Тсж на просвет. Чем занимается жилищная инспекция: взаимодействие УК и ГЖН Кто осуществляет контроль за деятельностью тсж

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

В рамках Мосжилинспекции в столице создана отдельная инспекция для контроля за деятельностью управляющих компаний. Уже в ближайшие дни она начнет прием заявлений от москвичей. Что же заставило столичные власти пойти на такой шаг? Об это корреспонденту "РГ" рассказал заммэра Москвы руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков.

Российская газета: Петр Павлович! В стране устраняются административные барьеры, сокращается чиновничий аппарат. А столица в это время создает новую инспекцию с численностью более чем в 200 человек. Какая необходимость заставляет плодить контролеров?

Петр Бирюков: Судя по тому, сколько у москвичей нареканий к управляющим их домами компаниям, такая инспекция была нужна давно, да город не имел права создать ее. И вот, наконец, приняты два важнейшие закона. Первый - это ФЗ N 123 от 4 июня "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", который позволяет сегодня решить многие проблемы. Например, в нем прописаны вопросы управления домами-новостройками, создания одного товарищества собственников жилья на несколько многоквартирных домов, установлены требования к председателю и членам правления ТСЖ, чего прежде не было. Кроме того, предусмотрен минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, введен институт совета дома и ряд других положений. Отсутствие всех этих норм обернулось множеством нарушений в столице при создании ТСЖ, появлением среди них "липовых" товариществ, 700 из которых пришлось ликвидировать с помощью судов. Процесс этот был длительным и трудным еще и потому, что городские власти мало чем могли помочь собственникам жилья в борьбе с мошенниками, которые рвались не столько к управлению домами, сколько к сбору денег с населения в свой карман - у нас просто не было на этот счет полномочий. Теперь же благодаря принятию еще одного закона - N 242 от 18 июля 2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" субъекты РФ получили право контроля в сфере управления многоквартирными домами. Введено даже такое понятие, как "государственный жилищный надзор". Вот именно им и займется только что созданная инспекция.

РГ: Кто возглавил ее?

Бирюков: Раиса Алексеевна Павлова. Человек с большим опытом работы в этой сфере. До этого она была заместителем руководителя Мосжилинспекции, а еще раньше - главой управы района, а потому об управлении домами и наиболее типичных проблемах их жителей знает не понаслышке.

РГ: А как сейчас вы оцениваете ситуации с ТСЖ в Москве?

Бирюков: Сразу после своего прихода мэр Москвы Сергей Семенович Собянин потребовал от нас навести порядок в этой сфере. Мы встретились практически с жителями каждого из товариществ, в которых были конфликтные ситуации. Затем в каждом округе провели расширенные коллегии префектур, на которые пригласили представителей жилищных объединений. На этих встречах обсудили все, что волновало москвичей: вопросы предоставления помещений для правления, межевания придомовых территорий, возврата нежилых помещений в состав общего имущества дома и так далее. Более чем в 1200 товариществах заменили председателей ТСЖ из числа работников ГУИСов на жителей данных домов.

РГ: Значит, сейчас все в порядке?

Бирюков: К сожалению, нет. Например, по закону любая управляющая компания обязана представлять жителям полную информацию о своей финансовой деятельности. Какие тарифы установлены, на что тратятся собранные с жителей средства и полученные от города субсидии и так далее. В общем, всю подноготную, никаких секретов от москвичей у них не должно быть. В Москве же 200 домов из 32 тысяч до сих пор такой информации так и не представили. Казалось бы, ну что такого: всего 3 процента домов! Но ведь в них живут тысячи москвичей! Поэтому я надеюсь, что новая инспекция все-таки добьется того, чтобы все без исключения компании выполняли закон и их деятельность была прозрачной.

РГ: А если инспектора обнаружат разворовывание средств - самое характерное нарушение?

Бирюков: Передадут имеющиеся у них материалы в правоохранительные органы.

РГ: Что еще инспекция имеет право проверить?

Бирюков: До 1 марта 2012 года она обязана по закону проверить легитимность всех созданных ТСЖ. То есть полностью всю документацию - решение о создании товарищества, его устав и любые изменения, если они были, и соответствие их действующему законодательству, а так же условия договора на управлением многоквартирным домом и его правомерность. Ну, и самое главное, конечно, это состояние жилищного фонда.

РГ: Вы уже сказали, что в Москве 32 тысячи многоквартирных домов, примерно 45 процентами которых управляют ТСЖ, ЖСК и ЖК, 27 процентами - государственные организации, а 9, 5 процента - частные управляющие компании. Разве у инспекции из 200 человек дойдут до каждой из этих организаций руки, чтобы реально держать деятельность такого количества организаций под контролем?

Бирюков: В каждом округе будет действовать территориальное подразделение инспекции. Именно его сотрудники будут заниматься проверками по заявлениям горожан, обследованиями, составлять протоколы об административных нарушениях, выдавать предписания об их устранении.

что такое сро