Законы по квотам на работе. Квотируемое рабочее место — что это такое

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Квотируемое рабочее место - что это такое?

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

На Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в 2006 г. была принята Конвенция «О правах инвалидов». Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2012 г., и с 25 октября 2012 г. ее нормы действуют на территории России 1 .

В связи с ратификацией Конвенции защите прав инвалидов в трудовых отношениях государство стало уделять самое пристальное внимание. В частности, если ранее административная ответственность устанавливалась за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 КОАП РФ), то 8 марта 2013 г. статья была расширена. В настоящее время административным правонарушением считается неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Были увеличены и размеры штрафов, налагаемые на должностных лиц за совершение этих правонарушений: теперь они составляют от 5 тыс. до 10 тыс. рублей 2 .

В настоящей статье анализируется порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

Наша справка

Квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории 3

Квотирование рабочих мест

Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два закона: прежде всего, Закон «О занятости в РФ» 4 , а также Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 5 . В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с определением Верховного суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11–1 квотирование не распространяется на государственную службу.

Как указал Верховный суд в своем определении, согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

В ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» 6 . Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу.

Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения 7 ; в Москве – напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11 395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований 8). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек 9 . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами – не включается.

В связи с тем, что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ, и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и находится в городе Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем, установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

Довод ОАО «РЖД» о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций – подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой 10 .

Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Кому не требуется резервировать рабочие места

Резервирование рабочих мест не требуется:

  • организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);
  • общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию – при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 № 90 прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13–5.

На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным Собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее – Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: «7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

В силу положений Закона РФ «О занятости» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ «О занятости» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко». При этом суд обоснованно исходил из того, что федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам…

Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов» и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона – обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости» работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

5 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. от 02.07.2013 // Собр. зак-ва РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

6 Приказ Росстата от 13.10.2008 № 258 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников». Утратил силу.

7 Закон Камчатского края от 11.06.2009 № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

8 Шишкина Т. Квотирование рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. 2013. № 7–8.

9 Кокурина М.А. Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько // Главная книга. 2012. № 22.

Понятие квоты обозначает минимальное или максимальное количество рабочих мест для определенных слоев населения в целях предоставления и обеспечения социальных гарантий. Нормативы в процентах для работников-инвалидов определены в Законе № 181-ФЗ и уточняются законодательными документами субъектов РФ. При этом значение показателя зависит от численности штата и правовой формы работодателя; в числе ответственных субъектов значатся коммерческие предприятия и госучреждения, а правополучателем льготы являются граждане с физическими ограничениями.

Еще одним законом, гарантирующим право инвалида на трудоустройство, можно назвать Закон № 1032-1 от 19.04.91 г. Но минимальный размер квоты с учетом конкретных особенностей территории проживания устанавливается только региональными властями. Так, согласно Закону № 181-ФЗ, лимиты квоты утверждены в следующих размерах:

  1. Для работодателей с численностью свыше 100 чел. – 2-4 % в пересчете от среднесписочной численности штата.
  2. Для работодателей с численностью 35-100 чел. – максимум 3 % от показателя среднесписочной численности персонала.

Обратите внимание! Во время определения среднесписочной численности в расчет не берутся специалисты, занятые во вредных/опасных трудовых условиях в соответствии с результатами проведенных мероприятий аттестации или СОУТ.

Полностью освобождаются от необходимости соблюдения механизма квотирования следующие предприятия:

  • Общественные объединения инвалидов (ООИ).
  • Компании, созданные ООИ.
  • Хозяйственные общества либо товарищества с уставным капиталом из вкладов ООИ.

Процесс квотирования требует заключения специального договора между территориальными органами соцзащиты и предприятием-работодателем с численностью свыше 100 чел. После подписания такого контракта организация выпускает ежегодный приказ с утверждением числа, должностей/специальностей зарезервированных мест. Предлагать предназначенные инвалидам места другим гражданам запрещается.

Принимаем на работу инвалида 3 группы – порядок действий

Порядок кадрового делопроизводства при трудоустройстве инвалидов в целом совпадает с оформлением обычных работников. Вместе с тем в обязательном порядке не требуется просить у человека с ограниченными физическими возможностями каких-либо справок о состоянии здоровья. Вся информация предоставляется сотрудником или кандидатом на вакансию исключительно в добровольном виде.

Если принят на работу инвалид 3 группы, документацию по инвалидности можно передать работодателю при трудоустройстве или же позже, во время занятости. Соответственно, создавать подходящие условия компания обязана не ранее, чем о факте инвалидности станет известно. Такие характеристики прописываются в трудовом договоре или допсоглашении. Дополнительно необходимо указать в ТД срок инвалидности (1 год для 3 гр. по п. 9 из Правил № 95 от 20.02.06 г.), условия труда, режим занятости и отдыха (стат. 57 ТК).

1751

  • Темы:
  • Инвалиды

Вопрос

Прошу пояснить как правильно должен центр занятости населения делать направления на работу для людей, которые направлены для трудоустройства в счет квоты? Как работодатель должен определять, что он обязан трудоустроить по квоте прибывшего по направлению из центра занятости человека? Какую ответственность несет работодатель за не трудоустройство направленного человека?

Ответ

Ответ на вопрос:

Типовой формы направления Службой занятости именно инвалида для трудоустройства в счет квоты нет. Данное направление должно быть на бланке Службы занятости. В правом углу должны быть данные Вашей организации (как адресата, которому направление направлено) В нем должны быть данные направленного лица, профессия или должность, на которую претендент направлен. Подпись ответственного работника Службы занятости. По аналогии с Приложением 8, утв. Приказом Минтруда России 26.02.2015 № 125Н .

Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Дата копирования: 27.10.2016

Специфика

Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

Андрей СЛЕПОВ, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Если в компании трудится более 100 человек, то у работодателя возникает обязанность по резервированию рабочих мест для кандидатов-инвалидов. В некоторых регионах квота для трудоустройства инвалидов может устанавливаться и для компании, в которой число сотрудников составляет от 35 до 100 человек. В случае создания специального рабочего места для инвалида в том помещении, где будет трудиться такой сотрудник, нужно расставить мебель таким образом, чтобы дать возможность свободно передвигаться в нем. Также придется исключить значительные переходы, расположив необходимые для работы инструменты рядом с сотрудником. Все это нужно сделать с учетом гигиенических требований, предъявляемых к труду инвалидов. Очевидно, что такие мероприятия являются довольно затратными для работодателя. Чтобы их избежать, в последнее время все чаще звучат идеи об оформлении инвалида как дистанционного сотрудника, который будет работать дома. Несмотря на то, что данный вариант достаточно привлекательный как для самого инвалида, так и для работодателя, есть риск, что контролирующие органы посчитают это уходом от обязанности создавать рабочие места для инвалидов в компании. Альтернативой выполнения квоты может быть аренда рабочего места у другой организации или финансовая помощь в создании таких мест для общественных объединений инвалидов. Но такая возможность есть не во всех регионах России. Поэтому, перед тем как решать вопрос по минимизации затрат по квотированию рабочих мест, важно изучить местное законодательство.

Резервировать места для инвалидов нужно не только крупным компаниям, но также малому и среднему бизнесу

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан ( Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных Закона № 181-ФЗ.

На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, и .

Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами и .

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. к условиям труда инвалидов закреплены в (утв. ).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

Эти сведения передаются в госорганы на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - ).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения , ; постановления , ).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Директор компании рискует должностью за отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.
    • принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
    • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
    • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
    1. создать рабочее место в рамках квоты
    2. не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. Но в данном случае не имеет значения пришел инвалид к Вам с направлением службы занятости или без него. Инвалид может отказ в приеме на работу обжаловать в Инспекцию по труду или в суд.
    • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
    • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.
    • Когда, вместо создания рабочего места для инвалида, можно заплатить деньги
    • Какие есть риски при оформлении инвалида как дистанционного работника
    • Нужно ли специально искать соискателя-инвалида для выполнения квоты
    • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
    • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
    • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
  2. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  3. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты.
  4. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. ().
  5. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены Закона № 1032-1.
  6. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. и ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

Работодатель может оформить инвалида как дистанционного работника

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Компания не несет ответственность, если инвалид не обращался к ней за трудоустройством

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты.

Подобная позиция также подтверждена . Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Материал из КСС «Система Кадры»

Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru

Дата копирования: 27.10.2016

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.