Таможенные преступления научная статья. Особенности преступлений в сфере таможенного дела и направления борьбы с ними. Уклонение от уплаты таможенных платежей

Преступления в сфере таможенного дела условно принято называть таможенными преступлениями. Ответственность за них предусматривается уголовным законодательством. К таким преступлениям относятся:

Контрабанда (ст. 188 УК РФ);

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ),

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Наиболее распространенным и общественно опасным преступлением является контрабанда. Контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием определенных средств, веществ, товаров.

Согласно ТК РФ контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.

Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий. Наступление преступных последствий не требуется.

Статья 188 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков:

неоднократность, использование служебного положения, совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

совершение преступления организованной группой.

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ), что обусловлено международными обязательствами нашей страны по нераспространению оружия массового поражения.

Экспорт или передача признается незаконными, если они осуществляется в нарушение предусмотренного законодательством запрета и в обход специального экспортного контроля.

Субъектом преступления является лицо, в силу своей обязанности обладающее соответствующей информацией о незаконном экспорте.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.


Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий. Наступление преступных последствий не требуется. Статья 189 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков

Неоднократность или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

Совершение преступления организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, является уголовно наказуемым деянием. В УК РФ ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 190.

Объективная сторона выражается в бездействии, то есть в невыполнении обязанности по возвращению данного предмета. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Преступление считается оконченным, когда лицо после истечения срока возвращения имело реальные возможности выполнить обязанность по возвращению предмета, но не сделало этого.

Статья 221 ТК РФ устанавливает, что незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела, являются преступлениями и наказываются в соответствии с нормами уголовного права.

Такими деяниями являются:

Умышленное заявление таможенным органам РФ ложных сведений с целью сокрытия полученных в результате осуществления внешнеэкономической деятельности доходов в валютных ценностях;

Занижение их размера;

Несоблюдение установленных требований об обязательном ввозе или переводе в РФ полученных таким путем валютных ценностей;

Совершение платежей в иностранной валюте или платежных документах в иностранной валюте по фиктивным внешнеэкономическим сделкам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу;

Другие незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела.

Статья 193 действующего УК РФ предусматривает ответственность руководителя организации за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрено ТК РФ. В УК РФ (ст. 194) определены критерии уклонения от уплаты таможенных платежей, при наличии которых лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (например, крупный размер, неоднократность уклонения).

Состав преступления образует уклонение от уплаты всех требуемых либо совокупности нескольких, либо одного вида таможенного платежа

Субъектом является лицо, обязанное уплатить таможенные пошлины. Уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий (бездействия).

Демократизация общества и активное расширение внешнеэкономической деятельности России способствует увеличению числа ее участников, а, следовательно – и более активному вывозу из страны и ввозу в нее товаров. При этом отмечается рост преступности в таможенной сфере . В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4539 уголовных дел, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (4116 дел) то есть ежедневно – в среднем 12 уголовных дел . ФТС России, МВД России, ФСБ России и другие государственные органы активно участвуют в пресечении таможенных преступлений и правонарушений, однако криминогенная ситуация в этой сфере остается по-прежнему напряженной .

В настоящее время законодателем в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделена группа преступлений, подведомственных таможенным органам, которые в науках уголовного права, таких как криминалистика, криминология получили название «таможенные преступления».

Характерно, что криминология, выделяя среди видов преступности – таможенную, определяет ее как «… совокупность таможенных преступлений связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей» . Конечно, при решении этого вопроса ряд ученых связывают таможенные преступления с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в результате внешнеэкономической деятельности. Однако С. Ю. Иванова подчеркивает, что: «Таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются специфической особенностью: они представляют собой сложный поведенческий акт, выражающийся в невыполнении или ненадлежащем выполнении нормативного предписания».

В таможенном преступлении воздействие происходит на нормативно урегулированные правила поведения субъектов отношения. Отступление от порядка и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру [п.2 ст. 173 ТК ТС] влечет за собой общественно опасные последствия. Таким образом, в таможенном преступлении можно выделить два момента. Прежде всего, материальный, который отражает процесс причинения вреда общественным отношениям и правовой указывающий на нарушение таможенных правил, закрепленных в законодательстве.

В свою очередь Л.Д. Ларичев отмечает, что это преступления, «… которые в ряде работ получили наименование «таможенных преступлений» очевидно в связи с тем, что их совершение связано с пересечением таможенной границы». Подобную позицию разделяет А.И. Сучков .

В.А. Жбанков и О.А. Огнева определили таможенные преступления как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Таким образом, таможенные преступления можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками: повышенная общественная опасность; совершение в результате внешнеэкономической деятельности; направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах таможенного законодательства; причиняют значительный вред деятельности таможенных органов; совершаются преимущественно организованными преступными сообществами; многообъектность; бланкетность; высокая латентность.

К таможенным преступлениям относятся: а) незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); б) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); в) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); г) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ); д) контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (226.1 УК РФ); е) контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (229.1 УК РФ).

В отличие от прежних взглядов, в условиях таможенного союза, по нашему мнению определение таможенного преступления в настоящее время выглядит следующим образом.

Таможенное преступление это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законодательством государств – членов таможенного союза под угрозой наказания, в условиях реализации внешнеэкономической деятельности, сопряженное с пересечением границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственной границы Российской Федерации и существенно нарушающее работу таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

Вместе с тем таможенные преступления относятся к категории трудно раскрываемых и трудно доказуемых . Трудности в выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в таможенной сфере, на наш взгляд чаще всего обусловлены следующими объективными факторами: высокой степенью их латентности; тщательной подготовкой к совершению преступления; сложность механизма совершения преступления; трудности в обнаружении следов таможенных преступлений.

Большинство из указанных факторов, объективно устранимы за счет возможностей использования достижений науки и техники в ходе выявления и расследования преступлений, которые традиционно связываются с возможностями использования специальных знаний для этих целей.

Учитывая, что таможенные преступления в основной своей части связаны с товарами, в частности контрабандой и недостоверным декларированием товаров, должностные лица таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и дознание по уголовным делам, достаточно часто привлекают сотрудников экспертно-криминалистических служб ФТС РФ в качестве специалистов и экспертов .

В новых экономических условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана накопив значительный эмпирический материал, и кардинально поменяв законодательную базу, возникла необходимость в обобщении, анализе и научной систематизации современного состояния использования специальных знаний при расследовании таможенных преступлений.

Тем не менее, правоприменительная практика свидетельствует, что при рассмотрении понятия и сущности специальных знаний необходимо исходить из того, что Они должны толковаться как в широком, так и узком смысле. В широком смысле специальные знания могут потребоваться в самых различных ситуациях поиска истины, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Они нужны при расследовании налоговых преступлений, востребованы в таможенном деле. Всюду, где нормоприменяющий субъект обнаруживает, что его познания, во-первых, недостаточны, во-вторых, и что главное, его суждения не могут быть положены в основу принятия решения, поскольку соответствующие правила, инструкции, подзаконные акты, законы требуют квалифицированного мнения именно специалиста в данной конкретной области знания. В узком смысле знания наиболее востребованы в раскрытии и расследовании преступлений .

Основной целью использования специальных знаний в следственных действиях, как это следует из содержания ст. 58 УПК РФ, определяющей понятие специалиста, является содействие следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов которое осуществляется, прежде всего, путем применения необходимых технических средств и способов (ч. 6 ст. 164 УПК РФ) . Таким образом, общей целью использования специальных знаний является получение доказательств по уголовным делам , которое достигается специалистом путем оказания содействия следователю в применении экспертно-криминалистических методов и средств при собирании, изучении (исследовании), проверке, оценке и использовании судебных доказательств .

Исходя из законодательно закрепленных положений, специальные познания в ходе раскрытия и расследования преступлений могут применяться для: 1) производство судебной экспертизы и дача заключения (ст. 57 УПК РФ); 2) участие специалиста в процессуальных действиях (ст. 58 УПК РФ), в том числе:

а) оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов;

б) оказания содействия в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела;

в) постановки вопросов эксперту;

г) разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста.

Так, применительно к расследованию, осуществляемому таможенными органами, нерешенными являются вопросы правовых основ и форм использования специальных познаний на стадии возбуждения уголовного дела: допустимости производства судебных экспертиз, возможностей использования заключений экспертов, полученных в рамках таможенного контроля, административного расследования, оперативно-розыскной деятельности .

Учитывая подследственность преступлений, по которым таможенные органы в настоящее время уполномочены выполнять неотложные следственные действия, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 189 УК РФ, должны передаваться для производства предварительного следствия следователям органов Федеральной службы безопасности РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 190, 193, 226.1 УК РФ – следователям органов внутренних дел РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ – следователям Следственного комитета РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 229.1 – следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.

Если среди участников указанных преступлений будет установлено лицо, указанное в пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, т.е. должностное лицо органов исполнительной власти, военнослужащий или гражданское лицо персонала Вооруженных сил РФ и других воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей, то после выполнения неотложных следственных действий такие уголовные дела должны быть переданы для продолжения расследования следователям Следственного комитета РФ.

Ввиду рассмотренных изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, полномочия таможенных органов как органа дознания, существенно сократились, но их и в настоящее время вполне достаточно для выявления и пресечения преступлений в таможенной сфере и влияния на соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза .

Литература

1. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В. Тимошенко – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 413.

2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по декабрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 годом [Электронный ресурс] Режим доступа: http://customs.ivs/index.php?option=com_content&view=article&id=15537:-2011-2010-&catid=55:2011-01-24-16-40-26.

3. Таможенная преступность / Долгова А.И., Криминология: учебник под редакцией А.И. Долговой 4-е издание переработанное и дополненное // НОРМА ИНФРА-М, Москва, 2010.

4. Иванова С.Ю., Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России / Иванова С.Ю. // Ульяновск, 2000.

5. Ларечев В.Д., Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / Ларечев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. // Экзамен, Москва, 2002.

6. Сучков Ю.И., Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации/ Экономика, Москва, 2005.

7. Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России. / Жбанков В.А., Огнева А.О. / К вопросу о сущности и криминалистической характеристике таможенных преступлений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voenprav.ru/doc-3586-6.htm .

8. Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Ч. 2. – М.: Академия управления МВД России, 2009, С. 320 – 327.

9. Нестеров А.В. Актуальные вопросы современной сыскной теории и практики // Оперативник (сыщик). № 1 (26) январь 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/org/persons/68747 .

10. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практическое пособие / А.М. Зинин. – М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон» 2004.

11. Cнетков В.А. Применение экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений // Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений. – М., 1996. С. 5.

12. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. – М., 2001. С. 47.

13. Сайт Федеральной таможенной службы – О компетенции таможенных органов как органов дознания. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Страница 21 из 28

Преступления в сфере таможенного дела

Таможенное преступление - это предусмотренное уголовным законодательством, запрещенное под угрозой применения уголовного наказания общественно опасное противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное в сфере таможенного дела.

В Уголовном кодексе Российской Федерации среди преступлений в сфере экономической деятельности следует выделить следующие пять видов преступлений, относящиеся к сфере таможенного дела:

Контрабанда (ст. 188);

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190);

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193);

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194).

Контрабанда.

Под контрабандой (итал. сontro – против, bando – правительствен-ное постановление) практически во всех странах принято понимать незаконные перемещения через таможенную границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением.

Исходя из положений 188 статьи УК РФ, контрабандой признается:

1) Перемещение через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

Товаров или иных предметов в крупном размере (часть 1);

Наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (часть 2);

2) Деяния, предусмотренные частями первой или второй 188 статьи УК РФ, совершенные либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (часть 3);

3) Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей 188 статьи УК РФ, совершенные организованной группой (часть 4).

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов – специальный порядок перемещения их через границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред либо создается угроза его причинения:

1) экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров);

2) общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.);

3) национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);

4) интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета контрабанды второго вида дан исчерпы-вающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, взрывные устройства и др.), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и др.).

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу РФ, т.е. в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на ее территорию (импорте) указанных в ч.1 или 2 ст.188 УК РФ товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта или линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

Оконченным преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, т.е. были ввезены на ее таможенную территорию либо были вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.

При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч.1 ст.188 УК РФ, поскольку согласно п.2 ст.30 УК оно уголовно не наказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств; свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления. Следует отметить, что в силу большой латентности приготовительных действий и значительных трудностей их доказывания уголовные дела на данной стадии возбуждаются крайне редко.

Субъектами контрабанды могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступления с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает сознание фактических обстоятельств преступления.

В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч.3 и 4 ст.188 УК РФ), стадию осуществления преступного намерения (ст.30 УК РФ), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст.33 УК РФ).

Мотив и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют. Чаще всего при контрабанде они носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем, однако могут быть и иными.

Квалифицированные виды контрабанды. Первый вид квалифицированной контрабанды (ч.3 ст.188 УК РФ) включает такие признаки, как совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Второй вид квалифицированной контрабанды включает более тяжкий признак – совершение преступления организованной группой.

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступле-ния могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представи-телями власти, либо выполняющие исполнительно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности постоянно, временно или по специальному поручению. Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства РФ. Прежде всего, это должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров и транспортных средств и иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т.п.); должностные лица – представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

Использование своего служебного положения при контрабанде означает, что какое-либо из числа названных должностное лицо вопреки интересам службы совершает вытекающие из его полномочий действия по незаконному вывозу или ввозу предметов контрабанды либо по устранению препятствий на пути совершения данного преступления, либо по облегчению его совершения самим или другими лицами и т.п.

Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей.

Совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Для квалификации контрабанды по признаку применения насилия важно установить наличие не только самого факта насилия и его вида (физического или психического), но и степень насилия. Физическое насилие может заключаться в нанесении одного удара или множества ударов – побоев, а также может повлечь за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести.

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести.

Совершение контрабанды организованной группой признается наиболее опасным видом данного преступления, влекущего самые суровые наказания. Указанные обстоятельства имеют место, когда в совершении контрабанды участвуют два или более лица, которые заранее договорились о месте, времени, способе совершения преступления, условились выполнять одинаковые роли – были соисполнителями преступления, либо распределили между собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях исполнителей преступления, пособников, организаторов, действия каждого из них квалифицируются по ч.4 ст.188 УК РФ.

Признаком организованной группы при контрабанде наряду с распределением ролей между ее участниками является также ее устойчивость, т.е. наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

Наказание за контрабанду по ст.188 УК РФ предусмотрено: по ч.1 – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет; по ч.2. – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Более строгое наказание может быть назначено за квалифицированные виды преступления: по ч.3 – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового; по ч.4 – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, наказывается

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной (например, факт вывоза с нарушением специального экспортного контроля был выявлен во время производства таможенного контроля), образуют покушение на преступление.

Субъектами незаконного экспорта могут быть физические, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста лица, независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России, уголовной ответственности по ст.189 УК РФ подлежат только граждане РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающие в России.

Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономи-ческую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формы вины. Лицо сознает, что незаконно, т.е. с нарушением специального экспортного контроля и установленного порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее пределы технологии, научно-техническую информацию либо оказывает услуги зарубежным производителям, сознает, что они может быть использованы при создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения и военной техники, и желает совершить эти действия. Мотивы и цели у виновного при этом могут быть любые.

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Ответственность за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия народов России, а также защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.

Согласно ст.190 УК РФ преступлением признается невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с действующим законодательством РФ.

Объектом преступления является монополия государства на перемещение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а не монополия государства на владение и распоряжение ими, как считают некоторые авторы. Права физических и юридических лиц – собственников культурных ценностей в таких случаях ограничены действующим законодательством РФ не в полной мере, а лишь в части права перемещения культурных ценностей за пределы территории РФ. Право владения и пользования ими государством не монополизировано.

Предметом данного преступления могут быть культурные ценности, перечисленные в ст.7, 9, 27 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

В силу их исторического, художественного, научного или иного культурного значения разрешается лишь их временный вывоз за пределы таможенной территории РФ.

Культурные ценности РФ отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с чем предметом анализируемого преступления быть не могут.

Временный вывоз культурных ценностей в рамках международного сотрудничества России с другими государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистической деятельностью и в других необходимых целях.

Порядок временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок строго регламентирован Законом РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” и другими нормативными актами.

Ходатайства собственников культурных ценностей или уполномоченных ими лиц о временном вывозе рассматривают и выдают свидетельства на право их временного вывоза соответствующие отдел и управление Министерства культуры РФ и подведомственные им учреждения.

Если ходатайство о временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, архивных материалов либо оружия, являющегося культурной ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается по согласованию соответственно с Комитетом по драгоценным металлам (Министерством финансов), Государственной архивной службой России и МВД РФ.

Объективная сторона преступления выражается в преступном бездействии лица, т.е. в не совершении им предписанных законом действий - по истечении установленного срока возвратить (ввезти) на территорию РФ культурные ценности, временно вывезенные им за ее пределы.

Причем, такое бездействие лица признается преступным лишь в случаях наличия у него объективной и субъективной возможности выполнить взятые на себя обязательства. Если же бездействие было обусловлено, например, стихийным бедствием (временно вывезенные культурные ценности сгорели во время пожара галереи, где они экспонировались; были разрушены при авиакатастрофе и т.п.) либо тяжелой болезнью лица, то оно не наказуемо, поскольку явилось следствием непреодолимой силы.

Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока временного вывоза культурных ценностей.

Субъект преступления – общий, т.е. им может быть физическое, вменяемое лицо старше 16 лет, независимо от гражданства.

Субъектами преступления могут быть работники музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на временный их вывоз; представители юридических лиц, не входящих в систему государственных и муниципальных органов, и частные граждане – собственники временно вывозимых культурных ценностей либо их уполномоченные (представители). Если уполномоченные (представители) собственников культурных ценностей совершают преступление по сговору с собственниками, последние подлежат ответственности за соучастие.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что установленный срок временного вывоза культурных ценностей истек, но он, вопреки принятому на себя договору – обязательству об их возврате, не совершает действий по их ввозу на территорию России и не желает этого делать.

Аналогичное правонарушение, совершенное по небрежности или по самонадеянности, может повлечь ответственность за нарушение режима временного вывоза.

Мотивы и цели виновного на квалификацию содеянного им не влияют, поскольку могут быть любыми. Но они подлежат выяснению, так как учитываются при назначении наказания, которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или без таковой.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте . Статьей 193 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что им нарушается установленный порядок осуществления валютных операций, чем подрывается стабильность валютного рынка РФ, финансовые интересы России, поскольку в бюджет государства не поступают значительные суммы выручки в иностранной валюте.

Объектом этого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности в части валютного регулирования.

Предметом преступления является иностранная валюта (иностранные денежные знаки- банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену); средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах, ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте, поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте влечет уголовную ответственность только в случае, если сумма этих средств превышает пять миллионов рублей.

В соответствии с действующим валютным законодательством РФ перевод иностранной валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в течении 90 дней с даты осуществления платежа по текущим валютным операциям, в любой форме в пользу резидента. Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательства по переводу.

Валютный контроль за поступлением в РФ валютной выручки от экспортных товаров осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк РФ, Правительство РФ) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, отделы валютного контроля в региональных таможенных управлениях и таможнях).

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме бездействия – невозвращения, т.е. невыполнения обязанностей перевести полученные за границей средства в иностранной валюте в крупном размере в уполномоченный банк или иное уполномоченное кредитное учреждение. Это может быть в виде обычного бездействия виновного, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п.

Чаще всего факт невозвращения валютных средств скрывается различными способами. Однако такие активные действия на квалификацию содеянного не влияют.

Субъект данного преступления – специальный, им может быть только руководитель организации-экспортера (независимо от формы собственности), т.е. лицо, имеющее право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах, обязанное перечислять (контролировать перечисление) валютные средства из-за границы. Соучастниками в совершении данного преступления могут быть и другие лица.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Руководитель организации-экспортера сознает, что не выполняет обязанность по возвращению из-за границы средств в иностранной валюте (не перечисляет ее на счет в уполномоченном банке) и желает поступать таким образом.

Мотивы и цели невозвращения валютных средств могут быть различными, что, не влияя на квалификацию, подлежит учету при назначении наказания, которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статьей 194 УК РФ установлена дифференцированная ответственность:

За уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч.1 ст.194);

За уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере, (ч.2 ст.194).

Общественная опасность данного состоит в том, что в результате его совершения в государственный бюджет не поступают средства от взимания таможенных налогов, таможенных сборов и других таможенных платежей.

Объектом данного преступления признается установленный порядок взимания налогов как составной части налоговой системы.

Предметом преступления являются таможенные платежи, которые взимаются в установленном порядке при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

Конкретные размеры (ставки), а также порядок начисления каждого из названных видов таможенные платежи определяется Законом РФ “О таможенном тарифе”, ТК РФ и другими нормативными актами.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион пятьсот тысяч рублей.

Объективная сторона преступления выражается как в действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и в бездействии – неуплате таможенных платежей в установленные сроки. Поскольку диспозиция ст.194 УК – бланкетная, то для уяснения конкретных способов осуществления преступления необходимо обратиться к статьям ТК, в которых содержится их описание.

Такие действия могут быть совершены следующими способами:

1. Заявлением в ГТД или иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, их цене; иных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размеров;

2. Предоставлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о произведенной оплате либо об обеспечении таможенных платежей;

3. Отзывом плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;

4. Сокрытием плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей, и т.п. Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленные сроки, объективной стороны данного преступления не образует (например, по поддельной авизовке с его счета были сняты все средства).

Для ответственности по ст.194 УК не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось лицо. Важно, однако, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Если же эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Момент окончания рассматриваемого преступления обусловлен характером деяния, направленного на уклонение от уплаты таможенных платежей, и способом его осуществления. В зависимости от этого преступление признается оконченным либо с момента истечения срока, отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, либо с момента фактического пользования и распоряжения товаром в иных целях, чем те, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, либо с момента принятия таможенным органом решения об отсрочке, рассрочке либо освобождении от уплаты таможенных платежей в полном объеме или частично, а равно о возврате уплаченных таможенных платежей, основанного на предоставлении ему плательщиком недостоверных сведений, документов, содержащих недостоверные сведения, либо после совершения им других незаконных действий по уклонению от уплаты таможенных платежей.

Субъектом данного преступления может быть достигшее 16-летнего возраста, вменяемое частное либо должностное лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее для таможенного оформления товары или иные предметы от своего имени либо представляющее интересы других лиц. В соответствии с ТК РФ к числу субъектов преступления могут быть отнесены: декларант, брокер, специалисты по таможенному оформлению, владелец таможенного склада или СВХ, магазина беспошлинной торговли либо руководители юридических лиц.

Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие в совершении данного преступления.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формы вины: лицо сознает, что оно тем или иным способом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого, т.е. направляет свои усилия на осуществление осознанного им общественно опасного деяния.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Установлена ответственность за квалифицированный вид уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере – если оно совершено неоднократно. Неоднократность имеет место, во-первых, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов от уплаты таможенных платежей в крупном размере представляет самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом. И, во-вторых, если за ранее совершенное преступление лицо не было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное им преступление не была погашена или снята.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо лишением свободы на срок до 2-х лет.



Оглавление
Таможенное оформление и таможенный контроль. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные положения таможенного оформления
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
Ответственность по таможенному праву
Обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерациии их должностных лиц
Все страницы

Выполнила: студентка гр. ЮЗ-401 Цуканова И.В.

Москва 2011

Введение

Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

В России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который регулирует отдельные правоотношения, а также устанавливает дополнительные условия, требования и особенности нормативного правового регулирования, отнесенные Таможенным кодексом Таможенного союза к уровню национального законодательства. В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 17 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, в рамках которого принят Таможенный кодекс таможенного союза, вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Поскольку многие вопросы об ответственности за таможенные преступления, совершаемые в РФ в теории уголовного права и в уголовном законодательстве остаются нерешенными, в данной работе предпринята попытка с современных позиций юридической науки осуществить всестороннее исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономических связей с другими государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых преступлений.

1. Понятие таможенного преступления

Таможенное законодательство и судебная практика свидетельствуют, что таможенное преступление осуществляется путем ввоза товаров в страну или их вывоза из страны в нарушение действующего законодательства или через использование плательщиком налога мошеннических приемов с целью избавления от уплаты всего налога или его части. Из этого факта вытекает неосуществление государством своего права по взиманию налога. Это наносит ущерб государственной казне, поскольку она лишается положенного ей источника в виде этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями в казну. Таким образом, любое лицо, перемещающее запрещенные товары или товары, облагаемые таможенными пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее нормы запрета, является нарушителем сущности таможенного законодательства. Нарушение запретов влечет уголовную ответственность.

Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или транспортных средств любым способом.

Перемещение включает в себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением помимо таможенного контроля понимается перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного ими времени производства таможенного оформления.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

В таможенную территорию включаются: сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения в экономической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

2. Характеристика таможенных преступлений

К таможенным преступлениям относится группа преступлений, предусмотренных УК РФ, проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено УПК РФ к компетенции ФТС России.

К числу таможенных преступлений относятся:

1) Контрабанда (ст.188 УК РФ);

2) Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ);

3) Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);

4) Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ);

5) Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей - порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

3. Контрабанда

Контрабанда, как квалифицированное правонарушение, появилась в XIV–XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой .

В соответствии с современным уголовным законодательством РФ, контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй статьи 188 УК РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 188 УК РФ, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 188 УК РФ, совершенные организованной группой.

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов – специальный порядок перемещения их за границу.

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении, которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

Субъектами контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Наказание за контрабанду по статье 188 УК РФ предусмотрено:

– по части первой – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет;

Уголовная ответственность заключается в обязанности лица отвечать на основании норм Уголовного кодекса Российской Федерации за совершенное деяние, отрицательной оценке государством данного деяния и порицании лица, его совершившего, а также назначении ему мер уголовно-правового характера.

Юридическое основание уголовной ответственности - Уголов­ный кодекс Российской Федерации.

Фактическое основание - состав преступления в совокупно­сти его признаков. Согласно части 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом.

При оценке общественной опасности деяния следует помнить: количественное проявление вреда находится в непосредственной зависимости от общественных отношений, на которые посягает преступник.

Преступные посягательства в области таможенного дела от­несены законодателем к группе преступлений в сфере экономи­ческой деятельности (гл. 22 УК РФ). Таким образом, родовым объектом посягательства преступлений данной группы являются отношения в сфере экономической деятельности. В контексте курса «Таможенное право» в качестве непосредственного объекта пося­гательств в области таможенного дела мы подразумеваем порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и отношения, связанные с таким перемещением.

Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

К числу преступных посягательств в таможенной сфере отно­сятся:

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, обо­рудования, технологий, научно-технической информации, неза­конное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, воору­жения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

Невозвращение на территорию Российской Федерации пред­метов художественного, исторического и археологического досто­яния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валю­те (ст. 193 УК РФ);

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);

Контрабанда (но чего, см. ст. 226.1 УК).

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудова­ния, технологий, научно-технической информации, незаконное вы­полнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.



Объект преступления - порядок перемещения через границу особой категории предметов, в отношении которых осущест­вляется экспортный контроль в целях защиты государствен­ной безопасности и экономических интересов России.

предметы преступления: материальные носители технологий (например, электронные носители); полезные модели, сырье, материалы, оборудование и проч.; деятельность в виде оказа­ния услуг, связанных с созданием оружия массового пораже­ния, средств их доставки, вооружения и военной техники.

Объективная сторона преступления выражается в следующих незаконных действиях, оказываемых иностранной организации или ее представителю:

1) экспорт или передача товаров, информации и технологий;

2) выполнение работ или оказание услуг.

Под передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации понимаются любые действия, в результате которых иностранная организация или ее представители стали обладателями этих предметов. В отличие от экспорта передача указанных предметов осуществляется на территории России.

Выполнение работ для иностранной организации или ее представителя - это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки. Например, переоборудование объекта, предназначенного для производства военной техники.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно экспортирует или передает соответствующие предметы, информацию, выполняет работы или оказывает услуги иностранной организации или ее представителю, и желает этого.



Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что контролируемые товары и технологии, с которыми совершаются незаконные действия, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении их установлен экспортный контроль.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору

Особо квалифицирующие признаки - совершение деяния организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

За осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, либо с нарушением лицензионных требований, а равно с использованием разрешения, полученного незаконно либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, установлена административная ответственность (ст. 14.20 КоАП РФ).

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Объект преступления - установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями либо полученные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Предмет преступления - культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран прописанные в ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории:

1) подлежащие вывозу из Российской Федерации;

2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации;

3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Объект преступления - установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Предмет преступления - средства в иностранной валюте.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении от возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Способы уклонения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые к таможенным платежам не относятся и не являются предметом рассматриваемого преступления.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей. Способы уклонения в диспозиции статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный - физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей.

Квалифицирующие признаки

1) группой лиц по предварительному сговору;

2) в особо крупном размере;

3) должностным лицом с использованием своего служебного положения.

4) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

5) организованной группой.

Статья 188. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, -

Заявителями по настоящему делу - гражданами В.В. Баталовым, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эповым оспаривается конституционность части первой статьи 188 УК Российской Федерации, определяющей контрабанду как перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Кроме того, гражданка Л.Н. Валуева оспаривает конституционность следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: части 4 статьи 4.5, закрепляющей правило исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности применительно к случаям отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения; части 1 статьи 16.2, предусматривающей административную ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации; части 2 статьи 27.11, определяющей для целей обеспечения производства по делу об административном правонарушении порядок оценки стоимости изъятых вещей - на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, в остальных случаях на основании рыночной стоимости, а при необходимости на основании заключения эксперта.

1.1. При въезде 12 июля 2006 года на территорию Российской Федерации гражданка Л.Н. Валуева не задекларировала обеспеченные сопроводительной документацией провозимые ею и ее совершеннолетним сыном товары на общую сумму в 6510 канадских долларов, эквивалентную по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на этот день сумме в 155 678 рублей. По заключению товароведческой экспертизы среднерыночная стоимость изъятых в ходе таможенного досмотра товаров составляла 278 415 рублей, т.е. сумму, определявшуюся примечанием к статье 169 УК Российской Федерации как крупный размер стоимости перемещаемых товаров, в связи с чем 28 июля 2006 года в отношении Л.Н. Валуевой было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью первой статьи 188 УК Российской Федерации (контрабанда).

Постановлением следователя от 24 июня 2008 года уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, поскольку все изъятые товары были признаны принадлежащими Л.Н. Валуевой и ее сыну в равных долях, стоимость каждой из которых составила менее 250 000 рублей, т.е. не могла быть признана крупным размером, определенным примечанием к статье 169 УК Российской Федерации в качестве одного из признаков состава контрабанды. По результатам административного расследования, проведенного в связи с возбуждением таможенным органом в отношении Л.Н. Валуевой дела об административном правонарушении, она была признана виновной в совершении деяния, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации (недекларирование товаров), и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере определенной товароведческой экспертизой рыночной однократной стоимости всего ввезенного товара.

Приговором Емельяновского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2007 года гражданка З.Я. Ганиева была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 188 УК Российской Федерации, выразившегося в сопряженном с недостоверным декларированием перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров (изделий из меха стоимостью 293 000 рублей). Постановлением Красноярского краевого суда от 27 ноября 2008 года надзорная жалоба защитника З.Я. Ганиевой на приговор оставлена без удовлетворения.

1.2. Как утверждают заявители, часть первая статьи 188 УК Российской Федерации позволяет при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированного или недостоверно декларированного товара в крупном размере, т.е. в соответствии с примечанием к статье 169 УК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 7 апреля 2010 года N 60-ФЗ) на сумму, превышающую 250 000 рублей, признавать его таковым исходя из всей стоимости перемещаемого товара, включая ту ее часть, которая разрешена законодательством Российской Федерации к ввозу без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также лишает гражданина возможности в разумных пределах предвидеть последствия своих действий, поскольку в силу своей неопределенности препятствует достоверной оценке стоимости перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации товара, нарушая тем самым гарантии конституционных прав, закрепленные в статьях 17 (часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По мнению гражданки Л.Н. Валуевой, тем же статьям Конституции Российской Федерации противоречат часть 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, как допускающая возможность включения в стоимость предмета административного правонарушения ту часть стоимости товара, в пределах которой закон предоставляет полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, и часть 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации, как допускающая вследствие своей неопределенности возможность произвольного завышения стоимости перемещаемого через таможенную границу товара при исчислении размера административного штрафа.

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности .

Установив уголовную и административную ответственность за деяния, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, федеральный законодатель - в нарушение требований Конституции Российской Федерации - не предусмотрел ясные и недвусмысленные критерии определения объективной стороны соответствующих деяний, а именно такого существенного их признака, как размер, чем создал возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения положений части первой статьи 188 УК Российской Федерации, части 1 статьи 16.2

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

Объект преступления - общественная безопасность в сфере установленного порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу.

Предметами преступления являются:

1) сильнодействующие;

2) ядовитые;

3) отравляющие;

4) взрывчатые;

5) радиоактивные вещества;

6) радиационные источники;

7) ядерные материалы;

8) огнестрельное оружие;

9) взрывные устройства;

10) боеприпасы;

11) оружие массового поражения;

12) средства его доставки;

13) иное вооружение;

14) иная военная техника;

15) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;

16) стратегически важные сырьевые товары и ресурсы в крупном размере;

17) культурные ценности в крупном размере;

18) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные.

Объективная сторона преступления выражается в действии - незаконном перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.

В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза включает в себя совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории указанных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также покушение на такое перемещение.

Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.