Отток населения. Россия: программы заселения Дальнего Востока не смогли остановить отток людей (Еurasianet, США) . Национальный состав населения России

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Запущенная в 2017 года программа по выдаче любому гражданину РФ бесплатного гектара земли на Дальнем Востоке наряду с другими действующими программами так и не привела к успеху. Миграционный отток продолжился и в 2018 году.

Специалисты полагают, что государству не удастся заселить регион. Дело в том, что на протяжении десятилетий люди переезжали в европейскую часть страны, - в Москву и Петербург , потому что там есть деньги и возможности. Пока все ресурсы сконцентрированы в этих городах, люди не видят смысла ехать на Дальний Восток или в другие отдаленные регионы.

Сколько людей уезжают

В 1991-2010 годы Дальневосточный федеральный округ потерял 1,8 миллиона человек (22% населения). По данным Росстата, с 2010 по 2017 год население продолжило уменьшаться, сократившись с 6,44 миллиона до 6,16 миллиона человек.

Сокращение населения происходит главным образом за счет миграции жителей в другие регионы, следует из данных ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». По данным Росстата, в 2010-2017 годах чистая миграционная убыль (с учетом прибывших) составила 181,3 тысячи человек.

Данных по миграции в 2018 году нет. Общее сокращение населения с января по май 2018 года составило 20 тысяч человек, что почти в три раза выше, чем за весь 2017 год (8,7 тысячи человек). Наличие проблем с миграцией летом 2018 года признал секретарь Совета безопасности, бывший директор ФСБ Николай Патрушев . По его словам, концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025, действующая сейчас, не может исправить ситуацию.

Реальный отток населения с Дальнего Востока может быть выше статистического. Среди уезжающих в более развитые регионы большое количество молодых людей, которые, отучившись, например, в вузе Москвы или Петербурга, остаются там жить, снимая квартиру. Их дальневосточная прописка сохраняется, поэтому в миграционную статистику они не попадают.

Кроме того, чиновники, в частности премьер-министр Дмитрий Медведев , по сообщениям, пытаются манипулировать статистикой, говоря о миграции на Дальнем Востоке.

Причины оттока населения

По данным директора по исследованиям ВЦИОМ Елены Михайловой, 38% жителей Дальневосточного федерального округа хотят уехать из него. В 2012 году этот показатель вместе с Сибирью (данных только по Дальнему Востоку нет) составлял 40%. В 2017 году этот показатель составлял 62% в Магадане , в Якутии - 46%.

Главная причина - неудовлетворенность социально-экономическими условиями, сказал «Амурской правде» директор ВЦИОМ Валерий Федоров . В частности, речь идет о неблагоприятном (холодном) климате, дороговизне жизни при низких зарплатах.

Желающие уехать из Дальнего Востока в разные периоды называли в качестве причин высокие цены на продукты, промышленные товары и энергоносители, которые вызваны большими транспортными издержками и суровым климатом, а также низкий уровень медицины, образования, коммунальных услуг, и оторванность от центра России. Высокие цены некоторое время назад покрывались зарплатами, однако в последнее время (видимо, после 2014 года, когда начался кризис), этого покрытия не происходит. Население уезжает не только за высокими зарплатами, но и за карьерными перспективами.

По словам экспертов, Дальний Восток сегодня отстает от других по продолжительности жизни, по уровню детской смертности. Действительно, регионы Дальнего Востока находятся в самом конце рейтинга продолжительности жизни (Чукотка, Еврейская автономная область, Амурская область, Сахалин, Магадан). Некоторые регионы Дальнего Востока по качеству жизни также находятся далеко в конце списка.

«Нет возможности сделать карьеру. Нет возможности найти такую работу, которая приносила бы удовлетворение - как финансовое, так и моральное. Скука. Тоска. Болото» - так описал в беседе с новостным агентством «Регнум» причины своего переезда в Петербург житель Хабаровска Антон Ярский.

Почему раздача земли не работает

Чтобы компенсировать отток населения Дальнего Востока правительство в феврале 2017 года запустило программу «Дальневосточный гектар». Согласно ей, любой гражданин РФ вправе получить в этом регионе 1 га государственной земли бесплатно. На первые пять лет земля дается на праве безвозмездного пользования, дальше необходимо оформлять долгосрочную аренду на 49 лет и по истечении 10 лет такой аренды участок можно получить в собственность (тоже бесплатно). Программа рассчитана как на потенциальных переселенцев из других регионов, так и на жителей самого Дальнего Востока, которых таким образом власти хотят удержать внутри региона.

Чтобы власти не забрали участок обратно, в течение первых 5 пяти лет пользования его необходимо освоить. Например, построить дом или организовать бизнес. В разделе сайта программы, в котором представлены «наиболее яркие сюжеты и лучшие практики при освоении участков», представлена информация всего о двух проектах - это винодельня и музей гончарного ремесла в Приморском крае. Оба проекта, как следует из их описания, были реализованы там задолго до начала действия программы местными жителями, и бесплатный гектар они получили вдобавок к существующей земле.

За все время действия программы на получение гектара было подано 122,8 тыс. заявок, из которых 44,9 тысячи были удовлетворены. Что сейчас происходит на этих землях, неизвестно.

Те, кто прошел через программу или находится на полпути, заявляют о проблемах с получением земли. Многие граждане потратили много времени на сбор документов, но получили отказ, поскольку участок оказался полностью или частично чужой. При получении земли часто оказывается, что на нем уже кто-то живет или выращивает овощи. По кадастровой карте, участок свободный, по другим документам - занятый. Наконец, многие получившие землю жалуются, что получили не то, что ожидали. В некоторых случаях почва оказывается непригодной для сельского хозяйства, а второй раз подать заявку на новый участок уже нельзя (не уточняется, почему получатели земли не посмотрели на участок, прежде чем подавать на него заявку).

Некоторые эксперты считают, что программа утопична по своей сути. Бесплатная раздача земли могла бы сработать в конце XIX - начале XX века, когда 85% населения страны были крестьянами. Но сейчас 74% жителей проживают в городских поселениях, и непонятно, что им делать с гектаром земли на Дальнем Востоке, сказал в интервью изданию «Медуза» научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян .

Как власть завлекает людей на Дальний Восток

Помимо «Дальневосточного гектара», есть много других программ, направленных на решение миграционной проблемы. По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, это программы повышения трудовой мобильности (дальневосточные работодатели оплачивают переезд, проживание, обучение), добровольного переселения иностранцев, имеющих «культурную общность с Россией» (власти покрывают расходы на переезд). Также работают программы переселения безработных, узких специалистов. Какая-либо статистика по действию программ на сайте агентства отсутствует.

В целом власти пытаются создать образ Дальнего Востока как «территории новых возможностей». Заявляется о создании 100 тыс. новых рабочих мест, в частности, в порту Владивостока и фирмах, которые реализуют инвестиционные программы к 2025 году.

Все эти программы являются частью Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, согласно которой к 2020 года численность населения должна быть зафиксирована на уровне 6,2 миллиона человек, а к 2025 году вырасти до 6,5 миллиона (за счет миграции и роста рождаемости).

Большое количество нынешних переселенцев на Дальний Восток - мигранты из центральноазиатских стран (Таджикистана и Узбекистана), а также Китая и КНДР, утверждает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев . В основном, эти мигранты представляют собой «дешевую дисциплинированную рабочую силу, которую могут нанимать местные частники и которую могут оформлять и на госстройки», считает он. По его мнению, приток мигрантов из Китая сокращается, и на первый план выходят уроженцы стран Центральной Азии.

«Для повышения привлекательности Дальнего Востока для активных мигрантов из других регионов РФ государству следовало бы… упрощать условия ведения бизнеса и устранять административные барьеры, снижать налоговую нагрузку на местный бизнес. Реализуемые же мегапроекты не способствуют росту доходов местного населения, так как сопровождаются привлечением в качестве рабочей силы привозных гастарбайтеров из стран СНГ, низкоквалифицированных, низкооплачиваемых, часто работающих вне правового поля и полностью зависимых от воли работодателя», - говорится в исследовании Фонда социального развития (Петербург).

Почему отток не остановится

Граждане же России не хотят ехать на Дальний Восток, считает ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ и РАНХиГС Никита Мкртчян. По его мнению, для России характерны миграционные тенденции, устремленные в центр, а не наоборот. Население на протяжении последних десятилетий стягивается не просто в европейскую часть, а в самый ее центр - в Москву, где есть деньги и возможности.

«Для «разворота» миграционных потоков вспять нет условий: в отличие от СССР образца середины XX века, административными мерами направить людей «туда, куда нужно государству», не получится. Пока все ресурсы концентрируются в Москве и еще двух-трех регионах, люди не видят экономического смысла ехать в ином направлении», - убежден Мкртчян.

«Эксперты из восточных регионов страны… отмечают неэффективность уже реализованных подобных программ [предусматривающих льготы и пособия для переселенцев], не верят в успешность последующих, и убеждены, что в притоке населения на Дальний Восток в настоящее время нет острой необходимости. Они полагают, что тотальное «освоение» и заселение всей территории региона нецелесообразно в силу его географической и климатической неоднородности, а госкомпании, реализующие крупные проекты, решат вопрос их кадрового обеспечения своими силами», - утверждают авторы исследования Фонда социального развития.

1. Миграция населения России…………………………………….….3 стр.

2. Национальный состав населения России…………………………..6 стр.

3. Миграция в Ставропольском крае…………………………………10 стр.

4. Список литературы…………………………………………………27 стр.

Миграция населения России

Миграция (migration – переселение) – перемещение людей из одного населенного пункта в другой. Миграции населения играют большую роль в формировании его национального, половозрастного состава. Выделяю внутреннюю и внешнюю миграции. Под внутренней миграцией понимают переселение людей из одного места в другое в пределах одной страны. Различают многие виды внутренней миграции. Наиболее многочисленными были миграции из сельской местности в города. Особенно ярко они проявлялись в Центральной России. С 1926 года по 1988 год из села в город переехало около 44% от общего числа горожан. К числу внутренних миграций относят и переселение людей в довоенные годы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где осваивались полезные ископаемые, строились города, заводы, железные дороги. В 50-е годы переселения людей были связаны с массовым освоением целинных земель в Казахстане и в Западной Сибири. В результате этих миграций увеличилась доля русскоязычного населения во многих республиках СССР. К числу внутренних миграций следует отнести и насильственные переселения людей, масштабы которых были огромны. Первым крупным потоком была высылка «раскулаченных» крестьян в 1930 – 1932 годах. В 1937 году насильственно были переселены корейцы из Приморского края, в 1943 – 1944 годах калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие были выселены в Сибирь, Казахстан и в Среднюю Азию. Насильственное переселение людей сопровождалось большими демографическими потерями и, кончено, надолго осложнило межнациональные отношения в России. В 1956 – 1957 годах народы Северного Кавказа и Калмыкии были возвращены на родину. Так как ситуация 40-х годов не была восстановлена, это спровоцировало начало новых межнациональных конфликтов в этом регионе.

С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России меняется. Происходит общее снижение миграционной подвижности; центры притока населения становятся центрами оттока его; в связи с экономическим кризисом начинается миграция населения из районов Дальнего Востока, Крайнего Севера в Центральную Россию, на Урал и в Поволжье; массовыми стали сезонные миграции граждан из города в деревню; миграционный поток из села в город почти прекратился. В связи с распадом СССР и обострением межнациональных отношений в ряде республик бывшего Советского Союза началась реэмиграция русскоязычного населения, под которой понимают возвращение мигрантов на Родину. Если в 1991 году в Россию прибыло около 144 тыс. русских, то в 1993 году их поток достиг более 500 тысяч человек.

Кроме внутренних миграций, различают и внешние миграции, под которыми понимают перемещение населения из одной страны в другую на постоянное место жительства. Внешние миграции в России начались еще в XIX веке, когда после отмены крепостного права до 1915 года из нашей страны эмигрировало большое число людей, преимущественно в США и Канаду. Второй крупный всплеск внешней миграции пришелся на время гражданской войны, когда в России прошла вынужденная эмиграция населения. В 80 – 90-е годы началась семейная миграция немцев, евреев, греков и лиц других национальностей в Израиль, США, Германию.

Внешняя миграция связана с перераспределением населения между государствами. Она влияет на изменение численности населения страны и качественного состава трудовых ресурсов.

Внешняя миграция может выражаться в виде:

эмиграции, т.е. выезда граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок;

иммиграции, т.е. въезда граждан в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок.

В период перестройки экономических отношений в России с либерализацией правил выезда и въезда резко возрос общий объем внешней миграции.

Какое же значение имеет миграция? Экономическое значение этого процесса заключается в том, что миграция способствует территориальному перераспределению работников и освоению новых территорий.

Национальный состав населения России

С конца 80-х годов в Москву участились миграции из всех бывших республик СССР. Причины этих перемещений самые разнообразные: военные конфликты в местах бывшего проживания и нежелание в них участвовать; экономический кризис, безработица в бывших республиках; желание заняться коммерцией в Москве и многие другие. Москва по прежнему сохраняет образ престижного города, столицы и, как и раньше, служит объектом устремлений иногородних, для которых задача переселения в столицу очень упростилась.

Действительно, дезорганизация хозяйства, отсутствие необходимых законов, новая экономическая ситуация вызывают бесконтрольные перемещения населения, особенно в таком огромном городе, как Москва, где «уйти на дно» и затеряться не представляет труда.

Естественно, что огромный приток приезжих из ближнего зарубежья в Москву в сочетании с ростом экономических проблем, усилением преступности, беспорядка в столице не мог не беспокоить москвичей и не обострить отношения с приезжими.

В столице резко возросло число иностранцев из дальнего зарубежья – представителей дипломатических структур, деловых и коммерческих кругов, религиозных, образовательных, туристических организаций, прессы и др. Точную численность их указать трудно, но их число составляет около полумиллиона человек.

В Москве сосредоточиваются беженцы и вынужденные переселенцы. Первыми беженцами, прибывшими в Москву, были пострадавшие в ходе землетрясения в Армении и армяне – жертвы погромов в Сумгаити и Баку, приехавшие в 1989 – 1991 гг. Позже к ним добавились выходцы из зон военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове – люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляют русские и русскоязычное население, изгоняемое также из государств Балтии. Среди беженцев есть легальные и нелегальные (неучтенные) потоки. Численность этой категории населения крайне сложно определить, тем более что беженцы стремятся поселиться не только в Москве, но и в Московской области. Приблизительные оценки их числа по Московскому региону – около полумиллиона человек.

Нет точного учета той огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву по коммерческим делам на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких лиц в МСР – примерно миллион или более (но их число также постоянно возрастает). За счет этой категории лиц значительно стал меняться национальный состав населения МСР. Хотя сюда прибывают представители всех республик бывшего СССР, все же преобладают выходцы из южных, восточных и юго-восточных регионов.

После недавней отмены Россией статьи Уголовного кодекса за бродяжничество в Москве появились бомжи (лица без постоянного места жительства). Их число колеблется от 50 до 60 тыс. и свыше 80% из них – не москвичи. Часто они представляют собой реальную опасность как в социальном смысле, так и с медико-санитарном, тем более, что они с большим трудом поддаются контролю и элементарному подсчету.

Еще одну новую категорию приезжих в МСР составляют иммигранты и беженцы из стран дальнего зарубежья. Это выходцы из Китая, Вьетнама, Монголии, Северной Кореи, Афганистана (причем, например, среди афганцев, приезжающих в Россию, есть сторонники как прокоммунистической ориентации, так и моджахеды), Ирана, Ирака (курды), Сомали, Эфиопии, Анголы, Кубы и Чили. Они попадают в Москву не только прямо, но и всякими обходными путями (по туристической визе, например, до Сочи или Баку). В силу этого точных статистических данных и в отношении этой категории мигрантов нет. Считается, что их число достигает 250-300 тыс. и более. Среди них есть и беженцы, устремившиеся в Россию после подписания ею в 1992 г Конвенции ООН по приему беженцев. Есть и бывшие лимитчики, как, например, большинство вьетнамцев и отчасти китайцев, не выехавших из России после истечения контракта их работы. Но при всех различиях большинство представителей этой категории стремится на Запад, в европейские страны или США, рассматривая Москву только как временное пристанище. Оно часто превращается для них в постоянное, поскольку, как правило, западные страны, напуганные иммиграцией, отказываются принимать их и отсылают обратно в Россию.

Особенно интенсивно миграционные процессы развиваются между Россией и странами СНГ, государствами Балтии. Это связано с тем, что после распада СССР за пределами России на территории бывших союзных республик осталось около 25 млн. русских. В связи с усилением националистических тенденций в ряде новых государств условия проживания русского населения резко ухудшились. Поэтому возникла вынужденная эмиграция русских из государств СНГ и Балтии в Россию.

За 1989-2014 года естественная убыль (рождаемость минус смертность) населения городов составила не менее 8,2 млн. Однако эта убыль компенсировалась миграцией из села и стран ближнего зарубежья, а также административными преобразованиями, когда сельские поселения включались в состав городов. В результате жителей городов стало больше на 3,7 млн (+3,1%). Но если не учитывать административные изменения, то прирост за 25 лет будет равен всего 0,9%.

Миграция населения в крупные города привела к деградации небольших населенных пунктов. Число городов с населением меньше 12 тыс. чел. (один из критериев для присвоения населенному пункту статуса города) выросло с 157 до 246. Выходит, что каждый пятый российский город не соответствует своему статусу. Девять городов в период с 1989 по 2014 были лишены своего статуса, два из них (Чехов и Горнозаводск Сахалинской области) вошли в топ-10 городов, потерявших больше всего жителей за 25 лет.


На фоне роста общего числа населения городов численность жителей в городах до 50 тысяч человек за 25 лет сократилась с 18,9 млн до 16,7 млн человек (-12%). И это данные официальной статистики - в реальности ситуация может быть еще хуже.


Север - минус, Кавказ - плюс

Если посмотреть на регионы, то в наибольшей степени население городов сократилось на Чукотке - минус 46% без учета административных изменений.
Среди лидеров по убыли и такие северные регионы, как Магаданская (-41%), Мурманская (-36%) и Сахалинская (-22%) области, Камчатский край (-31%).
Наибольший прирост населения городов отмечен в Ингушетии (+97%), Дагестане (+64%), Москве (+34%), Ханты-Мансийском АО (+32%).


Структурно изменение численности населения городов существенно различается. Если города Северного Кавказа росли преимущественно за счет естественного прироста населения и миграции из сел, то, например, Москва - за счет миграции из других регионов и стран. На фоне вымирания на 0,95 млн чел. столица пополнились приезжими на 1,05 млн чел., а с учетом незарегистрированного движения населения - на 3,9 млн (или на 44%). Санкт-Петербург вымирал сильнее Москвы, однако его потери были во многом компенсированы миграцией и вхождением в состав города близлежащих муниципальных образований.

Лидером по естественному приросту населения в городах за все 25 лет является Ингушетия (рост в 2,3 раза), затем Дагестан (+30%), Ямало-Ненецкий АО (+23%) и Ханты-Мансийский АО (22%).


В 67 регионах зафиксирована убыль относительно 1989 года. Самыми вымирающими являются города центральной и северо-западной части России: Тульской (-22%), Ленинградской (-21%), Ивановской (-19%), Тверской (-18%), Псковской (-16%) и других областей.

К концу 90-х годов, по данным Росстата, промышленность России сократилась в два раза по сравнению с 1990 годом, а реальная заработная плата - в 2,5-3 раза, что существенно повлияло на рост смертности и снижение рождаемости в городах. Спад производства и реальных доходов населения привел к естественной убыли горожан, причем у этих показателей наблюдается положительная корреляция.


Согласно расчетам РБК, особо показательной стала ситуация в европейской части России и на Урале: чем больше сокращалось производство, тем больше населения теряли города. И наоборот. Среди центральных областей России, например, выделяется Белгородская область, где производство выросло по сравнению с 1990 годом в 2,5 раза, а население городов - на 21%. Антирекорд у Ивановской области, которая потеряла 75% промышленности и 18% населения городов.

Города-«призраки» и быстрорастущие города

Абсолютным лидером по сокращению населения является ЗАТО Островной (Мурманская область) - минус 87%. Автомобильного или железнодорожного сообщения с Островным нет. На территории ЗАТО расположен объект «Гремиха», где хранится отработанное ядерное топливо и другие радиоактивные отходы. Раньше в Островном располагалась крупная база Северного флота (атомные подводные лодки), но с началом 90-х годов военно-морские части были либо расформированы, либо переформированы, как результат - исход жителей. С 1998 года реализуется программа по вывозу радиоактивных отходов из «Гремихи» для дальнейшего захоронения. Что будет с Островным, когда его покинет последний эшелон с радиоактивными отходами, неизвестно.


Высокое сокращение населения с 1989 года наблюдалось также в Игарке (-72%), Сусумане (-69%) и других городах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Как правило, причина для снижения численности жителей таких городов одна - закрытие градообразующих предприятий в 90-х годах.

Лидером по приросту населения является административный центр крупнейшего российского нефтегазоносного региона - Ханты-Мансийск (+171%), если исключить созданный с нуля город Магас в Ингушетии. В 2000-е годы на фоне многократного роста цен на нефть Ханты-Мансийск стал одним из самых заманчивых городов для миграции. На протяжении 10 лет в Ханты-Мансийск приезжает в среднем более чем по 3 тыс. чел. ежегодно. Причем чем больше росли цены на нефть, тем больше новых жителей прибывало.

Далее по уровню прироста числа жителей идут город-«спутник» Москвы Котельники (+126%), «нефтяник» Губкинский, ЯНАО (+106%), чеченский город Шали (+102%), а также «спутник» Петербурга - Всеволожск (102%), где в 2000-х годах было размещено сразу несколько крупных производств иностранных инвесторов (Ford, Nokian Tyres, Merloni).​


У Котельников сегодня налицо все столичные атрибуты: активная жилищная застройка, скорое открытие станции метро, огромный торговый комплекс, пробки на МКАД и гастарбайтеры. По переписи 2010 года только 76% жителей города назвали себя русскими по национальности, что существенно ниже, чем в других городах Подмосковья. Губкинский, как и Ханты-Мансийск, стал заложником высоких цен на нефть, здесь находится крупная «дочка» «Роснефти» - «Пурнефтегаз». В отличие от перечисленных городов, Шали своим ростом числа жителей обязан не миграции, а рождаемости: город входит в топ-20 по этому показателю в стране. При этом официальная безработица в Шалинском муниципальном районе (отдельных данных по городу нет) превышает 14%, а субсидии составляют 84% от местного бюджета за январь-ноябрь 2014 года. Иными словами, город растет, но живет не на свои деньги.​

Какое будущее у российских городов

Благодаря высоким ценам на нефть в 2000-х годах, негативные тенденции в развитии российских городов замедлились. В отдельных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока в последние несколько лет даже наблюдается прирост населения.


Тем не менее экстраполяция данных на краткосрочный и среднесрочный период показывает, что миграция из небольших городов в крупные продолжится. По расчетам РБК, число городов с населением менее 12 тыс. чел. через 10 лет может достигнуть 300, то есть около четверти российских городов не будет соответствовать своему статусу.

Из-за высокой рождаемости и высокой безработицы на Северном Кавказе продолжится миграция местного населения в крупные города европейской части России и их «спутники» (см. пример Котельников).


Если ситуация на Крайнем Севере и Дальнем Востоке относительно стабилизировалась после тотальной миграции на «большую землю» в 1990-х и начале 2000-х годов, то теперь нас ожидает вымирание исконно русских городов средней полосы России - в Брянской, Владимирской, Тульской и других областях. Кроме миграции населения в столичный регион, отрицательно будет сказываться старение населения этих регионов.​


Как мы считали
1. Первичными источниками информации являются данные переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов, данные Росстата на 01.01.2014, а также база данных ГМЦ Росстата «Экономика городов».
2. Все расчеты производятся на основе данных о населении городов, что отличается от методики Росстата, который публикует данные о численности городского населения (в состав городских поселений и округов входят также сельские поселения, которые мы не учитывали, чтобы соблюсти «чистоту» исследования населения городов).
3. Основным показателем является изменение численности населения города, «очищенное» от результатов административных изменений. На наш взгляд, это более правильный показатель, не позволяющий искусственно завысить число жителей «умирающего» города за счет присоединения других населенных пунктов.
4. В общем случае основной показатель рассчитывается как изменение численности населения города 2014/1989 к численности населения города 1989. Для городов, которые затронули административные изменения (202 населенных пункта), использовались несколько вариантов расчета:
4.1. Если населенный пункт ограничился изменением статуса, например из поселка городского типа став городом, то использовалась общая формула расчета.
4.2. Если административные изменения привели к росту менее чем 2% от общей численности населения города, то использовалась общая формула расчета. Погрешность такого расчета не превышает плюс-минус 1 п.п.
4.3. Если административные изменения привели к росту или снижению более чем 2% от общей численности населения города, то использовались специальные формулы расчета (112 населенных пунктов). Такие формулы учитывают ежегодные изменения численности населения города до и после административных изменений границ города.
5. Данные о естественном движении (прирост-убыль) и миграции населения городов, административных изменениях взяты по годам из базы ГМЦ Росстата. Эти сведения были вручную проверены, исправлены и дополнены на основе информации из других официальных источников.
6. В ходе исследования мы обнаружили неучтенное официальной статистикой движение населения - расхождение между данными на момент переписи и данными за предыдущий период, а также движением населения между двумя переписями. Как сообщили РБК в Росстате, перепись является наиболее точным показателем учета численности населения, в то время как расхождения могут появляться в первую очередь из-за «неучтенного движения» населения. Данные по «неучтенному движению» использовались для коррекции расчетов основного показателя.
7. «Неучтенное движение» населения городов рассчитывалось путем вычитания из численности населения городов на 1 января 2014 года численности на момент переписей, размера естественного движения, миграции населения и результатов административных изменений. Неучтенное движение населения преимущественно отражает незафиксированную органами учета и статистики миграцию населения, отчасти выявляемую при проведении переписей, а также пропущенные данные за 1989, 1990 и 2013 года.
8. Данные по миграции и естественному движению отсутствуют по ЗАТО и городам Крыма, что оказало влияние на показатель «неучтенного движения» населения в целом по России.
9. Расчет изменения численности населения городов по регионам проводился с учетом административных изменений. Погрешность изменения численности населения городов не превышает плюс-минус 1 п.п. Для шести регионов, в которых административные изменения значимо влияют на численность населения городов (например, Чукотский АО с появлением третьего города), применялся расчет по годам до и после административных изменений.

Миграции населения - переселение людей из одних районов проживания в другие. Выделяют внутреннюю миграцию - переселение людей из одного места постоянного жительства в другое в пределах одной страны и внешнюю миграцию - переселение из одной страны в другую. При этом выезд из страны (региона) определяется как эмиграция, въезд в страну (регион) - как иммиграция.

Различают много видов внутренних миграций. В Советском Союзе наиболее многочисленна и постоянна была миграция населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988 г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн человек, т.е. 44% общего числа горожан! В 1990-е гг. в России начался процесс обратного переселения - из города в село, правда, несравнимо меньший по масштабам.

Существует также переселение из одних сельских населенных пунктов в другие, но оно незначительно. Значительна миграция из малых городов в крупные.

Существует также дальняя (межрайонная) миграция. В довоенные голы переселение шло из районов Центральной России на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы. В 1950-е гг. шло массовое освоение огромных массивов земель в Казахстане и Западной Сибири. В советский период миграция из районов старого освоения в районы нового освоения поддерживалась путем повышения оплаты труда, увеличения отпусков и других льгот.

С начала 1990-х гг. картина внутренней миграции в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности (поскольку в условиях кризиса переезд и устройство на новом месте - сложная проблема) многие бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к заработной плате). Нынешние доходы населения Севера не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. За 1990-2013 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла в 1990-е годы положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Для жителей Севера миграция в более обжитые районы России стала одним из основных способов выживания в кризисных условиях. При этом уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения.

Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего, Центральная Россия, Северо-Кавказский район и Урало-Поволжье, Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

С начала 1990-х гг. изменилась и миграция между городом и селом. Миграционный отток из села в город резко сократился. Более того, отмечалось даже переселение горожан в сельскую местность (правда, очень незначительное по объему).

Потоки внешней миграции по причинам и характеристике следует разделить на потоки из (в) стран СНГ и стран дальнего зарубежья. Один из вопросов, связанных с происходившей ранее миграцией, сегодня встал необычайно остро. В пределах бывшего СССР в период индустриализации переселялись большие массы населения преимущественно из России в другие республики на новостройки. Доля русского и в целом русскоязычного населения еще в предвоенные годы увеличилась на Украине, а в послевоенные годы - во многих национальных республиках. С 1959 по 1979 г. число русских, живущих за пределами России, выросло более чем на 5 млн человек. Затем этот поток стал уменьшаться, и за десятилетие с 1979 до 1989 г. приток русских в другие республики стал небольшим. По данным переписи перед началом перестройки за границей России в бывших союзных республиках проживало 25,3 млн русских.

В связи с распадом Советского Союза и обострением межнациональных отношений в ряде республик нового зарубежья началась активная реэмиграция русского населения из республик Средней Азии и Закавказья, Прибалтики. Из стран ближнего зарубежья только в период с 1992 по 1996 г. в Россию на постоянное жительство приехали 4776 тыс. человек. В страны ближнего зарубежья за эти годы выехали 1615 тыс. человек.

В целом за 1992-1999 гг. миграционный приток из зарубежных стран наполовину компенсировал естественные потери населения. Однако в 1999 г. из-за резкого сокращения числа прибывших в Россию, миграционный прирост уменьшился почти в два раза по сравнению с 1998 г. (с 284,7 тыс. до 154,6 тыс. человек) и компенсировал лишь 17% естественной убыли населения (в 1998 г. - 41%, 1994 г. - 93%). В дальнейшем миграционный приток в Россию имел тенденцию к уменьшению до 2004г, когда он был минимальным и составил около 119 тысяч человек. С 2005 г. миграционный приток вновь стал возрастать и к 2007 г. составил почти 287 тысяч человек, в результате чего 60% естественной убыли населения было компенсировано за счет миграции. В 2009 г. миграционный прирост снизился до 247 тыс. человек, однако в этом году он полностью компенсировал естественную убыль населения. В 2010 г. миграционный приток стал еще меньше - 158 тыс. человек, однако в 2011 г. он вновь поднялся - до 320 тыс. человек, значительно превысив естественную убыль населения. Возможно, эти изменения связаны с более полным учетом мигрантов. С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, и лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания. В 2012 г. миграционный прирост населения России составил почти 295 тыс. человек, полностью компенсировал численные потери населения и превысил их более, чем в 10 раз.

В «Докладе о международной миграции 2012», написанном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщается, что численность временных трудовых мигрантов в России вдвое больше, чем в США. В то же время Америка считается одной из самых неблагополучных в этом отношении стран. Получается, что в России самое большое количество трудовых мигрантов в мире.

Наиболее тесные миграционные связи традиционно сложились у России с государствами - республиками бывшего СССР. Ежегодно около 95% прибывших и более 60% выбывших во внешней миграции России приходится на эти страны.

Наибольшее число прибывших в Россию - жители Узбекистана (64,5 тыс. человек или 18,1% миграционного прироста), Украины (43,6 тыс. человек или 12,2%), Казахстана (36,5 тыс. человек или 10,2%) и Таджикистана (35,1 тыс. человек или 9,8%). Однако помимо легальной миграции в Россию прибывает большое количество нелегальной иностранной рабочей силы из стран СНГ. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в РФ приезжают порядка 10-12 миллионов иностранцев. Не все приезжают работать: кто-то едет учиться, другие - решать проблемы по бизнесу и так далее. Число приезжих, вовремя не покинувших страну и, следовательно, нелегально работающих в РФ, колеблется от 3 до 5 миллионов . Это означает, что, как минимум, каждый сороковой житель России - нелегальный мигрант, а в городах-миллионерах, возможно, каждый двадцатый.

В соответствии с официальными данными более всего иностранной рабочей силы используется в строительстве (37,8%), 16,3% - в сфере услуг, 10% - в сельском и лесном хозяйстве, чуть более 10% - в обрабатывающей промышленности, около 8% в оптовой и розничной торговле. Строительство - прерогатива украинцев, молдаван и турок; в меньшей степени - уроженцев Средней Азии. Торговля, в том числе мелкий опт, сфера обслуживания и общественное питание - сфера азербайджанцев, армян, грузин, а также китайцев и вьетнамцев. А вот на рынках помимо выходцев из Юго-Восточной Азии чаще других можно встретить граждан Молдавии, Украины и Азербайджана. Кроме того, украинцы и молдаване чаще других ищут себе работу в качестве водителей общественного транспорта. Зато ремонт автомобилей в значительной степени держится на плечах граждан Армении. Украинские мигранты также ищут работу в горнодобывающей отрасли, так как на Украине спрос на услуги квалифицированных шахтеров в последнее время резко упал. В настоящее время в связи с кризисом в отрасли доля занятых в строительстве мигрантов снижается.

Самыми крупными потребителями иностранной рабочей силы являются Москва и Московская область (около 35% зарегистрированных трудящихся мигрантов), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по 10 и 5% соответственно, Приморский край и Амурская область (4,3 и 2,4%), Белгородская область, Краснодарский край, Калужская и Ростовская области, Санкт-Петербург .

Официальная квота на иностранных рабочих в РФ 2013 г. - 1 млн 750 тыс. человек. Однако по подсчетам Федеральной миграционной службы в России проживают еще 3,5 млн нелегальных мигрантов. А по данным экспертов их значительно больше - около 10 млн Еще бы - ведь въехать в Россию очень просто. Гражданам почти всех республик Средней Азии виз не требуется, покупай билет на поезд - и через двое суток ты уже в России. Нелегальные мигранты привносят социальную напряженность и усложняют криминогенную ситуацию в стране. Кроме того, мигранты вывозят из России денежные средства. По данным ФОРБС денежные переводы мигрантов из России в страны СНГ возросли с 8, 58 млрд долларов в 2007 г. до 18, 21 млрд долларов в 2012 г. При этом более всего средств (5,67 млрд долларов) вывозится в Узбекистан. Еще 3,63 млрд долларов - в Таджикистан, 2, 68 млрд долларов - в Украину.

Правительство РФ постановило привлечь в 2014 году свыше 1,6 миллиона иностранных работников. В связи с этим были утверждены квоты и опубликован соответствующий документ. Исходя из этих планов, в следующем году к работе на территории РФ привлекут 1 миллион 631 тысяч 586 иностранцев, включая 557000 строителей и ремонтников, примерно 119000 водителей и машинистов подвижного оборудования, 108000 рабочих машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, а также свыше 275000 неквалифицированных работников.

Более 40% выбывших из страны выбирают новым местом жительства практически те же страны - Украину (17,2% всего миграционного оттока), Казахстан (16,9%) и Беларусь (7,2%) .

Бурный процесс интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства. По оценкам экспертов, к концу XX века численность временных мигрантов, проживающих за пределами своих стран, достигала 30 млн человек. В последние годы на мировом рынке труда прослеживается устойчивая тенденция к росту миграции высококвалифицированных специалистов.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в главные мировые центры иммиграции - США и западноевропейские страны - были Индия, Пакистан и Египет. Однако в настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и Восточной Европы. После распада СССР нашу страну ежегодно покидают около 100 тыс. человек, из которых большая часть - высококвалифицированные специалисты. Эмиграционные потоки в дальнее зарубежье концентрируются в основном в трех направлениях: Германия (26,9% оттока в страны дальнего зарубежья), США (10,0%), Израиль (6,9%)‘. По имеющимся оценкам, примерно */ 3 наиболее талантливых российских ученых работают за рубежом, а ежегодные потери страны вследствие этого оцениваются в 50-60 млрд долл. США.