Порядок налогообложения акцизами экспортных операций. Импорт и экспорт подакцизных товаров: ввоз (вывоз) алкоголя в Таможенном союзе. Помещение под таможенный режим экспорта

Предприятие освобождается от уплаты акциза при реализации продукции, помещенной под таможенный режим экспорта, за пределы территории России при условии представления в налоговую инспекцию банковской гарантии. На это обратили внимание налоговики…

Зачем предоставляется гарантия

Банковская гарантия, с одной стороны, выступает инструментом администрирования акцизов, с другой стороны, позволяет предприятиям оптимизировать платежи в бюджет.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, реализуемые на экспорт и помещенные под таможенную процедуру экспорта (подп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ).

При этом освобождение от налого-обложения происходит только при фактическом вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акцизов до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта. При этом она минимизирует потери бюджета. Это происходит потому, что банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если предприятие не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров (п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ).

Помещение под таможенный режим экспорта

Такой режим предусмотрен главой 31 Таможенного кодекса Таможенного союза «Таможенная процедура экспорта». В статье 212 Таможенного кодекса Таможенного союза указано, что экспорт - это таможенная процедура, при которой товары вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Товары помещаются под такую процедуру при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и соблюдения запретов и ограничений и представления сертификата о происхождении товара в отношении некоторых товаров.

Товары, помещенные под эту процедуру (режим) и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен настоящим кодексом.

Оформление в банке банковской гарантии

Основной документ для получения освобождения от уплаты акциза - это банковская гарантия.

Она предоставляется банком, включенным в перечень банков, который ведется Минфином России и размещается на его официальном сайте в интернете.

Поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях, если предприятие не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. Или не заплатит акциз и пени самостоятельно.

Банковская гарантия должна также отвечать следующим требованиям:

Должна быть безотзывной и непере-даваемой;

Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать уплату в бюджет сумм акциза в полном объеме;

Банковская гарантия должна допус-кать бесспорное списание денежных средств со счетов банка.

О выдаче банковской гарантии банк уведомляет налоговиков. Порядок уведомления установлен приказом ФНС России от 25 октября 2010 г. № ММВ-7-3/515@. При отсутствии задолженности по акцизам у экспортера, оформившего гарантию, налоговики в свою очередь направляют в банк письменное заявление об освобождении от обязательств по гарантии.

Когда представлять банковскую гарантию

Право на освобождение от уплаты акциза по экспортным операциям предприятие может реализовать при условии, что подтверждающая это право банковская гарантия представлена им в налоговую в момент представления налоговой декларации по акцизам (письмо ФНС России от 25 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18133@).

Следует соблюдать срок действия банковской гарантии.

Срок действия банковской гарантии, представляемой для освобождения от уплаты акциза по подакцизным товарам, вывозимым за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, должен составлять не менее девяти месяцев со дня реализации этих товаров на экспорт (письмо ФНС России от 25 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18133@). Датой отгрузки товаров (в том числе и на экспорт) признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю.

Срок действия банковской гарантии для одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции и уплачиваемого акциза, если она вывозится за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, должен составлять не менее 12 месяцев. Срок исчисляется с момента закупки этилового спирта или с момента передачи его одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным плательщиком акцизов, другому такому же структурному подразделению (п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ).

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Следует следить и за окончанием срока банковской гарантии. Если банковская гарантия закончит свое действие, то предприятие не сможет применять освобождение по налогу.

Пунктом 12 статьи 204 Налогового кодекса РФ установлено, что срок действия гарантии должен истекать не ранее шести месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором закупался этиловый или коньячный спирт.

Предприятие может подавать в налоговую любое количество банковских гарантий, так как ограничений для этого Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Сбор подтверждающих документов

При вывозе подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории России для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза в налоговую представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ):

1) контракт с покупателем на поставку подакцизных товаров. Если поставка на экспорт подакцизных товаров происходит по посредническим договорам, дополнительно представляются и они. Если подакцизные товары произведены из давальческого сырья, то представляется и давальческий договор;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают поступление выручки от покупателя на счет экспортера в российском банке. Если экспорт происходит по посредническому договору, представляется выписка о поступлении выручки на счет посредника;

3) таможенная декларация с отметками российской таможни;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками российской таможни.

Эти документы нужно представить в течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизной продукции.

В то же время при экспорте с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого для освобождения от уплаты акцизов представляются следующие документы (протокол от 11 декабря 2009 г.):

1) договоры (контракты), на основании которых экспортируется продукция;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки;

3) заявление о ввозе и уплате косвенных налогов;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы;

5) иные документы.

Банковскую гарантию не нужно представлять при вывозе подакцизных товаров из Российской Федерации на территорию государств - членов Таможенного союза (письмо Минфина России от 11 марта 2011 г. № 03-07-06/62).

Важно запомнить

Право на освобождение от уплаты акциза по экспортным операциям предприятие может реализовать при условии, что подтверждающая это право банковская гарантия подана им в налоговую в момент представления налоговой декларации по акцизам.

Понятия акцизного сбора

Акциз платится в государство, как часть сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и тем самым пополняют казну. Уплата сверхприбыли предприятиями в доход государства, позволяет создать одинаковые условия для всех субъектов хозяйственной деятельности. Плательщиками акциза являются организации, которые работают как на своем сырье, так и на давальческом сырье.

Для крупных и мелких производителей алкогольных напитков, и спиртосодержащих продуктов установлена обязательная сумма по уплате авансового платежа. Сумма авансового платежа в общую стоимость изделий не входит.

Плата акциза при экспорте

При соблюдении всех условий по вывозу готовой продукции за пределы территории России в режиме экспорт, освобождаются от уплаты акцизов. Освобождаются от уплаты акциза при вывозе продукции только предприятия изготовители. Освобождение от уплаты акциза происходит только при условии, ведения налогоплательщиком отдельно учета по реализации подакцизных товаров.

Операции по экспорту акцизного товара, за исключением экспорта в государства -члены Таможенного союза, освобождаются от уплаты ставки акциза, только в том случае если производитель предоставил в налоговую инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию.

Поручительство банка должно содержать обязанность банка, заплатить сумму акциза и штрафные санкции в случае: если предприниматель не предоставляет в установленный срок в налоговую инспекцию по месту учета документы, подтверждающие факт вывоза подакцизного товара в течение 180 календарных дней со дня его продажи.

Замечание 1

Если нет поручительства банка, то при вывозе товара налогоплательщику необходимо будет уплатить сумму акциза в общем порядке.

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются предприятия, которые производят и реализуют подакцизную продукцию. Плательщиками акциза в момент совершения операций с подакцизными товарами также являются отдельные подразделения организаций.

Организации, которые произвели авансовые платежи по ставкам акциза, имеют право на вычет сумм платежей, которые были уплачены ранее. Так же вычету подлежит сумма авансового платежа, которая была предварительно уплачена, за купленный этиловый или коньячный спирт, который был переработан.

Сумма акцизного налога, которая была ранее уплачена налогоплательщиками, которые занимаются производством этилового спирта – также подлежит вычету. Данная операция осуществляется при наличии подтверждающих документов об уплате авансового платежа.

Освобождение от уплаты акцизной ставки

Товары, которые были произведены из давальческого сырья, вывозятся в режиме экспорта только в течении одного налогового периода. При реализации подакцизных товаров на экспорт, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты акциза, либо сумма денежных средств которые он уплатил ранние, будет возвращена. Главным условием, при котором происходит такое действия, должно быть документально подтверждено.

Замечание 2

Документом, который подтверждает, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при экспорте за пределы территории России, в том числе и в страны СНГ, является контракт, который подписывается между двумя контрагентами на поставку подакцизного товара.

Если происходит экспорт подакцизного товара, который был изготовлен из давальческого сырья, налогоплательщик предоставляет в налоговые органы договор, который был подписан между собственником давальческого сырья и производителем.

Если экспортер не успел собрать все необходимые документы, в течение 90 дней, он должен уплатить акциз, который был ему начислен, за период в котором был отгружен товар. При этом экспортер должен предоставить в налоговые органы декларацию и заплатить пеню за просрочку.

при экспорте товаров

3. При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

4. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства-члена, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, с территории которого экспортируются товары.

В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга)) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

Документы, указанные в настоящем подпункте, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства-члена в отношении товаров, экспортированных с территории государства-члена за пределы Союза;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.

В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства-члена вместо заявления в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, не представляются с соответствующей налоговой декларацией по акцизам, если они были представлены с налоговой декларацией по НДС, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

Документы, предусмотренные подпунктами 1 , , , и абзацем четвертым подпункта 3 настоящего пункта, могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

5. Документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.

В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой отгрузки признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого произведены подакцизные товары.

В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов с нарушением срока, установленного настоящим пунктом, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола, по истечении срока, установленного настоящим пунктом, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

6. Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства-члены подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

7. Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, при наличии в налоговом органе одного государства-члена подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства-члена факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

8. Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-членов обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

9. Положения настоящего раздела в части НДС применяются также в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении, вывозимых с территории государства-члена, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства-члена. К указанным товарам не относятся товары, являющиеся результатом выполнения работ по переработке давальческого сырья.

10. Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

11. Налоговая база по НДС при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

При вывозе товаров (предметов лизинга) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), по договору (контракту) об изготовлении товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (если такая операция подлежит обложению акцизами в соответствии с законодательством государства-члена) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

Налоговая база по НДС при вывозе с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров (предметов лизинга) по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется на дату, предусмотренную договором (контрактом) лизинга для уплаты каждого лизингового платежа, в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), приходящейся на каждый лизинговый платеж.

Налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, в части, приходящейся на стоимость товаров (предметов лизинга) по каждому лизинговому платежу.

Налоговой базой по НДС при вывозе с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) является стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в учете.

12. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.

Некоторые товары, выпускаемые предприятиями пищевой промышленности, являются подакцизными. Это алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), пиво и табачная продукция. При , предприятия пищевой промышленности вправе применить освобождение от обложения акцизом, но только при выполнении условий, установленных Налоговым кодексом. Если применение льготы невозможно, организация обязана уплатить акциз, который потом можно возместить опять же при выполнении некоторых требований.

В первую очередь расставим акценты. Данная статья посвящена реализации в таможенном режиме экспорта подакцизных товаров, а так же рассматриваются нюансы . При этом поставщиком и производителем таких товаров является одно и то же лицо - предприятие пищевой промышленности. В статье не рассмотрены особенности экспорта подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, а также реализации подакцизных товаров через посредников на основании договора поручения, договора комиссии или агентского договора. Кроме того, мы не будем затрагивать моменты реализации подакцизных товаров в Республику Белоруссию. Это темы для отдельного разговора.

Возможность применения льготы надо заслужить

В общем случае реализация на территории РФ производителями подакцизных товаров признается объектом обложения акцизом (пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ). Следовательно, налогоплательщиками акцизов являются производители подакцизных товаров. А вот операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ не подлежат обложению акцизом на основании пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ. В целях применения гл. 22 НК РФ реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате (пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ), а датой реализации - день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров (п. 2 ст. 195 НК РФ). В данном случае днем отгрузки следует считать день помещения товаров под таможенный режим экспорта. В свою очередь, моментом помещения товаров под таможенный режим экспорта считается день выпуска товаров таможенным органом (п. 3 ст. 157 ТК РФ), то есть получения одобрения на использование товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом - проставления таможенниками на таможенной декларации отметки "Выпуск разрешен". При этом момент отгрузки товаров со склада продавца или его передачи организации транспорта роли не играет. По мнению Десятого арбитражного апелляционного суда, в указанном случае нормы налогового (ст. ст. 183, 184, 195 НК РФ) и таможенного (ст. 157 ТК РФ) законодательства в их совокупной взаимосвязи не допускают какого-либо иного толкования или возможности применения различных дат (дату передачи товара внутри страны и дату его фактического вывоза за пределы страны) для целей налогообложения.

Как известно, без труда не выловишь и рыбку из пруда, поэтому предприятие пищевой промышленности, желающее воспользоваться льготой по акцизу, обязано выполнить определенные условия. Таких условий два.

Во-первых, предприятия пищевой промышленности, реализующие подакцизные товары на экспорт, должны организовать отдельный учет операций по производству и реализации таких подакцизных товаров (п. 2 ст. 183 НК РФ). Это можно сделать, в частности, путем использования в бухгалтерском учете специально выделенных для отражения экспортных операций субсчетов.

Во-вторых, в налоговый орган должно быть представлено поручительство банка или банковская гарантия (п. 2 ст. 184 НК РФ). Представление одного из этих документов означает, что если налогоплательщик документально не подтвердит факт экспорта подакцизных товаров и не уплатит соответствующую сумму акциза и пени в бюджет, последнее должен будет сделать банк.

Таким образом, основанием для освобождения от уплаты акциза служит представленное в налоговый орган поручительство банка (банковская гарантия). Право на освобождение от уплаты акциза при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) Налоговым кодексом не предусмотрено. Следовательно, при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) предприятию пищевой промышленности придется уплатить акциз в порядке, установленном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ. В этом случае уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров (п. 3 ст. 184 НК РФ).

Если налогоплательщик в связи с отсутствием банковской гарантии (поручительства) уплачивает акциз в общем порядке, выполнять требование п. 2 ст. 183 НК РФ о ведении отдельного учета не обязательно. Отсутствие раздельного учета не влияет на возможность возврата уплаченного акциза в установленном порядке.

Итак, если поручительство или банковская гарантия в налоговый орган не представлены, предприятию пищевой промышленности придется начислить и уплатить в бюджет по месту производства указанных товаров акциз. Уплата налога производится равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Поручительство

Согласно п. 2 ст. 74 НК РФ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. Как отметили московские налоговики, в целях применения Налогового кодекса в качестве поручителя может выступить платежеспособный коммерческий банк, в котором у налогоплательщика открыт расчетный или валютный счет. При этом территориальные органы ФНС самостоятельно решают вопросы платежеспособности того или иного банка на основании имеющейся у них информации и материалов, руководствуясь положениями Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Если предприятие пищевой промышленности не выполнит обязанности по уплате акциза, обеспеченной поручительством, банк и налогоплательщик будут нести солидарную ответственность. Это означает, что налоговый орган вправе требовать уплаты акциза и пени и с того, и с другого совместно либо с любого из них в отдельности. При этом принудительно взыскать налоги и причитающиеся пени с банка-поручителя налоговый орган может только в судебном порядке. Если банк исполнит взятое на себя обязательство - уплатит налог и пени - к нему перейдет право требования с налогоплательщика уплаченных сумм, процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Банковская гарантия

Как показывает практика, чаще всего налогоплательщик представляет в налоговый орган не поручительство, а банковскую гарантию. Банку выгоднее выдать банковскую гарантию, поскольку в этом случае он гарантированно получит вознаграждение (вне зависимости от того, придется ему погашать обязательство налогоплательщика или нет). Для получения банковской гарантии предприятие пищевой промышленности (принципал) обращается в банк (гарант). Выдав ее, банк тем самым обязуется в соответствии с условиями даваемого им обязательства выплатить денежную сумму кредитору принципала (бенефициару), если последний предъявит письменное требование о ее уплате с указанием того, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия (ст. 368, п. 1 ст. 374 ГК РФ).

Законодательством о налогах и сборах не установлено, в какой срок банковская гарантия должна быть представлена в налоговый орган. На это обратили внимание и судьи ФАС МО. По нашему мнению, это можно сделать одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам. Предприятия пищевой промышленности налоговые декларации по акцизам представляют в налоговый орган по месту своего нахождения или по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (если являются таковыми) в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 204 НК РФ). Кстати, финансисты в Письме от 18.03.2008 N 03-07-06/24 указали: правом на освобождение от уплаты акциза по операциям, связанным с реализацией подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта, можно воспользоваться в том случае, если банковая гарантия будет представлена в налоговый орган до наступления срока уплаты акциза.

Теперь разберемся со сроком действия банковской гарантии. В соответствии со ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не установлено иное. Как отметил Минфин в Письме от 18.03.2008 N 03-07-06/24, срок действия гарантии может завершиться:

Представлением налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок документов, подтверждающих факт реализации подакцизных товаров на экспорт;

Уплатой самим налогоплательщиком акциза и причитающейся суммы пени в случае непредставления в налоговый орган вышеуказанных документов в установленный срок;

Уплатой банком суммы акциза и пени, если налогоплательщик не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт реализации подакцизных товаров на экспорт и не уплатит вследствие этого акциз и причитающиеся суммы пени.

То же самое относится и к поручительству, поскольку оно согласно п. 1 ст. 367 ГК РФ прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства.

Если срок действия банковской гарантии завершится до выполнения налогоплательщиком или банком своих обязательств и налогоплательщик не представит новую банковскую гарантию, придется уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.

Отметим еще один момент. Как показывает практика, налоговики считают, что льготу по акцизу использовать нельзя, если срок действия банковской гарантии заканчивается до истечения срока проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации и пакета документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара. Однако судьи с ними не соглашаются, поскольку налоговое законодательство такого требования не содержит и банковская гарантия не указана в перечне документов, установленном п. 7 ст. 198 НК РФ, подтверждающем обоснованность освобождения от уплаты акциза при экспорте.

Подтверждаем экспорт подакцизных товаров

В течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизных товаров предприятие пищевой промышленности должно представить в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика документы, перечень которых приведен в п. 7 ст. 198 НК РФ. Эти документы должны быть достоверными, составлять единый комплект и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях. Выполнив данное требование, предприятие пищевой промышленности тем самым подтвердит обоснованность применения льготы по акцизу и налоговых вычетов. Если же при реализации товаров акциз был уплачен, поскольку не была представлена банковская гарантия (поручительство), данные действия позволят вернуть его обратно.

Какие же документы необходимо представить в налоговый орган?

Во-первых, контракт (его копию), заключенный предприятием пищевой промышленности - налогоплательщиком с контрагентом на поставку подакцизных товаров.

Во-вторых, платежные документы и выписку банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. К этим документам придется добавить еще один, если выручка поступит от третьего лица, - договор поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенный иностранным лицом - покупателем с организацией (лицом), осуществившей платеж. В том случае, если валютная выручка не поступает на территорию РФ (зачисляется на счет, открытый в банке, расположенном на территории иностранного государства), в налоговый орган нужно представить документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию РФ. Такое возможно только в том случае, если выручка будет направлена на исполнение обязательств предприятия пищевой промышленности по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет (п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

В третьих, грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

В-четвертых, копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ. Если подакцизные товары были вывезены в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в налоговый орган необходимо представить копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Непредставление хотя бы одного из указанных документов либо представление документов, оформленных ненадлежащим образом (например, копий грузовых таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов с нечеткими, нечитаемыми штампами таможенных органов и личными печатями их работников), будет означать, что налогоплательщик не подтвердил факт вывоза товаров в таможенном режиме экспорта. Следовательно, применение освобождения от уплаты акциза не обоснованно. В этом случае налогоплательщик должен произвести уплату акциза в порядке, установленном в отношении операций с подакцизными товарами на территории РФ (п. 8 ст. 198 НК РФ). Для того чтобы осуществить уплату акциза по экспортированным товарам, оформлять отдельное платежное поручение не надо, так как законодательством РФ не предусмотрена раздельная уплата акциза за товары, поставленные на экспорт, и товары, реализованные на внутреннем рынке. Сумма акциза за товары, поставленные на экспорт, включается в общую сумму акциза, начисленную за соответствующий отчетный период. В последующем предприятие пищевой промышленности вправе еще раз предъявить документы, устранив недостатки, чтобы вернуть налог обратно.

Возмещение налога

Если налогоплательщик начислил и уплатил акциз, а потом представил в налоговый орган документы, подтверждающие факт вывоза подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта, суммы налога будут ему возвращены путем зачета или возврата в порядке, установленном ст. 203 НК РФ. Вопрос о возмещении налога должен быть решен налоговиками не позднее трех месяцев со дня представления документов, подтверждающих факт вывоза товаров в таможенном режиме экспорта (п. 4 указанной статьи). В течение этого срока налоговый орган осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Об отрицательном для себя решении налогоплательщик узнает из мотивированного заключения, которое должно быть представлено ему в течение 10 дней с момента вынесения налоговым органом соответствующего решения.

Если решение об отказе в установленный срок не вынесено и мотивированное заключение налогоплательщику не представлено, налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм акциза, о котором налогоплательщика также должны известить в 10-дневный срок.

Если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по акцизу или по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, сумма уплаченного налога будет зачислена в погашение указанных сумм. Этот зачет налоговики проведут самостоятельно, а налогоплательщик всего лишь будет извещен об этом в течение 10 дней. Кстати, на сумму недоимки по акцизу, образовавшуюся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающую сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени начислены не будут.

Если у налогоплательщика отсутствуют недоимки, суммы, подлежащие возмещению, будут либо засчитаны в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ по согласованию с таможенными органами, либо возвращены налогоплательщику по его заявлению. Решение о возврате налога должно быть направлено на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства не позднее трехмесячного срока возмещения. В свою очередь, Федеральное казначейство вернет сумму акциза в течение двух недель с момента получения указанного решения. Если сроки возврата суммы акциза будут нарушены, налогоплательщику начислят проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Акциз и налог на прибыль

Если при реализации подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта предприятие пищевой промышленности начислит акциз, возникает вопрос: можно ли его учесть в целях налогообложения прибыли? В общем случае суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 199 НК РФ). Однако при реализации подакцизных товаров, операции по реализации которых в соответствии со ст. 183 НК РФ освобождены от обложения акцизом, суммы акциза покупателям не предъявляются. Следовательно, при начислении акциза с операций по реализации товаров на экспорт применить положения п. 1 ст. 199 НК РФ не получится. Других подходящих норм гл. 22 НК РФ не содержит. Поэтому обратимся к гл. 25 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, относятся к учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Исключение - налоги, перечисленные в ст. 270 НК РФ. На основании п. 19 этой статьи к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся налоги, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Датой признания расходов в виде сумм налогов при использовании метода начисления является дата начисления налога (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, суммы акцизов по операциям, связанным с реализацией подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта, можно включить в состав налоговых расходов на дату их начисления. С этим согласен и Минфин (Письмо от 17.08.2007 N 03-03-06/1/575). В свою очередь, возмещаемую сумму акциза, уплаченную по операции реализации экспортных товаров, для целей налогообложения прибыли можно включить в состав внереализационных доходов.

ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ФАКТ ЭКСПОРТА ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ - документы, необходимые для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов, представляемые в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров. Такими документами являются:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы помимо договора между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, договор комиссии, договор поручения либо агентский договор между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;

2) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник указанных товаров, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в российском банке. При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в РФ, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по оплате за экспортированные между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж. В случае, если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию РФ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию РФ;

3) или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный был вывезен за пределы таможенной территории РФ (далее - пограничный таможенный орган). При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ трубопроводным транспортом представляется полная грузовая с отметками российского таможенного органа, производившего указанного вывоза нефтепродуктов. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:

Копия поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» с пограничной таможни РФ;

Копия коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе «Порт разгрузки» указан порт, находящийся за пределами таможенной территории РФ. Копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, с отметками российского пограничного таможенного органа (п. 6 ст. 198 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .