Организация деятельности технической службы. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы. Назначение и основы организации технической службы

Решение проблемы обеспечения жилыми и промышленными зда­ния­ми, сооружениями зависит не только от объемов строи­тельства, но и от сроков службы эксплуатируемых зданий и соору­жений. Дол­­говечность может быть гарантирована лишь поддер­жанием зда­ний в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации, т.е. со­блю­де­нием правил и норм их технической эксплуатации .

Задачей эксплуатации зданий можно определить как комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортное и безотказное использование составляющих здания, элементов и систем для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Эксплуатацию здания можно разделить на две составляющих обслуживание зданий и техническую эксплуатацию.

Каждое здание представляет собой сложный, дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных строительных эле­ментов и инженерного оборудования, которые длительное время должны выполнять определенные функции. Потеря эксплуата­ционных функций ведет к снижению комфортности жилья, условий труда, нарушению условий технологического процесса и т. д.Под воздействием природных и человеческих факторов, производственных процессов окружающая среда постоянно изменяется. В период использования здания, развития инженерной мысли, требования к зданию изменяются, условия эксплуатации усложняются и становятся отличными от ранее принятых проектных требований.

Для поддержания необходимого состояния здания следует знать закономерности разрушения и износа строительных конструкций и инженерных систем (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и вентиляции), что позволит своевременно производить восстанов­ление, планово-предупредительный капитальный ремонт, а также осуществлять надлежащее техническое обслуживание.

Задачи специально создаваемых служб технической эксплуа­тации зданий состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение соот­ветствия воздействия действующих нагрузок и различных сред на строительные конструкции в пределах величин, огово­рен­ных в проекте и нормативных документах, своевременно выявлять и устранять неисправности строительных конструкций, т.е. осущест­влять комплекс мероприятий, обеспечивающих безотказное исполь­зование помещений здания для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Рост территории городов, оборудования зданий сложными инже­нер­ными системами требует создание специальных служб по эксп­луатации зданий и оборудования. Структура этих служб с течением времени меняется. В настоящее время созданы жилищно-эксп­лутационные, эксплутационно-ремонтные, специальные управ­ляю­щие компании. Усложнение оборудования за счет использова­ния средств автоматизации, например при контроле лифта, осве­щения лест­ничных клеток, расхода воды в системе отопления и т.п., – потребовало создания объединенной диспетчерской службы микро­рай­она.

3.3. Организация эксплуатации производственного
и жилого фондов

На предприятии ответственность за правильную эксплуатацию, ремонт производственного здания или его элементов приказом руководителя возлагается на начальника цеха. Начальник цеха имеет право приказом возложить персональную ответственность за выполнение отдельных работ по эксплуатации и ремонту на конкретных работников. В масштабе предприятия создается служба (отдел) эксплуатации и ремонта зданий (рис.4), начальник кото­рой непосредственно подчиняется главному инженеру. В его обя­занности входит контроль качества выполнения работ по эксплуа­тации и ремонту зданий, а также планирование и организационная подготовка ремонта.

В городе органом управления жилищным хозяйством являются городские жилищные управления, отделы, комбинаты.

Непосредственную эксплуатацию жилых домов осуществляют жилищно-коммунальные службы (ЖКО, ЖЭК, ЖЭУ), а также товарищества собственников жилья (ТСЖ) и кондоминиумы. Штаты административно-управленческого персонала для ЖЭУ выде­ляются в зависимости от категории и определяются объемом обслуживаемой жилой площади. Задачей этих подразделений является обеспечение технической эксплуатации и обслуживания жилищного фонда на принципах хозяйственного расчета.

В обязанности начальника ЖЭУ входит организация работ всех звеньев: подразделений, обеспечивающих техническую эксплуа­та­цию, санитарную очистку территории, благоустройство и другую финансово-хозяйственную деятельность. Он руководит обеспече­нием и расстановкой кадров, разрабатывает перспективные и текущие планы ремонта, обеспечивает безопасные условия работы, контролирует ход, качество, сроки выполнения работ, руководит диспетчерской службой.

Старший инженер обеспечивает оформление заказов на со­став­ле­ние технической документации, контролирует ход текущего ремон­та, руководит бригадами рабочих, выполняющих текущий ремонт. .

Техник руководит работой уборщиц, дворников, лифтеров и обслуживающего персонала.

На рисунках 4, 5 показаны схемы структуры управления не­движи­мостью.

Создание объединенных диспетчерских систем связи позволяет не только улучшить бытовые условия проживания жильцов, но и продлить сроки эксплуатации инженерных систем и строительных конструкций, а также ставит задачу автоматизации и механизации технического обслуживания. Так, разработанные в институте КиевЗНИИЭП и объединении «Ураллифт» системы «Эталон» обеспечивают сбор и переработку информации о работе лифтов, систем освещения, пожарной сигнализации и т.д. Информация поступает на диспетчерский пункт. Система работает циклически в автоматическом режиме (0,32 с), контролирует 96 параметров (температура, давление, загазованность и др.).

Улучшению санитарного состояния подъездов, сохранности оборудования, экономии электроэнергии, тепла, а также снижению количества краж способствует установка в подъездах переговорно-замочных устройств в виде электромагнитных защелок с элект­ронными блоками, которые обеспечивают открывание двери с по­мощью ключа, кодового устройства или из квартиры. При открывании двери включается освещение в подъезде. Если дверь открыта более 10 минут, на диспетчерский пункт поступает сигнал.

Требования к содержанию жилых помещений

Не допускается :

Использование жилого помещения для целей, не предусмот­ренных проектной документацией;

Хранение и использование в жилых помещениях и в поме­щениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;

Выполнение работ или совершение других действий, являю­щихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загряз­нения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних помещениях;

Захламление, загрязнение и затопление подвалов и техни­чес­ких подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помеще­ний, других мест общего пользования; использование бытовых газо­вых приборов для обогрева помещений.

Необходимо:

Своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопле­ния, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия;

Обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содер­жать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры, места общего пользования;

Проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, свя­зан­ных с санитарным состоянием жилого здания. При необхо­ди­мости проводить мероприятия по уничтожению насекомых грызунов (дезинфекция и дератизация).


Рис.3. Возможная структура эксплуатационных служб,
обслуживающих производственные здания


Рис.4. Структура эксплуатационных служб,
обслуживающих жилые здания

Контрольные вопросы

1. Каковы задачи у службы технической эксплуатации?

2. Какова структура управления производственным фондом пред­прия­тия, завода?

3. Какова структура управления жилищным фондом и какие тре­­бо­вания к ней предъявляются?

4. Нарисуйте структуру управления производственным фондом.

Система технической эксплуатации (СТЭ) сети оператора связи - это совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания ОТЭ на сети, технические средства связи и программно-технические средства, а также технический персонал, обеспечивающие функционирование сети с требуемыми качественными показателями.

На сетях ОП организуются соответствующими операторами этих сетей СТЭ междугородных сетей (СМП) и СТЭ зоновых сетей (ЗПС), которые при выполнении мероприятий ТЭ взаимодействуют друг с другом.

СТЭ первичной сети строится по территориально-иерархическому принципу с числом иерархических уровней, определяемым конкретными условиями технической эксплуатации и масштабами обслуживаемой сети.

На всех иерархических уровнях СТЭ могут функционировать:

  • системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) – для аналоговых и цифровых первичных сечей, организованных на основе ЦСП ПЦИ;
  • центры технической эксплуатации (ЦТЭ) - для цифровых первичных сетей, организованных на основе ЦСП СЦИ.

Эти и другие структуры технической эксплуатации организуются на основе технических служб операторов сетей.

СТЭ СМП представляет распределенную по всей территории Российской Федерации систему, которая содержит четыре следующих иерархических уровня:

  • федеральный уровень, на котором организован Главный центр управления междугородными связями и телевидением (ГЦУМС), обеспечивающий проведение единой технической политики в части технической эксплуатации и организацию технической эксплуатацией СМИ на территории всей страны;
  • территориальный уровень, на котором организованы территориальные центры междугородных связей и телевидения (TЦМС), обеспечивающие техническую эксплуатацию СМП на обслуживаемых ими территориях;
  • узловой уровень, на котором организованы технические узлы междугородных связей и телевидения (ТУСМ), выполняющие задачи технической эксплуатации СМП на обслуживаемых ими территориях;
  • цеховой уровень, на котором организуются цеха, осуществляющие техническую эксплуатацию закрепленного участка СМП.

Для выполнения функций в автоматизированном режиме все уровни СТЭ СМП оснащаются программно-техническими комплексами (ПТК). Взаимодействие между различными иерархическими уровнями СТЭ СМП и СТЭ других сетей осуществляется с использованием каналов служебной телефонной связи и информационной сети передачи данных.

СТЭ 3ПС организуются соответствующими операторами региональных сетей электросвязи. Количество иерархических уровней организационной структуры каждой СТЭ ЗПС определяется конкретными условиями построения первичной сети. В общем случае СТЭ ЗПС содержит два иерархических уровня: верхний и нижний.

Для автоматизации процессов технической эксплуатации все уровни системы технической эксплуатации ЗПС оснащаются ПТК. Каждый иерархический уровень СТЭ ЗПС содержит базу данных своей зоны обслуживания для выполнения всех функций, возложенных на данный уровень СТЭ ЗПС. Взаимодействие между различными иерархическими уровнями СТЭ ЗПС и СТЭ других сетей осуществляется с помощью каналов служебной телефонной связи и информационной сети передачи данных, которая должна быть защищена от несанкционированного доступа.

1.4.2 Системы управления

Система управления первичной сетью оператора связи предназначена для обеспечения нормального функционирования первичной сети при любых изменениях ее состояния, эффективного использования всех ее возможностей в интересах вторичных сетей и других пользователей, сокращения времени восстановления трактов и каналов передачи и повышения производительности труда технического персонала.

С учетом поэтапного характера цифровизации ЕСЭ РФ на первичных сетях могут использоваться следующие модификации систем управления:

  • система (автоматизированная) оперативно-технического управления (СОТУ, АСОТУ) - для аналоговых и наложенных цифровых сетей на основе ЦСП ПЦИ;
  • самостоятельная распределенная сеть управления электросвязью (СУЭ) -для современных средств электросвязи.

В зависимости от статуса первичной сети (CMП или 3ПС) используются различные системы СОТУ (АСОТУ).

СОТУМС обеспечивает оперативно-техническое управление СМП и междугородными вторичными телефонной и телеграфной сетями ОП, каналами междугородного телевизионного и звукового вещания, фотогазетными трактами на территории Российской Федерации.

СОТУЗС обеспечивает оперативно-техническое управление ЗПС и зоновыми вторичными телефонной и телеграфной сетями в пределах одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, и т.д.).

СОТУМС и СОТУЗС построены по иерархическому принципу и осуществляют управление через свои структурные подразделения.

Для оперативно-технического управления ЗПС в рамках СОТУЗС организуются следующие подразделения:

  • служба оперативного управления (СОУ) ОАО «Электросвязь»;
  • узловой пункт управления (УПУ), функционирующий под руководством СОУ ОАО «Электросвязь» или СОУ ОАО выделенной междугородной телефонной станции (МТС) и при экстремальных ситуациях оперативно подчиняющийся ТЦМС;
  • информационно-исполнительный пункт (ИП), функционирующий под руководством УПУ и выполняющий функции по оперативно-техническому управлению и техническому обслуживанию предприятия ЗПС.

Организационно СОТУМС представляет собой территориально разнесенную многоуровневую иерархическую структуру и включает в себя подсистемы управления следующими видами сетей связи:

  1. СМП (с разделением на аналоговую и цифровую сети);
  2. сетью тактовой сетевой синхронизации (ТСС);
  3. вторичными сетями:

а) междугородной телефонной сетью (с разделением на сети с аналоговыми и цифровыми станциями коммутации);

б) междугородной телеграфной сетью общего пользования;

в) междугородной сетью распределения программ телевизионного вещания;

г) междугородной сетью распределения программ звукового вещания.

Каждая из этих подсистем управления имеет соответствующее количество уровней иерархии, соответствующее количество и размещение центов управления в зависимости от назначения, размеров и разветвленности управления сетей.

Обмен информацией и подача команд между подразделениями СОТУ осуществляются в соответствии с установленными алгоритмами оперативно-технического управления сетями электросвязи.

Общий вид взаимосвязи между СУЭ и сетью электросвязи приведен на рисунке 1.4. Операционные системы обеспечивают выполнение функций СУЭ но обработке, хранению и поиску управляющей информации. Рабочие станции обеспечивают взаимодействие технического персонала первичной сети с сетью управления через стык типа F (физический уровень передачи данных в компьютерной сети). В качестве рабочих станций используются стандартные или специализированные компьютерные комплексы. Сеть передачи данных предназначена для организации связи между сетевыми элементами, операционными системами и другими компонентами СУЭ через стыки типа Q (уровни сетевой и выше передачи в компьютерной сети).

С функциональной точки зрения СУЭ является самостоятельной выделенной сетью, которая взаимодействует с управляемой сетью электросвязи для получения информации и управления работой сети. Основным принципом построения СУЭ является обеспечение общей архитектуры для обмена информацией управления по стандартным стыкам.

СУЭ строится по иерархическому принципу, показанному на рисунке 1.5. Для целей технического обслуживания сети функциональность управления СУЭ может рассматриваться разделенной на уровни: управления элементами сети, управления сетью, управления услугами, управления бизнесом.

Каждый указанный уровень ограничивает процесс управления в пределах определенных границ, имеет свою информационную модель и структуру и взаимодействует с другими уровнями.

Уровень управления элементами сети осуществляет контроль и непосредственное управление элементами сети и является источником информации о состоянии элементов сети для следующих уровней.

Уровень управления сетью осуществляет функции по управлению сетью или ее участков, включающих географически разнесенные элементы сети. Этот уровень взаимодействует с уровнем управления услугами по вопросам качества, развития сети и т.д.

Уровень управления услугами осуществляет функции по взаимодействию с другими операторами, с поставщиками услуг и пользователями. Этот уровень управления является административным и взаимодействует с уровнем управления бизнесом.

Управление конфигурацией

Управление устранением неисправностей

Управление качеством передачи

Управление расчетами

Управление защитой информации

Уровень управления бизнесом осуществляет функции общей деятельности оператора, связанные с предоставлением услуг электросвязи, и выполняет координацию работ по бизнесу. Этот уровень является уровнем управления оператора и взаимодействует с уровнем управления услугами.

Система управления охватывает вес функциональные области управления сетями, обеспечивающие поддержку оператора в его деятельности, а также управление сетями в чрезвычайных ситуациях (см. рисунок 1.5).

Управление конфигурацией включает планирование, формирование и развитие управляемой сети, установку и ввод в эксплуатацию нового оборудования, установление и изменение соединений между элементами сети, предоставление сетевых ресурсов пользователям и т.д.

Управление устранением неисправностей включает обнаружение, локализацию, регистрацию и устранение неисправностей в сети и т.д.

Управление качеством передачи включает сбор, обработку, регистрацию, храпение и отображение статистических данных о функционировании сети и ее элементов, анализ качественных показателей и т.д.

Управление расчетами включает сбор и учет предоставляемых услуг связи, начисление платы за их использование, подготовку, рассылку и контроль оплаты счетов и т.д.

Управление защитой информации включает (обеспечение конфиденциальности и целостности передаваемой информации, выдачу сигналов тревоги при несанкционированном доступе к информации и т.д.

На каждом уровне управления функции по управлению выполняются определенными организационно-техническими структурами (например, службами предприятий) в разном функциональном объеме в зависимости от содержания решаемых задач.

Омск 2012

1. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Назначение и основы организации технической службы ГПС

1.3. Силы и средства технической службы

1.4. Функции подразделений и обязанности должностных лиц

2. Организация эксплуатации пожарной техники

2.1. Общие положения

2.2. Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

2.3. Учет пожарных автомобилей и их работы

2.4. Техническое обслуживание пожарных автомобилей

2.5. Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

2.6. Пост технического обслуживания пожарной части, пост мойки и уборки пожарных автомобилей

2.7. Порядок представления пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание

2.8. Порядок планирования, проведения и учета технического обслуживания

2.9. Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобилей

2.10.Ремонт пожарных автомобилей

2.11. Правила эксплуатации автомобильных шин, аккумуляторных батарей и спидометрового оборудования

2.12.Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации пожарных в холодное и теплое время года

2.13.Диагностирование технического состояния пожарных автомобилей и оборудования

2.14.Консервация пожарных машин

2.15.Передача и списание пожарной техники

3. Требования безопасности при эксплуатации пожарной техники

4. Производственная деятельность отряда (части) технической службы

5. Безопасность движения пожарных автомобилей

5.1. Классификация происшествий с пожарными автомобилями, причины и мероприятия по их предупреждению

5.2. Служебная проверка происшествий с пожарными автомобилями

5.3. Учет и отчетность о дорожно-транспортных происшествиях в ГПС

5.4. Кабинеты безопасности движения

6. Подготовка водителей пожарных автомобилей

7. Материально-техническое обеспечение подразделений ГПС и порядок предъявления претензий и рекламаций

8. Изобретательская и рационализаторская работа в подразделениях ГПС

9. Контроль и оценка состояния технической службы

Приложения.

1. Акт приема, передачи пожарного автомобиля (агрегата)



2. Перечень систем, узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения, топливную экономичность и состояние окружающей среды

3. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники

4. Эксплуатационная карта

5. Карточка учета работы автомобильной шины

6. Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи

7. Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля

8. Форма путевого листа грузового и легкового автомобиля

9. Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей

10. Перечень операций ТО пожарных автомобилей

11. Годовой план-график технического обслуживания (ТО-2) пожарных автомобилей

12. Периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей

13. Районирование территории России по природно-климатическим условиям

14. Перечень оборудования, приспособлений и инструмента мастерской (поста) технического обслуживания пожарных частей

15. Классификация условий эксплуатации

16. Акт сдачи (выдачи) пожарного автомобиля (агрегата) на техническое обслуживание или ремонт

17. Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей

18. Примерный перечень составных частей (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машин, рекомендуемых для включения в оборотный фонд

19. Примерный перечень и количество оборотных агрегатов на 100 единиц машин

20. План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов

21. Нормы пробега пожарных автомобилей и моторесурс их основных агрегатов до капитального ремонта

22. Перечень диагностического оборудования для постов технического диагностирования подразделений ТС

23. Перечень диагностического оборудования для постов ТО пожарных частей

24. Дефектовочная ведомость

25. Форма плана организации работ по подготовке машин к кратковременной или длительной консервации в подразделении ГПС

26. Производственная программа подразделения ТС

27. План-задание подразделения ТС

28. План организационно-технических мероприятий

29. Книга заказов

30. Примерный перечень производственных участков (постов) в отрядах (частях) технической службы

31. Наряд - задание

32. Наряд-задание на выполнение ТО (ремонта) транспортного средства

33. Табель

34. Справка о выполнении заданий рабочими

35. Годовой план эксплуатации (использования) транспортных средств

36. План эксплуатации (использования) транспортных средств

37. Книга заявок на выполнение работ

38. Карточка учета оборотного агрегата

39 . Лимитная карточка автомобиля

40 . График планово-предупредительного ремонта и обслуживания оборудования

41. Порядок анализа производственной деятельности подразделения ТС

42. Журнал учета дорожно-транспортных происшествий и принятых мер по их предупреждению

43. Донесение о дорожно-транспортном происшествии на подведомственном транспорте

44. Форма годовой статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям

45. Перечень оборудования и приводов для кабинетов безопасности движения подразделений ГПС

46. Акт снятия остатков топлива и смазочных материалов

47. Отчет о расходе ГСМ и работе автотехники

Настоящее Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации* определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации**.

Действие Наставления распространяется на личный состав органов управления и подразделений ГПС, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные понятия

В Наставлении применяются следующие понятия:

техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.

В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.

производственная деятельность подразделений ТС - вид деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом и изготовлением отдельных видов пожарной техники.

пожарная техника - технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара;

пожарная машина - транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для обеспечения боевых действий на пожаре.

пожарный автомобиль - пожарная машина на шасси автомобиля;

эксплуатация пожарной техники использование, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение пожарной техники;

Назначение и основы организации технической службы

1.2.1. В Наставлении изложены основные положения по эксплуатации пожарной техники, находящейся на вооружении подразделений ГПС, определены задачи службы, функции отделов (отделений) пожарной техники, отрядов и пожарных частей, обязанности и права должностных лиц.

1.2.2. В состав технической службы включаются отделы (отделения) пожарной техники органов управления ГПС, подразделения ТС. В составе подразделений ТС могут создаваться отдельные посты ТС: по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, станции диагностики, гарнизонные базы обеспечения, кустовые пункты по отгрузке запасных частей и техники.

1.2.3. Основными задачами технической службы ГПС являются: обеспечение технической готовности пожарной техники, средств

связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;

материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;

организация эксплуатации пожарной техники.

1.2.4. Ответственность за организацию ТС возлагается на начальников управлений, отделов ГПС и начальников (командиров) управлений, отделов, отделений и воинских частей Первого управления ГУГПС МВД России*.

1.2.5. Техническая служба может создаваться на постоянной штатной основе и на нештатной основе.

Техническая служба на постоянной штатной основе создается решением МВД России по представлению соответствующих органов управления ГПС.

Нештатная техническая служба создается территориальными органами управления ГПС в порядке, предусмотренном Уставом службы пожарной охраны.

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПА определяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также: 2 – отдельные посты ТО;
3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и
6 – пункт отгрузки запасных частей.



Рис. 14.2. Состав технической службы:

1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО;
4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения;
6 – пункт отгрузки запасных частей

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).

Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.

Объем задач технической службы. Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах
60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в
5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА
в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.



Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.

Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

(14.1)

где n g – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);
Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч; n п – количество пожаров в году;
Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять,
а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шасси
Т ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. Выразим Т то-1 через трудоемкость ТО-2. Примем
Т то-1 = (1/3 – 2/3)Т то-2 , Т со = 0,2Т то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е. К ТР = 1,2. При этом из П 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит
(53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения
(25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

.

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.

Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.


Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)

Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

14.1 Техническая служба как система управления

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПАопределяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТСсоставляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы(рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также:2 – отдельные посты ТО;3 – рукавный пост;4 – пост диагностики;5 – гарнизонная база МТО и6 – пункт отгрузки запасных частей.

Рис. 14.2. Состав технической службы:

1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения; 6 – пункт отгрузки запасных частей

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).

Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.

Объем задач технической службы.Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах 60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в 5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.

Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.

Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

(14.1)

где n g – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч;n п – количество пожаров в году;Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять, а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шассиТ ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. ВыразимТ то-1 через трудоемкость ТО-2. ПримемТ то-1 = (1/3 – 2/3)Т то-2 ,Т со = 0,2Т то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е.К ТР = 1,2. При этом изП 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит (53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения (25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

.

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.

Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.

Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)

Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.