Материальная ответственность военнослужащих при исполнении. Законодательная база российской федерации. Президент Российской Федерации

Для регламентирования прав военных служащих Российской Федерации был принят закон о материальной ответственности.

12 июля 1999 года, Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» и одобрен Советом Федерации. Это устав, который определяет случаи частичной материальной ответственности, полной фактической ответственности, стоимость ущерба и процесс возмещения.

В законе сказано, что вооруженные силы и другие войска, формирования и органы военной службы привлекаются к материальной ответственности. При использовании имущества государства, переданного в пользование или хранение, органы военных служб обязаны бережно относиться к оборудованию, технике, оружию и другим материальным вещам.

Военнослужащие несут ответственность за ущерб, умышленно причиненный по их вине. Вред, который был нанесен имуществу по приказу командира не подразумевает материальное возмещение.

Последние изменения в Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» вносились 12 июля 2017 года.

Подробнее ознакомиться с положениями закона и скачать его актуальный текст можно

Изменения в законе о материальной ответственности военнослужащих

Последняя редакция ФЗ о материальной ответственности затронула третий абзац статьи №5, в котором говорится, что к полной фактической ответственности привлекаются лица, которые причинили ущерб в результате преступных действий или бездействия. Решение озвучивается приговором суда.

Федеральный Закон о материальной ответственности подразумевает привлечение к возмещению, в течении трех лет со дня обнаружения ущерба. Данные изменения были внесены в закон 5.07.2017 года и вступили в силу 12.07.2017 года.

Если военнослужащий призван или выполняет службу по контракту, возмещение причиненного вреда не может составлять более одного оклада средней месячной заработной платы.

Виды фактического ущерба — использование, хранение, транспортировка, хищение и непредусмотренная затрата лишних денежных средств.

Для военнослужащих, занимающих такие должности, как командир или начальник, возмещение вреда составляет три оклада средней месячной заработной платы. В случаях незаконных действий, таких как:

  • увольнение сотрудника;
  • перевод на другую работу;
  • назначение работника на должность с несоответствующей квалификацией, привлекаются по статье №4.4 ФЗ-161.

Возмещение ущерба в полной мере предусматривается следующими примерами:

  • имущество передано на временное пользование под отчет для хранения, перевозки и использования;
  • хищение, умышленные незаконные действия;
  • по вине служащего были затрачены денежные средства бюджета;
  • ущерб был причинен в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Данные действия влекут за собой полную ответственность в денежной эквиваленте, по статье №5 ФЗ-161.

Возмещение вреда определяется по фактическим потерям, на основании учетно-отчетных данных имущества военной части. Цена за оборудование такое как боеприпасы, техника и оружие определяется государством. Учитывается степень износа и себестоимость на день обнаружения ущерба. В случае незаконного назначения на военную должность, ответственное лицо возмещает затраты, в размере заработной платы такого сотрудника (глава III, статья №6 ФЗ-161).

При обнаружения повреждения или потери имущества необходимо провести административное расследование, с целью выявления причины и виновного. Взыскание происходит путем удержания суммы из заработной платы сотрудника и издания соответствующего приказа.

Ущерб может быть покрыт полностью или частично с письменного заявления военнослужащего (статья № 10 ФЗ-161).

Сумма штрафа и оценка размера возмещения за причиненный вред может быть снижена в исключительных случаях — по заключению судебной экспертизы или на основании приказа вышестоящего лица (командира).

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе . В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего . Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.

ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная МО наступает в случаях :

  1. При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.

    Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.

  2. Материальная ответственность военных по контракту, если виновным лицом признан военнослужащий-контрактник. Объективная сторона правонарушения состоит в нанесении ущерба в сфере уплаты воинской частью штрафов (в частности, вследствие неоправданного простоя транспортных единиц), а также во внесении заведомо недостоверных сведений в документацию, касающейся уплаты налогов и иных обязательных выплат.

    Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.

  3. При совершении правонарушения командиром, чьи приказы или распоряжения идут вразрез закрепленным документально порядком использования, перевозки, учета материальных ценностей. Объективная сторона (при том же субъектном составе) может также состоять в ненадлежащем обеспечении сохранности вверенного имущества. Сумма, подлежащая возмещению, не должна превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет за тот же срок.
  4. Если субъектом правонарушения выступает командир, допустивший нарушения кадровой политики, повлекшей перерасход средств. Речь может идти о незаконном перемещении в любом сегменте служебной иерархии – вплоть до незаконного увольнения. Размер МО не должен превышать размер трехмесячного должностного оклада и надбавок по выслуге лет за аналогичный период.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161 . Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование» . Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К МО привлекаются за :

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности :

  • возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО . Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать :

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.

Субъектный состав (стороны договора) . В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.

На балансе вооруженных сил, принадлежащих Российской Федерации значится немалое количество разнопланового характера техники и имущества. Они переданы сообразно Федеративного закона «Об обороне» воинским формированиям для применения в решении поставленных задач.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но военная техника и имущество есть собственность государства. Акт был испущен законодателем 31 мая 1996 года за номером 61-ФЗ. Одним из приоритетных обязанностей военнослужащих является обязанность беречь народное достояние.

Правовые основы

Под понятием «материальная ответственность военнослужащего» подразумевается учрежденная законодателем обязанность служащих вооруженных сил всех типов формирований покрытия нанесенного урона.

В целом вопросам касательно компенсации ущерба посвящен Федеративный закон «О материальной ответственности военнослужащих», изданный 12 июля 1999 года под номером .

Сообразно указаниям законодателя материальная ответственность на военнослужащего возлагается, если числящемуся на балансе воинской части имуществу ими нанесен реальный ущерб.

В акте разъяснен правила относительно порядка его компенсации, методика установления размеров, выявления степени вины служащего воинского подразделения. В нем установлен круг лиц, которые в силу ряда причин не могут быть привлечены к ответу за причинение ущерба.

К ним относятся:

  • выполнение приказаний командования;
  • осуществление аргументированных поступков;
  • признание мотивов риска, связанных с несением военной службы;
  • воздействие силы, которую невозможно преодолеть.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб причиненный государству зависит от уровня обеспечения сохранности военного снаряжения, техники и оборудования, госимущества, которое является общенародным наследием.

В то же время оно составляет материальную основу всемогущества вооруженных сил, которые охраняют государство от внешнего вмешательства.

Помимо указанного выше акта вопросы относительно МО предусмотрены в ряде актов, таких как:

За что привлекаются

Служащих воинских формирований можно обвинить за совершенное ими имущественное правонарушение.

Оно характеризуется как противозаконное поведение, в результате которого был причинен реальный ущерб. Как правило, оно проявляется в действии или бездействии военнослужащего. Но их должна быть документально подтверждена.

Если ущерб был нанесен в ходе исполнения воинских обязанностей при прохождении службы, то военнослужащий несет ответственность согласно указаниям вышеуказанных актов.

Если ущерб был нанесен в то время, когда он не находился при исполнении, то военнослужащий должен ответить соответственно предписаниям гражданских законодательных актов РФ.

Например, в воинской части произошло хищение боекомплектов гражданскими лицами при участии военнослужащего. В сложившейся ситуации его вина заключается в активном действии.

Если он не участвовал в совершении хищения, но не предпринял никаких мер в предотвращении хищения, то привлекается за бездействие.

Под реальным ущербом подразумевается полная потеря военного имущества, вследствие его уничтожения или повреждения, расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества.

Что касается финансовых средств, то ущерб заключается в расходах, которые существенно превышают потребности воинских частей.

К ним относятся:

Под полной утратой имущества подразумевается невозможность его использования в результате его неимения в наличии помимо воли собственника, своевременного непринятия действенных мер по его сохранению. К примеру, имущество было похищено, поэтому не предоставляется возможным его использовать.

Под поврежденным имуществом понимается приведения его в негодность с полной или частичной потерей полезных качеств. Ущерб может быть нанесен имуществу в результате его разрушения, поджигания.

Полная и ограниченная

Под понятием «ограниченная материальная ответственность» подразумевается ущерб, который военнослужащий нанес имуществу по неосторожности во время выполнения им воинских обязанностей.

Она распространяется на всех военнослужащих без исключения, включая лиц, поступивших на службу на контрактной основе.

Материальная ответственность военнослужащих по контракту должно быть возмещено в зависимости от размера нанесенного ими ущерба.

Но он не должен превысить размер получаемых ими за месяц службы удвоенного оклада денежного довольствия и начисляемых за выслугу лет надбавок. При этом они могут быть привлечены к МО за причиненный ущерб, если была выявлена их вина.

Полная материальная ответственность это мера понуждения, заключенная во взыскании с виновных лиц нанесенного военному имуществу урона.

Военнослужащий привлекается к ней, если он был подотчетен вышестоящему чину за хранение военного имущества, его транспортировку, по распоряжению им или пользованию для выполнения конкретных заданий командования.

К ней привлекаются, если было выявлено:

  • действие или бездействие, расцененные как преступное деяние, которое предусмотрено уголовным правом РФ;
  • намеренное разрушение и приведение в негодность военного снаряжения;
  • расхищение и непозволительное израсходование материальной базы;
  • предумышленные действия, которые повлекли за собой определенные траты на лечение пострадавших лиц в медицинских учреждениях, включая военные;
  • прочие виды сознательного образа действий или бездействий, отмеченные в уголовном праве как противоправные.

В обязанности командования воинских частей входит взыскание ущерба с виновных лиц. Им следует назначить служебное дознание с целью выявления размеров причиненного ущерба, установления причинной связи между ним и проступком военнослужащего, степень его вины.

Если они не предприняли никаких мер, то с них взыскивается штраф в размере одного оклада довольствия в денежном эквиваленте и назначаемой за выслугу лет надбавки за выслугу, начисляемых за месяц службы.

Сообразно указаниям законодательных актов вина может быть выражена в качестве:

  • уплаты штрафа за вынужденный простой транспортных средств, например, контейнеров, вагонов железнодорожных составов;
  • преувеличения объемов произведенных работ;
  • внесение в бюджет государства налогов и обязательных платежей с отставанием.

Договор

Прямой обязанностью военнослужащего является обеспечение сохранности вверенного ему имущества. Он должен бережно относиться к нему, своевременно принимать меры по устранению вероятности причинения ему ущерба. Безусловно, он должен приложить все усилия, чтобы вверенное ему имущество находилось в исправном состоянии.

Одним из главных задач командование воинской части является создание условий для нормального исполнения воинских обязанностей военнослужащим, обеспечивая при этом сохранность имущества.

В противном случае взыскать с него причиненный имуществу ущерб командованию не удастся или он сможет возместить только некую часть.

Предпринятые командованием меры должны быть отражены в договоре, чтобы впоследствии не возникли непредвиденные ситуации. Служащий военной части должен быть ознакомлен с перечнем вверяемого ему имущества, условиями его содержания в надлежащем виде.

В договоре необходимо сделать пометку о неразглашении военнослужащим сведений о средствах вооружения.

Он должен своевременно поставить в известность командование войск о неисправности военного снаряжения, с помощью которых военнослужащий несет свою службу. Если ущерб был нанесен, то ему следует оказать содействие в служебном расследовании,.

Командование должно внести в договор права и обязанности сторон, способы возмещения ущерба, обстоятельства, принудившие к его подписанию. Он должен быть подписан заинтересованными сторонами, на нем необходимо проставить дату его подписания. Договор скрепляются печатью воинской части.

Приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащих

Как правило, командование воинской части издает приказ, по которому военнослужащий призывается к ответу за причиненный им ущерб.

В сложившейся ситуации с его денежного довольствия удерживаются некие суммы. Но так командование может поступить, если размер ущерба не превышает один оклад месячного довольствия военнослужащего.

Приказ подлежит изданию со дня:

  • завершения служебного расследования;
  • получения решения судебного органа;
  • предоставления материалов проверки факта наличия ущерба.

По общепринятым правилам исковое заявление о том, чтобы с военнослужащего взыскали причиненный им ущерб в судебный орган, должен подать командир воинской части.

Военнослужащий имеет право обжаловать приказ своего командира путем подачи рапорта в вышестоящую инстанцию или в судебный орган.

В период судебного разбирательства с него продолжается удержание, за счет которого компенсируется ущерб. Если судебный орган оправдает военнослужащего, то ему возвращаются все удержанные с него денежные отчисления.

Порядок

Командование имеет возможность привлечь к ответственности военнослужащего по приказу, если размер причиненного ущерба не более величины должностного оклада и надбавки, устанавливаемого за выслугу лет.

В противном случае процедура привлечения к МО должно проводиться исключительно в судебном порядке. Последовательность проведения процедуры привлечения к МО военнослужащего утверждено предписаниями вышеуказанных актов.

Сообразно им командованию необходимо:

  • провести административное расследование;
  • установить размер ущерба в денежном эквиваленте;
  • взыскать с военнослужащего ущерб, осуществляя контроль над исполнением приказа или постановления судебного органа.

Как правило, на проведение служебного расследования отводится месячный срок, который может быть продлен при возникновении новых обстоятельств дела.

В его ходе устанавливается личность виновного лица, причина его проступка, степень деяния. Расследование можно не проводить, если указанные детали были установлены в ходе судебной тяжбы.

Размер ущерба должен быть установлен на основе невосполнимых убытков, понесенных воинской частью. В расчетах учитываются рыночные цены, которые функционируют в ее местоположении.

Для производства подсчетов стоимости ущерба назначается государственными органами специальная комиссия. Как правило, стоимость подсчитывается с учетом степени износа имущества.

Он находится по нормам, которые актуальны на день, когда был выявлен ущерб. Но в любой ситуации размер ущерба должен быть соразмерен стоимости, вышедшего из строя имущества для предъявления обвинений.

Если в нанесении ущерба стали виновны несколько военнослужащих, то размер ущерба должен быть разделен на всех в зависимости от возложенного на каждого вида материальной ответственности. С каждого виновного лица взыскивается определенная часть убытка с учетом степени его проступка.

Чтобы установить размер удержаний необходимо использовать в расчетах должностной оклад, начисляемую за выслугу лет надбавку на день издания приказа или вынесения постановления судебного органа. Ущерб взыскивается на основании приказа, который издает командир воинской части.

Материальная ответственность военнослужащих – это вид юридической ответственности, подразумевающей полное или частичное возмещение лицом нанесенного государству ущерба. В процессе несения службы гражданину вверяется техника, оружие и другие материальные ценности, за которые он отвечает.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащего

Материальная ответственность военнослужащего может быть ограниченной или полной. Привлечь к ограниченной ответственности могут в таких случаях:

  • - Вред, причиненный по неосторожности, военнослужащими-контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы, должен быть компенсирован в размере нанесенного ущерба, но не более чем 1 оклада месячного содержания и надбавки за выслугу лет. Для солдат срочной службы сумма не должна быть больше двух окладов месячного содержания.
  • - Контрактники, виновные в нанесении ущерба, вызванного уплатой штрафов за простои техники, вагонов или судов, заведомо завышающие объемы выполненных работ и несвоевременно внесшие налоги или другие бюджетные платежи обязаны возместить материальный ущерб. Сумма компенсации не может превышать двух окладов и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • - Командиры, исполнение приказов которых привело к нарушению порядка учета, хранения, применения и расходования имущества, которые не смогли предотвратить его хищение и порчу, обязаны компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не более одного оклада и надбавки за выслугу.
  • - Начальник воинской части, виновный в незаконном увольнении, переводе на другую работу военнослужащих или гражданских сотрудников, назначении на должность, которая не предусмотрена штатным расписанием, в также ряде других действий, несет материальную ответственность в размене трех денежных месячных содержаний и трех доплат за выслугу лет.

Такие меры финансовой ответственности призваны воздействовать на военнослужащих российской армии с целью предотвращения более серьезных нарушений законодательства.

Полная материальная ответственность

Основанием для привлечения в полной материальной ответственности могут быть ситуации, когда ущерб нанесен:

  1. Ответственным лицом, которому под отчет было передано для хранения, транспортировки и распределения имущество;
  2. Бездействием или действием военнослужащего, содержащим признаки уголовно-наказуемого преступления;
  3. Умышленной порчей, повреждением или незаконным использованием вверенного имущества, не зависимо от того, попадают ли данные деяния под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ;
  4. Деяниями, повлекшими затраты на лечение в медицинских учреждениях лиц, пострадавших от действий военнослужащего;
  5. Военнослужащим российской армии, который выполнял свои функции в состоянии алкогольного, токсического или наркологического опьянения (при условии, что до такого состояния он бы доведен добровольно).

После обнаружения вреда, следует провести административное расследование, которое позволит выявить виновное лицо и основания привлечения военнослужащего к материальной ответственности.

Порядок и сроки проведения расследования

Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:

  • - установить основания для привлечения к ответственности;
  • - определить причины возникновения нарушения законодательства;
  • - выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.

Проведения подобных действий можно избежать, когда недостача или нарушение были установлены судом или выявлены в результате проведения ревизии, проверки или следственных действий.

Порядок возмещения ущерба

Возмещение нанесенного ущерба, размер которого не превышает одного оклада и надбавки, производится по приказу командира части путем удержания из денежного довольствия лица виновного в причинении материального ущерба.

Если возникает вопрос о компенсации более серьезного вреда, то он решается исключительно судом. Исковое заявление подается командиром воинской части.

Приказ должен быть издан в 14-дневный срок после проведения расследования, вступления в законную силу решения суда, получения материалов и актов ревизии. С его содержанием нарушителя знакомят под роспись. Приказ должен быть принят к исполнению не позднее семи дней с момента его издания.

Такой приказ может быть обжалован вышестоящему командиру или в судебный орган. Важно помнить, что оспаривание не приостанавливает удержание материальных средств. Последующее изучение материалов должно дать ответ, правильно ли определены основания для привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Удержание из денежного довольствия правонарушителя, которое осуществляется по решению суда, выполняется на основании исполнительного листа.

Как осуществляется удержание денежных средств?

Удержание средств производится из ежемесячного денежного довольствия военнослужащего. Размер не может превышать 20% при возмещении ограниченной материальной ответственности и 50%, если за нанесенный ущерб полагается полная ответственность.

Если при сложившихся обстоятельствах имеет место удержание средств другого характера, то действующее законодательство РФ не допускает, чтобы они превышали 50 % довольствия. Порядок и очередность снятия средств регулируется Федеральными законами.

При возникновении каких-либо проблем на службе, следует обращаться к юристу, специализирующемуся на военном праве. Он способен дать разъяснения по всем вопросам, и подсказать, как выйти из сложившейся ситуации и отстоять свои права.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного Российской Федерации;

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.