О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Формирование плана мероприятий по улучшению условий охраны труда Мероприятий по улучшению условий и

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

Средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

Добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

  • Вверх

В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены в статье 212 ТК РФ, и среди них можно выделить обеспечение:

    безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

    применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, включая приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

    соответствующих требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

    организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за время их прохождения;

    принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    расследования и учета в установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

    обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

    Выполнение указанных обязанностей работодателем непременно влечет за собой осуществление определенных расходов, по которым должны быть установлены соответствующие источники финансирования.

    В соответствии с положениями действующего в настоящее время законодательства такими источниками могут являться: средства организаций, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль; собственные средства организаций, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль; средства социального страхования, включая средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; средства целевого финансирования.

    В частности, согласно статье 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.

    Порядок выделения и использования указанных средств определяются положениями федеральных законов, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

    Согласно Трудовому кодексу РФ финансирование мероприятий может осуществляться также и за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Согласно упомянутой выше статье 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

    Конкретные размеры указанных средств на уровне отдельно взятой организации определяются заключаемым между работодателем и представительным органом работников коллективным договором.

    При этом, как представляется, имеются в виду средства, выделяемые за счет любых возможных источников, включая средства организации, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Следует также учитывать положения статьи 226 ТК РФ о том, что работники не могут нести расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В связи с этим, не допускаются, в том числе, удержания из заработной платы работающих лиц на указанные цели, любой сбор наличных и иных средств физических лиц, требования об оплате работниками за счет собственных средств стоимости положенных им по норме специальной одежды, лечебно-профилактического питания, мыла и др.

    В основном же расходы, производимые работодателями в целях обеспечения соблюдения условий охраны труда, относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Так, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ, которой регулируются вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

    В целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые производятся с целью выполнения норм действующего законодательства. Таким образом, если принятыми в соответствии с действующим законодательством правилами по охране труда, санитарно-гигиеническими нормами и правилами предусмотрена та или иная обязанность работодателей в сфере охраны труда, соответствующие расходы в полной мере могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    В соответствии со статьей 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

    Ряд производимых организациями расходов принимаются для целей налогообложения и по другим основаниям (отличным от подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

    Так, затраты на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты учитываются в составе материальных расходов на основании статьи 254 НК РФ (см. пункт 5.1 Методических рекомендаций по налогу на прибыль), но при условии, что их обязательное применение работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Если специальная одежда, специальная обувь или другие средства индивидуальной защиты будут выданы работникам, которые согласно действующему законодательству не обеспечиваются ими в обязательном порядке, или же будут выданы со сниженными против установленных норм сроками носки, соответствующие расходы должны осуществляться за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

    В соответствии со статьей 221 ТК РФ сертифицированные средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. За счет средств работодателя оплачиваются приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты.

    Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны выдаваться работникам с соблюдением Правил, установленных постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в редакции изменений и дополнений), и в соответствии с утвержденными Минтрудом России типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи.

    Например, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда России от 30 декабря 1997 г. № 69.

    В соответствии с положениями статьи 213 ТК РФ предусмотренные действующим трудовым законодательством медицинские обследования (осмотры), включая внеочередные в соответствии с медицинскими рекомендациями, осуществляются за счет средств работодателя.

    Расходы организаций, связанные с оплатой услуг медицинских учреждений за проведение периодических и предварительных медицинских обследований работников, принимаются для целей налогообложения по налогу на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

    По этому же основанию в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть отнесены расходы организаций по оборудованию специальных помещений, предназначенных для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей. При этом перечень оборудования и иных предметов, расходы на приобретение которых могут быть приняты в целях налогообложения, определен в приложении № 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», доведенных письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

    В частности, для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

    кушетка медицинская;

    письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

    прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;

    прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;

    алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;

    столик для медицинского оборудования - 1 шт.;

    шпатели медицинские - 10 шт.;

    сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.;

    оборудованная комната для отбора биологических сред.

    Помещение также должно быть оборудовано средствами связи.

    Принимаются в целях налогообложения также и расходы на содержание и эксплуатацию указанного специального помещения, его ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание оборудования и иных предусмотренных предметов (подпункт 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ).

    За время прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением, в соответствии со статьей 212 ТК РФ сохраняется средний заработок и место работы (должность) на время прохождения указанных осмотров (обследований). Выплачиваемые работникам суммы среднего заработка за дни прохождения медицинских осмотров и обследований, принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль на основании пункта 6 статьи 255 НК РФ.

    Вместе с тем следует учитывать, что расходы на оплату услуг медицинских учреждений по проведению медицинских осмотров работников, а также расходы на выплату среднего заработка, связанные с прохождением работниками медицинских осмотров, могут быть приняты в целях налогообложения только в тех случаях, когда случаи прохождения медицинских осмотров установлены действующими нормативными правовыми актами (подтверждено письмом Управления МНС по г. Москве от 8 января 2003 г. № 26-12/1401).

    Если какие-либо медицинские осмотры работников осуществлены организацией по своей инициативе (кроме вышеприведенных случаев), расходы на оплату услуг медицинских учреждений, а также расходы на оплату среднего заработка работникам за время прохождения медосмотров, в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут.

    В соответствии с положениями статьи 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда), работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Расходы по оплате оказываемых услуг признаются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    Все работники организации, в том числе ее руководитель, согласно статье 225 ТК РФ обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Работодатель также обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

    Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций утвержден совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

    Расходы организаций по обучению работников принимаются в целях налогообложения в порядке, установленном подп. 23 п. 1 и п. 3 статьи 264 НК РФ. Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:

    соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

    подготовку (переподготовку) проходят работники организации, состоящие в ее штате;

    программа подготовки (переподготовки) соответствует положениям по обучению в области охраны труда.

    Расходы по проведению аттестации рабочих мест принимаются в целях налогообложения при условии, что такие мероприятия организованы с соблюдением положений постановления Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», и тому имеются документальные подтверждения (имеются оформленные карты аттестации, протоколы оценки травмобезопасности и иных условий на рабочих местах и др. предусмотренные документы).

    Согласно положениям статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется лечебно-профилактическое питание.

    При этом расходы организаций по обеспечению работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении положений постановления Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» и приказа Минздрава России от 28 марта 2003 г. № 126 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

    Стоимость предоставляемого работникам лечебно-профилактического питания признается в целях налогообложения прибыли при условии, что данное питание предоставлялось в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (в редакции изменений от 11 сентября 2003 г.).

    Смывающие и обезвреживающие средства выдаются работникам с соблюдением норм и правил, установленных постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 г. № 45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи». В частности, мыло выдается в количестве 400 г на месяц на работах, связанных с загрязнением, а в количестве 800 г - на работах на угольных (сланцевых) шахтах, в разрезах, на обогатительных и брикетных фабриках, в шахтостроительных и шахтомонтажных организациях угольной промышленности. Именно при соблюдении установленных норм и правил, расходы по оплате смывающих и обезвреживающих средств могут приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.

    Стоимость выдаваемых в пределах норм молока, ему равнозначных продуктов и лечебно-профилактического питания не облагается налогом на доходы (пункт 3 статьи 217 главы 23 НК РФ) и единым социальным налогом (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

    Если же продукты выданы по нормам, превышающих законодательно установленные, соответствующие разницы должны быть включены в облагаемую базу по обоим налогам (по единому социальному налогу - если только такие разницы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль), а финансироваться они должны за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

    В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть приняты также следующие расходы организаций, связанные с обеспечением нормальных условий труда и выполнением требований по охране труда:

    на приобретение аптечек и медикаментов;

    на приобретение плакатов и справочников, пособий по технике безопасности и охране труда;

    на оборудование кабинетов или уголков по охране труда (Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда утверждены постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7);

    на организацию и проведение прочих мероприятий по охране труда и технике безопасности, предусмотренными номенклатурой таких мероприятий, разработанной в организации в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

    В любом случае необходимость осуществления указанных расходов должна быть обусловлена положениями соответствующих нормативных правовых актов. В связи с этим первичные учетные документы рекомендуется снабжать указаниями на то, во исполнение какого нормативного акта произведены те или иные расходы.

    Предусмотренные статьей 147 ТК РФ дополнительные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, принимаются в целях налогообложения на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ. При этом конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором или трудовым договором. Однако в силу положений Методических рекомендаций по налогу на прибыль для принятия указанных расходов в уменьшение налоговой базы каждый из заключенных с работниками трудовых договоров должен иметь ссылки на размер и порядок производства дополнительной выплаты, или же ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения по оплате труда и (или) других локальных нормативных актов, устанавливающих размеры и порядок производства выплаты.

    Действующее законодательство предусматривает возможность оплаты отдельных расходов в сфере охраны труда за счет средств обязательного социального страхования.

    В частности, согласно статье 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных организацией в ФСС РФ за 2003 год, могут быть направлены на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организации, включая финансирование их периодических медицинских осмотров и профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

    Объем выделяемых средств определяется за вычетом расходов организации на выплату обеспечения по страхованию по происшедшим страховым случаям.

    Непосредственно перечень расходов, которые могут быть осуществлены за счет выделенных организации средств обязательного страхования, приведен в постановлении Минтруда России от 5 марта 2004 г. № 28 «Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В него включены:

    проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

    оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

    оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда в организациях.

    Санкционирование расходов производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 г. № 82 «О порядке и условиях финансирования в 2004 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников». За счет выделенных организации средств социального страхования не могут быть оплачены суммы среднего заработка, сохраняемого за время прохождения работниками медицинских осмотров.

    28. САНИТАРНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

    Согласно ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами организации либо за ее счет.

    К системе социально-бытового обслуживания работников в организациях наряду с помещениями здравоохранения, общественного питания, торговли, предприятий службы быта, культурно-массового обслуживания относятся санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные и помещения личной гигиены женщин).

    Проектирование этих помещений должно производиться согласно нормам СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

    По сравнению с другими санитарно-бытовыми помещениями гардеробные занимают наибольшую площадь (около 40…50 процентов от общей площади санитарно-бытовых помещений), поэтому вопросы рациональной планировки и повышения эксплуатационных качеств их имеют важное значение. Гардеробные проектируют для хранения уличной одежды (пальто, головной убор, обувь), домашней (костюм, платье, белье) и рабочей одежды с соблюдением, как правило, условия самообслуживания.

    Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения, исполь^ зуемые при пересменках, следует объединять в гардеробные блоки.

    Эти блоки должны объединять группы производственных процессов со сходными требованиями к организации хранения одежды: не следует блокировать отдельные гардеробные домашней (и уличной) одежды с общими гардеробными для хранения специальной и домашней одежды, так как в этом случае разница в гигиенических требованиях к хранению одежды воспринимается работниками как неравноправие, неудобство, что вызывает стихийный переход на хранение всей одежды в общей гардеробной, способствующей переносу особо грязных и опасных производственных загрязнений на домашнюю одежду.

    Допускается объединение различных типов гардеробных для производств с малочисленным персоналом, так как проектирование гардеробных блоков со списочным количеством рабочих менее 50 человек экономически нецелесообразно.

    Гардеробные на производстве должны быть отдельными для специальных групп производственных процессов: вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности тела и спецодежды, удаляемые с применением специальных моющих средств (группа 1в); протекающие при избытках явного тепла или неблагоприятных метеорологических условиях, связанные с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды (2в), при температуре воздуха до 10 ° С, включая работы на открытом воздухе (2г); вызывающие загрязнени/ веществами 1-го и 2-го классов опасности, а также веществами обладающими стойким запахом (36). В виде исключения может допускаться объединение в одном гардеробном блоке работников групп 1) и 36, а также 2в и 2г групп производственных процессов при условии что их суммарное число не превышает 50 человек.

    При выборе величины гардеробного блока следует исходить как и:’ возможности объединения в одном блоке работников различных груш1 производственных процессов, так и из условий эксплуатации гардеробных. Рекомендуется принимать вместимость гардеробного блока не более 60 мест и блоки вместимостью не менее 100 человек.

    Предусматривается три способа организации хранения специальной и домашней одежды:

    попеременное в одном отделении шкафа;

    в разных отделениях шкафа в одном помещении;

    в разных помещениях.

    Хранение спецодежды попеременно в одном шкафу целесообразней только для производственных процессов, вызывающих незначительный ее загрязнения, при условии, что они не могут быть перенесены через внутреннюю поверхность шкафа на домашнюю одежду - группа 1-го (процессы, вызывающие загрязнения веществами 3-го и 4-го классов опасности только рук).

    Хранение домашней и специальной одежды в разных гардеробных предусматривается для производственных процессов с особо сильными и опасными загрязнениями для предотвращения их возможного перенесения на домашнюю одежду в процессе переодевания.

    Для хранения одежды предусматриваются следующие виды оборудования: запираемые (закрытые) шкафы, открытые шкафы и вешалки,

    Для отдельного хранения уличной одежды следует предусматривать вешалки, для ее совместного хранения с домашней одеждой - шкафы.

    Домашнюю одежду следует, как правило, хранить в запираемых отделениях шкафов.

    Для хранения специальной одежды могут применяться как запираемые, так и открытые отделения шкафов.

    Для удобства проведения текущих ремонтов гардеробных блоков в одном гардеробном блоке рекомендуется проектировать не менее двух душевых помещений.

    Основным типом душевых кабин являются открытые душевые кабины, В целях повышения удобства пользования кабины в женских душевых рекомендуется оборудовать устройствами с гибкими шлангами либо с наклонной установкой форсунки над уровнем пола не выше 1,6 м.

    Закрытые душевые кабины являются более комфортными, однако имеют меньшую пропускную способность, так как используются и для вытирания тела. Не рекомендуется применение закрытых душевых кабин на производствах с особо сильными или опасными загрязнениями (группы 1в, 26-процессы, протекающие при избытках явного лучистого тепла). Закрытые душевые кабины рекомендуется проектировать отдельно от помещения с открытыми кабинами.

    Душевые кабины со сквозным проходом применять не рекомендуется, за исключением случаев, специально оговоренных в технологическом задании или ведомственных нормах. Душевые кабины со сквозным проходом требуют большей площади помещений, неудобны в пользовании и не обладают гигиеническими преимуществами перед открытыми душевыми кабинами,

    При расчете количества душевых сеток следует иметь в виду, что расчетное количество 3, 5 и 7 человек на одну душевую сетку предполагает пользование душем каждым работником (при разной продолжительности мытья). При назначении одной сетки на 15 или 25 человек предполагается использование душа как общегигиенической процедуры или для очистки от случайно возникших загрязнений только некоторыми работниками. Поэтому при проектировании душевых с расчетом 7,5 или 3 человека на душевую сетку требуется их размещение в гардеробном блоке с учетом кратчайших удобных связей с местами хранения одежды.

    Двери помещений душевых и преддушевых должны быть самозак-рываюшимися, чтобы предотвратить проникновения водяных паров в гардеробные помещения.

    Умывальные рекомендуется размещать в отдельных помещениях, смежно с душевыми. При количестве умывальников не более 4 допускается размещать умывальники на специально отведенной площади гардеробных, смежно с душевыми. С боковых сторон места для умывания рекомендуется выделять перегородками высотой 1 м; Полы под умывальниками на расстоянии 0,9 м от стены и 0,45 м от оси крайнего умывальника должны быть облицованы керамической плиткой и иметь трапы.

    Уборные в многоэтажных бытовых помещениях должны быть на каждом этаже. При численности работников на двух смежных этажах 30 человек или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью. При численности работников на трех этажах менее 10 человек допускается одну уборную на три этажа. Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работников в смену не более 15 человек. Уборные рекомендуется оборудовать напольными чашами. При оборудовании уборных в цехах унитазами во избежание их поломки рекомендуется предусматривать опоры для ног на уровне верха унитаза.

    Уборные должны быть оборудованы крючками, корзинками для мусора и держателями бумаги.

    Помещения для личной гигиены женщин предназначены для проведения гигиенических процедур. В их состав входят: помещения для раздевания, индивидуальные кабины для процедур, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, с ножным пуском; места для раздевания, оборудованные скамьями с крючками над каждым местом и умывальником. Помещения для личной гигиены женщин следует оборудовать: биде со смесителями горячей и холодной воды, умывальником со смесителем холодной и горячей воды, бачком для мусора, крючками для одежды и белья, скамьей размерами 30×40 см.

    Кабины облицовываются керамической плиткой. Над поддонами устанавливается подставка.

    Нормы площади помещений на I человека, единицу оборудования, расчетное число работников, обслуживаемых на единицу оборудования в санитарно-бытовых помещениях, следует принимать:

    Площадь помещений на человека, м 2:

    Гардеробные уличной одежды, раздаточные спецодежды, помещения для
    обогрева или охлаждения 0,01,

    Кладовые для хранения одежды:

    при обычном составе спецодежды 0,04

    расширенном составе спецодежды 0,06

    громоздкой спецодежде ….. 0,08

    Респираторные 0,07

    Помещения централизованного склада спецодежды и средств индивидуальной защиты:

    для хранения 0,07

    выдачи, включая кабины примерки и подгонки 0,02

    Помещения дежурного персонала с местом для уборочного инвентаря

    Зрительные при уборных или помещениях для отдыха 0,02

    Места для очистки обуви, бритья, сушки волос 0,01

    Помещения для сушки, обеспыливания или обезвреживания спецодежды

    Помещения для мытья спецодежды, включая каски и спецобувь …. 0,3
    Площадь помещений на единицу оборудования, м 2:

    Преддушевые при кабинах душевых открытых и со сквозным

    проходом 0,7

    Тамбуры при уборных с кабинами. . . 0,4

    Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения должно приниматься не более 75 м, а от рабочих мест на площадке предприятия - не более 150 м.

    117. УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА

    Мероприятия по обеспечению устойчивости работы объекта прежде всего должны быть направлены на защиту рабочих и служащих от последствий ЧС; они тесно связаны с мероприятиями по подготовке и проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, так как без людских резервов и успешной ликвидации последствий ЧС в очагах поражения проводить мероприятия по обеспечению устойчивой работы объектов народного хозяйства практически невозможно. Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства понимается способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами (для объектов, не производящих материальные ценности, - транспорт, связь и др. - выполнять свои функции), в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для исследования подготовки объекта к защите от последствий ЧС, оценки физической устойчивости и разработки мероприятий привлекаются инженерно-технический персонал и работники штаба ГО объекта; в необходимых случаях - сотрудники или группы (отделы) научно-исследовательских и проектных организаций, связанных с работой предприятия. Общее руководство исследованиями осуществляет начальник ГО (директор) предприятия. Его приказом определяются рабочие группы для исследования и разработки мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС. Одновременно разрабатывается и утверждается план проведения исследований. Руководство рабочими группами возлагается на главного инженера объекта, при котором создается группа руководства исследованием. Рабочие группы обычно соответствуют основным производственно-техническим службам объекта. На промышленных объектах, как правило, создаются рабочие группы по исследованию устойчивости: зданий и сооружений, старший группы - заместитель директора по капитальному строительству (начальник ОКС); коммунально-энергетических сетей, старший группы - главный энергетик; станочного и технологического оборудования, старший группы - главный механик; технологического процесса, старший группы - главный технолог; управления производством, старший группы - начальник производственного отдела; материально-технического снабжения и транспорта, старший группы - заместитель директора по МТС (начальник отдела МТС). Кроме того, создается группа штаба ГО объекта, в которую входят руководители основных служб объекта. Эти группы проводят всю расчетную работу по исследованию устойчивости работы объекта. В зависимости от особенностей объекта, его размеров и сложности производства число групп, их состав и задачи могут меняться. Конечная цель таких исследований - оценка устойчивости работы объекта в условиях ЧС и изыскание наиболее эффективных и экономически оправданных путей и способов ее повышения. На первом этапе исследования проводится анализ уязвимости промышленного объекта и оценка устойчивости его работы в условиях ЧС. На втором этапе - разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости и заблаговременной подготовке объекта к восстановлению. В результате изучения всех вопросов в рабочих группах и проведения главным инженером совместно с руководителями групп предварительного обсуждения итогов исследований группой руководства составляется отчетный доклад и план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС. В каждом разделе плана указываются мероприятия, выполняемые объектом, проектными и другими организациями. В плане или приложениях к нему указываются объем и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочая сила, ответственные исполнители, сроки исполнения и т.д. Этот план-график каждого объекта утверждается директором предприятия, доводится до сведения исполнителей. Остальные предложения направляются на утверждение в вышестоящий производственный орган (например, в объединение, главк), в который входит объект. В дальнейшем по мере расширения и реконструкции объекта в разработанный план-график должны быть внесены соответствующие коррективы и дополнения, что, естественно, потребует проведения дополнительных исследований и проработок. Таким образом, исследование устойчивости - это неодноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства, инженерно-технического персонала и штаба ГО объекта. Повышение устойчивости работы объекта будет, по существу, достигаться путем усиления наиболее слабых (уязвимых) элементов и участков объекта. Для этого на каждом объекте заблаговременно на основе исследования планируется и проводится большой объем работ, включающий выполнение организационных и инженерно-технических мероприятий. Особенно важное значение имеет проведение инженерно-технических мероприятий. Достижения современной науки и техники, позволяют осуществлять такие решения, при которых предприятие будет устойчиво к воздействию на него даже весьма значительных избыточных давлений. Однако это связано с крупными затратами средств и материалов, которые могут быть оправданы только острой необходимостью защиты уникальных, особо важных элементов объекта. К выработке мероприятий по повышению устойчивости надо подходить весьма обдуманно, всесторонне оценивая их техническую, хозяйственную, и экономическую целесообразность. Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с задачами, решаемыми в обычных условиях с целью обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда, совершенствования производственного процесса. Примерами таких решений могут служить: использование убежищ для народнохозяйстственных целей и обслуживания населения; строительство подземных емкостей для горючих, ядовитых и агрессивных жидкостей и газов и пр. Особенно большое значение имеет разработка инженерно-технических мероприятий при новом строительстве, так как в процессе проектирования во многих случаях можно добиться логического сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО, что снизит затраты на их реализацию. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции или выполнения других ремонтно- строительных работ. Основные мероприятия в решении задач повышения устойчивости работы промышленных объектов: защита рабочих и служащих от оружия массового поражения; повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов и совершенствование технологического процесса; повышение устойчивости материально-технического снабжения; повышение устойчивости управления объектом; разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них; подготовка к восстановлению производства после поражения объекта. Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в большинстве случаев проводится в обычных условиях. Та часть работ, исполнение которых проводится в условиях ЧС, планируется заблаговременно, а выполняется при угрозе возникновения ЧС.

С целью обеспечения безопасности рабочего процесса на предприятии, организации используется план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (УУОТ). Данный документ разрабатывается работодателем ежегодно перед началом нового календарного года. Он включает в себя комплекс мер направленных на создание безопасных условий для труда служащих.

В данном случае планирование представляет собой особый организационно-управленческий процесс, проводимый на основании:

  • Уже имеющихся и на данный момент действующих годовых планов;
  • Комплексных программ, направленных на улучшения условий выполнения должностных обязанностей служащими, мер санитарно-оздоровительного обеспечения, которые являются частью плана по развитию организации, если таковой имеется;
  • Соглашения по ОТ, закрепленного в коллективном договоре, действующем на данном предприятии;
  • Оперативных планов, разработанных в подразделениях (отделах, цехах) фирмы.

Оформляя перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, образец можно использовать план предыдущего года. Если ранее такого документа на предприятии не было, то при составлении перечня стоит использовать приказ Минтруда РФ № 181н от 01.03.2012г. В нем содержаться основные мероприятия, которые работодатель может использовать для обеспечения безопасности труда на рабочих местах.

Помимо данного перечня, а также соглашения по ОТ, на предприятии подготавливается и утверждается:

  • Планы работы по ОТ в цехах и отделах на каждый месяц, квартал;
  • Планы мероприятий, проводимых с целью недопущения несчастных случаев и развития у трудящихся профзаболеваний.

В целом текущее планирование УУОТ направлено на снижение травматизма служащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Кроме того, с этой целью проводятся регулярные проверки знания сотрудниками правил техники безопасности.

При подготовке плана УУОТ, в него включаются мероприятия организационного, технического, социально-экономического и иного характера. Их разработка и выполнение осуществляется на основании действующих нормативных актов федерального и локального значения, регулирующих правила промышленной безопасности и вопросы ОТ.

В соответствии с правилами оформления годовых планов, данный документ разрабатывается руководителем предприятия, совместно со специалистами отдела охраны труда, до 25 декабря текущего года, на следующий отчетный период. При этом они утверждаются приказом №1 по организации и соглашением по ОТ подразделений компании. Данный документ содержит в себе не только перечень необходимых мер для обеспечения безопасной работы сотрудников, но и сроки выполнения, а также список лиц, несущих ответственность и осуществляющих контроль над их реализацией.

Основные мероприятия, содержащиеся в соглашении по ОТ, должны быть подкреплены планово-экономическими бумагами, технологическую и проектную документацию. Также они должны иметь соответствующие финансовые и материальные ресурсы, для их полноценной и своевременной реализации.

Оперативное планирование представляет собой продолжение текущего планирования и является его неотъемлемой частью. При разработке квартальных планов УУОТ учитывается текущее выполнение задач по обеспечению безопасности трудового процесса, а также результаты контроля состояния условий работы в конкретных подразделениях организации. В случае получения предписаний от контролирующих госорганов в сфере ОТ, они должны быть выполнены, в том числе путем внесения соответствующих положений в оперативные планы.

Если на предприятии произошел несчастный случай, то после его расследования руководство предприятия должно разработать и принять дополнительные меры обеспечения безопасности сотрудников, с учетом материалов отчета о ЧС.

Перечень мероприятий по охране труда в организации: кем устанавливается и что содержит?

Перечень мероприятий УУОТ устанавливается специалистами отдела охраны труда на основании приказа Минтруда №181н от 01.03.2012г. и утверждается руководителем организации. При разработке данного документа используется приложение к данному приказу, в котором отмечены основные действия, используемые для обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии. Среди них:

  1. Проведение СПОУ и организация необходимых мероприятий по её итогам;
  2. Оборудование производственных площадей системой сигнализации в случае возникновения непредвиденной ситуации;
  3. Установка защитных систем, препятствующих повреждению станков и оборудования;
  4. Проведение технологической модернизации;
  5. Нанесение на объекты инфраструктуры специальной маркировки безопасности;
  6. Закупка СИЗ и их модернизация;
  7. Монтаж автоматических систем, обеспечивающих контроль над негативными факторами воздействия;
  8. Установка и улучшение системы защиты трудящихся от электрического тока;
  9. Модернизация систем, обеспечивающих безопасность обработки легковоспламеняющихся и опасных хим. веществ;
  10. Механизация производственных линий, процессов обработки сырья, утилизации отходов;
  11. Механизация очищения инфраструктуры производства;
  12. Улучшение экологической безопасности инфраструктуры;
  13. Установка современных систем вентиляции;
  14. Обеспечение инфраструктуры, предназначенной для отдыха трудящихся;
  15. Монтаж оборудования для получения работниками питьевой воды;
  16. Обеспечение служащих СИТ;
  17. Организация хранения СИТ;
  18. Проведение инструктажей и обучения служащих, в том числе оказанию первой медпомощи;
  19. Организация осуществления своевременных медосмотров работников фирмы;
  20. Установка специального медоборудования, приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер. То есть каждый работодатель самостоятельно выбирает, какие из указанных мероприятий он будет использовать при оформлении плана УУОТ и может дополнять список по своему усмотрению.

Планирование организационно-технических мероприятий по ОТ

Организация-работодатель производит подготовку мер организационно-технического характера для обеспечения охраны труда на производстве. При этом на предприятии используют следующий алгоритм:

  1. В соответствии со тс.217 ТК РФ, на предприятии должна быть создана служба ОТ или назначен сотрудник, ответственный за подготовку системы ОТ, если таковых еще нет.
  2. Руководителем организации издается приказ, которым назначаются лица, участвующие в разработке плана организационно-технических мероприятий по ОТ.
  3. После создания специально группы, отвечающей за разработку данного плана, начинается подготовка необходимого документа. На данном этапе уполномоченные сотрудники принимают решение относительно того, какие мероприятия из перечня, закрепленного в Приказе №181н, необходимы для данной фирмы. При этом учитывается специфика работы организации, технические и материальные возможности для проведения необходимых действий. Каждый план разрабатывается на следующий отчетный год, при этом в нем указываются сроки выполнения каждого конкретного мероприятия. Кроме того, в данном документе могут быть отмечены и лица, несущие ответственность за их исполнение.
  4. Готовый план мер организационно-технического характера, направляется на утверждение руководителю предприятия. Данный документ может использоваться самостоятельно или в качестве приложения к коллективному договору.
  5. Каждое мероприятие, которое принимается и вносится в план специальной комиссией, оформляется отдельным актом при участии представителя от профсоюзной организации, если таковая имеется на предприятии. В данном документе указывается информация о конкретном мероприятии, а также необходимые материальные и технические затраты для его реализации.
  6. Осуществление общего контроля над выполнением утверждённого плана мер организационно-технического характера для обеспечения ОТ на производстве возлагается на стороны коллективного договора, специалисты отдела ОТ, представителями органов профсоюзных организаций, действующих на данной территориальной единица, в рамках их полномочий.

Согласно нормам современного законодательства план мероприятий по обеспечение охраны труда может разрабатываться на срок от года до трех. Он подготавливается вместе с проектом бюджетной фирмы на следующий отчетный период.

Оформление плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда: где найти образец?

Основным нормативным актом, содержащим типовой план мероприятий по ОТ, является приказ Минтруда РФ №181н от 01.03.2012г. Поэтому разработку плана следует начинать с изучения этого документа. Из указанного перечня выбираются те мероприятия, которые работодатель считает нужными для реализации исходя из технических и материальных возможностей.

В общем порядке этот документ содержит основные 5 групп мер обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии:

  1. Организационные;
  2. Технические;
  3. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые;
  4. Меры по снабжению трудящихся СИЗ;
  5. Действия, направленные на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности.

Надлежащим образом оформленный план передается на подпись руководителю и утверждается приказом. При этом все необходимые действия должны быть выполнены до 25 декабря текущего года.

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, ликвидацию или снижение отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих. Эти мероприятия могут быть одноцелевыми и многоцелевыми. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образом на улучшение условий и охрану труда. Многоцелевые мероприятия одновременно с улучшением условий труда и повышением уровня его безопасности приводят к улучшению результатов производственной деятельности предприятий. К таким мероприятиям относятся, например, автоматизация управления технологическими процессами, механизация ручных работ, внедрение новых более совершенных машин и механизмов и т.п.

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

Изменение состояния условий труда на рабочих местах оценивается: повышением уровня безопасности труда, улучшением санитарно-гигиенических показателей, улучшением психофизиологических показателей, улучшением эстетических показателей.

Повышение уровня безопасности труда характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил.

Улучшение санитарно-гигиенических показателей характеризуется уменьшением содержания в воздухе вредных веществ, улучшением микроклимата, снижением уровней шума и вибрации, инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, ионизирующих и электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; улучшением освещенности.

Улучшение психофизиологических показателей характеризуется снижением повышенных физических и нервно-психических нагрузок, в том числе и монотонности труда.

Улучшение эстетических показателей характеризуется рационализацией компоновки рабочих мест и машин; благоустройством помещений и территории предприятия, цветовой отделкой оборудования и интерьеров и др.

Изменение состояния производственной среды по перечисленным факторам может оцениваться разностью их абсолютных величин до и после внедрения мероприятий, а также сопоставлением относительных показателей, характеризующих степень соответствия тех или иных факторов предельно допустимым концентрациям (ПДК), предельно допустимым уровням (ПДУ) или заданным уровням. Комплексная оценка состояния условий труда производится по приросту рабочих мест, на которых условия труда в комплексе приведены в соответствие с нормативными требованиями.

Социальные результаты осуществления мероприятий по улучшению условий и охране труда определяются как разность натуральных величин до, и после внедрения мероприятий по следующим показателям:

  • · увеличение числа работников, рабочие места которых соответствуют по условиям труда нормативным требованиям, или сокращение несоответствующих рабочих мест (как по отдельным факторам, так и в комплексе);
  • · сокращение производственного травматизма;
  • · снижение профессиональной и общей заболеваемости, вызванной неблагоприятными условиями труда;
  • · снижение текучести кадров, связанной с неудовлетворенностью условиями труда.

Для оценки социальных результатов могут применяться и другие показатели, такие, например, как степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, но только после того, как будут разработаны методы их достоверной количественной оценки. Некоторые социальные результаты могут быть выражены через экономию рабочего времени и в денежной форме. Такие показатели имеют двойственную природу, являясь социально-экономическими.

Социально-экономические результаты выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и овеществленного труда в народном хозяйстве, на предприятиях и в сфере личного потребления.

При оценке социально-экономических результатов необходим хозяйственный подход, что означает возможно более полный охват всех социальных и экономических результатов в разных сферах хозяйства, а также учет факторов времени при оценке затрат и результатов мероприятий.

Экономические результаты определяются путем расчета трех основных показателей: чистого экономического эффекта, общей экономической эффективности и сравнительной экономической эффективности.

Показатель чистого экономического эффекта представляет собой разницу между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами реализованных мероприятий и затратами на их осуществление. Он рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется для: обоснования ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по улучшению условий и охране труда; выбора наиболее эффективного из двух или нескольких вариантов мероприятий, различающихся по своему воздействию на показатели производственной среды, а также по своим социальным и экономическим результатам; экономической оценки фактически осуществленных мероприятий, в частности в целях установления размеров материального поощрения работников предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций за работу в области улучшения условий и охраны труда.

Годовой экономический эффект от осуществления мероприятий по улучшению условий можно определить по формуле:

где Р - экономический результат, руб.;

С - годовые эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий труда, руб.;

К - капитальные вложения, направленные на мероприятия по улучшению условий труда, руб.;

ЕН = 0,08 - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений в мероприятия по улучшению условий труда.

Экономический результат (Р) характеризуется предотвращенным экономическим ущербом от аварий, травм и профзаболеваний, экономическим эффектом от мероприятий по улучшению гигиенических, технических и общественных условий труда.

Экономический эффект рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется: для обоснования ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по улучшению условий и охране труда; выбора наиболее эффективного из двух или нескольких вариантов мероприятий, различающихся по своему воздействию на показатели производственной среды, а также по своим социальным и экономическим результатам; экономической оценки фактически осуществленных мероприятий.

Показателем общей экономической эффективности является отношение экономических результатов к затратам. Он рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется для установления результатов затрат на улучшение условий и охрану труда; выявления динамики эффективности затрат; сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, в отраслях экономики и регионах; сравнения ожидаемой (расчетной) и фактической эффективности затрат с утвержденными нормативами.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений в мероприятия по улучшению условий и охране труда при необходимости определяется по формуле:

Показатель (коэффициент) эффективности капитальных вложений следует сопоставлять с нормативным (Е н = 0,08). Если Э к >Е н, то капитальные вложения можно считать эффективными. Величина, обратная коэффициенту эффективности и характеризующая срок окупаемости капитальных вложений, вычисляется по формуле:

Полученный срок окупаемости капитальных вложений следует сопоставить с нормативным (Т н = 12,5 лет), если он меньше нормативного, то капитальные вложения считаются эффективными.

К показателям экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда и повышению его безопасности относят:

  • · снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
  • · прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;
  • · снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров вседствие улучшения условий труда;
  • · экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;
  • · снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда;
  • · определение эффективности за счет сокращения нерациональных потерь рабочего времени;
  • · определение эффективности за счет сокращения компенсирующего отдыха;
  • · определение экономии фонда заработной платы в связи с сокращением доплат к тарифной ставке по условиям труда;
  • · определение экономии фонда заработной платы в связи с отменой сокращенного рабочего дня по условиям труда.

Показатель сравнительной экономической эффективности двух мероприятий определяется в виде разницы приведенных затрат на эти мероприятия с учетом фактора времени. Он рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение одинакового качества производственной среды и тождественны по своим социальным и экономическим результатам. На основе этого показателя должен производиться выбор варианта мероприятий, обеспечивающего достижение требуемого состояния производственной среды с минимальными затратами.

Для экономического обоснования мероприятий по улучшению условий и охране труда необходимо:

  • · произвести выбор исходных данных об изменении состояния производственной среды, достигнутых социальных результатов, технико-экономических показателей предприятия (отрасли) по базовому и внедряемому вариантам;
  • · определить затраты на реализацию мероприятий;
  • · рассчитать социальную и социально-экономическую эффективность, мероприятий;
  • · рассчитать полный экономический эффект, т.е. экономические результаты осуществления мероприятий;
  • · вычислить показатели чистого экономического эффекта, общей и сравнительной эффективности.

Высвобождаемые денежные средства могут быть направлены на дальнейшее улучшение условий безопасности труда.

"Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст , согласно приказам Минтруда РФ:

от 20.02.2014 г. № 103н, от 16.06.2014 г. № 375н)

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2011, № 47, ст. 6659), приказываю:

Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 1 марта 2012 г. № 181н

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков 1

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

_____________

1 Конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

2 Сноска 2 исключена согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 февраля 2014 г. № 103н.

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке 3 работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой , специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

_____________

3 Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. № 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. № 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. № 16530).

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке 4 обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

_____________

4 Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209).

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке 5 обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

_____________

5 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. № 22111).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.