Создание и функционирование системы управления охраной труда в организации. Не дай коллеге поскользнуться: правила Дня охраны труда Контроль системы охраны труда

Законодательство обеспечивает сотрудникам право на безопасное осуществление трудовой деятельности при трудоустройстве в любую отечественную компанию. Для этого государство разрабатывает комплекс нормативов и документов, в которых фиксируются положения, защищающие права граждан. В частности, на предприятиях предусматривается система управления охраной труда (СУОТ) с целью осуществления беспрерывного контроля за соблюдением соответствующих правил.

Понятие системы управления охраной труда, ее составные элементы

Подобная система представляет собой особый комплекс мероприятий и задач организации, который направлен на обеспечение стабильного трудового процесса сотрудников предприятия, что позволит им сохранить здоровье и жизни.

Понятие системы управления охраной труда подразумевает, что организация безопасной трудовой деятельности неразрывна с производственным процессом и должна осуществляться на всех стадиях работы.

Субъектом рассматриваемой системы выступает непосредственно руководящий орган компании, а также некоторые сотрудники, занимающие управляющие должности (например, управленцы подразделениями). Объектом выступает трудовая деятельность работников компании на своих трудовых местах.

При формировании СУОТ требуется:

  1. Зафиксировать список нормативных документов и законодательных актов, в которых определяются требования государства к правилам охраны труда на производственных объектах.
  2. Определить наиболее существенные факторы труда, основываясь на аналитических данных прошлых лет.
  3. Организовывать мероприятия по внедрению аспектов охраны труда в компании.
  4. Выявлять приоритетные направления охраны труда, исходя из профиля производства. Также требуется обозначать цели и задачи формируемой системы.
  5. Спроектировать схему и программу осуществления системы охраны труда, а также описать способы достижения поставленных целей и задач.

Принципы системы охраны труда

Для эффективного функционирования и длительного существования, СУОТ должна базироваться на таких основных принципах:

Чтобы стимулировать сотрудников придерживаться рассмотренных принципов, наиболее часто используют экономические рычаги воздействия:

  • материальное поощрение сотрудников, если те в полном соответствии с правилами соблюдают режим безопасности труда на производстве;
  • предъявлять к субъектам, которые напрямую повинны в наступлении чрезвычайной ситуации, требования компенсировать ущерб, понесенный вследствие обозначенных событий.

Функции и задачи, постановленные перед системой охраны труда

СУОТ является одной из составных частей системы менеджмента компании. Поэтому, рассматриваемая система должна отвечать следующим требованиям:

  • оценка текущего положения охраны труда в компании должна осуществляться на всех уровнях отделов и не прерываться;
  • вся имеющаяся документация по данному профилю должна четко отражать политику организации в конкретной сфере. Так же должны быть обозначены пути достижения этих целей;
  • должна производиться регулярная данного направления на предмет соответствия их профессиональных качеств квалификационным законодательным требованиям.

К главным функциям рассматриваемой системы относятся:

  • предложение действующей системы безопасности труда, измененной в незначительных аспектах, для применения ее во всех подразделениях предприятия, то есть, с учетом особенностей их производственного назначения;
  • предоставление методических консультаций;
  • формирование плана , а также организация подобных мероприятий;
  • проектировка различных локальных нормативов, если это необходимо для функционирования системы охраны труда;
  • детальный анализ причин, повлекших за собой неблагоприятные последствия в виде аварий или чрезвычайных ситуаций;
  • формирование статистических отчетов;
  • обеспечение беспрерывного повышения уровня квалификации каждого отдельного сотрудника по вопросам безопасности производственного процесса.

К задачам СУОТ относятся:

  • борьба с ;
  • внедрение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;
  • предотвращение возможных аварий и чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов и т.д.);
  • организация трудовых мест максимально эффективным и безопасным образом;
  • обучение сотрудников компании технике безопасности в различных производственных случаях;
  • информирование сотрудников о том, каким образом необходимо себя вести в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Нормативное оформление системы управления охраной труда

Наиболее общий список нормативов, которые должны иметься на каждом предприятии, выглядит следующим образом:

  • местные регламентирующие документы по охране труда;
  • журналы, которые фиксируют факт проведения разных процедур по вопросам безопасности трудового процесса.

Фактически, к подобному перечню документов может относиться любой норматив, который бы регламентировал те или иные процессы на предприятии, связанные с охраной труда.

Также, исходя из Положения про систему управления охраной труда, утвержденным Минтруда РФ от 19.08.2016г., с документацией по безопасности трудового процесса могут взаимодействовать:

  • руководитель компании регулирует процесс проектировки распорядительных документов относительно охраны труда, а также распределяет соответствующие обязанности управленческого аппарата между своими секретарями и замами;
  • с помощью своих ближайших подчиненных, управленец обеспечивает быструю доступность нормативов по охране труда для подчиненных;
  • далее нормативы переходят в распоряжение сотрудников кадровой службы для исполнения своих обязанностей;
  • управленец отделом, в свою очередь, обеспечивает постоянное наличие подобных документов в подразделении. Подразумевается постоянная доступность нормативов для подчиненных;
  • непосредственные начальники локальных групп сотрудников (бригадиры) обеспечивают контроль за тем, чтобы подчиненные не начинали исполнения своих обязанностей до момента ознакомления с предоставленными регламентирующими документами.

Порядок формирования системы управления охраной труда на предприятии

Наличие на предприятии СУОТ является обязательным требованием к исполнению трудовой деятельности, начиная с 01.01.2014г. Помимо этого, ст. 212 ТК РФ постановляется, что работодатель должен обеспечить беспрерывное функционирование данной системы.

СУОТ должна базироваться на таких нормативных документах:

  • ГОСТ 12.0.007–2009 «СУОТ. Общие требования»;
  • ГОСТ 12.0.008–2009 «СУОТ. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ 12.0.009–2009 «СУОТ. Требования и рекомендации»;
  • ГОСТ 12.0.010–2009 «СУОТ. Выявление опасностей и оценка рисков».

Создание рассматриваемой системы проходит по таким этапам:

  1. Планирование . Осуществляется детальный анализ компании, определяются вредные и опасные факторы, оцениваются риски, выявляются все имеющиеся ресурсы и т.д. Также данный этап предназначен для распределения имеющихся обязанностей между сотрудниками компании.
  2. Исполнение . Предполагается применение системы на практике. На данном этапе происходит обучение и подготовка сотрудников, формирование нормативных документов и т.д.
  3. Проверка . Подразумевается проведение анализа текущего состояния системы, в частности, соответствие исполнения задач намеченному плану. Также может проводиться внутренний или сторонний аудит.
  4. Совершенствование. На данном этапе устраняются недочеты системы, выявленные при аудите, путем разработки и применения специального комплекса мер.

Также важно отметить, что этап планирования включает такие аспекты:

  • управленцы высшего ранга несут ответственность за охрану труда. Принимаемые ими решения влияют на функционирование СУОТ во всем предприятии. Данный уровень считается главенствующим в данном контексте;
  • на управленцев подразделениями накладывается обязанность соблюдения правил безопасности труда на уровне отдела;
  • сотрудники должны неукоснительно следовать установленным нормативам.

Управление документами в системе управления охраной труда в организации

Исходя из Положения о СУОТ, разработанным Минтруда РФ, каждое локальное Положение о подобной системе на предприятии должно содержать раздел, в котором будут фиксироваться правила управления с документацией рассматриваемого направления.

Так, управленец должен обозначить некоторые параметры в обращении с документацией для действенного функционирования СУОТ:

  1. Определить перечень обязанностей, а также обозначить ответственность за несоблюдение правил в сфере охраны труда, которая возлагается на весь отдел или конкретных лиц.
  2. Установить типовые формы документов, которые необходимо сформировать для функционирования СУОТ.
  3. Отразить в тексте локального Положения наличие взаимосвязей разных подразделений компании в разрезе формирования и получения документации.
  4. Установить порядок осуществления различных мероприятий по охране труда, а также определить способ контроля соблюдения соответствующих правил.

В частности, к документам, которые не могут быть откорректированы после утверждения СУОТ, относятся:

  • акты и любые заметки, осуществленные по факту деятельности системы;
  • регистрационные журналы, листы о несчастных случаях и профессиональных травмах;
  • отметки про влияние на подчиненных отрицательных факторов производства;
  • документы, составленные по факту контроля исполнения СУОТ.

Ответственность за отсутствие системы охраны труда на предприятии

Исходя из приведенных ранее нормативных актов, можно сделать вывод, что применение СУОТ на предприятии является обязательной процедурой. Однако немалое количество управленцев до сих пор игнорируют данное положение. Подобное отношение считается нарушением трудового законодательства и грозит привлечением к ответственности.

Современный взгляд на охрану труда сформулировал ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Система управления охраной труда, в соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007 - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. Система управления охраной труда в организации должна включать:

1. Политику в области охраны труда.
2. Цели в области охраны труда.
3. Организация охраны труда.
4. Планирование и применение системы управления охраной труда.
5. Предотвращение опасностей.
6. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда.
7. Действия по совершенствованию охраны труда.

Рассмотрим более подробно составные части система управления охраной труда.

Политика в области охраны труда


Политика в области охраны труда – это локальный нормативный акт, в котором излагаются основные принципы и цели организации в области охраны труда. Они включают:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- соблюдение законов, нормативных правовых актов и других документов по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Политика предприятия в области охраны труда разрабатывается после консультации с работниками и их представителями и должна:
- соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями;
- быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации;
- предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления;
- подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям.

ГОСТ 12.0.230-2007 настаивает на том, чтобы работники и их представители активно участвовали в системе управления охраной труда в организации. Для этого необходимо привлекать их к консультациям и участию в совершенствовании охраны труда, информировать и повышать их квалификации в области охраны труда, совестно с профсоюзами или представителями работников создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда.


Цели в области охраны труда


ГОСТ 12.0.230-20 требует, чтобы для каждого подразделения, функции и уровня управления организацией в соответствии с политикой в области охраны труда, на основе исходного и последующих анализов, устанавливались измеримые цели в области охраны труда, которые:
- соответствуют размеру и характеру деятельности организации;
- соответствовали требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда;
- были направлены на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
- обеспечены ресурсами, реальны и достижимы;
- оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организацией;
- были подконтрольны и в случае необходимости корректировались.
Целями в области охраны труда могут быть:
1. Установить дополнительное искусственное освещение на 2-х рабочих местах.
2. Установка станка __________ в цехе _____________ на виброгасящий фундамент.
3. Организация комнаты психологической разгрузки в __________
4. Проведение замеров изоляции в __________
5. Проведение Дня охраны труда в подразделениях…
6. Подготовка системы отопления и водопровода к работе в зимних условиях.
7. Установка тепловой пушки на входе в цех _________.
8. Осенняя проверка зданий комиссией по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений и т.д.
Целями в области охраны труда могут также быть снижение травматизма, уменьшение выбросов вредных отходов в атмосферу, организация восстановительного лечения работников, повышение квалификации работников, обмен опытом и другие.


Организация охраны труда


В соответствие с ГОСТ 12.0.230-20 работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
В организации должны быть установлены структуры и процессы:
- управления охраной труда в виде линейной управленческой функции;
- определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
- проведения эффективного и оперативного наблюдения за безопасностью и охраной здоровья работников;
- сотрудничества, передачи и обмена информацией между специалистами и работниками в области охраны труда;
- соблюдения принципов построения систем управления охраной труда в соответствие с действующим законодательством и обязательствами, которые принимает на себя организация;
- установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели;
- установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующие сохранению здоровья в течение трудового процесса;
- разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
- предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
- развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда;
- периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
- содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

Компетентность и подготовка

В организации должна быть обеспечена компетентность и подготовка всех работников в области охраны труда. Для этого определяются соответствующие требования к необходимой компетентности работников, устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.
Особо подчеркивается, что работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда, чтобы грамотно применять системы управления охраной труда, своевременно и точно определять и оптимизировать опасности и риски.
Программы подготовки компетентности персонала в области охраны труда должны:
- охватывать всех работников организации в установленном порядке;
- предусматривать своевременную эффективную и первоначальную и повторную подготовку;
- включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;
- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их соответствия и эффективности;
- предусматривать оформление результатов проверки знаний в установленном порядке, зависящем от размера и характера деятельности организации;
- документально оформляться в установленном порядке в зависимости от размера и характера деятельности организации.
Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

Документация системы управления охраной труда

Документация по охране труда может содержать:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
- наиболее значительные опасности или риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
Документация системы управления охраной труда должна:
- быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
- периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.
Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения.
Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности, и здоровью с учетом, требований конфиденциальности.
Записи данных по охране труда могут включать:
- сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда;
- сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой;
- требования законов или иных нормативных правовых актов по охране труда;
- данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников;
- результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда.

Передача и обмен информацией

Для успешного функционирования системы охраны труда необходимо устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
- получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них;
- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
- обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.


Планирование и применение системы управления охраной труда


Исходный анализ

Перед составлением плана по охране труда необходимо провести анализ состояния системы управления охраной труда на предприятии.
Это важно как для новых предприятий, так и существующих длительное время. Исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
Исходный анализ проводят компетентные лица (главный инженер и отдел (инженер) по охране труда, или комиссия по охране труда) с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. В ходе анализа необходимо:
- определить действующие законы и правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, которые необходимо соблюдать;
- определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
- определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
- провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
По результатам анализа составляется документ, который должен стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда, а также содержать базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
- соответствие условий труда требованиям законов и иных нормативных правовых актов;
- основные элементы системы управления охраной труда в организации;
- непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
План по охране труда составляется по результатам исходного анализа, последующих анализов по результатам контроля за охраной труда, имеющихся опасностей, предложений работников.
Мероприятия по охране труда должны и включать:
- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
- подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей: достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности, деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
- отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
- предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.

Предотвращение опасностей

Предупредительные и контролирующие меры

ГОСТ 12.0.230-2007 требует, чтобы опасности и риски для безопасности и здоровья работников на предприятии определялись и оценивались постоянно, а предупредительные и контролирующие меры осуществлялись по следующим приоритетам:
- устранить опасности (риски);
- ограничить опасности или риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
- минимизировать опасности (риски) путем проектирования или созданием безопасных производственных систем, включающих ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
- предоставление (бесплатно) соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей средствами коллективной защиты.
Процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков должны:
- соответствовать имеющимся опасностям и рискам;
- регулярно анализироваться и при необходимости проходить модификацию;
- соответствовать действующему законодательству и передовому опыту;
- учитывать текущие знания и передовой опыт, включая информацию или отчеты инспекций труда, службы охраны труда и других служб.

Управление изменениями

При применении новых технологических и трудовых процессов, изменении организационных структур и внешних изменениях (издании нормативных правовых актов в области охраны труда, слияние компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть разработаны и применены в практике предприятия соответствующие мероприятия.
При применении новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования необходимо определить опасности и оценку рисков на рабочих местах. При необходимости такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда.
При введении новых мероприятий по охране труда следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий

На предприятии должны быть разработаны мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а также своевременное изменение этих мероприятий.
Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатываются в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:
- гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне;
- предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними;
- предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
При необходимости мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами.

Снабжение

Снабжению отводится важная роль в обеспечении охраны труда. Здесь устанавливаются процедуры и своевременно вносят в них изменения по:
- определению, оценке и включению в условия материально-технического снабжения и аренды требований обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации;
- определению, оценке и выполнение требований действующего законодательства, а также собственных требований организации по охране труда до приобретения товаров и услуг.

Подрядные работы

ГОСТ 12.0.230-2007 конкретизирует работу с подрядными организациями по охране труда.
Мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
- включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
- устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
- включать мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;
- обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в про¬цессе заполнения работ на площадке организации;
- методично отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; - обеспечивать выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации.

Наблюдение, проверка и анализ эффективности
деятельности в области охраны труда

Наблюдение и измерение результатов деятельности

На предприятии должны быть разработаны постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.
В организации должны быть определены обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению должностных лиц на различных уровнях управленческой структуры.
Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
- поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
Наблюдения и измерения результатов деятельности следует:
- использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются;
- включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов;
- фиксировать в записях.
Наблюдение должно обеспечивать:
- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
- информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы и включать:
- наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей;
- систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
- наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
- наблюдение за состоянием здоровья работников с помощью медицинских осмотров для раннего выявления признаковой симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
- несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов, на производстве;
- других потерь, таких, как имущественный ущерб;
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено.
Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.
Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

Проверка (контроль) охраны труда

На предприятии устанавливается система проверки (контроля) с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать:
- политику в области охраны труда;
- участие работников (или) их представителей;
- обязанности и ответственность;
- компетентность и подготовку;
- документацию системы управления охраной труда;
- передачу и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
- предупреждающие и контролирующие меры;
- управление изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий;
- материально-техническое снабжение;
- подрядные работы;
- наблюдение и измерение результатов деятельности;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья;
- проверку;
- анализ эффективности управления охраной труда руководством;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- непрерывное совершенствование;
- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:
- эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
- эффективными для содействия полному участию работников;
- соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
- обеспечивающими соответствие требованиям законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
Проверку (контроль) проводят компетентные, не связанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством

При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство:
- оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности;
- оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
- оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда;
- определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
- обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
- оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;
- оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда.
Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или ответственным за охрану труда проводятся в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством должен учитывать:
- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретные элементы системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Действия по совершенствованию охраны труда

Предупреждающие и корректирующие действия

На предприятии необходимо иметь и своевременно корректировать мероприятия, вытекающие из наблюдения, оценки и проверок системы управления охраной труда, а также анализа ее эффективности руководством. Эти мероприятия должны включать:
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
- инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны, то необходимо принять меры, которые должны быть предусмотрены согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер. Эти меры должны быть полностью выполнены и документально оформлены.

Непрерывное совершенствование

В организации следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
- цели организации по охране труда;
- результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
- расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок;
- результаты анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда;
- изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
- новую информацию в области охраны труда;
- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
Выполнение требований обеспечения безопасности и охраны здоровья желательно сравнивать с достижениями других организаций в целях совершенствования систему управления охраной труда.

Примечание.

Малые предприятия для построения системы управления охраны труда могут использовать ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Здесь реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ.
В основе стандарта ГОСТ Р 12.0.009-2009 лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
ГОСТ Р 12.0.009-2009 введен в действие 1 июля 2010 года.

Всемирный день охраны труда, который приходится на 28 апреля, - повод проверить, все ли под контролем. Как вопрос безопасности решают организации-лидеры? Что за меры позволяют обойтись без ЧП, вызвать интерес и вовлеченность персонала? обратился с этими вопросами к Сергею Бойко , менеджеру по охране труда по стране Coca-Cola Hellenic в России.

Он рассказал нам, кто именно, помимо сотрудников, должен находиться в фокусе вопросов безопасности, какой самый надежный ремень для работ на высоте и до скольки нужно сосчитать, чтобы стресса как ни бывало.

- Сергей, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работы в компании в сфере охраны труда?

Работа компании в сфере охраны труда регулируется в нескольких важных направлениях, в т.ч. в соответствии с требованиями российского законодательства, международного стандарта OHSAS 18000, а также требованиями Группы Coca-Cola Hellenic. Все эти направления включают в себя целый ряд мероприятий и мер, главная задача которых - обеспечение охраны и безопасности труда. Причем в нашем фокусе не только сотрудники компании, но и подрядчики, и третьи лица.

Если говорить подробнее, то я могу выделить следующие основные аспекты, на которые мы обращаем внимание: это профилактическая работа по предупреждению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний или заболеваний, которые могут быть обусловлены разными производственными факторами, обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, организация выполнения и информирование работников и их руководителей о мерах по обеспечению охраны труда и т.п. Отдельно выделю нашу работу по получению новых знаний и передового опыта в области охраны труда, его продвижению среди сотрудников.

Какие наиболее яркие проекты или инициативы вы могли бы выделить в этом направлении? Как вы оцениваете их эффективность?

Первый и самый масштабный проект, на котором я бы хотел остановиться, это повышение культуры безопасности и охраны труда. Пилотный проект в рамках этой инициативы мы запустили на заводе Coca-Cola Hellenic в г. Истре в 2014 году. Он состоит из следующих элементов: лидерство со стороны руководства в вопросах охраны труда, проведение поведенческих аудитов безопасности, проведение супервайзерами, менеджерами и специалистами по охране труда бесед с работниками на различные темы по охране труда, выявление и закрытие потенциально опасных событий Near Miss, мотивационная программа для наиболее активных работников в области охраны труда, которые соблюдают все требования и заботятся о своей безопасности и безопасности своих коллег.

Уже в течение года мы поняли, что реализация этого проекта чрезвычайно важна для компании, и, начиная с 2015 года, мы продолжили его внедрение уже на всех 12 заводах компании в России.

Как мы в целом определяем для себя понятие "культура охраны труда"? Это когда каждый сотрудник работает безопасно, зная, что за ним никто не наблюдает. Понимая при этом, что соблюдение всех норм в сфере охраны труда - это не его обязанность, а ответственность в первую очередь перед собой и своими близкими. Когда мы только приступали к старту этого проекта, я где-то прочитал одно интересное утверждение о том, что культуру охраны труда нельзя насадить или внедрить, она взращивается годами, теперь я с этим абсолютно согласен.

В этом году в продолжение общей инициативы по охране труда мы также запустили подпроект Reinforce, или "усиление", "привлечение большего внимания". Теперь для нас важно отследить и те недочеты, которые, например, еще не произошли, но, тем не менее, могли бы привести к нарушению безопасности труда. У сотрудников есть возможность оставить сообщение о свершившемся или потенциальном нарушении на специальных листах на информационных досках, которые расположены везде в компании. По каждому из таких обращений мы обязаны дать обратную связь, так что сотрудник понимает, что его вклад в общее дело действительно очень важен.

Хотел рассказать и о другой инициативе в рамках проекта - Walk the Talk, по сути, это поведенческий аудит безопасности. Когда руководитель идет в цех, на производство, наблюдает за рабочим процессом, а далее начинает разговор с сотрудником о том, как правильно ему стоит организовать безопасность своей работы. У нас существует целая программа о том, как правильно выстраивать такой разговор, но главная задача руководителя - свести его к тому, чтобы работник самостоятельно, логическим путем пришел к выводу о том, что же все-таки он сделал не так.

В целом же благодаря осуществлению инициатив в области охраны труда нам удалось снизить количество несчастных случаев более чем на треть. Для нас это очень хороший результат.

- Какие еще инициативы в сфере охраны труда вам хотелось бы выделить?

В конце прошло года мы разработали систему управления работой подрядчиков. Уровень безопасности работ у наших подрядчиков и даже их субподрядчиков, особенно работающих на нашей территории, для нас также очень важный вопрос. Уже при проведении тендеров, последующего заключения договоров, мы оговариваем все аспекты соблюдения безопасности, которые для нас чрезвычайно важны, например: проведение оценки рисков перед выполнением работ, обязательное применение средств индивидуальной защиты, обязательное наличие всех необходимых обучений по охране труда, подтвержденных соответствующими удостоверениями, назначение ответственного за безопасное выполнение работ со стороны подрядчика и многие другие аспекты, включая обязательную оценку подрядчика по безопасности после выполнения работ.

Могу привести, казалось бы, простой, но при этом очень показательный пример: при работах на высоте, по российскому законодательству, сотрудник должен работать в специальном ремне, наши корпоративные политики говорят о том, что этот ремень должен быть пятиточечным, чтобы охватывать не только пояс человека, но и все основные части тела - именно такой охват при падении позволит избежать травм или даже переломов. Для нас такие нюансы очень важны.

Таким образом, мы можем говорить, что благодаря нашим требованиям мы повышаем культуру безопасности труда не только на предприятиях компании, но и у наших подрядчиков тоже.

- Автопарк Coca - Cola Hellenic является одним из крупнейших в России. Расскажите, пожалуйста, какие проекты в ы реализуете в данном направлении?

С прошлого года на все новые автомобили компании устанавливаются специальная GPS-система Mobil Eye, которая в режиме реального времени позволяет отслеживать уровень безопасного вождения. Сигнал о нарушении получает и оператор системы, и сам водитель. Эффективность работы этого проекта мы увидели сразу, при этом количество нарушений аварий и аварийных ситуаций сократилось более чем на 38% за 2015 год.

Каковы направления реализации мероприятий в сфере охраны труда в компании? Есть ли разделение для сотрудников офиса, производства и т.п., в чем оно заключается?

Если мы говорим о сотрудниках рабочих профессий, то в соответствии с требованиями законодательства и требованиями компании, мы обязательно знакомим нового сотрудника с политиками безопасности, оценкой рисков, которые у нас определены для каждого рабочего места и подавляющего большинства производственных процессов, проводим углубленный инструктаж. Если законодательство нам говорит, что мы должны минимум раз в полгода инструктировать работников об опасных и вредных производственных факторах, которые могут оказать негативное воздействие на его здоровье, то в нашей компании этот период сокращен до трех месяцев.

Что касается офисных работников, то у них, конечно, вредных производственных факторов намного меньше. Но при этом наряду с обязательным вводным инструктажем, мы проводим и другое обучение охране труда, которое в т.ч. касается пожарной и электробезопасности.

В общем можно сказать, что в компании проводится колоссальная работа по обеспечению безопасности и сотрудников, и подрядчиков, и даже третьих лиц, которые могут находиться на территории компании.

  • 1.9. Гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • 1.10. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
  • 1.11. Обязанности работника в области охраны труда
  • 1.12. Охрана труда женщин
  • 1.13. Охрана труда молодежи
  • 1.14. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • 1.15. Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов
  • 1.16. Нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств
  • 1.17. Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда
  • 2. Государственное регулирование охраны труда
  • 2.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • 2.2. Государственная система управления охраной труда
  • 2.3. Государственный надзор и контроль в области охраны труда
  • 2.4. Социальное партнерство. Общественный контроль за охраной труда
  • 2.5. Экономические аспекты охраны труда
  • 2.6. Информационные аспекты охраны труда
  • 3. Управление охраной труда в организации
  • 3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе
  • 3.2. Служба охраны труда и нормативы численности
  • 3.3. Должностные обязанности по охране труда руководителей и специалистов
  • 3.4. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Создание комитетов (комиссий) по охране труда
  • 3.5. Организация работы уполномоченных лиц по охране труда
  • 3.6. Организация административно-общественного трехступенчатого контроля по охране труда
  • Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда
  • Акт проверки результатов проведения "Дня охраны труда"
  • 3.7. Планирование работы по охране труда
  • 3.8. Санитарно-бытовое обеспечение работников
  • 3.9. Медицинские осмотры (обследования) работников
  • 3.10. Создание и оборудование кабинетов (уголков) по охране труда
  • 3.11. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников
  • 3.12. Инструктажи работников по охране труда, порядок проведения и оформления
  • 3.13. Разработка инструкций по охране труда
  • Инструкции по охране труда проверяются и пересматриваются в следующем порядке.
  • 3.14. Документация, делопроизводство и отчетность по охране труда
  • 3.15. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
  • 4. Вредные и опасные производственные факторы
  • 4.1. Классификация вредных и опасных производственных факторов. Гигиенические критерии оценки условий труда
  • 4.2. Классификация условий труда
  • 4.3. Воздух рабочей зоны: классы опасности и предельно допустимые концентрации вредных веществ
  • 4.4. Микроклимат в помещениях: требования, нормирование
  • 4.5. Шум и вибрация: требования, нормирование, защита
  • 4.6. Естественное и искусственное освещение: требования, нормирование
  • 4.7. Излучения: виды, требования, нормирование, защита
  • 4.8. Факторы тяжести и напряженности труда
  • 4.9. Стресс на рабочем месте и борьба с ним
  • 4.10. Травмоопасные факторы
  • 4.11. Профессиональный риск
  • 5. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда
  • 5.1. Основные понятия и задачи аттестации рабочих мест
  • По условиям труда
  • 5.2. Мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Мероприятия по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.3. Оценка условий труда по гигиеническим критериям
  • 5.4. Оценка травмобезопасности рабочих мест
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
  • 5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.7. Планирование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • 5.8. Основные понятия сертификации организации работ по охране труда
  • 5.9. Система сертификации организации работ по охране труда в организациях
  • 5.10. Правила сертификации работ по охране труда в организациях
  • 5.11. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
  • Требования безопасности работ
  • 6.1. Требования охраны труда в проектной документации
  • 6.2. Требования безопасности при эксплуатации, организации надзора за состоянием и планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений
  • 6.3. Общие требования безопасности к оборудованию
  • 6.4. Требования безопасной эксплуатации электроустановок
  • 6.5. Организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и множительно-копировальной техники
  • 6.6. Организация рабочего места и эргономические требования
  • 6.7. Требования безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений
  • 6.8. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей и других мобильных машин
  • 6.9. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью
  • 7. Пожарная безопасность
  • 7.2. Классификация производств, помещений, зданий по категориям пожарной и взрывопожарной опасности
  • 7.3. Правила пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности
  • 7.4. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • 7.5. Обучение и проведение инструктажей по пожарной безопасности
  • 7.6. Первичные средства пожаротушения
  • 7.7. Автоматические средства обнаружения и тушения пожара
  • 7.8. Организация пожарной безопасности
  • 8. Средства индивудуальной и коллективной защиты
  • 8.1. Средства защиты работающих. Классификация
  • 8.2. Вентиляция и кондиционирование воздуха
  • 8.3. Средства индивидуальной защиты ног, рук, глаз, органов слуха, дыхания
  • 8.4. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная
  • 8.5. Порядок и нормы обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания
  • 9.1. Статистика несчастных случаев на производстве
  • 9.2. Понятия несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  • 9.4. Порядок расследования, оформления и учета групповых, тяжелых и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
  • 9.5. Порядок расследования, оформления и учета профессиональных заболеваний
  • 9.6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве
  • 9.7. Действия работников при возникновении несчастных случаев, пожаров и других происшествий
  • 10. Обязательное социальное страхование от
  • 10.2. Задачи, принципы и виды страхования
  • 10.3. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
  • 10.4. Обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 10.5. Порядок возмещения вреда пострадавшим на производстве
  • 10.6. Правила отнесения видов экономической деятельности и страхователей к классу профессионального риска
  • 10.7. Правила установления скидок и надбавок к страховому тарифу
  • 10.8. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников
  • 11. Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 11.1. Организация первой помощи пострадавшим на производстве
  • Содержимое медицинской аптечки:
  • 11.2. Общие требования по оказанию первой помощи
  • Заключение
  • 3. Управление охраной труда в организации

    3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе

    Управление охраной труда в организациях - подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению правовых, социально-экономических организацион­но-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспе­чение безопасности, сохранение жизни, здоровья и работоспособ­ности человека в процессе труда.

    Объектом управления охраной труда является дея­тельность функциональных служб и структурных подраз­делений организации по обеспечению безопасных и здоро­вых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом.

    Система управления охраной труда в организации (СУОТ) часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда , связанная с деятельностью организации (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003) .

    Основу правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют Трудовой кодекс РФ, "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

    Новые принципы управления охраной труда легли в основу введенного с 2003 года ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ "Общие требования к системе управления охраной труда в организации" , позволяющего разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами и руководствами (стандарты серииISO 9000-2000 "Управление качеством",OHSAS 18001-99 "Система менеджмента производственной безопасности и здоровья",Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ, 2001).

    СУОТ включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации.

    Требования ГОСТ Р 12.0.006-2002 применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой фор­мы, которая намерена:

    Создавать систему управления охраной труда;

    Обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

    Проводить сертификацию системы управления охраной труда;

    - проводить самооценку и самодекларацию соответствия требова­ниям охраны труда и настоящего стандарта.

    ГОСТ устанавливает обязательные для системы управления охраной труда организации требования, а также требования по внедрению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда, по контролю результативности охраны труда и предусматривает анализ руководством организации функционирования системы управления охраной труда.

    При создании системы управления охраной труда необходимо:

    Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

    Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

    Определять политику организации в области охраны труда;

    Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

    Разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

    Цель внедрения СУОТ - обеспечение безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения.

    Основные направления функционирования СУОТ:

    Установление определенных функций и обязанностей по охране труда для работодателей и работников (руководителей, специалистов, служащих, рабочих) на всех уровнях управления производством;

    Планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учет, анализ и оценка проводимой работы;

    Организация подготовки персонала (обучение работников методам и приемам безопасного производства работ, проверка знаний, аттестация, стажировка, дублирование, инструктаж);

    Организация пропаганды требований нормативов и передового опыта по охране труда среди персонала;

    Обеспечение для обслуживающего персонала безопасности технологических процессов и оборудования;

    Обеспечение для работников безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных зданий и сооружений;

    Приведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствие с нормами; создание для работников отрасли благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха;

    Организация санитарно-бытового, лечебно-профилактического, медицинского обслуживания работников;

    Организация профессионального отбора работников;

    Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

    Нормотворческая деятельность, организация обеспечения работников нормативными материалами по охране труда;

    Информационное обеспечение;

    Организация административно-общественного и производственного контроля за соблюдением требований по охране труда в процессе производства;

    Стимулирование работы по обеспечению безопасности производственных процессов, снижению производственного травматизма и профзаболеваемости, соблюдения работающими нормативов по безопасности труда;

    Анализ результатов деятельности по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости; разработка на основе анализа соответствующих мероприятий;

    Применение различных форм воздействия на субъекты и объекты управления.

    Выполнение задач управления охраной труда осуществляется на всех уровнях управления организацией в соответствии с функциями руководителей и исполнителей, их правами и обязанностями, закрепленными законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, уставами, положениями, инструкциями и другими нормативами, а также решениями трудовых коллективов путем принятия и реализации управленческих решений.

    В современных условиях возможен переход на новые принципы управления охраной труда в организациях. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Наиболее важными являются следующие мероприятия: разработка СУОТ, оценкарисков , проведениеаудитов ,документирование системы,обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления охраной труда.

    Для разработки СУОТ на новых принципах требуются подробныйанализ и оценка состояния охраны труда в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также документация по всем направлениям охраны труда. При этом:

    изучают итоги идентификации опасных и вредных производственных факторов, выявления и оценкипрофессиональных рисков ;

    изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости, аварийности, их причинах и мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

    выявляют наличие документов , регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;

    выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

    определяют структуру (а также численность, должностные обязанности специалистов) службы охраны труда и других подразделений – производственного контроля, пожарного надзора, экологической безопасности и т. п.;

    анализируют результаты аттестации рабочих мест по условиям труда,сертификации работ по охране труда, сертификации оборудования и объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

    изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;

    выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение охраны труда, системы обучения и проверки знаний (руководителей и подчиненных) по охране труда, системы оценки результатов работы по улучшению охраны труда и материального поощрения всех категорий работников;

    проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

    Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности . Это означает: общедоступность данных о состоянии условий и охраны труда, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников других организаций (поставщиков и подрядчиков), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

    Система управления охраной труда должна предусматривать:

    политику организации в области охраны труда;

    планирование показателей и разработка программы улучшения условий и охраны труда;

    контроль плановых показателей и выполнения мероприятий программы улучшения условий и охраны труда;

    корректировка действий и мероприятий;

    внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ её функционирования для обеспечения соответствия этой системы принятой политике и её последовательного совершенствования;

    адаптивность к изменяющимся обстоятельствам;

    интеграция в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

    Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения её результативности, соответствия требованиям нормативных правовых актов, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

    Разработанная система управления охраной труда подлежит оформлению в виде локальных нормативных актов организации (например, в виде СУОТ организации или стандартов по различным направлениям охраны труда).

    Российское законодательство достаточно жёстко относится к работодателям с точки зрения охраны труда, принуждая их с каждым годом обеспечивать всё большую и большую безопасность работников.

    Сегодня речь пойдёт о таком элементе обеспечения безопасного функционирования производства, как система управления охраной труда (СУОТ).

    Что это такое?

    Данная система представляет собой перечень мероприятий, внедряемых и проводимых в течение длительных отрезков времени . Методы СУОТ используются не от случая к случаю (например, в преддверии проверок со стороны надзорных организаций), они могут дать результат только при последовательном и планомерном применении.

    Предприятия, внедряющие у себя эти процедуры, ориентируются как на российские нормативные акты, так и на международные стандарты, главные среди которых – OHSAS 18001:2007 и руководство МОТ-СУОТ 2001.

    Подробную информацию о данном понятии вы можете узнать из следующего видео:

    Цели и задачи

    Главными задачами системы являются:

    • Отбор на рабочие места, требующие специальной квалификации и ответственности, кандидатов, полностью соответствующих требованиям и подтверждающих это на испытаниях.
    • Обучение персонала предприятия методам работы, оказывающим минимально возможное опасное влияние на здоровье.
    • Пропаганда проблем охраны труда в среде рабочих.
    • Обеспечение безопасного функционирования оборудования и его утилизацию в случае выхода из эксплуатации.
    • Обеспечение максимальной безопасности технологических процессов.
    • Обеспечение максимальной безопасности сооружений и зданий, находящихся на территории компании.
    • Обеспечение санитарно-гигиенических условий, соответствующих положениям нормативных документов.
    • Обеспечение нормального режима отдыха рабочего персонала.
    • Обеспечение работников, выполняющих связанные с риском для здоровья должностные обязанности, методами и средствами защиты, а также медико-гигиеническим оборудованием.

    Основной целью является минимизация несчастных случаев на производстве и нормализация здоровья персонала, чей труд связан с постоянным негативным воздействием на внутренние и внешние органы.

    Разработчики СУОТ, порядок утверждения

    Любые работы по созданию системы охраны труда начинаются с выпуска приказа директора или руководителя предприятия, постановляющего в определённые сроки создать на производстве СУОТ, соответствующую требованиям законодательных актов.

    Своим приказом руководитель назначает комиссию по охране труда (может быть сформирована как из действующих, так и из новых работников организации), отправляет её членов на переобучение и аттестацию (если необходимо), после чего комиссия начинает разработку системы с учётом специфики своего производства.

    Порядок утверждения нормативной документации по ОТ, обязательной к исполнению для каждого сотрудника, выглядит следующим образом:

    1. Комиссия определяет рабочие места, которым потенциально может быть присвоен определённый класс опасности, проводит оценку условий труда рабочих собственными силами или при помощи приглашённых экспертов, после чего каждому рабочему месту в отдельности и предприятию в целом присваивается определённый ранг профессионального риска.
    2. На собрании комиссии определяются методы, с помощью которых можно минимизировать риск для здоровья работников, подбирается оборудование, транспорт, место размещения, при которых вред для здоровья и жизни персонала будет сведён к минимуму.
    3. Комиссия подготавливает проект акта о введении на предприятии СУОТ, где будет прописана политика руководства организации в области охраны труда и выдержки из федеральных законодательных актов, касающихся специфики деятельности компании.
    4. Рабочие места, получившие определённый класс опасности, комплектуются средствами защиты, для работников проводится инструктаж по правилам пользования СИЗ и мерам недопущения опасных для жизни ситуаций.
    5. Комиссия определяет размер денежной компенсации лицам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, персоналу, занятому на рабочих местах, вредных для здоровья, а также заключает договор с медицинской организацией, которая с определённой периодичностью (сроки проведения диспансеризации зависят от класса профессионального риска рабочих мест) будет осуществлять всеобщую проверку состояния здоровья персонала.
    6. Готовый документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается директором. После подписания содержание нормативного акта доводится до сведения сотрудников, и его положения становятся обязательными для соблюдения.

    Ее функции

    • Распределение обязанностей по охране труда. Руководство предприятия, производящего определённый вид промышленной продукции и штат которого не превышает 50 человек, имеет право самостоятельно определиться с необходимостью введения на производстве СУОТ. Для компаний, насчитывающих более 50 работников, наличие в штате специалиста по охране труда обязательно.
      Решения о распределении обязанностей по ОТ принимаются совместно директором фирмы и комиссией. При проведении данной процедуры обязательно принятие к рассмотрению положений, закреплённых в постановлении Министерства Труда Российской Федерации от 08.02.2000 №14. Обязанность работника нести ответственность за тот или иной компонент системы возлагается либо должностной инструкцией, либо специальным приказом руководства.
    • Подготовка, обучение персонала . Каждый сотрудник, нанимаемый на рабочее место, связанное с риском для здоровья, обязан пройти по нормам обеспечения безопасности и правилам использования технологического оборудования. Каждые шесть месяцев (для рабочих мест, связанных с большой опасностью для здоровья – каждые три месяца) персонал должен проходить повторный инструктаж. В случае закупки нового технологического оборудования или изменении условий труда все работники, затронутые новшествами, обязаны пройти или отправиться на переподготовку в соответствующие учебные центры.
      Обеспечение деятельности по подготовке и обучению кадров возлагается на специалиста по охране труда. Список рабочих, отправляющихся на переаттестацию или на повторные инструктажи, формируется ответственным лицом и подписывается руководителем.
    • Доступность информации об ОТ. Предприятие, внедряющее на своём производстве методы СУОТ, обязано известить всех сотрудников об изменениях в политике охраны труда с помощью размещения информационных листов на стендах и проведения внеплановых инструктажей и собраний. Персонал, работающий на местах, опасных для жизни и здоровья, должен знать о своих правах на материальную компенсацию, увеличенный отдых и сокращённый рабочий день (руководство должно организовать ознакомление рабочих с актами под роспись).
      Также работники могут получать периодические издания об изменениях в ОТ и новшествах, применяемых компаниями-передовиками в данной сфере деятельности.
    • Ведение документации. Наличие на производстве СУОТ подтверждается в первую очередь наличием нормативных документов, где прописана политика предприятия в данной области и методы, применяемые для обеспечения нормального состояния здоровья персонала. Правильное ведение документации обеспечивает также эффективное планирование и функционирование процессов, что является одной из основных задач сегодняшнего менеджмента.

    Документация и мероприятия

    СУОТ предусматривает ведение большого количества документов, без которых эффективное функционирование системы невозможно. В перечень необходимых актов входят:

    • Решения экспертных комиссий по состоянию производства на предприятии с точки зрения охраны труда.
    • Политика, которой придерживается руководство организации при внедрении и реализации системы.
    • Должностные инструкции для работников опасных профессий с прописанными нормами по обеспечению безопасного труда.
    • персонала с руководством.
    • Инструкции по обеспечению безопасного труда и действиям в случае возникновения нештатных ситуаций.
    • Журналы, содержащие результаты проверки у рабочих знаний по основам обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
    • Журналы по учёту мероприятий, призванных повысить грамотность сотрудников в сфере минимизации вероятности возникновения ситуаций, потенциально опасных для здоровья.

    Основные мероприятия по ОТ:

    • Регулярный инструктаж всех работников предприятия.
    • Повышение квалификации персонала и руководящих кадров в сфере ОТ.
    • Постоянный контроль на содержание в крови сотрудников алкоголя и следов наркотических веществ.
    • Прокладка наиболее безопасных маршрутов движения по производственным помещениям и цехам.
    • Установка знаков безопасности, оформленных в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
    • Приобретение и раздача сотрудникам средств индивидуальной и коллективной защиты от основных поражающих факторов.
    • Проведение испытаний технологического и вспомогательного оборудования, использующегося на предприятии, на предмет его соответствия нормативным показателям безопасности.

    Прочие нюансы

    • При отправке сотрудника на работы, непосредственно не связанные с его должностными обязанностями, руководство обязано обеспечить работника на предмет обеспечения безопасной деятельности.
    • При отправке бригады на работы, связанные с риском для жизнедеятельности, директор фирмы или назначенное им ответственное лицо должны выписать наряд-допуск. Наряд-допуск оформляется на срок не более пяти суток, в конце смены или по завершении цикла работ руководитель бригады сдаёт документ лицу, выдавшему его. При отправке бригады на эти же работы в другом составе бумага должна быть выписана заново.
    • В случае возникновения опасной для жизни ситуации и при отсутствии вины в её возникновении сотрудник, чьему здоровью угрожает опасность, имеет право потребовать от руководства предприятия разрыва трудового соглашения с последующей выплатой выходного пособия (не менее средней заработной платы за три месяца).