Законе или иных правовых. Что выше кодекс или федеральный закон? Иная официальная правовая информация

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и применяются в первую очередь. В случае отсутствия в Законе N 208-ФЗ конкретной нормы следует руководствоваться ГК РФ, устанавливающим общие положения в сфере гражданских правоотношений.

Обоснование вывода:

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами, которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п. п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

Какой из нормативно-правовых актов имеет большую юридическую силу: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ) или ГК РФ?

Вопрос крайне серьезный и многогранный. Все дело в том, что в нашей стране он имеет весьма размытый характер. Отметим, что в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4) Конституция, а также федеральные законы наделяются, вышей юридической силой. Тем не менее, во многих юридических справочниках, в разделе верховенства права, указана иерархия законодательной базы, где формируется такая структура:

1. Конституция;
  1. Кодекс;
  2. Федеральные законы;
  3. Подзаконные акты.
То есть, фактически, кодексы ставятся по юридической силе на ступень выше, чем федеральные законы. Многочисленные споры по данному вопросу привели к тому, что даже Конституционный суд вынес немалое количество определений и постановлений, которые гласили о равенстве данных понятий. Соответственно, можно сказать о том, что федеральный закон и кодекс – равнозначные по своей юридической силе понятия.

Что все-таки выше по юридической силе: кодекс или федеральный закон?

  1. Кодекс – сбор федеральный законов, которые определяют правовое регулирование в четко определенном правовом поле. В данном случае речь идет об Уголовном, Административном, Трудовом кодексе и пр.;
  2. Закон представляет собой нормативный акт, который принимается исключительно посредством регламентируемых обсуждений государственной думы, совета федерации, а также в обязательном порядке подписанный президентом. Все особенности принятия и обнародования федеральных законов четко определяется конституционными нормами.
Как вы уже поняли, кодексы – своеобразный свод федеральных законов, а это значит, что в данном случае, формируется своеобразное равенство понятий. В принципе, сам по себе кодекс представляет своеобразную общую часть закона, где указываются все понятия, связанные с тем или же иным правовым полем. Что же касается федеральных законов – это особая часть, которая уже определяет более конкретные аспекты рассмотрения дел, принятия решений, формирования наказаний.

Юридическая сила федеральных законов

В принципе, верховенство юридической силы федеральных законов определяет сама Конституция РФ. Но с другой стороны, невозможно не согласиться, что сами по себе кодексы собрали именно федеральные законы, и это в принципе, провоцирует такое осознание, что кодексы являются более существенными по своей юридической силе, нежели иные федеральные законы. Но, практика говорит о том, что данные понятия чаще всего приравниваются. Самое главное, то, что федеральные законы не могут иметь противоречий с кодексами. Кодексы – основные нормы права в четко определенном правовом поле. Но, интенсивное развитие нашего общества провоцирует необходимость все время дополнять и модернизировать уже имеющиеся нормы. Именно по этой причине и формируется острая необходимость в выпуске новых федеральных законов. И как вы понимаете, после обнародования, данные законы приобретают верховенство юридической силы и применяются на практике, дополняют основные нормативы кодексов.


Уголовный закон представляет собой систему нормативных правовых актов, которые принимаются исключительно специализированными государственными инстанциями. Данные документы в...


Права несовершеннолетних в нашей стране поставлены на весьма высокий уровень и защищаются в любом правовом поле. Во-первых, существует конвенция о правах ребенка, также права...

Скрыпник Денис Олегович, соискатель кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО "Тверской государственный университет", начальник имущественно-правовой службы ОАО "Электросетьсервис ЕНЭС" (г. Москва).

Статья 168 ГК РФ и положения иных нормативных правовых актов, применяемых в совокупности при определении недействительности сделки, составляют перечень источников права, в которых реализуется правовая оценка гражданского оборота и составляющих его юридически значимых действий. В настоящей статье рассматриваются вопросы применения юридической конструкции ст. 168 ГК РФ в гражданском обороте, а также анализируются характерные черты ее реформирования в условиях изменения гражданского законодательства.

Ключевые слова: сделка; недействительность сделки; закон или иной правовой акт; правовая оценка.

About of invalidity of transaction violates the requirements of the law or other legal act

Skrypnik Denis Olegovich, competitor of the civil law Department of the Tver State University.

Art. 168 of the Civil Code of the Russian Federation and regulations of other normative legal acts, applied to define invalidity of legal transaction, make up a list of law sources that are applied for the legal evaluation of civil circulation and comprise legally significant acts. In the present article we examine the problems of judicial construction of the art. 168 of the Civil Code of the Russian Federation in legal transaction, besides we analyze typical traits of its reformation in the process of the civil legislation amendment.

Key words: transaction; invalidity of transaction; law or other normative legal acts; legal evaluation.

Статья 168 ГК РФ и положения иных нормативных правовых актов, применяемых с ней в совокупности при определении недействительности сделки, составляют перечень источников права, в которых реализуется правовая оценка гражданского оборота и составляющих его юридически значимых действий. ГК РФ трактует понятие правовых актов, содержащих нормы гражданского права, весьма узко. В п. 2 ст. 3 ГК РФ под законодательством буквально понимаются сам ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Иными правовыми актами, содержащими нормы гражданского права, признаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации (п. 6 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в качестве источников гражданского права, которым должна соответствовать сделка, ГК РФ не рассматривает акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время иное расширительное толкование норм ст. 168 ГК РФ зачастую находит свое отражение в судебной практике, при этом в некоторых случаях, констатируя такое расширительное толкование, суды не дают ему какого-либо обоснования.

В Постановлении ФАС Московского округа от 7 февраля 2012 г. по делу N А41-30396/10 отмечено, что применение при рассмотрении дела Приказа Минтранса РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93" позволило суду апелляционной инстанции правильно разрешить сложившийся спор между заявителем и ответчиком <1>.

<1>

В Постановлении ФАС Уральского округа от 13 октября 2011 г. N Ф09-5801/11 по делу N А60-40461/10 суд указал, что ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное применение судами к спорным правоотношениям разъяснений Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 14 мая 2005 г. N 2220-АБ/70, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению к отношениям сторон, подлежит отклонению <2>.

<2> Документ опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс".

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 сентября 2000 г. N 6278/98, N 6288/98 по делу N А40-12908/98-24-189, N А40-12909/98-24-190 указал, что при применении Инструкции Министерства финансов Российской Федерации к спорным правоотношениям судом не учтен предмет ее регулирования <3>. Эта Инструкция является специальным нормативным актом, устанавливающим порядок получения, расходования и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, т.е. она устанавливает внутренние правила работы с драгоценными металлами и камнями для предприятий, учреждений и организаций и не содержит положений, регулирующих гражданский оборот этих видов имущества. Таким образом, на основании данного примера находит свое отражение подход ВАС РФ к вопросу о законе и иных правовых актах, которым должна соответствовать сделка. Речь идет исключительно о гражданском законодательстве и иных актах, содержащих нормы гражданского права в соответствии с положениями ст. 3 ГК РФ.

<3> Вестник ВАС РФ. 2000. N 12.

В проекте изменений в Гражданский кодекс РФ, принятом Государственной Думой в первом чтении 27 апреля 2012 г., юридическая конструкция ст. 168 ГК РФ изложена в более раскрытом виде <4>:

<4> Текст документа размещен на сайте в сети Интернет по адресу: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=47538-6&02.
  1. сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, ничтожна, если законом или иным правовым актом, требования которого нарушены, установлено, что она является недействительной;
  2. сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима;
  3. в иных случаях сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью соответствующей сделки.

Исходя из представленной в проекте изменений в ГК РФ конструкции ст. 168 ГК РФ, юридическая судьба сделки будет определяться на основании следующих практических ситуаций соотношения ст. 168 ГК РФ и норм закона или иных правовых актов.

Ситуация первая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормой закона, входящего в сферу гражданского законодательства.

Гражданско-правовая сделка ничтожна, если она нарушает гражданско-правовую норму, в которой прямо написано, что сделка является недействительной (абз. 1 новой редакции ст. 168 ГК РФ), либо в гражданско-правовой норме не указывается на оспоримость сделки, ее нарушающей (абз. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ). Сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов, далеко не всегда прямо указаны законом как недействительные, в таких случаях их недействительность вытекает из самого факта нарушения требований закона в соответствии со ст. 168 ГК РФ. Вместе с тем случаи прямого указания на недействительность сделок в ГК РФ достаточно многочисленны. В частности, ничтожными являются:

соглашение об изменении сроков исковой давности (ст. 198 ГК РФ);

соглашение, ограничивающее право залогодателя завещать заложенное имущество (п. 2 ст. 346 ГК РФ);

заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ);

запрет уступки денежного требования (п. 1 ст. 828 ГК РФ);

соглашение об отказе доверителя отменить поручение или поверенного отказаться от поручения (п. 2 ст. 977 ГК РФ).

В качестве примера можно также выделить ничтожные сделки, являющиеся таковыми в силу несоответствия закону или иному правовому акту предмета сделки:

обещание подарить все свое имущество или его часть без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности (п. 2 ст. 572 ГК РФ);

условия договоров страхования, противоречащие установленным правилам о том, страхование каких интересов не допускается (ст. 928 ГК РФ).

Ситуация вторая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с положением закона, указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, содержащего норму гражданского права.

В рассматриваемой ситуации применяются те же последствия совершения нарушающей закон или иной правовой акт сделки, что и в первой ситуации, рассмотренной выше. Однако здесь необходимо принять во внимание, что нарушаемая сделкой норма должна являться нормой гражданского права, т.е. регулировать отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ.

Например , в соответствии с п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям об одинаковости его условий для всех потребителей, за известными исключениями, а также не соответствующие изданным Правительством Российской Федерации обязательным для сторон типовым договорам и положениям, являются ничтожными. К числу таких актов, в частности, относятся Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 <5>, Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310 <6>, Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 32 <7>, и т.д.

<5> СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4734.
<6> СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 2030.
<7> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 553.

Ситуация третья. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормой закона, указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, актов федеральных министерств и ведомств, не относящихся к сфере гражданского законодательства и не содержащих норму гражданского права.

В правоприменительной практике зачастую юристы следуют логике, что акты хоть и не относятся к гражданскому законодательству согласно ст. 3 ГК РФ, но приняты в развитие положений актов гражданского законодательства. Вместе с тем в абз. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ, предлагаемой в проекте изменений в ГК РФ, законодатель указывает, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц , ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима.

В теории правовой науки основополагающим принципом является принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы . Таким образом, решение вопроса о действительности сделки зависит от содержания публичных интересов, которые в рамках ст. 168 ГК РФ можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле публичные интересы - это обеспечение соблюдения всех законов, действующих в Российской Федерации, а значит, нарушение сделкой любого закона есть нарушение публичных интересов, в связи с чем сделка ничтожна. В узком смысле публичные интересы - установленные в нормах права гарантии и положения, направленные на решение задач, поставленных перед государством Конституцией и законом. Это могут быть регулятивные нормы, но это не все правовые нормы государства.

Приблизительно та же логика должна применяться при определении содержания "прав и охраняемых законом интересов третьих лиц". Нарушение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц в широком смысле - это любое ограничение юридической возможности, которая могла бы быть реализована третьим лицом на основании нормы закона. В узком смысле нарушение прав и интересов третьих лиц предполагает совершение сделки, нарушающей конкретную норму права, а также интересы лица, которые непосредственно затронуты сделкой. Например , сделка по передаче в доверительное управление арендуемого имущества нарушает право арендодателя распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Одним из проявлений сделки, нарушающей публичные интересы либо права и законные интересы третьих лиц, является сделка, совершенная в нарушение запрета, установленного судом или административным органом, например, в качестве обеспечительной меры в рамках искового производства.

По нашему мнению, для целей применения ст. 168 ГК РФ наряду с возможным нарушением сделкой норм гражданского законодательства следует применять узкую трактовку публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц. Такой подход является более целесообразным с точки зрения обеспечения стабильности гражданского оборота.

Ситуация четвертая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с нормами закона о публичной ответственности (УК РФ, КоАП РФ).

Совершение юридически значимого действия, которое рассматривается как сделка и при этом является деянием, за которое законом предусмотрена публичная ответственность, означает противоправность сделки, но не обусловливает ее недействительность. Например , получение взятки (ст. 290 УК РФ) является по своей гражданско-правовой форме сделкой по передаче денежной суммы или иного имущества в качестве встречного предоставления за совершение второй стороной фактических или юридических действий. Противоправность данного действия приводит к применению наказания в рамках уголовного права. Что же касается самой сделки по передаче взятки, то ее юридическая судьба решается в рамках гражданского процесса на основании норм ст. 168 ГК РФ. При этом возникает вопрос, а должна ли такая сделка признаваться недействительной. Безусловно, ст. 290 УК РФ не является нормой гражданского законодательства. Такая сделка является ничтожной как сделка, совершенная с нарушением публичных интересов. Нарушение публичных интересов имеет место, поскольку в государстве принят целый пакет антикоррупционных законов и программ, направленных на исключение взяточничества <8>.

<8> См., например: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084 и др.

Ситуация пятая. Статья 168 ГК РФ в совокупности с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <9>.

<9> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

В п. 5 ст. 40 НК РФ предложено определение гражданского оборота с точки зрения налогового законодательства, под которым понимается рынок товаров (работ, услуг).

Совершение сделки по логике налогового и бухгалтерского законодательства рассматривается как хозяйственная операция, а ее действительность предполагает реальность хозяйственной операции. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2003 г. N 9872/02 по делу N А45-5692/01-СА23/162 документы, представленные налогоплательщиком (счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату, а также документы, подтверждающие выполнение работ и услуг), должны не только соответствовать предъявляемым НК РФ требованиям, но и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия <10>. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. N 9299/08 по делу N А40-16436/07-107-121 указано, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы при исчислении налога на прибыль, правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции <11>.

<10> Вестник ВАС РФ. 2003. N 7.
<11> Вестник ВАС РФ. 2009. N 3.

Сделка, которая не является реальной хозяйственной операцией в понимании налогового законодательства, является ничтожной как сделка, нарушающая публичные интересы, поскольку получение одним из контрагентов налогового вычета по НДС при отсутствии реального совершения хозяйственной операции происходит за счет бюджета, а поскольку второй контрагент не уплатил НДС по отсутствующей операции, бюджет несет убытки. Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" <12> при изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок судам следует учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ. В связи с тем что предпринимательской деятельностью является деятельность, осуществляемая на свой риск, негативные последствия выбора контрагента не могут быть возложены на бюджет Российской Федерации.

<12> Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

На наш взгляд, законодатель пытается решить в новой редакции ст. 168 ГК РФ сверхзадачу, а именно урегулировать все случаи нарушения сделкой закона или иного правового акта. В отношении ситуации, когда из закона следует, что сделка может быть оспорена или прямо указывается на ее недействительность (ничтожность), вопросов не возникает. Но конструкция ст. 168 ГК РФ в ее новой редакции идет дальше, пытаясь защитить публичные интересы и права и законные интересы третьих лиц. При этом сделки, нарушающие публичные интересы либо права и законные интересы третьих лиц, изначально ничтожны, поскольку согласно абз. 2 новой редакции ст. 168 ГК РФ "в законе или ином правовом акте не указано, что сделка является оспоримой". В то же время законодатель как в действующей редакции ст. 168 ГК РФ, так и в проекте изменений ГК РФ говорит об иных последствиях совершения сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта, не связанных с ее недействительностью. Представляется, что такие последствия имеют место, когда сделка нарушает требования закона или иного правового акта, однако норма данного акта не предусматривает ее недействительность (ничтожность) или оспоримость, а суд не устанавливает нарушение публичных интересов либо прав и законных интересов третьих лиц. В данном случае можно говорить о так называемом целевом толковании нормы закона или иного правового акта, положения которого нарушены сделкой, для целей определения ее юридической судьбы, в том числе последствий, не связанных с ее недействительностью.

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Новая редакция Ст. 12 ТК РФ

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Комментарий к Статье 12 ТК РФ

Статья 12 Трудового кодекса РФ разграничивает действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил статью 12 Трудового кодекса РФ частями 6, 7 и абзацем 3 части 8. В соответствии с указанным дополнением регламентируется время действия коллективного договора (соглашения) и локального нормативного акта.

Другой комментарий к Ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. 12 ТК РФ законодатель определил особенности действия во времени законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Положения данной статьи основываются на Федеральном законе от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

По общему правилу датой принятия федерального конституционного закона считается день, в который он был одобрен обеими палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если ими самими не определен иной порядок вступления законов в силу. Иной порядок обычно характерен для крупных кодификационных актов, на изучение которых правоприменительной практике требуется определенное время. Так, ТК РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., а вступил в силу согласно ст. 420 с 1 февраля 2002 г.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней, прошедших со дня их официального опубликования. Аналогичным образом построены правила вступления в силу актов Правительства РФ, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона или федерального закона считается первая публикация его полного текста в таких изданиях, как "Парламентская газета", "Российская газета" и Собрание законодательства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок их вступления в силу. Официальными источниками опубликования данных актов признаются "Российская газета" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

2. Часть 2 ст. 12 ТК РФ определяет условия, при которых закон или иной нормативный правовой акт прекращает свое действие. Наиболее очевидным способом прекращения действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, является его прямая отмена актом равной или высшей юридической силы. Столь же однозначные результаты дает и применение другого способа прекращения действия закона или иного нормативного правового акта - истечение срока его действия. Однако этот способ практически не применяется в отношении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Наименее очевидные результаты дает такой способ прекращения действия закона или иного нормативного правового акта, как вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы. Часто его практическое применение порождает неопределенность в ответе на вопрос, какие нормы сохранили, а какие утратили свое действие. Кроме того, наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов загромождает нормативный массив отрасли трудового права и затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения. Именно эта ситуация наблюдается ныне с нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР, многие положения которых являются юридически ничтожными в силу их противоречия законодательству РФ. Однако многие из этих актов фактически сохраняют в целом свое действие, поскольку формально они не отменены законами или иными нормативными правовыми актами РФ (подробнее см. ст. 423 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Часть 3 ст. 12 ТК РФ воспроизводит общеправовое правило об отсутствии обратной силы у закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права. Исключение возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом.

4. Части 4 и 5 ст. 12 ТК РФ развивают центральную идею предыдущей части, говоря о том, что нормы трудового права распространяются на отношения, возникшие после их введения в действие. Однако применительно к действующему законодательству эту фразу не следует трактовать таким образом, будто все трудовые отношения, возникшие до 1 февраля 2001 г., ТК РФ не регулируются, в силу чего их следует регулировать с помощью КЗоТ 1971 г. Последний прекратил свое действие, утратив юридическую силу с 1 февраля 2002 г. по прямому указанию закона (ст. 422 ТК РФ). Соответственно, действие ТК РФ распространяется на всех работников и всех работодателей независимо от времени возникновения трудовых отношений между ними (ст. 11). Тем самым применение старого закона (или иного нормативного правового акта) к отношениям, возникшим до введения в действие нового закона (или иного правового акта), возможно практически лишь в ситуации, связанной с разрешением трудового спора, возникшего в силу обстоятельств, относящихся к периоду времени, предшествующему принятию и введению в действие нового закона или иного нормативного акта, содержащего нормы трудового права, которые в свою очередь не имеют обратной силы.