Что такое несостоятельность банкротство предприятия. Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами. Отличие фиктивного банкротства от преднамеренного

Банкротство (от итал. banco - скамья, банк и rotta - сломанный) - это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть погашены.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Внешними признаками несостоятельности (банкротства) предприятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.

Банкротство наступает после признания факта несостоятельности арбитражным судом. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или уполномоченного органа. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководителем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производству заявление по месту нахождения данного предприятия, указанному в учредительных документах, при условии, что сумма предъявляемых к нему требований со стороны кредиторов составляет не менее 100 тыс. руб.

В отношении должника применяются определенные процедуры: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Следует иметь в виду, что для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особенностей, оговоренных законодательством. Это связано с особенностями функционирования и социальной значимостью данных организаций.

Упрощенная процедура банкротства применяется к организациям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствующий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки.

Так, упрощенная процедура применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным.

Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, поэтому наряду с применением крайней меры - ликвидации предприятия законодательством предусмотрена персональная ответственность руководителей при банкротстве, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

К неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ) относятся:

  • 1. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства. Эти действия влекут за собой либо ограничение свободы до 3 лет, либо штраф до 500 тыс. руб.
  • 2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении. Подобные действия наказываются либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо штрафом до 300 тыс. руб.

Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) - преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия заведомо некомпетентным ведением дел, совершенное собственником или руководителем предприятия в своих интересах и причинившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия. Наказывается штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 6 лет.

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) - заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликвидации предприятия как такового. Предусматривает наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб. либо лишения свободы на срок до 6 лет.

Понятие банкротства

Рыночные отношения предопределяют саму сущность банкротства, поскольку связаны с риском потерь и неопределенностью экономического развития.

Определение 1

В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ дается понятие банкротства (финансового краха, разорения) как признанной арбитражным судом неспособностью дебитора полностью погасить свою задолженность перед кредитором по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность уплаты иных платежей, обязательных исполнению.

Должником считается гражданин (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), который становится неспособным к удовлетворению требований кредитора в необходимые сроки.

Денежное обязательство - обязанность гражданина (юр. лица, ИП) к уплате определенной денежной суммы в соответствии с заключенным гражданско-правовым договорам или другим основаниям, которые указаны в Гражданском Кодексе РФ.

Обязательными платежами в Российской Федерации признаются:

  1. Налоговые отчисления и сборы;
  2. Взносы в бюджет и внебюджетные фонды.

Несостоятельность и банкротство

Действующим законодательством понятия «несостоятельность» и «банкротство» признаны равнозначными.

Замечание 1

Основной признак банкротства - неспособность гражданина (предприятия) обеспечить погашение требования кредитора по уплате задолженности в течение трех месяцев с момента наступления срока платежа. Как только истекает этот срок, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд для того, что бы признать должника несостоятельным (банкротом).

Дело о банкротстве возбуждается лишь в тех случаях, когда задолженность юридического лица в общей сложности составляет не менее 100 тыс. руб., а гражданина - не менее 10 тыс. руб.

Причины банкротства в рыночной экономике Причинами банкротства могут быть различные факторы внешнего и внутреннего характера, присущие в целом рыночной экономике.

Внешними факторами являются:

  1. Экономические факторы (кризисное или предкризисное состояние экономики государства, спад производства, инфляционные процессы, увеличение цен на ресурсы и средства производства, высокий уровень налогов, и др.);
  2. Политические факторы (нестабильность общества, неэффективная антимонопольная политика, разрыв в экономических связях, несовершенство законодательства, слабое осуществление регулирующей функции государства);
  3. Международная конкуренция, возникающая в процессе развития научно-технического прогресса;
  4. Демографические факторы (изменение в численности, составе, населения, уклада общества, которые могут повлиять на размер и состав потребностей, а также платежеспособный спрос).

Внутренними факторами, которые ведут к появлению обанкротившихся предприятий, являются:

  1. Низкий уровень технического состояния производственной сферы;
  2. Неэффективная деятельность предприятий, вследствие чего появление дефицита собственного оборотного капитала;
  3. Наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства;
  4. Просроченные платежи клиентов предприятия;
  5. Невыгодные условия при привлечении заемных средств и др.

Замечание 2

Банкротство проявляется в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов. По статистике, в странах с развивающейся рыночной экономикой и устойчивым экономическим развитием, банкротство предприятий на 1/3 зависит от внешних факторов и на 2/3 от внутренних факторов.

Виды банкротства

Принято выделять следующие виды банкротства , возникающие в рыночной экономике:

  1. несостоятельность бизнеса;
  2. несостоятельность собственников;
  3. банкротство производства;
  4. «преднамеренное» банкротство
  5. «фиктивное» банкротство (умышленное);
  6. «несчастное» банкротство (по причине непредвиденных обстоятельств);
  7. «корыстное» банкротство (ложное, часто сопряжено с мошенничеством);
  8. «умышленное» банкротство (создается преднамеренно);
  9. «неосторожное» банкротство (связано с осуществлением рисковой деятельности) и др.

Для многих людей банкротство - это что-то пугающее, страшное и неизбежное. Такое явление человек может расценивать как наказание за безответственность и неэффективное экономическое планирование. При этом немногие задумываются о том, что официально оформленное состояние финансовой несостоятельности может спасти человека или предприятие от многих бед. В чем же сущность банкротства? Постараемся разобраться в нашей статье, опираясь на нормы Закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Понятие банкротства

Ни одна организация не застрахована от прохождения процедуры банкротства. Это важное правило, о котором стоит помнить всем юридическим лицам. Но что означает само понятие? Если кратко, то банкротство - это финансовая несостоятельность, неспособность должника ответить по своим задолженностям. Банкротом всегда является должник - лицо, задолжавшее денег кредитору. Не стоит путать рассматриваемое явление со случаями, когда человек может попросту разориться, потерять источник дохода или самостоятельно погубить свое предприятие.

У рассматриваемого понятия интересная история. Этимология "банкротства" - это итальянское словосочетание banca rotta, что переводится как "сломанная скамейка". На скамьях в Италии сидели ростовщики - лица, дававшие деньги в долг. Если ростовщик разорялся, то он ломал скамью, тем самым объявляя себя банкротом.

Признание лица банкротом всегда происходит в арбитражном суде. Касается это как организаций, так и простых граждан. Заявление о признании лица финансово несостоятельным может быть подано как самим должником, так и другими лицами. Это может быть суд, частное лицо или даже кредитор. Последнему, кстати, признание должника банкротом может быть крайне невыгодно. Некоторые кредиторы способны выступать противниками должников в суде. Они пытаются оспорить финансовую несостоятельность лица, а потому процесс обанкрочивания может сильно затянуться.

Признаки и виды банкротства

Банкротство - это процедура, не лишающая человека целиком всех обязанностей по выплате долгов. Банкрот может быть освобожден лишь от некоторых обязательств в зависимости от того, какое у него осталось имущество. Так, арбитражный суд, решая дела о банкротстве, должен удостовериться в финансовой несостоятельности должника. Помимо этого, государство должно подсчитать оставшуюся собственность физического лица или организации. Если будут излишки, то они отойдут кредитору.

Основной целью банкротства предприятий является не освобождение от долговой кабалы, а прямое закрытие бизнеса. За редким исключением процедура может быть использована для реорганизации, но для этого потребуются особые старания самого должника. Банкротство физических лиц, напротив, имеет своей целью прекращение постоянного роста обязательств по кредитам.

Существует несколько видов банкротства. В публикациях о рассматриваемой процедуре говорится о реальной, условной, умышленной и ложной финансовой несостоятельности.

Реальное банкротство означает освобождение лица от всех долгов вследствие его значительных финансовых убытков. Условное банкротство предполагает рост активов организации, но одновременное уменьшение пассивов. В итоге у лица накапливается большое количество нереализованной продукции. Дабы не закрывать предприятие, учредитель оформляет временное банкротство.

Умышленное банкротство считается противоправным деянием. Организация, имея своей целью вывод средств с фирмы, подделывает документы и регистрирует себя в качестве банкрота. Любые подобные деяния носят незаконный характер. Следует помнить об уголовных санкциях, которые могут последовать за умышленное банкротство.

Последним видом банкротства является ложная финансовая несостоятельность. Она несколько схожа с умышленным обанкрочиванием. Но в этом случае лицо не выводит деньги с фирмы, а всего лишь ослабляет существующую долговую кабалу.

Аудит и наблюдение

Процедура банкротства имеет ряд признаков. Все они делятся на две группы - формальную и неформальную. Формальными особенностями финансовой несостоятельности являются:

  • заметная нехватка финансов;
  • существенное превышение расходов над доходами;
  • отсутствие возможности рассчитаться по долгам.

К числу неформальных признаков можно отнести:

  • сдачу финансовой отчетности с опозданиями;
  • задержку выплат дивидендов инвесторам;
  • смену ценовой и финансовой политики;
  • смену внешнего баланса юридического лица;
  • рост долга перед работниками по заработной плате;
  • большое количество неточностей в документах бухгалтерии и т. д.

Большинство из представленных признаков могут быть выявлены только после аудиторской проверки. Немалая часть случаев банкротства происходит именно после аудита. При этом финансовый контроль нельзя назвать первым этапом обанкрочивания. Дело в том, что признание лица несделкоспособным должно быть реализовано в судебном порядке. Инициатором процедуры может быть кто угодно, но о своей несостоятельности должник должен объявить самостоятельно. Лишь после этого будет положено начало первой стадии банкротства - наблюдению.

Наблюдение проходит до 7 месяцев. На место руководителя организации выставляется временный управляющий, который проверяет следующие моменты:

  • вероятность погашения задолженности;
  • возможность выплаты заработной платы сотрудникам;
  • восстановление платежеспособности;
  • покрытие судебных издержек и т. д.

Временный управляющий может созвать собрание кредиторов, на котором будут решаться вопросы о проведении санации предприятия (перехода под чей-то контроль), о конкурсном производстве, необходимости смены управляющего коллектива и т. д. Каждый вопрос может быть решен только путем голосования.

Оздоровление и управление

Процедура оздоровления является составной частью наблюдения. Временный управляющий должен определить будущее компании, ее ресурсы и возможности. Лишь после этого он начинает непосредственную модернизацию.

Оздоровление называют также санацией. Это крупная форма экономической модернизации предприятия, когда сторонние компании или управленцы берут "заболевшую" организацию под свой контроль. Простой пример - недавнее банкротство банка "Открытие". С этой организацией связан интересный прецедент - впервые в истории страны частную компанию стал санировать Центробанк, то есть, по сути, государство.

Что предполагает процедура оздоровления? Во-первых, это ограничение владельцев и руководителей фирмы в правах. Эти лица сохраняют свой статус, но круг их полномочий заметно сужается. Во-вторых, берется цель на проведение реструктуризации. Временные управленцы, обнаружив проблемы в работе предприятия, начинают проводить экономические реформы. Процедура оздоровления может затянуться до двух лет.

Третьей является внешнее управление. Наступление этого этапа может зависеть только от решений лиц, проводящих санацию. Внешнее управление предполагает снятие руководителей компании с должности и самостоятельное проведение дальнейших реформ. Составляется план, который должен включать в себя следующие пункты:

  • расходы должника;
  • необходимые реформы;
  • срок, в течение которого можно улучшить платежеспособность фирмы.

В публикации о банкротстве, составленной внешним управляющим, должны быть зафиксированы следующие меры:

  • выпуск ценных бумаг;
  • погашение задолженности;
  • увеличение уставного капитала;
  • модернизация ценовой политики;
  • частичная распродажа имущества компании и т. д.

По итогам внешнего управления может быть принято два решения: о закрытии производства из-за полной его нерентабельности либо перепрофилирование компании. Если будет принят первый вариант, то начнется конкурсное производство - важнейшая стадия в процедуре банкротства.

Производство конкурса и мировое соглашение

Сколько бы ни старались временные управляющие, далеко не всегда разорившееся предприятие можно вытянуть из пучины. Единственно возможным вариантом остается ликвидация организации. С чего все начинается?

Временщики подают заявление в арбитражный суд. По решению суда на имущество предприятия накладывается арест, после чего оно распродается на свободных торгах по банкротству. Данные об организации-должнике вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В нем фиксируются сведения об имуществе, вырученном на торгах, и о дальнейшем погашении части долга. Часть средств забирает судебная инстанция в качестве пошлины.

Если суд окончательно признает банкротство предприятия, то между сторонами конфликта (должником и кредитором) заключается мирное соглашение. Это последний этап в регистрации статуса финансовой несостоятельности. Стороны достигают определенного компромисса. Так, должник гасит часть долга, а кредитор перестает требовать оставшуюся часть финансов.

Нередко в заключении мирного соглашения могут помогать бенефициары. Это посредники, получатели, свидетели и разного рода третьи лица, принимающие на себя выплату по обязательствам. Чаще всего бенефициаром выступает само государство. Происходит это в том случае, если кредитор застраховал возможные потери.

Итак, сколько времени длится процедура оформления финансовой несостоятельности? Рассмотрим на примере банкротства банка.

Таким образом, продолжительность банкротства будет зависеть от финансового состояния организации. Чем больше шансов "вытащить" предприятие, тем дольше будет проходить внешний контроль. Если же с финансами все плохо, то банкротство пройдет за пару месяцев.

Банкротство физических лиц

Процедура признания финансовой несостоятельности для крупных организаций значительно отличается от такой же процедуры, но реализуемой для физических лиц - индивидуальных предпринимателей. До 2015 года обанкрочиванием граждан занимались коллекторы и судебные приставы. Сегодня все немного проще.

Есть пять шагов, которые нужно предпринять гражданину для объявления себя банкротом. Первый этап, начало банкротства, именуется оцениванием финансовой состоятельности лица. Банкротство будет возможным лишь в том случае, если сумма долгов составит более полумиллиона рублей, а задержка выплат превысит три месяца.

На втором этапе банкрот или иное заинтересованное лицо подает документы в суд. Должно быть составлено специальное заявление, к которому необходимо прикрепить справку о доходах, личные документы, банковскую выписку со счетов и опись имущества. Третий этап представляет собой ожидание ответа суда. назначенный государством, устанавливает признаки экономической несостоятельности гражданина, а также дает независимую оценку его собственности.

На предпоследнем, четвертом этапе необходимо составить график реструктуризации долга. Речь идет об увеличении срока кредита, уменьшении размера оплаты по долгам и отмене пени или неустоек со стороны кредитора. Проще говоря, долговая реструктуризация представляет собой совокупность различных мероприятий по ослаблению финансового положения должника.

Наконец, последним этапом признания должника банкротом является реализация собственности. Имущество обанкротившегося гражданина распродается на торгах, а полученные финансы поступают на погашение задолженности. Законом запрещается продавать единственную жилплощадь должника. Остальное имущество вполне может быть передано на торги.

Последствия банкротства

Что происходит по завершении процедуры банкротства граждан или юридических лиц? Как мы уже разобрали, может быть два итога: положительный - в виде реструктуризации предприятия и отрицательный - когда лицо распродает все свои активы и ликвидируется.

Последствием обанкрочивания физических лиц можно назвать наложение ареста на имущество и последующую его продажу. Вместе с этим гражданина могут ожидать следующие моменты:

  • отсутствие возможности подавать заявление о несостоятельности в течение пяти лет;
  • запрет на занятие государственных должностей в течение пяти лет;
  • обязательное предупреждение кредиторов о своем банкротстве.

Перечисленные последствия носят факультативный характер, то есть они не всегда обязательны. Их применение может быть реализовано только по решению арбитражного суда.

Чуть сложнее все будет с банкротством организаций. Во-первых, все данные о финансовой несостоятельности предприятия поступят в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Необходим этот реестр для анализа экономического состояния страны. Во-вторых, вместе с занесением данных в систему произойдет следующее:

  • сроки погашения долгов из отложенных переквалифицируются в наступившие;
  • по долговым обязательствам перестанут начисляться проценты и пени;
  • ликвидируются все имущественные споры, в которых принимала участие организация;
  • имущество будет взыскано за имеющиеся долги.

Таким образом, банкротство физических и юридических лиц отличается разве что по своему масштабу. Объединяет обе формы финансовой несостоятельности такое понятие, как ответственность. Она может возлагаться за фиктивное или преднамеренное банкротство. Про эти формы нарушений закона будет подробно рассказано далее.

Преднамеренное банкротство

Если организация имеет долговые обязательства на сумму более 500 тыс. рублей, при этом она не обладает возможностью их погасить, то такое обстоятельство будет именоваться легальной финансовой несостоятельностью. Однако есть ряд критериев, указывающих на выявление преднамеренного банкротства. Это противозаконная форма деяния с рядом специфических признаков. Здесь следует выделить:

  • сокрытие должником своего имущества, а также сведений о его местонахождении;
  • продажа имущества, о чем не знают аудиторы или временные управляющие;
  • несоблюдение требований по заполнению заявления о банкротстве;
  • невыполнение должником законных правил процедуры банкротства;
  • предоставление фиктивных документов, касающихся бухучета или финансового состояния организации.

Таким образом, преднамеренным банкротством называют процедуру финансового контроля за лицом, намеренно осложненную инициатором этой процедуры - должником или якобы должником. Чаще всего рассматриваемая форма обанкрочивания выражается в невыполнении руководством фирмы своих прямых обязанностей. Результатом их поведения будет либо уголовная ответственность, либо ликвидация предприятия без права на реструктуризацию.

Штрафы за преднамеренное банкротство, надо сказать, немалые. При особо крупном ущербе на организацию-виновника будет возложена уголовная ответственность. Максимально возможная санкция составляет 1,5 млн рублей. Административная ответственность предусматривает штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. На физическое лицо будет возложен штраф до 3 тыс. рублей.

Фиктивное банкротство

Основным отличием преднамеренной финансовой несостоятельности от фиктивной является мотив нарушения закона. Желание скрыть свои активы от кредиторов именуется преднамеренным банкротством, а мотив в виде получения отсрочки по долгам или уклонение от выплат представляет собой банкротство фиктивного типа.

Достаточно распространенной считается ситуация, при которой должник желает создать впечатление о собственной финансовой несостоятельности, хотя на деле все иначе. Он идет на обман своих коллег, а также аудиторов, временных управленцев, наконец, целого государства. Существует множество способов создать видимость банкротства. Рассказывать о них бессмысленно, ведь каждый вариант уже давно изучен, а потому знаком налоговым органам.

Некоторые должники поступают совсем уж грубо и топорно: они подделывают документацию. Выявляется подобное нарушение почти сразу же, ведь все данные о гражданах, а тем более об организациях, уже давно есть на государственном интернет-портале. Но есть и другой тип мошенников, поступающих немного умнее. Они перебрасывают свое имущество по каналам третьих лиц, проводят подставной аудит и всячески стараются обойти закон. Выходит, как несложно догадаться, только хуже. Обманщиков быстро выявляют и на них возлагается ответственность за фиктивное банкротство. Чаще всего это штраф до 1,5 млн рублей, лишение гражданина свободы от 1 до 5 лет либо принудительные работы на 5 лет.

Институт банкротства. Основные вопросы по теме

Банкротство является невероятно сложной и обширной процедурой. Реализация ее крайне сложна, а потому у должников и кредиторов нередко возникают актуальные вопросы по теме финансовой несостоятельности.

Первый вопрос касается упрощенной процедуры банкротства. Это процесс не предусматривающий санации, внешнего управления и прочих оздоровительных этапов. Здесь все просто: должник соглашается с решением суда об окончательном банкротстве, после чего готовится к закрытию. Средняя продолжительность процедуры - 5 месяцев.

Второй вопрос касается снижения рисков банкротства. Что нужно делать, чтобы состояние финансовой несостоятельности было наименее вероятным? Ответ уже знают все компании и предприниматели, но почему-то не задумываются о нем всерьез. Речь идет об аудиторских проверках. Организации должны как минимум ежегодно проводить честный и полный финансовый контроль. Желательно задумываться и о внеплановом аудите в качестве профилактики.

Последний вопрос может быть интересен физическим лицам, то есть индивидуальным предпринимателям. Известно, что некоторые граждане не обладают статусом предприятия, но деятельность свою разворачивают достаточно широко. Возможна ли санация при несостоятельности таких граждан? Закон отвечает отрицательно. К сожалению, у юридических лиц на санирование есть некая монополия. Сколько это будет еще продолжаться, неизвестно. Однако некоторые законодатели уже поднимали вопрос о возможности введения санации и для физических лиц.

Любое предприятие, реализовывающее коммерческую деятельность, всегда обязана взаимодействовать с банками, налоговыми органами, и иными предприятиями (потребителями и поставщиками) и др. В результате данных отношений у предприятия возникают некие обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором. Кредитор может потребовать от должника реализации данных обязательств, и возмещения всех убытков, которые были причинены из-за неисполнения или некачественного исполнения обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень/ Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А. В.- М.: Дашков и К, 2005.-316 c.

Разделение обязательств предприятия на группы происходит следующем образом:

· обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Здесь же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие берет будущий заем;

· обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.

· обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

При ощущения предприятием дефицит или кризис всех имеющихся возможностей для осуществления наблюдающих обязательств, зарождается вопрос, может ли оно полностью удовлетворить кредиторов в установленные сроки, и платежеспособно ли оно.

Предприятие, переходящее из состояния во временного исполнения обязательств в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения с дефектами и остановками вплоть до безысходного состояния, делается как партнер несостоятельным, или неплатежеспособным, который наносит ущерб своим кредиторам.

В конечном счете, обанкроченное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

· или предоставить требования о ликвидации этой организации и продажи его имущества для удовлетворения полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

· или дать предприятию весомый и контролируемый шанс на преодоление на финансовое оздоровление, внутреннего финансового кризиса, которое может быть реализовано в рамках соглашения, которое ограничено во времени;

Этот должник, оценив свое упадочное состояние и свою слабую способность к расчету по денежным обязательствам, поставил вопрос о переговорах с кредиторами или о своей ликвидации как предприятия.

Цивилизованная процедура ликвидации предприятия, продажи имущества и расчета с кредиторами называется банкротством.

Банкротство в строго юридическом значении слова наступает по решению арбитражного суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. Дo этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии (хотя в простой речи понятие «банкрот» понимается как оценочная характеристика организации, которая испытывает постоянные трудности в расчетах).

Суд при рассмотрения дело в банкротстве может и не объявлять организицию банкротом, а предложить ему сделать финансовую оздоровляющую попытку.

Банкротство является следствием развития кризисного финансового состояния, когда организация проходит путь от эпизодической до хронической неспособности удовлетворять требования кредиторов, включая и по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Значит, банкротство является наиболее возможным юридический результатом неблагоприятного развития финансового состояния организации, при котором он теряет способность своевременного погашения долга. Отсюда вытекает, что предпосылки банкротства возникают внутри самой организации, в том числе в структуре его капитала, при котором по различным причинам возникает регулярная неспособность платежа.

Неплатежеспособность предприятия прямо пропорциональна объему всех обязательств. Истинно, предприятие является абсолютно платёжеспособным, если его капитал полностью является собственным, а обязательства по ним не имеются. Поскольку обязательства появляются всегда (например, по налогам), это означает, что такое предприятие с опережением (авансом) выполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его неплатежеспособности просто не возникает.

Оставаясь платежеспособным, одновременно предприятие может и вовсе не иметь собственного капитала и работать целиком на заемных средствах. Выручка является решающим фактором.

Неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность (естественно, при наличии обязательств). Если за установленный период темпы прироста выручки были ниже темпы роста обязательств, то у предприятия начался рост неплатежеспособности.

Причинами банкротства в общем случае становятся факторы, влияющие:

а) на недостаточный рост или снижение выручки;

б) на опережающий прирост обязательств.

1) 3aмедление темпов роста прибыли, либо ее абсолютное уменьшение замечается:

· при избытке товаров, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее ненадлежащего качества, возвышенной цены или уменьшения потребности в ней;

· при уменьшении рынка за счет введения запретов, квот, таможенных барьеров и т.д для затруднённого доступа.

· при усиливающемся невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с недобросовестным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

Другими словами или не берут продукцию (услуги), или не пускают на рынок или берут, но не платят.

2) Опережающий темп прироста обязательств встречается в случаях, когда:

· организация реализовывает нерезультативные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), не сопровождающие отвечающим ростом выручки. При этом может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки.

· организация накапливает средства в расчетах, практически не имеющие отношения к выручке;

· организация загружает производство лишними (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки, а только уменьшают;

· организация несет убытки.

Этот комплекс общих причин неплатежеспособности присущ для всех организаций, которые испытывают трудности для своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Обстоятельства особо усиливается, когда нет управления и планирования денежными потоками.

В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть объединены к двум основным:

1) нехватка способностей для запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т.д.). В таком случае можно говорить о болезни бизнеса (или маркетинга);

2) неэффективному финансовому руководству организации, когда оно излишне обременяется обязательствами. В этом случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента.

Первый случай наиболее наглядно сказывается на выручке, второй -- на росте всех обязательств.

Специфические же основания для неплатежеспособности и банкротства фирмы в России складывались десятками лет и тесно связаны с особенностями социалистической плановой экономикой, запрещающую частную инициативу самостоятельных предпринимателей, ориентированных на частную собственность и выгоду; спрос потребителей; конкурентную борьбу по инициативе предпринимателей, принуждённых в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок), на уменьшение своих издержек и отсев или банкротство тех, кто не может догнать растущий запрос рынка по качеству и ассортименту предложения товаров и услуг.

Например, развился менталитет, ориентированный:

· на выспрашивание у государства ресурсов, средств при любом подходящем случае, считая это непринужденным правом;

· на реализацию планов и смет, но не обученный для управления финансами;

· на использование заработанного и полученного на то, на что раньше тратить средства особо не допускалось или строго регламентировалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши -- машины, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.).

Другим словом, долгое подавление и принужденный аскетизм заставили появления тяги к расточительству, которая показала себя, едва появилась выгодная возможность.

Вся данная совокупность неестественных свойств установила специальную склонность многих российских предприятий к кризису и банкротству в условиях реформаторской экономики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. История института банкротства

1.1 Определение банкротства

1.2 Общая история института банкротства

1.3 Основные правовые этапы в развитии института несостоятельности в современной Республики Беларусь

2. Банкротство как инструмент оздоровления экономики

2.1 Задачи института банкротства

2.2 Роль института банкротства

2.3 Виды банкротства

2.4 Механизм банкротства

2.5 Система банкротства в Республике Беларусь

3. Нужно ли вводить институт банкротства частных лиц

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Институт банкротства необходим как системный элемент рыночной экономики, без которого она не будет работать. Эта высшая мера экономической ответственности любого юридического лица. Если этого механизма нет, то ответственность субъекта снижается, частично переходит в мошеннические операции.

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка - естественное явление. За счет этого слабые предприятия прекращают свое существование, а более устойчивые развиваются. Становление рыночной экономики объективно обуславливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности, осуществляется посредством национального рынка и складывающейся на данный момент рыночной ситуации. Неравномерное развитие экономики характеризуется как кризисная ситуация, и преодоление ее возможно с помощью механизма банкротства.

Банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не в силах оплатить свою задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников доходов. Банкротство является рыночным инструментом перераспределения капитала.

Несмотря на проработанность данной проблемы, актуальность ее возрастает в связи с ростом количества предприятий-банкротов из-за мирового финансового кризиса.

Банкротство почему-то воспринимается как способ закрыть предприятие, когда оно уже не способно выкарабкаться, или распродать его имущество, когда из него срочно необходимо «выбить» долги.

И ладно бы только некоторые некомпетентные СМИ или, как правило, экономически неграмотные обыватели ставили рядом понятия «банкротство» и «ликвидация». Такие мотивы звучат даже в выступлениях экономистов-профессионалов! Столь массовое искаженное понимание смысла банкротства очень опасно, поскольку находит свое воплощение не только на словах, но и в жизни, и именно с таким пониманием подходят к банкротству конкретного предприятия те, кто в этом процессе участвуют.

Давайте разберемся, в чем же состоит «истинное назначение» института банкротства, его экономический смысл, ведь только в этом контексте можно корректно анализировать его работу и предлагать конструктивную, а не огульную критику: как он действует в тех специфических условиях, в которых мы сегодня пребываем, как должен действовать и что следовало бы в нем подправить.

банкротство институт экономика оздоровление

1. История института банкротства

1.1 Определение банкротства

Существует множество определений банкротства, но наиболее четкое дано Н. А. Бреславцевой. Ею определено, что банкротство - это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает часть затраченных средств.

Действительно, многие предприятия и физические лица вступают в многочисленные кредитно-денежные отношения. В ряде случаев денежный размер обязательств превышает определенный предел, и наступает невозможность погашения обязательств. Юридические и физические лица объявляются несостоятельными (банкротами).Несостоятельность хозяйствующих субъектов - распространенное явление в рыночной экономике. Оно рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, характеризуемое неплатежеспособностью субъекта по своим обязательствам.

Несостоятельность, по мнению И. Г. Кукукиной, это финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность. Если же у предприятия наблюдается обратный эффект, то имеет место необратимая неплатежеспособность.

1.2 Обща я история института банкротства

Необходимость нормативного регулирования ситуации, при которой должник оказывался не в состоянии выполнить имеющиеся у него денежные обязательства, осознавалась с древнейших времен. Первоначально, неспособность выплатить долг повсеместно воспринималась как противозаконное деяние, требующее наказания.

В Ветхом Завете указывается на необходимость прощения долгов всем евреям каждый седьмой календарный год. Каждый пятидесятый год долги прощались всем жителям, а также выпускались на свободу все лица, попавшие в долговое рабство, вне зависимости от их этнического происхождения.

В Древней Греции в случае неспособности отца семейства (так как только он юридически владел на праве собственности имуществом) расплатиться по долгам, вся семья, включая жену, детей и прислугу, попадала в долговое рабство, которое прекращалось полной компенсацией их физическим трудом убытков кредитора. Во многих греческих городах-государствах срок долгового рабства ограничивался пятью годами, а самим рабам гарантировалась физическая неприкосновенность.

Яса (закон) Чингисхана содержал установление, согласно которому человек, трижды не сумевший расплатиться со своими кредиторами, приговаривался к смертной казни.

Вместе с тем, самое сильное развитие институт банкротства получил в римском праве, которое заложило основы современных процедур признания должника несостоятельным в большинстве современных государств.

Развитие торговли привело к тому, что в классический период римского права (I в до н. э. -- III в н. э.) уголовное наказание несостоятельного должника стало вторичным по отношению к процедурам по обращению взыскания на его имущество. Появились формализованные правила изъятия имущества должника, учитывающие интересы всех кредиторов, регламентируется порядок реализации имущества с аукциона. В это время римские юристы начинают различать должников, не желающих и не способных расплатиться по своим долгам, что приводит к формированию основы современного правового института банкротства.

При обнаружении недостаточности имущества должника для погашения всех требований кредиторов претор назначал распорядителя конкурсной массы (в современном законодательстве - арбитражный управляющий) неоплатного должника, который осуществлял продажу имущества должника и делил полученные средства между кредиторами.

С момента обнаружения недостаточности имущества должник заключался под стражу, что не только лишало его чести и достоинства, но и являлось необходимым этапом для начала процесса изъятия имущества, а также служило для пресечения попыток должника скрыться от кредиторов. В Древнем Риме впервые появилась практика заключения мировых соглашений между кредитором и должником (в том числе и об отсрочке исполнения обязательств), которые поощрялись на всех стадиях процесса.

В средневековой Европе, воспринявшей фундаментальные основы римского права, институт банкротства получил развитие за счет введения сословного характера процедуры банкротства, которая применялась только к купцам и торговцам.

Со временем процедура банкротства приобретала все более четкие процессуальные правила. С 1543 года в Англии появляется необходимость доказывания прекращения платежей для подтверждения несостоятельности, а также вводится период времени для выяснения экономического положения должника. В XVII- XIX веках с развитием торговли и частной собственности в Европе происходит расширение применения процедуры банкротства на представителей любого сословия.

Только к началу XVIII века в английской правовой системе впервые в мире сформировалось понимание того, что добросовестный банкрот, содействующий наиболее полному возмещению убытков кредиторов, может рассчитывать на прощение невыплаченных долгов, что и нашло законодательное закрепление статутом 1705 года. Позднее в законодательстве большого числа европейских стран получают закрепление восстановительные (санационные) или реорганизационные процедуры, применяемые в ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве.

1.3 Основные правовые этапы в развитии института несостоятельности в современной Республики Беларусь

Становление института банкротства в Республике Беларусь происходило в условиях трансформации социально-экономической системы, сопровождающейся ухудшением финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, их длительной, нарастающей убыточностью и неплатежеспособностью, во многих случаях имеющей устойчивый характер. Кризис трансформации должен был бы привести к массовому банкротству экономически несостоятельных предприятий, однако на практике этого не произошло.

Становление института банкротства в современной Беларуси началось с принятием еще до распада Советского Союза Закона БССР «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991 года, первого такого закона в республиках СССР. Ставилась задача создания системы урегулирования имущественных отношений между субъектами предпринимательской деятельности при экономической несостоятельности или банкротстве любого из них с целью максимально возможного удовлетворения взаимных претензий всех заинтересованных сторон. Выделялось два понятия: экономическая несостоятельность, под которой понималась удостоверенная судом неспособность субъекта хозяйствования оплатить предъявленные финансовые документы, и банкротство -- удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хозяйствования.

Закон 1991 года носил, скорее, концептуальный характер, не содержал детально регламентированных процедур. Он состоял всего из 46 статей, не имел норм, регулирующих проведение финансового оздоровления, деятельность доверенных лиц, кредиторов и должника. Не учитывались особенности функционирования предприятий в различных отраслях экономики и, соответственно, не предусматривались различные подходы к осуществлению процедур их экономической несостоятельности и банкротства. Только в 1995 году был принят нормативный правовой акт, который определил критерии признания неудовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и неплатежеспособности субъектов хозяйствования.

В 1997 году образован специализированный государственный орган по делам о банкротстве (в настоящее время -- Департамент по санации и банкротству Минэкономики), который начал осуществлять экспресс-анализ финансового состояния и платежеспособности более 6 тысяч предприятий государственной собственности или с долей государства в уставном фонде, вести мониторинг их финансового состояния, информировать о нем органы государственного и отраслевого управления, разрабатывать проекты нормативных правовых актов по вопросам банкротства. С 1998 года развернута система подготовки, аттестации и лицензирования деятельности доверенных лиц в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве.

К одному из важнейших недостатков системы государственного регулирования банкротства в Беларуси в 1990-е годы следует отнести то, что государством не были предложены механизмы финансового оздоровления предприятий ни на макро-, ни на микроуровне.

Неэффективность сложившейся национальной системы банкротства и объективная потребность в функционировании данного института привели к разработке на основе Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 года, Хозяйственного процессуального кодекса 1999 года и Модельного закона СНГ «О несостоятельности (банкротстве)» 1997 года новой редакции закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года12 . Второй закон о банкротстве в Беларуси вступил в действие с 12 февраля 2001 года, в нем была учтена практика использования данного института как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России и других странах СНГ, подробно регламентированы различные процедуры банкротства. Акцент был сделан на санации, оздоровлении должника, восстановлении его платежеспособности.

Особенностью закона о банкротстве 2000 года стала возможность и приоритетность заключения мирового соглашения на любой стадии производства по делу о банкротстве после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Центральное место при осуществлении процедур банкротства было отведено временному (в процедуре защитного периода) или антикризисному (в процедурах конкурсного производства) управляющему.

Короткая, но достаточно ярко проявившаяся практика более широкого применения института банкротства показала глубокие противоречия между методами государственного управления экономикой и внутренними тенденциями рынка. Резкое увеличение количества предприятий, попадающих в процедуру банкротства, возбуждение (или попытки возбуждения) дел в отношении десятков и сотен государственных организаций, среди которых начали встречаться крупнейшие, особо значимые для экономики страны («Гомсельмаш», «Алеся», «Крыница» и другие), градообразующие предприятия, перераспределение собственности вне рамок застывшей приватизации привели к значительному общественному резонансу. Несмотря на положительный опыт проведения санации многих предприятий, в целом благоприятное отношение средств массовой информации к функционированию института банкротства, у органов государственного управления сформировалось негативное мнение о возможностях и необходимости его применения.

Выявившиеся в процессе применения закона о банкротстве 2000 года недостатки, а также значительное увеличение количества банкротств привели к принятию 12 ноября 2003 года Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» .

Основной акцент в организации работы с находящимися в кризисе субъектами предпринимательской деятельности переносится теперь на досудебное оздоровление, т.е. на меры по обеспечению стабильной и эффективной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, восстановлению их платежеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственниками имущества унитарных предприятий, участниками юридических лиц, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами.

Указ о банкротстве 2003 года внес ряд необходимых и полезных усовершенствований в механизмы функционирования института банкротства в Республике Беларусь. В то же время, множество предприятий выведено им из сферы действия данного института или установлены иные ограничения по его применению, что можно рассматривать как последовательную реализацию линии на усиление государственного регулирования экономики.

Однако в экономике продолжают сохраняться некоторые негативные явления и тенденции: низкий уровень использования производственных мощностей; высокий уровень инфляции в сочетании с государственным регулированием цен и требованиями по наращиванию объемов производства, обуславливающий хронический недостаток средств для осуществления простого и расширенного воспроизводства, рост уровня убыточности и снижение платежеспособности; рост степени износа основных фондов, неразвитость финансовой системы и нежелание государства делиться собственностью; избыточная занятость, увеличивающая издержки, и ряд других.

В связи с этим сохраняются и объективные предпосылки вероятности экономической несостоятельности многих субъектов предпринимательской деятельности, что требует дальнейшего совершенствования института банкротства в Беларуси. Кроме того, в действующей системе регулирования банкротства имеется ряд недостатков, которые необходимо устранить, а также обеспечить развитие механизмов финансового оздоровления субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении процедур банкротства на различных уровнях.

В данный момент в Республике Беларусь действует закон от18 июля 2000 г. N 423-З2 «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» Принятый Палатой представителей 22 июня 2000 года и одобренный Советом Республики 30 июня 2000 года(в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З,от 29.06.2006 N 137-З, от 11.07.2007 N 251-З) , но как сообщает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов готовится новый законопроект "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Причина его подготовки обусловлена необходимостью пересмотра норм действующего закона о банкротстве, который применяется уже около 10 лет. Сегодня назрела необходимость устранить пробелы в законодательстве, касающемся экономической несостоятельности, поскольку за период применения закона произошли существенные изменения законодательного регулирования правоотношений в различных сферах.

2. Банкротство как инструмент оздоровления экономики

2.1 Задачи института банкротства

В ходе исторического развития назрела необходимость создания такого инструмента, который был бы способен защитить личную и корпоративную деятельность от опасно высоких или существенных убытков, а также помогать в выявлении политических и экономических приоритетов и ответственности.

Институт несостоятельности - комплексный правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и других отраслей права. Институт несостоятельности (банкротства) служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов от последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных предприятий на добровольной или принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдение, либо внешнее управление не обеспечило необходимый уровень платежеспособности организации.

Институтом несостоятельности и банкротства решаются две задачи:

* во-первых, должнику обеспечивается защита от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить;

* во-вторых, защищаются интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, при обеспечении сохранности имущества и справедливого его распределения между кредиторами.

В настоящее время задачей института банкротства в развитых рыночных странах является сохранность предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Банкротство, как и любой другой экономико-правовой институт, следует рассматривать как инструмент достижения тех или иных целей экономической политики государства. Основной характеристикой любой экономической системы, и одновременно целеполаганием управляющего воздействия на нее, является эффективность использования производственных ресурсов (природных, трудовых, капитальных), находящихся в распоряжении данной системы. Это верно как в отношении государства в целом, так и в отношении конкретного предприятия. Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц - предприятий.

Система несостоятельности является одним из важных факторов надежного экономического развития. Она повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров, обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновения финансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемость распределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Законом о банкротстве.

2.2 Роль института банкротства

У процедуры экономической несостоятельности, или, говоря проще, банкротства, две основные функции: либо «стереть» должника с карты хозяйствующих субъектов, либо вернуть ему платежеспособность. В любом случае миссия почетная и благородная. В то же время сам термин «банкротство» несет явно выраженный негативный оттенок. Это всегда конфликт, напряжение, сложный клубок взаимоотношений, в которые вовлечены не только сам кредитор и его должник, но и другие стороны, в частности, коллективы «терпящих бедствие» предприятий, государственные органы.

Любое предприятие подвержено риску банкротства, так как в течение жизненного цикла организации взлеты чередуются со спадами. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. И если по каким-то причинам руководству и собственникам не удалось успешно преодолеть возникшую кризисную ситуацию, предприятие становится неплатежеспособным, что ведет к инициированию процедуры банкротства.

Далеко не каждая неэффективная («нежизнеспособная») фирма проходит официальные процедуры банкротства. Отметим здесь и другую сторону указанного соотношения: не каждая фирма, объявившая официально о своем банкротстве, действительно является «нежизнеспособной». На практике достаточно часто встречаются ситуации, когда неплатежеспособность компании определяется временными неблагоприятными поворотами хозяйственной конъюнктуры, частной ошибкой, допущенной в управлении наличными ресурсами, преходящими «шоками» разного рода и проч. В качестве непосредственной причины дефолта особенно часто выступает обострение проблем ликвидности, нередко связанное с пертурбациями финансовых рынков.

С другой стороны, в современной экономике банкротство является инструментом государственного регулирования рынка, так как благодаря существованию данного явления в экономической системе происходит естественный отбор, в ходе которого продолжают существовать более эффективные хозяйствующие субъекты.

Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия и рыночным инструментом перераспределения капитала.

Очевидно, что более выгодной для государства политикой в сфере банкротства является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а не уничтожение их. Так как при оздоровлении фирмы общество с одной стороны получит нового эффективного хозяйствующего субъекта, а с другой стороны - сохранит запас синергетической ценности, заложенной в существовавшей организации. Знаменательно, что, например, в США 98% банкротств начинается по инициативе самого должника - как способ защиты от недобросовестных кредиторов.

В то же время, восстановление платежеспособности должника - лишь одна из функций института банкротства. Рассмотрим комплексно роль института банкротства.

Существование института банкротства обусловлено необходимостью защиты государства, наемных работников, собственников имущества, а также органов управления предприятий и организаций от негативных проявлений неплатежеспособности, вероятность наступления которой объективно присутствует в рыночной экономике.

Роль института банкротства можно раскрыть с двух точек зрения: с макроэкономической (роль и место в государственной политике), с микроэкономической (влияние на различных экономических агентов).

С позиции государства , банкротство - это, во-первых, снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективно функционирующих предприятий. К сожалению, в реальном народном хозяйстве не все предприятия работают одинаково хорошо: одни более успешно, другие - менее. При этом отстающие из-за торможения, либо полного прекращения расчетов по обязательствам тянут за собой вниз остальные организации. В этом случае институт банкротства выступает в роле санитара, призванного следит за общим состоянием экономической системы, оказывая воздействие на тех субъектов, уровень финансового благосостояния которых опускается ниже установленной ватерлинии. Воздействие может выражаться либо в виде ликвидации банкрота и перераспределения производственных активов в пользу эффективных хозяйствующих организаций, либо в запуске механизма оздоровления неэффективного предприятия под контролем государства и кредиторов.

Таким образом, снижаются риски за счет возрастания уровня определенности в экономической системе. До тех пор пока неплатежеспособное предприятие не прошло через процедуру банкротства, за ним числится задолженность по долгам, в том числе и по налогам. В то же время кредиторы такого предприятия, государство в том числе, рассчитывают на поступления от своего дебитора, планируя бюджет расходов. В этом случае возрастает риск того, что данные бюджеты не будут выполнены по причине неопределенности временного промежутка, в течение которого такая задолженность взыскана, если она вообще будет погашена должником. Таким образом, лучше зафиксировать убытки, чем рассчитывать на денежные средства, которые никогда не будут получены.

На микроэкономическом уровне мы можем выделить несколько групп заинтересованных лиц: кредиторы (поставщики, кредитные организации, подрядчики, фискальные органы), наемные работники, учредители, участники организации, руководство организации.

Для кредиторов банкротство представляет собой централизованный механизм возврата долгов. При наличии лишь рыночных механизмов возврата долгов кредиторам приходилось бы нести высокие расходы, с одной стороны, на такое обслуживание задолженности, которое бы обеспечивало полное исполнение должником обязательств в полном объеме при различных обстоятельствах, с другой стороны - на заключение контрактов между кредиторами с определением очередности и пропорции погашения задолженности. В условиях каждодневного заключения множества договоров, изменения состава кредиторов конкретной организации фиксирование подобных соглашений потребовало бы колоссальных трансакционных издержек. В этой связи механизм банкротства предполагает единообразный способ урегулирования финансовых проблем, порождаемых неплатежеспособностью организации, который обеспечивает защиту интересов должника, кредиторов и общества за счет осуществления контроля, как со стороны рыночных агентов (кредиторов), так и государства (регулирующий орган исполнительный власти, арбитражный суд).

Что касается собственников и руководство должника , то для них банкротство обеспечивает цивилизованную форму решения проблемы непогашенных долгов, урегулирование задолженности. Безусловно, собственники расстаются с частью своего имущества, менеджмент теряет работу, однако важно помнить, что это плата за тот предпринимательский риск, который присутствует в любой предпринимательской деятельности, но при этом они избегают различных проявлений нецивилизованных форм взыскания задолженности.

Кроме того, в данном случае банкротство обладает превентивной функцией. При наличии такого инструмента в экономике руководители предприятий заинтересованы в добросовестном исполнении платежей, так как в случае банкротства организации они могут нести ответственность за свои непрофессиональные действия, вплоть до уголовной, что обусловлено публичным характером судебного разбирательства, в ходе которого проверяется наличие преднамеренного банкротства и других противоправных деяний.

Весьма болезненным и противоречивым является вопрос: что делать с персоналом, работниками обанкротившегося предприятия? Необходимо заметить, что банкротство - это не физическое уничтожение производства, напротив, банкротство - это, как правило, подразумевает под собой переход права собственности на активы от должника к другому лицу. В этой связи, ни один добросовестный собственник не заинтересован в потере квалифицированного персонала, обладающего необходимыми навыками и опытом работы на конкретном производственном объекте. Даже в случае остановки производства и увольнения всех работников важно заметить, что причиной этому служит не процедура банкротства, а предшествовавшие этому действия руководства и собственников, которые и довели предприятие до столь плачевного состояния. В то же время в ходе процедуры банкротства работникам гарантируется, что увольнение будет проведено в рамках трудового законодательства, с соблюдением необходимых формальностей и выполнением всех установленных обязательств.

Значит, на самом-то деле банкротство - это по своей сути не разрушительная, а как раз созидательная мера, направленная в первую очередь на восстановление нормальной работы предприятия. Лишь те материальные ресурсы и структуры управления ими, которые в принципе не могут эффективно использоваться (т.е., грубо говоря, приносить прибыль), должны быть ликвидированы. Но в большинстве случаев, если опираться на приведенные ниже оценки, нет принципиальной необходимости ликвидировать предприятие.

2.3 Виды банкротства

В экономической практике выделяют несколько видов банкротства.

1. Реальное банкротство организации, характеризующееся неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие огромной суммы кредиторской задолженности не позволяют вести нормальную производственно-хозяйственную деятельность. Санирующими мероприятиями могут быть проведение конкурсного производства (ликвидация организации) или реорганизация.

2. Временное (условное) банкротство, которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукцией, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов.

3. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда в личных интересах и интересах третьих лиц.

4. Фиктивное банкротство - это ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов.

2.4 Механизм банкротства

Выделяются два механизма банкротства: 1) соответствующий стратегии кредитора и 2) соответствующий стратегии должника.

Для системы, в которой центральную роль играют банки, оптимальные процедуры предусматривают лишь механизм, соответствующий стратегии кредитора. Этот механизм определяется следующим образом. После того, как Кредитор возбудил дело о банкротстве, Менеджеру разрешается представить свои предложения относительно дальнейшей судьбы компании банкрота. Если Кредитор отвергает эти предложения, суд выносит решение о ликвидации компании и использует доходы от рыночной реализации конкурсной массы для погашения задолженности. Если же представленный Менеджером проект устраивает Кредитора, такой проект становится основой нового кредитного контракта.

Для хозяйственных систем, в основе которых лежит функционирование рынка капиталов, оптимальные процедуры банкротства предусматривают комбинацию двух различных механизмов. Если дело о банкротстве компании возбуждает Кредитор, суд прибегает к описанному выше механизму, соответствующему стратегии кредитора. Более сложные (рандомизированные) процедуры предусматриваются для случая, когда о банкротстве компании заявляет Менеджер. С вероятностью (1-r ) суд прибегает к тому же механизму, соответствующему стратегии кредитора, и с вероятностью r используется механизм, соответствующий стратегии должника. В последнем случае роли меняются: механизм, соответствующий интересам должника предполагает, что по решению суда Кредитор представляет на усмотрение Менеджера проект урегулирования возникших проблем. Если такой проект устраивает Менеджера, претензии владельцев долговых обязательств считаются удовлетворенными, и предложенный проект кладут в основу нового кредитного контракта. Если же Менеджер отвергает предложение Кредитора, прежний кредитный контракт сохраняет силу

Правила банкротства, существующие в ряде стран с нарождающимися финансовыми рынками, сильно ограничивают реальные возможности не только аукционных торгов, но и двусторонних компромиссных соглашений между участниками. Характерно, что переговоры между кредиторами и менеджерами обанкротившейся компании не играют серьезной роли в судебных процедурах банкротства не только во многих переходных экономиках, но и в странах Юго -Восточной Азии. Именно такие процедуры, всемерно ограничивающие действие конкурентных механизмов, открывают пути для «внешнего давления», коррупции и неэффективного администрирования.

Внутренним содержанием банкротства, как сложного экономического явления, является неэффективность бизнеса, а внешней формой -- его неплатежеспособность. Любое изменение внешней формы (неплатежеспособности бизнеса) производно от изменений внутреннего содержания (эффективности бизнеса). Неплатежеспособность, являющаяся внешней формой несостоятельности (банкротства), проявляется не сразу, а только на двух последних стадиях неэффективности бизнеса.

Соответственно можно выделить три вида неплатежеспособности предприятия: временная неплатежеспособность; промежуточная неплатежеспособность; абсолютная неплатежеспособность. В зарубежных странах процедуры банкротства применяются только при абсолютной неплатежеспособности.

Действующий закон закрепил следующее понятие несостоятельности (банкротства) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Общая идеология законодательства о несостоятельности ориентирована на гипотетически саморегулирующийся "чистый" рынок, где "невидимая рука" конкуренции автоматически перераспределяет наиболее оптимальным образом трудовые и материальные ресурсы общества. Этот фактор в совокупности с несовершенством инфраструктуры рынка и слабостью правовой системы привел к тому, что применение института несостоятельности предприятий в некоторых развивающихся странах (например, Россия) стало не созидательной, а разрушительной мерой.

В настоящее время помимо судебных процедур банкротства, предусмотренных для предприятия-должника Законом, широкое распространение получило искусственное банкротство. Механизм реализации схем искусственного банкротства осуществляется в рамках Закона. Различают несколько разновидностей подобных схем приведения предприятия к банкротству: ложное банкротство, манипулирование законом, дополнительная эмиссия акций, освобождение от долгов, реорганизация путем выделения.

Актуальность повышения корректности диагностики наличия ложной экономической несостоятельности и ложного банкротства определяется тем, что совершение действий, имеющих такие признаки, представляет особую опасность для общественных отношений, в связи с чем данная категория была отнесена к уголовно наказуемым правонарушениям и закреплена в ст. 238 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Законодательство об экономической несостоятельности и банкротстве является важным как с позиций обеспечения эффективности работы реального сектора экономики, так и качества кредитования и банковских активов. В законодательствах стран с развитой экономикой предусмотрены различные подходы к регулированию ситуаций криминальных банкротств и, в частности ложных банкротств. В Республике Беларусь в2008 г. вступила в силу новая редакция Инструкции по определению наличия (отсутствия) признаков ложного, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключения по данным вопросам, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 129.

2. 5 Система банкротства в Республике Беларусь

Рассмотрим существующую систему банкротства в Республике Беларусь.

Одним из основных элементов института банкротства и национальной системы экономической несостоятельности (банкротства) Республики Беларусь является орган государственного управления по делам о банкротстве - Министерство экономики в лице его структурного подразделения - Департамента по санации и банкротству. Деятельность Департамента нацелена на формирование и проведение государственной политики по правовому регулированию экономической несостоятельности (банкротства) и обеспечению условий реализации процедур банкротства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Орган государственного управления по делам о банкротстве образует территориальные органы по делам о банкротстве, полномочия которых устанавливаются в пределах его компетенции.

Закон о банкротстве предоставляет неплатежеспособному должнику действенные механизмы санации; предусматривает обязательность принятия учредителями должника своевременных мер по предупреждению банкротства (ст. 15); обязательность подачи заявления должника и суд (ст. 8) не позднее одного месяца с момента наступления соответствующих оснований; субсидиарную ответственность по обязательствам должники ли банкротство должника по вине его учредителей, собственника, руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания. Ответственность наступает также за преднамеренное, ложное банкротство (ст. 9), за сокрытие банкротства или срыв возмещения убытков кредитору (ст. 36).

12 ноября 2003 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее -- Указ № 508). Главными вопросами, которые должны быть решены в соответствии с Указом № 508, являются: усиление координирующей роли государства в процедуре банкротства, перенесение центра тяжести на досудебные формы работы с должниками, и в этой связи, повышение ответственности собственников, учредителей, участников, руководителей организаций, исполкомов всех уровней, министерств и ведомств по предупреждению банкротства.

В связи с этим, Указом дифференцирован подход к применению законодательства о банкротстве по кругу лиц, установлена обязательность исполнения должником мер по досудебному оздоровлению, усилены роль и ответственность государственных органов как в процедуре банкротства, так и на стадии досудебного оздоровления, изменены статус управляющего, требования, предъявляемые к его кандидатуре.

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами в порядке, установленном настоящим Законом.

Неплатежеспособное, но еще имеющее шансы на восстановление своей платежеспособности предприятие, подав заявление должника, выигрывает этим время на стабилизацию финансового положения, поучает судебную защиту от финансовых исков кредиторов, штрафов, пени на это время, льготные условия их последующих выплат, прямую и косвенную финансовую поддержку со стороны. Кроме того, это своеобразная попытка не допустить проникновения криминальных структур в сферу передела собственности, делать процесс расчета с кредиторами открытым и прозрачным для общества. А это, в свою очередь, снижает возможный личный риск, с которым сталкивается большинство должников. Важным моментом является также то, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Механизм контроля со стороны суда за проведение процедуры банкротства должен исключить возможность злоупотребления со стороны управляющего, должника и кредиторов, обеспечивать максимальную защиту их интересов. Законом предусмотрен также ряд антикоррупционных мер.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

· защитный период;

· конкурсное производство;

· мировое соглашение;

· иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Законом.

Конкурсное производство включает следующие процедуры:

o санацию;

o ликвидационное производство.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд принимает (выносит) один из следующих актов:

§ решение о банкротстве с санацией должника;

§ решение о банкротстве с ликвидацией должника;

§ определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Парадоксальным, на первый взгляд, представляется ответ на вопрос: зачем же фирмы и целые государства вообще возвращают долги? Оказывается, затем, чтобы вернуться на рынки капитала и продолжать отдалживать! В этом контексте процедура банкротства и, прежде всего, санация - почти идеальный помощник для кризисного предприятия.

На период санации в процедуре банкротства вводится особый порядок осуществления финансовых расчетов, позволяющий предприятию осуществлять свою хозяйственную деятельность в режиме своеобразного финансового инкубатора. Все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном законодательством о банкротстве (ст. 90). Приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника до прекращения производства дела о банкротств или до завершения ликвидационного производства (ст. 91).Приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженности должника (ст. 90).

Должнику могут быть предоставлены дотации, субсидии, субвенции, а также оказана иная финансовая помощь из специального фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве (ст. 133).

По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным бязательствам, могут быть предъявлены к оплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации, если иное не предусмотрено Законом (ст. 128).

Должник может сам выбрать кандидатуру управляющего, ознакомившись с результатами его предыдущих работ, служебными характеристиками.

Управляющий разрабатывает план санации и может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства. Его основными задачами в процедуре санации являются: восстановление платежеспособности должника; обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц; урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной законом очередности.

С момента открытия конкурсного производства управление делами и имуществом должника возлагается на антикризисного управляющего. Управляющий осуществляет деятельность по возврату имущества должника, в том числе предъявляя требования к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником (ст. 104, 105).

После открытия конкурсного производства управляющий составляет список имущества и долгов должника с указанием стоимости имущества, размеров и видов долгов по каждому кредитору и представляет его в хозяйственный суд. Включая в число мер по санации продажу предприятия, законодатель исходит из того, что просто обанкротить предприятие и ликвидировать его кредитору невыгодно. Эта мера санации применяется в том случае, когда продажа предприятия на торгах как единого имущественного комплекса позволяет достичь целей санации (то есть рассчитаться по долгам или заключить мировое соглашение при недостаточности вырученной суммы), и при этом возможно продолжение деятельности должника при условии, что она (мера) не противоречит государственным или общественным интересам. В этом случае платежные обязательства должника, существующие на дату принятия судом заявления о банкротстве должника, не включаются в состав предприятия. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника. При недостижении мирового соглашения хозяйственный суд на основании заявления управляющего принимает решение об открытии ликвидационного производства.

Профилактика банкротства как системного заболевания экономики предприятия основывается на анализе его финансового состояния и диагностике экономической несостоятельности (банкротства). В этом Закон опирается на правила проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника, которые в соответствии со ст. 37 Закона устанавливаются органом государственного управления по делам о банкротстве.

3. Нужно ли вводить институт банкротства частных лиц

В соседних странах в последнее время активно обсуждают необходимость создания института банкротства частных лиц. По мнению инициаторов нововведения, это могло бы решить проблему резкого роста задолженностей по кредитам.

Например, в России, где по некоторым оценкам "трудными" оказались около 12% выданных банками потребительских кредитов, нерадивым заемщикам появление нового института грозит конфискацией имущества. Причем не только своего, но и друзей, и родственников, и с оглаской в прессе. Белорусский же финансовый сектор пока придерживается мнения, что признавать человека банкротом несколько некорректно.

По данным Американского института банкротств, в США в этом году частное банкротство объявили почти 1 млн. человек. До 96 % всех подобных дел в судах Америки связано именно с частными лицами. В Германии с 2001 года число банкротств граждан выросло с 20 до почти 140 тыс.

В минувшем году подобный закон был принят в Польше. Наши западные соседи определили, что это реальное спасение для тех, кто попал в так называемую долговую спираль - нарастающую задолженность из-за невозможности выплачивать проценты. Поляки решили: банкротство можно объявлять не чаще чем один раз в 10 лет и только через суд. Должник в данном случае оказывается в выигрыше - у него будет 5 лет на выплату основной части долга за счет своих доходов или продажи имущества, а вот остальные штрафные накрутки по нему аннулируются. Правда, чтобы у заемщиков не было соблазна раз в десятилетие пользоваться халявными деньгами, в польском законе есть пункты, которые многих потенциальных банкротов могут отпугнуть от оглашения своей финансовой несостоятельности. Один из них гласит, что к имуществу, которое придется продать для покрытия обязательств банкрота, относится и его жилье.

В Беларуси говорят: наши реалии пока далеки от необходимости введения института частного банкротства, поскольку в рамках действующего законодательства процедура давно урегулирована. К тому же, как известно, в нашей стране частные лица - должники ответственные. По сведениям Национального банка, в резко выросшей за последнее время доле проблемных платежей до отметки 2,68 % доля граждан ничтожно мала - 0,1-0,2 %. В ведомстве отмечают: это не только белорусская специфика, традиционно во всем мире именно физические лица оказываются куда более дисциплинированными плательщиками по кредитам, нежели предприятия и организации. Банкиры утверждают, что необходимости принимать законодательство о банкротстве нет благодаря тому, что в стране неплохо работает институт поручительства. Если заемщик по каким-то причинам не платит, его долг всегда можно взвалить на другого.

Как говорят в Минюсте, белорусские судебные исполнители взыскивают сегодня порядка 70 % средств по исполнительным документам судов. Если сравнить эти данные с теми, которые имеются у наших ближайших соседей, то это немало: в Литве процент исполнения составляет 15-20%, а в России - около 30%. "Тем не менее уровень реального взыскания в нашей стране можно назвать недостаточным, - говорит пресс-секретарь ведомства Людмила Мазан. - Но взыскать 100 % сумм по исполнительным документам невозможно из-за образа жизни тех должников, у которых вообще нет никакого имущества и воздействовать на которых чрезвычайно сложно".

Проблемы возникают даже при жилищном кредитовании, когда залогом выступает приобретенная квартира. Если проштрафившийся гражданин не имеет иного жилья, то его по закону можно выселить только на метры социального жилищного фонда. Что это за фонд и кто его должен предоставлять, не совсем ясно.

Заключение

Институт банкротства - один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных.

Расширение масштабов применения процедур банкротства не может не обнадеживать, но оно же и вызывает опасения. Ведь чем мощнее оружие, тем серьезнее ответственность им владеющего.

В белорусских условиях воздействие института банкротства на состояние и развитие экономической сферы представляется крайне неоднозначным, особенно применительно к деятельности промышленных предприятий. Анализ состояния и тенденций развития промышленности показывает, что доля убыточных предприятий в большинстве отраслей остается достаточно высокой. Практика реализации процедур банкротства свидетельствует о наличии значительного комплекса проблем, связанных с изменяющимися условиями конкуренции. В частности, интеграция Беларуси в мировую экономику требует от отечественных организаций более эффективного функционирования. В мировой практике никогда не было прецедентов перевода страны, прожившей 70 лет при социализме, на рельсы рынка. Уникальна ситуация, когда большинство крупных промышленных предприятий - потенциальные банкроты, уникальна социально-психологическая обстановка в стране. Очевидно, что нет готовых рецептов и апробированные на Западе схемы вовсе не обязательно заработают у нас. Никакая экономическая теория не спасет, единственно возможный метод - проб и ошибок. Провозглашенный руководством страны курс на модернизацию экономики обусловливает необходимость совершенствования института банкротства и переход к более системному его правоприменению.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Причины и виды финансовой несостоятельности. История развития института банкротства, его основные процедуры. Диагностика финансового состояния ОАО "Аэрофлот" и ОАО "ЗИЛ" с использованием зарубежных и отечественных методик прогнозирования банкротства.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2012

    Понятие и виды несостоятельности (банкротства). Основные процедуры и регулирование процессов банкротства, его нормативно-правовое регулирование. Анализ финансового состояния и вероятности банкротства предприятия, программа по антикризисному управлению.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    контрольная работа , добавлен 29.05.2014

    Стадии финансового кризиса на современном предприятии, зарубежные и отечественные методики прогнозирования банкротства. Разработка направлений и мероприятий финансового оздоровления предприятия, перспективы и ожидаемые результаты данного процесса.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2012

    Теоретические основы и законодательно-нормативное регулирование отношений несостоятельности и банкротства. Сущность, виды и причины, методы оценки и прогнозирования вероятности банкротства, план финансового оздоровления и укрепления платежеспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2011

    Суть и особенности банкротства предприятия. Последствия банкротства для предприятия и экономики в целом. Анализ современного состояния банкротства предприятий в РФ. Характеристика способов и мер по предубеждению финансовой несостоятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2017

    Причины и виды несостоятельности. Процедура финансового оздоровления. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Диагностика вероятности его банкротства. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Процедуры банкротства, применяемые к должнику. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Этанол" и прогнозирование его банкротства. Защитная и наступательная тактика оздоровления, стратегия предупреждения банкротства предприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2011

    Рассмотрение в суде дела о банкротстве, главные особенности процедуры для должника и кредитора. Сущность реальной, технической и криминальной разоренности. Аспекты деятельности государства в развитии института банкротства в современных условиях.