Охранно детективная. Курсовая работа: Частная детективная и охранная деятельность в РФ. Частным детективам запрещается

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответствующими организациями и лицами в целях сыска и охраны. Деятельность частных детективных и охранных организаций регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях

защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях сыска проводятся следующие действия:

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. При оказании услуг охраны охранная организация или частный охранник осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Организации и граждане, осуществляющие детективную и охранную деятельность, не подчиняются какому-либо государственному органу напрямую. Косвенный контроль осуществляется с помощью системы лицензирования такой деятельности.

Предприятие, осуществляющее охранную деятельность, обязано получить в органах внутренних дел лицензию в порядке, установленном законом. Частный охранник также должен иметь удостоверение частного охранника, выданного органом внутренних дел.

Требование об обязательном лицензировании распространяется также и на частного детектива.

Еще по теме 1.1.7. Частные детективные и охранные службы:

  1. 1. Сущность военной службы как особого вида федеральной государственной службы

12.2. Нормативные основы частной детективной и охранной деятельности в РФ

12.1. Правовые формы частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность- это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В отличие от правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту частных законных прав и интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами (субъектом частного сыска или охраны и клиентом).

Деятельность частных детективов и охранников регламентирована Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Законом РФ «Об оружии» и другими.

Законодательством предусмотрены следующие формы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий:

индивидуальные частные детективные предприятия;

объединения частных детективных предприятий;

филиалы объединений частных детективных предприятий;

частные охранные предприятия;

ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;

службы безопасности на предприятиях.

Соединение охранной и сыскной деятельности законом запрещено. Как исключение, подобное совмещение разрешается:

в случае создания ассоциаций частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов (охранники и частные детективы, как физические лица, не могут быть членами ассоциаций);



в случае создания охранно-сыскных подразделений службы безопасности на предприятиях (при этом служба безопасности предприятия вправе заниматься обеспечением безопасности только создавшего её юридического лица. Она может также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе).

Действующие частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Учредители объединения для получения лицензии представляют в органы внутренних дел соответствующие документы, определенные законом. На основании этих документов органом внутренних дел выдается лицензия сроком на 3 года, после чего осуществляется государственная регистрация объединения в установленном порядке.

Объединения частных детективов могут открывать свои филиалы в разных регионах страны, при этом каждый филиал должен получить лицензию на свою деятельность в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Орган внутренних дел, который выдал лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований нормативных актов, законов, составляющих правовую основу его деятельности;

неисполнения налоговых и других финансовых обязательств.

Аннулированию решения предшествует предварительное письменное предупреждение органа внутренних дел, в котором точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих такую деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения с правом юридического лица.

Для сотрудников частных детективных и охранных предприятий и фирм сохраняются гарантии социальной и правовой защиты. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию, при условии уплаты взносов в соответствующие фонды. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью и работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай –

получения увечья,

иного повреждения здоровья,

в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

12. 2. Нормативные основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешается предоставление определенных видов частных услуг:

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и других контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск имущества, утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, причем в течение суток с момента заключения такого договора с клиентом на сбор соответствующих сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора, суд, в чьем производстве находится уголовное депо.

Прежде всего, деятельность частных детективов и охранников следует отличать от частично совпадающей с ней оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации. В современной России оперативно-розыскной деятельностью могут заниматься только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, весьма существенны отличия частной детективной и охранной работы от уголовно-процессуальной деятельности.

Еще одним существенным отличием частной сыскной или охранной деятельности от государственных правоохранительных органов является то, что эта деятельность предпринимательская. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной.

На граждан, которые осуществляют такую деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Они не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Частным детективом может быть гражданин Российской Федерации, который получил в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, и совмещать ее с государственной службой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива или частного детективного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать такого рода услуги.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, других объектов, наблюдение в целях получения необходимой информации.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и других средств, не причиняющих вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды которых, порядок приобретения, учета, хранения и ношения определяются соответствующим законодательством РФ, в частности, Постановлением Правительства РФ «Вопросы частной и охранной деятельности» (приложение №4). Например, к специальным средствам относятся: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, и т.д.

На частную сыскную деятельность частным детективам производится выдача лицензий соответствующим территориальным органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, который претендует на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел следующие документы:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие гражданство,

документы, подтверждающие наличие юридического образования (или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика),

документы, подтверждающие стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи, других технических средствах, и о намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных и представленных в документах, которые необходимы для принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. С гражданином, претендующим на получение лицензии, проводится собеседование.

Установлены определенные ограничения на выдачу лицензий на частную детективную деятельность:

гражданам, которые не достигли 21 года;

гражданам, которые состоят на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании;

гражданам, которые имеют судимость за совершение умышленного преступления;

гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности или невиновности в установленном законом порядке);

гражданам, которые уволены по компрометирующим их основаниям с (из) государственной службы, из судебных органов, прокурорских органов, других правоохранительных органов;

бывшим работникам правоохранительных органов, которые осуществляли контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел один год.

Лицензия на работу в качестве частного детектива органами внутренних дел выдается сроком на 3 года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия в местных органах власти или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Законом установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Так, частным детективам запрещается:

скрывать от правоохранительных органов ставшие известными им факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и других помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, которые посягают на права и свободы граждан;

совершать действия, которые ставят под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию и использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах других (третьих) лиц;

передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, которые нарушают тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, связаны с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Частное детективное предприятие (объединение) при оказании услуг обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор, в котором отражены сведения о договаривающихся сторонах; содержание поручения и срок его выполнения; ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги; мера ответственности сторон и т.д.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение и он заключен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В договоре обычно предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы.

Услуги частной охранной деятельности включают в себя:

защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставлено право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается при наличии на то оснований применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие (только в случаях и порядке, предусмотренных законом и в пределах предоставленных лицензией прав). Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств, обязаны:

предупредить о своем намерении использовать такие средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой другие тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших или совершающих, а также от силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, которым выдана лицензия, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии или другую ответственность, установленную законом.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, которые занимаются оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, которые установлены для органов внутренних дел. Детективы и охранники имеют право применять такие средства в следующих случаях:

для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в случаях:

отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие и специальные средства в отношении женщин; лиц с явными признаками инвалидности; несовершеннолетних (когда их возраст очевиден или известен охраннику), кроме случаев – оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особая осторожность в применении оружия предусматривается при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать местный орган внутренних дел.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел.

Надзор за неукоснительным соблюдением законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.


Методические указания.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. - ст. 1 «О частной детектив-ной и охранной деятельности в Российской Федерации» Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 17. С. 888 предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившей название «частная детективная и охранная деятельность». Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). В ряде случаев частная правоохранительная деятельность проникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались. Например, сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т. д.

Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности.

Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере правоохраны. Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам - физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.

В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.

В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. - ст. 13 «О смешанной форме детективной охранно-сыскной деятельности», частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.

Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной фирме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:

  • а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
  • б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
  • в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов:
  • г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующих личность данных при заключении трудового и иного контракта. Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).

Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  • 1. Зашита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее не допустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.
  • 2. Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и техническую охрану имущества. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральной или муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать как российской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместной собственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только на объекты, подлежащие государственной охране 1 .
  • 3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
  • 4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
  • 5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовес деятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможность сбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительными условиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело.

Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным и охранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическое выполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка. Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органами осуществляется также в форме информационного обмена. Особенностью взаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами в рамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе.

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно - сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

Пункт 5 части четвертой подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 32-О исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу.

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Часть пятая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

Статья 9. Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Часть четвертая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Части шестая - седьмая исключены. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Наряду с государственными органами обеспечения охраны порядка и безопасности в нашей стране созданы и успешно функционируют негосударственные организации обеспечения правоохраны. Речь идет о частных детективных и охранных службах – предприятиях, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, которые оказывают на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответственно для сыска и охраны. Иногда в рамках охранной деятельности различают два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц (работа телохранителей).

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности выступают Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года №2487-1 (далее – Закон о детективной и охранной деятельности), а также иные нормативно-правовые акты нашей страны. К примеру, надо вспомнить, что еще 14 августа 1992 года было принято Постановление Правительства РФ №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (далее – Постановление Правительства РФ №587).

Из самого названия – частные – следует, что детективные и охранные службы не относятся к числу государственных органов. Соответственно, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Детективы (сыщики) и охранники не могут применять меры государственного принуждения. Эти лица не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (иными словами, не осуществляют оперативно-розыскную деятельность). Не уполномочены они и на расследование уголовных дел, проведение по ним каких-либо процессуальных действий.

С другой стороны, выполнение частным детективом или охранником своих функций может быть сопряжено с необходимостью применения им физической силы, специальных средств, оружия. Поэтому законодатель требует, чтобы детективная и охранная деятельность осуществлялась на основе специальных разрешений (лицензий ) органов внутренних дел.

Небезынтересно в связи с этим напомнить здесь позицию Конституционного Суда РФ, озвученную им в Определении от 14 января 2003 года №32-О по запросу Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:



«Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц)».

Далее в названном Определении Конституционный Суд РФ подчеркивает, что лицензия на частную сыскную и охранную деятельность является документом, подтверждающим профессиональное соответствие осуществляющих ее лиц, и, следовательно, предусмотренные законом основания к отказу в ее выдаче выступают, по сути, именно в качестве квалификационных требований, установление которых само по себе не может рассматриваться как нарушающее закрепленные Конституцией России принцип равенства (части 1 и 2 статьи 19) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37) либо как не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (часть 3).

На необходимость получения лицензии для занятия частной детективной или охранной деятельностью указывается не только в упомянутом Законе о детективной и охранной деятельности (о чем будет сказано ниже), но и в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ (пункты 79, 80 части 1 статьи 17 этого Закона). Сам порядок получения лицензий определен в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года №600.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, отнесенные законом к одному из видов частной детективной или охранной деятельности. За незаконную частную детективную или охранную деятельность установлена административная ответственность (см. статью 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оказание услуг в области частного сыска и частной охраны – вид предпринимательской деятельности, поэтому такие услуги оказываются на возмездной договорной основе .

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Теперь по отдельности рассмотрим частную детективную и охранную деятельность более подробно. Начнем с первой из них. Согласно части 2 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности, в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг :

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные выше услуги.

Выдаче лицензий частным детективам посвящена статья 6 Закона о детективной и охранной деятельности. В этой статье не только перечислены документы, которые должен представить гражданин, претендующий на получение лицензии, но также названы категории граждан, которым лицензия не выдается. Ими являются:

граждане, не достигшие двадцати одного года;

граждане, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

граждане, уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

бывшие работники правоохранительных органов, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

граждане, не представившие необходимые документы.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются :

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

наведение справок ;

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев);

внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания перечисленных выше услуг.

Кроме того, при осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

Еще раз подчеркнем, что хотя перечисленные выше действия, осуществляемые частным детективом, по своему содержанию и названиям напоминают некоторые оперативно-розыскные мероприятия (см. статью 6 Закона об ОРД), тем не менее, они таковыми не являются . ОРМ могут проводить только оперативные подразделения государственных органов, специально уполномоченные на это законом (см. статью 13 Закона об ОРД). Также не следует путать перечисленные действия с внешне схожими следственными действиями , например, с осмотром, так как последние производятся только властными субъектами уголовного процесса (следователем, органом дознания, дознавателем), но никак не частным детективом, и только в порядке, установленном УПК (см., к примеру, статьи 176, 177 УПК).

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

Для того чтобы не допустить нарушения прав и свобод граждан, интересов общества и государства, весьма важны ограничения в сфере деятельности частного детектива, установленные в статье 7 Закона о детективной и охранной деятельности. Частным детективам запрещается :

скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Частный детектив, в отличие от государственных органов или должностных лиц, выполняющих публичную функцию по раскрытию преступления (органа дознания, дознавателя, следователя), не уполномочен обращаться в суд за получением согласия на ограничение конституционных прав граждан. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность (см. статьи 137 – 139 УК).

Законом допускается создание объединений частных детективных предприятий. Такие объединения имеют статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Выше уже было отмечено, что услуги в области частного сыска оказываются на договорной основе. Статья 9 Закона о детективной и охранной деятельности требует, чтобы частное детективное предприятие (объединение) заключило с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В таком договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Перейдем теперь к рассмотрению частной охранной деятельности. Согласно части 3 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности, в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг :

защита жизни и здоровья граждан;

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Оказание всех перечисленных выше услуг разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ (см. Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ №587).

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.

Дополнительные ограничения по приобретению правового статуса частного охранника установлены статьей 11¹ Закона о детективной и охранной деятельности. В ней сказано, что на приобретение такого статуса не вправе претендовать лица:

не являющиеся гражданами Российской Федерации;

не достигшие восемнадцати лет;

признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством РФ;

имеющие судимость за совершение умышленного преступления (см. статью 86 УК);

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).

Дополнительные условия выдачи лицензий на оказание охранных услуг названы в статье 12 Закона о детективной и охранной деятельности. В частности, для получения такой лицензии предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в том же порядке, что и заключение договоров между частным детективным предприятием и клиентом (см. статью 9 Закона о детективной и охранной деятельности).

На охранную деятельность распространяются приводившиеся выше ограничения, установленные в отношении детективной деятельности (см. статью 7 Закона о детективной и охранной деятельности). Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). Подчеркнем, что речь здесь идет только о фактическом, но никак не об уголовно-процессуальном задержании подозреваемого; последнее может осуществить только компетентный государственный орган (должностное лицо): орган дознания, дознаватель или следователь (статьи 91, 92 УПК). Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого производится к тому же только по возбужденному уголовному делу.

Законодательством Российской Федерации допускаются также смешанные формы детективной и охранной деятельности. Согласно статье 13 Закона о детективной и охранной деятельности, частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Помимо этого, следует учитывать, что, в соответствии со статьей 14 названного Закона, предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (далее - службы безопасности). Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона о детективной и охранной деятельности и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Особо в Законе о детективной и охранной деятельности подчеркивается необходимость социальной и правовой защиты частных детективов и охранников. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие, однако только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Этому вопросу посвящены статьи 16 – 18 Закона о детективной и охранной деятельности.

В частности, закон обязывает охранника при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частного детектива при применении специальных средств:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством РФ. Так, уже упоминавшееся ранее Постановление Правительства РФ №587 содержит следующие приложения:

Перечень видов специальных средств, используемых в негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности (Приложение №2);

Перечень видов вооружения охранников (Приложение №3);

Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств (Приложение №4);

нормы обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами (Приложение №5).

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных нормативно-правовыми актами нашей страны.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Отметим, что еще 31 декабря 1999 года издан Приказ МВД №1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью», которым утверждено Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.

Надзор за исполнением Закона о детективной и охранной деятельности возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Одним из возможных последствий выявленных нарушений в деятельности частных детективных и охранных служб является приостановление и аннулирование лицензий, которое регламентировано в статье 13 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Кроме того, как говорилось выше, нарушения, допущенные детективами и охранниками в ходе частной сыскной или охранной деятельности, могут повлечь за собой административную и даже уголовную ответственность.