Привлечение к уголовной ответственности не гражданина рф. Совершение иностранным гражданином преступления на территории рф. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции

Посещение любого государства требует от путешественника базовых знаний его законов и социального уклада. Как гласит мудрость, незнание не освобождает от ответственности. И РФ в этом не исключение. Часто иностранные мигранты попадают в неприятные ситуации, связанные с нарушением режима пребывания, регистрацией и учетом. Но иногда их поступки намного серьезнее и классифицируются как преступные действия. Наступит ли ответственность, и как это работает на практике?

Ответственность для иностранцев

Как и россияне, лица, имеющие другое подданство либо без гражданства, за совершенные проступки несут наказание. Это закреплено федеральным законодательством (статья 115). Меру порицания определяет административный и уголовный кодекс.

Административные наказания

Ответственность административного характера наступает независимо от статусной принадлежности, пола, вероисповедания, за нарушение нормативно-правовых актов на территории государства. Практически всегда мера наказания мало чем отличается от тех санкций, которые применяются непосредственно к россиянам — с единственным отличием, что в последнем случае будет заведено исполнительное производство, а в ситуации с иностранцем – штрафные санкции или административное выдворение.

Привлечь к такого рода ответственности подданного другой страны, если он имеет дипломатический статус или состоит на государственной службе у себя на родине – нельзя. Запрет накладывает действующая венская конвенция. К зарубежным юридическим субъектам делопроизводство осуществляется на стандартных основаниях.

Уголовный кодекс

Под действие уголовного кодекса попадают деяния, направленные против государственных интересов страны. Зарубежный подданный, совершивший преступление в РФ, или за ее пределами, но при этом его действие имеет тот же характер, и угрожает политическим, экономическим или иным интересам России, ставит под сомнение сохранение ее целостности и территориальных пределов, представляет угрозу населению страны, он будет нести уголовную ответственность по нашим законам. Если лицо находится за границей, правоохранители через дипломатическое ведомство могут затребовать его выдачу.

Какое предусмотрено дополнительное наказание?

Кроме радикальных принципов воздействия, рассмотренных в предыдущем разделе данной статьи, к человеку, преступившему закон, могут быть использованы и более лояльные, но вместе с тем, действенные варианты наказания. По российским законам это может быть:

  • вынужденная депортация – суд выносит решение и определяет срок, в течение которого ответчик обязан покинуть территориальные границы государства. Оплачивать все расходы будет он сам. После этого в течение некоторого срока на повторный въезд в Россию ему будет наложен официальный запрет;
  • выдворение – процедура, аналогичная депортации, но с принудительным характером ее проведения. Иностранного подданного сотрудники ФМС сопроводят до пограничной зоны (за средства нарушителя). Запрет на въезд в этом случае будет более долговременным;
  • внесение в базу ФМС – это так называемый, черный перечень. Единожды туда попав, человек навсегда лишается права посещения РФ.

Ответственность для граждан РФ за границей

Бывают ситуации, когда наши соотечественники, пребывая в зарубежных странах, так же совершают противоправные действия. Какие варианты могут быть использованы по отношению к ним? Способы воздействия на нарушителя, а так же мера и сроки наказания, напрямую зависят от статуса гражданина России. Попробуем в этом разобраться.

К примеру, лицо, совершившее преступление, является военнослужащим Вооруженных Сил РФ или официально уполномоченным представителем, действующим от имени и в интересах своего государства. В данной ситуации мера наказания за проступок, предусматривающий уголовную ответственность, определят российские правоохранители в рамках действующего законодательства.

Справка! Если человек находится за границей как частное лицо и совершает там преступление, то способы воздействия назначаются применительно к нему, лишь пока судебные структуры той страны еще не дали официального решения по данному факту. В ситуации, когда резидент РФ уже получил наказание за границей, и оно было приведено в исполнение, по факту его возвращения домой, законодательных претензий от отечественных правоохранителей к нему быть не должно.

Бывают ли исключения?

Из действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих действия законодательной власти, есть исключения, попадающие под компетенцию международных пактов и соглашений, а так же в рамках двусторонних договоренностей зарубежного государства и Российской Федерации.

Следовательно, если действия нарушителя попали под любую поправку или требование договора, то сначала по отношению к ним будут вынесены специальные условия, и лишь потом – общие правила. Особенно это касается политических и экономических преступлений, нелегального пересечения территориальных пределов, мошеннических действий, подозрений в терроризме.

Отдельная категория граждан – лица, обладающие дипломатической неприкосновенностью. Их иммунитет запрещает привлекать человека к любым мерам воздействия и гарантирует им 100% неприкосновенность. Их дела будут рассматривать только на родине после проведения процедуры официальной выдачи преступника российским властям.

Заключение

Иностранный подданный, который виновен в действиях, попадающих под трактовку нарушения закона, в обязательном порядке будет привлечен к ответственности в соответствии с российскими нормативными документами и базовыми положениями. Никаких поблажек ввиду его статусной принадлежности, не предусмотрено.

Из этого видео вы узнаете, какие документы должны быть в обязательном порядке у иностранного гражданина, который находится на территории РФ:

Внимание!

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать - напишите вопрос в форме ниже:

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ

В ч. 1 ст. 12 УК РФ закреплен принцип гражданства действующего уголовного закона. Граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать ее законы вне зависимости от места их нахождения. Поэтому, даже если ими совершено преступление вне пределов Российской Федерации, они несут уголовную ответственность по УК РФ.

Однако в этой ситуации ответственность может иметь место только в том случае, если деяние, совершенное указанными выше гражданами, признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Таким образом, действующий УК РФ, во-первых, исключает возможность неоправданного осуждения за деяния, не признаваемые преступлением за границей, и во-вторых, исключает возможность повторного осуждения за одно и то же преступление.

Следует иметь в виду, что уголовно-правовые нормы в законодательстве различных стран отличаются значительным разнообразием. Это касается и признания преступными тех или иных деяний, и формулирования признаков преступлений, т.е. определения их содержательной стороны. Поэтому уголовная ответственность за преступления, совершенные за границей, может наступать только в тех случаях, когда совершенное деяние признается преступлением и уголовным законодательством России, и уголовным законом иностранного государства.

При совершении преступления за границей гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории России, эти лица, если они не были осуждены за границей, могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории России и осуждены. Однако при таком осуждении назначенное им наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства. Таким образом, суды Российской Федерации должны учитывать зарубежное законодательство. Здесь законодатель исходит из принципа справедливости, поскольку явно несправедливым было бы назначать более строгое наказание, по сравнению с тем, какое могло бы быть назначено по месту совершения преступления, хотя следует заметить, что во многих случаях уголовным законодательством зарубежных стран предусматриваются, в сравнении с УК РФ, более строгие меры наказания за аналогичные преступления.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Юрисдикция Российской Федерации в отношении военнослужащих обусловлена прежде всего спецификой воинской службы, доступом военнослужащих к особой информации и т.д.

Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок реализации уголовной ответственности:

По делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав войск (сил), или членами их семей вне пределов дислокации, применяется законодательство страны пребывания, действуют ее суды, прокуратуры и другие компетентные органы;

По делам о преступлениях лиц, входящих в состав войск, и членов их семей, совершенных в местах дислокации либо при исполнении служебных обязанностей, а также по делам о воинских преступлениях применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее прокурорские, судебные и другие компетентные органы.

Часть 3 ст. 12 УК РФ построена с учетом универсального и реального принципов. Содержание первого состоит в том, что уголовной ответственности по УК РФ подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Этот принцип основан на международных обязательствах Российской Федерации по борьбе с наиболее опасными преступлениями, такими как терроризм, геноцид, угон воздушного судна, фальшивомонетничество, преступлениями, связанными с незаконными действиями с наркотическими средствами, и другими опасными преступлениями. Такого рода преступления относят к категории так называемых конвенционных преступлений, в связи с тем что государства - участники соответствующих международных соглашений принимают на себя обязательства по противодействию им, в том числе и обязательства по установлению за совершение таких деяний уголовной ответственности в национальном законодательстве.

Только на основе универсального принципа возможна организация совместной борьбы, координация действий в отношении преступлений указанной выше категории.

Реальный принцип, нашедший свое закрепление в ч. 3 ст. 12 УК РФ, состоит в распространении юрисдикции уголовного закона Российской Федерации на случаи, когда причиняется вред ее интересам вне зависимости от того, что преступление было совершено за пределами нашей страны. Согласно этой норме иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации. Все иные принципы не учитывают того, что реальный вред интересам Российской Федерации может быть причинен и деяниями, совершенными за границей. В этой связи реализация охранительной функции уголовного закона потребовала именно такого решения. При этом следует иметь в виду, что к интересам Российской Федерации относятся не только интересы государства, но и интересы личности граждан России.

Как и в предыдущих случаях, применение положений ч. 3 ст. 12 УК РФ возможно лишь при условии, если совершившие преступления лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 12 УК РФ

1. В ч. 1 ст. 12 закреплен принцип гражданства, согласно которому действие уголовного закона распространяется на строго определенный в законе круг лиц - граждан РФ и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства.

2. Принцип гражданства вступает в действие при наличии следующих условий:

Совершение преступления на территории иностранного государства;

Совершение преступления против интересов, охраняемых УК;

Деяние признается преступлением по УК, и при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления;

В отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

3. В ч. 2 ст. 12 предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Принцип специальной миссии вступает в действие при совершении преступлений следующих категорий:

Против военной службы (гл. 33 УК);

Общеуголовных, совершенных на территории воинских частей против военнослужащих или иных граждан РФ.

За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

4. Принцип защиты действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12. Для его применения необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если:

Привлекаются к ответственности на территории РФ;

Преступление совершено на территории иностранного государства, приговор по которому в иностранном государстве не вынесен; преступление направлено против интересов РФ.

5. Согласно принципу универсальной юрисдикции иностранный гражданин и лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Принцип универсальной юрисдикции действует, если:

Лицо привлекается к ответственности на территории РФ;

Преступление совершено на территории иностранного государства;

Лицо не было осуждено в иностранном государстве;

Совершено международное преступление или преступление международного характера.

К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др.

Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующего государства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" от 25 апреля 1995 года) Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. - М., 1995. С.623-625..

Если иностранный гражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то для российских органов предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.

В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами о правовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции и договорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительного расследования.

При направлении органами предварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием - отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.

Таким образом, в постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: "отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом".

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса - иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.

В международном праве, как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным См., например, ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д.. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова - СПб.: Питер, 2003. - 1008 с., С.48.

В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делу необходимо провести все следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление виновного, собирание доказательств и установление всех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затем приостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясно выраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будет получено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующее государство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо, производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовное преследование по рассмотренным нами выше правилам.

На основании изложенного можно прийти к выводу о необходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: "5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности - иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом", а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: "… По основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока" и ч.5 ст. 208 УПК РФ: "До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности".

Гражданство — стандартный блок 1 Исключения Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран. Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила.

Статья 13. выдача лиц, совершивших преступление

Однако оно не требуется, например, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства постоянно или временно проживает в РФ; является аккредитованным в РФ журналистом; обучается в РФ и выполняет работы в течение каникул или работает в свободное от учебы время в составе учебно-вспомогательного персонала в том образовательном учреждении, в котором обучается.Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют право избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, а также участвовать в референдумах РФ. На них не распространяется всеобщая воинская обязанность.Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса гражданина РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.

Какая уголовная ответственность иностранных граждан в рф

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (АПАТРИДЫ) В РОССИИопубликовано в журнале «Законы России: опыт, анализ, практика» в 2006 году №8 1. Правила пребывания (проживания), статус. После принятия Федерального закона 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» можно говорить о двух категориях иностранных граждан и апатридов — иностранные граждане и лица без гражданства государств, входивших в состав СССР и так называемого дальнего зарубежья. Иностранные граждане и лица без гражданства в принципе равны в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации.

Они только обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту своего пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. Но есть такие территории, организации и объекты, которые закрыты для свободного посещения, и въезжать туда можно только по специальным разрешениям.

Если иностранный гражданин совершил преступление на территории рф

Ответственность для граждан РФ за границей Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ. Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.
Инфо Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.

Если гражданин рф совершил преступление на территории иностранного государства

Военный корабль или воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ. Принцип территориальности имеет исключение. Это ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ, то есть внеземельность.


Инфо

Это исключение называют дипломатическим или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям. Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительства, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям.


Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей.

Если иностранные граждане совершили преступление на территории рф

Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств. Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Внимание

Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания. Как правило, люди, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушений законов РФ, например совершения шпионажа, объявляются персоной “нон грата” и выдворяются за пределы России. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ст.


12 УК РФ). Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся: 1)главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители; 2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; 3)первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

В частности, здесь применимы положения Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.Наделение привилегиями и иммунитетами дипломатического представительства и его персонала, имеющих дипломатический ранг, объясняется тем, что они олицетворяют собой суверенное государство, которое не может подчиняться власти другой страны. Главы представительств или члены дипломатического персонала представительства неприкосновенны. Они не подлежат аресту или задержанию.

Если лицо совершило деяние, которое в стране пребывания не признается преступлением, но считается таковым в Российской Федерации, то привлечение его к ответственности было бы неоправданным. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений (посягательство на личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетничество и другие) преследуются уголовным законодательством всех государств. В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран.

Если же российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В наши дни английский суд рассматривает дело жителя Англии, совершившего в годы войны преступления в Белоруссии. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий. Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности). Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; 3)исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 4)Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом.

Уголовная ответственность граждан, проживающих в РФ и совершивших преступление вне ее пределов.

УК РФ 12 статьей закреплены нормы закона о привлечение к ответственности российских граждан, совершивших преступление, находясь в зарубежных странах.

Здесь имеет место принцип национальности и гражданства людей, какие совершили преступления в том или ином виде, по которому нормы УК РФ распределяются в пространстве. Смысл в том, что для граждан РФ, где бы они не находились, применяется законодательство России. За преступление, которое совершено русскими гражданами, даже если они находятся вне территории родины, привлекаются нести уголовную ответственность по УК РФ, так что наказание их ждет по российскому закону.

Конституция России дает основное понятие о том, что нельзя нести ответственность за одно преступление дважды.

Основываясь на главный закон страны, уголовным кодексом предусмотрено:

  • привлечение граждан, совершивших преступления вне РФ, а также людей, не имеющих гражданства вообще, но живущих в России, возможно лишь только, если они не были уже приговорены к наказанию за содеянное преступление в зарубежной стране;
  • только в том случае, когда действия граждан признаны преступными на территории государства, где они были совершены, привлечение к уголовной ответственности необходимо.

Если после того, как российским гражданином было совершено преступление, он вернулся в Россию, его могут привлечь нести ответственность, и это будет соответствовать законодательству, но не более пределов мер, принимаемых в стране, где совершено преступление.

Следует, однако, учитывать, что при осуждении граждан, совершивших преступные деяния вне родины, берется к вниманию, какие меры могли бы быть применены за содеянное преступление в стране, где совершен сам факт преступления. Максимальное наказание ни в коем случае не может превышать наказания, предусмотренного в зарубежье в таких случаях.

Уголовная ответственность военнослужащих РФ, совершивших преступление вне пределов страны.

В тех случаях, когда россияне, проходят службу в воинских частях, которые дислоцируются вне России на территории иностранного государства и совершили преступление, то уголовная ответственность наступает в особом порядке согласно второй части двенадцатой статьи УК РФ.

Условиями международных соглашений предусматривается определенный порядок, которому следуют в случаях, когда преступление совершено российским военнослужащим вне пределов родины.

Привлечение российских военнослужащих к уголовному наказанию может быть как по Российскому законодательству, так и по законодательству страны, в которой было совершено преступление во время пребывания на службе.

Это будет зависеть, направлено ли преступление против самой службы, должностное преступление, которое само собой подлежит расследованию и наказанию согласно юрисдикции России.

Если же преступление, которое совершил этот военнослужащий, произошло вне пределов территории воинской части и носит криминальный характер, то он несет ответственность и осужден по законодательству государства, где пребывает и совершено преступное деяние.

Кроме того, если будет оговорено в межправительственных договорах России и страны, где дислоцируется воинская часть, то гражданский персонал, работающий в воинской части, дислоцированной за границей и члены семей военнослужащих, проживающие вместе с ними, привлекаются к уголовной ответственности в том же порядке, что и несущие службу.

Если уголовное преступление военнослужащим вроде бы совершено и против государства зарубежного, но международный договор не подписан, он понесет наказание опять-таки по российскому законодательству.

Практически не найден однозначный подход привлечения к ответственности, если на военную службу русского воинского формирования приняты граждане страны, в которой дислоцируется воинская часть и наоборот, когда российские граждане поступают на службу чужой страны.

Уголовная ответственность российских граждан, проживающих вне пределов РФ и совершивших преступление.

Если граждане России, которые временно или постоянно живут вне пределов России, в дальнем или ближнем зарубежье, совершают уголовное преступление, ответственность они несут по законам страны проживания и совершения деяний.

В таких случаях, даже если после содеянного преступления они вернулись на историческую родину, по запросу государства, где было совершено преступление, они могут быть выданы и нести ответственность, отбывать реальное наказание.

Когда преступление совершено лицом, которое живет постоянно за границей направлено против России, то и наказание российского гражданина должно быть по российскому законодательству.

Согласно международным соглашениям Россия может затребовать выдачи этих граждан на родину для привлечения к ответственности.

Выдача преступников, если их действиями были затронуты интересы России или личные интересы российского гражданина оговариваются во всевозможных международных соглашениях.

Международным правом на сегодняшний день утверждена возможность предоставления иностранцам, так называемого политического убежища в тех случаях, когда идут гонения и явные преследования человека и членов его семьи по политическим взглядам или религиозным убеждениям.

При совершении общепризнанных уголовных преступлений (убийство, нанесения тяжких тяжелых повреждений, вымогательство и других) преступники не могут пользоваться правами политического убежища.

К единому мнению понятия формулировки политическое убежище прийти сегодня на практике не получается. В жизни получается решение вопроса о выдаче человека по запросу другой страны для привлечения к ответственности или предоставление ему политического убежища решается индивидуально в каждом случае. К учету принимается политическая и правовая оценка сложившейся ситуации.

Политическое убежище в РФ может быть предоставлено только по Указу Президента России.