Попытки кодификации права. Формирование новой системы права Основные отрасли права в период абсолютизма

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Формирование новой системы права при Петре I

    Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г. (дополненное рядом новоуказных статей конца XVII в.). В первой четверти XVIII в. круг источников пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями и другими формами актов.

    В первой четверти XVIII в. можно отметить новые тенденции в законодательстве - оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстрактности. Письменное оформление законов и их публикации становятся обязательными. Впервые указывалось на то, что закон обратной силы не имеет, подчеркивалось неукоснительность его исполнения.

    Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего монарху, в первой четверти XVIII в. распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. Публикация и толкование законов возлагались на Сенат.

    Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. было принято более 1,5 тыс. актов, имевших силу законов. За период правления Петра I было принято более 4 тыс. правовых актов.

    Уже в 1720-х годах было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов: указные книги за 1714-1718 и 1719-1720 гг.

    Первая попытка (после Соборного Уложения) систематизации правовых норм была предпринята в 1700-1703 гг. Палатой об Уложении, подготовившей проект Новоуложенной книги (проект сохранял структуру Соборного Уложения, но обновлялись его нормы).

    Кодификационная работа началась не ранее 1714 г. К концу 1720 г. Сенату было указано окончить кодификационную работу на основании следующих источников: Соборное Уложение, Кормчая книга. Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Главным направлением кодификационной работы было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. проект нового Уложения был закончен (он включал 120 глав и 2 тыс. статей).

    Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

    1. утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские артикулы, свод военно-уголовного (материальною) законодательства;
    2. утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям (в его основе шведский Канцелярский устав 1661 г.);
    3. кодификация норм частного права (пункты о вотчинных делах 1725 г.).

    Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Например, особыми указами предписывалось, из какого материала строить дома (указ от 9 октября 1714 г.), из каких материалов изготавливать обувь (указ от 1 сентября 1715 г.), какого покроя должно быть платье (указы от 17 декабря 1713 г. и от 22 декабря 1714 г.) и т.д.

    Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIII в. были:

    • регламенты - акты, определяющие общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений: в этот период было утверждено семь регламентов, в том числе Генеральный регламент (1720), Главный магистрат (1721), Духовный регламент (1721);
    • манифесты - издавались только монархом (и за его подписью) и были обращены ко всему населению и всем учреждениям; в форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира;
    • именные указы - издавались и подписывались монархом; в них формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам;
    • указы - издавались монархом (или от его имени Сенатом); были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений (указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.), норм или принципов действия; адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них; в форме указов выносились судебные решения Сената;
    • уставы - сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г.).

    Уголовное право . Первая петровская систематизация уголовно- правовых норм была осуществлена в Воинских артикулах (24 главы, 209 статей). В них подчеркивался материальный характер преступного деяния: не только неисполнение воли государя, но и наличие вреда для государства.

    Менялось и терминологическое определение преступного деяния: под ним стали понимать не «воровство» (как ранее), а «злодейство», «проступок», «преступление». По некоторым видам преступлений (квалифицированное убийство, поджог) умысел наказывался наравне с законченным преступлением.

    Преступления подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные (однако это не означало отказ законодателя от принципа объективного вменения: неосторожные действия иногда наказывались, как и умышленные; вместе с преступником несли ответственность и его родственники). К смягчающим ответственность обстоятельствам относились состояние аффекта, малолетство преступника, «непривычка к службе» и служебное рвение, неведение и давность. К отягчающим обстоятельствам впервые было отнесено состояние опьянения. Вводились понятия крайней необходимости (кража от голода) и необходимой обороны (понятия о превышении пределов необходимой обороны еще не существовало).

    Преступления делились на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В государственных преступлениях наказание предусматривалось за один только умысел. Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. Институт соучастия в преступлении не был достаточно разработан законом: роли соучастников законом не дифференцировались.

    Закон знал повторность совершения преступления: например, первая кража наказывалась шпицрутенами (прогон через строй шесть раз); вторая - удвоенной мерой; третья - урезанием носа, ушей и ссылкой в каторжные работы; четвертая - смертной казнью.

    Артикулы включали следующие виды преступлений .

    1. Против церкви и религии - чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде, святотатство, церковный мятеж, неявка к причастию и на молитву, несоблюдение поста, уклонение от исповеди, разрытие могил, «совращение в раскол», божба.

    2. Государственные преступления - умысел убить или взять в плен царя, вооруженное выступление против властей, оскорбление словом монарха, «бунт и возмущение», измена.

    3. Должностные преступления - взяточничество, казнокрадство (таможенные и кабацкие недоборы, утайка подушного населения при обложении налогами и наборе рекрутов, уклонение от уплаты пошлин, поставка недоброкачественных товаров, неплатежи налогов), попустительство преступникам, небрежное отношение к службе, нарушение порядка работы административных и судебных органов, злостное нарушение судебного и розыскного делопроизводства.

    4. Воинские преступления - измена, уклонение от воинской службы, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине, неисполнение приказа, мародерство.

    5. Преступления против порядка управления и суда - срывание и истребление указов, подлог, фальшивомонетничество (включало подделку денег, печатей, писем, актов и расходных ведомостей); лжеприсяга, лжесвидетельство, дуэль (дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли подвергались надругательству).

    6. Преступления против «благочиния» - укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен в целях причинения вреда, распевание непристойных песен, произнесение нецензурных речей, ношение оружия (кроме воинских чинов), нарушение порядка в церкви, игрища, азартные игры, нарушение цензуры, самовольная организация товариществ и обществ, буйство, пьянство, нищенство, подделка мер и весов, обвешивание и обман покупателей.

    7. Преступления против личности - убийство (различали умышленное, неосторожное и случайное; особо тяжкие виды убийства - убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера), самоубийство (неудачно покушавшийся на самоубийство приговаривался к смертной казни); преступления против телесной неприкосновенности (увечья и побои); преступления против чести - клевета (устная или письменная, то есть пасквильно-анонимное обвинение), оскорбление словом (очное или заочное); половые преступления (глава XX).

    8. Имущественные преступления - кража (квалифицированные виды кражи - из церкви, человека в целях его продажи, у господина или товарища, во время стихийных бедствий, казенного имущества, караульным, в четвертый раз, из разрытых могил, на сумму свыше 20 рублей), мошенничество, истребление или повреждение чужого имущества, поджог, грабеж.

    9. Преступления против нравственности - изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, проституция, сводничество.

    Основной целью наказания но Воинским артикулам являлось устрашение, которое сочеталось с публичностью наказаний. Цель мести, возмездия стала дополнительной по отношению к устрашению. В качестве цели наказания также выступала изоляция, исключение из общества преступника; при этом предотвращалось повторное совершение преступлений данным лицом, его вредное влияние на окружающих, а сам он использовался для участия в принудительных (каторжных) работах.

    Виды наказаний включали:

    1. смертную казнь - по Артикулам была предусмотрена в 122 случаях; она подразделялась на простую и квалифицированную. Простая смертная казнь: отсечение головы, повешение, расстрел - аркебузирование. Квалифицированная смертная казнь: четвертование, колесование, закапывание в землю заживо, залитие горла металлом, сожжение, повешение за ребро на железном крюке;
    2. телесные наказания - членовредительные, клеймение, болезненные - битье кнутом;
    3. каторжные работы;
    4. тюремное заключение;
    5. лишение чести и достоинства осуществлялась в виде позорящих наказаний и особой процедуры - шельмования (процедура шельмования состояла в следующем: имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу, его объявляли вором (шельмой), его предавали церковной анафеме и объявляли вне закона, отлучали от церкви, преступник фактически исключался из общества.);
    6. позорящие наказания - повешение за ноги после смерти; прибитие имени на виселице; удар, нанесенный профосом по щеке; раздевание женщин донага, положение тела на колесо;
    7. политическая смерть - заключалась в конфискации имущества, лишении чести, всех прав, состояния и службы;
    8. имущественные наказания - конфискация (полная или частичная), штраф (в пользу государства или частных лиц), вычет из жалованья.

    Судебный процесс . С конца XVII в. господствовал «инквизиционный» процесс (розыск). Розыскные начала вводились и в гражданские споры. В марте 1715 г. было составлено, а затем вместе с Воинским артикулом опубликовано «Краткое изображение процессов или судебных тяжб», содержавшее основные положения следственного процесса, единого для уголовных и гражданских дел.

    Процесс делился на три стадии.

    Первая стадия начиналась формальным оповещением о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика. Оповещение о явке всех заинтересованных лиц в суд делалось официально и в письменной форме. В процессе не допускалось представительства. Закон допускал отвод судей при наличии на то особых оснований (например, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств).

    Вторя стадия - разбирательство - длилась вплоть до вынесения приговора. Начиналась с анализа доказательств. Различались четыре вида доказательств:

    (1) собственное признание; для его получения могла применяться пытка (ее применение было тщательно регламентировано: дворян как людей «деликатного сложения» пытали менее жестоко, чем крестьян; не подвергали пытке лиц моложе 15 лет и старше 70 лет; не пытали беременных женщин; после каждой процедуры пытки пытаемому давали время оправиться; пытать могли и свидетелей);

    (2) свидетельские показания - свидетелей допрашивал только судья и только в суде - они не были равноценными: можно было отвести свидетеля (по мотивам его родства со стороной); негодными свидетелями считались лица, не достигшие 15 лет, клятвопреступники (признанные таковыми по суду), проклятые церковью, клейменые, шельмованные, судимые за разбой, воровство и убийство, прелюбодеи; господствовала «формальная теория доказательств», согласно которой ценность каждого доказательства определялась заранее и была неизменной (гак, показания мужчины считались более основательными, чем показания женщин, показания знатного человека оценивались выше, чем показания незнатного, ученого - ценнее, чем неученого);

    (3) письменные доказательства;

    (4) присяга (применялась, когда иным способом доказать обвинение было невозможно: принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным).

    После анализа доказательств суд переходил к «постановке приговора». Решение выносилось большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос председателя (президента). Приговор составлялся в письменной форме и подписывался членами суда, президентом и аудитором. Секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.

    Третья стадия - от вынесения приговора до его исполнения. Приговор мог быть обжалован в вышестоящий суд; порядок пересмотра дела был апелляционным.

    Гражданское право . В первой четверти XVIII в. в значительной мере гражданское право восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты.

    Существенные преобразования произошли в области вещного права. Указ о единонаследии 1714 г. устанавливал единый правовой режим для вотчин и поместий и вводил единое понятие - «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад, а продажа осуществлялась только при наличии чрезвычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины.

    Вместе с развитием промышленности на земельную собственность вводились новые ограничения. С 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, стала прерогативой государства. Собственник получал право на незначительную долю промысла и преимущественное право открывать производство по добыче ископаемых и их обработке. Такие же ограничения относились и к порубке ценных сортов деревьев, произрастающих в частных угодьях.

    В области обязательственного права новацией являлся, например, договор товарищества (вошел в практику с 1698 г.). Наиболее распространенными видами товарищеских объединений были простые товарищества и товарищества на вере. В законе начали формироваться понятия юридического лица и корпоративной собственности.

    Договор подряда, известный русскому законодательству, был дополнен договором поставки, заказчиком в котором, как правило, являлись государство, его органы, крупные частные и смешанные компании. Поставка обеспечивалась неустойкой или поручительством. При нарушении обязательств вместе с имущественными санкциями часто применялись уголовно-правовые и административные (тюремное заключение, телесные наказания).

    Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на земле, в промыслах, цехах, на мануфактурах, заводах и в торговых предприятиях. Несовершеннолетние и женщины заключали такой договор только с согласия отца или мужа, крепостные крестьяне - с согласия помещика.

    Предметом любого договора могли быть любые действия лиц, не противоречащие закону. Самой распространенной была письменная форма договора. Расторжение договора могло происходить только в случаях, предусмотренных законом. За неправомерное нарушение обязательства взыскивалась неустойка, применялись меры административного и уголовного воздействия. Использовался институт поручительства.

    В наследственном праве различалось наследование по завещанию и по закону. Наследодатель мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родичам («в род»). В отношении движимого имущества воля завещателя не ограничивалась. При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования: в соответствии с принципом майората недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями.

    В области брачно-семейных отношений, признавался только церковный брак. С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался. В 1702 г. был установлен общий порядок заключения брака. За шесть недель до венчания совершалось обручение. Жених мог потребовать расторжения обручения при условии, что он впервые увидел невесту после обручения и она оказалась «безобразна, скорбна и нездорова».

    Указ о единонаследии 1714 г. повысил брачный возраст: для мужчин - до 20 лет, для женщин - до 17 лет. В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным (или «дуракам» - по терминологии указа 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате»). На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся, начальства - для военнослужащих, господ - для крепостных; также для дворян требовалось знание арифметики и геометрии. Запрещались принудительные браки: требовалось свободное согласие брачующихся. Поводами для расторжения брака были: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие супруга в течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние, неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного супруга на жизнь другого, недоносительство о готовящемся преступлении на жизнь монарха.

    При несогласной жизни супругов практиковалось их временное разлучение, сопровождающееся отсылкой в монастырь. Декларировалась власть мужа, он мог наказывать жену, она следовала за ним повсюду. Правовое положение жены определялось положением мужа. В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше: их можно было наказывать, отправлять в монастырь, отдавать в работу на срок по найму.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Начало кодификации законодательства

    2. Кодификация права XVIII век

    3. Основные отрасли права в период абсолютизма

    3.1 Гражданское право

    3.2 Уголовное право

    3.3 Процессуальное право

    3.4 Семейное право

    3.5 Наследственное право

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Данная тема посвящена изучению кодификации Кодификация (позднелатинское codificatio, от латинского codex - собрание законов и facio - делаю), одна из форм систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из областей общественных отношений. Кодификация - наиболее эффективная, высшая форма систематизации, в результате которой происходит отделение действующих норм права от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы данной отрасли. Как правило, кодификация завершается созданием нового сводного (систематизированного) акта, построенного на единых принципах (чаще всего в виде кодекса). законодательства XVIII века. Решение данной проблемы было очень актуально в тот период времени. Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 года, чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четвери XVIII века круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

    Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации.

    Для решения данной проблемы в XVIII веке было предпринято несколько попыток систематизации правовых норм. Создавалось несколько законодательных комиссий. Подобные органы создавались и преемниками Петра I вплоть до Екатерины II.

    Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. До второй половины XVIII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они являлись как бы своеобразным сводом законов - маленькими и большими.

    Кодификация XVIII делится на кодификацию права в первой половине XVIII века и возобновление кодификационной работы, то есть на вторую половину XVIII века.

    Кодификационная работа в первой половине XVIII века имело 2 задачи:

    1)Приведение в соответствие с Судебниками и Соборным уложением всего массива вновь принятых нормативных актов.

    2)Обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

    В 1725 году проект нового Уложения был закончен.

    Задачей кодификационной работы во второй половине XVIII века было создание нового Уложения. Новое уложение должно было состоять из 4х частей.

    2)О правах состояния;

    Последняя глава данной курсовой работы посвящена основным отраслям периода абсолютизма, изменениям в гражданском, уголовном, процессуальном, семейном и наследственном праве.

    При работе использовались труды следующих авторов Краснов Ю.К, Титова Ю.П, Якушев А.В, Чистякова О.И, Исаев А.И, Шатковская Т.В, Павленко Н.И.

    1. Начало кодификации законодательства

    Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 года, принятое накануне вступления России в эпоху абсолютизма, удовлетворяющее, в принципе, потребности господствующего класса на стадии зрелого феодализма. Соборным уложением 1649 года регулировались следующие отрасли и институты права:

    *Уголовное право;

    *Уголовный процесс;

    *Основы гражданского права;

    *Статус земельных участков;

    *Права бояр и дворян;

    *Статус и права горожан (мещан);

    *Статус крестьян.

    До второй половины XVIII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они являлись как бы своеобразным сводом законов - маленькими и большими. Так строились Русская правда, и Псковская судная грамота, и Соборное уложение. В период становления абсолютизма рост числа законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства. В соответствии с этим дается и его систематизация.

    Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. В первой четверти XVIII века круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

    В XVIII веке правительство России предпринимает неоднократные попытки кодифицировать русское законодательство. Известно, что царем Алексеем Михайловичем было издано 600 законов. В XVIII веке количество законов резко увеличивается. Петром было издано свыше 3 тысяч законов, Анной Ивановной - около 3 тысяч законов, и Екатериной II - около 6 тысяч. Соборное уложение продолжало существовать, со временем дополнялось новоуказными статьями XVII века и многочисленными законами XVIII века. К началу XIX века в России накопилось огромное количество несистематизированного законодательного материала. Общая кодификация не проводилась со времени издания Соборного уложения. Нормативные акты находились в крайне хаотичном, запущенном состоянии. Накопление законодательства побудило Петра I поставить вопрос о создании нового Уложения. Для этого была создана специальная комиссия. Подобные органы создавались и преемниками Петра I вплоть до Екатерины II.

    2. Кодификация права XVIII век

    Кодификация права в первой четверти XVIII в ека

    Первая попытка (после Соборного уложения 1649 года) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 году Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалось в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

    В 1725 году проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги:

    1)«О процессе (то есть о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»;

    2)«О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»;

    3)«О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»;

    4)«О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании)

    Всего было 120 глав и 2000 статей.

    Уже в 1726 году (при Екатерине II) в состав комиссии были введены сословные представители (от духовенства, военных, гражданских, магистрата), слушание проекта предполагалось в Верховном Тайном совете. Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изменила отношение к кодификационной работе и ее целям: иностранным влияниям и волюнтаризму законодателя была противопоставлена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации законодательства к его систематизации.

    Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

    А) утверждённые в 1714 году и изданные в 1715 году Воинские артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;

    Б) утвержденный в 1720 году Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывающий всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 года. Структура Регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об обязанности и должности коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности;

    В) кодификация норм частного права, подчеркнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725). Пункты были обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, они дополняли и изменяли предшествующее законодательство о наследовании.

    Опыт кодификационной работы в первой половины XVIII века показал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщения практики правоприменения.

    Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами первой четверти XVIII века были:

    1)Регламенты.

    Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности.

    Всего было принято 7 регламентов:

    Кригс-комиссариату (о выдаче жалованья в полках - 1711 год);

    Штатс-конторе (о государственных расходах - 1719 год);

    Коммерц-коллегии (о торговле - 1719 год);

    Камер-коллегии (о государственных доходах - 1719 год);

    Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий - 1720 год);

    Главному магистрату (о городском устройстве - 1721 год);

    Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении - 1721 год).

    Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений;

    2)Манифесты.

    Манифесты - это законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению и отдельным ее группам. Манифесты извещали также о смерти императора и о вступлении на престол его наследника.

    Уставы - это сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности.

    Воинский устав - 1716 год;

    Это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший интересам абсолютистского государства, организации армии. При его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства многих западноевропейских стран применительно к потребностям русской армии.

    Морской устав - 1729 год;

    По своему составу он аналогичен Воинскому уставу, только относится к службе на флоте. Нормы уголовного права, содержащиеся в разделе «О штрафах», почти дословно заимствованы из Воинских артиклов.

    Вексельный устав - 1729 год.

    4)Инструкции.

    Инструкции - это правовые нормы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и так далее.

    5)Жалованные грамоты.

    Жалованные грамоты - это акты, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия.

    Кодификация прав а во второй половине XVIII века

    Наиболее серьёзную попытку провести систематизацию русского законодательства предприняла Екатерина II, которая объявила себя последовательницей идей просветительства, заботящейся о благе народа. По ее мнению, обеспечить это благо можно только с помощью более совершенных законов. Для того, чтобы получить такие законы, Екатерина II разработала «Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения». В «Наказе» Екатерина II заявила, что России необходима крепкая самодержавная власть. Вместе с тем она предложила установить равенство граждан перед законом. Управление государством, по ее мнению, должно было быть основано на принципе разделения властей.

    В «Наказе» не содержались каких-либо предложений об отмене крепостного права или его ограничении и смягчении. В 1766 году Екатерина II издала Манифест о созыве комиссии, в состав которой должны были войти представители всех сословий, за исключением помещичьих крестьян и так называемых кочующих инородцев, а также представители Сената, Синода, коллегий и других государственных учреждений.

    Указом Сената был намечен план деятельности комиссии. Новое уложение должно было состоять из четырех частей, посвященных вопросам:

    1)Судопроизводства и организации суда;

    2)О правах состояния;

    3)Об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность);

    4)Уголовное право (преступления и наказания).

    Результаты кодификационной работ ы во второй половине XVIII века

    Результатом работы комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей:

    1)«О суде» (пятьдесят одна глава). В ней регламентировались принципы судопроизводства и порядок рассмотрения дел в судах. В книге излагались: полномочия суда, права судей, общий порядок рассмотрения дела, вынесения решения и исполнения приговора, порядок обжалования и повторного рассмотрения дела;

    В проекте сохранялись принципы процесса, закрепленные в указе «О форме суда» (1723 год).

    2) «О розыскных делах». Книга включала свод норм уголовного и уголовно-процессуального права (шестьдесят три главы). Первые пятнадцать глав регламентировали судебное следствие, остальные относились к области материального права.

    Процессуальные нормы относились к сфере розыска (а не суда, как в первой части). Много внимания было уделено процедурам «допроса с пристрастием» и следственной пытки. Последняя оценивалась как чрезвычайная мера, которую не следует применять «без нужды», но лишь в случаях, когда наказаниями могли стать смертная казнь, каторга или ссылка. В проекте регламентировались условия и порядок порядок применения пытки, возвратные или иные ее ограничения.

    3)«О состоянии подданных вообще». В этой части содержались нормы, квалифицирующие правовое положение субъектов: статус в государстве, в системе религиозных верований, в семье, в «гражданском обществе». Перечислялись права и привилегии сословий: «Все подданные в государстве не могут быть одного состояния. Природа, заслуги, науки, промыслы и художества разделяют их на разные в государстве «чины», каждый из которых имеет свои преимущества и права». На различие прав влияли различия в вере, происхождении и званиях.

    3. Основные отрасли права в период абсолютизма

    3.1 Гражданское право

    1)Права собственности.

    По Указу о единонаследии 1714 года поместья были уравнены с вотчинами под названием «недвижимых вещей». Несколько позднее земельная собственность дворян стала называться недвижимым имуществом, или вотчиной. В середине XVIII века к недвижимому имуществу были также отнесены фабрики, заводы и дворы в городах. Петр I запретил продавать или закладывать недвижимое имущество. Его можно было только передавать по наследству. В 1731 году, когда Указ о единонаследии был отменен, отпали и эти ограничения. Однако сохранилось запрещение при отсутствии наследников распоряжаться своим родовым имуществом, завещая его посторонним лицам.

    До XVIII века вотчины разделялись на родовые, выслуженные и купленные. Екатерина II разделили недвижимое имущество на родовое и благоприобретенное. Распоряжение же родовым недвижимым имуществом было ограничено, в частности запрещалось всякое его отчуждение.

    2) Право залога.

    В 1737 году был установлен новый порядок, согласно которому воеводская канцелярия предоставляла право закладчику в 8-месячный срок вернуть взятую у залогопринимателя сумму. Только по истечении этого срока заложенное имущество продавалось с торгов. Однако в 1744 году этот порядок был отменен и восстановлена прежняя норма взыскания по просроченным закладным. Считался не действительным заклад казенного оружия, мундира и другой амуниции, чужих вещей, а также заклад собственных вещей в питейных заведениях или для уплаты карточного долга. Казенное оружие и другое военное и частное имущество возвращалось по принадлежности, а вещи, заложенные в кабаках, конфисковывались.

    3)Обязательственное право.

    Законодательство XVIII века подробно перечисляло лиц, которым было запрещено вступать в договоры. К ним относились несовершеннолетние, умалишенные и расточители. От их имени заключали договора опекуны.

    Договоры могли заключаться в устной или письменной форме. Письменные договоры в свою очередь делились на три группы:

    А) крепостные;

    Б) явочные;

    В) домашние.

    В первой половине XVIII века крепостная форма обязательна для преобладающего большинства договоров. При этом требовалось присутствие от 3 до 5 свидетелей.

    Договоры на движимое имущество могли заключаться явочным или домашним порядком. Явочная форма заключалась в том, что стороны на дому, в присутствии свидетелей, составляли письменный договор, который затем подлежал засвидетельствованию нотариусами или маклерами с приложением печати. Домашняя форма заключения договоров применялась редко и не нуждалась в засвидетельствовании.

    Законодательство XVIII века знало следующие виды договоров:

    Договор мены.

    Этот вид договора в XVIII веке не имел большого распространения. Мена недвижимого имущества по закону подлежала оформлению крепостным порядком. По Указу Петра I о единонаследии 1714 года мена недвижимого имущества могла быть совершена в любой форме.

    Договор купли-продажи.

    Такой договор могли заключать не только со стороны, но по их поручению и другие лица. Объектом купли-продажи не могло быть имущество, находящееся в опеке, под арестом, в пожизненном владении или пользовании. Договор купли-продажи движимого имущества заключался только крепостным порядком. Договор купли-продажи движимого имущества, как правило, заключался в устной форме, за исключением продажи лошадей, морских и речных судов. Для купли-продажи лошадей требовалось их клеймение и регистрация. В конце XVIII века соблюдение этих формальностей уже не требовалось. При заключении сделки о продаже морского или речного судна применялась письменная форма договора.

    Договор имущественного найма.

    В XVIII века дальнейшее развитие получает договор имущественного найма. Основные условия договора - срок найма и размер оплаты - определялись обычно сторонами, но в некоторых случаях срок не свыше года. Закон всячески защищал интересы собственников. Если арендатор возводил постройки на арендованной земле, то они по истечении срока аренды переходили в собственность землевладельца.

    Договор личного найма.

    В связи с распространением капиталистических отношений в России в XVIII века дальнейшее развитие получают договоры личного найма. Наем рабочей силы производился как для домашних услуг, так и для работы в ремесленных мастерских.

    Договор займа.

    Законодательство XVIII века определило круг лиц, которым было запрещено заключать договоры займа. К ним относились несовершеннолетние дети, солдаты и другие категории лиц.

    Крестьяне могли заключать договоры и давать заемные письма лишь с согласия властей или помещиков. Договор займа подлежал заключению только крепостным порядком.

    Договор поклажи.

    На хранение могло передаваться всякое движимое имущество. По законодательству Петра I для этого вида договоров был также установлен крепостной порядок. Позднее после смерти Петра, требовалось только, чтобы передача вещей на хранение производилась в присутствии свидетелей. При этом хранитель давал расписку собственнику. Это правило не распространялось на солдат, отправляющихся в поход и оставляющих свое имущество у квартирохозяев, а также на купцов. Хранитель отвечал за сохранность сданных ему чужих вещей, за исключением тех случаев, когда пропажа или порча произошли во время пожара, наводнения, грабежа и так далее.

    Договор товарищества.

    В 1698 году Петр I разрешил «купецким людям торговать так, как торгуют в иных государствах: компаниями». Это было сделано для того, чтобы мелкие торговцы и ремесленники могли объединить свои капиталы и заниматься промышленностью и торговлей в крупных масштабах. Правительство Петра I всячески содействовало созданию таких компаний, предоставляло им средства, льготы и освобождало от некоторых повинностей. Оказывая помощь в организации компаний, царское правительство установило строгий контроль мануфактур-коллегии и коммерц-коллегии над их производственной и финансовой деятельностью. В конце XVIII века этот контроль осуществляли управы благочиния. Члены компаний выбирали из своей среды правление и ревизионную комиссию. Компании несли материальную ответственность только в пределах своего складочного капитала. Споры, возникавшие из договора товарищества, рассматривались третейским судом.

    Договоры подряда и поставки.

    Предметами этих договоров являлись постройка домов, ремонт квартир, перевозка людей и грузов, доставка различных материалов и так далее. До 60-х годов XVIII века эти договоры подлежали заключению крепостным порядком. Со времен Екатерины II их можно было совершать явочным порядком у маклеров. Если договор подряда или поставки заключался с государственными учреждениями, то сторона, заключившая такой договор, должна была представить поручителя, который нес материальную ответственность за неисполнение договора подряда или поставки. В случае смерти поручителя ответственность несли его наследники.

    3.2 Уголовное право

    При Петре I под преступлением понималось не только нарушение законов и ослушание царской воли, но и деяния, наносящие вред и убыток государству, хотя они и не были предусмотрены законом. В «Наказе» же Екатерины II подчеркивалось, что преступление есть не что иное, как нарушение закона, причем закон запрещает только такие действия, которые приносят вред обществу или отдельным лицам.

    По законодательству Петра I деяния делились на умышленные, неосторожные и случайные. Умышленные преступления подлежали более строгому наказанию, чем неосторожные. Случайные деяния не считались уголовно наказуемыми.

    В XVIII веке за преступные деяния по закону несли ответственность не только лица, их совершившие, но и их жены, дети, родственники, а в некоторых случаях и посторонние лица. Персональная ответственность была установлена только в 1782 году.

    Лица умалишенные, совершившие преступление, подлежали более легкому наказанию или освобождались от наказания вообще.

    В первой половине XVIII века детей совершивших преступления, не судили и не наказывали. Однако в законе не указывался предельный возраст детей, освобождаемых от наказания. Во второй половине XVIII века от наказания по суду освобождались дети в возрасте до 10ти лет, но их должны были наказывать родители или помещик. Для детей до 15ти лет плети заменялись розгами. Если подростки до 17ти лет совершали преступления, наказываемые смертной казнью или кнутом, то конкретная мера наказания устанавливалась Сенатом. За остальные преступления их наказывали плетьми.

    По Соборному Уложению состояние опьянения при совершении преступления рассматривалось как смягчающее вину обстоятельство, а по Артикулу воинскому - наоборот.

    При Петре I впервые в русском законодательстве вводится слово «преступление», которое вытесняет термин «воровство».

    Законодательство в XVIII веке различало следующие виды преступлений:

    Религиозные преступления. Наиболее тяжкими преступлениями против религии были: богохульство, которое наказывалось прожжением языка и отсечением головы; чародейство, идолопоклонство и чернокнижие, за что сжигали, или заключали в тюрьму, или избивали шпицрутенами; несоблюдение церковных обрядов, которое наказывалось тюремным заключением или денежным штрафом.

    Государственные преступления. Наиболее тяжкими преступлениями считались посягательство на жизнь и здоровье царя, его жены и наследника, а также оскорбление царя, осуждение его действий и намерений, за что полагалась смертная казнь. Смертная казнь предусматривалась также за государственную измену. За участие в восстаниях против государственной власти выносили смертную казнь через повешение.

    Должностные преступления. К преступлениям этого рода относились казнокрадство, взяточничество, неповиновение начальству, неисполнение приказа, отказ от службы и разглашение государственной тайны. Наиболее тяжкими преступлениями считались казнокрадство и взяточничество.

    Воинские преступления. К числу воинских преступлений относились неподчинение командирам, обсуждение их приказов, неявка на смотр, дезертирство и бегство с поля боя, нарушение правил караульной службы и воинской дисциплины, потеря или продажа своего оружия, амуниции и мародерство. Особенно сурово наказывалось дезертирство и побег с поля боя. В Артикуле воинском говорилось, что лица, совершившие эти преступления, должны «без суда, на первом дереве, которое прилучится, повешены быть».

    Преступления против порядка управления и суда. К ним относились: изготовление фальшивых денег, что наказывалось сожжением преступника; подделка печатей, документов; срывание и истребление царских указов; лжеприсяга, лжесвидетельство и ложный донос; рубка леса, предназначенного для кораблестроения, и другое.

    Имущественные преступления. Поджог имущества карался сожжением виновного. Кражи различались квалифицированные и простые. Квалифицированным считалось хищение во время пожара или наводнения, со склада или магазина, из церкви, у своего господина или товарища, во время караульной службы или военного похода, похищение вещи стоимостью свыше 20 рублей или на сумму менее 20 рублей, но совершенное в четвертый раз. Виновные в квалифицированной краже присуждались к смертной казни и лишь за кражу во время похода - к отрезанию ушей и носа.

    Простой кражей считалось хищение вещи стоимостью менее 20ти рублей. Простая кража в первый раз наказывалась шпицрутенами, во второй раз наказание удваивалось, в третий раз виновному отрезали нос и уши и ссылали на каторгу.

    Преступления против личности. К этому виду преступлений относились прежде всего убийство, наиболее тяжкими видами которого считались отцеубийство, отравление, убийство солдатом офицера, самоубийство и убийство на дуэли. За все эти преступления выносили смертную казнь через повешение. За причинение увечья отсекали руку, за нанесение побоев и клевету наказывали тюремным заключением.

    Преступления против общественного порядка и спокойствия. К ним относились укрывательство преступника, содержание притонов, присвоение себе ложных имен и прозвищ, буйство, брань, драки, пьянство и так далее. Они наказывались тюремным заключением.

    кодификация право реформа

    Наказания. Целью наказания XVIII века являлось устрашение, возмездие, изоляция преступников от общества, а также использование труда осужденного.

    Степень наказания зависела от социального положения виновного. Так, за утайку крепостных душ при переписи помещик платил двойную цену утаенных крестьян, а его приказчики и старосты подвергались смертной казни.

    Смертная казнь упоминается в законодательстве очень часто. По Артикулу воинскому она применялась в 122 случаях. Смертная казнь была простой и квалифицированной. К простой казни относились отсечение головы, повешение, расстрел, который применялся только к военнослужащим за воинские преступления.

    К квалифицированной казни относились сожжение на костре, четвертование, залитие горла расплавленным металлом. Кроме того, преступников колесовали и вешали на крюке за ребро. Последний вид казни был введен в 1719 году для «вящих воров и разбойников, а особенно тех, кои чинили смертные убийства и мучения».

    Во второй половине XVIII века каторжников стали ссылать для заселения Сибири. Ссылка на каторгу разделялась на вечную, срочную и временную. Вечная каторга полагалась разбойникам за один или два разбоя без убийства, ворам - за троекратную кражу и другие преступления. К срочной ссылке приговаривали порубчиков заповедных лесов, беглых солдат, добровольно возвратившихся в полк, неплательщиков налогов и так далее. Прежде чем сослать на вечную каторгу, преступников подвергали торговой казни и членовредительным наказаниям - вырывали ноздри, ставили клеймо.

    Телесные наказания, как и прежде, делились на членовредительные и болезненные.

    К членовредительным относились урезание языка, прожжение его каленым железом, отсечение руки и пальцев, вырывание ноздрей и клеймение, то есть наложение на лбу буквы «в» ворам и буквы «у» убийцам.

    К болезненным наказаниям относились битье кнутом, батогами, плетью, шпицрутенами и так далее.

    Тюремное заключение подразделялось на два вида - простое или сносное, заключение и жестокое, когда виновных заковывали в «железо», то есть в кандалы.

    Кроме того, применялись имущественные наказания, то есть конфискация всего или части имущества преступника, штраф в пользу казны, удержание из жалования виновного. Имущественные наказания применялись очень часто за самые различные преступления, например за нарушение полицейских правил, упущения по службе и так далее.

    3.3 П роцессуальное право

    В 1719 году начала проводиться судебная реформа. Ее цель состояла в отделении суда от администрации. Страна была разделена на округа, в которых учреждались народные суды, состоявшие из президента, вице-президента и 2-6 членов суда (асессоров). Им подчинялись нижние суды: коллегиальные и единоличные.

    Предполагалось установить несколько видов судов - духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный, придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

    Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создаваться по территориальному принципу - земские и городские. В городах, кроме того, предполагалось внести цеховые суды.

    Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд - провинция - губерния.

    Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство - гласным.

    Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков - замена состязательного принципа следственным, или инквизиционным, - привела к полной победе розыска в начале правления Петра I. Указами 1697 года состязательное судопроизводство отменялось и предписывалось «ведать все дела розыском».

    В 1716 году был издан военно-процессуальный кодекс под названием «Краткое изображение процессов или судебных тяжб», действие которого распространялось и на гражданские суды. Этот закон не просто детализировал применительно к армейской обстановке принципы судопроизводства, но и внес принципиально новые формы и институты в процессуальное право России.

    В «Кратком изображении процессов» просматривается следующие тенденции: инициатива сторон сужается за счет расширения прав суда. В то же время деятельность суда все жестче регламентируется законом, ограничивая инициативу судей. Требования сторон и правотворчество суда поглощались и заменялись волей законодателя. «Краткое изображение процессов…» четко построено, даются емкие формулировки закона и общие определения важнейших процессуальных институтов и понятий.

    Основными видами доказательств считались: собственное признание, свидетельские показания, письменные документы, присяга, поличное. Для получения собственного признания широко использовалась пытка. От пытки закон освобождал дворян, чиновников, высокого ранга, лиц старше 70 лет, беременных женщин и малолетних детей. Обжалование приговоров допускалось только в апелляционном порядке и по делам частного характера.

    Определенным диссонансом к предшествующему законодательству звучал именной указ от 5 ноября 1723 года «О форме суда». Этот указ упразднял розыск и делал состязание единственной формой процесса. Почему и для чего был принят этот указ до сих пор не ясно. Введенные ими принципы вскоре были отменены.

    В целом, активная правотворческая деятельность в период правления Петра I не способствовала стабилизации правоприменительной практики. Судопроизводство отличалось волокитой и чиновничьим произволом. Принятые законодательные нормы на практике зачастую подменялись административными решениями чиновников.

    Судопроизводство второй половины XVIII века находилось на стадии разделения уголовного и гражданского процесса. Учреждения для управления губерниями 1775 года разграничивали подсудность дел и подразделяли верхние земские и надворные суды, губернские магистраты на уголовный и гражданский департаменты. Преимущественное право рассматривать мелкие гражданские дела имели словесные и совестные суды. Состязательный процесс, как правило, применялся при рассмотрении гражданских дел, а следственный - по уголовным. При этом сфера обвинительного процесса все более сужалась.

    «Просвещенная» политика Екатерины II привела к некоторому ограничению пытки в розыскном процессе. С 1767 года для применения пытки требовалось письменное разрешение губернатора. Пытка не допускалась в случае признательных показаний подозреваемого.

    Происходит выделение отдельных стадий судопроизводства. Так, предварительное расследование осуществляли следственные комиссии. Сыскной приказ и управы благочиния (по важности дела). Пересмотр дел вышестоящими судами осуществлялся в апелляционном и ревизионном порядке. Однако при подаче жалобы (по гражданским делам) в вышестоящий суд необходимо было заплатить пошлину от 25 до 200 рублей в зависимости от ранга инстанции. Приговоры о смертной, политической и торговой казни утверждали генерал-губернаторы, Сенат или императрица.

    Во второй половине XVIII века суд приобретал профессиональные черты, содержал элементы коллегиальности и характеризовался более квалифицированным составом судей и других судебных чиновников. К этому времени сформировалась довольно развитая система обвинения. Однако в целом судебная система носила сословный характер и во многом зависела от административных органов.

    3.4 Семейное право

    В XVIII веке произошли существенные изменения и в области брачного права. До этого браку предшествовал особый обряд обручения, или помолвки. Правительство Петра I отменило в 1702 году заключение сговорных записей и засвидетельствование их крепостным порядком. Церковное обручение сохранилось, но его можно было совершать не ранее чем за шесть недель до венчания. В 1775 году был издан указ, согласно которому обручение должно было совершаться одновременно с браком.

    Изменились так же условия вступления в брак. По Указу о единонаследии 1714 года брачный возраст был установлен для мужчин - с 20ти лет, для женщин - с 17ти лет. Однако церковь мало считалась с этим указом. Браки по-прежнему заключались в раннем возрасте. В 1774 году духовенству разрешено совершать брачный обряд только в том случае, если жениху было не менее 15ти лет, а невесте не менее 13ти лет. Запрещалось вступать в брак лицам старше 80 лет. Одним из условий вступления в брак было взаимное согласия брачующихся. Петр I запретил принудительные браки под угрозой штрафа. Однако это трубование на практике не соблюдалось, тем более, что при вступлении в брак по-прежнему требовалось согласие родителей.

    В XVIII веке расторгнуть брак можно было по следующим мотивам: при осуждении одной из сторон на вечные каторжные работы, вступлении супругов в монашество, безвестном отсутствии одного из супругов, неизлечимой болезни, прелюбодеяния и так далее.

    Личные и имущественные отношения между супругами в XVIII веке регулировалось следующим образом. Жена подчинялась мужу, будучи неполноправной в семье. По Артикулу воинскому муж имел право наказывать свою жену побоями и если при этом убивал ее, то его судили менее строго, чем полагалось по закону за убийство. Законодательство признавало принцип раздельности имущества супругов. Указ о единонаследии установил раздельность наследования детьми отцовского и материнского имущества. В дальнейшем было установлено, что жена после смерти мужа по-прежнему владела своим недвижимым имуществом, полученным ею в качестве приданного или купленным ею. Жена имела право при жизни мужа продавать или закладывать это имущество, не спрашивая согласи мужа. Дети полностью подчинялись родительской власти. Родители обладали правом наказания своих детей. Детей можно было бить розгами, а в конце XVIII века родителям разрешено отдавать своих непослушных детей в смирительные дома, монастыри, внаем на срок до 5ти лет. Дети, достигшие совершеннолетия и живущие отдельно от родителей, имели право распоряжаться своим имуществом. Совершеннолетние дети, живущие вместе с родителями, не могли без их согласия заключать договоры и выдавать векселя.

    По законодательству Петра I опека устанавливалась над несовершеннолетними по достижении ими 20 лет, если они являлись наследниками недвижимого имущества, 18 лет - для наследников движимого имущества и 17 лет - для наследниц. Надзор над опекой дворян осуществляла Дворянская опека при уездных судах, над опекой горожан - городские сиротские суды при магистратах.

    В конце XVIII века в России было введено попечительство, которое устанавливалось над несовершеннолетними с 14-летнего возраста и продолжалось по достижения ими 21 года. Над лицами более раннего возраста сохранялась опека. Подопечный в возрасте от 14 до 17 лет мог распоряжаться своим имуществом лишь с согласия попечителя, а с 17 до 21 года согласие попечителя требовалось только при продаже и залоге недвижимого имущества.

    3.5 Н аследственное право

    Весьма важные изменения в наследственном праве, как уже говорилось, внесли Указ о единонаследии 1714 года отменивший его Указ 1731 года.

    При Екатерине II наследователь имел право завещать свое родовое недвижимое имущество только наследникам по закону, а благоприобретенное имущество - любым лицам. При отсутствии законных наследников родовое имущество могло быть завещано постороннему лицу.

    В XVIII веке был установлен следующий порядок наследования по закону. После отмены Указа о единонаследии в 1731 года как сыновья, так и дочери умершего получали в собственность недвижимое имущество. При этом каждая из дочерей получала 1/14 недвижимого и 1/8 движимого имущества. Остальное делилось между сыновьями поровну. Супруга умершего получала 1/7 недвижимого и 1/4 движимого имущества. Родители умершего имели право на наследство только в том случае, если у него не было детей. При этом они наследовали родовое имущество умершего и получали в пожизненное владение его благоприобретенное недвижимое имущество.

    До 1722 года вопросы наследования относились к компетенции церковных судов, а потом стали предметом рассмотрения только светских судов.

    Заключение

    За счет кодификации правительство хотело

    · Юридически обосновать и закрепить крепостной статус крестьян, опираясь на достижения правовой мысли того времени и труды просветителей; придать крепостному праву привлекательный юридический и идеологический «фасад»;

    · Подробно регламентировать привилегии сословий - дворян, горожан и так далее;

    · Установить новую систему государственных органов и административно-территориальное деление;

    · Учредить представительный орган дворянства и горожан при императоре (наподобие английской Палаты общин, но с меньшими полномочиями);

    · Юридически закрепить императорскую власть;

    · Выявить настроение сословных групп.

    Была проведена частичная кодификация. Таким образом, результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

    1)утверждённые в 1714 году и изданные в 1715 году Воинские артикулы.

    2)утвержденный в 1720 году Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывающий всю сферу нового административного законодательства.

    3)кодификация норм частного права, подчеркнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725).

    Результатом кодификационной работы второй полвины XVIII были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей:

    1)«О суде»;

    2)«О розыскных делах»;

    3)«О состоянии подданных вообще».

    Екатерина II отказалась от нового Уложения и распустила Уложенную комиссию. Причинами отказа являются следующие причины:

    ь Подготовка Уложения вызывала бурную дискуссию среди представителей правящего класса, возникла угроза нарушения его хрупкого единства;

    ь Работа комиссии пошла не в том русле, как планировала Екатерина II - само существование крепостного права, как и императорской власти, стали обсуждаться, высказывались вольнодумные идеи;

    ь Новое оформление крепостного права могло вызвать негативную реакцию крестьянства, включая новые бунты и восстания;

    ь Екатерина II решила не рисковать, оставить все как есть, выявив настроения сословных групп.

    Это привело к тому, что базовый законодательный акт того времени - Соборное уложение 1649 года не был обновлен.

    Список литературы:

    1) Исаев И.А, История государства и права России - Москва - 2002.

    2) Исаев И.А, История государства и права России в вопросах и ответах - Москва - 2004.

    3) Краснов Ю.К, История государства и права России - Москва - 1997.

    4) Павленко Н.И, История России - Москва - 2006.

    5) Титова Ю.П, История государства и права России - Москва - 2004.

    6) Чистякова О.И, История отечественного государства и права. Часть 1 - Москва - 2006.

    7) Шатковская Т.В, История отечественного государства и права. 100 экзаменационных ответов - Москва - Ростов - на - Дону - 2007.

    8) Якушев А.В, История государства и права России - Москва - 2008.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Реформа уголовного законодательства России: состояние, перспективы. Причины принятия нового УК РФ и его задачи. Кодификации советского уголовного законодательства. Проблемы осуществления реформирования уголовного права РФ. Примеры из судебной практики.

      курсовая работа , добавлен 27.03.2015

      Источники уголовного права. Артикул воинский как свод военно-уголовного законодательства. Понятие преступления, виды преступлений, виды наказаний. Основные особенности уголовного законодательства.

      контрольная работа , добавлен 03.09.2007

      Становление традиции гражданского права в Украине. Первые попытки кодификаций гражданского законодательства. Концепция первой кодификации гражданского законодательства в СССР. Процесс трансформации концепции гражданского права в независимой Украине.

      реферат , добавлен 07.10.2010

      Систематизация законодательства как институт правового регулирования общественных процессов, дополнительный стимул поддержания законности и правопорядка. Этапы кодификации российского общеимперского законодательства под управлением М.М. Сперанского.

      контрольная работа , добавлен 18.09.2015

      Общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения. Нормы права, составляющие систему права социального обеспечения. Понятие кодификации как способа систематизации права. Виды кодификационных нормативных правовых актов.

      курсовая работа , добавлен 09.06.2014

      Источники права в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях. Роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства: проблемы кодификации (гражданские кодексы РФ, Франции, Голландии). Критерии для классификации правовых систем.

      контрольная работа , добавлен 09.03.2017

      Памятники права Киевской Руси. Обычай, международные договоры Руси с греками и немцами. Русская Правда и акты законодательства, церковные уставы. Грамоты Московского государства. Первые попытки кодификации права. Каноническое право в московскую эпоху.

      контрольная работа , добавлен 11.05.2016

      Понятие, виды и значение систематизации в праве. Кодификация права после образования СССР. Отличия кодификации от других видов систематизации нормативно-правовых актов. Значение и перспективы кодификации. Основные отличия кодификации от инкорпорации.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2012

      Определение природы коммерческого права; обзор правовых концепций о его месте и роли в системе российского права; государственное регулирование имущественных отношений. Перспективы кодификации торгового законодательства; структура торгового кодекса РФ.

      контрольная работа , добавлен 17.06.2013

      Хрущевская "оттепель", ее непоследовательность и противоречивость, первая попытка реформировать тоталитарную политическую систему в СССР. Начало новой кодификации советского законодательства, отраслей гражданского, уголовного и процессуального права.

    Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIIIв. были:

    1. Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов: Кригс-комиссару (о выдаче жалованья в полках, 1711г.), Штатс-конторе (о государственных расходах 1719г.), Коммерц-коллегии (о торговле, 1719г.), Камер-коллегии (о государственных доходах 1719г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий1720г.), Главному Магистрату (о городском устройстве, 1721г.), Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении, 1721г.). Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

    2. Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью, и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупные политические события и акции, начало войны или подписание мира.

    3. Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

    4. Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом, и нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.

    5. Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716г.-Воинский устав, 1720г.-Морской устав, 1729г.-Вексельный устав).

    Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно обычаем. Законодательная функция ассоциируется с волей монарха. В 1700-1703гг формируются Новоуказные книги, состоящие из актов, принятых после Новоуказных статей. Попытки синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего Соборного Уложения осуществлялись на протяжении 1714-1718гг. Изменения, произошедшие в политической и государственной системе России при ее вступлении в период абсолютизма, привели к изменениям в сфере уголовного права. В начале XVIII в суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным Уложением 1649г и Новоуказными статьями. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715г при создании «Артикула воинского».

    Воинские артикулы состояли из 24 глав и 209 статей и были включены в качестве части второй в Воинский устав.

    Юридическая техника Воинского устава достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. Чтобы отдельная норма могла вобрать в себя максимально больше случаев, она дополняется особым толкованием. В « толке» либо конкретизируются правовые ситуации, уточняются обстоятельства, приводятся примеры и т.п. либо указывается на открытый характер нормы, дается свобода судебного толкования.

    В декабрьском указе 1714г подчеркивался материальный характер преступного деяния: не только не исполнения воли государя, но наличие вреда для государства. В одном из приложений к Воинским артикулам отмечалось, что суды могут устанавливать наказания, применяя принцип аналогии. Меняется терминологическое определение преступного деяния: под ним стали понимать не «воровство», как ранее, а « злодейство», « проступок», « преступление». В Уставе Благочиния (1762г.) впервые проводится разграничение между проступком и преступлением. В Манифесте 1763г подчеркивается характер преступления как деяния, запрещенного законом.

    В1682г именным указом усиливалась ответственность за преступный умысел, в Воинских артикулах по некоторым видам преступлений (квалифицированное убийство, поджег) умысел наказывался наравне с законченным преступлением.

    Наказание и его применение характеризовалось рядом особенностей:

    а) отсутствием индивидуализации: когда вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

    б) неопределенностью формулировок («по суду наказан будет», « по обстоятельствам дела наказан будет» и т.п. - неопределенность приговора усиливала общее состояние страха);

    в) отсутствием формального равенства перед законом: разная ответственность за одно и то же преступление предусматривалась для представителей разных сословий - дворянина и крестьянина, офицера и солдата.

    Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

    Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

    Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии.

    Судебные органы были многообразными. В 1713г в губерниях учреждались ландрихтеры (местные судьи).

    В1722г была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

    Новыми чертами организации судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

    Коллегиальное устройство судов;

    Попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

    Учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокурора, фискалов, аудиторов);

    Совмещение гражданской и военной инвестиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

    Гражданское право в первой четверти XVIII века в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Поэтому начинает более определенно преследоваться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Закон как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план.

    Существенные преобразования произошли в области вещных прав. В положении Указа о единонаследии 1714 г устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад. Продажа осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств («по нужде») и с уплатой высокой пошлины.

    Другим средством для перераспределения имущественных ценностей в обществе являлись нормы наследственного права. Важнейшие изменения в эту область внес Указ о единонаследии 1714г («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

    Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследователь мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.

    Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей.

    В 1731 г главные положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени наследование по закону регламентируется следующим образом: недвижимость переходит ко всем сыновьям в равных долях, дочери получают одну четырнадцатую, а вдова-одну восьмую, из движимого имущества дочерям выделяется одна восьмая, а вдове-одна четвертая доля.

    Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен брачный возраст для мужчин-до 20 лет, для женщин-до 17 лет.

    В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным.

    На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующих и начальства для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии-для дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ.

    По закону требовалось свободное согласие брачующихся, что было подтверждено актом, запрещающим принудительные браки (1724г).

    Признавался только церковный брак. С 1721г разрешено было заключать смешанные браки с христианами конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

    В первой четверти XVIII в. формируется принцип законности. Место обычая и традиции окончательно занимает закон. Монарх как носитель и центр государственного интереса, глава законодательной, исполнительной и судебной власти воплощает идею законности. Игнорирование и неуважение закона стали рассматриваться как преступления. Соблюдение государственных установлений объявлялась важнейшей задачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц. Принципы законности были сформулированы в Указах « О хранении прав гражданских» (1722г), « О соблюдении благочиния во всех судебных местах» (1724 г) и « О важности государственных уставов» (1724г).

    Попытки кодификации законов в Российской империи были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М. М. Сперанского, возглавившего Второе отделение С.Е.И.В. Канцелярии, удалось осуществить это начинание. Второе отделение провело огромную работу по розыску, сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подготовило два крупных издания. В 1830 г. вышло 46-томное (с несколькими томами указателей) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), которое вобрало в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с Соборного Уложения, которым открывался 1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом царствования Александра I), помещенными в последнем томе. Законодательные акты располагались в нем в хронологическом порядке (то есть по мере выхода).

    В дальнейшем ПСЗ было продолжено и выпущено ещё два издания. Второе издание (54 тома) вобрало в себя законодательные акты 1826 - 1881 гг. Третье издание (16 томов в 18 книгах) обобщило законодательство, начиная с 1881 г. и заканчивая 1913 годом.

    Наряду с ПСЗ было подготовлено и в 1832 г. издано ещё одно собрание – Свод законов Российской империи. В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.

    В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

    В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

    Наконец, впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).


    Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переиздании Свода (в 1842, в 1857 гг.). В 1885 г. в Свод был введен ещё 16 том. содержащий процессуальное законодательство. Кроме того, в 1845 г. 15 том Свода, то есть законы уголовные, с некоторыми изменениями и дополнениями были изданы как «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». которое можно рассматривать как первый уголовный кодекс России.

    Юридическая техника Свода законов основывалась на методике Ф. Бэкона, апробированной в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, основанные па одном действующем законе (указе), излагались словами указа без изменений. Статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие. Многосложные тексты сокращались, а из противоречащих друг другу выбирался лучший с точки зрения составителей или более поздний.

    Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней империи.

    Формирование новой системы права

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Формирование новой системы права
    Рубрика (тематическая категория) Право

    Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился˸ он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

    Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

    Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

    Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов˸ указные книги за 1714- 1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

    Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был за­кончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (двадцать пять глав), но ᴇᴦο нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

    Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на базе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последую­щие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

    Формирование новой системы права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование новой системы права" 2015, 2017-2018.