Федеральные и региональные программы охраны здоровья населения. Целевые программы как инструмент федерального и регионального прогнозирования развития сферы здравоохранения

Одним из методов государственного регулирования здравоохранения является целевое регулирование здравоохранения или его программирование. Целевые программы предусматривают развитие конкретных видов медицинских услуг и предоставление их отдельным группам населения. Например, правительством Российской Федерации издано распоряжение от 11 декабря 2006 г. №1706-р об утверждении федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)». В эту программу включены следующие подпрограммы: «Сахарный диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путём», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония» и «Вакцинопрофилактика».

На протяжении многих лет, в силу своей ответственности за местные и частные вопросы здравоохранения, провинции также увеличили свою роль в области здравоохранения. В провинциях лежит ответственность за регулирование практики медицинской профессии, выдачу лицензий для медицинских сестер и других медицинских работников, а также определение стандартов практики, применимых к больницам. Министерство здравоохранения управляет провинциальными системами медицинского страхования и финансирует строительство медицинских учреждений и предоставление определенных услуг в области общественного здравоохранения.

В случаях экологических катастроф, военного положения, эпидемий и т.п. разрабатываются соответствующие чрезвычайные программы. Выделяют, кроме того, общегосударственные, региональные, отраслевые программы.

Государственное программирование в здравоохранении - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами государства, гарантирующие развитие отрасли в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу экономических отношений в здравоохранении, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в данном секторе экономики в соответствии с потребностями общества в охране и укреплении здоровья.

Во всех докладах утверждалось, что ресурсы, выделенные на здравоохранение, являются адекватными, но просят внести изменения в их управление и распространение. Он призвал к определению здоровья, которое включает в себя другие аспекты, помимо медицинского обслуживания, например, образование, жилье, занятость и окружающая среда. В этих докладах предлагается переход от мира, где здравоохранение институционализируется в мире, где оно предоставляется сообществом и где люди имеют возможность участвовать в принятии решений с поставщиками. услуг.

Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх национальных проектов. Цели проекта : укрепление здоровья граждан.Повышение доступности и качества медицинской помощи Развитие первичной медицинской помощи Возрождение профилактического направления в здравоохранении Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью Основные направления. В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия: подготовка и переподготовка врачей общей практики. повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

Они выступали за улучшение регионального управления услугами и человеческими ресурсами, включая врачей; они задавали вопросы об эффективности и эффективности нынешней системы и призывали к оценке медицинской практики и систем оказания помощи. Поскольку сотрудничество и сотрудничество между федеральным правительством и правительствами провинций и территорий имеют важное значение, были созданы различные механизмы для обеспечения того, чтобы представители здравоохранения встречались для обсуждения вопросов и их решений.

Конституция дает федеральному правительству возможность приобретать финансовые ресурсы за счет налогов и заимствований и тратить эти деньги по своему усмотрению в любой области при условии, что законы, разрешающие эти расходы не посягают на провинциальную юрисдикцию. Предлагаемая финансовая помощь стала источником новых средств для провинциальных департаментов здравоохранения для планирования и организации услуг, здравоохранения и строительства больниц. Это также позволило обеим уровням правительства обсудить ежегодные расходы и сравнить вопросы и решения.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

Эти законы, которые требовали, чтобы все провинции соответствовали определенным условиям, рассматривались как второй шаг в развитии национальной системы медицинского страхования. Федеральное правительство установило, что контроль над расходами не подходил, в то время как в некоторых провинциях было жалуется, что это слишком ограничительно, чтобы позволить только расходы на больницу и медицинские расходы в то время, когда люди начинают осознавать достоинства здравоохранения. программы по уходу за населением и профилактические программы, предлагаемые специалистами здравоохранения, которые не были врачами.

А так же укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано: повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи


строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

В соответствии с формулой «Финансирование блока» федеральное правительство предоставляет каждой провинции пропорциональную долю своего населения в денежной форме и в виде налоговых пунктов. Провинции должны распределять эти платежи в рамках финансирования программ здравоохранения, но они не обязаны брать эквивалентные расходы.

Положения двух предыдущих законов были пересмотрены в новом законе; он подтверждает принципы, лежащие в основе национальных программ, а именно государственное управление, всеобъемлющую защиту, универсальность, переносимость и доступность. Чтобы получить полный федеральный взнос, провинции должны были соответствовать определенным условиям. Им было дано три года, чтобы отменить дополнительные биллинговые и умеренные сборы, если они хотели вернуть средства, удерживаемые. После крупных федерально-провинциальных дебатов все провинции выполнили требования Закона Канады о здравоохранении на 1 апреля.

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Это побудило некоторых наблюдателей сделать вывод о том, что федеральное правительство больше не может применять критерии Закона о здравоохранении Канады с прекращением денежных переводов в провинции, поскольку оно не может криминализовать провинции, которые нарушают критерии, установленные в Законе. Провинции говорят, что, учитывая финансовое давление, им очень сложно поддерживать одинаковый уровень обслуживания.

Министр финансов указал, что новая передача будет подчиняться определенным условиям и что Закон Канады о здравоохранении будет по-прежнему применяться. В Канаде, где государственное и универсальное медицинское страхование предоставляет медицинские и больничные услуги, два потока медицинских услуг - финансирование и организация - всегда были тесно связаны.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Принимая медицинскую страховку как инструмент финансирования услуг, существующие инструменты для организации этих услуг были приняты одновременно. Канада предоставляет всеобщее медицинское страхование своему населению через программы медицинского страхования, финансируемые за счет федеральных и провинциальных доходов. Провинциальные власти создают свои собственные программы медицинского страхования в соответствии с национальными стандартами, которые закреплены в Законе о здравоохранении Канады. В настоящее время схема медицинского страхования оплачивает стоимость услуг, большинство из которых предоставляются врачами в их офис в соответствии с режимом оплаты акта, а также в больницах, большинство из которых управляются советами Частные некоммерческие организации, имеющие глобальные бюджеты.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд. Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по "северной надбавке". Финансирование северной надбавки на 2008 год так же не предусмотрено, хотя суды выносят решения о необходимости выплачивать ее конкретным работникам, обращающимся за этим в судебные органы. Более подробно. О проекте «Здоровье» Имеющиеся проблемы:

По всей стране врачи и больницы поглощают почти половину из 100 миллиардов долларов, которые, по оценкам, будут направлены на здравоохранение. Очевидно, что врачи оказывают сильное влияние на все расходы системы, включая количество и характер действий и процедур, практикуемых в частной практике и государственных больницах.

Помимо традиционного ухода за больницами и врачами, существует целый ряд других услуг и программ, которые способствуют здоровью. Некоторые медицинские услуги могут быть очень полезны другим специалистам, например медсестрам, хиропрактикам, акушеркам и физиотерапевтам, а также в других учреждениях, таких как клиники в общинах, возможно, более эффективно и экономичнее, чем в настоящее время. В течение следующих нескольких десятилетий необходимо будет преодолеть менталитет, что медицинское обслуживание и больничная помощь являются основными определяющими факторами устойчивого прогресса в области здравоохранения.

высокий уровень общей смертности населения (16,0 случаев на 1000 человек), особенно среди мужчин трудоспособного возраста; ежегодно в России признаются инвалидами более 1,1 млн. человек;

остается низкой ожидаемая продолжительность жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в т.ч. у мужчин - 59 лет, женщин - 72 года. По этому показателю Россия занимает 134-е место в мире;

Закон Канады о здравоохранении обеспечивает равный доступ к услугам и здравоохранению; однако он не гарантирует доступ к условиям, которые приводят к хорошему здоровью, что может включать, как показывают многие исследования, экономический статус, возраст, оккупация и этническое наследие. В Канаде жить в городе или в стране является еще одним определяющим фактором. Для удовлетворения конкретных потребностей разных клиентов необходимо выполнить различные меры.

Экономический статус является одним из основных факторов, влияющих на смертность, заболеваемость и инвалидность. Члены групп с низким доходом умирают моложе, живут более здоровые жизни меньше и более подвержены повышенному кровяному давлению, хроническим респираторным заболеваниям и психическим расстройствам, чем другие. Кроме того, они менее склонны использовать медицинские услуги и практиковать здоровый образ жизни. Среди неблагополучных групп наиболее вероятными могут быть пожилые люди, безработные, получатели социальных пособий, одинокие матери и представители меньшинств, такие как туземцы и иммигранты.

укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 56 %, при среднем возрасте врачей 52 года. Проблему усугубляет низкая зарплата - почти у 40 % врачей она ниже прожиточного минимума. Изношенность основных фондов учреждений здравоохранения достигла уровня почти 60 %.

высокий износ оборудования и санитарного транспорта (около 65 %) станций и отделений скорой медицинской помощи, на балансе которых находится 39000 автомобилей «Скорой помощи». Пути решения:

Возраст является еще одним определяющим фактором; молодые и старые не рискуют. У подростков и молодых людей обоих полов, которые переживают период биологических и социальных потрясений, дорожные происшествия являются основной причиной смерти, сопровождаемой самоубийствами, раками и убийствами. Пожилые канадцы более уязвимы к хроническим заболеваниям, связанным со старением, таким как сердечные заболевания, артрит и гипертония, а также различные формы старческого слабоумия, включая болезнь Альцгеймера.

Гендер придает еще одно измерение соображениям здоровья. Женщины живут дольше, чем мужчины, но чаще страдают хроническими заболеваниями. Они потребляют больше медицинских услуг, чем мужчины, вероятно, частично из-за их способности к прогрессу. Сердечная болезнь является основной причиной смертности женщин; однако терапевтические ответы рассчитаны на мужчин, и многие указывают на то, что женщины получают меньше медицинской помощи, чем мужчины. Молодые женщины подвергаются особому риску, включая расстройства питания и нежелательную беременность.

1. Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи

Переход на новые формы оплаты труда медицинских работников первичного звена отечественной медицины с целью материального стимулирования их деятельности по предупреждению заболеваний и привлечению в эту сферу квалифицированных врачей, в том числе молодых специалистов.

Характер работы и окружающей среды, в которой она осуществляется, влияет на здоровье работников. Мужчины и женщины часто подвергаются ежедневным рискам - химическим веществам, шуму, радиации, инфекционным агентам, психосоциальному стрессу - которые подрывают здоровье. Признано, что некоторые профессиональные задачи могут быть фактором болезней и смертности, но более сложно признать, что риски, возникающие в непромышленной среде, могут также приводить к хроническим заболеваниям.

Часто невозможно найти услуги, адаптированные к языковым и культурным различиям аборигенов, иммигрантов и культурных меньшинств. Прискорбные социально-экономические условия, в которых живут аборигены, явно способствуют высоким показателям самоубийств среди молодежи и чрезмерному распространению диабета и туберкулеза у взрослых.

Заработная плата врачей - терапевтов, участковых педиатров, врачей общей (семейной) практики в среднем вырастет на 10 тысяч рублей в месяц, а работающих с ними фельдшеров и медсестер - на 5 тысяч рублей

В эту категорию дополнительно также включены врачи и средние медицинские работники «скорой помощи», фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, размер оплаты труда которых предложено приравнять к уровню зарплат работников первичного звена. На финансирование этих расходов в 2006 году направляется 4,65 млрд. рублей.

Общие темы, которые не являются взаимоисключающими, возникают из федеральных и провинциальных / территориальных расследований и переговоров. Система здравоохранения, отражающая ценности канадцев, поможет сформировать эти ценности посредством принятия решений, касающихся ухода за больными. Как и другие элементы любой системы здравоохранения, затраты и ценности связаны.

Вполне вероятно, что канадцы в конечном итоге и коллективно решат, что они могут позволить себе потратить немного денег на вещи, которые для них наиболее важны. На федеральном и провинциальном уровнях были предприняты усилия для определения ценностей, которые будут определять решения в области здравоохранения. Согласно Комиссии Романовых, качество и доступность - это принципы, которые больше всего ценят канадцы. По-видимому, существует широкий консенсус в отношении того, что канадцы рассматривают медико-санитарную помощь как право для всех, принимая некоторые необходимые компромиссы.

При этом конкретный размер выплат будет прямо зависеть от объема и качества оказываемых услуг. В 2006 г данные выплаты будут осуществляться 59297 врачам и 63277 фельдшерам и медсестрам, в 2007 г. - 75107 врачам, 79527 фельдшерам и медсестрам.

(В 2006 году будет сформирован реестр участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики, проведена сертификация лечебно-профилактических учреждений и сформирован их реестр (соответствующий приказ готовится Мииздравсоцразвития РФ).

Минфин РФ > специальные счета ФОМС > счета в территориальных отделениях ФОМС > лечебно-профилактические учреждения. С этими медицинскими работниками будет заключать дополнительный договор, в котором для повышения ответственности за качество предоставляемых услуг будут определены конкретные условия работы на закрепленном участке.

С 1 июля 2006 г. эта мера будет распространена также на врачей, фельдшеров и медсестер «Скорой помощи», фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов. Реализацию перечисленных мер будут подкреплять:

постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования»; постановление Правительства РФ о порядке финансирования денежных выплат врачам общей практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам, работающим с ними;

приказ Мииздравсоцразвития России о критериях эффективности медицинских работников первичного звена для оценки результатов их деятельности. А также:

приказ ФОМС о порядке финансирования денежных выплат данной категории медицинских работников;

договоры между территориальными фондами ОМС и лечебно-профилактическими учреждениями об осуществлении денежных выплат.

Подготовка и повышение квалификации работников «первичного звена», укомплектование медицинскими кадрами участковой службы, снижение коэффициента совместительства до 1,1.

В 2006 г планируется подготовить 6 318 врачей, в 2007 г - 7 530, увеличив к 2008 г общую численность врачей этих категорий до 75 000, а медсестер - 90 000 (в н.вр. количество врачей - 57 600 человек, медсестер - 69 100 человек)

Их обучение будет проводиться в 44 образовательных учреждениях, высшего профессионального образования и 7 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования

В рамках работы по этому направлению Мииздравсоцразвития России предлагает методические рекомендации по обеспечению амбулаторно-поликлинических учреждений медицинскими кадрами, с учетом которых в 2006 году будет проведен анализ и мониторинг потребности субъектов РФ во врачах данной категории. С этой целью издан приказ Министерства о государственном задании на подготовку специалистов по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «ВОП».

В 2006 году предполагается заключить соглашения на подготовку соответствующих категорий медицинских работников но результатам проведения открытого конкурса среди образовательных учреждений, а уже с февраля 2006 г. начнется их подготовка в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. К концу 2006 года будет подготовлено 1500 врачей по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и 4808 врачей по специальностям «Терапия» и «Педиатрия». Укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи

Муниципальные медицинские организации будут оснащены современным рентгенографическим и эндоскопическим оборудованием, оборудованием для УЗИ, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Всего в 2006 - 2007 годах предполагается оснастить 11 024 амбулаторно-поликлинических учреждения, в т. ч. 478 детских поликлиник.

Мииздравсоцразвития России выпустило приказ «Об утверждении табеля оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений», а также проект распоряжения Правительства РФ о поручении Росздраву приобретения и передачи в безвозмездное пользование диагностического оборудования для АПУ, а Росздравнадзору - по осуществлению контроля за использованием указанного оборудования.

Министерство предполагает опреативно утвердить план-график закупки и поставки диагностического оборудования в субъекты РФ с учетом отбора АПУ, нуждающихся в первоочередном оснащении медицинским оборудованием в текущем году, после чего уже в конце февраля - начале марта состоятся первые конкурсные торги и начнется поставка оборудования в субъекты РФ. Всего в 2006 году планируется оснастить 5 085 медицинских учреждений. Укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

Предусматривается оснащение бригад скорой медицинской помощи современным санитарным транспортом. Всего в 2006 - 2007 годах планируется приобрести 12120 автомобилей, оснащенных медицинским оборудованием и средствами устойчивой связи в т.ч. 240 реанимобилей и столько же реанимобилей с кювезами (аппарат для выхаживания новорожденных).

В основном будут закупаться отечественные автомобили марки «Газель», а для отдаленных сельских районов - марки «УАЗ». Что касается реанимобилей, - то они будут приобретаться за рубежом (предположительно на базе автомобиля «Mepcedec», стоимостью около 70 - 80 тыс. евро каждый).

Общая сумма выделяемых из федерального бюджета средств составит за два года около 7,5 млрд. рублей.

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья

Возрождение профилактического направления в здравоохранении.

Ведение активного медицинского просвещения, направленного на формирование у населения навыков культуры здоровья, снижение масштабов алкоголизма и наркомании Принятие на государственном уровне мер по укреплению основ здорового образа жизни, развитию физической культуры, спорта и созданию условий, благоприятствующих росту рождаемости улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства, а также по обеспечению доступности и высокого качества медицинской помощи и возрождению профилактики заболеваний

Специальным постановлением Правительства РФ (отв. Мииздравсоцразвития России), предусматривается порядок закупки и передачи учреждениям здравоохранения антиретровирусных препаратов, диагностикумов для выявления и контроля лечения ВИЧ Необходимое количество препаратов будет определено на основании заявок субъектов РФ по количеству больных в каждом из них. Пройдут конкурсные торги, доставка препаратов в субъекты РФ - до 31 мая 2006 года.

В части профилактических мероприятий, Мииздравсоцразвития России предусматривает утвердить федеральную программу по профилактике ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С в наиболее социально-уязвимых к заражению группах населения, а также провести в 2006 г. конкурс на проведение данных работ

Иммунизация населения в рамках национального календаря

Ставится задача - добиться снижения заболеваемости гепатитом В - в три раза, краснухой - в десять раз, уменьшения числа заразившихся ВИЧ-инфекцией, снижения на треть частоты обострений (осложнений) хронических заболеваний и временной утраты трудоспособности

Всего для дополнительной вакцинации населения планируется произвести (закупить) более 57 млн. доз вакцин в 2006 г и 77,5 млн. доз в 2007 году, привить за два года против гепатита В - 25 млн человек краснухи -15 млн.. человек, полиомиелита -300 тыс. человек, против гриппа - 44 млн. человек

Предусматриваемое финансирование в 2006 - 2007 годах -10,8 млрд. рублей

Минздравсоцразвития России обязано уточнить численность населения, подлежащего прививкам (на основании заявок субъектов

Повышение качества обследования новорожденных детей

Будет создан координационный центр по введению программ обследования новорожденных детей. В целях раннего выявления у них врожденных наследственных заболеваний с 2006 г вводится дополнительное обследование. Охват этими мероприятиями составит 700 тыс. новорожденных в 2006 г. и 1,2 млн. - в 2007 г.

В рамках данного направления также предусматривается повышение квалификации врачей-генетиков медико-генетических консультаций субъектов РФ по вопросам лечения новорожденных (20.03. - 8.09.06).

На приобретение оборудования и тест-систем в 2006 г. из средств федерального бюджета направляется 400 млн. рублей, в 2007 г. - 500 млн. рублей. Планируется к середине июня 2006 года завершить поставку соответствующих материально-технических средств в регионы. Субъекты РФ, первыми получившие оборудование, приступят к проведению обследования в апреле 2006 г., остальные - по мере оснащения.

Дополнительная диспансеризация работающего населения

Планируется обследовать в 2006 г." 8,2 млн. человек, в т.ч. 3,8 млн. сельского населения, в 2007 г. -16,5 млн. и 7,6 млн. человек - соответственно.

На каждого обследованного в целях раннего выявления новых случаев заболевания формируется паспорт здоровья. Предусматривается финансирование: в 2006 г -2 млрд. руб., в 2007 г -4 млрд. руб.

Предусматривается до 30.05.2006 г. разработать специальное программное обеспечение для мониторинга проведения диспансеризации и в течение июня следующего года поставить в стационарно-поликлинические учреждения и участковые лаборатории с последующим обучением медицинских работников по его применению

Первый этап дополнительной диспансеризации пройдет в 2006 году, второй - в 2007 году. Предполагается, что началу диспансеризации будут предшествовать совещания руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ в федеральных округах.

В 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования направляется 17,5 млрд. рублей на диспансеризацию работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (эти средства в виде специальных трансфертов будут направлены для реализации в Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что со следующего года вводится программа «государственных родильных сертификатов» На практике это означает, что медицинские учреждения, которые будут вести женщину до 28 недель беременности, получат дополнительно по 2 тыс. рублей, а те из них, которые примут роды и окажут первичную помощь матери, - по 5 тыс. рублей, что призвано стимулировать деятельность тех медицинских учреждений, которые лучше будут оказывать услуги населению по родовспоможению.

3. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа

Строительство медицинских центров в федеральных округах

Будут дополнительно введены 6 новых медицинских центров в 2006 г., рассчитанных на 30 000 больных, и 9 центров в 2007 г. - на 65 000 тыс. больных. На эти цели направляются средства в сумме 12,6 млрд. рублей в 2006 г. и 19,4 млрд. рублей в 2007 г.

В Минздравсоцразвития России разработаны критерии отбора субъектов РФ, на территория которых будет осуществляться строительство центров. К ним отнесены: потребность в соответствующих видах дорогостоящей медицинской помощи, наличие высокопрофессиональных кадров врачей, медицинских ВУЗов для подготовки кадров, степень развития инфраструктуры и ряд др. Подкрепление - постановление Правительства РФ о создании указанных выше центров.

К концу 2006 года будет введено в строй три центра кардиохирургического профиля и такое же количество - по специальностям: травматология, ортопедия и эндопротезирование. При строительстве центров в 2007 году к данным направлениям еще добавятся нейрохирургия и репродуктивные технологии.

Всего предполагается построить по два таких центра в каждом из федеральных округов (место строительства еще одного пока зарезервировано), не создавая новых центров в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время поступило свыше 20 заявок о готовности субъектов РФ к строительству центров, которые анализируются федеральными органами.

Модернизация механизма предоставления высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение объема квот (операций) Планируется к 2008 г перевести медицинские центры в федеральных округах на работу в условиях государственного задания. Одновременно предусматривается внедрение в них системы «листов ожидания».

Нормативн-правовая база: приказ Минздравсоцразвития России о порядке направления граждан в федеральные медицинские организации (ФМО), Система организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в субъектах РФ.

В части, касающейся формирования механизма перевода ФМО на работу по государственному заданию, - приказ Министерства, включающий перечень ФМО, видов и объемов ВМП. Кроме этого, в течение 2006 г. планируется завершить формирование клинических стандартов и нормативов финансовых затрат в соответствии с перечнем видов ВМП.

В результате принимаемых мер обеспеченность населения в высокотехнологичной медицинской помощи увеличится в четыре раза (с 20 % до 80 % в 2008 году). Существенно возрастут качество и объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи: в 2006 г. ею смогут воспользоваться 128 тыс. человек; в 2007 г. -170 тыс. человек; в 2008 г. - 250 тыс. человек.

Таким образом, количество квот (операций) увеличится более, чем в 4раза.

Вопросы повышения доступности и качества медицинской помощи уже были рассмотрены на одном из заседаний Государственного Совета РФ.

В своем выступлении Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «возможности, создаваемые при реализации первоочередных мер национального проекта, необходимо в целом использовать для системной модернизации здравоохранения Мы сейчас направляем в эту сферу значительные ресурсы, которые должны создавать дополнительные стимулы к кардинальным изменениям в отрасли, в первую очередь для формирования полноценной законодательной базы и закрепления современных принципов работы отечественного здравоохранения. Время для отсрочек исчерпано полностью. Правительство и Федеральное Собрание должны в кратчайший срок принять необходимые законы».

Отмечено, что среди основных направлений реализации национального проекта «Здоровье» - не только повышение заработной платы медицинским работникам первичного звена, но и увеличение государственного заказа медицинским учреждениям на высокотехнологичные услуги, с одновременным повышением тарифов на них. В итоге, существенные прибавки к зарплате ожидают и врачей-специалистов.

Общероссийская программа
"Здоровое питание-здоровье нации"

Россия может быть здорова,
Она не может быть больна!

Исторический опыт и развитие науки о здоровье человека располагают убедительными данными о роли питания в развитии и поддержании адекватными требованиям среды обитания жизнеспособности, социальной активности, достойного качества жизни. В 1992 году в Риме 159 стран приняли Декларацию, в которой подтвердили свою решимость добиваться устойчивого благополучия в отношении питания для всех людей, и взяли на себя обязательства достичь этой цели. Россия была представлена на этой Международной конференции и приняла участие в теоретической разработке основных стратегически направленных действий в отношении питания:
- включение целей, планов и элементов, касающихся питания, в политику и программы развития;
- улучшение обеспеченности продовольствием домашних хозяйств;
- защита потребителей путем улучшения качества и безопасности пищевых продуктов;
- пропаганда и поддержка грудного вскармливания;
- забота о социально и экономически обездоленных и уязвленных с точки зрения питания, группах населения;
- профилактика и ликвидация недостаточности конкретных микронутриентов;
- пропаганда и поддержка правильного питания и здорового образа жизни;
- оценка, анализ и мониторинг ситуации в области питания;
- профилактика и борьба с инфекционными заболеваниями.
Для реализации выдвинутых задач в нашей стране были разработаны и приняты: Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации № 917 от 10.08.1998 года, второй этап Концепции государственной политики в области здорового питания, декабрь 2003 года; программа Межведомственной проблемной комиссии по медицинским вопросам питания - 16.04.2004 г.
Как видно из перечисленных направлений, проблема рационального питания населения имеет выраженное социальное значение и относится к категориям глобальных, играющих существенную роль в обеспечении качества жизни человека, его здоровья и продолжительности жизни. Поэтому реализация различных сторон обсуждаемого вопроса является не столько медицинской, сколько проблемой социальной.
Тем более, что анализ обсуждаемого вопроса показал, что в стране существует голод двух типов: ограниченность продуктов питания у населения с низким уровнем дохода (особенно в последнее десятилетие); у других выявляется голод на клеточном уровне из-за дисбаланса обменных процессов, связанных с дефицитом основных ингредиентов питания (белки, жиры, углеводы), витаминов, минеральных веществ. Второй тип голодания связан прежде всего с неумением правильно питаться, с отсутствием необходимых знаний о роли питания, культуры питания в формировании и поддержании здоровья и жизнеспособности.

Предпосылки послужившие созданию программы:
- отсутствие приоритетности категории сохранения собственного здоровья в самосознании россиян;
- перенос ответственности за свое здоровье на внешние факторы, в том числе на систему здравоохранения;
- сложившаяся в здравоохранении система лечения болезней, но не оздоровления людей;
- существующий голод двух типов (бедность и неграмотность в организации питания).
Цель программы: сохранение и улучшение качества жизни населения России, индивидуального здоровья человека в среде обитания.
Приоритетной задачей программы является формирование мировоззрения здорового образа жизни населения, используя механизм внедрения методов и средств оздоровительного питания, позволяющие координировать потребности общества и возможности государства.
Основные методологические принципы:
- здоровье человека - первоочередная ценность общества;
- питание основополагающая составляющая качества жизни;
- оздоровительное питание является условием выживания человека в экологически неблагоприятной среде;
- продуктивное кооперирование трудовых и финансовых ресурсов неправительственных общественных организаций, властных структур и бизнеса для оздоровления населения страны.
Механизм реализации программы: система региональных Центров оздоровительного питания (далее - Центр).
Важной задачей в целостном решении проблемы является создание и внедрение региональных программ здорового питания с учетом конкретных условий жизнедеятельности населения, позволяющих адаптировать человека к региональным условиям (социально-экономическим, экономическим, эт ническим и т.п.) при различном состоянии индивидуального здоровья. Естественно, что при этом необходимо учитывать данные мониторинга о состоянии геохимического и экологического статуса окружающей среды обитания, особенностей здоровья населения региона, номенклатуры средств оздоровительного питания, выпускаемых в регионе или имеющихся на региональном рынке. Основным направлением, механизмом реализации Программы является создание системы Центров различной формы собственности на единой методологической основе. Методики оздоровительного питания должны учитывать различные аспекты индивидуального здоровья человека, прежде всего состояние иммунитета и неспецифической резистентности, способность выводить метаболиты, особенности физического развития, имеющиеся заболевания (дефекты функционирования) той или иной системы организма. Практика показывает, что использование не отдельно взятых продуктов, какими полезными они ни были, а комплексных методик позволяет предложить каждому человеку научно обоснованный индивидуальный набор продуктов и индивидуальный режим питания. Центральным звеном внедрения Программы являются Центры, формируемые в округах: Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном.
В разработке положений о функционировании Центров приняли участие научные и общественные организации регионов, такие как:
- Департамент социального развития Правительства России;
- Институт питания РАМН;
- Сибирское и Северо-Западное отделения РАМН;
- Новосибирская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Уральская государственные медицинские академии;
- Ассоциация отечественных разработчиков и изготовителей биологически активных добавок к пище и специализированных продуктов питания;
- ООД "За здоровую Россию".
Основной задачей федеральных Центров является формирование общественного мнения о важности и необходимости сохранения здоровья путем нормализации питания, оказании практической помощи различным коллективам и отдельным людям в коррекции и реабилитации здоровья, используя методы оздоровительного питания, а также координация леятельности по обеспечению населения качественными и эффективными продуктами оздоровительного питания.
Формирование Центров происходит на основе единого научно-методического подхода с обязательным учетом региональной специфики. Развитие системы Центров позволяет привлечь дополнительные ресурсы для разработки новых форм организации работы с населением, внедрения средств оздоровительного питания, позволяющих повысить уровень здоровья граждан, формировать ценности здорового образа жизни, развивать систему пропаганды и просветительства. Все это в перспективе может способствовать не только сохранению, но и развитию здоровья населения и экономии средств на медицинское обслуживание.
За каждым Центром окружного значения закреплены направления коррекции пищевого статуса для курирования методических вопросов, разработки и производства базового продукта.
1. Дальневосточный ЦОП: жиры, в том числе полиненасыщенные жирные кислоты
2. Сибирский ЦОП: минералы, микроэлементы - (Н-МинГЕО);
3. Уральский ЦОП: сорбенты - (Оптисорб);
4. Северо-Западный ЦОП: витамины - (Нормовит);
5. Центральный ЦОП: белок - (Нормопротеин);
6. Приволжский ЦОП: углеводы, в том числе клетчатка;
7. Южный ЦОП: адаптогены.

Ожидаемые результаты реализации программы: объединение интересов Гражданского общества, Правительства и Бизнеса позволит осуществить координацию деятельности различных организационных структур в области индивидуального рационального питания человека в среде обитания, расширить возможности донесения не только проблемы, но и возможные варианты ее решения до различных категорий населения, а также привлечь дополнительные трудовые и финансовые ресурсы для разработки и внедрения методов и средств оздоровительного питания, позволяющих сохранить и повысить качество жизни граждан конкретного региона проживания, а также сформировать и поддерживать систему пропаганды, просветительства и образования, что может способствовать сохранению и улучшению здоровья граждан и их благосостояния.
Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации и Российская программа "Здоровое питание - здоровье нации", направлены не на замещение друг друга, а на прямое партнерское участие в формировании социально-экономической политики страны, на создание условий, обеспечивающих сохранение и улучшение здоровья, качества жизни населения РФ.
Источники финансирования: инициативное самофинансирование.
Директор программы: Новосёлова Татьяна Ивановна.

Концепция "Здоровое питание - здоровье нации"

Единицей наблюдения в Концепции является "Человек в Среде обитания". Выбранная единица наблюдения требует использования в Концепции непараметрических многомерных критериев. На основе разработки такой Концепции возможно построение методологии творческого синтеза для реализации программ создания системы Центров.

Цели и задачи
Концепция определяет систему целей и пакет задач для их реализации.
Основной целью Концепции является сохранение индивидуального здоровья и повышения качества жизни современного человека в среде обитания.
Основной задачей является формирование мировоззрения здорового образа жизни, сохранение высокой трудовой и социальной активности россиян.
Здоровье это не наличие или отсутствие болезней. Это сложное, многомерное понятие, включающее категорию обмена веществ.
Дисбаланс обмена веществ является общей предпосылкой развития патологии в тех или иных системах человеческого организма. Сохранение здоровья и накопление его следует рассматривать как личные усилия каждого. Баланс обмена веществ у каждого человека зависит от специфики региона проживания (учет пространственно-временных характеристик развития сдвигов в популяционном здоровье).
Задачей данной Концепции является пересмотр сущности понятия "Питание".
Питание - системный фактор обеспечения жизнедеятельности, влияющий как на физическое, так и на психическое состояние человека.
Индивидуальное функциональное питание является фактором, гармонизирующим баланс обмена веществ, как при отсутствии заболевания, так и при той или иной патологии.
Человек является частью среды обитания, и поэтому разработка любых мероприятий, касающихся его здоровья и качества жизни, лимит учитывать все сферы его бытия. Отсутствие до настоящего времени успехов в этом вопросе, несмотря на постоянный интерес к проблеме здоровья, можно объяснить недооценкой методологических подходов. При рассмотрении индивидуального здоровья как социальной категории недооценивается роль биологического фактора, а именно закономерностей индивидуального развития человека и тесной его связи со средой обитания.

Основные принципы
Концепция основывается на следующих принципах:
- здоровье человека - первоочередная задача правительства и общества;
- питание и качество жизни человека неразрывно связаны;
- оздоровительное (индивидуальное функциональное) питание является наиболее действенным профилактическим методом для широких кругов населения;
- оздоровительное (индивидуально функциональное) питание является предпосылкой выживания человека в экологически неблагоприятной среде;
- оздоровительное питание обеспечивает повышение уровня качества жизни, как здоровых людей, так и для лиц, входящих в группы риска, и страдающих от различных патологий;
- продуктивное кооперирование трудовых и финансовых ресурсов неправительственные общественных организаций, правительства и бизнеса для оздоровления населения страны.
Концепция строится на основе объединения усилий науки, производства и сферы потребления, на объединение позиций общества, правительства и бизнеса.

Тактические направления
Определены следующие направления:
- в области внедрения оздоровительного питания предусматривается проведение регионального мониторинга проводимых разработок, производства и потребления в этой сфере;
- формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы;
- в области научных исследований предусматривается на основании мониторинга, изучение спроса и региональной возможности формирование предложений по созданию временных творческих коллективов по разработке методов и средств оздоровительного питания, адаптированных к реальным условиям проживания населения;
- в области производства продуктов оздоровительного питания предусматривается на основании мониторинга формирование предложений по постановке на производство требующихся продуктов оздоровительного питания;
- в области потребления предусматривается разработка и внедрение комплекса информационно-методических программ, включающих пропаганду, просвещение, образование в различных слоях населения, в том числе в организованных коллективах.

Механизм реализации

Основным элементом механизма реализации является создание системы Центров различной формы собственности на единой методологической основе, согласно Положения об аккредитации Центров оздоровительного питания.