает признанными научными достижениями в сфере науки и культуры;
  • имеет непосредственного родственника с наличием российского гражданства, приобретенного в момент рождения;
  • получили диплом о профессиональном образовании уже после 01. 07. 2002 г. в России и работают здесь как минимум 3 года;
  • являются индивидуальными предпринимателями в РФ как минимум 3 года и уплачивают каждый год налоги, сборы и страховые взносы в ПФР никак не меньше 1 млн руб.;
  • считаются инвесторами никак не меньше 3 лет;
  • признанные носителями русского языка;
  • ветераны Великой Отечественной войны, обладавшие подданством Советского Союза и живущие в Российской федерации;
  • ребенок иностранца и гражданина РФ может приобрести подданство РФ согласно заявлению опекуна – гражданина Российской федерации, при согласии второго родителя;
  • ребенок имеет только одного родителя – гражданина РФ;
  • ребенок либо другое недееспособное лицо, опеку над коим исполняет гражданин Российской Федерации;
  • сирота либо другое недееспособное лицо, помещенное в особую организацию РФ.

Что касается порядка оформления и предоставления документов, то данный список рассматривается в каждом индивидуальном случае и зависит от причин, которыми обоснована необходимость приобретения гражданства РФ. В данный перечень уточнения вправе вносить уполномоченные работники подразделения МВД по вопросам миграции на личной консультации.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах: оригиналы просматриваются, сверяются и подлежат возврату, в то время как ксерокопии, которые должны быть в обязательно заверены нотариусом, включаются в пакет необходимых документов, прикладываются к заявлению и сдаются.

Само заявление должно быть написано только на русском языке, все остальные документы — тоже. В том случае, если их оригиналы заполнены другим языком, то они в обязательном порядке переводятся на русский язык и нотариально заверяются.Все бумаги до единой легализируются и признаются действительными в Российской Федерации.

Размер государственной пошлины на данный момент составляет 3500 руб.

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.

На кого распространяется новый закон о гражданстве?

С момента внесения в закон поправок в интернете возникла буря вопросов, касающихся упущенного порядка получения гражданства в 2017 году. Мы освещали эту тему не один раз и . Кратко напомним, что изменения, внесенные в закон о гражданстве, упростили получение российского гражданства через процедуру признания носителем русского языка. Никаких иных упрощенных оснований получения гражданства РФ в 2017 году введено не было!

Что нового было внесено в прядок оформления гражданства носителями русского языка?

Возможность получить гражданство РФ через признание носителем русского языка появилась еще в 2014 году, именно тогда Федеральный закон «О гражданстве» был дополнен статьей 33.1, посвящённой носителям языка, то есть лицам отлично владеющим русским языком, использующим его в повседневной жизни, и имеющим социально-культурные связи с РФ. Статус носителя русского языка открывает широкие возможности оформления гражданства РФ, минуя стандартные процедуры. Так гласит закон. Оформление гражданства через признание носителем языка предполагает получение ВНЖ, минуя стадию оформления РВП, и дальнейшее упрощенное получения гражданства. Однако стоит учитывать, что на практике получить гражданство РФ по данному основанию не так-то просто. От носителей русского языка закон требует не просто отказаться от имеющегося гражданства, а предоставить доказательства выхода из него. В противном случае в предоставлении российского гражданства будет отказано. Безусловно, именно это требование и не позволяет тысячам мигрантов, получившим статус носителя русского языка, завершить процедуру оформления российского паспорта. Учитывая ситуацию, сложившуюся на практике, депутаты российского парламента уже не первый год ведут разговоры об упрощении процедуры оформления гражданства РФ для носителей языка. Однако пока Государственная дума решилась пойти на встречу лишь украинцам, упростив им процесс получения гражданства ФР по данному основанию.

Упрощенный порядок получения гражданства РФ 2017 для украинцев

Летом 2017 года Государственная Дума внесла поправки в ФЗ «О гражданстве» (поправки стали действовать с 1 сентября 2017 года). Изменения коснулись исключительно граждан Украины, оформляющих гражданство ФР на основании статуса носителя русского языка. Суть изменений состоит в том, что украинцы, получившие статус носителя русского языка и оформившие себе вид на жительство, смогут получить гражданство РФ без выхода из гражданства Украины. В данном случае понадобится предоставить в миграционную службу лишь нотариально заверенное заявление об отказе от украинского гражданства и доказательства направления данного заявления в консульство: квитанция об отправке и опись вложения в ценное письмо.

Условия упрощенного получения гражданства в 2017 году

Если Вы имеете украинское гражданство, хорошо говорите на русском языке, это еще не означает, что у Вас есть основания к упрощенному поучению гражданства. Еще раз обратим внимание, что в настоящей статье мы рассматриваем упрощённый порядок получения гражданства для носителей русского языка . Многие украинцы изначально заблуждаются относительно перспектив оформления гражданства по данному основанию. Отличное разговорные навыки и письменная речь, обучение в российских школах и ВУЗах не дают прямого основания считать себя носителем русского языка. Признание носителем русского может произойти только в установленном порядке. Напоминаем, что носитель русского языка- статус, который присваивается иностранному гражданину на основании решения специальной комиссии. Как получить статус носителя русского языка мы рассматривали в отдельной статье.