Контроль лицензий. Лицензионный контроль за фармацевтической деятельностью. Типичные нарушения. Требования к персоналу. Нарушения лицензионных требований

Напоминаем, что все УК должны соблюдать лицензионные требования по управлению МКД согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепленному в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года .

Что это значит? Это значит, что когда управляющая компания обращается в орган ГЖН с просьбой включить МКД в реестр лицензий, то ведомство должно осуществить проверку полноты раскрытия информации и достоверности предоставленных в заявлении и приложенных документах сведений.

Также Минстрой ссылается на то, что в перечне документов должны быть в обязательном порядке приложены копии протоколов ОСС , договора управления, который подписан в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Если же управляющая компания была выбрана посредством открытого конкурса, то должна быть обязательно приложена копия протокола конкурсной комиссии и договора управления, который подписан управляющей компанией.

Если управляющей компании удастся подтвердить полноту и достоверность предоставленных сведений, то соответствующие изменения будут внесены в реестр лицензий. Эта норма отражена в ФЗ №255 от 21.07.2014 года . Если орган ГЖН выявит расхождения или неполноту раскрытия информации, то будет назначена и проведена проверка на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом ведомства.

Также Минстрой напомнил всем управляющим компаниям об изменениях, которые внесены Федеральным законом №176 от 29.06.2015 года в действующую редакцию ЖК РФ и которые ужесточают ответственность за фальсификацию протоколов ОСС. Этот закон придает протоколу ОСС статус официального документа, за фальсификацию которого может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Мы не будем останавливаться на этом подробно, так как посвятили этой теме отдельную статью.

Проверка расчетов УК с РСО по коммунальным ресурсам

Данная проверка проводится органом ГЖН в рамках осуществления лицензионного контроля. Как гласит подпункт “б” п.3 Положения о лицензировании , исполнение УК взятых на себя обязательств по договору управления МКД относится к числу лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ . В рамках реализации этой статьи Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года определены Правила осуществления деятельности по управлению МКД.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

В рыночных условиях происходит усложнение фармацевтической деятельности. Это связано с финансово-хозяйственной деятельностью как отдельных аптечных организаций, так и аптечных сетей различных форм собственности. В связи с этим потребность государственного регулирования видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств не только не снижается, но значительно возрастает.

Контроль за соблюдением норм и правил в сфере регулируемых ви дов деятельности осуществляют органы надзора и контроля. С началом реализации административной реформы вопросы лицензирования в сфере обращения лекарственных средств переданы на федеральный уровень, а лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Функции надзора и контроля в сфере фармацевтической деятельности разделены: Минздравсоцразвития России разрабатывает и утверждает нормы и правила, регламентирующие деятельность в сфере обращения лекарственных средств, а Росздравнадзор в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 323 контролирует их выполнение, используя различные виды и методы надзора и контроля, в том числе и лицензионный контроль.

В связи с этим лицензионный контроль должен рассматриваться как специфическая управленческая деятельность, одна из основных функций и постоянно действующий и эффективный фактор управления. В Федеральном законе от 02.07.2005 г. № 80-ФЗ лицензионному контролю посвящена отдельная статья (ст. 12 «Лицензионный контроль»). Она изложена в редакции, существенно отличающейся от аналогичной статьи закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г.

№ 128-ФЗ. В соответствии с данной статьей лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Формами контроля являются предварительный контроль (на этапе получения лицензии) и последующий контроль за соблюдением владельцами лицензий тех условий, на которых они были выданы. С учетом накопленного опыта работы лицензионных комиссий и полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере лицензирования фармацевтической деятельности можно выделить следующие задачи и принципы организации лицензионного контроля:

  • -формирование тактики организации и методологии государственного лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
  • - определение совершенствования механизма лицензионного контроля;
  • - согласование практических мероприятий между Росздравнадзором, другими министерствами и ведомствами в целях исключения дублирования и параллелизма при осуществлении лицензионного контроля;
  • - утверждение планов совместных проверок с другими ведомствами (МВД, прокуратура, Госнаркоконтроль и др.), проводимых по решению Росздравнадзора.

Принципы организации лицензионного контроля можно сформулировать следующим образом: независимость, которая должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа и закреплением статуса инспекторов (экспертов) в нормативном акте; компетентность и объективность - неукоснительное соблюдение экспертами действующего законодательства в сфере лицензирования, высокий профессиональный уровень работы экспертов на основе установленного порядка проведения лицензионного контроля; гласность - постоянная связь экспертов лицензионных комиссий с представителями общественного контроля и средствами массовой информации; обоснованность и доказательность информации, приводимой в актах проверок; согласованность действий различных контролирующих органов.

Центральной лицензионной комиссией по фармацевтической деятельности Росздравнадзора продолжается работа над предложениями по совершенствованию правовой базы лицензионного контроля и механизмов контроля предпринимательской деятельности в сфере обращения лекарственных средств.

Порядок осуществления лицензионного контроля закреплен в ст. 19 Закона N 99-ФЗ. Так, Законом установлено, что контролирующий орган, которым в данном случае является лицензирующий орган, проводит проверки в отношении лицензиата и соискателя лицензии.

Проверки могут быть документарные, внеплановые выездные (в отношении соискателя лицензии и лицензиата), а также плановые (в отношении лицензиата). Внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии осуществляются без согласования с органами прокуратуры (ч. 2 ст. 19 Закона N 99-ФЗ). В соответствии с ч. ч. 6 и 12 ст. 19 указанного Закона внеплановые выездные проверки в отношении лицензиата также проводятся без согласования с органами прокуратуры. Исключение составляют случаи проведения такой проверки на основании обращения или заявления граждан или юридических лиц и иных лиц (п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона). В указанном случае внеплановую выездную проверку можно проводить без предварительного уведомления проверяемого.

Плановая проверка осуществляется в соответствии с ежегодным планом, который разрабатывает лицензирующий орган. В Законе N 99-ФЗ перечислены основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок. В соответствии с ч. 9 ст. 19 указанного Закона такими основаниями являются:

  • · истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
  • · истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
  • · истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Внеплановая выездная проверка лицензиата может проводиться по следующим основаниям (ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ):

  • · истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения;
  • · поступление в лицензирующий орган обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • · истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  • · наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • · наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.

В Законе указано, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности должен устанавливаться соответствующим положением о лицензировании. При этом в соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

  • · возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • · человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений и документов, с использованием сети Интернет в соответствии с российским законодательством, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

Управляющей организации предписано устранить нарушения лицензионных требований, назначен административный штраф

Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований

1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных и настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть установлено, что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки не проводятся или что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, плановые проверки лицензиатов не проводятся в зависимости от отнесения деятельности лицензиатов и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

9. Плановые проверки лицензиатов проводятся:

1) не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии;

3) в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода;

4) в соответствии с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации для плановых проверок лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

12. Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. 15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

1. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Комментарий к статье 12

1. Целью разрешительного механизма государственного регулирования является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Лицензирование как раз и является способом государственного контроля, позволяющим преграждать дорогу в хозяйственный оборот предпринимателям, сомнительным в правовом и экономическом отношении. Согласно п. 1 комментируемой статьи целями лицензионного контроля является проверка:

Полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах и возможности выполнения им лицензионных требований и условий,

Сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионный контроль, являясь одной из разновидностей управленческого контроля в сфере экономики, пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде деятельности лицензирующих органов, направленной на выявление допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий. Цели лицензионного контроля предопределяют выделение определенных стадий контроля: предварительного (осуществляется до принятия решения о предоставлении лицензии в отношении соискателей лицензии) и последующего контроля (осуществляется после процедуры предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии в отношении лицензиатов). Такое выделение условно, поскольку стадия предварительного контроля, включающая в себя проверку комплекта необходимых документов до выдачи лицензии, сочетается с возможностью последующих проверок реального соблюдения лицензиатом условий, на которых выдано разрешение. Тем не менее данное деление будет использовано в рамках комментария к данной статье в связи с удобством изложения материала.

Согласно п. 2 комментируемой статьи способом осуществления лицензионного контроля, независимо от того, на какой стадии процесса лицензирования он осуществляется, является проверка указанных сведений путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Сопоставление сведений предполагает сравнительный анализ информации, содержащийся в различных официальных источниках в целях выявления тождества или различий в указанных сведениях. Предметом сопоставления является:

во-первых, информация, содержащаяся в заявлении соискателя лицензии о предоставлении лицензии и представляемых им в лицензирующий орган комплекта документов, информация, содержащаяся в заявлении лицензиата, его правопреемника о переоформлении документа, подтверждающего наличие документа и прилагаемых к нему документов, а также иная информация, содержащаяся в лицензионных делах (см. комментарий к п. 3 ст. 10 Закона);

во-вторых, информация, содержащаяся в Единых государственных реестрах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Однако законодательством устанавливаются определенные ограничения в отношении отдельных видов информации. Так, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются лицензирующему органу по запросу, составленному в произвольной форме в виде выписки из соответствующего государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Кроме того, сведения, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Указанная информация из государственных реестров предоставляется лицензирующим органам бесплатно (п. 22 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (в ред. от 27.07.2007).

2. Более конкретные нормативные положения о порядке и способах как предварительного, так и последующего контроля содержатся в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и иных ведомственных нормативных актах.

На основе анализа действующего законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности рассмотрим более подробно каждую из стадий лицензионного контроля.

На стадии предварительного контроля проверяется полнота и достоверность сведений, представленных соискателем лицензии, а также возможность выполнения им лицензионных требований в целях установления возможности предоставления лицензиату искомой лицензии на осуществление выбранного им вида деятельности. Такая проверка осуществляется на стадии принятия заявления о предоставлении лицензии. Лицензирующими органами для проведения проверки, как правило, в течение одного дня с момента принятия документов из числа сотрудников назначается ответственный исполнитель, при этом соискателю лицензии по его письменному или устному обращению должны быть сообщены фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его место работы и телефон.

Ответственный исполнитель осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, в Едином реестре выданных сертификатов соответствия. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предоставляются лицензирующему органу в установленном порядке Федеральной налоговой службой, а сведения, содержащиеся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Целями такого сопоставления является определение наличия всего состава документов, определенных соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности, т.е. полноты документов, согласованности предоставленной информации между отдельными документами комплекта и достоверности документов. Еще одним способом проверки достоверности сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, согласно ст. 6 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007), учитывая специфику названной деятельности, является собеседование с соискателем лицензии на осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности.

После завершения проверки ответственный исполнитель подготавливает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и согласовывает его в установленном порядке. При неполной комплектности, неполном составе документов или при выявлении противоречий подготавливается документ - акт проверки с указанием оснований отказа, который подписывается руководителем лицензирующего органа и направляется соискателю.

3. В целях повышения качества продукции, работ и услуг, производимых в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов, нормативно-технических документов лицензирующие органы осуществляют последующий контроль на предмет соблюдения лицензиатами при осуществлении конкретных видов лицензируемой деятельности лицензионных требований и условий. Проверки, проводимые лицензирующими органами, можно подразделить на документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные, плановые, внеплановые, камеральные и выездные <56>. В указанных целях лицензирующие органы уполномочены на проведение плановых и внеплановых проверок.

Плановые мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности осуществляются в соответствии с планом, разрабатываемым лицензирующим органом или на основе предписания руководителя лицензирующего органа (см., например, Положение об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, утвержденное Приказом Госстроя России от 19.06.2002 N 107 (в ред. от 07.02.2006, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.08.2005 N ГКПИ05-909). В предписании на проведение проверок определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. Члены комиссии, проводящие проверку, должны иметь предписание лицензирующего органа и служебное удостоверение. Либо же плановые проверки производятся в соответствии с планом осуществления надзорной деятельности и на основании решения (предписания), издаваемого в виде приказа (распоряжения) начальника лицензирующего органа (Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора России, утвержденное Приказом Госгортехнадзора России от 02.06.2003 N 107).

Лицензиат должен быть уведомлен о предстоящей проверке телетайпограммой, факсограммой, телефонограммой за несколько дней до ее проведения. Срок уведомления варьируется от 3 до 10 дней.

Сроки проведения плановых проверок определяются положениями о лицензировании конкретных видов лицензируемой деятельности и ведомственными нормативными актами, регулирующими эту сферу деятельности лицензирующих органов. Исходя из анализа действующего законодательства плановые проверки лицензиата могут проводиться, как правило, не чаще одного раза в 2 года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю должно проводиться не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации. В отдельных нормативных актах установлено, что контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.

Срок проведения проверки должен составлять по общему правилу не более 5 - 10 рабочих дней без учета времени нахождения в пути следования в организацию (объект) лицензиата. Продолжительность плановых и внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.