Г ч 7 ст 204 ук рф. Коммерческий подкуп - судебная практика. Отличие от взятки

Уважаемые коллеги!

Полагаю, что многим из Вас будет интересно почитать сложившуюся судебную практику по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 204 УК РФ нашего региона, позицию ВС РФ, которое имеет много общих признаков со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки).

Коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ - имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки). Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа следует проводить по объекту и субъекту преступления.

При совершении преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в этой связи объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.

Согласно диспозиции ч. 3 ст. 204 УК РФ субъектом указанного преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно прим. 1 к ст. 201 УК РФ к таковым следует относить лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям.

Таким образом, с вышесказанным, а так же разъяснений, содержащихся в п. 3-7 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19, обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными (руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью работников). Организация и планирование работы, подбор кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание дисциплины и так далее.

Административно-хозяйственные обязанности заключаются в распоряжении и управлении имуществом, совершении сделок, заключении контрактов от имени организации, установлении порядка хранения, переработки и реализации имущества, учете и контроле над расходованием материальных ценностей, организации реализации либо приобретения товаров и услуг, получении и выдаче денежных средств и документов.

Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (хозяйственное товарищество - общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие).

При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 -115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50, 120 ГК РФ).

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст.120 ГК РФ). К ним, например, относятся образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, вузы; учреждения культуры: театры, библиотеки, музеи; здравоохранения: больницы, санатории, поликлиники, науки, социального обслуживания и социальной защиты населения.

Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности, и соответственно могут принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам.

Под действие ч. 3 ст. 204 УК РФ подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Рассмотрим несколько примеров.

1.Так, по мнению суда, обоснованно признан субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Елсаков С.С.- врач-отоларинголог Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая поликлиника на станции Сольвычегодск» открытого акционерного общества «Российские железные дороги», который, обладая организационно-распорядительными функциями, в частности – полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности, имея умысел на незаконное получение денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением, умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, без проведения осмотра, за денежное вознаграждение в размере по 1000 рублей выдал обратившимся к нему гражданам Л. и Л. листки нетрудоспособности.
(Котласский городской суд, дело № 1-256-2011)

2. В приговоре суда в отношении Тюпина М.А., ведущего инженера группы комплектации отдела закупок управления по закупкам Котласского филиала ООО «Илим Эксим», затем занимавшего аналогичную должность в ОАО «Группа «Илим», осужденного за совершение 9 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204 УК РФ, суд указал, что виновный выполнял управленческие функции в коммерческой организации и в его полномочия согласно инструкции входило обеспечение товарно-материальными ценностями Котласского ЦБК и дочерних предприятий по закрепленным нишам, участие в заключении договоров на поставку товарно-материальных ценностей, проведение мониторинга рынка закупаемых ТМЦ, согласование технических условий, спецификаций, обеспечение конфиденциальности информации, касающейся снабженческой деятельности предприятия, условий, сроков и объемов поставок, составление финансового плана и бюджета на плановый период по своей группе ТМЦ.(Коряжемский городской суд, дело № 1-7-2011)

Приведенный в приговоре перечень полномочий осужденного, по мнению вышестоящего суда, не раскрывал какими именно административно-хозяйственными либо организационно-распорядительным полномочиями он обладал.

Из материалов дела следует, что в полномочия Тюпина М.А. входило руководство группой инженеров отдела, контроль работы специалистов отдела закупок по закупке ТМЦ для курируемых им инвестиционных объектов, т.е. организационно-распорядительные полномочия, а также административно-хозяйственные полномочия, к которым относились контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей, проведение конкурсов на закупку ТМЦ, при этом он обладал правом самостоятельного выбора фирм для конкурса, оформления конкурентного листа и дачи заключения о том, какая из фирм удовлетворяет предприятие по сочетанию цены и качества поставляемых ТМЦ, обладал правом составления финансового плана по оплате договоров поставки продукции, самостоятельно принимая решение об оплате по тому или иному договору в полном или частичном объеме, а также составления заявки на платеж, которая в результате введения в автоматическую финансово-расчетную систему (АФРЦ) трансформировалась в платежное поручение, по которому производилась оплата поступивших на предприятие ТМЦ.

3. В приговоре суда в отношении Табурина Б.Н., являвшегося директором по транспорту и логистике ОАО «Савинский цементный завод», суд пришел к выводу, что последний выполнял на предприятии организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, поскольку в его обязанности согласно должностной инструкции входило принятие мер по своевременному заключению договоров на подачу, уборку вагонов, эксплуатации подъездного пути и других документов, регламентирующих взаимоотношения предприятия, организация ремонта по среднему и подъемочному ремонту железнодорожных подъездных путей, проведение работы по совершенствованию эксплуатации и технического обслуживания транспорта предприятия.
(Плесецкий районный суд, дело № 1-120-2011).

Согласно должностной инструкции Табурин Б.Н., кроме того, осуществлял руководство подчиненными ему службами, а также руководство деятельностью предприятия в области транспортного обеспечения предприятия подвижным составом, т.е. в полной мере обладал организационно-распорядительными функциями.

3. Так, по одному из уголовных дел отсутствовали основания для признания субъектом преступления предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Формалева С.С., являвшегося представителем компании ЗАО «Нордавиа-региональные авиалинии» в аэропорту г.Архангельск, в обязанности которого входил оперативный контроль соблюдения стандартов авиакомпании поставщиками услуг по наземному обслуживанию, оперативный контроль регистрации пассажиров, оформления багажа и полноты оплаты за перевозку сверхнормативного багажа. Указанные обязанности относятся к числу профессиональных, а не организационно-распорядительных.
(Октябрьский районный суд, дело №1-295-2011)

Продолжение следует.....

    Апелляционное постановление № 22-2526/2019 22К-2526/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 22-2526/2019

    Астраханский областной суд (Астраханская область) - Уголовное

    23.08.2019, которым Шумарину Игорю Ивановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу, подозреваемому в совершении преступлений, предусмотренных п. «б,г» ч. 7 ст. 204 (3 преступления), п. «б» ч. 7 ст. 204 (2 преступления), ч. 8 ст. 204 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 1 ...

    Постановление № 44У-244/2019 4У-1932/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 1-347/2018

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Уголовное

    Пересмотре приговора Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14 сентября 2018 года, которым Саввин Александр Михайлович, родившийся дата в ****, несудимый, осужден по ч. 8 ст. 204 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере восьмикратной суммы коммерческого подкупа, то есть 16 000 000 рублей, в соответствии...

    Апелляционное постановление № 22-2094/2019 от 27 августа 2019 г. по делу № 22-2094/2019

    Верховный Суд Чувашской Республики (Чувашская Республика) - Уголовное

    УК РФ) к 5 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 55910496 рублей,- осужден: по ч.1 ст. 204 УК РФ (по двум эпизодам) к штрафу в размере 200000 рублей по каждому из них; в соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ окончательно к штрафу...

    Апелляционное постановление № 22-1657/2019 от 15 августа 2019 г. по делу № 22-1657/2019

    Томский областной суд (Томская область) - Уголовное

    Лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия такого лица, совершенном в крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 204 УК РФ. 07.03.2019 на основании постановления Ленинского районного суда г. Томска в отношении Степанюка В.Д. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В...

    Постановление № 22-5402/2019 от 5 августа 2019 г. по делу № 22-5402/2019

    Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) - Уголовное

    Суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции УСТАНОВИЛ: Обжалуемым постановлением суда в отношении Ф. обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «в,г» ч.7 ст. 204 , ч.2 ст. 318 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 03 месяца 00 суток, а всего до 11 месяцев 25 суток, то есть до 31 ...

    Апелляционное постановление № 22К-1415/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 22К-1415/2019

    Тамбовский областной суд (Тамбовская область) - Уголовное

    Закона от 22.12.2014 г. № 430-ФЗ), п. «а» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ, п.п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 204 УК РФ. Обжалуемым постановлением суда удовлетворено ходатайство следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях простив государственной власти и в сфере...

    Решение № 2А-6234/2019 2А-6234/2019~М-5039/2019 М-5039/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 2А-6234/2019

    Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    Данной компании денежных средств за выдачу поддельных документов, и их получение последними может быть квалифицировано как коммерческий подкуп, являющийся уголовно наказуемым деянием в силу ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 1, 3, 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» действия по коммерческому подкупу...

    Постановление № 1-407/2019 от 26 июля 2019 г. по делу № 1-407/2019

    Кировский районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) - Уголовное

    В отношении Ройко Алексея Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, обвиняемого в совершении шести эпизодов преступлений, предусмотренных пп. «б,г» ч.7 ст. 204 УК РФ, а также шести эпизодов преступлений, предусмотренных п. «б» ч.7 ст. 204 УК РФ, у с т а н о в и л: 01.07....

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
  • в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами "а" и "б" части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
  • в) совершены за незаконные действия (бездействие);
  • г) совершены в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трёх миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами "а" - "в" части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа - превышающие один миллион рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены неоднократно;

в) сопряжены с вымогательством, -

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 204

1. Коммерческий подкуп представляет собой вид преступления, посягающего на нормальные условия взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рынка (равенство сторон, эквивалентность обмена, реальное соблюдение договоров и т. д.). Правовую основу охраны добросовестной конкуренции представляет собой Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции от 25 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 1977). Условия нормальных коммерческих отношений нарушаются в пользу лиц, получающих подкуп и передающих его. При помощи подкупа может быть, например, обеспечено незаслуженное, необоснованное предоставление льготных кредитов стороне, прибегнувшей к подкупу, произведено раскрытие производственных секретов, дающее стороне, подкупившей соответствующего служащего конкурирующего предприятия, незаслуженное преимущество в хозяйственной деятельности, либо оказано влияние на преимущественное заключение деловой сделки в ущерб предприятию, в котором служит получивший подкуп, и т. д.

2. Субъектом получения подкупа являются лица, выполняющие управленческие функции как в коммерческих, так и в иных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью (политическая партия, профсоюз, потребительская организация и т. д.). Выполнение управленческих функций заключается в возможности, в пределах служебных полномочий, принимать решения, имеющие обязательную силу. Субъектом передачи подкупа выступает лицо, передающее материальные ценности или незаконно оказывающее услуги подкупаемому лицу с целью обеспечения собственных интересов.

3. Субъективная сторона при коммерческом подкупе предполагает прямой умысел, т. е. лицо, передающее подкуп, и лицо, принимающее подкуп, осознают, что передаваемые ценности или оказываемые услуги являются платой за совершение определенных действий в интересах дающего, и желают совершения таких действий.

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), - наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, - наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами "а" и "б" части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), - наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

Кредитная карта Тинькофф Платинум

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа; в) совершены за незаконные действия (бездействие); г) совершены в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами "а" - "в" части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания.

1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа - превышающие один миллион рублей. 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Статье 204 УК РФ

1. Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в том, что данное деяние посягает на основополагающие начала функционирования рыночной экономики и сопряжено с нарушением прав и законных интересов участников экономических отношений, причинением им ущерба, подрывом доверия общества в способности государства обеспечить провозглашенный конституционный принцип равенства граждан перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования.

Закажите предоплаченные подарочные карты

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

3. Комментируемая статья объединяет под понятием коммерческого подкупа два самостоятельных, тесно связанных между собой преступления: подкуп - дачу незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и подкуп - получение незаконного вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).

4. Предметами преступного посягательства могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера (см. п. 2.1 - 2.6 коммент. к ст. 290). 4.1. Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).

5. С объективной стороны коммерческий подкуп по ч. 1 и 2 коммент. статьи состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

5.1. Под передачей денег, ценных бумаг, иного имущества или оказанием услуг имущественного характера следует понимать любые активные действия виновного, направленные на вручение (независимо от формы и способа передачи) получателю указанных ценностей имущественного характера, а также любое поддающееся легальной имущественной оценке безвозмездное удовлетворение потребностей лица, не приносящее прибыли, выгод или иных преимуществ коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет свои обязанности.

5.2. Необходимой характеристикой объективной стороны рассматриваемого преступления является незаконность совершения указанных действий, т.е. их противоречие действующим нормативно-правовым актам, учредительным документам коммерческой или иной организации или условиям трудового договора (контракта).

5.3. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 290, по которой возможна ответственность как за взятку-подкуп, так и взятку-вознаграждение, конструкция ст. 204 УК РФ и ее терминология исключает уголовное преследование за дачу или получение заранее не обусловленного платежа. В соответствии с данной нормой привлечение к УО наступает только за передачу и получение заранее оговоренного вознаграждения.

Кредит наличными от 11,99% Ставка не зависит от наличия страховки

6. Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 коммент. статьи выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

6.1. Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия.

6.2. Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение (действия) либо несовершение (бездействие) деяния с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.

7. По законодательной конструкции составы, предусматривающие ответственность за незаконную передачу вознаграждения и его незаконное получение, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части заранее обусловленного платежа (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Время передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

8. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 в случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 204.

8.1. Как покушение на получение либо дачу незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе следует квалифицировать деяние и в случаях, когда обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа.

8.2. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

9. На основании п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159. Владелец ценностей в таких случаях несет УО за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

9.1. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на совершение коммерческого подкупа. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Субъективная сторона коммерческого подкупа (во всех его проявлениях) характеризуется прямым умыслом.

10.1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 коммент. статьи, виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера, и желает совершить эти действия. При этом субъект преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

10.2. Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 коммент. статьи, выражается в том, что виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение или несовершение каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает получить имущество либо услугу имущественного свойства.

10.3. Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

11. Субъект передачи имущественного вознаграждения (ч. 1 и 2 коммент. статьи) общий. Им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

11.1. Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения (ч. 3 и 4 коммент. статьи) специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными примеч. 1 к ст. 201.

12. Подкуп - дача незаконного вознаграждения и подкуп - получение незаконного вознаграждения имеют ряд одинаковых квалифицирующих признаков, к числу которых относятся их совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) организованной группой.

13. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, когда два или более лица предварительно, т.е. до момента незаконной передачи предмета подкупа или оказания услуг имущественного характера, договорились совершить эти действия. При этом все участники будут являться соисполнителями, так как они полностью или частично выполняют действия по незаконной передаче ценностей или оказанию услуг.

13.1. Данный квалифицирующий признак по п. "а" ч. 4 коммент. статьи будет в наличии, если в совершении преступления принимали участие два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее договорившиеся о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

14. В организованную группу могут входить лица как выполняющие, так и не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут УО согласно ч. 4 ст. 34 как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ч. 2 или п. "а" ч. 4 коммент. статьи. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

15. Вымогательство как способ незаконного получения коммерческой взятки (п. "в" ч. 4 коммент. статьи) означает как требование незаконного вознаграждения под угрозой ущемления прав и законных интересов лица, к которому обращено требование (а также близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет), так и умышленное поставление этого лица в такое положение, при котором оно оказывается вынужденным уплатить незаконное вознаграждение во избежание причинения вреда своим правам или законным интересам либо правам и законным интересам представляемой им организации (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16. Комментируемая статья снабжена примечанием, в котором формулируются основания освобождения от УО лица, совершившего незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации. Это лицо освобождается от УО, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить УД.

16.1. Решая вопрос об освобождении от УО лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует знать, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о факте коммерческого подкупа стало известно органам власти (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16.2. Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить УД. В соответствии со ст. 146 УПК таковыми являются органы прокуратуры, следствия, суда, дознания.

16.3. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

16.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возврату их владельцу. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суд должен иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу (см. п. 23, 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

17. Коммерческий подкуп по ч. 1 коммент. статьи является преступлением небольшой тяжести, а по ч. 2 - 4 относится к группе преступлений средней тяжести. Другой комментарий к Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. ч. 1 - 2) и получение коммерческого подкупа (ч. ч. 3 - 4). Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ).

2. Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК РФ.

3. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа заключается в незаконной передаче предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие), за совершение которого дается предмет подкупа, должно:

а) совершаться в интересах дающего и

б) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект. Момент передачи предмета подкупа - до или после совершения действия (бездействия) - не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа.

4. Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

5. Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

6. Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

7. Примечание к статье предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и одновременно альтернативно в отношении его имело место вымогательство либо если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

В последнее время все больше и больше людей прибегают к услугам консультации юриста. Если Вам необходима бесплатная и качественная юридическая консультация для того, чтобы решить семейные, жилищные, трудовые, административные,уголовно- процессуальные, и иные вопросы, то мы готовы гарантировать хорошую консультацию юриста.