С какой суммы надо оформлять паспорт сделки. Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций. Санкции за нарушение норм валютного законодательства

Паспорт сделки это документ валютного контроля, который используется для отслеживания валютных операций между резидентом и нерезидентом (расчетов и переводов через счета резидента).

Данный документ используется импортерами и экспортерами для подтверждения обоснованности платежа по сделке (контракту). Паспорта сделки позволяют Федеральной таможенной службе и валютному контролю банка отслеживать нелегальные переводы валюты заграницу.

Паспорт сделки оформляется в банке, обслуживающем компанию импортера (экспортера), он же впоследствии выполняет функции валютного контроля. Компания-импортер (экспортер) предоставляет в банк заполненный паспорт сделки в двух экземплярах вместе с заверенной копией *. Банк проверяет внешнеэкономический контракт на соответствие российскому законодательству, проверяет правильность заполнения паспорта сделки (соответствие его контракту), после чего подписывает паспорт сделки и передает один его экземпляр импортеру (экспортеру).

* в банках принимающих паспорта сделки, подписанные ЭЦП, по телекоммуникационным каналам (банк-клиентам) предоставляется 1 экземпляр, некоторые банки просят предъявить также оригинал контракта.

Загрузки

  • zapolnenie_pasporta_sdelki.pdf (PDF, Документ не найден)
  • Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

    В прошлом номере мы писали об обязанностях налоговых агентов при осуществлении сделок с иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства на территории нашей страны. Сегодня в продолжение темы сотрудничества с зарубежными контрагентами рассмотрим вопросы оформления паспорта внешнеторговой сделки и разберемся, когда его нужно оформлять, а когда этого можно избежать.

    Такой важный и нужный документ

    Согласно пп. «б» - «в» п. 9 ч. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N 173-ФЗ) в Российской Федерации сделки между резидентом и нерезидентом в иностранной или в российской валюте считаются валютными операциями и регулируются валютным законодательством.

    При этом под резидентами понимаются (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ): российские граждане, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, а также юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, и расположенные за рубежом их филиалы, представительства и иные подразделения.

    А нерезидентами согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, в свою очередь, являются: иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей стране, российские граждане, постоянно проживающие на территории иностранного государства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и расположенные за рубежом, их филиалы, постоянные представительства, другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации.

    При заключении между резидентами и нерезидентами валютных операций зачастую требуется оформить паспорт сделки. Данный документ используется для осуществления валютного контроля по проводимым валютным операциям, и его в любой момент могут запросить органы и агенты валютного контроля. В качестве первых выступают ЦБР и Росфиннадзор, а в качестве вторых - налоговые инспекции, таможенные органы, банки, Внешэкономбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).

    Порядок оформления, ведения и закрытия паспорта сделки предусмотрен в главе 3 Инструкции ЦБР от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкции N 117-И). Здесь же перечислены случаи, когда нужно оформлять паспорт сделки, и случаи, когда этого делать не требуется. Давайте остановимся на этом поподробнее.

    Когда нужно оформлять паспорт сделки

    В соответствии с п. 3.1 Инструкции N 117-И паспорт сделки необходимо оформить при заключении между резидентом (юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом:

    • внешнеторгового договора об экспорте или импорте товаров, предусматривающего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации . (Прим. автора : вероятно в связи с вступлением в силу с 01.07.2010 Таможенного кодекса Таможенного союза в Инструкцию будут внесены поправки, и таможенная территория РФ будет заменена на таможенную территорию Таможенного союза, в который помимо нашей страны входят Республика Беларусь и Казахстан.);
    • внешнеторгового договора о выполнении работ , местом выполнения которых может быть как Российская Федерация, так и иностранное государство;
    • внешнеторгового договора об оказании услуг , местом оказания которых, как и в предыдущем случае, может быть Российская Федерация и иностранное государство;
    • внешнеторгового договора о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
    • кредитного договора о предоставлении резидентами займов в иностранной и российской валюте нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов, займов в иностранной и российской валюте от нерезидентов по кредитному договору.
    При этом не имеет значения, будут ли осуществляться расчеты через счета резидента, открытые в уполномоченных банках РФ, или же через счета в банке-нерезиденте.

    Обратите внимание на то, что заключение перечисленных в п. 3.1 Инструкции N 117-И договоров влечет необходимость оформления паспорта сделки лишь при условии, что общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБР на дату его заключения с учетом внесенных изменений и дополнений (п. 3.2 Инструкции N 117-И).

    Если стороны не указали сумму внешнеторгового договора (кредитного договора), однако резидент, исходя из известных на дату оформления паспорта сделки сведений, предполагает, что его общая сумма превысит в эквиваленте 5 тыс. долларов США, паспорт сделки необходимо оформить. Такое разъяснение дал ЦБР в своем Информационном письме от 31.12.2004 N 30.

    Паспорт сделки придется оформить и в ситуации, когда резидент не оформил его, предполагая, что общая сумма договора не превысит установленный лимит, но фактически этот лимит был превышен. Причем, как показывает анализ судебной практики, сделать это необходимо не позже дня подписания документов, подтверждающих поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, к примеру: товарно-транспортной накладной, акта приемки-передачи выполненных работ, акту оказания услуг (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2009 N А39-3223/2008-147/3, ФАС Уральского округа от 24.03.2009 N Ф09-969/09-С1 и ФАС Московского округа от 11.09.2009 N КА-А40/7570-09).

    Важное уточнение: поскольку в понятие «нерезидент» включены и расположенные на территории Российской Федерации представительства, филиалы и обособленные подразделения иностранных юридических лиц, то при осуществлении с ними операций, подпадающих под вышеприведенные случаи, резидент обязан представить в банк паспорт сделки. Ведь требования валютного законодательства в отношении них не содержат каких-либо исключений (Информационное письмо ЦБР от 06.08.2007 N 36 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля»).

    В действующем законодательстве предусмотрен еще один случай, когда необходимо оформить паспорт сделки - при проведении внешнеторговой бартерной сделки. Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон N 164-ФЗ) понимает под ней сделку, совершаемую при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающую обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также сделку, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. В таких ситуациях оформляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки в соответствии с положениями Порядка оформления и учета паспортов бартерных сделок (утв. МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ 03.12.1996 NN 10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197) и по форме, содержащейся в Приложении 1 к нему.

    Когда паспорт сделки не оформляется

    В п. 3.2 Инструкции N 117-И приведен закрытый перечень случаев, когда не требуется оформлять паспорт сделки, в частности, при осуществлении валютных операций по внешнеторговому договору (кредитному договору), заключенному между:

    • нерезидентами и резидентом - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, при осуществлении последним валютных операций по договору;
    • нерезидентом и резидентом - кредитной организацией;
    • нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;
    • между нерезидентом и резидентом в случае, когда общая сумма внешнеторгового договора (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБР на дату его заключения с учетом внесенных изменений и дополнений. Поэтому если резидент договорится со своим зарубежным партнером и разобьет один договор на несколько (каждый на сумму менее 5 тыс. долларов США), то паспорт сделки оформлять не придется.
    Несмотря на то, что данный перечень является закрытым, в дополнение к нему ЦБР приводит еще ряд ситуаций, когда паспорт сделки не открывается:
    . при уплате аэропортовых, аэронавигационных и прочих сборов с воздушных судов в аэропортах РФ, являющихся регулируемыми сборами, размеры, порядок взимания и использования которых устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и классифицируются как неторговые операции (Информационное письмо ЦБР от 01.06.2006 N 12-1-5/1219 «По отдельным вопросам применения Инструкции N 117-И и Положения N 258-П»);
    . при бункеровке топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории РФ в таможенном режиме «перемещение припасов» (Информационное письмо ЦБР от 06.03.2006 N 34 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля»);
    . при оплате резидентами международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности за международную регистрацию товарных знаков (Информационное письмо ЦБР от 06.08.2007 N 36 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля»);
    . при осуществлении расчетов между нерезидентом и российской адвокатской конторой за оказанные ею юридические услуги нерезиденту (Информационное письмо ЦБР от 15.06.2005 N 32 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).

    Про паспорт сделки можно забыть и тогда, когда резидент заключает сделки, не указанные в п. 3.1 Инструкции N 117-И. В частности, поскольку оформление паспорта сделки является обязательным только при экспорте и импорте товаров, оплата товаров в пользу иностранного контрагента, если они не пересекают таможенной границы Российской Федерации, не влечет обязанность по открытию паспорта сделки.

    Хотим предупредить, что на практике контролирующие организации трактуют положения п. 3.2 Инструкции N 117-И более расширенно. Например,договор аренды нежилого помещения на территории нашей страны не указан в данном пункте, а потому паспорт сделки по такому договору, заключенному резидентом с нерезидентом, представлять не требуется. Однако Росфиннадзор и арбитражные суды придерживаются иного мнения, полагая, что договор аренды относится к договору об оказании услуг, предусмотренному в Инструкции N 117-И, и влекущему необходимость оформления паспорта сделки (постановление ФАС Поволжского округа от 24.12.2009 по делу N А55-12978/2009).

    В подтверждение своей позиции суды также ссылаются на уже упомянутый Закон N 164-ФЗ, подразумевающий под внешней торговлей услугами оказание услуг либо выполнение работ, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг или работ (в том числе и способом оказания услуг иностранному заказчику на территории Российской Федерации).
    Поэтому при решении вопроса о необходимости оформления паспорта сделки в том или ином случае, нужно учитывать не только положения Закона N 173-ФЗ, но и положения Закона N 164-ФЗ. А в случае возникновения сомнений - стоит проконсультироваться с сотрудниками Росфиннадзора или его территориальных отделений в соответствии с п. 5.14.8 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, и п. 5.14.12 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 N 89н.

    Главное - правильно оформить

    Для оформления паспорта сделки резидент должен одновременно представить в банк следующие документы (п. 3.5 и п. 3.14 Инструкции N 117-И):

    • два экземпляра паспорта сделки;
    • внешнеторговый договор (кредитный договор), являющийся основанием для проведения валютных операций;
    • разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по внешнеторговому договору (кредитному договору) - когда этого требует действующее валютное законодательство, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте.
    Этот перечень не является исчерпывающим, и банк вправе запросить иные документы, необходимые для оформления паспорта сделки, при условии, что они непосредственно относятся к проводимой валютной операции. К ним относятся (ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ):
    • документы, удостоверяющие личность физического лица;
    • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
    • документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов;
    • документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
    • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
    • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение им такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
    • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
    • регистрационные документы в случаях, когда перерасчет иностранной или российской валюты, дорожных чеков, ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБР на день их декларирования таможенному органу (ч. 5 ст. 15 Закона N 173-ФЗ);
    • документы или их проекты, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, документы, подтверждающие факт передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности);
    • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, в том числе, банковские выписки, и документы, подтверждающие совершение валютных операций;
    • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию российской или иностранной валюты, а также внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
    • документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками.
    Данные документы представляются в банк в установленном им порядке и в согласованный с ним срок, но не позднее дня осуществления первой валютной операции по договору либо иного исполнения договорных обязательств в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

    Часть 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ требует, чтобы все представляемые в банк бумаги были действительными на день их представления. Они представляются в подлиннике или в заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

    Документы от государственных органов иностранных государств (за исключением Республики Беларусь, Украины, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Киргизской Республики, Таджикистана, Армении, Азербайджана, США, Кипра, Словакии - см. Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988), подтверждающие статус зарубежных организаций, должны быть легализованы консульскими учреждениями РФ в соответствии с Приказом МИД РФ от 26.05.2008 N 6093 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов».
    Если документы составлены на иностранном языке, то по запросу банка необходимо представить их нотариально заверенные переводы на русский язык.

    По каждому договору оформляется один паспорт сделки в одном российском банке, в котором открыт валютный счет, через который проводятся расчеты с зарубежным партнером. Если же резидент осуществляет все валютные операции через счета, открытые в банке-нерезиденте, то паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении ЦБР по месту государственной регистрации организации или по месту жительства физического лица.
    Форма паспорта сделки утверждена в Приложении 4 к Инструкции N 117-И и для каждого вида договора она разная: для внешнеторгового договора предусмотрена форма 1, а для кредитного договора - форма 2. Здесь же, в Приложении 4, содержится и порядок заполнения паспорта сделки.

    При представлении в банк паспорта сделки индивидуальным предпринимателем, он подписывается им лично либо лицом, уполномоченным на это соответствующей доверенностью, и заверяется печатью (при ее наличии).

    Когда паспорт сделки представляет организации, он подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, либо одним лицом, наделенным правом первой подписи (при отсутствии в штате сотрудников, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати организации.
    При поступлении паспорта сделки в банк, последний проверяет соответствие указанной в нем информации сведениям, которые содержатся в прилагаемых к паспорту сделки документах, а также соблюдение порядка его оформления. Срок такой проверки не может превышать трех рабочих дней с даты представления в банк этих важных документов.

    В случае положительного результата проверки оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются его печатью, один из них помещается в досье, а другой в течение трех рабочих дней с даты его представления в банк возвращается резиденту.
    Если же в ходе проверки будут выявлены нарушения, банк отказывает в подписании паспорта сделки и возвращает резиденту представленный им пакет документов не позднее трех рабочих дней, следующих за датой его представления в банк. Таким нарушениями, в частности, могут быть:

    • несоответствие данных, содержащихся во внешнеторговом договоре (кредитном договоре), данным, указанным в паспорте сделки;
    • нарушение порядка оформления паспорта сделки;
    • непредставление резидентом в банк документов, обосновывающих осуществление валютных операций.
    Изменили договор - переоформите паспорт сделки

    При внесении во внешнеторговый договор (кредитный договор) изменений или дополнений , затрагивающих сведения, содержащиеся в оформленном паспорте сделки, либо изменения иной указанной в нем информации, резидент должен представить в банк два экземпляра переоформленного паспорта сделки и документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения. И опять же банк может запросить и другие документы, относящиеся к данной валютной сделке.

    Пункт 3.15(1) Инструкции N 117-И предусматривает, что пакет документов должен быть представлен в банк не позднее дня осуществления следующей валютной операции либо не позднее очередного срока представления в банк подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, и осуществления банками контроля за проведением валютных операций - в зависимости от того, какое из этих событий наступит раньше.
    Во избежание путаницы, хотим предупредить, что с 2008 года Инструкция N 117-И не предоставляет резиденту права самому выбирать срок предоставления документов, поэтому он должен исходить из того события, которое наступит раньше остальных (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2008 N А21-940/2008 и ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2008 N А52-561/2008).
    Также нужно учитывать и то, что не все дополнительные соглашения вызывают необходимость внесения изменений в уже оформленный паспорт сделки, а лишь те, которые касаются указанных в нем сведений (срок действия договора, его цена и т.п.).

    В случае если на момент переоформления паспорта сделки изменились наименование и (или) организационно-правовая форма банка при его реорганизации в форме преобразования, в переоформляемом паспорте сделки резидент указывает и эту информацию.
    Принятие и подписание банком переоформленного паспорта сделки осуществляется в общем порядке. При этом номер паспорта сделки, присвоенный при его первичном оформлении, переносится в переоформленный документ и в досье по нему.

    Закрытие паспорта сделки

    Паспорт сделки закрывается банком в следующих случаях:

    • при представлении резидентом письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с переводом внешнеторгового договора (кредитного договора) на расчетное обслуживание в другой банк;
    • при представлении резидентом письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с исполнением сторонами всех обязательств по внешнеторговому договору (кредитному договору), или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (к примеру, при досрочном расторжении договора по решению суда и т.п.), с приложением к нему подтверждающих документов;
    • по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в паспорте сделки датой завершения исполнения обязательств по договору.
    Банк должен закрывать паспорт сделки не позднее 7 рабочих дней с даты представления ему соответствующего заявления. Если заявление поступило в электронном виде, принявшее этот документ ответственное лицо банка распечатывает его на бумажном носителе и заверяет своей подписью с указанием даты распечатки.
    Закрывая паспорт сделки, банк проставляет в соответствующем поле паспорта дату его закрытия.

    Нарушили закон - отвечайте

    Непредставление или несвоевременное представление или переоформление паспорта сделки, а также нарушение правил его оформления влечет административную ответственность по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей - для юридических лиц, от 4 тыс. до 5 тыс. руб. - для должностных лиц. В контексте названной статьи под должностными лицами понимаются не только руководители организации, но и индивидуальные предприниматели.

    Одним из распространенных правонарушений, допускаемых организациями и предпринимателями, является несвоевременное представление оформленного или переоформленного паспорта сделки. К примеру, нередко случается так, что дополнительное соглашение об изменении внешнеторгового договора (кредитного договора) подписано, и резидент только начал готовить пакет документов для дальнейшего представления их в банк, а его зарубежный партнер уже успел перечислить некоторую сумму в рамках этого договора. Такие ситуации контролирующие организации расценивают как несвоевременное оформление паспорта сделки. Некоторые суды встают на сторону резидента, считая, что п. 3.15(1) Инструкции N 117-И не ставит в зависимость соотношение того или иного платежа с конкретными изменениями, которые вносятся во внешнеторговый договор (кредитный договор) и изменяют содержащиеся в уже оформленном паспорте сделки сведения (Постановление ФАС Московского округа от 14.11.2008 N КА-А40/10547-08).

    Если задержка оформления (переоформления) паспорта сделки небольшая (например, не более одной недели), то резидент вправе заявить в суде ходатайство о признании данного нарушения малозначительным, сославшись на ст. 2.9 КоАП РФ и п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление). Напомним, что ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, а в п. 18 Постановления разъясняется, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В силу п. 17 Постановления, если суд установит малозначительность правонарушения, то он принимает решение о признании незаконным постановления Росфинннадзора о привлечении российской организации или предпринимателя к ответственности за данное нарушение и об отмене. Кстати, многие суды охотно идут навстречу резиденту (постановления ФАС Уральского округа от 01.04.2010 N Ф09-2111/10-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2010 N А82-13505/2009, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2010 N Ф07-613/2010).

    А вот пропуск срока переоформления паспорта сделки по причине того, что подписанное зарубежным контрагентом дополнительное соглашение было получено позже даты поступления от него платежа, по мнению большинства судей (но не всех!), вообще не должен рассматриваться как нарушение п. 3.15(1) Инструкции N 117-И. Ведь резидент принял все зависящие от него меры по соблюдению данной нормы, но просрочка возникла по вине его партнера. В таком случае эксперты советуют запастись заявлением о том, что организация сделала все необходимое для своевременного переоформления паспорта сделки, а также претензией к партнеру о нарушении сроков представления договорной документации.

    В завершение статьи, хотелось бы порекомендовать читателям обращать большое внимание на положения заключаемого с нерезидентом договора (особенно на предмет и на цену договора, на место доставки товара), и на нормы действующего валютного законодательства (в частности, законов N 173-ФЗ и N 164-ФЗ, Инструкции N 117-И), а в случае возникновения сомнений - обращаться за разъяснениями к специалистам.

    Отправить на почту

    Казначей 1C-WiseAdvice

    С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

    Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

    Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

    С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И . Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

    Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка , а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

    Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день . Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру .

    Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

    Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

    Важно!

    Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется. Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо. Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

    При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

    • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
    • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

    Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

    Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

    Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

    • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
    • валюта экспортного контракта (наименование),
    • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
    • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
    • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

    Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

    Важно!

    Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

    Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

    • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
    • переводы документов на русский язык.

    Новые правила валютного контроля – 2018

    Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

    • Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

    Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД. Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке . В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах .

    Как было . При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

    • Справку о валютных операциях;
    • Справку о подтверждающих документах;
    • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.
    • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

    По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции . Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо. Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

    Как было . До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

    • Банк не может отказать в регистрации контракта

    Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

    Как было . Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

    • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

    Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

    Как было . За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

    Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

    С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

    Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

    1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

      Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

    2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

      Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше. Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства. При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

    3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

      Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

    Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

    Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера . Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»). В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

    За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

    Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

    Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

    Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

    Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов .

    Связаться с экспертом

    При осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.

    В целях настоящей Инструкции под указанным в настоящем пункте уполномоченным банком следует понимать головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка (далее - банк ПС).

    При осуществлении всех валютных операций, связанных с расчетами по указанному в главе 5 настоящей Инструкции контракту (кредитному договору), по которому установлено требование об оформлении ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, резидент, являющийся стороной по такому контракту (кредитному договору), представляет документы и информацию, указанные в пункте 6.6 настоящей Инструкции, в любой уполномоченный банк, в котором у него имеются расчетные счета. Указанный уполномоченный банк после оформления ПС выполняет функции банка ПС, предусмотренные настоящей Инструкцией.

    (абзац введен Указанием Банка России от 11.06.2015 N 3671-У)

    6.2. Резидент - юридическое лицо, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), может предоставить право по оформлению ПС и осуществлению валютных операций, связанных с расчетами по такому контракту (кредитному договору), своему филиалу.

    При наличии в банке ПС расчетных счетов, открытых как филиалом юридического лица - резидента, оформившим ПС по контракту (кредитному договору), так и юридическим лицом - резидентом, валютные операции, связанные с расчетами по такому контракту (кредитному договору), могут осуществляться с использованием расчетных счетов юридического лица и его филиала.

    6.3. Резидент на основании договора, заключенного с уполномоченным банком, указанным в пункте 6.1 настоящей Инструкции, может предоставить ему право заполнения ПС на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 6.5 настоящей Инструкции, документов и информации, которые содержат все необходимые сведения, подлежащие отражению в ПС.

    (п. 6.3 в ред. Указания Банка России от 11.06.2015 N 3671-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.5. Резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 настоящей Инструкции, не позднее следующих сроков:

    6.5.1. при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях;

    6.5.2. при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях;

    6.5.3. при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения;

    (в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.5.4. при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара);

    (пп. 6.5.4 в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.5.5. при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах;

    6.5.6. при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах;

    6.5.7. при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 6.5.1 - 6.5.6 настоящего пункта, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

    6.6. Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:

    (пп. 6.6.1 в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.6.2. контракт (кредитный договор), указанный в главе 5 настоящей Инструкции, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС, а также информацию об условиях расчетов по контракту;

    (в ред. Указаний Банка России от 14.06.2013 N 3016-У, от 06.11.2014 N 3438-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.6.3. иные документы и информацию с учетом требований настоящей Инструкции, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПС);

    6.6.4. принятое налоговыми органами по месту учета резидента уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, - в случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте.

    (пп. 6.6.4 введен Указанием Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    6.7. Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом документов и информации, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта и пункте 12.16 настоящей Инструкции.

    (в ред. Указания Банка России от 30.11.2015 N 3865-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий десять рабочих дней после даты представления резидентом документов и информации, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции.

    Документы и информация, которые указаны в пунктах 6.6 и 6.11 настоящей Инструкции, считаются представленными резидентом в срок, установленный пунктом 6.5 настоящей Инструкции, в случае если уполномоченный банк в указанный срок принял представленные резидентом документы и информацию, принял на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформил по нему ПС.

    (п. 6.7 в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.8. В случае принятия на обслуживание контракта (кредитного договора) уполномоченный банк в установленный пунктом 6.7 настоящей Инструкции срок формирует ПС в виде электронного документа и присваивает ему номер в порядке, установленном приложением 4 к настоящей Инструкции.

    ПС считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера, проставления даты оформления и подписи ответственного лица.

    Банк ПС обеспечивает ведение ПС в электронном виде и хранение ПС в виде электронного документа.

    Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.

    (п. 6.8 в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.9. Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям:

    6.9.1. из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;

    6.9.2. если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией;

    6.9.3. из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в пункте 6.6 настоящей Инструкции, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации);

    (в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.9.4. при наличии предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, оснований предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту (кредитному договору), могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

    (пп. 6.9.4 введен Указанием Банка России от 06.11.2014 N 3438-У)

    6.10. В случае отказа в оформлении ПС уполномоченный банк не позднее срока для отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС, установленного пунктом 6.7 настоящей Инструкции, информирует об этом резидента с указанием причин отказа в оформлении ПС, возвращает резиденту представленный комплект документов и информации с указанием даты их возврата.

    В случае получения резидентом отказа в оформлении ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в уполномоченный банк документы и информацию, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции, в срок, установленный уполномоченным банком.

    6.11. В случае предоставления резидентом уполномоченному банку права на основании представленных резидентом документов и информации, указанных в пункте 6.6 настоящей Инструкции, за исключением подпункта 6.6.1 пункта 6.6 настоящей Инструкции (далее - документы и информация, которые необходимы для оформления ПС), заполнить ПС резидент с соблюдением сроков, установленных пунктом 6.5 настоящей Инструкции, одновременно с документами и информацией, которые необходимы уполномоченному банку для оформления ПС, представляет в уполномоченный банк заявление об оформлении ПС, составленное по форме, согласованной уполномоченным банком с резидентом.

    Уполномоченный банк проверяет полноту представленных резидентом документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в срок, не превышающий три рабочих дня после даты их представления резидентом, за исключением случая, указанного в

    Инструкцией №181-И предусматривается отмена требования об оформлении резидентами паспортов сделок для целей учета и контроля валютных операций и введение порядка постановки уполномоченными банками договоров на учет с присвоением им уникальных номеров уполномоченными банками.

    С 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

    Инструкцией №181-И предусматривается отмена требования об оформлении резидентами паспортов сделок для целей учета и контроля валютных операций и введение порядка постановки уполномоченными банками договоров (контрактов) на учет с присвоением им уникальных номеров уполномоченными банками. Уполномоченный банк должен направить резиденту информацию об уникальном номере принятого на учет контракта в порядке, установленном банком, не позднее одного рабочего дня после даты постановки контракта на учет.

    В соответствии с пунктом 5 Инструкции №181-И резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке, и проводить расчеты по контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт в соответствии с главами 11 - 13 Инструкции № 181-И, и (или) через свой счет, открытый в банке-нерезиденте. Постановке на учет в уполномоченном банке подлежат контракты, сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент: для импортных контрактов - 3 млн рублей, а для экспортных контрактов – 6 млн рублей.

    На основании пункта 18.1 Инструкции №181-И паспорта сделки по контрактам, которые на дату вступления в силу Инструкции №181-И не закрыты и находятся в досье валютного контроля, ведение которого уполномоченными банками предусмотрено главой 19 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. , признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля в соответствии с требованиями Инструкции №181-И. Номер такого ПС по контракту становится уникальным номером контракта, принятого на учет уполномоченным банком (структура номера не меняется).

    При подаче таможенному органу на товары информационно-программным средством Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в автоматическом режиме будет проверяться наличие в графе 44 под кодом 03031 электронной декларации на товары признака представления документа - «0» (документ не представлен при подаче ЭДТ).