Когда появился суд присяжных. История суда присяжных. Что такое суд присяжных

Одним из основных направлений реформы судебной системы в России, стартовавшей в 1991 году, является возвращение практики суда присяжных. Возрождение этого института правосудия в правовую систему страны сопровождалось проблемами, связанными с организацией судопроизводства и вопросами законности вердиктов, вынесенных первыми поистине народными судьями.

В этой статье мы рассмотрим, что же такое суд присяжных заседателей и кто такие эти самые заседатели. Но для начала не помешает немного истории.

Присяжные в России

Суд присяжных заседателей возник в Древнем Риме во ІІ-І веке до нашей эры, где был известен как квестий (суд постоянных комиссий). Последователями римлян стали англичане, применявшие подобный вид правосудия в XII-XV вв., а после Французской революции он стал широко использоваться во всей Европе.

В России суд с участием присяжных заседателей появился в 1860-х годах, с приходом буржуазных идей на смену феодальным, и сразу же стал фундаментом для судебной реформы того времени. Но просуществовать долго такому суду не удалось. Свое функционирование институт присяжных прекратил в начале 1918 года в связи с тем, что революционные суды являлись больше карательными, нежели правосудными.

С 2004 года в РФ действует закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции», предусматривающий участие граждан России в качестве присяжных при осуществлении правосудия. На сегодняшний день примерно 15-20 % обвиняемых в совершении тяжких преступлений доверяют свою судьбу именно такому виду правосудия.

Что такое суд присяжных?

Юридически в России суд присяжных – это один из институтов существующей судебной системы, который состоит из коллегии и одного профессионального судьи. Коллегию составляют присяжные заседатели в количестве двенадцати граждан, специально отобранных случайным методом исключительно для определенного дела. В их компетенцию входит только решение вопросов факта и оглашение своего вердикта. Разрешение всех правовых вопросов, а также составление и вынесение приговора возложены на профессионального судью. Иными словами, присяжные заседатели могут лишь определить виновность подсудимого в совершении неправомерного действия, а судья определяет ему меру наказания или освобождает его от ответственности.

Какие дела рассматриваются судами присяжных в России?

Не каждое дело может быть вынесено на рассмотрение такого правосудия. В Российской Федерации участие присяжных заседателей возможно лишь в уголовном производстве. Список статей УК РФ здесь слишком велик. Вот лишь некоторые из них:

  • убийство (ч. 2 ст. 105);
  • похищение человека (ч. 3 ст. 126);
  • изнасилование (ч. 3 ст. 131);
  • бандитизм (ст. 209);
  • угон воздушного, водного судна, железнодорожного состава (ст. 211);
  • посягательство на жизнь государственного деятеля (ст. 277);
  • получение взятки (ч. 3, 4 ст. 290);
  • посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295);
  • посягательство на жизнь работника правоохранительного органа (ст. 317);
  • наемничество (ч. 1, 2 ст. 359) и др.

Кто же такие присяжные и по каким критериям их подбирают?

Списки кандидатов в присяжные заседатели формируются раз в четыре года высшими исполнительными органами власти каждого из субъектов Российской Федерации. Кандидатом может стать любой дееспособный гражданин России, достигший 25 лет, не имеющий судимости (неснятой или непогашенной), не привлекающийся к ответственности за преступление на момент отбора, не состоящий на диспансерном учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. Кроме этого он должен владеть языком судопроизводства. Все списки должны быть лично изучены и утверждены губернатором.

С чего начинается рассмотрение дела?

Уголовные дела с присяжными заседателями могут рассматриваться только после подачи обвиняемым соответствующего ходатайства. Оно может быть заявлено после окончания досудебного расследования и ознакомления его с материалами производства. Ходатайство оформляется в виде отдельного протокола. Рассмотрев его, судья выносит постановление, которое является окончательным. Другими словами, обвиняемый больше не будет иметь права отказаться от рассмотрения его дела судом присяжных.

Передача производства происходит в порядке предварительного слушания, в ходе которого подсудимый обязан подтвердить свое ходатайство, а судья должен отобрать нужное количество кандидатов (не менее 20 человек). Все это отражается в постановлении, выносимом по окончании слушания.

Формирование предварительного списка

Судья назначает заседание для формирования начального списка присяжных. В ходе него из основного и запасного списков методом случайного выбора отбираются кандидаты. Если кто-то из них утратил право быть таковым, он исключается из соответствующего списка.

В некоторых случаях председатель суда или председательствующий в деле судья по устному или письменному заявлению кандидата может освободить его от участия в процессе по следующим причинам:

  • если возраст кандидата больше 60 лет;
  • если кандидат – женщина, имеющая детей в возрасте до трех лет;
  • если кандидат в силу своих религиозных соображений не может принимать участие в осуществлении правосудия;
  • если отвлечение кандидата от основного вида деятельности может повлечь вред государственным (общественным) интересам;
  • если кандидат имеет другие уважительные причины.

Также судья имеет право освободить любого присяжного, чье объективное мнение вызывает сомнения вследствие наличия у него предвзятого отношения к делу, обвиняемому, незаконного давления на него или членов его семьи, а также его осведомленности в деле из различных других источников информации.

Другие участники процесса

Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей происходит при обязательном участии:


Формирование коллегии

Перед началом отбора присяжных в коллегию председательствующий судья знакомит кандидатов со сторонами процесса, рассказывает суть рассматриваемого дела, разъясняет им задачи и условия участия в осуществлении правосудия. Любой участник процесса имеет право задавать вопросы, в том числе и личного характера, кандидатам, которые могут помочь выявить обстоятельства, препятствующие честному процессу. На основании полученных ответов любое количество кандидатов может быть исключено из списков путем подачи мотивированных отводов.

Более того, каждая из сторон процесса имеет право на немотивированный отвод кандидатов, т. е. исключение их без указания каких-либо оснований.

Состав коллегии

Двенадцать кандидатов, которые первыми прошли по списку после отводов, – это основные присяжные заседатели. Следующие два или более (в зависимости от сложности и характера рассматриваемого дела) являются запасными, каждый из которых может заменить любого из основных, если тот по каким-либо причинам не сможет участвовать в заседаниях.

Сформированная коллегия путем голосования в совещательной комнате избирает старшину, после чего председательствующий судья оглашает текст присяги, приняв которую присяжные приступают к исполнению своих обязанностей. Кроме этого председатель разъясняет им, что они вправе делать в ходе процесса, а что нет.

Правила поведения присяжных

Коллегия присяжных заседателей имеет право:


Присяжные не вправе:

  • общаться с лицами, которые не входят в состав суда, на темы, связанные с рассмотрением конкретного дела;
  • самостоятельно производить сбор сведений по рассматриваемому делу;
  • нарушать тайну голосования, совещания;
  • покидать зал заседаний во время слушания дела;
  • обсуждать обстоятельства дела, высказывать о нем личное мнение до обсуждения этих вопросов при вынесении вердикта.

Судебное следствие

Следствие суда присяжных начинают вступительные заявления сторон процесса, где они излагают свою позицию, а также предлагают порядок ознакомления и рассмотрения представленных доказательств. Такие заявления не носят форму доказательств, они призваны разъяснить суть предъявленного обвинения и позицию обвиняемого по отношению к нему.

Далее происходит допрос свидетелей, обвиняемого и других участников процесса, рассмотрение представленных доказательств. Присяжные участвуют в установлении обстоятельств дела, а также могут задавать другим участникам заседания вопросы в письменной форме, но не лично, а только через председательствующего судью.

Судебные прения и реплики

По окончании судебного следствия начинаются судебные прения. Этот процесс заключается в оценивании в речах и репликах установленных в ходе судебного следствия обстоятельств дела. Он напоминает собирание рисунка мозаики из мельчайших частиц, причем здесь неважна хронология предоставления доказательств.

Позиции сторон в прениях могут существенно отличаться друг от друга и даже от действительной картины. Все это объясняется разными позициями сторон процесса. Заканчиваются прения предоставлением каждому участнику права на реплику. Адвокату и подсудимому дается право последнего слова.

Главные вопросы для присяжных

После последнего слова присяжные заседатели удаляются из зала заседаний. В это время председательствующий судья составляет перечень вопросов, подлежащих разрешению. Они оглашаются присяжным в присутствии старшины. Обязательными вопросами, включаемыми в вопросный лист в обязательном порядке, являются:

  • доказано ли, что противоправное деяние действительно имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил именно подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в его совершении.

Напутствующее слово и совещание

Огласив вопросы, судья берет напутствующее слово, в котором приводит текст обвинения, содержание уголовного закона, напоминает о доказательствах и установленных обстоятельствах дела. Также он разъясняет присяжным порядок совещания, напоминает их права и обязанности. После этого заседатели отправляются на совещание в совещательную комнату. Его ведет старшина. Если в процессе совещания возникает необходимость в получении дополнительных сведений, заседатели могут вернуться за ними в зал заседаний.

Вердикт присяжных заседателей и приговор

Процесс совещания и голосования происходит в условиях совершенной тайны. В это время присутствие посторонних лиц в комнате для совещаний не допускается. Все присяжные обязаны стремиться к единодушному принятию решения, но, если этого не происходит, старшиной принимается решение о голосовании. Оно касается получения ответов на указанные председательствующим судьей вопросы. Присяжные не имеют права воздерживаться при голосовании.

Все ответы старшина вносит в вопросный лист и считает голоса. После окончания голосования он подписывает лист и передает его председательствующему. Вердикт провозглашается старшиной по возвращении коллегии в зал заседаний.

Но это еще не все, ведь правосудие осуществляется председательствующим судьей и присяжными заседателями совместно. Оправдательный вердикт, провозглашенный старшиной, обязателен для судьи, и он обязан на его основании вынести оправдательный приговор. Но официальный представитель Фемиды может и оправдать обвиняемого, если сочтет его невиновным, даже в случае подтверждения его вины со стороны присяжных.

С 1 июня коллегия присяжных сможет рассматривать дела не только областных, но и районных судов, а состоять она будет всего из 8 человек, а не из 12. Такие изменения содержатся во вступившем в силу федеральном законе.

Присяжные смогут рассматривать уголовные дела об убийстве с отягчающими обстоятельствами или без них (ч. 1-2 ст. 105 УК), об умышленном тяжком вреде здоровью, повлекшем смерть (ч. 4 ст. 111 УК), о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, правоохранителя или лица, осуществляющего правосудие или расследование (ст. 277, 295 и 317 УК), а также дела о геноциде (ст. 357 УК).

Коллегии присяжных, рассматривающих уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов, уменьшатся с 12 до 8, а коллегии в районных и военных гарнизонных судах - с 12 до 6.

Суды уже начали уведомлять участников процессов. Например, накануне информация о новых судах присяжных появилась на сайте Забайкальского краевого суда. Там напомнили также, как стать присяжным. Ими могут стать дееспособные люди старше 25 лет, не имеющие судимостей. "Если вы получите по почте анкету кандидата в присяжные, просим ответственно отнестись к этому факту и проявить свой гражданский долг, ответив на вопросы анкеты и вернув ее в суд, вы этим самым даете согласие на участие в судопроизводстве в качестве присяжного заседателя", - сказано в сообщении суда.

Каждому присяжному суд платит вознаграждение в размере половины оклада судьи этого суда.

Труд присяжных оплачивается. Каждому присяжному заседателю суд выплачивает вознаграждение в размере половины оклада судьи этого суда, рассчитывая сумму по отработанным дням. Общая сумма должна выходить не меньше среднего заработка по месту основной работы присяжного. Также ему компенсируют проезд до суда и командировочные, если нужно.

Суд присяжных отличается от других процессов: в присутствии коллегии не рассматриваются вопросы о личности подсудимого и законности получения доказательств и их достоверности. В процессе исследуются только те моменты, которые по существу относятся к делу.

Адвокат, председатель московской коллегии адвокатов "Скрипка, Леонов и партнеры" считает, что количество дел с присяжными не сильно увеличится, потому что составы преступлений, которые могут быть рассмотрены с участием коллегии присяжных, получились достаточно "экзотические". Однако эксперт не отрицает, что "появление суда присяжных в районных судах - это чрезвычайно важный шаг".

Количество оправдательных приговоров при рассмотрении дел с участием присяжных, конечно же, увеличится, поскольку решения по делу будут приниматься простыми людьми, которые не обязаны отчитываться перед вышестоящими инстанциями за свой вердикт и не отягощены багажом службы в правоохранительных органах.

Адвокат Игорь Скрипка

По мнению адвоката, сокращение количества присяжных в коллегиях - спорное решение. Возможно, оно направлено только на уменьшение расходов. И при этом так и не устранено главное - присяжные по-прежнему не смогут оценивать достоверность доказательств. "Часто судья просто запрещает защите ссылаться на материалы дела или представлять присяжным вещественные доказательства, если они полностью опровергают версию обвинения. Следовательно, для коллегии присяжных заседателей такого доказательства нет, о нем нельзя говорить, его нельзя анализировать", - говорит Скрипка. В идеале присяжных нужно допустить до всех вопросов дела, заключает эксперт.

Несмотря на некоторые отмеченные недостатки, в России к новому закону положительное отношение. В регионах, например в прокуратуре Чувашии, ожидают "гражданской сознательности и активного участия" жителей республики в судах. По всей России сотни тысяч граждан получили письма от администраций и стали кандидатами в присяжные, потому что понадобилось увеличить количество людей для вхождения в коллегии. При этом у судов должен быть как основной, так и запасной список кандидатов.

Во всех 35 районных судах Москвы появятся свои коллегии присяжных, рассказала председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. "Если человек хочет, чтобы его дело слушалось с участием присяжных, то мы готовы к этому в любом суде", - заявила она.

Введение

3. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве видят в обеспечении права человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей, народных представителей. Для граждан это важная гарантия от необоснованной репрессии со стороны государства. Суд с участием присяжных заседателей, по сути, представляет собой еще одну форму реализации права гражданина участвовать в отправлении правосудия, фактически это одна из форм контроля общественности за данным видом деятельности.

Родиной института суда присяжных в его современном виде считается Великобритания. Его истоки следует искать в обыскных людях - местных жителях, обладающих определенным общественным положением и пользующихся доверием, - которых призывало себе в помощь правительство для расследования значительных дел экономического и судебного характера. Постепенно обвиняемые стали добиваться участия этих лиц в судебном разбирательстве.

На настоящий момент суд присяжных в Российской Федерации действует уже несколько лет. Согласно УПК РФ вердикт о виновности или невиновности обвиняемого выносит коллегия присяжных, т.е.12 граждан, отобранных путем случайной выборки из списка избирателей района. Подобный суд, с точки зрения общества, является самым справедливым и дает гарантию, что ни один невиновный никогда не будет осужден.

Тот факт, что суд присяжных просуществовал в дореволюционной России достаточно длительный срок, побуждает при анализе многих вопросов обращаться к теоретическим разработкам ученых-процессуалистов того периода.

1. Суд присяжных в Российской империи как результат судебной реформы в 1864 г.

Одним из значимых результатов Судебной реформы 1864 г. стало нормативное закрепление института присяжных заседателей в Уставе уголовного судопроизводства и в Учреждении судебных установлений.

Одним из главных аргументов против введения суда присяжных было наличие специальных познаний для разрешения уголовных дел. Известно, что необходимо не только обладать такими познаниями, но и умело их применять, для чего требуется навык, приобретаемый только в процессе судебной деятельности.

Возражения против данного аргумента основывались на том, что процессуальная деятельность распадается на две части: установление фактической стороны дела и применение правовой нормы. Последняя предполагает специальные юридические знания, но первая сводится к "обыкновенной логической деятельности, в основе которой лежат общие начала мышления и данные опыта". Поэтому, чем шире первые и богаче представлены последние, тем способнее суд к надлежащему решению вопроса.

Сторонники института присяжных заседателей отмечали также, что у профессиональных судей вырабатывается односторонность мышления, предубеждение в пользу виновности.

Аргументом против суда присяжных была и необразованность русского народа. Предполагалось, что незнание законов присяжными повлечет значительное количество оправдательных вердиктов. Как показала судебная практика, основной причиной постановления оправдательных приговоров было слабое предварительное следствие по уголовному делу, а не отсутствие специальных знаний у присяжных. В этой связи можно утверждать, что институт присяжных заседателей являлся стимулом лучшей работы судебных следователей, побуждал производить расследование уголовного дела качественно, досконально, объективно, предъявлять обвинение обоснованно, тем самым способствовал реализации целей уголовного судопроизводства: наказанию виновных и недопущению наказания невиновных в совершении преступлений.

Необходимо отметить, что уголовное законодательство того времени было сильно устаревшим и во многом уже не соответствовало реальной жизни. Нередко санкция уголовного закона была явно несоразмерна вине подсудимого. Поэтому формальное решение дела по букве закона нередко противоречило здравому смыслу. Причины преступности вообще и каждого отдельного преступления в частности в тот период в немалой степени были обусловлены социально-экономическим положением России. Такие мотивы, как голод и нищета, нередко становились причиной снисхождения присяжных при вынесении ими вердикта.

Присяжные заседатели все чаще показывали свою независимость от администрации, что привело правительство к необходимости изменения законодательства. В циркуляре Министерства юстиции от 28 февраля 1874 г. председателям окружных судов отмечалось, что в некоторых окружных судах процент оправдательных приговоров составил 40 - 50%, и взыскивалось требование о предоставлении в Министерство юстиции особых разъяснений, если количество оправдательных приговоров превысит 20% от общего числа. В период с 9 мая 1878 г. по 7 июля 1889 г. был принят ряд законов, изменивших Судебные уставы 1864 г., юрисдикция суда присяжных была существенно сокращена, из компетенции суда присяжных были изъяты дела о сопротивлении власти, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц. По подсчетам А.М. Бобрищева-Пушкина, в 1864 г. в компетенции присяжных находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, после 1889 г. осталось примерно 300 статей.

На вынесение вердикта сильное влияние оказывали ряд самых различных факторов: компетентность прокурора и адвоката, поведение и внешний вид подсудимого, потерпевшего и свидетелей на суде, общественное мнение .

Вместе с тем нельзя отрицать и наличие вынесенных несправедливых вердиктов. А.Д. Попова верно отмечает, что правосознание присяжных являлось отражением обыденного правосознания, поэтому порою обвинению было трудно отстоять свою позицию: деяние, за которое судился подсудимый, могло не восприниматься как преступное .

Нельзя не отметить, что проходившие открыто судебные слушания с участием присяжных способствовали изменению обыденного правосознания, правовой грамотности населения. Открытость и гласность процесса имели большое воспитательное значение. Кроме того, население все больше проникалось доверием к судебной власти, авторитет суда повышался.

Учрежденный Судебными уставами 1864 г. институт присяжных заседателей просуществовал до 1917 г., после чего был ликвидирован Декретом о суде N 1 наравне с другими судебными учреждениями.

2. Суд присяжных современность

С 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории Российской Федерации. Предоставленное ст.20 Конституции РФ и ст.30 УПК РФ обвиняемым право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей оказалось весьма востребованным. В 2004 г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всего в 2004 г. указанные суды рассмотрели по существу с участием присяжных заседателей 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всех рассмотренных судами этого уровня уголовных дел.

С участием присяжных заседателей суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Ошибки здесь должны быть максимально исключены .

Производству уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей посвящена целая глава в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

После заявления ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, судья выносит постановление, которое является окончательным и дальнейший отказ подсудимого от рассмотрения дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Участие представителей народа в качестве судей в уголовном судопроизводстве, несомненно, является признаком демократического государства. Формой такого участия является суд присяжных. Суд присяжных отличают четыре признака:

1) разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) организационная отделенность и независимость в осуществлении судейских функций коллегии присяжных и профессионального суда;

3) формирование коллегий присяжных из лиц, не обладающих профессиональными знаниями норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейского деятельности;

4) незнакомство присяжных с материалами дела до процесса, вынесения ими вердикта только на основании сведений, полученных в ходе судебного следствия. Присяжные заседатели избираются из представителей всего общества путем случайной выборки.

Согласно действующему законодательству РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

Судебная реформа началась как общественное дело группы учёных-энтузиастов во главе с заместителем председателя Комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР Б.А. Золотухиным. Ей предшествовали размышления и дискуссии в юридической и научной среде. В 1991 г. этой группой была подготовлена Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. В 1992 г. в Государственно-правовом управлении Президента РФ был создан отдел судебной реформы и судопроизводства, который начал систематическую работу по реализации Концепции судебной реформы.

В Законе РФ от 16 июля 1993 г. № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве в РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР" было закреплено положение, которое установило возможность рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных.

Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, прописанного в Конституции Российской Федерации, является независимая судебная власть. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей, в котором главный вопрос правосудия - вопрос о виновности подсудимого - решается «олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества -- присяжными заседателями», а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями.

Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Суд присяжных в субъектах РФ вводился поэтапно, начиная с 1 ноября 1993 г. Было выбрано 9 субъектов, которые представляли собой центр (Московская, Ивановская и Рязанская области), северо-запад (Саратовская и Ульяновская области), юг европейской части России (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область). От Сибири и Дальнего Востока был выбран Алтайский край. При отборе перечисленных областей и краёв учитывались многие факторы: позиция глав администраций, судей, начальников управлений юстиции, возможности материально-технического обеспечения судов. И только после этого суд присяжных начал вводится в других субъектах РФ. К 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действовали на всей территории Российской Федерации, за исключением Чеченской республики.

Образец суда присяжных в Российской Федерации был взят из англо-саксонской системы права.

20 августа 2004 г. принят ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» № 113-ФЗ, который закрепил основные положения суда присяжных.

Количество присяжных заседателей, участвующих в уголовном процессе, должно равняться двенадцати гражданам и двум запасным, на случай, если кто-то из основных присяжных не может явиться на процесс по уважительной причине.

В соответствии со ст. 12 ФЗ предоставляются следующие гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя:

  • 1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "O судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
  • 2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сегодня, как и в дореволюционной России, существуют требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

  • 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
  • 2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
  • 1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • 2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • 3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • 4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
  • 3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
  • 1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • 2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • 3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Судом присяжных уголовные дела могут рассматриваться только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше 15 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью38.

С участием присяжных заседателей суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Это убийства (ст. 105 УК РФ), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), организация незаконного вооружённого формирование и участие в нём (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст. 267), государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), вооружённый мятеж (ст. 279), диверсии (ст. 281), разглашение государственной тайны (ст. 283), получение взятки (ст. 290), воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299), фальсификация доказательств (ст. 303), дезорганизация учреждений, обеспечивающих изоляция от общества (ст. 321), разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наёмничество (ст. 359 УК РФ) и другие39.

Присяжные заседатели не знакомятся заранее с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, не имеют для них существенного значения. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.

В соответствии с ч. 1 ст. 339 УПК РФ присяжным заседателям по рассматриваемому с их участием уголовному делу необходимо разрешить три основных вопроса:

ь доказано ли, деяние имело место;

ь доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

ь виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

С этой целью присяжные заседатели должны осуществить следующие действия: участвовать в исследовании доказательств, заслушать мнения сторон - обвинения и зашиты - об имеющихся доказательствах, затем в совещательной комнате самостоятельно оценить предоставленные сторонами доказательства и вынести вердикт по вопросам, указанным в ст. 339 УПК РФ, руководствуясь не нормами права, а жизненным опытом и здравым смыслом. Постановление же приговора, применение уголовного и уголовно-процессуального закона, определение меры наказания подсудимому - дело судьи.

Суд присяжных - довольно дорогостоящая в экономическом и сложная в организационном плане процедура. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период; возмещаются судом командировочные расходы, a также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда; за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются; время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Созданный в настоящее время в России суд присяжных отвечает всем историческим свойствам данного института. Прежде всего, разграничена компетенция судей и присяжных заседателей. Профессиональный судья - судья права - ведет судебное заседание, решает юридические вопросы, в том числе о назначении наказания, возмещении ущерба и т. д. Присяжные же решают вопросы о доказанности деяния, виновности в нем подсудимого, а также заслуживает ли он снисхождения при осуждении. Вердикт присяжных не мотивируется, и присяжные не несут за него юридическую ответственность. Он может быть отменен Кассационной палатой только по мотивам нарушения процедуры. Судебное разбирательство основано на принципе состязательности. Закон требует обязательного участия в нем защитника и обвинителя, тогда как в обычном судебном процессе сторон может и не быть. К особенностям суда присяжных относится и то обстоятельство, что оценку доказательств по делу и принятие решения о виновности или невиновности подсудимого осуществляют лица, не имеющие юридического образования, что в какой-то мере осложняет работу государственного обвинителя, привыкшего до введения института суда присяжных иметь дело с судьями-профессионалами. Исследование доказательств непосредственно в ходе судебного следствия требует от сторон максимально наглядного и понятного представления их присяжным. Учитывая, что речи сторон в прениях обращены к непрофессиональным судьям, важен уровень ораторского мастерства обвинителя и защитника.

Суд присяжных в нашем государстве имеет специфические свойства и не является точной копией западного образца. Во-первых, сохраняется смешанная форма процесса, при которой обвиняемый знакомится со всеми материалами дела лишь по окончании предварительного расследования, свидетели и эксперты выступают как объективные источники доказательств, не будучи “на стороне обвинения или защиты”. Во-вторых, отечественное судебное разбирательство, в отличие от англосаксонского, не распадается на два отделенных друг от друга несколькими месяцами этапа: постановление вердикта и вынесение приговора. Наказание определяется судьей в том же процессе, хотя и без участия присяжных заседателей.

Судебное разбирательство в суде присяжных в соответствии с УПК РФ состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных частей: предварительного слушания, подготовительной части судебного заседания, формирования коллегии присяжных заседателей, судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого, постановки вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей, напутственного слова председательствующего, вынесения и провозглашения вердикта, обсуждения последствий вердикта, постановления приговора. При законодательном регулировании данной стадии уголовного процесса принимается во внимание как мировой, так и отечественный опыт функционирования суда присяжных.

В России нет легального определения суда присяжных заседателей. Когда мы говорим о легальном определении, мы имеем в виду определение, которое есть в законе, которое вытекает из закона. О суде присяжных упоминается в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в Федеральном законе РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Но что это такое - нигде не определяется.

Что такое суд присяжных

Если попробовать сформулировать определение суда присяжных своими словами, то получится следующее: это граждане Российской Федерации, которые имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве судей, но непрофессиональных, поскольку суд присяжных заседателей решает только самые общие вопросы, не вдаваясь в профессиональные, юридические термины. Основных таких вопроса три: виновен ли подсудимый, доказана ли его вина и заслуживает ли он снисхождения? Здесь не поднимается вопрос о квалификации деяния: было ли это убийство при отягчающих или убийство при смягчающих обстоятельствах. Присяжные не решают профессиональных вопросов, не решают, какое наказание назначить. Они могут просто сказать, что подсудимый, например, заслуживает снисхождения, - и тогда наказание будет меньше.

Присяжные заседатели решают вопрос о вине подсудимого с точки зрения человеческих и моральных ценностей, учитывая при этом свой жизненный опыт. Есть дела, когда участие граждан необходимо в осуществлении правосудия, - взять, например, убийство, часть первую 105-й статьи. Убийство может быть совершено по совсем разным мотивам: на почве личных неприязненных отношений, при распитии спиртных напитков, это может быть убийство из ревности, наконец, это может быть убийство из сострадания, то есть эвтаназия, когда удовлетворяется просьба больного, которому осталось совсем недолго жить, он испытывает сильные боли, и для того, чтобы облегчить его жизнь, другой человек принимает решение об убийстве. Это все равно будет одно преступление - убийство. Однако, при учете всех мотивов, что наказание может быть совершенно разное. В некоторых случаях можно даже принять решение об оправдании такого лица, исходя из каких-то человеческих ценностей. Решает этот вопрос не один человек, потому что в этом случае все может быть предвзято и слишком субъективно, а целая коллегия присяжных заседателей, которая сейчас должна состоять не менее чем из 12 человек. Однако наш закон допускает, что всего присяжных может быть до 18 человек.


История суда присяжных

Суд присяжных начал работать в России в 1864 году после судебной реформы. Старый суд ликвидировали, а судебная власть стала независимой от административной. До этого все судебные процессы были тайными и письменными, а после реформы они стали больше похожи на процессы в нашем современном понимании. Дела стали вести открыто, устно, в них появился момент состязания и, самое главное, появился суд присяжных.

Разумеется, присяжными тогда могли стать только мужчины в русском подданстве не младше 25 и не старше 70 лет. Присяжными могли стать и мировые судьи, и гражданские чиновники, и крестьяне, которые занимались крестьянским общественным управлением, а всех остальных выбирали в соответствии с определенным количеством имущества. Если у тебя его было меньше нормы, ты не мог стать присяжным. Старый суд присяжных занимался только уголовными делами - этим наш суд присяжных до сих пор отличается от европейского, который позволяет присяжным рассматривать и гражданские дела.

Кто может и кто не может быть присяжным

Присяжным заседателем может стать не каждый человек. В Российской Федерации есть закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в 23-й статье которого определены требования. Присяжным заседателем не может стать человек, который не достиг 25 лет к моменту составления списков. И судьей может быть только тот, кто достиг 25 лет, а дальше ситуация может развиваться по-разному, потому что есть разные уровни судов, и в зависимости от того, какой вы судья, у вас повышается запрос на возраст. Судьей Конституционного суда можно стать только после 35 лет. Кроме того, еще есть стаж юридической специальности, но для присяжных заседателей стаж юридической специальности не требуется, однако требование к 25 годам есть.

Если у вас есть непогашенная, неснятая судимость, то вы не сможете стать присяжным заседателем. Если вы на момент составления списков являетесь недееспособным или ограниченно дееспособным, то тоже вам не быть присяжным, потому что в этой ситуации вы либо не можете нести ответственность за свои действия, либо можете, но не в полной мере. Если вы состоите на учете в психоневрологическом либо наркологическом диспансере в связи с лечением алкоголизма, наркомании, каких-либо тяжелых психических расстройств, то вы также не можете принимать участие. Если судом присяжных заседателей рассматриваются уголовные дела, то в этом случае не могут принимать участие в качестве присяжных подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, граждане, не владеющие языком, на котором идет судопроизводство, и граждане, имеющие физические или психические недостатки, которые будут препятствовать участию в деле.

Коллегия присяжных

В каждой коллегии назначается лидер, старшина (42-я глава УПК, начиная со статьи 324-й). Обычно стараются собрать как можно больше присяжных, потому что если уголовный процесс длится долго (а обычно он длится долго по тем делам, где есть присяжные заседатели), то к концу рассмотрения дела присяжных может стать, например, 11. Какие-то присяжные будут выбывать, а на их место будут вставать запасные. Однако если для процесса набрали 18 человек, то они все должны постоянно находиться на судебном заседании, а если один из них пропускает, то он автоматически выбывает. Может случиться так, что к концу рассмотрения дела останется всего 11 присяжных. Если такое произойдет, то придется распускать коллегию и собирать новую. И это большая проблема для адвокатов, для судей, для прокуроров: придется заново слушать дело.


Присяжными становятся добровольно

Быть присяжным - это обязанность или право? По-хорошему это общественный долг. Можно отказаться, но для этого должны быть какие-то основания, просто сказать «нет» нельзя. Как отказаться от того, чтобы быть присяжным заседателем? Во-первых, вы можете отказаться, если вам нет 25 лет, если вы не владеете языком, на котором идет судопроизводство, если у вас такое состояние здоровья, что вы не можете исполнять обязанности присяжных, - однако тогда вы должны подтвердить это медицинскими документами. Также вы можете отказаться, если достигли возраста 65 лет, если вы военнослужащий, если вдруг вы занимаете государственную или выборную должность в органах местного самоуправления. Разумеется, присяжным не может быть судья, прокурор, следователь, адвокат, нотариус. Даже если они прекратили осуществление своей деятельности, все равно должно пройти хотя бы 5 лет, чтобы они могли стать присяжными заседателями. Не может быть присяжным священнослужитель. Священнослужители не служат в армии и не могут быть присяжными заседателями.

Порядок выбора присяжных

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет два списка присяжных заседателей - общий и запасной. В него включается то число граждан, которое необходимо для работы суда присяжных заседателей. Они должны проживать на территории конкретного субъекта, число граждан от каждого муниципального образования должно примерно соответствовать числу граждан, постоянно проживающих в этом муниципальном образовании, и числу граждан, постоянно проживающих в субъекте. От каждого муниципального округа будут выдвигаться кандидаты. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, также определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта и составляет не более ¼ числа кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат включению в этот список присяжных заседателей.

В 4-й статье закона «О присяжных…» все это подробно описано. За процессом привлечения присяжных следит председатель суда. Он должен поднять этот вопрос не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели и принять меры к тому, чтобы все-таки были составлены новые списки кандидатов - их составляет исполнительно-распорядительный орган муниципальных образований (отдельно по каждому муниципальному образованию). Потом эти списки уточняются, подписываются главами муниципальных образований и представляются в высший орган государственной власти субъекта, который проверяет списки, подписывает и скрепляет их печатью. Дальше список публикуется в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержит фамилии, имена, отчества кандидатов в присяжные заседатели. Когда список составлен окончательно, он направляется в суд.

Граждане могут быть присяжными заседателями один раз в год в течение 10 рабочих дней. Но если рассмотрение уголовного дела было начато с вами в качестве присяжного и не окончилось к моменту истечения 10-дневного срока, то, соответственно, вы будете заняты на весь срок, пока будет рассматриваться данное уголовное дело в суде. Обычно дела, в которых действуют присяжные заседатели, не рассматриваются в течение 10 дней, дело может длиться около двух месяцев и больше. Суд выплачивает присяжным обязательную зарплату за счет средств федерального бюджета в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда - это называется компенсационное вознаграждение. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта с письменным заявлением о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели и об исключении из указанных списков или исправлении неточных сведений. После чего орган исполнительной власти субъекта принимает решение о том, исключить ли гражданина из списков или нет, однако изменения и дополнения, которые вносятся в общий список кандидатов, опять же также должны быть опубликованы в средствах массовой информации. Но прямого ответа на вопрос, как отказаться от предложения стать присяжным, нет.

Какие дела поручают суду присяжных

В Российской Федерации есть Уголовно-процессуальный кодекс, который в 42-й главе «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей» определяет весь порядок - как должно рассматриваться то или иное дело, когда в нем участвуют присяжные заседатели. В нашей Конституции определено, что каждый обвиняемый по уголовному делу, которому грозит назначение такого наказания, как пожизненное лишение свободы или смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей. Есть достаточно много статей, которыми предусмотрено пожизненное лишение свободы в виде наказания, и если обвиняемый по данным статьям хочет, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных заседателей, то отказать ему не могут. Сюда входит убийство при отягчающих обстоятельствах, вторая часть 105-й статьи; организация преступного сообщества, четвертая часть; изнасилование, ответственность за которое предусмотрена пятой частью; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, государственного или общественного деятеля и так далее (см. статью 31, часть 3, пункт 1 УПК). Во-первых, здесь присутствуют все посягательства на жизнь, а у нас их три. Кроме этого, присутствуют убийства при отягчающих обстоятельствах, потому что это самые тяжкие преступления. Здесь присяжные заседатели с человеческой точки зрения могут ситуацию проиграть и рассмотреть.

Как присяжные принимают решение

Когда дела рассматриваются присяжными заседателями, бывает, что с ними пытается говорить сторона защиты. Это непрофессионализм и, как правило, такого не допускают. Бывает, что и следствие, и прокуратура пытаются договориться с присяжными заседателями. Но против этого действует строгий порядок, который запрещает и стороне обвинения, и стороне защиты встречаться с присяжными заседателями, а если присяжного уличат в встречах, то он получит отвод. Родственники обвиняемых и потерпевших стараются даже не ездить в лифте с присяжными заседателями. Присяжные должны руководствоваться только своими убеждениями - других вариантов нет.


Представим себе ситуацию, когда убийство происходит из-за ревности без состояния аффекта.Человек обвиняется в преступлении, которое он совершил по мотиву ревности, убив сразу двух человек: свою жену и ее любовника. Понятно, что это неравноценно убийству двух и более лиц, совершенному из корыстных побуждений. Присяжные заседатели, когда принимают решение, виновен человек или невиновен, основываются на своем внутреннем убеждении, которое сформировалось исходя из того, что они видели и слышали. И тут должен хорошо сработать адвокат. Многие адвокаты, когда принимают участие в делах с присяжными заседателями, берут уроки актерского мастерства, потому что в их задачу входит объяснить людям, которые не обладают профессиональными знаниями, всю сложившуюся ситуацию. Причем объяснить ее практически на пальцах, чтобы каждый понял, и, естественно, внушить слушателям какие-то эмоции, ведь присяжные заседатели не отталкиваются, как судья, от сухих фактов закона. Они принимают решение душой и сердцем, а значит, адвокат должен сделать все возможное, чтобы доказать невиновность своего подзащитного. То же самое относится к прокурорам, потому что они должны доказывать обратное, когда обращаются к присяжным заседателям и объясняют им, почему было принято то или иное решение. Просто сухих фактов, как в обычно суде, будет недостаточно, должна быть эмоциональная окраска всего происходящего.

Аргументация решения суда присяжных

Присяжные не должны аргументировать свое решение. Они все принимают присягу и у них есть четко поставленные вопросы, на которые они четко отвечают. Периодически присяжных удаляют из зала суда, когда начинают обсуждаться какие-то процессуальные вопросы. В 339-й статье УПК формулируются вопросы к присяжным: доказано ли, что деяние имело место, доказано ли, что деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния, а если виновен, то заслуживает ли он снисхождения? И если присяжные разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ, - все всегда толкуется в пользу обвиняемого. Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора (348-я статья). Решение суда присяжных обязательно, в России оно полностью учитывается. Если есть вердикт суда присяжных о невиновности, то суд на следующий день постановляет оправдательный приговор. Но пересмотр этого дела, пересмотр этого решения может двигаться дальше в том же порядке, который установлен для всех остальных дел, и возможно прохождение всех инстанций.


Противники суда присяжных

Противники суда присяжных есть, потому что многие считают, что у кухарок и шоферов не хватит интеллекта, чтобы принять решение. Но в данной ситуации не требуется никаких знаний, не требуется каких-то интеллектуальных усилий: человек понимает душой и сердцем, ведь душа и сердце есть у всех. И если это граждане нашего общества, почему мы должны их делить по какому-то принципу и считать, что они не имеют права участвовать в отправлении правосудия? Если у нас есть такая возможность и она дается нам законом, то почему мы не можем это реализовывать? Если решение должно было бы приниматься только профессионалами, то суда присяжных заседателей просто бы не было. Считается, что суд присяжных заседателей подкупается и они выносят оправдательные вердикты специально. Но в таком случае можно то же самое сказать и про судей, и про прокуратуру, и про следствие. Хорошо, что есть суды присяжных заседателей, потому что есть дела, которые очень похожи друг на друга, однако в них есть дифференцирующий момент, мотив, который полностью меняет всю ситуацию. Для судьи это тоже имеет значение, но судья в этой ситуации может руководствоваться только буквой закона. А присяжные руководствуются не буквой закона, не сухими фактами, а своим отношением к происходящему. Суд присяжных заседателей должен быть, потому что есть определенные категории дел, где это очень важно.

Реформа суда присяжных

Вскоре грядут реформы, которые немного расширят полномочия присяжных заседателей. Они уменьшат количество присяжных - их будет 6, максимум 8. Суд присяжных после реформы будет не только в федеральных, но и в других судах, и созываться он будет уже по таким вопросам, как, например, причинение смерти по неосторожности (различные варианты 109-й статьи), причинение вреда здоровью. Если поменяется список преступлений и возможностей для рассмотрения дел судом присяжных заседателей станет больше, это положительно повлияет на осуществление правосудия.

Причинение смерти по неосторожности сейчас не может рассматриваться судом присяжных, потому что оно не подразумевает такого наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Но причинение смерти по неосторожности может совершить каждый из нас. Вообще совершить неосторожное преступление может каждый человек, никто от этого не застрахован. И в этой ситуации иногда нам просто необходима помощь присяжных заседателей, которые с учетом своего жизненного опыта, своей гражданской позиции могут помочь в решении этого вопроса. Иногда грань между преступным и непреступным очень тонкая. Например, лицо не предвидело, что своими действиями причинит смерть, хотя должно и могло предвидеть. А если оно хотя бы не должно или хотя бы не могло этого предвидеть? Всего лишь маленький момент - и преступления нет. Иногда эта грань такая тонкая, что непонятно, как это произошло. Может быть, человек повесил санки за окно, а они в итоге, из-за того что гвоздик в связи с погодными условиями отвалился, кому-нибудь упали на голову и причинили смерть. Человек все-таки виноват, потому что не надо было вешать эти санки, но, с другой стороны, есть ведь еще варианты. Если дело расследовалось правильно, то можно установить факты, которые могут смягчить в данной ситуации положение обвиняемого. Допустим, он повесил на совсем плохой гвоздь, или наоборот, забил конкретные болты, и если бы кусок стены не отвалился, то санки бы не упали. Надо смотреть на эти ситуации и оценивать: а была ли вина? Вдруг не было?

Есть преступления, в которых участвуют так много факторов, что в итоге оно становится возможным. Оценить все эти факторы - это как раз задача присяжных заседателей, причем оценить с человеческой точки зрения, потому что мы должны рассматривать ситуации, в которыз совершаются неосторожные преступления, с точки зрения возможностей среднего человека. Сейчас они рассматриваются и оцениваются только судом, а если бы в этом участвовал суд присяжных заседателей, то, может быть, и сам обвиняемый бы понимал, что к его делу подошли не формально и шаблонно, а вдумчиво и с разных сторон. Может быть, тогда бы у него возникло определенное чувство справедливости.