Конституционные культурные права. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в российской федерации Культурные права граждан рф по конституции статьи

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование , свобода преподавания (академическая ), свобода творчества , право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Таким образом, К.п.ч. включают как социальные (), так и личные () права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Юридическая энциклопедия

    культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода… … Большой юридический словарь

    Особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… …

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    - (см. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

    Впервые упоминались с приходом демократии в 1958 году (краткий 3 летний период демократизации, 1945 8). Некоторые правозащитные организации, критикуют правительство Венесуэлы по вопросам соблюдения прав человека, включая ситуацию со свободой… … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Международные акты о правах человека. Сборник документов , . Цель сборника - ознакомить читателя с наиболее полным сводом международных актов о защите прав человека, принятых на универсальном и региональном уровнях. Сборниксостоит из трех частей. Часть…
  • Вчера наступает внезапно. Психодрама и культура повседневности , Е. Л. Михайлова. Эта книга - едва ли не первая попытка рассмотреть помогающие практики как зеркало, в котором отражаются культурные, исторические и социальные процессы. Человек, прибегающий к помощи…

Введение

Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих
возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, любой современный человек в полной мере использует свои культурные права в течение всей своей жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы - культурные права – неотъемлемая часть современной жизни. И чтобы извлечь максимальную пользу, нужно подробнее рассмотреть тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина».

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина.

1.1 Понятие «права человека».

Возникновение понятия "права человека", осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993г.).

Права человека это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.

1.2 Права человека. Права гражданина.

Не очень лестный приговор.

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Кто гражданин страны родной?

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Тема курсовой работы звучит как «Культурные права и свободы человека и гражданина». Не случайно выделены понятия «Человек» и «Гражданин». В обиходе их используют на равных, не вдаваясь в суть и значение каждого из понятий. В этом параграфе мы рассмотрим определения терминов «Человек» и «гражданин», их особенности, некоторые исторические справки об этих понятиях, а так же чем отличаются «права человека» от «прав гражданина».

Человек социальная природа

Человек - один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

Человек - по И.Т.Фролову - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

1.2 Культурные права человека.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.

Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять "творчеству", направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая "культурная" деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ об авторском праве и смежных правах, в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г. и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

Признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

Обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

Гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

Гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Целям сохранения и развития Музейного фонда Российской Федерации и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. Закон, в частности, устанавливает, что ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35).

Человек и гражданин

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты, откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

В данной главе мы разберем понятия «Человек» и «Гражданин», их определения, особенности, а так же некоторые исторические справки об этих понятиях.

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа , так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

ГРАЖДАНИН (гр. polites; лат. civis; англ. citizen; фр. citoyen) - 1) как субъект гражданского права, участник регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Г. в гражданском праве выступает в качествефизического лица (см. также Дееспособность гражданина; Имущественная ответственность гражданина; Правоспособность гражданина; Предпринимательская деятельность гражданина). Правовой статусгражданина как субъекта гражданско-правовых отношений детально урегулирован гл. 2 ГК РФ*. Г. (физические лица) приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются не только к отношениям с участием граждан РФ, но и к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) в публичном праве лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности, установленные законами данного государства (см. также Гражданство; Подданство). Понятие «Г.» сложилось еще в античном мире и обозначало лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с законами. Как субъект публично-правовой деятельности в демократическом государстве Г. является одновременно и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Конституционный статус Г. позволяет ему участвовать в общественной жизни и выявлять свое «гражданское бытие». В Конституции РФ* закреплены права Г. участвовать в управлении делами государства (ст. 32); собираться мирно, проводить собрания и демонстрации (ст. 31); обращаться в государственные органы, и органы местного самоуправления (ст. 33); им гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29); Г. имеют право на объединение (ст. 30). Публичное право формирует и закрепляет основные правовые отношения между Г., обществом и публичными учреждениями.

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Основной официальной формой устного и письменного обращения в СССР было слово «товарищ ». Обращение господин/госпожа были советской властью отменены и считались антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане» , «гражданка» , «гражданочка» . Обрашение «гражданин» - в отличие от «товарищ» - подчёркивало дистанцию между людьми (так, «гражданами» заключённые должны были именовать охрану).

Человек - статус биологический, гражданин – правовое понятие

4. Обязанности человека и гражданина

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права,- писал Гегель,- лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убей», право собственности - обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

Список литературы, Интернет-ресурсы:

http://www.pravoteka.ru/

http://ru.wikipedia.org/


Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003г. с. 122-123

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.141

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА М–НОРМА, 1997. с.213

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.218

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

  • – право на образование (ч. 1 ст. 43);
  • – свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • – право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
  • – право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
  • – свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование . Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания , особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды - долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.


Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно : гражданского, трудового, семейного и др.

Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). - Мн.: «Амалфея», 2004.

Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. - Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. - Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. - Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. - Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 - 62.

Человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи - возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае - понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

Свобода совести

Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это - одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов - бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.