Работать по 44 фз бюджетному учреждению. Контрактная система ~ Все о закупках. Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Произошедшее в 2014 году усовершенствование общефедеральной политики закупок изменило деятельность, в первую очередь, бюджетных организаций. В соответствии с нормами Федерального Закона №44, государственная структура имеет право выступать в качестве заказчика по государственному контракту, придерживаясь оснований и положений данного нормативного акта.

Одним из наиболее жестких правил, касающихся участия государственных организаций, является создание соответствующего внутреннего положения, в котором прописываются механизмы, порядок и ряд нормативных процедур, связанных с реализацией закупки.

Положение казенных учреждений по 44-ФЗ

Возможность реализовывать закупки путем участия в электронных аукционах в качестве заказчика для государственных учреждений прописана во 2 части 15 статьи Федерального Закона "О контрактной системе". В ней же указано, что главнейшее условие этого участия - наличие соответствующего Положения, содержащего в себе:

  • состав и порядок мероприятий, направленных на подготовку нормативной процедуры государственной закупки;


  • перечень способов определения поставщика ;

  • условия и основания, на которых применяются конкретные процедуры;

  • процедуры исполнения, заключения и расторжения договоров , а также контроль над ходом их исполнения;

  • ряд иных мероприятий и процедур, связанных с закупочной деятельностью.

Для того чтобы участвовать в закупках в соответствии с Положением, его необходимо разместить на едином информационно портале - после этого организация получает право легитимно проводить закупки в течение всего отчетного периода.

Средства для закупок казенных учреждений по 44-ФЗ о контрактной системе

Закупки могут осуществляться только на средства, полученные от:

После принятия Федерального закона №44-ФЗ государственные структуры в сфере образования получили возможность совершать закупки у единственного поставщика при условии, что:

  • закупка проводится в целях сохранения и популяризации культурного наследия и развития системы образования;

  • сумма договора не более 400 тысяч рублей;

  • годовая сумма закупок данной организации у единственного поставщика не превышает 20 млн руб. и 50% от общего объема одновременно.

Вы хотите получить еще больше информации о 44-ФЗ для казенных учреждений? Посетите обучающие семинары-практикумы Учебного центра «Бико»..

Материал является собственностью сайт.

Согласно ст.3 ФЗ-44

«6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение , действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с

частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение , осуществляющие закупки;»

Ст.15 ФЗ -44:

«1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных

частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с

частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(в ред. Федерального

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(в ред. Федерального

закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в

пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ не может быть изменено в текущем году

Таким образом, казенно учреждение работает только по ФЗ - 44.

Бюджетно учреждение может работать по 223- ФЗ в случае если до начала года они разместили в сети положение. Кроме того по 223 -ФЗ используются только средства указанные выше, т.е не бюджетные.

Вопрос

Может ли бюджетное учреждение проводить закупки по приносящей доход деятельности по правилам Закона № 44-ФЗ, если у него разработано положение о закупке по Закону № 223-ФЗ?

Ответ

Бюджетное учреждение вправе принять решение о закупке товаров, работ и услуг по правилам Закона № 44-ФЗ за счет средств, полученных при осуществлении им приносящей доход деятельности при соблюдении процедуры, установленной Законом № 44-ФЗ на принятие соответствующего решения.

Обоснование

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и статьи 15.

Так, при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Между тем, исходя из толкования выше указанной нормы, следует, что она является диспозитивной и позволяет заказчику осуществлять закупки за счет указанных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем следует отметить, что положение о закупках бюджетного учреждения может быть отменено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение. При таких обстоятельствах бюджетное учреждение в закупочной деятельности будет руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ. Однако согласно части 3 статьи 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пунктах 1 - 3 части 2 данной статьи закупок в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Таким образом, бюджетное учреждение в случае изменения в текущем году решения об осуществлении закупок сможет осуществлять все закупки по Закону № 44-ФЗ только начиная со следующего года . Указанная правовая позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2318 , от 20.09.2016 N Д28и-2455 . При этом заказчику необходимо опубликовать решение об отмене положения о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Письмо Минэкономразвития России

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов .

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в : "Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу".

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " ". Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Разработка положения ведется на основе , утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в : "До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона".

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

"3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов".

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: "Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году" (пп. 4 п. 15 , утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России [ , отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, закреплен в . – Ред. ]?

ООО "Техград-Фарм"

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена и – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках , с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований .

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 " "
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н " "